Отходы

  • автор:

В чем отличие между утилизацией и обезвреживанием отходов? (урок 4)

Н. Рогожинская, коммерческий директор компании «Экологические услуги», Доронин Олег Леонидович, генеральный директор компании «Экологические услуги»

Публикуем материал четвертого обучающего видео-урока из цикла «Введение в экологию за 30 дней», который компания «Экологические услуги» размещает на канале YouTube.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет семь видов обращения с отходами, среди которых утилизация и обезвреживание отходов. На первый взгляд разница между терминами не очевидна, однако она есть, потому что утилизация и обезвреживание отходов преследуют принципиально разные цели.
Обезвреживание отходов делается для предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду. Утилизация отходов делается, чтобы получить из отходов продукцию/ энергию для ее повторного применения в производстве или оказании услуг.
Если обращаться к терминам из Федерального закона, то обезвреживание отходов — это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Утилизация отходов — это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Примеры утилизации отходов

Рис. Примеры утилизации отходов: производство одежды из пластиковых бутылок и регенерация — производство стеклянных бутылок из использованных дробленых бутылок

Рис. Примеры утилизации отходов: рециклинг (производство автошин из отходов покрышек) и рекуперация (добавление металлокорда в бетонные плиты после извлечение металлокорда из отходов покрышек)

Рис. Способы обезвреживания отходов (сжигание, пиролиз, газификация)

Различия в документах при получении лицензии на утилизацию и обезвреживание отходов

Проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, подлежит государственной экологической экспертизе (сокращенно – ГЭЭ).
Справка: Экологическая экспертиза — установление соответствия документов, обосновывающих планируемую деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
(Источник: Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 1, ст. 11 п. 7.2)
Особенность лицензирования утилизации отходов — ТУ
В процессе подготовки документов на лицензию в части утилизации отходов следует разработать технические условия на продукцию (ТУ), которая получается в результате утилизации.

Скачать презентацию «В чем отличие между утилизацией и обезвреживанием отходов?»

Презентация «В чем отличие между утилизацией и обезвреживанием отходов?»

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Статья 1 изменена с 14 июня 2020 г. — Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

См. будущую редакцию

Статья 1 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 1. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

абзац третий утратил силу;

См. текст абзаца третьего статьи 1

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

абзац утратил силу с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

См. предыдущую редакцию

федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);

российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;

оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.

Отходы

Отходы — вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

Общие сведения

С точки зрения естественных наук, любое вещество теоретически может быть использовано тем или иным образом. Естественным ограничением использования является экономическая целесообразность использования.

Виды отходов

Классификация отходов

Отходы различаются:

  • по происхождению:
    • отходы производства (промышленные отходы)
    • отходы потребления (коммунально-бытовые)
  • по агрегатному состоянию:
    • твёрдые
    • жидкие
    • газообразные
  • по классу опасности (для человека и / или для окружающей природной среды)

В Российской Федерации выделяют следующие классы опасности для окружающей природной среды:

  • 1й — чрезвычайно опасные
  • 2й — высоко опасные
  • 3й — умеренно опасные
  • 4й — малоопасные
  • 5й — практически неопасные

В России существует Федеральный классификатор отходов, в котором каждому виду отходов в зависимости от источника его происхождения присваивается идентификационный код.

Отходы производства

Промышленные отходы — твёрдые, жидкие и газообразные отходы производства, полученные в результате химических, термических, механических и других преобразований материалов природного и антропогенного происхождения.

Отходы определённой продукции — неупотребимые остатки сырья и/или возникающие в ходе технологических процессов вещества и энергия, не подвергающиеся утилизации.

  • Часть отходов, которая может быть использована в том же производстве, называется возвратными отходами. Сюда входят остатки сырья и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Из-за частичной утраты некоторых потребительских свойств возвратные отходы могут использоваться в условиях со сниженными требованиями к продукту, или с повышенным расходом, иногда они не используются по прямому назначению, а лишь в подсобном производстве (например, автомобильные отработанные масла — для смазки неответственных узлов техники). При этом остатки сырья и др. материальных ценностей, которые передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья, в соответствии с технологическим процессом, а также попутная продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса, к возвратным отходам не относятся.
  • Отходы, которые в рамках данного производства не могут быть использованы, но могут применяться в других производствах, именуются вторичным сырьём.
  • Отходы, которые на данном этапе экономического развития перерабатывать нецелесообразно. Они образуют безвозвратные потери, их предварительно обезвреживают в случае опасности и захоранивают на спецполигонах.

Отходы потребления

Отходы потребления образуются в промышленности и в быту.

Основная статья: Твёрдые бытовые отходы

Бытовые отходы — твердые отходы, образованные в результате бытовой деятельности человека.

Обращение с отходами

Законодательные акты

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  • Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • нормы и правила по обращению с опасными веществами и по работе на опасных объектах.

Нормирование образования, использования и размещения отходов:

  • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Сбор, вывоз, использование, обезвреживание, размещение отходов

Сбор отходов-процесс перемещения отходов от мусорообразователя до процесса вывоза отходов.
методы сбора отходов:
1. Поквартирный — мусорообразователь с мусором подходит в установленные часы к мусоровозу и в его контейнер бросает мусор.
Поквартирный метод менее затратный, поскольку не требует оборудованных контейнерных площадок и контейнеров. Но в свою очередь не удобный для мусорообразователей, т.к. мусорообразователь может воспользоваться данным методом сбора в определённое время.
2. Контейнерный — на специально оборудованных контейнерных площадках устанавливаются контейнеры, мусорообразователи несут мусор в эти контейнеры.
Контейнерный метод, удобный для мусорообразователей, но затратный. Высокая стоимость строительства контейнерной площадки, контейнеров, а также требуются постоянные затраты на ремонт, содержание и обслуживание контейнеров и площадок.
Мусорообразователь — физическое или юридическое лицо,в процессе своей жизнедеятельности или хозяйственной деятельности образующее отходы. Мусорообразователь обременён затратами на содержание процессов сбора, вывоза мусора и его утилизации.
Вывоз- процесс перемещения отходов от места сбора до полигона бытовых отходов.
Вывоз может быть двух этапным. Если полигон находится далеко от места сбора и экономически не целесообразно чтоб мусоровоз ездил на полигон, то как правило размещают мусоро-перегрузочные станции.

Обезвреживание отходов

Некоторые отходы требуют обезвреживания перед размещением на свалках, полигонах или в отвалах. Так, отходы титанового производства, содержащие летучий и токсичный безводный хлорид алюминия, перед вывозом обрабатывают известью.

Одни из самых объёмных промышленных отходов – это отходы углесодержащие. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, угледобывающая и другие виды промышленности являются источниками опасных углеродсодержащих отходов. Для их обезвреживания используют различные методы и технологии. Современные научные разработки позволяют обезвреживать большую часть промышленных отходов, уменьшать их объем и обеспечить максимальную безопасность. Сегодня обезвреживание опасных отходов можно провести термическими, физико-химическими, химическими и другими способами. Так, например, при помощи методов, окислительно-восстановительных реакций, реакций замещения происходит перевод различных токсичных и опасных соединений в нерастворимую форму.

Использование отходов

В ХХ веке количество отходов производства и потребления росло так быстро, что образование отходов стало важной проблемой больших городов и крупных производств.

Опасность отходов

Основная статья: Класс опасности

Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями их хранения или размещения в окружающей среде.

Для отходов необходимо составление паспорта отходов, определение класса опасности и лимитов на размещение отхода в окружающей среде, лимитов на накопление на предприятии и др. документов.

Понятие «Опасные отходы» используется в следующих случаях:

  • отходы содержат вредные вещества, в том числе содержащие возбудителей инфекционных болезней, токсичные, взрывоопасные и пожароопасные, с высокой реакционной способностью, например, вызывающие коррозию, радиоактивные;
  • отходы представляют опасность для здоровья человека и/или для нормального состояния окружающей природной среды

См. также

  • Твёрдые бытовые отходы
  • Гарбология
  • Туалет
  • Система управления отходами
  • Мусоровоз
  • Зелёная химия

Отходы в Викисловаре

Примечания

  1. 1 2 ГОСТ 25100-95* «Грунты. Классификация». УДК 624.131.3.001.33:006.354 . МКС 13.080. 93.020 ОКСТУ 5701

Ссылки

  • Законадательные акты Российской Федерации регулирующие классификацию, сбор, хранение, транспортировку и переработку отходов.
  • Отраслевой портал Отходы. Ру
  • Отраслевой сайт — Отходы и вторсырье
  • ИММ-технология против отходов
  • Базельская конвенция о контроле за трансграничными перевозками отходов
  • Снижение у предпринимателей и организаций объема документации по отходам — это реальность
  • «Об отходах» — текст с картинками для детей

Очень часто на практике путаются понятия «обеззараживание» и «обезвреживание» медицинских отходов.Обеззараженные (продезинфицированные) и обезвреженные (прошедшие более глубокую обработку) медицинские отходы, это совсем не одно и то же.

Давайте разберёмся, в чём же разница.

Обеззараживание/дезинфекция медицинских отходов – это обработка отходов, заключающаяся в уничтожении или ослаблении болезнетворных, патогенных и условно патогенных микроорганизмов, содержащихся в отходах, и осуществляемое соответствующей физической и/или химической обработкой отходов. Дезинфекция/обеззараживание уменьшает количество микроорганизмов в медицинских отходах до приемлемого уровня, но полностью может их и не уничтожить. Поэтому данный процесс является временной мерой перед непосредственным полным обезвреживанием отходов (которое будет проводиться уже с изменением их состава, массы, физических и химических свойств).

Обезвреживание по определению Закона N 89-ФЗ – это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обработка на специализированных установках – аппаратах) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Это автоклавирование (измельчение и стерилизация горячим паром на специализированном оборудовании ), спекание на СВЧ установках, сжигание отходов до зольного остатка. Отходы после такого воздействия попадают под действие Закона № 89 ФЗ, и на них необходимо оформлять паспорт отхода.

Таким образом, внутрибольничная дезинфекция/обеззараживание не является процессом, в результате которого отходы существенно меняют свой состав и качество. Соответственно, дезинфекция не делает медицинские отходы отходами производства и потребления, не меняет класс их опасности. Продезинфицированные медицинские отходы не попадают под действие Закона N 89-ФЗ.

  • Все вопросы / ответы

Объект обложения экологическим налогом – хранение отходов производства. Кто плательщик?

Данный объект налогообложения определен подп. 1.3 п. 1 ст. 205 НК. Однако он не содержит определение «хранение отходов» |*|.

* Порядок учета отходов производства, в т.ч. с учетом арендных отношений, а также иные вопросы доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Для того чтобы правильно определить объект налогообложения, организациям необходимо воспользоваться терминами и определениями Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон). Из них следует, что:

– хранение отходов – это содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (п. 34 ст. 1 Закона);

– места временного хранения отходов – это специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов (п. 10 ст. 1 Закона);

– объекты хранения отходов – это сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов (п. 17 ст. 1 Закона).

Хранение отходов, как правило, организовывает сам собственник отходов (на специальных контейнерных площадках, накопителях, оборудованных складах и т.д.). При появлении такого обстоятельства возникает налоговое обязательство.

Соответственно владелец объекта (места) хранения отходов является плательщиком экологического налога за хранение отходов производства |*|.

* Информация о видах ответственности за нарушение порядка обращения отходов производства, в т.ч. порядка хранения отходов, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Важно! Как правило, собственник отходов и владелец объекта хранения отходов – это один и тот же субъект. Но если организация приняла на хранение отходы от их собственника по договору хранения отходов, то плательщиком налога будет организация, хранящая отходы.

Плательщик налога за хранение отходов вправе применить льготы и освобождения, предусмотренные НК в отношении данного объекта налогообложения.

В настоящее время не признаются объектами обложения экологическим налогом:

1) хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

2) хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;

3) хранение радиоактивных отходов и отходов, загрязненных радионуклидами, образующихся в результате работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

4) хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы (п. 2 ст. 205 НК).

Наиболее применяемой среди плательщиков налога за хранение отходов является льгота, указанная выше в п. 2. Рассмотрим ее применение на практике.

Применение льготы в виде одной транспортной единицы возможно при выполнении определенных условий

Организация, которая планирует не исчислять и не уплачивать налог за хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в пределах количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) по использованию таких отходов, должна выполнить ряд условий |*|.

* Порядок уплаты экологического налога за хранение отходов плательщиками УСН доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Так, освобождение от уплаты налога возникает, если:

1) накопление отходов осуществляется с целью перевозки и в количестве менее показателя «одна транспортная единица».

Хранение отходов до перевозки называют временным хранением отходов;

2) хранение отходов носит временный характер.

То есть если организация осуществляет хранение отходов, не подлежащих передаче на использование, обезвреживание, захоронение (такое хранение часто называют «долговременное хранение отходов»), то льготу она применить не может. И весь объем отходов, направленный на хранение в отчетном налоговом периоде в этой ситуации, подлежит обложению экологическим налогом;

3) показатель «одна транспортная единица» предусмотрен организацией в специальном приложении к инструкции по обращению с отходами.

Справочно: требования к разработке такой инструкции установлены в Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45) |*|.

* Информация о последствиях отсутствия инструкции по обращению с отходами при арендных отношениях доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Специальное приложение называется «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения». В нем организация должна указать:

– допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица);

– обоснование этого количества;

– периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности (п. 20 Инструкции № 45).

Как видим, количество отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей, оговариваемое в НК, устанавливается согласно Инструкции № 45 только в инструкциях по обращению с отходами производства. Если по каким-либо причинам в согласованной инструкции собственника отходов производства нет этого показателя, то у него нет права на льготу.

Рекомендации по количественному определению показателя «одна транспортная единица»

В налоговом законодательстве и в законодательстве об обращении с отходами отсутствует определение понятия «одна транспортная единица». Методы расчета количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей, также отсутствуют.

С учетом сложившейся ситуации организации, разрабатывающие инструкцию по обращению с отходами, сами определяют данное значение и обосновывают его в инструкции.

В связи с этим нередко при согласовании инструкции возникают проблемы с обоснованием количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей, так как заявляемое значение может не отражать действительность.

Есть мнение, что в качестве обоснования показателя «одна транспортная единица» должен быть использован какой-то реальный транспорт. Но это не так. Согласно Инструкции № 45 нужно сделать расчет-обоснование этого показателя, а какой он будет окончательно принят в качестве обоснования количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей, зависит от согласующего инструкцию территориального органа Минприроды.

Для обоснования показателя «одна транспортная единица» можно использовать:

– расчетный объем образования отходов за определенный период и предлагаемую периодичность их вывоза;

– вместимость места временного хранения отходов (например, объем контейнеров);

– расчетный объем загрузки отходов в транспорт и т.д.

Нужно помнить, что льгота зависит от объемов (количества) хранения отходов. Поэтому в инструкции по обращению с отходами необходимо указать количество отходов, выраженное в тоннах, метрах кубических, штуках и т.п., а не марку (количество) транспорта, на котором планируется осуществлять перевозку отходов.

Важно! Количество отходов для одной транспортной единицы нужно установить в инструкции по обращению с отходами по каждому наименованию отходов, подлежащих вывозу, или по видам отходов, исходя из степени и класса опасности отходов.

Порядок расчета экологического налога за хранение отходов

Как мы уже ранее упоминали, есть 2 способа хранения отходов производства – долговременное и временное в пределах одной транспортной единицы.

Соответственно от применяемого организацией способа хранения зависит порядок расчета налога за хранение отходов. Рассмотрим каждый из них.

1. Расчет налога при долговременном хранении отходов.

При долговременном хранении отходов (т.е. не в пределах одной транспортной единицы) сумма налога должна исчисляться исходя из установленных годовых объемов хранения, указанных в разрешениях на хранение (реже – в комплексных природоохранных разрешениях), и соответствующих ставок экологического налога (п. 3 ст. 208 НК).

Справочно: разрешение на хранение и захоронение отходов производства получают в территориальных органах Минприроды в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104.

Разрешением отдельно санкционируется захоронение отходов и отдельно – хранение отходов. Его нужно получать в той части, в которой это необходимо.

Разрешение следует получать при всех случаях осуществления хранения отходов. Исключение – временное хранение отходов (п. 2 ст. 25 Закона).

Данная норма Закона подразумевает ситуацию, когда в организации хранение отходов санкционируется только разработанной инструкцией по обращению с отходами производства.

То есть если собственник отходов производства в соответствии с законодательством должен иметь разрешение для организации хранения отходов, то у него нет права нальготу в виде одной транспортной единицы. Весь объем отходов, направленных на хранение в отчетном налоговом периоде, будет облагаться налогом.

Именно в таких случаях следует исчислять налог за хранение отходов исходя из объемов, указанных в разрешении. И тогда в части I налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства нужно кроме прочего заполнять гр. 3 и 4.

Справочно: форма декларации содержится в приложении 13 к постановлению МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».

2. Расчет налога при временном хранении отходов в пределах одной транспортной единицы.

При временном хранении отходов сумма налога должна исчисляться как произведение налоговой базы, рассчитанной за отчетный период (для экологического налога – это квартал), и налоговой ставки (п. 2 ст. 208 НК). Налоговая база налога за хранение отходов:

– исчисляется по окончании отчетного квартала;

– определяется как фактические объемы отходов производства, подлежащих хранению (ст. 206 НК).

В данном случае налоговой базой будет количество отходов, хранящихся на конец отчетного квартала.

Важно помнить, что отходы в течение квартала могут направляться в места их хранения и вывозиться оттуда, поэтому нужно знать не суммарный объем поступления отходов на хранение за квартал, а только фактически хранимый на конец квартала.

Ситуация 1. Порядок определения налогооблагаемых объектов за I квартал 2015 г.

Организация имеет 2 вида отходов – отходы «А» и отходы «В».

Отходы «А». В течение первой недели января I квартала 2015 г. поступило на хранение отходов «А» – 1,1 т, на второй неделе – 1,2 т, на третьей – поступило 1,1 т и вывезено 3,4 т. Аналогично в феврале образовалось 4,5 т и вывезено 4,5 т. В марте образовалось 2,2 т и вывезено 2 т отходов «А».

Согласно инструкции одна транспортная единица для отходов «А» равна 4 т.

Отходы «В». На конец отчетного квартала количество хранимых отходов составило 5,5 т.

Согласно инструкции по обращению с отходами одна транспортная единица для отходов «В» равна 3 т.

Для того чтобы правильно определить объект налогообложения, организаци необходимо:

1) определить количество отходов «А», хранящихся на конец квартала.

Это составит 0,2 т отходов ((3,4 + 4,5 + 2,2) – (3,4 + 4,5 + 2));

2) сравнить полученный результат с количественным показателем «одна транспортная единица», предусмотренным инструкцией для этого вида отходов.

Так как 0,2 т меньше, чем 4 т, то по отходам «А» отсутствует объект обложения налогом за хранение;

3) произвести вышеперечисленные действия в отношении отходов «В».

На конец отчетного квартала хранилось 5,5 т отходов «В». Так как превышение льготного объема составляет 2,5 т (5,5 – 3), то это количество облагается экологическим налогом.

Важно! Из порядка расчета налоговой базы следует, что организация может не уплачивать налог и в том случае, когда у нее отсутствуют инструкция по обращению с отходами и установленный льготный объем.

Для этого надо организовать вывоз отходов так, чтобы на конец отчетного квартала их не было на хранении.

Рассмотрим еще одну особенность исчисления налоговой базы экологического налога. Льготный объем – это фактическое количество хранящихся отходов. Если он «исчерпан», то еще раз им воспользоваться нельзя, пока отходы не будут вывезены из места хранения отходов. Поэтому если уплачен налог и в следующем квартале происходит накопление отходов без их вывоза, то льготный объем уже нельзя вычесть при расчете налоговой базы на конец отчетного квартала.

Ситуация 2. Определение объекта налогообложения при использовании льготы

На конец I квартала у организации хранилось 5,5 т отходов «В». Согласно инструкции одна транспортная единица для отходов «В» равна 3 т (см. ситуацию 1).

В течение II квартала поступило на хранение еще 1,5 т отходов данного вида.

Эти отходы во II квартале не вывозились. Соответственно на конец II квартала объем хранимых у организации отходов «В» составил 7 т.

Поскольку организация в I квартале исчерпала льготу в виде одной транспортной единицы, то во II квартале облагаться налогом за хранение отходов будет весь добавленный на хранение объем отходов «В». Налоговая база составит 1,5 т.

Обоснуем наш вывод.

Разница количества хранения отходов на конец квартала с показателем «одна транспортная единица» составляет 4 т. Однако организация уже уплатила налог за хранение 2,5 т отходов в прошлом квартале. То есть этот объем не вывозился на хранение во II квартале.

Если бы во II квартале не было нового поступления отходов «В» на хранение, то налоговая база равнялась бы нулю.

Важно! Налогом облагаются не сами отходы, а действия с отходами, т.е. хранение. Иными словами, пока нет такого действия, но есть сами отходы, нет условий для возникновения объекта налогообложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *