Ответственность за нарушение законодательства о денежной системе

  • автор:

Содержание

Ответственность за нарушение законодательства о денежной системе. Меры по защите денежной системы страны

Бюджетного кодекса РФ, который сделал большой шаг вперед по регулированию бюджетных правоотношений. Бюджетные санкции являются одним из способов обеспечения бюджетной дисциплины, без которой невозможно четкое соблюдение установленных предписаний порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства и местных (муниципальных) образований.

Согласно ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

  • — предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • — блокировка расходов;
  • — изъятие бюджетных средств;
  • — приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • — наложение штрафа;
  • — начисление пени и др.

К иным мерам можно отнести:

  • — сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290);
  • — выплату компенсации получателем бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293);
  • — аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300).

Указ Президента РФ от 21.06.1992 N 636 «О мерах по защите денежной системы Российской Федерации» В целях защиты денежной единицы Российской Федерации — рубля, установления Российской Федерацией контроля над денежным обращением в пределах ее границ и достижения сбалансированности расчетов России с другими государствами, использующими рубль в качестве платежного средства, постановляю:

  • — Осуществлять расчеты по взаимным товарным поставкам между Россией и другими государствами, использующими рубль в качестве платежного средства, в соответствии с международной торговой и банковской практикой, обеспечивающей сбалансированность расчетов и исключающей возможность автоматического кредитования поставок в ущерб экономическим интересам государств — торговых партнеров.
  • — Уполномочить Центральный банк Российской Федерации (Банк России) принять необходимые меры по переводу межбанковских расчетов с государствами, использующими рубль в качестве платежного средства, на принципы, обеспечивающие защиту денежной системы Российской Федерации.
  • — Правительству Российской Федерации совместно с Банком России в двухмесячный срок провести переговоры с государствами, желающими сохранить на своей территории денежную единицу Российской Федерации — рубль в качестве законного платежного средства, о проведении согласованных мер экономической политики.

Справочная информация: «Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

  • Ответственность за совершение налоговых правонарушений (глава 16 НК РФ)
    • Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
    • Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)
    • Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
    • Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
    • Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
    • Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
    • Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
    • Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
    • Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
    • Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
    • Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
    • Ответственность свидетеля
    • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
    • Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
    • Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
    • Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
    • Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
    • Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
    • Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях
    • Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и (или) лицах, их контролирующих
    • Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
    • Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения
    • Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения
    • Непредставление документации по международной группе компаний
    • Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг
    • Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)
    • Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями
  • Ответственность за нарушения банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (глава 18 НК РФ)
    • Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику
    • Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа
    • Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
    • Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа
    • Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
    • Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
  • Ответственность за совершение административных правонарушений в области налогов и сборов (глава 15 КоАП РФ)
    • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
    • Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации
    • Нарушение сроков представления налоговой декларации
    • Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
    • Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику
    • Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)
    • Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
    • Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • Повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • Ответственность за совершение преступлений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах (глава 22 УК РФ)
    • Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
    • Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
    • Неисполнение обязанностей налогового агента
    • Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
    • Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд
    • Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Открыть полный текст документа

Для того, чтобы применить бюджетно-правовую ответственность, необходимо иметь соответствующие основания. Ответственность в бюджетно-правовой сфере может наступить из-за того, что не исполняется (либо некорректно исполняется) порядок составления и рассмотрения проектов бюджета, утверждения бюджета и контролирование его исполнения, установленные бюджетными законодательствами. На основании этого можно сказать, что причиной привлечения субъектов к бюджетно-правовой ответственности служит факт наличия бюджетных правонарушений.

Определение 1

Бюджетными правонарушениями являются общественно-опасные, противоправные деяния, которые запрещены на уровне бюджетного законодательства Российской Федерации. Они могут являться причиной для применения к правонарушителям принудительных мер.

В данном перечне содержатся важнейшие признаки бюджетных правонарушений:

  1. Факт противоправности, который может выражаться нарушением установок, указанных в бюджетном законодательстве. Общественной опасностью бюджетных правонарушений является причинение умышленного вреда таким организациям, как государство и общество.
  2. Факт виновности, означающий, что бюджетные правонарушения совершаются предумышленно или случайно. Необходимо учесть тот факт, что указанные признаки не во всех случаях могут являться обязательными при составлении характеристики бюджетных правонарушений. В 28 главе Бюджетного кодекса не указывается обязательность установления вины правонарушителей на время того, как в их отношении применяются принудительные меры. Инструкция порядка того, как Федеральным казначейством применяются принудительные меры относительно правонарушителей БЗ РФ, вводит также бюджетные ответственности субъектов, которые напрямую невиновны в том, что было совершено бюджетное правонарушение. В случае, если субъекты, которые нарушили законодательство, это бюджетные учреждения, то несение субсидиарной ответсвенности насчет обязательств, которые вытекают на основании факта нарушения правил, полностью лежит на главном распорядителе средств федеральных бюджетов. К нему могут применяться такие принудительные меры, как изменение или уменьшение бюджетного объема тех средств, которые были утверждены на соответствующие финансовые года, но израсходовались не в соответствии с целевым назначением.
  3. Факт наказуемости деяний — совершение бюджетных правонарушений может повлечь за собой применение бюджетно-правовых санкций.

Для того, чтобы привлечь субъекта, вовлеченного в бюджетные отношения, к бюджетно-правовой ответственности, нужно иметь состав бюджетных правонарушений в качестве частных случаев финансовых правонарушений.

Понятия в бюджетных правонарушений

Определение 2

Бюджетные правонарушения — это юридический факт, влекущий за собой появление охранительного правоотношения. Бюджетные правонарушения являются сложными образованиями. По своей структуре бюджетное правонарушение является сложным образованием. Финальные составы финансовых правонарушений могут констатироваться на основе схемы: от объекта к объективной стороне, от нее к субъективной стороне, а от субъективной — к субъекту. Составными элементами бюджетных правонарушений, сумма которых привлекает правонарушителей к несению наказания, являются объекты, объективные стороны и субъекты.

Определение 3

Объектами бюджетного правонарушения является наличие общественных отношений на основе того, как составляются и рассматриваются проекты бюджета, его утверждение, исполнение, контроль исполнения.

Определение 4

Объективная сторона состоит из вреда, который был причинен правонарушением, наличие противоправных действий в поведении правонарушителей и наличие причинной связи поведения и вреда. Объективные стороны бюджетных правонарушений состоят в том, что совершаются противоправные действия, список которых изложен в 283 статье Бюджетного Кодекса РФ. Ежегодно принимаются законы федерального бюджета, где также можно найти перечень противоправных деяний относительно сферы бюджета.

Определение 5

Субъект бюджетного правонарушения — территориальный субъект, пользующийся бюджетным правом или орган гос. власти и местного управления. Полную ответственность за нарушение бюджетного кодекса несут юридические и физические должностные лица (эти правила можно найти в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Российской Федерации, которые также содержат ссылки на соответствующие статьи в Бюджетном кодексе).

Определение 6

Субъективной стороной в бюджетных правонарушениях являются психические отношения субъектов к действиям или бездействиям идущим против законодательства и их непосредственные последствия. Бюджетное право предусматривает виновные и безвиновные ответственности.

Как упоминалось ранее, в бюджетном законодательстве не содержатся прямые указания виновности или невиновности правонарушителей. Ответственность на уровне бюджетно-правовых обязательств имеет место в случае, когда отсутствует субъективная сторона бюджетных правонарушений. Таким образом, ограниченные составы правонарушений оказываются достаточными основаниями для несения ответственности на бюджетно-правовом уровне. Но отсутствие полноценного состава правонарушений не освобождает от бюджетно-правовой ответственности. В данной ситуации необходимо обращать внимание не на саму ответственность, а на обязательство возмещения вреда.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Состав бюджетных правонарушений

Бюджетный кодекс содержит около 40 единиц состава бюджетного правонарушения. Статья 283 “Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации” в Бюджетном кодексе содержит около 22 абзацев, перечисляющих некоторые из видов бюджетного правонарушения:

  • факт неисполнения законов(решений) относительно бюджета; факт нецелевого использования средств из бюджета;
  • факт неперечисления средств из бюджета получателю;
  • факт неполного перечисления средств из бюджета получателю;
  • факт несвоевременного перечисления средств из бюджета получателю;
  • факт несвоевременного зачисления денежных средств на счета получателя;
  • факт несвоевременного предоставления отчета или сведений другого характера, которые связаны с бюджетными средствами;
  • факт несвоевременного доведения до лиц, являющихся получателями бюджетных средств, уведомлений, бюджетных ассигнований;
  • факт несвоевременного доведения до лиц, получающих бюджетные средства, уведомлений насчет лимитов бюджетного обязательства;
  • факт несоответствия уведомления бюджетного ассигнования и лимитов, установленных для бюджетного обязательства, которые утверждены расходами и бюджетной росписью;
  • факт несоблюдения обязательных отчислений дохода бюджета государственного внебюджетного фонда или других источников поступления денежных средств в систему бюджета Российской Федерации;
  • факт несвоевременного исполнения платежного документа для перечисления денежных средств, которые подлежат зачислениям на бюджетный счет и в государственные внебюджетные фонды;
  • факт несвоевременного представления проекта бюджета и отчета исполнения бюджета;
  • факт отказа от подтверждения принятых бюджетных обязательств, помимо основания, которое может быть установлено в Бюджетном кодексе;
  • факт несвоевременного подтверждения бюджетного обязательства, а также несвоевременного осуществления платежа на основании подтвержденных бюджетных обязательств;
  • факт финансирования расхода, который не включен в отчет по бюджету;
  • факт финансирования расхода в размере, который превышает расход, являющийся частью бюджетной росписи и утвержденного лимита;
  • факт несоблюдения нормативов в области денежных трат для оказания услуг государственного или муниципального характера;
  • факт несоблюдения предельного размера дефицита бюджета, государственных или муниципальных долгов и расхода на услуги обслуживания государственных и муниципальных долгов, которые установлены в Бюджетном кодексе; факт открытия счета бюджета в филиале кредитной организации, учитывая то, находится ли в наличии на указанной территории Банк России, который может обслужить счет бюджетных систем РФ (указанное основание подтверждается постановлением под номером 12-П);
  • несоблюдение главным распорядителем средств из федеральных бюджетов, который представляет в суде интересы РФ, срока, на который в Министерство Финансов России направляется информация касательно рассмотрения дела в суде, который установлен на основании 2 пункта 242,2 статьи Бюджетного кодекса;
  • факт несвоевременного или неполного исполнения судебных актов, которые предусматривают то, что взыскание обращается в бюджетные средства бюджетных систем России. Данная статья также указывает возможность наличия других оснований на основе Бюджетного кодекса и федеральных законов.

Помимо перечисленных фактов бюджетного правонарушения, присутствующих в Бюджетном кодексе, существует еще и дополнительный перечень:

  • факт нарушения адресных принципов, в соответствии с 39 статьей;
  • факт отсутствия по прошествии периода в 2 месяца после того, как закон бюджета оформленного договора по поводу выделения бюджетной инвестиции, которая предусматривает участие РФ, ее субъекта или муниципальных образований в факте собственности инвестиции субъекта в соответствии с 3 пунктом 80 статьи;
  • факт несоблюдения письменных форм государственных или муниципальных гарантий, в соответствии с 2 пунктом 115 статьи;
  • факт заключения соглашения между Россией и одним из ее субъектов, который нарушает принципы равенства среди субъектов РФ, другими словами тех, которые содержат нормы, являющиеся нарушающими единый порядок отношений федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с 2 частью 132 статьи;
  • факт блокировки или отмены блокировки расхода в отсутствии наличия разрешительных подписей министра финансов в соответствии с 166 статьей;
  • факт несоответствия проектов закона федерального бюджета требованиям в соответствии со 192 статьей Бюджетного кодекса; факт необеспечения возвращения денежных средств, которые размещены на банковском депозине, в федеральные бюджеты и бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с 3 пунктом 236 статьи
  • факт блокировки бюджетных расходов, обеспечение финансами которых не является связанным с определенным условием (в отсутствие фактов относительного нецелевых использований денежных средств из бюджета) в соответсвии с 4 пунктом 231 статьи Бюджетного кодекса РФ.

Классификация видов бюджетного правонарушения

Классификация видов бюджетного правонарушения может осуществляться на различных основаниях.

Например, на какой стадии находится бюджетный процесс, в котором может быть установлено наличие противоправных действий. Исходя из этого, бюджетное правонарушение может быть классифицировано на 4 группы:

  1. Бюджетное правонарушение, совершаемое на этапе, когда только составляются проекты бюджета, является несвоевременным предоставлением проекта бюджета.
  2. Бюджетное правонарушение, совершаемое на этапе, когда рассматривается и утверждается бюджет, является не соблюдением предельного размера дефицита бюджета, государственных или муниципальных долгов и расходов для обслуживания государственных или муниципальных долгов, установленных Бюджетным кодексом.
  3. Бюджетное правонарушение на этапе, когда исполняется бюджет:
    • факт неисполнения законов или решений относительно бюджета;
    • факт нецелевого использования средств из бюджета;
    • факт неперечисления средств из бюджета на счета получателей;
    • факт несвоевременного перечисления средств из бюджета на счета получателей;
    • факт несвоевременного предоставления отчета или сведений, которые связаны с исполнением бюджетов;
    • факт несвоевременного доведения до сведения получателей уведомления насчет ассигнований из бюджета;
    • факт несвоевременного доведения до сведения получателей информации по поводу лимитов;
    • факт несоответствия бюджетных росписей законам и решениям бюджета;
    • факт несоблюдения обязательного зачисления бюджетных средств в государственный внебюджетный фонд или других источников бюджетной системы Российской Федерации;
    • факт несвоевременного исполнения платежного документа для перечисления денежных средств, которые необходимо зачислить на счет бюджета или государственного внебюджетного фонда;
    • факт отказа подтверждения принятых бюджетных обязательств, помимо оснований, установленных в Бюджетном кодексе;
    • факт несвоевременного подтверждения бюджетного обязательства;
    • факт несвоевременного осуществления платежа или подтвержденного бюджетного обязательства;
    • факт финансирования расходов, которые не включены в бюджетные росписи;
    • факт финансирования расходов в размере, который превышает утвержденный лимит бюджетного обязательства;
    • факт несоблюдения норм финансовых трат на оказание государственной или муниципальной услуги;
    • факт открытия бюджетного счета в кредитной организации при условии наличия отделения Банка России.
  1. Бюджетное правонарушение, которое совершается на подготовительном этапе, когда рассматриваются и утверждаются отчеты исполнения бюджета. Бюджетными правонарушениями будут являться действия несвоевременного предоставления отчета касательно исполнения бюджета.

В зависимости от характера объектов посягательства, бюджетное правонарушение может быть классифицировано на 6 групп:

  1. Факт нарушения порядка функционирования бюджетной системы (факт неисполнения законов или решений касательно бюджета).
  2. Факт нарушения законного права получателей средств из бюджета (факт неперечисления, неполного, несвоевременного перечисления средств из бюджета; факт несвоевременного зачисления или несвоевременного доведения уведомления по поводу бюджетных ассигнований и лимитов бюджетного обязательства).
  3. Факт нарушения доходных частей бюджета (факт несоблюдения обязательств, относительно зачисления дохода бюджета, дохода бюджета государственного внебюджетного фонда или другого поступления в бюджетную систему Российской Федерации; факт несвоевременного исполнения платежного документа для перечисления средств, которые подлежат зачислению на бюджетные счета и в государственные внебюджетные фонды).
  4. Факт нарушения расходной бюджетной части (факт финансирования расходов, которые не включены в роспись бюджета; факт финансирования в размере, превышающем включенный в роспись бюджета и утвержденным ЛБО; факт несоблюдения норматива финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; факт несоблюдения предельного размера дефицита бюджета, государственных или муниципальных долгов и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга; факт нецелевого использования средств из бюджета).
  5. Факт нарушения гарантии того, как выполняются бюджетные обязательства (факт отказа от подтверждения принятых бюджетных обязательств, помимо оснований, которые установлены в Бюджетном кодексе; факт несвоевременного подтверждения бюджетного обязательства; факт несвоевременного осуществления платежа подтвержденных бюджетных обязательств).
  6. Факт нарушения порядка того, как составляются проекты бюджета, бюджетной росписи, ведение отчетов по бюджету и счетов (факт несвоевременного представления проекта бюджета и отчета исполнения бюджета; факт несоответствия бюджетных росписей законам или решениям бюджета; факт открытия счета бюджета в кредитной организации, в случае наличия отделения Банка России).

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Бюджетно-правовая ответственность

Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности

Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой регламентации отношений в области публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.

До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных и региональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, в утратившем силу Законе РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», Положении о Министерстве финансов РФ и Положении о Федеральном казначействе.

Неуклонный рост правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов обусловил включение законодателем в БК РФ охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетно-правовая ответственность, являющаяся институтом бюджетного права, выступает одновременно в качестве разновидности финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.

В БК РФ не дано определения понятию «бюджетно-правовая ответственность», есть только определение нарушения бюджетного законодательства. Согласно ст. 281 БК РФ неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства не сводится только к бюджетно-правовой ответственности. В зависимости от возрастания степени общественной опасности оснований «ответственности за нарушения бюджетного законодательства» в ее содержании выделяются «бюджетно-правовая ответственность», «административная ответственность», «уголовная ответственность».

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства — это обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также суда соответствующих мер принуждения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд статей, устанавливающих административную ответственность за административные правонарушения в финансовой (бюджетной) сфере. Это ст. 15.8 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)», 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», 15.15 «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе», 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами». Перечисленные статьи корреспондируют со ст. 289—291, 304 БК РФ. Кроме того, содержание ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ поглощает содержание ст. 292 «Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением» и 294 «Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств» БК РФ. В результате из 18 видов нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных ст. 289—306 БК РФ, остается 12 видов нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных БК РФ (ст. 293, 295—303, 305, 306), но не названных в КоАП РФ. Эти деяния являются бюджетными правонарушениями, за совершение которых БК РФ предусмотрены, помимо штрафа в соответствии с КоАП РФ, иные меры принуждения, в том числе и меры ответственности.

Таким образом, бюджетно-правовая ответственность — это применение к субъекту бюджетного правонарушения (субъекту РФ, государственному органу, органу местного самоуправления) мер публичного государственного принуждения, выражающихся в установлении отрицательных последствий для нарушителя, которые заключаются в наложении на него дополнительных обременительных обязанностей, предусмотренных санкцией нарушенной бюджетно-правовой нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке.

В связи с тем что в настоящее время БК РФ ориентирован на ответственность субъектов РФ, государственных органов, органов местного самоуправления, а ответственность должностных и юридических лиц установлена в КоАП РФ, физических лиц — в УК РФ, субъектами бюджетной ответственности за нарушения в сфере бюджетных отношений являются получатели и главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Субъект ответственности является критерием разграничения бюджетной, административной и уголовной ответственности. Непосредственными субъектами бюджетной публично-правовой ответственности следует считать как территориальный субъект в целом, так и его отдельный орган, посредством которого реализуется бюджетная деятельность государства (муниципального образования).

Бюджетно-правовая ответственность характеризуется следующими признаками: наступает за бюджетное правонарушение; выражается в применении к правонарушителю санкций бюджетно-правовых норм. Бюджетно-правовые санкции установлены в БК РФ, ежегодно принимаемом законе о федеральном бюджете.

Правом применения бюджетно-правовых санкций наделены Минфин России, Федеральное казначейство, органы, исполняющие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественного характера. Это обусловлено спецификой бюджетно-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономические интересы правонарушителей. В сфере бюджетной деятельности государство стремится получить возмещение ущерба, причиненного ему бюджетным правонарушением, и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере бюджетно-правового регулирования, т. е. в денежной форме; реализуется в специфической процессуальной форме. Так, применение восстановительных бюджетно-правовых санкций в виде пени предусмотрено в рамках бюджетно-процессуального производства, установленного Инструкцией о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н; правонарушитель несет ответственность перед всем обществом как источником публичной власти.

Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности

Для применения бюджетно-правовой ответственности необходимы основания. Бюджетно-правовая ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетно-правовой ответственности является бюджетное правонарушение.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Данное определение содержит следующие наиболее важные признаки бюджетного правонарушения: противоправность, которая выражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу; виновность, означающая, что бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения.

Глава 28 БК РФ не указывает на необходимость установления вины правонарушителя при применении в отношении него мер принуждения. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации вводит бюджетную ответственность субъекта, напрямую не виновного в совершении бюджетного правонарушения. Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения) утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению. Таким образом, мы можем в определенных говорить случаях об объективном вменении при применении финансовых санкций в рамках бюджетного права; наказуемость деяния, предполагающая, что совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций.

Для привлечения субъектов бюджетных отношений к бюджетно-правовой ответственности необходимо наличие состава бюджетного правонарушения как частного случая финансового правонарушения.

Бюджетное правонарушение является юридическим фактом, который влечет возникновение охранительных правоотношений.

По своей структуре бюджетное правонарушение представляет сложное образование. Состав бюджетного правонарушения как правовая категория и раскрывает эту сложную структуру. Напомним, что полный состав финансового правонарушения конструируется по схеме «объект — объективная сторона — субъективная сторона — субъект». К элементам же состава бюджетного правонарушения, совокупность которых позволяет привлечь правонарушителя к ответственности, относятся объект, объективная сторона и субъект.

Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.

К объективной стороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК РФ, а также в иных его нормах и федеральных законах.

Как правило, отдельные указания на противоправные деяния в бюджетной сфере содержатся в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете.

Субъектами бюджетных правонарушений являются территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена в КоАП РФ и УК РФ, на что имеются соответствующие ссылки в БК РФ.

Субъективная сторона бюджетных правонарушений характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. В бюджетном праве имеет место как виновная, так и «безвиновная» (на основании объективного вменения) ответственность.

Как выше отмечалось, бюджетное законодательство не содержит прямых указаний на виновность правонарушителя. Бюджетно-правовая ответственность может иметь место при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного правонарушения.

В этих случаях перед нами, условно выражаясь, «ограниченный состав», который иногда оказывается достаточным основанием бюджетно-правовой ответственности. В этом случае нет «полноценного» состава правонарушения, однако бюджетно-правовая ответственность все же наступает. В подобных ситуациях правильнее говорить не об ответственности, а об обязанности возместить вред.

В БК РФ содержится около 40 составов бюджетных правонарушений.

Статья 283 «Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» содержит 22 абзаца, в которых перечислены следующие виды бюджетных правонарушений: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК РФ; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК РФ; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ (данное основание применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства уточнено согласно постановлению Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П); несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Минфин России информации о рассмотрении дела в судах, установленного п. 2 ст. 242 БК РФ; несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ. В этой же статье указано на возможность применения иных оснований в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Кроме названных, в БК РФ содержится еще ряд составов бюджетных правонарушений: нарушение принципа адресности (ст. 39); отсутствие по истечении двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете оформленных договоров о выделении бюджетных инвестиций, предусматривающих одновременное участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций (п. 3 ст. 80); несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии (п. 2 ст. 115); заключение соглашений между Российской Федерацией и ее субъектами, нарушающих принцип равенства субъектов РФ, т. е. содержащих нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ (ч. 2 ст. 132); блокировка или отмена блокировки расходов без разрешительной подписи министра финансов (ст. 166); несоответствие проекта закона о федеральном бюджете требованиям ст. 192 БК РФ (п. 3 ст. 194); необеспечение возврата средств, размещенных на банковских депозитах, в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (п. 3 ст. 236); блокировка расходов бюджета, финансирование которых не было связано определенными условиями (при отсутствии фактов нецелевого использования бюджетных средств) (п. 4 ст. 231 БК РФ).

Классификация бюджетных правонарушений осуществляется по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы:

  1. к бюджетным правонарушениям, совершенным на стадии составления проектов бюджетов, относится несвоевременное представление проектов бюджетов;
  2. на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов совершается такое бюджетное правонарушение, как несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК РФ;
  3. на стадии исполнения бюджета, более всех остальных подверженной бюджетным посягательствам, совершаются следующие правонарушения: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств их получателям; неполное перечисление бюджетных средств их получателям; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета их получателей; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК РФ; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств; несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;
  4. на стадии подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов бюджетным правонарушением будет несвоевременное представление отчетов об исполнении бюджетов.

Во-вторых, в зависимости от объекта посягательств бюджетные правонарушения можно классифицировать на следующие шесть групп:

  1. нарушение порядка функционирования бюджетной системы (неисполнение закона (решения) о бюджете);
  2. нарушение законных прав и интересов получателей бюджетных средств (неперечисление, неполное, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей, несвоевременное доведение до получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств);
  3. нарушение доходной части бюджетов (несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов);
  4. нарушение расходной части бюджетов (финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование в объемах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга; нецелевое использование бюджетных средств);
  5. нарушение гарантий выполнения бюджетных обязательств (отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК РФ; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам);
  6. нарушение порядка составления проектов бюджетов, бюджетных росписей, ведения бюджетной отчетности и счетов (несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете, уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России).

Санкции в бюджетном праве

В БК РФ не используются термины «санкция», «наказание», а употребляется термин «меры принуждения», что наиболее точно отражает сущность бюджетно-правовой ответственности. Соблюдение норм бюджетного права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных бюджетным законодательством.

Бюджетно-правовая ответственность находит выражение в соответствующей части бюджетно-правовой нормы, называемой санкцией. Санкции, применяемые в бюджетном праве, и бюджетная ответственность тесно взаимосвязаны, но не тождественны.

Взаимообусловленность санкции и ответственности проявляется в применении бюджетной санкции, поскольку одной из стадий привлечения нарушителя к бюджетной ответственности является взыскание санкции. Бюджетно-правовая ответственность невозможна без взыскания с нарушителя бюджетной санкции, так как бюджетное законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния и др.

Бюджетной ответственности свойственна правовосстановительная функция, что обусловливает наличие в бюджетном праве санкций, направленных на восстановление нарушенных прав государства.

Несмотря на различие в бюджетных санкциях, они имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного применения мер бюджетной ответственности к нарушителям.

Бюджетно-правовые санкции представляют собой меры государственного принуждения, предусмотренные бюджетно-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей обременения в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировки расходов, изъятия бюджетных средств, приостановления операций по счетам в кредитных организациях и иных мер в соответствии с БК РФ и другими федеральными законами.

Согласно Инструкции Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ и ст. 284 БК РФ совершение бюджетного правонарушения влечет применение органами Федерального казначейства следующих мер принуждения:

  1. списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению;
  2. списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;
  3. списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;
  4. взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе;
  5. взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление и перечисление бюджетных средств;
  6. взыскание в установленном порядке штрафов за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной основах.

Аналогичные полномочия предоставлены органам, исполняющим бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 284.1 БК РФ). Следовательно, бюджетно-правовые санкции представляют собой следующие меры государственного принуждения: пресекательные меры, например: приостановление операций по счетам в кредитных организациях (ст. 290 БК РФ); аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ); передача федеральным органом государственной власти исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Федерального казначейства за превышение субъектом РФ норматива расходов на обслуживание государственного долга и неспособность самостоятельно осуществлять погашение и обслуживание долговых обязательств (ст. 112 БК РФ); предупредительные меры, например: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ); правовосстановительные меры, например: пеня, выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 БК); изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению, б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. 289—291, 296—299, 302—303 БК РФ).

Санкции бюджетно-правовой нормы включают также административно- правовую санкцию в виде штрафа, налагаемого на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений в соответствии с КоАП РФ, а также в ряде случаев — уголовно-правовые санкции в виде наказания при наличии состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Ответственность должностных лиц казенных учреждений

Наталия Субботина, методист отдела внедрения компании «ГЭНДАЛЬФ»

За какие нарушение требований бюджетного законодательства и других нормативных актов могут привлечь к ответственности должностных лиц казенных учреждений? Рассмотрим основные виды нарушений и последствия за их совершение.

Нарушения бюджетного законодательства

Казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и на них распространяются нормы, установленные БК РФ. Понятие бюджетного нарушения, их виды и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, предусмотрены гл. 29 и 30 БК РФ. В ходе проверок деятельности казенных учреждений выявляются бюджетные нарушения, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Статья БК РФ

Бюджетное правонарушение

Меры принуждения

Нецелевое использование бюджетных средств – направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств

Нецелевое использование межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

Передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Нарушение (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств.

Бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Меры бюджетного принуждения, предусмотренные кодексом, применяются к юридическим лицам. Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 306.2 БК РФ наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в частности КоАП РФ.

Административная ответственность

Административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Перечень административных правонарушений в области финансов установлен гл. 15 КоАП РФ. Целый ряд мер предусмотрен за нарушения бюджетного законодательства и нормативных актов, регулирующих ведение бюджетного учета и представление бюджетной отчетности (табл. 2).

Таблица 2

Статья КоАП РФ

Административное правонарушение

Административное наказание, предусмотренное для должностного лица*

штраф, (тыс. руб.)

дисквалификация

Нецелевое использование бюджетных средств

от 20 до 50

от 1 года до 3 лет

Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций

от 10 до 30

Нарушение порядка представления бюджетной отчетности

от 10 до 30

Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств

от 10 до 30

Нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий

от 20 до 50

Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

от 20 до 50

Следует отметить, что по отдельным статьям (15.14, 15.15.6) к административной ответственности может быть привлечено юридическое лицо.

Распространенные правонарушения

Нарушение порядка представления бюджетной отчетности.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (далее — Инструкция № 191н). Согласно п. 10 Инструкции №191н, получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Таким образом, подлежат привлечению к ответственности должностные лица за нарушение сроков представления отчетности, установленных распорядителем или представление не в полном объеме всех предусмотренных форм.

Помимо указанных противоправных действий, неотражение в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни, повлекших искажение данных отчетности квалифицируется как ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и также влечет административную ответственность должностных лиц (такое разъяснение доведено, например, территориальным управлением Росфиннадзора в г. Санкт-Петербурге).

Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.

В силу пункта 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Как указано в п. 6 Общих требований, к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы. Таким образом, обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы, следовательно, утверждение сметы без подобного обоснования (расчетов) части сметных показателей является неправомерным и влечет административную ответственность.

Письмами Минфина РФ от 29.04.2015 №02-06-05/25080 и от 07.05.2015 №02-10-07/26357 даны разъяснения о возможности привлечения к административной ответственности по статье 15.15.7 КоАП РФ. Так, непредставление получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства Сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702) в течение установленного срока (6 рабочих дней) не может рассматриваться как нарушение порядка учета бюджетных обязательств. Разъяснено, что порядок учета бюджетных обязательств получателем бюджетных средств (субъектом учета) регламентируется Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н. Основные положения по учету показателей принятых учреждением бюджетных обязательств (денежных обязательств) на счетах раздела «Санкционирования расходов экономического субъекта» определены п. 318 – 320 Инструкции.

Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, заключающееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Обратите внимание! В отдельных случаях руководитель казенного учреждения не подлежит ответственности, если им приняты все возможные меры по недопущению нарушения бюджетного законодательства.

Так, согласно разъяснениям, Территориального управления Росфиннадзора в г. Санкт-Петербурге вина руководителя не установлена за превышение принятых обязательств по исполнительным листам с учетом своевременного направления запроса-требования о необходимости выделения дополнительных лимитов и объемов финансирования расходов.

Кроме рассмотренных выше, должностные лица казенных учреждений, наделенных полномочиями главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств могут быть привлечены к административной ответственности за совершение административных правонарушений, указанных в табл. 3.

Таблица 3

Статья КоАП РФ

Административное правонарушение

Административное наказание, предусмотренное для

должностного лица

штраф, (тыс.руб.)

дисквалификация,

Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций

от 10 до 30

от 1 года до 2 лет

Нарушение условий предоставления субсидий

от 10 до 30

от 1 года до 2 лет

Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи (за исключением случаев, допускаемых БК РФ)

от 20 до 50

Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств

от 10 до 30

Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания

от 10 до 30

Подробнее остановимся на нормах законодательства, регулирующих деятельность учредителя в отношении подведомственных учреждений.

Согласно п. 1 ст.78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям из бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Помимо указанной субсидии предоставляются субсидии на иные цели.

В соответствии с п.3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях и п. 2.2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях уменьшение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Несоблюдение данного условия является одним из оснований для привлечения учредителя к ответственности за нарушение условий предоставления субсидий.

В соответствии со ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

На основании ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).

Несоблюдение сроков и состава показателей будет квалифицировано как нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания.

Кто отвечает за протоколы об административных правонарушениях

  1. Полномочия по составлению протоколов.

На основании п. 3 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять инспекторы Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. При выявлении нарушений в ходе контрольных мероприятий протоколы также вправе составлять и должностные лица Федерального казначейства, а в отношении должностных лиц муниципального казенного учреждения – должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих муниципальный финансовый контроль и муниципальных контрольно-счетных органов.

  1. Полномочия по рассмотрению дел об административной ответственности.

Согласно статьям 23.7 и 23.7.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.4 – 15.15.16, рассматривают федеральный орган исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в пределах своих бюджетных полномочий. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, является Федеральное казначейство.

За что можно избежать наказания

Необходимо отметить, что существует ограничение срока, в течение которого лица, допустившие административные правонарушения могут быть привлечены к ответственности. В силу ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении:

  1. за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения);

  2. за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

Кроме того, следует отметить, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, учитывается его значительность. Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Помимо указанных выше оснований к административной ответственности должностные лица (главные бухгалтеры) могут быть привлечены при выявлении фактов, указанных в табл. 4.

Таблица 4

статья КоАП РФ

Административное правонарушение

Размер штрафа, предусмотренного для должностного лица (тыс. руб.)

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

от 4 до 5

Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в том числе в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа.

от 15 до 20

Взыскание ущерба

В случае, когда в ходе контрольного мероприятия установлены факты причинения ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию и в соответствии со статьей 270.2 БК РФ органами государственного (финансового) контроля может быть вынесено предписание, содержащее требование о возмещении причиненного ущерба. Позиция Минфина РФ, изложенная в письме от 29.12.2014 №02-01-10/68389, заключается в том, что возмещение ущерба, нанесенного в связи с нарушением бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 270.2 БК РФ в случае неисполнения предписания вопрос о возмещении средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, решается в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *