Особенности профессиональной юридической деятельности

  • автор:

Особенности профессии юриста

Укажем здесь на такие особенности, которые дают возможность более или менее наглядно представить реальную картину этой профессии.

Массовость профессии юристов. Профессиональной юридической деятельностью занимаются сотни тысяч людей. Это следователи, прокуроры, судьи, адвокаты, юрисконсульты, нотариусы, люди, выполняющие много других видов труда. Здесь, следовательно, есть широкие возможности выбора подходящей работы для людей с различными способностями, стремлениями, характером.

Особая ответственность юридической деятельности (внешняя — перед кем-то и внутренняя — перед собой). От советов и решений юристов зависят судьбы людей, их имущественные и неимущественные отношения, стабильность экономики, интересы автора и изобретателя, приток инвестиций и, наконец, порядок на улице, и безопасность граждан. Работники юридических профессий подчас принимают весьма неблагоприятные для других и тяжкие для себя решения. Ошибки юристов (незаконный арест, неверное решение суда, бездействие в ситуации, требующей вмешательства, просто неразумное поведение) могут негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка, на благополучии членов общества. Эта особенность влияет на технологию работы юристов, их взаимоотношения, психологическое состояние.

Конфликтность деятельности юристов. Известно, что юрис­ты и их профессиональная деятельность постоянно находятся под давлением различных сил и интересов. Индивидуальная работа юриста, деятельность судебной системы, правоохранительных ведомств, функционирование национального сообщества юристов находятся в определенном конфликте со своим окружением. Общество старается уменьшить расходы на деятельность юристов, но получать все большие результаты! Оно в идеале стремится к правовому государству и законности, но постоянно в нем проявляются и силы, противодействующие этому. Граждане желают эффективной работы-юристов: полного раскрытия преступлений, быстрого правосудия, доступности юридической помощи и в то же время стремятся защитить свои действительные или мнимые права, ограничивают (пытаются ограничивать) полномочия юрис­тов. Все это порождается естественной противоречивостью соци­альных интересов, и профессиональная деятельность юристов всегда строится на основе компромисса с обществом, согласования профессиональных, цеховых и иных интересов.

Весьма наглядно это проявляется в организации профессиональной деятельности и, соответственно, в нормативно установленной дисциплине юристов. Правоохранительные органы (прокуратура, МВД, ФСБ), действуя на основе и в рамках Конституции РФ, как субъекты публичного права в наибольшей степени нацелены на защиту интересов общества, которые оно в установ­ленном им же порядке сформулировало как общие. Адвокатура, правовые службы, отражая публичные интересы, нацелены на защиту частных интересов. Это ни в коем случае не делает их структурами второго сорта, но позволяет сбалансировать общие и частные интересы. Собственно, традиционное построение уголовного и гражданского процессов также отражает их противоречивость и конфликтность юридической деятельности.

Престижность юридической деятельности. Эта особенность юридической профессии имеет две стороны. Юристы обычно уважаемы в своем социальном окружении. Общество уделяет им много внимания. Профессия юриста представляется как бы таинственной. О деятельности юристов говорят обычно с почтением и пишут пользующиеся спросом книги. В то же время нередко граждане и общество настороженно относятся к юристам. Их труд не всегда оплачивается соответственно затраченным нервным и физическим усилиям. К их поведению относятся особенно строго. Ошибки юристов, порой неизбежные, вызывают суровую, иногда несправедливую критику.

Интеллектуальная привлекательность работы юристов. Профессиональная деятельность нередко вызывает у юристов сильное и своеобразное самоудовлетворение. Она мотивирует человека искать истину, добиваться успеха, быть лучшим, уметь решить задачу. Но это тоже имеет две стороны. Одни юристы готовят себя к трудностям, идут на повседневные затраты нервов, времени, на преодоление страха, усталости. Для других — решение сложных интеллектуальных задач может оказаться лишь неприятной стороной профессии. Но все же в большинстве случаев обладание профессиональными знаниями, умение применить их на практике, найти выход из сложной ситуации доставляют юристу радость, позволяют ему ощущать себя нужным, полез­ным профессионалом.

Коллективность труда юристов. На первый взгляд труд юриста индивидуален. Юрист самостоятельно готовит все необходимые материалы, принимает личные решения. Во всяком случае, значительная часть процессуальных документов, исковых заявлений, ходатайств, консультаций, заключений исходит от определенного и известного профессионала, даже если он их и не подписывает лично. В действительности же юристы, какое бы положение они ни занимали, зависят от других специалистов (юристов и неюристов). Они трудятся в отрасли правовых работ. Результаты их труда взаимно обеспечиваются деятельностью различных ведомств. Решения суда определяются деятельностью адвокатов, юрисконсультов; приговор суда — следователями, прокурорами. Поэтому неразвитость или неэффективность одного из звеньев системы или участков профессиональной деятельности негативно влияет и на индивидуальную профессиональную деятельность, и на отрасль в целом.

Таким образом, обращаясь к работе юристов-профессионалов, нельзя не отметить ее ответственный, тяжкий и в то же время интересный, разнообразный, высокоинтеллектуальный характер. Юристы имеют разную подготовленность, неодинаковые способности. Каждый из них преследует свои личные интересы наряду с общественными. Но все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, результаты которой сильно сказываются на качестве жизни людей, и все они так или иначе находятся под контролем общества, привлекают к себе внимание. Это трудная и очень нужная работа и не всегда легкая личная жизнь.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Ярычев Н.У. 1 Цамаева А.А. 1 1 ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет» Данная работа посвящена раскрытию содержательно-смысловых особенностей профессиональной деятельности и структуры практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста в системе высшего профессионального образования. При этом, проанализировав современную научную литературу по интересующей проблеме, авторы пришли к выводу о том, что в настоящее время в теории педагогической науки нет однозначных и конкретизированных определений таких важных понятий, как компетентность и компетенция. Учитывая сложность подходов научных школ и отдельных исследователей к вышеуказанным понятиям, можно констатировать, что существуют различные подходы к их смысловому определению. Основное внимание в настоящей работе сосредоточено на многоплановых разработках таких известных отечественных ученых, как И.А. Зимняя, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Ю.Г. Татур и другие. 287 KB структура профессиональная деятельность вуз юрист компетенция 1. Вербицкий А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991. 2. Карташев В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. – Саратов, 1989. – С. 124. 3. Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-технических кадров: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Киров, 2005. – 43 с. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с. 5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005. – С. 168. 6. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую специальность. – М., 2004. – С. 79.

Предваряя структурирование профессиональных компетенций будущего юриста, определимся с самим понятием профессиональной компетенции и компетентности.

Анализ данных понятий показывает, что в настоящий момент однозначного определения понятий компетенция и компетентность нет. Различные научные школы рассматривают данную проблему несколько по-разному.

В отечественной науке разработкой понятий компетенция и компетентность многопланово занимаются И.А. Зимняя, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Ю.Г. Татур и другие ученые. Не претендуя на полноту исследования, приведем некоторые из точек зрения, которые близки к нашему пониманию данных понятий.

Следующий подход к данной проблеме находим в работах А.В. Хуторского: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов… Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности» . Из этих определений делаем первый вывод о том, что компетентность – понятие более широкое, нежели компетенция.

По мнению Г.К. Селевко, «Понятие компетенция чаще применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» ученика, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами. Компетентностью же следует называть интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе социализации…» . Таким образом, говоря об отдельных качествах личности, которые формируются в учебном процессе, правильно будет употреблять понятие компетенция. Компетенций может быть несколько, они образуют взаимосвязанную совокупность. Компетентность специалиста рассматривается всегда как единое целое. Нельзя утверждать, что компетентность неделима, более того, на наш взгляд, компетентность образуется при интеграции совокупности компетенций. При этом, однако, компетентность обладает свойством эмерджентности – ее нельзя рассматривать как простую сумму компетенций, она образуется более сложным образом и обладает системным качеством, которое мы не находим у отдельных компетенций.

Так, например, А.Ю. Петров указывает, что компетентность проявляется в практической деятельности и не сводится ни к знаниям, ни к умениям по каким-либо предметам: «компетентность представляет собой интегративное качество личности, сформированное на основе предметных знаний, индивидуально-психических качеств, а также практического опыта и проявляющееся в способности и готовности человека к практическому действию и решению практических проблем» .

В ФГОС ВПО третьего поколения компетентность специалиста также интерпретируется как единая форма описания профессиональных и общекультурных компетенций – универсальных, академических и профессиональных профилей, уровней и характеристик «персонального результата» образования.

В контексте нашего исследования именно прикладной, практико-ориентированный аспект компетенции имеет для нас существенное значение. Можно говорить, что компетенция – это то, что на основе знаний порождает определенное умение, действие.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы выявил, что компетентность – это всегда интегральное свойство, характеристика личности, реализующей свой потенциал в успешную деятельность (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур). Если деятельность неудачна, нет смысла говорить о компетентности.

До сих пор мы говорили об общем понятии компетентность. Профессиональной компетентностью называют «индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую готовность» (Л.Ю. Кривцов, Э.Ф. Зеер) к профессиональной деятельности.

В формирующейся в настоящее время новой модели ВПО компетенции будут занимать доминирующее положение. Специфика каждой профессии обусловит также содержание социально-личностного компонента профессиональной подготовки.

Проведенный анализ понятия профессиональных компетенций будущего юриста позволяет выделить в их структуре три блока: оценочно-мотивационный, операционный и рефлексивный.

Первый блок (оценочно-мотивационный) предполагает осознание студентом содержания своего будущего профессионального труда с точки зрения его ценности и значимости. В данном аспекте с понятием профессиональной компетенции справедливо связывают мотивационно-практические результаты усвоения суммарного содержания знаний и практических навыков, адекватных профессиональным требованиям, предъявляемым к будущему специалисту как субъекту труда.

Второй блок позволяет оценить возможность будущего юриста самореализовать себя в профессиональном труде, он также связан с первичным опытом трудовых операций.

Третий блок связан с самооценкой студента как будущего профессионала.

Сформированность той или иной профессиональной компетенции целесообразно оценивать только в совокупности всех названных блоков. Системность в данном случае – обязательное свойство компетенций, призванных обеспечить будущему специалисту эффективное решение реальных профессиональных задач и ситуаций.

Европейская система квалификаций рассматривает компетенцию в единстве когнитивной, функциональной, личностной и этической составляющих. Все они в равной степени должны быть представлены в структуре профессиональных компетенций. Соответственно, отличительное свойство структуры профессиональных компетенций – наличие в ней всех уровней развития будущего специалиста.

Учитывая заявленную структурную логику, в обосновании сущности профессиональных компетенций будущих юристов необходимо исходить из специфики юридической профессии. Остановимся на ней подробнее.

Деятельность современного юриста исследователи определяют как «многоуровневое иерархическое явление». Понимая профессию как «группу родственных специальностей», мы учитываем три возможные области профессиональной деятельности юриста: правотворчество, правоприменение и правоисполнение.

Также юридическую деятельность часто рассматривают как «относительно обособленные направления гомогенного влияния на объективную и субъективную социальную реальность, в которых проявляется и конкретизируется природа юридической деятельности, ее творчески преобразующая роль и социально-правовое назначение» .

В.Н. Карташев различает общесоциальные и специально-юридические функции юридической деятельности.

К общесоциальным функциям В.Н. Карташев относит экономическую, политическую, экологическую, воспитательную. К специально-юридическим – регистрационно-удостоверительную, правоконкретизирующую, правоохранительную, правообразующую, правоизменяющую, контрольную, праворазъяснительную. Отсюда констатация «нормативно-одобренных, позитивно-социально-преобразующих» аспектов юридической деятельности.

«Независимо от того, кто является конкретным носителем юридической деятельности, – заключает В.Н. Карташев, – по своему содержанию и форме она всегда бывает общественной» . Направленная на удовлетворение личных и общественных интересов, юридическая деятельность служит важнейшим средством разрешения социальных противоречий, решения задач и функций, стоящих перед обществом и государством в целом. После отказа от командно-административной системы управления обществом и экономикой на первый план в качестве основы обеспечения нормальной деятельности предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности выступило законодательство, а соответственно, разрабатывающие и обеспечивающие его исполнение юристы.

В том числе юридические службы призваны сегодня обеспечивать надежную защиту собственности. Грамотные действия юриста являются своего рода предохранительным механизмом, защищающим субъекты государственности от финансовых и экономических проблем.

Социальная детерминация юридической деятельности распространяется на все ее специализации: адвоката, судьи, прокурора, следователя, нотариуса, юрисконсульта и т.д. На юристах лежит обязанность обеспечивать управление в обществе.

«Юридическая работа, – пишет Ю.В. Чуфаровский, – особая управленческая деятельность: не собственно управление, а деятельность по его обеспечению» . Юристу в своей работе приходится учитывать все стороны жизни общества. По своей многогранности профессия юриста не имеет аналогов.

Однако существующее положение в системе высшего юридического образования пока еще не отвечает рассмотренному социальному статусу деятельности юриста.

Регламентирующая документация образовательных учреждений учитывает, прежде всего, требования федеральных образовательных стандартов, где достаточно конкретно определены знаниевый и деятельностно-практический компоненты профессиональной готовности будущих юристов. Однако нормативная документация не подтверждает явно приоритетность компетентностной модели профессионального образования будущих юристов.

Квалификационные требования к выпускнику юридического факультета содержат перечни того, что должен знать и уметь выпускник. При этом даже в качестве преамбулы к квалификационным характеристикам нет указаний на те особенные качества, которые позволили бы обеспечить будущему юристу системный потенциал в профессиональной сфере.

Семестровые, годовые и итоговые результаты подготовки будущих юристов подводятся, как и для других специальностей, в основном путем проверки на экзаменах и зачетах. Контролируются знания студентов и никак фактически не отслеживается динамика их интеллектуально-психического и деятельностного потенциала, стимулирующего формирование профессиональных компетенций, позволяющего применить полученные знания на практике.

Готовность студента к профессиональной деятельности подтверждается дипломом, в приложении к которому есть оценки уровня его академической подготовки по дисциплинам, но нет никаких указаний на уровень сформированности профессионально значимых индивидуально-специфических качеств будущего юриста.

На наш взгляд, профессиональная компетентность юриста представляет собой сложную системную характеристику его многогранной деятельности, правосознания, деловой репутации и является основным фактором, интегрирующим профессионально значимые личностные качества, знания, умения и практико-ориентированные навыки. Понятие деловой репутации мы связываем с такой компетенцией юриста, которая проявляется в умении выбирать наиболее рациональные формы профессиональной работы, умении прогнозировать конечный результат своей деятельности.

Уточним понятие и представим профессиональную компетенцию юриста как функцию деятельности, основным фактором которой являются интегрируемые профессионально значимые деловые и личностные качества, знания, умения, отношение юриста к профессиональной деятельности и ее эффективности.

Мы придерживаемся определения компетентности юриста как синтеза

1) внутренней составляющей – его мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, интеллектуальной активности и ответственности за ее результаты;

2) внешней составляющей – наличия навыков стратегического мышления, адекватности и оптимизации в профессиональных действиях, организационно-управленческих, информационных и предпринимательских умений, которые формируются на основе развития аналитических, прогностических и проективных умений, сформированных потребностями в непрерывном профессиональном самосовершенствовании и самореализации Мы сознательно не выделяем отдельно деятельностную компетенцию, так как считаем, что все перечисленные компетенции проявляются в деятельности и таким образом все они являются деятельностными.

Лидирующее положение мы не случайно отводим морально-этической компетенции. Именно в профессии юриста чувство повышенной ответственности за последствия своих социальных действий – неотъемлемый атрибут готовности к профессиональной деятельности. Вся профессионально-ориентированная деятельность юриста должна подчиняться существующим в обществе моральным нормам. Приоритетами в деятельности юристов должны быть долг, совесть, сознание.

«Система потребностей и мотивов, – утверждает А.А. Вербицкий, – во многом определяет не только направление и уровень активности человека, но и своеобразие его личности. Потребности и мотивы составляют иерархию, которая характеризует целостную личность во всех областях его деятельности, побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении» .

Методологическая компетенция связывается нами с системным рассмотрением юридических явлений под определенным углом зрения, а именно с семиотической полярностью категории «право»: право как догма и право как выражение свободы человека.

Социальная действительность реализует оба концепта права и обязывает будущего юриста не просто владеть правовым знанием, но и создавать ситуации, способствующие осмыслению прав, бытия, ситуации, невозможные без глубоких системных знаний и способностей будущих юристов к методологически грамотному анализу и синтезу. Информационно-когнитивная компетенция отражает современное состояние социума, в котором предстоит трудиться будущему юристу, и знания о нем. Юристы должны стремиться к обеспечению оптимальных условий для «полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий» .

Коммуникативная компетенция, несмотря на устойчивый интерес исследователей, в предлагаемом нами контексте имеет достаточно специфический смысл. Коммуникация рассматривается нами как «общая судьба всего человечества», «осевое время», «корень общеисторического бытия», то есть как такая форма профессиональной деятельности юристов, которая максимально способствует становлению правового государства, в особенности так называемого «гражданского общества».

Каждый из блоков профессиональных компетенций можно развернуть до элементарных компонентов в формате специализированных (профильных) знаний и техник, приемлемых для реального использования в процессе подготовки юристов в вузе.

Основным ресурсом такой диверсификации может выступать предлагаемая стандартом квалификационная характеристика будущего юриста, а особенно уровень требований, который предъявляет к выпускникам каждый конкретный вуз.

Определяя структуру и содержание практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста, важно учитывать динамику профессионально-личностного становления юриста.

Профессиональные компетенции юриста были определены нами путем анализа компетентностно-ориентированных научных работ, научно-педагогических разработок, нормативных документов и рекомендаций к разработке Федеральных образовательных стандартов нового поколения, а затем уточнены и ранжированы путем анкетирования с участием выпускников, работодателей и представителей профессорско-преподавательского состава.

Таким образом, на основании анализа профессиональной деятельности юриста были выявлены ее особенности и структура профессиональных компетенций.

В составе профессиональных компетенций, формируемых в процессе подготовки будущего юриста в вузе, должны быть морально-этическая, методологическая, информационно-когнитивная и коммуникативная компетенции, каждая из которых структурируется на три блока: оценочно-мотивационный, операционный и рефлексивный.

Рецензенты:

Мусханова И.В., д.п.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Курбанова Л.У., д.соц.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

Работа поступила в редакцию 06.03.2015.

Библиографическая ссылка

Ярычев Н.У., Цамаева А.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ЮРИСТА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-6. – С. 1318-1322;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37028 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Профессиограмма

Адвокат

  1. Общая характеристика профессии

Адвокат– человек, который оказывает юридическую помощь. Современный адвокат – специалист широко профиля. Он может провести бракоразводный процесс, защитить от уголовного обвинения, участвовать при рассмотрении дела о ДТП, помочь пострадавшим возместить компенсацию за причиненный моральный и физический ущерб и т..п

Плюсы профессии:

  • осведомленность в разных сферах человеческой жизни;

  • независимость при выборе нагрузки и графике работы;

  • непрерывное самосовершенствование,

  • возможность получить достаточно высокие доходы

Минусы профессии:

  • повышенная степень ответственности за свои решения;

  • нестабильность дохода,

  • большое нервное напряжение — ведь это очень тяжелый, кропотливый труд, который не любого человека может сделать богатым;

  • не всегда слаженные отношения адвоката и его клиента, который всегда жаждет получить только положительный результат

Федор Николаевич Плевако — блестящий адвокат. Он был одним из самых справедливых и умных людей в профессии за всю историю существования адвокатуры. Его судебные речи читаются как увлекательные повести!

  1. Производственная характеристика профессии

Обязанности адвоката состоят с деятельностью в суде, где он представляет интересы своих клиентов (защитник подсудимого в уголовных делах, представитель интересов гражданского истца, потерпевшего или же ответчика в гражданских и арбитражных делах). В обязанность адвоката также входит бесплатная защита определенного круга лиц. Кроме обязанностей, касающихся трудовой деятельности, адвокат должен отчислять немалые суммы в казну адвокатской палаты (вступительный взнос, на общие нужды). Следует отметить, что закон запрещает адвокату вести предпринимательскую деятельность, работать штатным специалистом той или иной организации.

  1. Содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда

Также обязанности адвоката связаны с предоставлением юридической помощи в виде консультаций, советов по правовым вопросам, разъяснений законодательства, составление всевозможных документов правового характера (от простой справки до договора) частным и юридическим лицам (учреждениям, организациям и т.д.)

  1. Необходимые общие профессиональные знания

Для успешного освоение профессии адвоката необходимы базовые знание по обществознанию, истории, праву, русского языка. Желательно знание иностранного языка. Квалифицированный юрист должен знать:

Гражданское, уголовное, трудовое, финансовое, административное право

Конституцию РФ

Действующее законодательство

Методы криминалистики

Логику и психологию

Основы экономики

Основы организации труда, производства и управления

  1. Требования, предъявляемые профессией к работнику, медицинские противопоказания

Профессия Адвоката относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Адвокаты отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума. Основные противопоказания к выбору этой профессии относят вирусоносительство, хронические заболевания, вызывающие расстройства памяти и внимания, некорректируемые отклонения зрения и слуха, нервно-психические заболевании.

  1. Психологическая характеристика труда

Данные анкетирования говорят о том, что профессия Адвоката абсолютно одинаково подходит как мужчинам, так и женщинам. Ее нельзя отнести по половой принадлежности ни к чисто мужской, ни к чисто женской. Человек этой профессии должен обладать высокими морально-этическими качествами, так как слова: долг, честь и достоинство имеют для них большое значение. Главная их цель – защита человека. Адвокатская деятельность остается такой же опасной, поэтому мужество, смелость, настойчивость, психическая устойчивость незаменимы. В профессиональной деятельности адвокату помогут: логическое мышление, способность анализировать, усидчивость, точность, внимание к мелочам, кропотливая работа с документами и фактами. Участие в судебных делах требует от них хорошей дикции, ораторских способностей, умение логично и последовательно доказывать свое мнение. Не надо забывать о внешнем виде, так как для юристов существует определенная форма одежды – дресс-код. Конечно, у адвоката должен быть интерес к общению с людьми в сфере обслуживания.

  1. Условия труда

Адвокат работает в помещении, чаще всего в оборудованном кабинете. Очень редко может выезжать за пределы своего офиса, чтобы узнать еще более наглядную информацию для того или иного дела. Так же, если подзащитный находится под стражей. Средняя зарплата адвоката 45-50 тыс.рублей.

  1. Сведения о возможности получения профессии

Чтобы заниматься адвокатской деятельностью в России, человек должен быть специалистом в правовой области и являться членом коллегии адвокатов. Для этого следует закончить высшее учебное заведение по специальности «юриспруденция» или аналогичной ей, а затем пройти стажировку (не менее двух лет), переняв опыт старших коллег. Без этого опыта самостоятельная адвокатская практика невозможна. Чтобы получить лицензию и статус адвоката, надо будет сдать и соответствующий экзамен. Тому, кто выбрал профессию адвоката, придется учиться не только будучи студентом, но и после окончания вуза – до тех пор, пока он не перестанет заниматься профессиональной деятельностью. Это связано с тем, что в законодательство постоянно вносятся изменения, и адвокат обязан быть в курсе всех нюансов в области своей специализации, будь то гражданское или уголовное право. совершенствоваться в познаниях и способен регулярно повышать свою квалификацию.

Роль и функции юриста в компании переоценить сложно. Это мощный инструмент защиты всех интересов юридического лица. Не дай бог, если свои опыт и знания юрист направит против предприятия-работодателя при наличии каких-то конфликтов. А при любых неоднозначных ситуациях в первую очередь обе стороны спора обращаются к трудовому договору. Поэтому от качества составления трудового договора с юристом для компании зависит очень многое. Функционал юридической службы организации широк. Условия работы юристов в зависимости от предмета деятельности юридического лица, задач и распорядка могут отличаться кардинально. Однако стоит помнить, что не обязательно все условия работы юриста должны быть отражены непременно в трудовом договоре.
Cтатья 8 Трудового кодекса РФ предоставляет право работодателю (за исключением работодателей – физических лиц) принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы права. Таким образом, функциональные обязанности работников юридической службы могут быть прописаны в таких документах, как положение о юридической службе, положение о юридическом отделе, функциональные обязанности юрисконсульта, должностная инструкция и др. Важный момент – нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение юриста по сравнению с установленным трудовым законодательством.
Поэтому в организациях, где юрист подчиняется общим правилам трудового распорядка, выполняет трудовые обязанности в рамках утвержденной работодателем должностной инструкции (или любого иного внутреннего нормативного акта), трудовой договор с юристом не будет значительно отличаться от большинства других работников. Но при любом отклонении работодателю следует внимательно подойти к составлению условий соответствующего договора. Разберем моменты, на которые обязательно следует обратить внимание при оформлении трудовых отношений, если они не урегулированы отдельными документами.

Характер работы

Во многих организациях юристы, как говорится, «не вылезают из судов». Причем суды могут располагаться не только в пределах территории расположения работодателя. Если планируется, что он будет проводить значительное количество своего рабочего времени в разъездах, то трудовой договор с юристом должен содержать указание на данный характер работы. Этого требует статья 57 Трудового кодекса РФ. А статья 168.1 Трудового кодекса РФ предполагает компенсации работникам с разъездным характером работы, которые устанавливаются индивидуально в трудовом договоре. Так, юристу могут компенсироваться расходы на топливо, износ собственного автотранспорта (если работодатель допустил такую возможность), расходы на мобильную связь и т.д. Наличие всех условий, связанных с характером работы и компенсаций за него, сократит риск недоразумений между юристом и работодателем.

Место работы

При разветвленной структуре различных филиалов и представительств организации-работодателя нередко на практике юрист принимается в головной офис, но его функционал распространяется и на филиальную сеть. Местом работы в данном случае указывается головной офис компании. Все пожелания работодателя желательно закрепить в трудовом договоре с юристом, чтобы обе стороны договора понимали, какие случаи для работника будут переводом, перемещением или командировкой.

Трудовая функция

Не советуем ограничиваться при описании трудовой функции юриста общими фразами. Порой цена ошибки какого-либо действия или бездействия юриста очень высока. А при отсутствии в договоре четких обязанностей юриста взыскать с работника причиненный ущерб будет невозможно. В организации может быть заведено, что каждый исходящий документ должен быть оценен юристом, каждый заключаемый договор – им завизирован и так далее. Так следует и указать в разделе трудового договора о функционале юриста.
Следует также помнить, что трудовой договор с юристом может содержать право (и обязанность) представлять интересы организации-работодателя в суде. Если это право оформлено в соответствии с требованиями гражданско-процессуального и арбитражного процессуального законодательства, то полномочия юриста в суде подтверждаются предоставлением в суд трудового договора. Именно им будут подтверждаться полномочия штатного юриста компании.
Как уже было сказано выше, если обязанности и права юриста указаны работодателем в ином внутреннем документе, то необходимости расшифровывать их в трудовом договоре нет. Но если трудовой договор c юристом – это единственный документ, закрепляющий его функционал, то имеет смысл описать все как можно четче.

Условия оплаты труда

Если юристу установлен оклад в соответствии со штатным расписанием, то этот пункт трудового договора не должен вызвать затруднений. Но оплата юриста может быть организована и по-другому. Например, работодатель может установить выплаты вознаграждения за работу юриста в зависимости от выигранных судебных дел. И здесь надо быть внимательным.
На практике такие премиальные выплаты, поставленные в зависимость от исхода дела, называют «гонораром успеха». Судебные органы (в том числе и высшие судебные инстанции) неоднократно пытались объявить эти выплаты незаконными. На сегодняшний день однозначного понимания в данном вопросе все еще нет. Судебная практика существует как в пользу допустимости выплат, так и против них. Но работодателю следует осознавать, что даже при наличии в трудовом договоре с юристом условий о выплате премиальных, эти суммы невозможно будет взыскать с проигравшей стороны спора.

Режим работы юриста

По условиям статьи 57 Трудового кодекса РФ условие о режиме работы включается в трудовой договор c юристом, если для данного работника он отличается от установленного в организации режима. Нередко юристам устанавливают режим ненормированного рабочего времени, тогда как основная масса работников будет подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Если ненормированный режим рабочего времени оправдан для конкретного юридического лица, то условия об этом должны быть включены в трудовой договор с юристом.

Особые условия договора

Юристы по роду своей деятельности могут зачастую иметь доступ к информации, которую работодатель признает служебной или коммерческой тайной. Если необходимо предусмотреть обязанность юриста сохранять данную информацию от распространения, а также его ответственность в случае нарушения, то эти моменты также следует указать в трудовом договоре.
Также можно предусматривать регулярные повышения квалификации юриста. Тогда в трудовом договоре прописывается, за чей счет, с какой периодичностью, в какой области будет происходить повышение квалификации юриста.
Подводя итог, отметим еще раз, что наполненность трудового договора с юристом зависит от наличия в организации внутренних документов с описанием прав и обязанностей юриста. Если основой отношений между работодателем и работником является трудовой договор, то он максимально должен отражать все условия работы, функционал, права и ответственность юриста.


Трудовой договор с юристом образец 2016

1. Презентация профессии
Юрист – одна из самых древних и уважаемых профессий. Предшественниками юристов в древности были жрецы (понтифики), которые толковали закон. Основоположниками права считаются древнегреческие философы: Сократ, Платон, Аристотель. Из религиозных источников мы знаем о том, как мудро судил своих подданных царь Соломон и о знаменитых библейских заповедях, которые и в наше время сохраняют актуальность для граждан цивилизованного общества.
За многотысячелетнюю историю право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и является самостоятельной отраслью знаний. В современном сложно организованном мире деятельность юристов приобретает все большее значение в жизни каждого человека.
Юрист – квалифицированный специалист с высшим юридическим образованием по правовым вопросам, юридическим наукам. Юрист компетентен в области толкования и применения законов, обеспечения законности в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения меры ответственности и наказания виновных и оказания населению юридической помощи.
Юристами называют всех служителей закона. В профессии юриста выделено много специальностей, на основании деятельности в различных отраслях права. Адвокат организует защиту обвиняемого в нарушении закона; прокурор готовит материалы по обвинению нарушителя закона; нотариус заверяет документы; юрисконсульт осуществляет правовое обслуживание предприятия и его сотрудников; трудовой и налоговый инспектор осуществляют контроль над соблюдением физическими и юридическими лицами трудового и налогового кодексов.
Профессия юриста является массовой, в меру востребованной на рынке труда Севастополя.
Преимущества профессии: моральное удовлетворение от практической пользы для общества; юридическая грамотность как основа правовой защищенности; достойная заработная плата.
Ограничения профессии: большая нагрузка на зрение; высокая моральная ответственность; необходимость постоянно совершенствоваться, изучать все новые законы и документы.
2. Тип и класс профессии
Профессия юриста относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип профессии: «Человек- Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, таблицами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость.
Профессия юриста относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями, взаимодействием с другими людьми. Для этого требуется эрудированность, находчивость, оригинальность мышления, стремление к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Деятельность юриста многогранна. Юрист консультирует лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств). Юрист изучает законы, подзаконные акты, нормативно-правовые акты, международные договоры и применяет их на практике. Юрист составляет юридические документы, контракты, договоры имущественно-правового характера, содействует гражданам в их оформлении. Занимается толкованием законов. Осуществляет контроль соблюдения законности (правовое регулирование социальных норм и отношений). Занимается методическим руководством правовой работы в организации. Создает архивы судебных и арбитражных дел. Участвует в процессе законотворчества (разработке законов и правовых документов). Обеспечивает правовую защиту граждан, организаций, государства. Изучает правовую практику зарубежных коллег. Занимается правовой пропагандой. Принимает участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).
4. Условия труда
Юрист работает в помещении, чаще всего в оборудованном рабочем кабинете. У него активный, высокоинтеллектуальный труд, требующий организованности, собранности, умения выделять самое существенное и одновременно концентрации внимания на деталях, тонкостях в текстовых документах и материалах при работе с большим объемом информации.
Главные средства труда юриста: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области.
Юрист сам принимает решения в рамках поставленных задач, с учетом нормы закона.
Из особых условий труда юриста следует отметить высокий моральный уровень ответственности за качество работы, за сделанные рекомендации и выводы.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии юриста необходимы базовые знания по обществоведению, истории, русскому языку. Желательно знание иностранного языка.
Квалифицированный юрист должен знать:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *