От чего зависит получение прибыли производителем

  • автор:

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения ], факторы, влияющие на её получение (увеличение), делят на две основные группы:

  • Внутренние факторы — факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
  • Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

Внутренние факторы увеличения прибыли предприятия:

  • уровень хозяйствования;
  • компетентность руководства и менеджеров;
  • конкурентоспособность продукции;
  • уровень организации производства и труда и др.;
  • производительность труда;
  • состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внутренние факторы делятся на:

  • производственные — характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;
  • внепроизводственные — связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Производственные факторы подразделяются на:

  • экстенсивные
  • интенсивные

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:

  • повышение производительности оборудования и его качества;
  • использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • повышение квалификации и производительности труда персонала;
  • снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
  • совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Внешние факторы увеличения прибыли предприятия

  • конъюнктура рынка;
  • уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
  • нормы амортизационных отчислений;
  • природные условия;
  • государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.

При осуществлении производственно — хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы — ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

См.также: Прибыль предприятия, Источники прибыли предприятия.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

  • 1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
  • 2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
  • 3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е — 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Говоря о рентабельности бизнеса, нельзя обойти вниманием доход и прибыль. Эта публикация посвящена разнице между ними.

Многие люди далёкие от бизнеса считают «прибыль» и «доход» синонимами. Логика тут есть (где доход – там, возможно, прибыль), но человек, занимающийся коммерцией, должен понимать отличие между этими понятиями. В конце концов, термины «прибыль» и «доход» фигурируют в официальных документах, включая законы и нормативно-правовые акты, публицистических статьях, а также в изданиях, посвященных экономике. И в каждое из этих понятий вложен вполне определенный смысл.

Доход и прибыль: определения

Доходом называются все средства, которые получает физическое или юридическое лицо, государство или организация, в течение определенного периода.

Прибыль – это финансовый результат. Иными словами, это средства, которые остаются у физического/юридического лица после того, как из суммы, полученной в результате продажи продукта, вычитаются затраты на его изготовление и реализацию.

Формулы расчета

Рассчитать доход и прибыль можно при помощи простых формул. Формула для определения дохода выглядит так:

Доход = Выручка за определенный период времени

Механизм расчета прибыли немного сложнее:

Прибыль = Доход – Расходы на изготовление и продажу

Существует и такое понятие, как «чистая прибыль». Для ее определения нужно из прибыли вычесть налоги и прочие выплаты.

Разница между прибылью и доходом

Итак, вернемся к определениям. Доход – это все деньги, полученные предпринимателем/предприятием за какой-либо период времени. Прибыль – это разница между выручкой (т.е. доходом) и всеми возможными расходами.

Доход – это все денежные средства, вырученные вследствие продаж товаров/услуг, в то время как прибыль – это то, что остается от выручки, если из нее вычесть затраты на изготовление (покупку) и реализацию продукции, а также налоги (если речь идет о чистой прибыли).

Для наглядности приведем пример: некий молодой человек решил заняться коммерцией, арендовал маленький офис и открыл магазин. В течение месяца в его кассу поступило 600 000 рублей. Они являются доходом за первый месяц торговли. Но, зная только сумму дохода, мы ничего не можем сказать о рентабельности данного бизнеса. Чтобы определить, есть ли у него перспективы, нужно вычесть из этих 600 000 рублей:

  • все налоговые сборы;
  • расходы на аренду офиса;
  • расходы на зарплату сотрудникам;
  • расходы на коммунальные платежи;
  • расходы на транспорт;
  • расходы на покупку товаров (ведь владелец магазина не сам производит то, что продает);
  • проценты по кредиту (если коммерсант воспользовался таковым для открытия и продвижения своего дела).

Нужно заметить, что здесь перечислены далеко не все статьи расходов.

Итак, расчеты произведены. Далее возможны три варианта развития событий:

  1. 1. В первом случае от 600 000 рублей ничего не остается, и бизнесмен, чтобы погасить все обязательства, вынужден воспользоваться собственными сбережениями. Это значит, что бизнес оказался убыточным, и от него, возможно, стоит отказаться.
  2. 2. Второй вариант: прибыль отсутствует, но и доплачивать ничего не нужно. В таких случаях говорят, что прибыль нулевая. Предприниматель достиг точки безубыточности – сработал без убытков.
  3. 3. Наиболее благоприятный исход: оплатив все счета, владелец магазина обнаруживает, что у него есть еще 200 000 рублей – это прибыль, которая может быть использована для развития бизнеса (например, для ремонта офиса). Впрочем, предприниматель может потратить ее, как ему вздумается, если он сам себе хозяин. Наличие прибыли свидетельствует о рентабельности бизнеса.

Подведем итоги. Прибыль – это не доход. Она всегда меньше дохода, причем значительно. Но для бизнеса прибыль имеет большее значение, чем доход. Предпринимателю следует стремиться не столько к высокому доходу, сколько к стабильной (или же растущей) прибыли.

Наши группы: ⇧

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *