Особо охраняемые природные территории местного значения

  • автор:

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» в нашей стране созданы особо охраняемые природные территории различных форм. Наиболее разнообразны они на региональном и местном уровнях. Центральное место занимают самые крупные по площади природные парки и наиболее многочисленные — заказники и памятники природы.

Природные парки — сравнительно новая категория особо охраняемых природных территорий в России. Эта форма, несмотря на исключительную актуальность как с природоохранной, так и с рекреационной точек зрения, реально вошла в практику лишь совсем недавно — в 90-х гг. Согласно ст. 18 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

В круг конкретных задач этих парков входят:

  • сохранение природной среды, природных ландшафтов;
  • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
  • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории.

Ключевое отличие природных парков состоит в подчиненности не федеральной структуре, а региональной. Это логично вытекает из той идеи, что наиболее ценные природные объекты подлежат охране на самом высоком (федеральном) уровне в статусе парков национальных, а менее значимые сохраняются под региональным патронажем, то есть в статусе природных или региональных парков.

Согласно Закону «Об особо охраняемых природных территориях», природные парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников.

К настоящему времени в стране насчитывается 54 природных парка, причем они практически поровну распределены между Европейской и Азиатской частями России.

Их общая площадь составляет 15,4 млн га, или 0,9 % площади страны. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации леса природных парков относятся к лесам первой группы.

Заказниками называются территории (или акватории), имеющие особое значение для сохранения, либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов), биологические (ботанические и зоологические) — для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении), гидрологические (болотные, озерные, морские, речные) — для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экосистем, геологические — для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы, палеонтологические — для сохранения ископаемых объектов и др.
В заказниках хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не нарушает покоя и не наносит вреда охраняемым объектам.

В настоящее время в России насчитывается 2831 природный заказник регионального уровня. Общая их площадь составляет 72,4 млн га, или 4,4% площади страны В некоторых регионах они единичны, в других, наоборот, насчитывают по несколько сотен. Так, например, в одной только Тверской области число заказников достигает почти 600.

Основная масса заказников относится к категории охотничьих, находящихся в ведении Минсельхоза России. Наиболее распространены видовые заказники на бобра, лося, кабана, косулю, соболя, ондатру, боровую дичь и пр. Именно видовые заказники сыграли значительную роль в сохранении и восстановлении наиболее ценных промысловых животных в нашей стране.

Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Впервые данный термин ввел знаменитый естествоиспытатель А. Гумбольдт. Как и заказники, эта категория особо охраняемых природных территорий наиболее распространена на региональном уровне — более девяти тысяч объектов общей площадью 4,0 млн га, или 0,2 % площади страны. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая состояние и охрану памятника. Так же, как и заказники, памятники природы крайне разнообразны по типам охраняемых объектов. Они могут быть как комплексными, включающими целый ряд охраняемых объектов различных категорий, так и узкоспециализированными. Наиболее распространены ландшафтные, ботанические, дендрологические, зоологические, гидрологические, геологические, палеонтологические, геоморфологические, спелеологические, педологические (почвенные) памятники природы. Особое место среди них занимают природно-исторические памятники природы. В эту категорию особо охраняемых природных территорий включаются памятники садово-паркового искусства, старые усадьбы, имеющие мемориальное и художественное значение, комплексы городских парков и садов.

Среди форм особо охраняемых природных территорий, предназначенных для сохранения природно-исторических комплексов, необходимо отметить музеи-усадьбы, музеи-заповедники, мемориальные музеи. Все они связаны с именами великих русских писателей, поэтов, художников, скульпторов и др. Как правило, эти музеи под открытым небом образуют неразрывное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшафтами. Во многих музеях-заповедниках природа принадлежит к числу основных ценностей. В частности, это относится к дворцово-парковым ансамблям окрестностей Санкт-Петербурга, Соловецкому музею-заповеднику, природно-археологическому музею-заповеднику «Дивногорье» и др.

Помимо рассмотренных выше форм, в группу особо охраняемых природных территорий регионального и местного уровней, по решению администрации региона или муниципального образования, могут входить такие формы, как лечебно-оздоровительные местности, дендрологические парки и ботанические сады, зеленые зоны населенных пунктов, зоны покоя в охотничьих хозяйствах, водоохранные зоны малых рек и родников, байрачные леса противоэрозионного значения, рекреационные зоны городов, природно-ресурсные резерваты, охраняемые природно-антропогенные ландшафты и т. п.

Анализ структуры особо охраняемых природных территорий России показывает, что наиболее представительной по площади является группа заказников. Они составляют 37% всей площади страны. Примерно по четвертой части приходится на долю природно-ресурсных резерватов (25%) и государственных природных заповедников (23%). Национальные и природные парки занимают 3% и 9% соответственно. Дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и охраняемые природно-антропогенные ландшафты в сумме составляют около 1%.
Доля всех территорий федерального значения составляет 28%; остальная площадь приходится на особо охраняемые природные территории регионального и местного значения.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г. и с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 марта 2007 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Предыдущая

Лекция 20. Биологические ресурсы, их охрана

20.3. Особо охраняемые природные территории и объекты, особо охраняемые территории и объекты Беларуси

С проблемой сохранения биоразнообразия тесным образом связано создание и функционирование особо охраняемых природных территорий (ООПТ). ООПТ – это территории общенационального достояния, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, решениями органов государственной власти полностью или частично изъятые из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны. создание ООПТ вытекает из необходимости прямого регулирования природопользованием, непосредственным государственным воздействием, связанным главным образом с правовым и нормативным регулированием.

С учетом особенностей режима различаются следующие категории ООПТ: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы и др. (рисунок 20.1).

Рисунок 20.1 – Приоритетные типы охраняемых природных территорий (по В. А. Вронскму, 1997)

Заповедник – особо охраняемая территория (акватория), нацело исключенная из любой хозяйственной деятельности (в том числе посещения людьми) в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами. Нередко на площади заповедника имеются особо ценные природные объекты (редкие и исчезающие виды, выдающиеся памятники природы, например, особо старые деревья). Из заповедников мира выделяют биосферные заповедники – это охраняемые, наиболее характерные, эталонные участки биосферы в различных географических зонах Земли (их также определяют как типичные участки, нетронутые или слегка измененные хозяйственной деятельностью). Биосферные заповедники выделяются по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера», с целью их сохранения, исследования и (или) мониторинга.

Национальные парки (НП) – обширная территория, включающая особо охраняемые природные ландшафты, не подвергшиеся существенному воздействию со стороны человека. Помимо главной задачи сохранения природы в относительной неприкосновенности, предназначены для рекреационных целей.

Заказник – участок территории или акватории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определенных видов, отдельных биоценозов, экологических компонентов, пейзажа в целом и других достопримечательностей. Различают геологические, фаунистические и другие заказники.

Памятники природы – отдельные природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение (например, водопады, геологические обнажения, вековые деревья, палеонтологические объекты и др.).

Основная задача охраняемых территорий – сохранить для наших потомков уникальные уголки природы.

Особо охраняемые территории и объекты Беларуси. В Беларуси к особо охраняемым территориям и объектам (ООПТиО) относятся: Березинский биосферный заповедник, Полесский радиационно-экологический заповедник, 4 национальных парка – Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера, Нарочанский и 782 заказника, 661 памятник природы. Общая площадь ООПТиО составляет 1443,8 тыс. га (6,9% общей территории Республики).

Из особо охраняемых территорий заповедники и национальные парки представляют собой крупные региональные научные, природоохранные, туристические и образовательные центры. Старейшим из них не только в Беларуси, но и в Европе, является Беловежская пуща. Как охраняемая природная территория, Пуща известна с 14 века, как государственный заповедник в Беларуси была образована 25 декабря 1939 года. Беловежская пуща дошла к нам сквозь столетия в относительно ненарушенном состоянии, и это является заслугой многих поколений людей, живших и живущих на этой территории. Пущу по праву называют «Жемчужиной Беларуси». Подтверждением этого являются ее высочайшие титулы: Мировое наследие (в 1992 году решением ЮНЕСКО ГНП «Беловежская пуща» включен в Список Всемирного наследия человечества), Диплом Совета Европы, биосферный заповедник. Беловежская пуща известна прежде всего тем, что именно отсюда началось возрождение европейского зубра как вида. Кроме того, здесь сохранились уникальные массивы девственных лесов, произраставших ранее по всей Европе.

Широкую известность Беловежская пуща получила также после выполнения Проекта ГЭФ (Глобальный Экологический Фонд) «Охрана биологического разнообразия лесов Беловежской пущи» (1992–1995 гг.), в результате которого разработана стратегия сохранения Беловежского первобытного леса и установлены международные связи.

Национальный парк «Нарочанский» создан в соответствии с указом Президента Республики Беларусь 29 июля 1999 г. Он расположен на территории трех областей – Минской, Витебской и Гродненской и занимает площадь 94 тыс. га. Национальный парк является комплексным природоохранно-хозяйственным и научно-исследовательским учреждением, создан в целях сохранения уникальных природных комплексов, более полного и эффективного использования рекреационных возможностей природных ресурсов его территории. Основными задачами Национального парка являются: сохранение природного комплекса Нарочанской группы озер как исторически сложившегося ландшафта и генетического фонда растительного и животного мира, типичного для Нарочанского региона; организация экологического просвещения и воспитания населения; проведение научных исследований, связанных с разработкой и внедрением в практику научных методов сохранения биологического разнообразия, изучением природных объектов и комплексов; разработка и внедрение в практику научных методов охраны природы и природопользования; сохранение культурного наследия (объекта этнографии, археологии, истории, палеонтологии и др.); организация рекреационной деятельности; ведение комплексного хозяйства на основе традиционных методов и передовых достижений природопользования.

Из других ООПТиО в национальном парке «Припятский» сохранены уникальные пойменные дубравы, на территории Березинского биосферного заповедника находятся крупнейшие в Европе нетронутые массивы верховых болот. Для национального парка «Браславские озера», как и парка «Нарочанский», характерны уникальные для Беларуси ландшафтно-озерные комплексы с богатым разнообразием водной и наземной флоры и фауны.

В век научно-технического прогресса, когда природные ресурсы Земли стали подвергаться огромному воздействию, и охрана окружающей среды стала одной из самых актуальных проблем современности, роль особо охраняемых территорий в плане сохранения отдельных компонентов ландшафтов, флоры, фауны и биологического разнообразия в целом велика и постоянно возрастает.

Предыдущая

02.09.2020 Примерное время чтения: 4 мин.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственная Дума ФС РФ рассматривает в первом чтении два законопроекта, предусматривающие устранение ограничений оборотоспособности земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также предоставление Правительству РФ полномочий по изменению границ нацпарков.

На сайте Госдумы размещены два законопроекта, которые предполагают существенное изменение правового режима земель и земельных участков в границах ООПТ:

  • ;
  • .

Разработчики законопроектов – ряд депутатов Госдумы и члены Совета Федерации. В пояснительных записках к законопроектам отмечается, что в настоящее время на территориях ООПТ находится значительное количество населенных пунктов различных уровней. Из-за строгого природоохранного режима ООПТ на проживающих в их границах граждан распространяется ряд запретов. Так, к примеру, указывается, что лица, владеющие домами и постройками на территориях нацпарков, не имеют возможности приобрести земельные участки, занятые указанными домами и постройками.

Законопроект № 974393-7

В соответствии с Законом об особо охраняемых природных территориях, на территориях нацпарков выделяются зоны хозяйственного назначения, в которых разрешена деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории нацпарков.

Законопроектом № 974393-7 предлагается внести в указанный закон, а также в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) поправки, предусматривающие, что земельные участки в границах зон хозяйственного назначения нацпарков на территориях населенных пунктов не будут изыматься из оборота и могут быть переданы в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, а также предоставлены гражданам и юридическим лицам.

Действующее законодательство предусматривает, что земли и земельные участки нацпарков находятся исключительно в федеральной собственности, изъяты из оборота и не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах нацпарков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли нацпарков и не нарушает режим их использования.

Разрешенное использование указанных земельных участков будет определяться в соответствии с положением о соответствующем нацпарке, которое устанавливает конкретные особенности, зонирование и режим нацпарка. Законопроект не исключает предоставления указанных земельных участков, в частности, для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства, если это согласуется с положением о нацпарке.

Проектируемые нововведения направлены на снятие запрета на предоставление земельных участков, расположенных в зонах хозяйственного назначения нацпарков, и введение возможности строительства на подобных земельных участках.

Одновременно законопроект № 974393-7 предусматривает, что Правительству РФ будут предоставлены полномочия принимать следующие решения:

  • об изменении границ нацпарков;
  • о расширении территорий нацпарков;
  • о создании нацпарков;
  • об исправлении технических ошибок в определении границ нацпарков.

В настоящее время законодательство не предусматривает возможности изменять границы нацпарков. При этом, допуская такое изменение границ, законопроект № 974393-7 не содержит перечень конкретных случаев, когда оно возможно, однако устанавливает, что соответствующие решения должны приниматься после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Законопроект № 909679-7

Сходный предмет регулирования имеет законопроект № 909679-7, целью принятия которого также является устранение ограничений оборотоспособности земельных участков, расположенных в населенных пунктах на территориях ООПТ. При этом, в отличие от законопроекта № 974393-7 проектируемые поправки затронут правовой режим земель и земельных участков, расположенных не только в нацпарках, но и на прочих ООПТ.

Законопроект № 909679-7 предлагает закрепить в ЗК РФ подход, согласно которому земли и земельные участки в границах населенных пунктов на территориях ООПТ будут относиться к землям населенных пунктов, то есть землям, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно законопроекту № 909679-7, населенные пункты должны быть включены в состав зон частичного хозяйственного использования ООПТ, которые, в свою очередь, будут входить в зоны хозяйственного назначения.

Законодательство не содержит понятия «зона частичного хозяйственного использования». Вместе с тем, п. 3 ст. 95 ЗК РФ упоминает о специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ, на которых допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

О чем подумать, что сделать

Концепция обоих законопроектов была поддержана профильными комитетами Госдумы с учетом необходимости их доработки, в том числе в части согласования указанных законопроектов между собой.

В связи с этим лицам, проживающим на ООПТ, а также планирующим осуществлять хозяйственную деятельность на указанных территориях, необходимо учитывать, что после доработки указанных законопроектов они, вероятно, будут приняты.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» в режиме реального времени отслеживают все изменения действующего законодательства и готовы оперативно проконсультировать вас по любым вопросам, связанным с владением и пользованием земельными участками на территориях ООПТ.

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Подпункт «д» п. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В настоящее время такая передача прямо запрещена подп. 2 п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ.

Подпункт 1 п.4 ст. 27, п. 6 ст. 95 ЗК РФ.

Подпункт 2.3 п. 2 ст. 2 законопроекта № 974393-7.

Пункт 3 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

Пункт 2 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

Пункт 2 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

Пункт 1 ст. 1 законопроекта № 909679-7.

Подпункт «б» п. 2 ст.1 законопроекта № 909679-7.

Пункт 1 ст. 83 ЗК РФ.

Подпункт «б» п. 2 ст.1, подп. «а» п. 5 ст. 3 законопроекта № 909679-7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *