Оценка обоснованности осуществления закупок проводится

  • автор:

Обоснование закупки представляет собой процесс установления соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, установленным Законом о контрактной системе. Заказчик осуществляет обоснование закупок при формировании плана закупок и плана-графика закупок. Разница состоит в объеме данных, подлежащих обоснованию.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, требований к закупаемой заказчиком продукции (в том числе предельной цены продукции) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат НМ ЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля. Контроль за соблюдением требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, ФАС России (в сфере оборонного заказа). По результатам мероприятий конкретная закупка может быть признана необоснованной. В случае признания планируемой закупки необоснованной уполномоченные органы выдают предписание об устранении выявленных нарушений и привлекают к административной ответственности виновных лиц (ч. 6 ст. 18 Закона о контрактной системе).

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Предметом обоснования является выбор объекта и (или) объектов закупки; величина НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик осуществляет обоснование в определенные сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 и постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 для обеспечения федеральных нужд и нужд субъектов РФ, муниципальных нужд соответственно.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 установлены также и формы документов, которые необходимо составить заказчику при формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок.

Возможны исключения, когда обоснование осуществляет не заказчик, а иное уполномоченное лицо. В частности, в отношении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), обоснование закупок осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии.

Также к особенностям обоснования следует отнести порядок обоснования закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), объем которых лимитирован и в отношении которых установлены предельные значения закупок по объему и пропорции СГОЗ (п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). При планировании указанных закупок обоснованию подлежит их годовой объем.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемой заказчиком продукции (в том числе предельной цены продукции) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В число указанных требований входят требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в частности, предельной цене) товаров, работ, услуг (ч. 1 и 2 ст. 19 Закона о контрактной системе). Основная цель нормирования состоит в применении ограничений, исключающих закупку продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства или является предметом роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Система нормативных правовых актов, регулирующих порядок нормирования в сфере закупок, представлена следующим образом.

Состав и структура общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок регламентированы в постановлении Правительства РФ от 18.05.2015 № 476. Этим актом закреплены требования к содержанию и обеспечению исполнения актов о нормировании в сфере закупок, утверждаемых Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и местными администрациями, а также государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами.

Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 утверждены общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг). Данным актом установлены структура и содержание требований в форме перечня отдельных видов продукции, в отношении которой устанавливаются потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг. В соответствии с указанными общими правилами формируется так называемый ведомственный перечень видов продукции, подлежащей нормированию.

Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» устанавливает порядок определения нормативных затрат для обоснования объекта и (или) объектов закупки, включенных в план закупок. Это гак называемые нормативные затраты, которые утверждаются государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и муниципальными органами в соответствии с требованиями к определению нормативных затрат (постановление Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084), а также вносят изменения в нормативные затраты. В нем, в частности, указано, что общий объем затрат, связанных с закупкой продукции, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, общие правила нормирования включают требования:

  • • к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок (содержат общие требования к порядку разработки, содержанию актов и обеспечению их исполнения);
  • • отдельным видам продукции (содержат обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства, иные характеристики и их значения);
  • • определению нормативных затрат (содержат виды и состав нормативных затрат).

Указанные выше постановления Правительства РФ составляют общие правила нормирования, в соответствии с которыми государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы утверждают требования к отдельным видам продукции, закупаемой ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными казенными и бюджетными учреждениями. Утверждаемые требования включают в том числе предельные цены товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений. В области нормирования закупок для обеспечения федеральных нужд, в частности, приняты следующие нормативные правовые акты.

  • • Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
  • • Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».
  • • Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений».

Правила нормирования, требования к отдельным видам продукции (в том числе предельные цены продукции) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов подлежат размещению в ЕИС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *