Особые экономические зоны создаются развитие обрабатывающих отраслей

  • автор:

Обеспечение устойчивого развития депрессивных районов и сельских территорий — одна из ключевых проблем современной России. Мировая практика выработала эффективный инструмент решения этой проблемы. Таким инструментом является формирование на этих территориях особых экономических зон (ОЭЗ) с льготным для бизнеса режимом, обеспечивающим перемещение туда капитала, идей и технологий. Формулировка понятия «особая экономическая зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе особая зона — это не только и не столько обособленная географическая территория, но и часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для развития бизнеса, не используемая в других его частях.
Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. В настоящее время в мире функционирует около 4000 ОЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон (ОЭЗ) (1, 2). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны позиционируются , в основном, в качестве фактора ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Цели создания ОЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран. В развитых странах ОЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с неразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.
Со сходной целью создаются особые экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы. В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития, при создании свободных экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.
Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий в России использована для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций ( как отечественных, так и зарубежных) на льготных условиях. Следует подчеркнуть, что в России особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики. Особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны в России создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Согласно законодательства РФ в нашей стране могут создаваться ОЭЗ трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. Могут создаваться еще и портовые ОЭЗ.

Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант «снизу», — создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). В Законе РФ об ОЭЗ выбран первый подход — создание в России исключительно государственных ОЭЗ на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства.
Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов — наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах.
В последнее время в России распространена практика создания региональных особых экономических зон внутри территории (ОЭЗ РУ) субъекта федерации с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития отдельных сельских территорий. Инициаторами создания ОЭЗ РУ могут выступать органы местного самоуправления. Заявка на создание ОЭЗ РУ подается в конкурсную комиссию администрации региона с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач регионального и местного значения. Отбор заявок на создание ОЭЗ РУ одного типа осуществляется на конкурсной основе. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается администрацией региона.
Рассмотрим далее опыт Липецкой области в развитии особых экономических зон регионального уровня. В конце 2005 г. Липецкая область, наряду с другими пятью регионами России, выиграла конкурс Минэкономразвития РФ (МЭРТ) на создание особой экономической зоны. Заявлена была промышленно-производственная ОЭЗ «Казинка» (по названию села в Грязинском районе). Она представляет собой площадь в 1 тыс. га для организации на ней сборочных производств. Областные власти планировали инвестировать в инфраструктуру этой территории 800 млн рублей из облбюджета, около 760 млн рублей планировал выделить госбюджет. На территории ОЭЗ в ближайшие пять лет предполагалось разместить до 60 предприятий-резидентов. Общая сумма инвестиционных вложений ожидалась в размере порядка 21 млрд рублей.
Реальность этих планов дальнейшая практика подтвердила.
Властные структуры Липецкой области различного уровня определили порядок финансирования и ответственность, обязались совместно действовать для достижения целей по развитию обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для обеспечения функционирования особой экономической зоны. Органы власти в своей деятельности выработали принципы взаимной ответственности, сотрудничества и информационного обмена в целях наиболее эффективного использования их экономического, научно-технического и промышленного потенциала. Взаимодействующие государственные структуры в настоящее время осуществляют финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ за счет средств: федерального бюджета — 49 %; бюджета Липецкой области -51%. Определен перечень объектов, объем и сроки с указанием источников финансирования из федерального бюджета, бюджета Липецкой области для создания инфраструктуры особой экономической зоны (4).
Администрация Липецкой области, администрация Грязинского муниципального района Липецкой области совместно с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами разработала и осуществляют комплекс мероприятий по формированию перспективного плана развития особой экономической зоны: порядок финансирования, план обустройства и соответствующего материально-технического обеспечения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории, обеспечивают принятие в установленном законом порядке в пределах своих полномочий законов и решений, предусматривающих предоставление резидентам особой экономической зоны налоговых льгот, перечень и сроки действия и представляют на согласование в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Также определяются размеры долей, принадлежащих Российской Федерации, администрации Липецкой области в праве общей долевой собственности, на созданные объекты инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры ОЭЗ, порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ экономической зоны; порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны.
Механизм создания ОЭЗ РУ в Липецкой области был запущен уже в 2006 г., когда приняли соответствующий региональный закон (Закон Липецкой области от 18.08.2006 г. № 316-оз (в ред. Законов Липецкой области от 03.03.2010 г. № 357-ОЗ, 30.05.2008г. № 155-ОЗ, от 06.04.2007 г. № 37-ОЗ) «Об особых экономических зонах регионального уровня»)
. Муниципальные образования получили возможность подать в конкурсную комиссию заявку на создание ОЭЗ РУ на своей территории (Постановление администрации области от 04.09.2006г. № 122 «О порядке конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон регионального уровня» Распоряжение администрации области от 06.09.2006г. № 683-р «О составе конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон регионального уровня»). Создание особых экономических зон регионального уровня представлялось руководству Липецкой области как инструмент для диверсификации экономики области и ликвидации отставания в развитии сельских территорий области от города Липецка — финансово-промышленного центра. Для привлечения инвесторов региональные власти предоставили будущим участникам ОЭЗ РУ государственную поддержку в виде значительных льгот и преференций, рассчитанных на пятилетний срок.
Кроме того, Липецкая область взяла на себя обязательство по обеспечению свободных экономических зон регионального уровня необходимой инфраструктурой- дорожной сетью, электро- и водоснабжением, ливневой канализацией, очистными сооружениями.
Для разработки Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня с целью выявления проблем был осуществлен анализ развития основных отраслей народного хозяйства и направлений развития Липецкой области. На основе проведенного анализа выявлено, что развитие обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью является главным резервом подъема экономики и ориентиром на внедрение новейших технологий и возможно только за счет поворота к инновационному пути развития, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. В сложившихся условиях инструментом, позволяющим решать поставленные задачи, выбрано создание на территории области особых экономических зон как федерального, так и регионального уровней. Создание особых экономических зон регионального уровня по замыслу позволяло придать ускорение развитию муниципальных образований области посредством создания и развития новых высокотехнологичных производств, позволяющих расширить доходную базу бюджетов различного уровня, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, привлечь инвестиции в реальные активы и создать привлекательную инвестиционную среду в муниципальных образованиях.
Взятая на вооружение технология реализации Программы создания ОЭЗ РУ в Липецкой области включала следующие этапы:
Предварительный этап. Процесс подготовки инвестиционного решения по размещению объектов в особой экономической зоне начинается с получения инвестором предварительного согласия «общественных институтов» (органов власти. управления, контроля, общественности) на реализацию своих намерений. Для получения согласия инициатор проекта должен произвести необходимые финансово-экономические расчеты, иметь представление о последствиях и условиях реализации проекта, обосновать их документально. В число таких документов входит декларирование намерений, оценка воздействия на окружающую среду вместе с оценкой существующей техногенной нагрузки, экоемкости территории.
Проектно-исследовательский этап — проводятся исследования инфраструктурных ограничений социально-экономического развития области, организуется процесс согласования приоритетов. Результатом деятельности на этом этапе является: — подготовка проекта Программы; завершение формирования основных положений перспективной пространственной структуры развития области; формирование пакета инфраструктурных проектов и системы мер их государственной поддержки и регулирования.
Этап выработки мер государственного регулирования — предполагает продолжение осуществления мер, направленных на реализацию Программы, в рамках принятых областных целевых программ регионального развития и перспективной пространственной структуры развития области с последующим анализом результатов действий. Результатом этого этапа реализации Программы является выработка системы мер государственного регулирования, в том числе нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации перспективной пространственной структуры развития области.
Этап системных преобразований — предполагает реализацию принятых в соответствии с ней областных целевых программ регионального развития. Результатом этого этапа станет формирование на территории области нескольких районов — «точек роста», выступающих значимыми центрами инновационного развития области и оказывающими максимально возможное мультипликационное влияние на другие близлежащие районы.
В результате на территории Липецкой области начали создаваться ОЭЗ РУ следующих функциональных типов:
1) ОЭЗ РУ промышленно-производственного типа — территория площадью не более десяти квадратных километров, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на производство и (или) переработку, реализацию товаров (продукции), в том числе импортозамещающих, потребительского или производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках;
2) ОЭЗ РУ агропромышленного типа — территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на развитие высокорентабельных, конкурентоспособных сельскохозяйственных производств и переработку сельскохозяйственной продукции;
3) ОЭЗ РУ технико-внедренческого типа — территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов

4) ОЭЗ РУ туристско-рекреационного типа -территория, деятельность участников которой ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов
Эффективность курса на создание ОЭЗ РУ сегодня стала очевидной: уже на конец 2010 года на каждый бюджетный рубль, вложенный в инфраструктуру ОЭЗ РУ, привлечено 200 инвестиционных рублей. Некогда глубоко депрессивные районы начали преобразовываться в доноров областного бюджета. В настоящее время администрацией области решается вопрос о продлении льгот для предприятий инновационной и экспортной направленности с нынешних 5 лет до 7–10.
Сегодня в области вертикаль работы с инвесторами выстроена так, чтобы совершенно нейтрализовать коррупционные факторы, исключить чиновничий произвол, минимизировать сроки прохождения документов. В Липецке работают с участниками ОЭЗ в режиме «одного окна», решая все вопросы от сложных земельных до юридического сопровождения и оказания консалтинговых услуг.
В общей сложности на сентябрь 2010 в особых экономических зонах регионального уровня в Липецкой области зарегистрирован 31 участник, а к концу года их количество по итогам ведущихся переговоров увеличиться до 100. Отмечается растущий интерес инвесторов к участию в деятельности ОЭЗ РУ в Липецкой области. Так, в туристско-рекреационной зоне «Задонщина» инвестор готов вложить до 200 миллионов рублей в восстановление усадебного комплекса героя Отечественной войны 1812 года полководца Николая Муравьева-Карского. В ОЭЗ «Елец» другим инвестором большие средства будут перечислены в реконструкцию комплекса «Петровский парк».
На настоящий период в Липецкой области зарегистрировано семь особых экономических зон. Четыре промышленно-производственного типа: «Тербуны», «Чаплыгинская», «Данков», «Елецпром»; две туристско-рекреационного типа: «Елец», «Задонщина»; одна агропромышленного типа — Астапово». В настоящее время рассматривается вопрос о создании восьмой по счету региональной ОЭЗ технико-внедренческого типа на базе Липецкого государственного технического университета. Первым здесь может стать нанотехнологический центр госкорпорации «Роснано». Эту ОЭЗ предполагается разместить на двух участках — в Центре будут вестись разработки инновационных наукоемких технологий, а изготовление и испытание опытных партий продукции будет осуществляться на промышленных площадках. Разработанные технологии, предварительно обкатанные на мини заводах ОЭЗ, будут доводиться до массового производства и таким образом коммерциализироваться. Совокупная емкость семи ОЭЗ РУ рассчитана на сотни инвестиционных проектов — ближайшие пять лет планируется построить 111 предприятий и 211 коммерческих объектов по обслуживанию туристов.
В промышленных зонах есть потребность в строительстве предприятий стройиндустрии, машиностроения и металлообработки, химии, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. В туристско-рекреационных зонах прихода инвесторов ждут площадки под водно-оздоровительные комплексы, аэроклуб, конно-спортивную базу, боулинг, гольф-клубы, базы отдыха, гостиницы, гаражи, стоянки, торгово-развлекательные центры.
В ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» разместятся производство и сервисное обслуживание свеклоуборочных комплексов немецкой фирмы «РОПА» (объем инвестиций составит 3,3 миллиарда рублей), завод по производству сантехнической арматуры (30 миллионов евро), завод по переработке нефтепродуктов (67 миллионов евро). В ОЭЗ РУ»Данков» будет построен центр логистики (3,3 млрд руб.). В ОЭЗ РУ»Елнцпром»- комплекс по переработке мяса птицы (12,5 миллиарда рублей), комплекс по выращиванию грибов (1 миллиард рублей). В ОЭЗ РУ «Тербуны» строится сахарный комбинат (7 млрд руб.), завод по производству керамического кирпича (1,3 млрд руб.), завод по производству антибиотиков и противораковых лекарственных средств (3,65 млрд руб.).
Работа по формированию ОЭЗ РУ в Липецкой области идет непрерывно. Сейчас рассматривается заявка от фирмы «Куриное царство» о выделении в аренду земельного участка площадью 200 гектаров. На них планируется построить предприятие по переработке свинины и мяса птицы, комбикормовый завод, хранилище, автопредприятие и создать систему логистики. ОАО «Куриное царство» (в нее входит группа ОАО «Черкизовский) готовится построить в Липецкой области крупнейший в Европе комплекс по производству мяса птицы, позволяющий увеличить объемы производства в 2,5 раза по сравнению с имеющимися сегодня. Мастер-план этого комплекса спроектировала австрийская компания. Оборудование здесь будет только импортное (отечественная промышленность пока не может предложить альтернативу). Реализация этого плана позволяет трудоустроить 4 тысячи человек и получить в бюджет Липецкой области налоговые отчисления 360 миллионов рублей в год.
На территории ОЭЗ РУ «Данков» компания-резидент ОЭЗ «Центр логистики «Новь» готовится к реализации амбициозного бизнес-проекта, первый этап которого планируется завершить к 2012 г. К этому времени будет возведен крупный складской комплекс класса А. Здесь будет создано 800 рабочих мест, а в зону обслуживания войдут не только Липецкая область, но и соседние регионы. Планируется, что центр будет сотрудничать с небольшими фермерскими хозяйствами, и с крупными предприятиями: таким, например, производством как завод автомобильных шин, который сооружает в окрестностях Липецка японская фирма «Иокохама». Центр станет недостающим звеном между производителем и потребителем продукции. Это будет полностью автоматизированный комплекс с максимальным набором логистических услуг и грузооборотом 620 тысяч тонн. Его основными клиентами будут торговые сети центральной части страны. ЦЛ «Новь» ведет переговоры о предоставлении услуг с Минобороны РФ: военные собираются хранить в нем продовольствие и вещевое имущество. Известно, что сельхозпроизводители сталкиваются с проблемой хранения и переработки продукции. Многим аграриям центр упростит жизнь: он будет самостоятельно искать потребителей и осуществлять им поставки.
На территории агропромышленной зоны РУ «Астапово» ЗАО «Центральный грибной комплекс» ведет строительство предприятий по выращиванию нескольких видов грибов, в том числе вешенок и шампиньонов. Комплексов такого уровня в России нет. Одной из причин строительства таких заводов на территории Липецкой области стало наличие в регионе основного компонента для производства грибов- высококачественной соломы. Срок реализации проекта намечен на конец 2012 года, в ноябре-декабре 2010 года состоится запуск завода по производству субстрата, предполагаемая мощность которого составит более 1,8 тысячи тонн в месяц. На первом этапе планируется производить 10 тонн грибов в сутки, через 4-5 лет объем возрастет до 30 тонн. Грибной комплекс позволит в районе им. Л. Толстого Липецкой области создать более 200 новых рабочих мест с достойной зарплатой. За время существования ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» были рассмотрены более 20 бизнес-проектов. Три из них — завод по производству запорной арматуры для водоснабжения, предприятие по переработке нефти и «Ропа-Русь» (агрегатная сборка, продажа и сервисное обслуживание свеклоуборочных комбайнов) –уже реализуются.
Развитие ОЭЗ РУ невозможно без решения кадрового вопроса, возникшего из-за проблемы дефицита населения. Например, в ОЭЗ РУ «Тербуны» планируется создать 10 тысяч рабочих мест. Однако в селе Тербуны проживает всего 7 тысяч человек, а во всем Тербунском районе меньше 22 тысяч. В Липецкой области для решения кадровой проблемы разработан целый комплекс мер- создан координационный совет по кадровому обеспечению ОЭЗ РУ, налажено сотрудничество с миграционной службой, подписаны соглашения с ведущими компаниями, занимающимися подбором, обучением и переподготовкой персонала для новых предприятий. Как для запуска завода антибиотиков и противораковых препаратов «Рафарма» в Тербунах, требуется около 1,5 тыс. специалистов, которых нет в Липецкой области. Значит, чтобы эти специалисты приехали, нужно создать привлекательные условия для жизни. Поэтому в Тербунах построены комфортабельные коттеджи, бассейн, торгово-развлекательный центр. Данные о планируемых результатах развития ОЭЗ РУ в Липецкой области приведены в таблице.
Таблица
Перспективы развития ОЭЗ РУ в Липецкой области

Наименование ОЭЗ РУ Площадь,
га
Объем инвестиций, млн руб Объем производства в год, млн руб. Количество
рабочих мест
Объем налоговых платежей в год, млн руб.
«Тербуны» 984 70400 17600 10000 2000
«Чаплыгинская» 361 31800 7950 3000 903
«Данков» 355 31200 7800 3000 887
«Елецпром» 270 37700 9425 5000 1071
«Астапово» 96820 28000 7000 3000 795
«Елец» 931 17000 4250 10000 483
«Задонщина» 97000 23000 5750 4000 661
Итого 196721 239100 59775 38000 6800

В стране сегодня слышны разговоры о якобы налоговых потерях бюджета от создания ОЭЗ. Говорить о каких-то потерях, которые несет областной бюджет Липецкой области от недополученных налогов, на наш взгляд, абсурдно. Очевидно, если нет предприятий — нет и налогов, ни в настоящем, ни в будущем. Главное в этом деле — дать импульс развитию территории через механизм особых экономических зон, а льготы — необходимое условие для привлечения бизнеса. Особенно это актуально для сельских территорий России, где ныне царит бедность и безработица, имеет место опустынивание территорий (5, 6). С карты России за годы этих реформ исчезло более 20 тыс. деревень (7). Что касается оценок, то любую деятельность лучше всего характеризует независимая оценка. Так, в 2009 г. по результатам исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» Липецкая область вышла на первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов.

4.1. Понятие резидента особой экономической зоны

Статус резидента особой экономической зоны предоставляет его владельцу достаточно серьезные выгоды при осуществлении предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, в первую очередь это конечно льготы в сфере налогообложения.

Законодательством установлены условия приобретения статуса резидента особой экономической зоны в зависимости от типа особой экономической зоны.

Общими для всех типов особых экономических зон являются требования государственной регистрации (юридического лица или индивидуального предпринимателя) в месте расположения особой экономической зоны (в том же субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании), а также заключения соответствующего соглашения с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Напомним, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обратите внимание, унитарные предприятия не могут быть резидентами особых экономических зон.

Резидентами могут быть и иностранные лица, при условии соблюдения требования о государственной регистрации в месте расположения особой экономической зоны.

Рассмотрим условия приобретения статуса резидента более подробно.

Итак, согласно статье 9 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны может быть только коммерческая организация (индивидуальные предприниматели резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны быть не могут).

Согласно статье 50 ГК РФ (Приложение №2) коммерческой организацией признается юридическое лицо, которое в процессе основной своей деятельности преследует цель – извлечение прибыли. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако, как уже было сказано, в силу прямого указания закона, унитарные предприятия не вправе осуществлять деятельность в особой экономической зоне в качестве резидента этой зоны.

Резидентом технико-внедренческой, а также туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация.

Согласно статье 23 ГК РФ (Приложение №2) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Напомним, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 4 Закона №16-ФЗ к резидентам Калининградской особой экономической зоны предъявляются следующие требования:

«1. Юридическое лицо подлежит включению в реестр в случае соответствия следующим требованиям:

1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области;

3) производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области;

4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области;

5) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, отвечает установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

2. Резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Резидентами не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг».

Следует отметить, что статус резидента особой экономической зоны индивидуальный предприниматель или коммерческая организация приобретают с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.

Об осуществлении регистрации в качестве резидента особой экономической зоны выдается свидетельство, форма которого утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 31 марта 2006 года №84 «Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны» (Приложение №47).

Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, а также предоставляют копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации.

Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных статьями 11, 20, 30, 31.9 Закона №116-ФЗ (Приложение №11), и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.

Органы управления особыми экономическими зонами вносят в реестр резидентов особой экономической зоны запись о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в течение трех дней с даты получения вступившего в законную силу решения суда о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны.

Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем внесения в реестр резидентов особой экономической зоны соответствующей записи.

Согласно статье 5 Закона №16-ФЗ (Приложение №9) «резидент подлежит исключению из реестра:

1) на основании поданного в письменной форме заявления об исключении из реестра со дня, следующего за днем получения администрацией такого заявления;

2) на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда об исключении резидента из реестра;

3) в случае ликвидации юридического лица — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

4) в случае прекращения деятельности юридического лица — резидента в результате его реорганизации со дня, следующего за днем завершения реорганизации.

4.2. Предпринимательская деятельность в особых экономических зонах

На территории особой экономической зоны допускается ведение любой предпринимательской деятельности не запрещенной законом на общих основаниях.

Из этого правила есть исключения, которые касаются резидентов особых экономических зон. Резиденты вправе осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены соответствующим соглашением. Так, согласно статье 10 Закона №116-ФЗ:

«1. Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

2. Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

2.1. Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод».

Резидентам особых экономических зон следует строго придерживаться только тех видов деятельности, которые закреплены в соответствующем соглашении. В противном случае, то есть при осуществлении иных видов предпринимательской деятельности, резидент рискует потерять свой статус. Такого же мнения придерживается и Минфин Российской Федерации в своем Письме от 10 октября 2006 года №03-05-02-03/36 (Приложение №54).

Помимо этого, резидентам запрещено открывать филиалы и представительства за пределами особой экономической зоны. В тоже время, законодательством не запрещено создавать иные обособленные подразделения в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) (Приложение №3).

Как уже было сказано, лица, не обладающие статусом резидента особой экономической зоны вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность на общих основаниях.

Следует отметить, что участникам особой экономической зоны в Магаданской области предоставлены гораздо более широкие права в сфере предпринимательской деятельности. Участники не ограничены в выборе направлений предпринимательской деятельности. Такое положение связано с тем, что создание особой экономической зоны в магаданской области направлено на комплексное развитие производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.

Тоже можно сказать и об особой экономической зоне в Калининградской области, которая создана в целях ускорения социально-экономического развития Калининградской области.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что особые экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях отличаются от прочих тем, что направлены на комплексное развитие всей территории указанных областей, в то время как особые экономические зоны, созданные в соответствии с Законом №116-ФЗ (Приложение №11) направлены на достижение узкоспециальных целей.

4.3. Государственный контроль в особых экономических зонах

Государственный контроль (надзор) — проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее также — обязательные требования).

Общий порядок проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (Приложение №13).

Заметим, что указанный закон не применяется к отношениям, связанным с проведением:

— налогового контроля;

— валютного контроля;

— бюджетного контроля;

— банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

— транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

— государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов;

— государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

— таможенного контроля;

— контроля безопасности при использовании атомной энергии;

— контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

— санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

— контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

— оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

— государственного метрологического контроля (надзора);

— государственного строительного надзора.

Особенности проведения государственного контроля (надзора) в отношении резидентов особой экономической зоны предусмотрены статьей 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11).

Согласно части 2 статьи 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) мероприятия по контролю, за исключением налогового и таможенного контроля, проводимого должностными лицами налоговых и таможенных органов Российской Федерации, осуществляются органами государственного контроля (надзора) в виде плановых комплексных проверок.

Важной особенностью такого контроля является обязательное согласование проведения плановых комплексных проверок с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Плановые комплексные проверки проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения, выданного органами управления особыми экономическими зонами.

В решении о проведении плановой комплексной проверки должны быть указаны ее предмет и период, который подлежит проверке.

Помимо этого должно быть указано:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

наименование органа государственного контроля (надзора);

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Статьей 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) существенно сокращен срок проведения плановых проверок – не более двух недель (по общему правилу срок такой проверки составляет один месяц).

Согласно статье 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (Приложение №13) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

При выявлении в ходе плановой комплексной проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора) выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений. Копия предписания об устранении нарушений не позднее трех дней с момента составления акта о результатах проведения плановой комплексной проверки вручается резиденту особой экономической зоны либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения предписания резидентом особой экономической зоны либо его представителем. Если указанными выше способами предписание об устранении нарушений вручить резиденту особой экономической зоны или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Помимо этого, в случае обнаружения нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации у органов государственного контроля появляется право провести внеочередную проверку по истечении двух месяцев с даты выдачи соответствующего предписания об устранении нарушений.

При неисполнении резидентом особой экономической зоны предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами. Также на резидента может быть наложено административное наказание в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Приложение №7), то есть за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Внеочередные проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеочередной проверки не может превышать одну неделю.

Для защиты собственных прав резиденты должны четко представлять свой объем прав при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору).

В соответствии со статьей 11 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) резидент особой экономической зоны при проведении органом государственного контроля (надзора) плановой комплексной проверки имеет право:

1) присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отметим, что резиденты особых экономических зон имеют право на возмещение ущерба, который им был причинен при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в соответствии с ГК РФ.

Налоговый и таможенный контроль резидентов особых экономических зон осуществляется на общих основаниях. В случае выявления нарушений законодательства резидентами налоговый или таможенный орган уведомляет об этом органы управления особой экономической зоны.

При двух и более существенных нарушениях резидентом особой экономической зоны налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами.

Как представляется, использование законодателем термина «существенных» в данном случае не совсем корректно. Данный термин является оценочной категорией, законодательством же не установлено критериев существенности. В связи с этим, на практике возможны споры и разногласия по поводу того, что считать существенным, а что нет.

Порядок проведения налогового и таможенного контроля урегулирован соответственно Налоговым (глава 14) и Таможенным (раздел IV) кодексами Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися налогового контроля, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».

Рассмотрим основные особенности контроля в особой экономической зоне в Магаданской области.

Согласно статье 4 Федерального закона от 31 мая 1999 года №104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» предусмотрен термин «участники Особой экономической зоны» (Приложение №10) Администрация Особой экономической зоны осуществляет контроль за соблюдением участниками Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации и установленного указанным законом режима хозяйственной деятельности.

В случае выявления нарушения участником Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации и установленного режима хозяйственной деятельности администрация Особой экономической зоны вправе отменить регистрацию участника Особой экономической зоны (аннулировать регистрационное свидетельство).

4.4. Гарантии, предоставляемые резидентам особых экономических зон

Законом №116-ФЗ резидентам особых экономических зон предоставлено два типа гарантий: от неблагоприятного изменения налогового законодательства и гарантии на судебное разрешение споров.

В соответствии со статьей 38 Закона №116-ФЗ:

«Акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков — резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности».

Согласно статье 6 Закона №16-ФЗ:

«1. В случае, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на резидента, осуществляющего реализацию инвестиционного проекта (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования резидентом инвестиционного проекта, принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации не применяются в течение срока, указанного в статье 21 настоящего Федерального закона, в отношении резидента, осуществляющего реализацию инвестиционного проекта, при условии выполнения им требований настоящего Федерального закона.

2. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирования отношений в области установления, исчисления, взимания и уплаты пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации».

Статьей 39 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) установлен судебный порядок разрешения споров, связанных с созданием или прекращением существования особой экономической зоны, нарушением резидентами особой экономической зоны условий соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны, а также иных споров, возникающих из отношений, регулируемых Законом №116-ФЗ. Данное положение вытекает из общеправового принципа гарантированности судебной защиты (статья 46 Конституции Российской Федерации (Приложение №1)).

Отметим, что в случае, если резидент особой экономической зоны создан или действует с участием иностранного капитала, то на него в таком случае распространяются и гарантии, установленные Федеральным законом от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка создания и функционирования особых экономических зон, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Особые экономические зоны».

По словам главы минэкономразвития Максима Орешкина, сегодня в таких зонах зарегистрировано более 750 резидентов из 38 стран. Объем частных инвестиций резидентов достиг 375 млрд рублей, объем выручки резидентов превысил 760 млрд рублей.

В первой группе рейтинга (промышленно-производственные и портовые экономические зоны) две верхние позиции занимают «Алабуга» и «Липецк», как и годом ранее. Они лидируют по числу привлеченных резидентов (более 60 компаний) и объему инвестиций. Третье место принадлежит «Ступино Квадрат» — первая в России частная ОЭЗ. Она поднялась с 5-го места благодаря увеличению на треть числа привлеченных резидентов: за последний год — с 8 до 12 компаний. Был также перевыполнен план по строительству объектов инженерной инфраструктуры, в интересах инвесторов введены в эксплуатацию свободные мощности.

ОЭЗ «Титановая долина» опустилась с 3-го на 9-е место. По итогам года ей удалось привлечь 4 крупные промышленные компании, однако этот показатель оказался ниже среднего значения по ОЭЗ данного типа в России. Размещение крупных компаний требует существенных мощностей электроснабжения и водоотведения, что снизило долю свободных инфраструктурных мощностей в экономической зоне для новых потенциальных инвесторов, поясняют авторы рейтинга. Тем не менее в перспективе эта ОЭЗ имеет возможность повысить свою позицию после ввода в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры, полагают они.

Последнее место в этой группе заняла ОЭЗ «Лотос» (Астраханская область). За год она опустилась на одну позицию. ОЭЗ «Ульяновск», которая замыкала рейтинг в 2018 году, напротив, поднялась до 8-го места.

В рейтинге особых экономических зон технико-внедренческого типа расклад за год не изменился. В списке лидеров остались «Дубна», «Технополис «Москва» (бывш. «Зеленоград») и особая экономическая зона «Санкт-Петербург».

ОЭЗ «Дубна» и «Технополис «Москва» впервые разделили между собой 1 и 2 места. По словам авторов рейтинга, это результат значительного качественного роста зоны «Технополис «Москва».

На последнем месте в этой группе по-прежнему «Томск». из-за невысокого по сравнению с другими ОЭЗ этого типа объема инвестиций резидентов.

Причина того, что некоторые особые экономические зоны стабильно занимают лидирующие позиции, в высоком уровне их клиентоориентированности, указывают составители рейтинга. Например, у каждого потенциального и действующего резидента таких ОЭЗ есть собственные личные менеджеры. Это упрощает и ускоряет взаимодействие с органами власти, решение проблем с арендой имущества, строительством промышленного объекта на выделенном резиденту земельном участке.

Рейтинг привлекательности ОЭЗ составляется ежегодно. Авторы учитывают статистические данные и сведения, полученные от управляющих компаний экономических зон, минэкономразвития, из открытых источников, а также оценки резидентов ОЭЗ и экспертов.

Рейтинг составляется в формате бизнес-навигатора и, по сути, является путеводителем для инвесторов, комментирует директор Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко. Все показатели, по которым оцениваются особые экономические зоны, были сформированы бизнесом, благодаря чему они актуальны и понятны, в том числе, зарубежным инвесторам, добавляет он. «Важно подчеркнуть, что все особые экономические зоны, включенные в рейтинг, эффективны. В 2016 году минэкономразвития проанализировало работу всех ОЭЗ. Те из них, эффективность которых не подтвердилась, были закрыты», — уточняет Шпиленко.

Цитата

Максим Орешкин, министр экономического развития РФ об ОЭЗ как драйвере привлечения инвестиций в регионы:

— В ОЭЗ создано более 35 тысяч рабочих мест. Свыше 120 иностранных компаний выбрали для реализации своих проектов российские особые экономические зоны. Причем часть из них уже запустила свое производство — открыто порядка 40 крупнейших заводов с мировыми именами, среди которых Yokohama, Bekaert, Ford, Armstrong, Kastamonu, Bettermann. Все это свидетельствует о том, что механизм ОЭЗ развивается в правильном направлении с учетом взаимовыгодных интересов государства и бизнеса.

Особая экономическая зона «Алабуга» создана в 2006 году и предоставляет инвесторам полностью подготовленную промышленную, инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуру, а также ряд налоговых и таможенных льгот.

Налоговые льготы

ОЭЗ «Алабуга» обеспечивает благоприятные налоговые условия для своих резидентов. Компании на 10 лет освобождаются от земельного, имущественного и транспортного налогов. Налоговые каникулы начинаются с момента появления налоговой базы.

Налог на прибыль

Для резидентов действуют льготные налоговые ставки на прибыль. С учётом федерального налога они составляют:

· 2% — первые 5 лет

· 7% — следующие 5 лет

· 15.5% — до 2055 г.

Налогоплательщики могут также пользоваться ускоренной схемой амортизации с коэффициентом 2%.

Налог на имущество, землю и транспорт

· 0% — в течение 10 лет с момента появления налоговой базы.

Чтобы получить налоговые льготы резиденту необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, полученных от деятельности на территории ОЭЗ и за ее пределами.

Транспортная доступность

· 10 км — Расстояние до ближайшего города

· 0,5 км — Расстояние до въезда в ОЭЗ, трасса М-7

· 50 км — Расстояние до международного аэропорта «Бегишево»

· 20 км — Расстояние до речного порта г. Набережные Челны

Общий размер территории

· 2000 Га.

· до 4000 Га. — планируется расширение

Производственная недвижимость

Существующие производственные и складские помещения (кв.м) – в 2013 году планируется создание промышленного парка «Синергия» площадью 76 000 кв. м и промышленного парка «Евразия-Алабуга» площадью 100 000 кв.м. Склад временного хранения — 6500 кв.м (в процедуре согласования).

Офисная недвижимость

Общая площадь офисной недвижимости – 10168 кв.м.

Социальная инфраструктура

В 2013 году в г. Елабуга планируется строительство жилищного городка, в том числе арендного жилья, английской школы для сотрудников предприятий-резидентов ОЭЗ.

Услуги Управляющей компании

Подбор персонала, логистические, сервисные/инженерные, охранные, юридические, консалтинговые, ИТ-услуги, уборка территории, вывоз мусора.

Информация о резидентах

Особая экономическая зона «Алабуга» является крупнейшей в Российской Федерации, общая стоимость реализуемых компаниями-резидентами проектов превышает 3 миллиарда долларов, из которых 1 миллиард уже вложен.

В настоящее время в ОЭЗ «Алабуга» зарегистрирована 34 компаний-резидентов, уже действует шесть заводов, начиная с 2013 г. в эксплуатацию будут вводиться по шесть заводов в год. Среди компаний-резидентов Особой экономической зоны «Алабуга» присутствуют такие международные бренды как Ford, Rockwool, Armstrong, Air Liquide, Preiss-Daimler, RRDonnelley, Saint-Gobain и другие.

На текущий момент в ОЭЗ работает более 3000 человек.

Адрес

Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район

Контактная информация – отдел по работе с резидентами, +7 (85557) 590 30, invest@alabuga.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *