Отраслевые корректирующие коэффициенты

  • автор:

Раздел 3. Разработка, рассмотрение, утверждение бюджета

1. Натуральные нормы представляют собой натуральные показатели потребления или использования необходимых материальных или нематериальных благ.

2. Натуральные нормы разрабатываются и утверждаются центральными государственными органами по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

Порядок разработки натуральных норм утверждается Правительством Республики Казахстан.

3. Центральные государственные органы вносят на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии предложения об утверждении или изменении натуральных норм.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Журнал «Руководитель автономного учреждения» № 9/2019

Нормативный подход к финансированию деятельности государственных и муниципальных учреждений – один из основных финансово-экономических принципов, провозглашенный в ходе реформирования бюджетной сети и противопоставленный прежнему принципу сметного финансирования. Предполагалось, что четкая привязка объема финансового обеспечения учреждений к объему их деятельности (норматив – по сути, стоимость оказания единицы услуги) позволит повысить прозрачность финансирования и его эффективность. Проанализируем практику применения базовых нормативов затрат на оказание услуг как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Правовая основа.

Прежде всего, остановимся на единых правилах применения нормативов затрат, установленных на общефедеральном уровне. В силу п. 4 ст. 69.2 БК РФ эти правила таковы.

  1. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией.

  2. Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в указанном выше порядке, с соблюдением общих требований, определенных отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

Иными словами, субъекты РФ и муниципальные образования, устанавливая собственные порядки финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий, должны руководствоваться общефедеральными правилами. Например, при разработке региональных правил расчета нормативных затрат на оказание услуг учреждениями культуры субъекта РФ надо опираться на общефедеральные правила расчета, установленные Минкультуры. В них, в частности, говорится, что нормативы затрат на государственные (муниципальные) услуги в сфере культуры на любом уровне (федеральном, региональном, муниципальном) должны определяться на основе базового норматива затрат на оказание услуги и корректирующих коэффициентов к нему.

Согласно общефедеральным требованиям базовые нормативы и названные коэффициенты устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по отношению к федеральным учреждениям культуры, исполнительными органами власти субъектов РФ по отношению к региональным учреждениям, муниципальными органами по отношению к муниципальным учреждениям.

Корректирующие коэффициенты могут быть территориальными и отраслевыми.

Территориальные призваны учитывать специфику учреждений, находящихся на разных территориях страны (очевидно, что затраты на оказание одной и той же услуги будут выше в районах Крайнего Севера по сравнению с условиями черноморского побережья) или на разных территориях больших регионов, в которых неодинаковы природные и иные условия. Также территориальные коэффициенты отражают социально-экономическую специфику территорий. Например, для федеральных образовательных учреждений, находящихся в Чукотском автономном округе, территориальный коэффициент, учитывающий средний уровень зарплаты в регионе, равен 4,595 (наибольшее значение), а для таких же учреждений в Республике Дагестан – 1 (наименьшее значение).

На местах должны утверждаться собственные нормативы и коэффициенты по отношению к подведомственным государственным и муниципальным учреждениям.

Территориальные коэффициенты могут разниться и в пределах одного субъекта РФ. Так, в Республике Коми в отношении государственных учреждений здравоохранения, находящихся в республиканской столице Сыктывкаре, применяются такие коэффициенты: на оплату труда – 1,7; на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества – 1. А в отношении учреждений здравоохранения, находящихся в Воркуте (территория, относящаяся к районам Крайнего Севера), значения коэффициентов выше – 2,4 и 1,25 соответственно. А вот на уровне муниципальных образований такие коэффициенты, как правило, не применяются (либо значение коэффициента просто равно 1) – в силу того, что каких-то значимых территориально обусловленных различий между учреждениями нет.

В свою очередь, отраслевые коэффициенты предназначены для учета организационно-содержательной специфики оказания услуг. К примеру, судя по таким коэффициентам, установленным для федеральных учреждений по услуге «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта, вид спорта «Гольф», подготовка по минигольфу обходится дороже, чем по простому гольфу: применяется коэффициент 1,1 (см. сноску 2 к настоящей статье). А бывает и так, что к каждому отдельному учреждению применяется индивидуальный отраслевой корректирующий коэффициент. В частности, такая ситуация сложилась в отношении государственных учреждений здравоохранения в Республике Коми (см. сноску 3).

Практика установления значений.

На официальном сайте bus.gov.ru размещены базовые нормативы затрат и корректирующие коэффициенты к ним, которые федеральные ведомства утвердили по отношению к подведомственным федеральным учреждениям. Такая публикация осуществлена на основании правил финансового обеспечения выполнения государственных заданий федеральными учреждениями. (Отметим, что с формирования заданий на 2020 год и плановый период эти правила изменятся: публиковать базовые нормативы затрат и отраслевые коэффициенты нужно будет на едином портале бюджетной системы РФ.)

Федеральные нормативы и коэффициенты не являются обязательными для применения субъектами РФ и муниципальными образованиями. На местах должны утверждаться собственные нормативы и коэффициенты по отношению к подведомственным государственным и муниципальным учреждениям. На практике федеральные значения нормативов и коэффициентов, конечно, могут учитываться при определении региональных и муниципальных значений, но все же те нередко отличаются от федеральных. Скажем, если федеральный базовый норматив затрат по услуге «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (с учетом всех форм, в стационарных условиях)» составляет 340,67 руб. на 1 посещение (см. сноску 2), аналогичный базовый норматив в Самарской области равен 151,05 руб. на 1 посещение. Кроме того, в данном регионе применяются совсем иные корректирующие коэффициенты.

Снова сравним федеральные и региональные значения, но теперь для коэффициентов. В отношении федеральных учреждений к базовому нормативу применяется целый ряд отраслевых корректирующих коэффициентов (например, если указанную «библиотечную» услугу предоставляет учреждение, отнесенное к объектам особо ценного культурного наследия, норматив умножается на коэффициент 1,5, а если услуга рассчитана на детей и молодежь – на коэффициент 0,83). В то же самое время в Самарской области к аналогичной услуге применяется только один отраслевой коэффициент 2,5. Это происходит в том случае, когда услугу оказывает учреждение для незрячих и слабовидящих. А вот в городе Октябрьском (Республика Башкортостан) базовый норматив той же самой услуги составляет 26,83 руб. на 1 посещение, а значение корректирующих коэффициентов равно 1 (то есть фактически они не используются).

Недостаточная прозрачность расчетов и открытость информации об утвержденных базовых нормативах и корректирующих коэффициентах остается одной из проблем применения нормативного подхода.

Такая большая разница между нормативами финансирования одной и той же услуги объясняется тем, что на практике их размер, как правило, рассчитывается не «от потребности», а исходя из исторически сложившейся ситуации на той или иной территории. Нередко бывает, что нормативы и корректирующие коэффициенты просто «подгоняются» под бюджетные ресурсы, имеющиеся для финансирования деятельности учреждений. Более того, распространена практика, когда установленные нормативы меняются уже в ходе выполнения учреждениями государственных или муниципальных заданий, – данная возможность даже закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах.

Регионы и муниципалитеты самостоятельно решают вопрос о том, в каком информационном источнике должны размещаться сведения об их собственных базовых нормативах затрат и корректирующих коэффициентах. В частности, в Новосибирской области установили, что соответствующие сведения публикуются на официальных сайтах органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждений, а в Новомосковске (Тульская область) информация должна размещаться на сайте городской администрации.

Но, несмотря на наличие в региональных или муниципальных нормативно-правовых актах требования об опубликовании базовых нормативов и корректирующих коэффициентов, на практике зачастую невозможно обнаружить их в открытых источниках. Автору статьи приходилось сталкиваться с ситуациями, когда значения нормативов и коэффициентов, установленные финансовыми ведомствами, остаются неизвестными даже представителям отраслевых органов, выполняющих функции и полномочия учредителей. Недостаточная прозрачность расчетов и открытость информации об утвержденных базовых нормативах и корректирующих коэффициентах остается одной из проблем применения нормативного подхода. Во многих случаях это связано с тем, что сами чиновники понимают, что нормативы посчитаны, образно говоря, «от фонаря», и поэтому просто не склонны лишний раз их афишировать.

* * *

Практика применения нормативного подхода к финансированию государственных и муниципальных услуг учреждениями нуждается в серьезном совершенствовании. Основное направление такой работы – переход к расчету нормативов «от потребности», которая определяется полными и конкретными стандартами услуг, а не от сложившегося факта (объема финансирования).

Приказ Минкультуры РФ от 28.03.2019 № 357 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и кинематографии, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением».

Источник – официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru.

Приказ минздрава Республики Коми от 20.12.2018 № 2507-р «Об утверждении значений базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг в сфере здравоохранения государственными учреждениями Республики Коми на 2019 – 2021 гг.».

Пункт 27 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Приказ министерства культуры Самарской области от 26.12.2018 № 58 «Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг, отраслевых корректирующих коэффициентов, нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ учреждениями культуры, подведомственными министерству культуры Самарской области».

Постановление главы администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от 29.12.2017 № 5938 «О нормативных затратах на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, подведомственными отделу культуры Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан».

См., например, Постановление администрации г. Воткинска от 10.10.2013 № 2282 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений, подведомственных Управлению культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Воткинска».

Пункт 17 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Новосибирской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением правительства Новосибирской области от 23.11.2015 № 406-п.

Постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск от 28.12.2018 № 4311 «Об утверждении базового норматива затрат на оказание муниципальными бюджетными учреждениями муниципальных услуг в сфере образования на 2019 год».

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 26 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226; 2016, N 24, ст. 3525; N 42, ст. 5926; N 46, ст. 6468), приказываю:

1. Утвердить Порядок определения и утверждения отраслевого корректирующего коэффициента, применяемого при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг федеральными государственными бюджетными учреждениями и федеральными государственными автономными учреждениями, полномочия и функции учредителя которых осуществляются Министерством обороны Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию финансового обеспечения войск (сил).

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу Министра обороны Российской Федерации
от «___» июня 2017 г. N____

1. Настоящий Порядок применяется при определении и утверждении отраслевого корректирующего коэффициента, применяемого при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг федеральными государственными бюджетными учреждениями и федеральными государственными автономными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляются Министерством обороны Российской Федерации*(1).

2. Отраслевой коэффициент определяется на единицу государственной услуги в отношении каждого учреждения исходя из показателей отраслевой специфики по следующей формуле:

где:

БНЗ — значение базового норматива затрат на оказание i-ой государственной услуги;

БНЗот1 — базовый норматив затрат на оплату труда с начислениями на оплату труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании i-ой государственной услуги;

БНЗсни — базовый норматив затрат на коммунальные расходы и содержание недвижимого имущества, используемого при оказании i-ой государственной услуги;

Кот — показатель отраслевой специфики, отражающий особенности оплаты труда работников учреждения (денежного довольствия военнослужащих учреждения),принимающих непосредственное участие в оказании i-ой государственной услуги;

Кп — показатель отраслевой специфики, связанный с категорией потребителей государственной услуги;

Ксни — показатель отраслевой специфики, отражающий состав и особенности содержания недвижимого имущества, используемого при оказании государственной услуги;

Кин — иные показатели отраслевой специфики.

2.1. Показатель отраслевой специфики, отражающий особенности оплаты труда работников учреждения (денежного довольствия военнослужащих учреждения), принимающих непосредственное участие в оказании i-ой государственной услуги (Кот), связанный с системой оплаты труда гражданского персонала, применяемой в учреждении в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны, порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих, проходящих в учреждении военную службу, и утвержденным учреждению штатом (штатным расписанием).

Показатель Кот рассчитывается по следующей формуле:

где:

Ззп1 — фонд оплаты труда с начислениями на оплату труда работников учреждения, принимающего непосредственное участие в оказании i-ой государственной услуги;

Здд1 — фонд денежного довольствия военнослужащих учреждения, принимающих непосредственное участие в оказании i-ой государственной услуги.

2.2. Показатель отраслевой специфики Кп, определяется только в отношении государственных услуг по реализации образовательных программ, потребителями которых являются курсанты учреждений военного образования, военнослужащие, проходящие обучение.

Показатель Кп рассчитывается по следующей формуле:

где:

Зк — затраты на выплату денежного довольствия одного курсанта, военнослужащего, проходящих обучение.

Зк определяется по следующей формуле:

Зк = (fк1 / hк1) + (f/h)

где:

fк1 — фонд денежного довольствия курсантов на 1 курсе обучения;

hк1 — численность курсантов на 1 курсе обучения.

f — фонд денежного довольствия курсантов, обучающихся на 2 и последующих курсах, военнослужащих, проходящих обучение;

h — численность курсантов, обучающихся на 2 и последующих курсах, военнослужащих, проходящих обучение.

2.3. Показатель отраслевой специфики, отражающий состав и особенности содержания недвижимого имущества, используемого при оказании государственной услуги (Ксни) рассчитывается по следующей формуле:

где:

?Зсни- сумма усредненных показателей затрат на содержание недвижимого имущества, используемого при оказании i-ой государственной услуги, закрепленного за учреждением или приобретенного за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества, или переданного в безвозмездное пользование, за 3 года, предшествующих году в котором определяется и утверждается отраслевой коэффициент.

При определении показателя Ксни учитываются затраты на коммунальные расходы, содержание и эксплуатацию недвижимого имущества, используемого при оказании i-ой государственной услуги, с учетом особенностей состава такого имущества:

наличие объектов специального военного назначения, которые являются неразделимой частью имущественных комплексов (здания, сооружения, иное недвижимое имущество), используемых при оказании i-ой государственной услуги;

использование при оказании государственной услуги полигонов, полевых учебных центров;

наличие имущества, отнесенного объектам культурного наследия.

2.4. При определении показателя Кин учитываются следующие затраты, связанные с особенностями оказания государственной услуги в учреждениях Министерства обороны:

затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих) учреждения, не принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги, рассчитанные в соответствии с системой оплаты труда (порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих) и утвержденным учреждению штатом (штатным расписанием);

затраты на содержание оборудования (особо ценное движимое имущество, основные средства), используемого при оказании i-ой государственной услуги, связанные с его состоянием (изношенность, современность);

затраты на проведение мероприятий по боевой и мобилизационной подготовкам;

затраты, связанные с обеспечением мероприятий по патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию военнослужащих учреждения;

затраты на обеспечение питанием военнослужащих;

затраты на вещевое обеспечение военнослужащих.

Показатель Кин рассчитывается по следующей формуле:

где:

Ззп2 — фонд оплаты труда с начислениями на оплату труда работников учреждения, не принимающих непосредственное участие в оказании i-ой государственной услуги;

Здд2 — фонд денежного довольствия военнослужащих учреждения, не принимающих непосредственное участие в оказании i-ой государственной услуги;

?Зин — сумма усредненных показателей затрат, связанных с особенностями оказания государственной услуги в учреждениях Министерства обороны за период (не более 3 лет), предшествующий году в котором определяется и утверждается отраслевой коэффициент.

При определении показателей отраслевой специфики не учитываются затраты учреждения, обеспечение которых осуществляется в виде централизованных поставок по контрактам, заключаемым Министерством обороны в рамках государственного оборонного заказа.

3. При определении фонда оплаты труда и денежного довольствия не учитываются районные коэффициенты к оплате труда (денежного довольствия) и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

4. Отраслевой коэффициент утверждается при формировании предложений в федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период путем проставления грифа утверждения, содержащего наименование должности, подпись (расшифровку подписи) уполномоченного лица и дату утверждения.

5. Значения отраслевого коэффициента утверждаются в виде числа с точностью до пяти знаков после запятой.

6. Отраслевой коэффициент определяется и утверждается в течение текущего финансового года только в отношении вновь создаваемых учреждений.

7. В случае изменения показателей отраслевой специфики до утверждения государственного задания при необходимости определяются и утверждаются новые значения отраслевого коэффициента.

*(1) Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны, отраслевой корректирующий коэффициент, применяемый при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг — отраслевым коэффициентом; федеральные государственные бюджетные учреждения и федеральные государственные автономные учреждения — учреждениями; нормативные затраты на оказание государственных услуг — нормативными затратами; государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) — государственным заданием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *