Особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей в мчп

  • автор:

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».

В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, а муниципальной собственности — муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Разграничение государственной собственности осуществляется в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Документом, подтверждающим право собственности, является соответствующий реестр. До момента внесения объектов в реестр таким документом служит перечень объектов, составляемый в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп. Данным актом утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.

Действующим законодательством отрегулирован порядок управления государственной собственностью. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Согласно ст. 114 п. «г» Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» функции контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, возложены на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество). Указом Президента РФ от 30 сентября 1997 г. № 1063 Госкомимущество было преобразовано в Министерство государственного имущества РФ, а затем — в Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). Осуществляя функции по контролю за использованием федерального имущества по назначению, его сохранностью, Минимущество РФ ведет учет федеральной собственности в Реестре. Доя сопоставления реального наличия федерального имущества с данными реестра Минимущество РФ проводит инвентаризацию объектов федерального имущества. Полномочия РФ как собственника осуществляет Российский фонд федерального имущества (РФФИ). РФФИ действует при Правительстве РФ в качестве специализированного финансового учреждения и исполняет функции по продаже переданных ему объектов федеральной собственности. До момента продажи -осуществляет полномочия собственника, получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации в бюджет Российской Федерации. В целях повышения эффективности управления государственным имуществом 9 сентября 1999 г. Постановлением Правительства РФ № 1024 утверждена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ.

В субъектах РФ созданы соответствующие органы, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом. В столице это Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы.

И. Epшoвa

Предпринимательское право…

Гражданско-правовая аналитика

УДК 346.2 ББК 67.304

© 2015 г. Е. А. Рыбалка

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В статье рассмотрены основные проблемы правового положения индивидуального предпринимателя как участника предпринимательской деятельности. Автор исследует двойственность положения индивидуального предпринимателя, характеризует условия для приобретения данного правового статуса, анализирует законные ограничения, проводит различия между фирменным наименованием и коммерческим обозначением индивидуального предпринимателя.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, правоспособность, коммерческое обозначение, ограничения на ведение предпринимательской деятельности.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS

В статье 34 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности . Следовательно, Основной закон страны гарантирует право всем дееспособным гражданам заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с гражданским законодательством.

Право граждан заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью предусмотрено ст. 18 ГК РФ и является одной из составляющих правоспособности

Такая форма предпринимательства существует практически во всех зарубежных странах. По этому поводу А. П. Белов приводит следующие данные: в Германии — это Kaufmann, правовое положение (статус) которого определен нормами Торгового кодекса Германии, во Франции — Enterprise Individuelle, в США индивидуальный предприниматель — индивидуальная собственность (его природа близка российскому анало-

гу — крестьянскому (фермерскому) хозяйству) -The Sole Proprietorship. Законодательство США не устанавливает каких-либо формальных требований для индивидуального предпринимателя. В Великобритании также имеется данная форма предпринимательства — The Sole Trader (единоличный предприниматель) .

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ) .

Несмотря на кажущуюся определенность, вопрос о правовом статусе индивидуальных пред-

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 5 (72)

принимателей до настоящего времени остается актуальным и вызывает ряд вопросов. Как следует из законодательства и неоднократно отмечалось в науке, статус ИП носит двойственный характер, поскольку индивидуальный предприниматель по своей сути — это физическое лицо, но в то же время он наделен правами юридического лица.

С одной стороны, предприниматель является обычным гражданином, имеющим все гражданские права, которые гарантированы ему Конституцией Российской Федерации, а также различными законами и подзаконными актами. С другой же стороны, предприниматель может выступать в качестве субъекта предпринимательской деятельности, то есть использовать практически всю совокупность прав, предусмотренных нормативными правовыми актами для субъектов предпринимательской деятельности, прежде всего юридических лиц, так как приоритет всегда отдается им.

Причем сочетание гражданских и предпринимательских прав носит постоянный характер, вплоть до степени смешения. Например, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, приходит в торговую точку и покупает товар. Данная покупка может быть им совершена как для собственных нужд, так и для целей осуществления предпринимательской деятельности — со стороны оценить это не представляется возможным. В то же время в некоторых ситуациях разделение прав и обязанностей носит более четкий характер, например при уплате налогов как простым гражданином и как предпринимателем.

Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя характеризуется принадлежностью к физическим лицам, на которых лежит и часть прав юридического лица. Поэтому вопрос о том, является ли ИП юридическим лицом, некорректен, так как законодательство содержит четкую формулировку статуса индивидуального предпринимателя, толковать которую двояко нельзя.

При этом уточним, что именно принадлежность ИП к категории юридических лиц не подлежит двойному пониманию, в то же время двойственность правового положения гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, никем не оспаривается.

Отграничение индивидуальных предпринимателей от юридических лиц предельно четко прослеживается в законодательной базе, что практически исключает смешение этих двух организационно-правовых норм. Например, нередко можно встретить нормы, где перечисляются субъек-

ты, на которых они распространяются: «юридические лица, физические лица (индивидуальные предприниматели)».

Но при этом предприниматель вправе действовать как юридическое лицо, в том числе открывать расчетные счета, иметь собственную печать, заключать договоры, оформлять различные лицензии, разрешения, допуски для осуществления отдельных видов деятельности, выполнять любые виды деятельности, не противоречащие законодательству, для получения прибыли.

Индивидуальным предпринимателям доступно большинство видов деятельности, которые могут осуществлять и юридические лица. Кроме того, некоторые виды осуществляются исключительно индивидуальными предпринимателями, например частные детективные услуги вправе оказывать только граждане, зарегистрированные в качестве ИП и получившие лицензию на оказание данных услуг.

Индивидуальный предприниматель как физическое лицо имеет возможность работать по найму, выступать учредителем юридических лиц и т. д. При осуществлении предпринимательской деятельности ИП имеет возможность выступать и в качестве предпринимателя, и в качестве гражданина.

Распространенной является практика, когда гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя, заключает договоры с физическими лицами не как предприниматель, а как такое же физическое лицо, что в ряде случаев позволяет осуществить сделку на более выгодных для него условиях, например избежав обязанности уплатить налоги. Поэтому статус индивидуального предпринимателя часто довольно выгоден, поскольку позволяет его владельцу осуществлять предпринимательскую деятельность практически как юридическому лицу, и в то же время получает возможность воспользоваться правами, доступными любому гражданину, но не организации.

Разница между ИП и юридическим лицом заключается в меньших свободах коммерческой деятельности. Однако вместе с этим индивидуальный предприниматель имеет льготное налогообложение, может самостоятельно распоряжаться не только своим личным имуществом, но и тем, которое задействовано в коммерческих целях.

На сегодняшний день правовой статус индивидуального предпринимателя связан с рядом проблем правового характера. В частности, проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя вытекают из возрастных условий ведения хозяйствования.

Дееспособность гражданина наступает в 18 лет (ст. 21 ГК РФ), и также полная дееспособность наступает при вступлении гражданина в брак. Дискуссия ведется по поводу того, когда лицо не достигло 18 лет или не вступило в брак. Не оспаривается возраст 16 лет, потому что с этого момента наступают все виды ответственности, которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности. Эмансипация — признание гражданина дееспособным, когда применяются следующие условия: несовершеннолетний, достигший 16 лет, если он работает по трудовому договору или занят предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей. Объявление полностью дееспособным происходит двумя органами: решением органа опеки и попечительства (при наличии согласия обоих родителей, усыновителя или попечителя), решением суда, если такого согласия не имеется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нормах Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не упоминается о порядке государственной регистрации возраст, с которого орган государственной регистрации (налоговый орган) может зарегистрировать юридическое лицо. Это создает поле для дискуссий. В ст. 22.1 вышеназванного закона записано, что в качестве документов нужно подать согласие законных представителей (нотариально удостоверенное), копию свидетельства о заключении брака, копию решения органа опеки и попечительства или решения суда.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает жесткие ограничения, заключающиеся в том, что несовершеннолетние могут совершать крупные сделки с согласия законных представителей. Несовершеннолетний в возрасте от 14 лет (неэмансипированный) не является самостоятельным (а это обязательный признак предпринимательской деятельности), потому что он должен получить согласие законных представителей. Предпринимательская деятельность представляет собой деятельность, осуществляемую в виде промысла на постоянной основе. И каким образом несовершеннолетний будет осуществлять предпринимательскую деятельность? Он занимается экономической деятельностью, но не предпринимательской. Нет ни одного примера, когда несовершеннолетний в возрасте 14 лет был бы зарегистрирован в качестве ИП. Тем самым мы разграничиваем предпринимательскую деятельность и экономическую.

Любой индивидуальный предприниматель несет ответственность по своим обязательствам личным имуществом, которого также не имеет-

ся у несовершеннолетних граждан. Даже в случае наступления дееспособности у 16-летних лиц в силу вступления в брак при отсутствии личного имущества по факту осуществление ими предпринимательской деятельности будет незаконным.

Состояние здоровья само по себе не является препятствием для государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Но не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лица, признанные недееспособными, — они самостоятельно не участвуют в совершении сделок, от их имени сделки совершают опекуны (ст. 29 ГК РФ) — или ограниченные в дееспособности решением суда лица, которые самостоятельно вправе совершать только мелкие бытовые сделки (ст. 30 ГК РФ).

В Законе о регистрации такие основания отказа в регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, как недееспособность и ограниченная дееспособность, прямо не указаны. Но это не значит, что в регистрации по данным основаниям им отказать нельзя. Законодательство о государственной регистрации состоит из норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов (ст. 1 Закона о регистрации). Из смысла приведенных выше норм Гражданского кодекса (ст. 26, 29, 30 ГК РФ, ст. 22.1 Закона о регистрации) следует, что недееспособность и ограниченная дееспособность граждан — очевидные препятствия для занятия предпринимательской деятельностью — должны рассматриваться как основания для отказа в регистрации. Вместе с тем представляется, что в Законе о регистрации эти факты следовало бы указать как обстоятельства, препятствующие регистрации, равно как и механизм выявления, проверки данных обстоятельств, препятствующих регистрации.

Надо иметь в виду, что существуют также ограничения (противопоказания) для лиц дееспособных, но страдающих различными серьезными заболеваниями, к работе на высоте, под землей, требующей быстрой реакции и осторожности (на транспорте, в охране с оружием и пр.). Но подобные обстоятельства, препятствующие выполнению конкретной работы, выявляются не в момент регистрации, а при получении водительских прав, прав на ношение оружия, а в установленных случаях — при аттестации специалистов, выдаче лицензии.

Помимо аспектов, связанных с возрастом и состоянием здоровья, существует проблема гражданства лица, желающего зарегистрироваться в статусе индивидуального предпринимателя. В Граж-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 5 (72)

данском кодексе используется термин «гражданин» для обозначения любого физического лица -субъекта гражданского права. В гражданских правоотношениях в качестве физических лиц выступают не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иными федеральными законами. Как следует из содержания ст. 2 и 4 указанного закона, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Здесь речь идет, прежде всего, о случаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, на военной службе по призыву, на занятие деятельностью, допуск к которой иностранцев и апатридов ограничен федеральным законом. Участие иностранных граждан в некоторых земельных и жилищных правоотношениях ограничено федеральными законами .

Сфера же предпринимательства для иностранных граждан и лиц без гражданства в России является в основном открытой. Однако на практике возникают технические проблемы регистрации этих лиц. Подавая заявление в налоговый орган, гражданин указывает место своего фактического проживания, ему дается право проводить предпринимательскую деятельность без ограничения по срокам, но время его пребывания на территории государства строго определено законодательством.

Элементом правоспособности индивидуального предпринимателя является его личное имя. Если юридическое лицо согласно законодательству вправе присвоить своей организации любое название, то индивидуальный предприниматель всегда выступает под именем, данным ему при рождении и подтвержденным документом, если иное не предусмотрено действующим законодательством или местными обычаями. С момента регистрации индивидуального предпринимателя в налоговых органах его имя становится не только гражданским идентификатором, но и обозначением субъекта хозяйствования.

Однако в соответствии со ст. 1538 ГК РФ индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные докумен-

ты и единый государственный реестр юридических лиц. Оно может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Зачастую в сфере предпринимательства происходит смешение фирменного наименования и коммерческого обозначения. Вместе с тем это совершенно разные понятия, и имеются существенные различия в правовом регулировании данных объектов.

Фирменное наименование — это наименование организации, которое закреплено в ее учредительных документах. Изначально оно указывается в заявлении на регистрацию юридического лица, бывает полным и сокращенным. Фирменное наименование могут иметь только юридические лица, причем только коммерческие. По понятным причинам у индивидуального предпринимателя фирменное наименование отсутствует.

Иное понятие — коммерческое обозначение, которое используется для индивидуализации фирмы и не включается в учредительные документы. Его могут иметь и юридические лица (наряду с фирменным наименованием), и индивидуальные предприниматели.

В сложившейся практике фирменное наименование обычно используется в отношениях с другими хозяйствующими субъектами и с органами власти, а коммерческое обозначение предназначено для потребителей.

Различия обнаруживаются и в исключительных правах на коммерческое обозначение и фирменное наименование. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использовать наименование фирмы уже в силу регистрации организации. Использовать его можно любым способом, если он не противоречит закону, — на вывесках, бланках, любой документации, товарах, в рекламе, объявлениях и т. д.

С исключительным правом на коммерческое обозначение дело обстоит сложнее. Для того что-

бы оно признавалось возникшим, требуются два условия: коммерческое обозначение имеет достаточные различительные признаки; употребление этого обозначения достаточно известно в пределах определенной территории.

Формулировки эти весьма размыты, в связи с чем возникают проблемы. Например, как определить, что употребление обозначения стало известным и исключительное право уже возникло? Ведь оно нигде не регистрируется, в отличие от фирменного наименования. Между тем определить, когда обозначение стало известным, важно хотя бы для разрешения споров с другими организациями. Кто-то может заявить, что ваше обозначение до степени смешения сходно с его обозначением и обратиться в суд с требованием не использовать таковое. К сожалению, законодательство о средствах индивидуализации в России пока еще не совершенно .

Имеется также ограничение на наличие статуса ИП лицам, занимающим государственные должности. Граждане, являясь индивидуальными предпринимателями, не вправе занимать такие

Литература

должности согласно закону, но могут работать в любой другой должности в прочих организациях. В то же время запрещено заниматься предпринимательской деятельностью гражданам, занимающим должности в связи с их государственной гражданской службой (ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»). Однако Закон о регистрации не предусматривает такого основания в отказе от регистрации, как выполнение лицом обязанностей должностного лица в системе государственной службы. Именно поэтому так много нарушений в этой сфере среди государственных служащих. В качестве санкции за совмещение обязанностей государственного служащего с предпринимательской деятельностью, прежде всего, должны применяться меры дисциплинарного воздействия, вплоть до расторжения служебного контракта и освобождения гражданского служащего от занимаемой должности (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Белов А. П. Международное предпринимательское право: практическое пособие. М., 2001.

7. Тихомиров М. Ю., Тихомирова Л. В. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2011.

8. Правовед.RU. URL: https://pravoved.ru/ques-tion/12337/ (дата обращения: 29.03.2015).

Учет имущества осуществляется главным образом в форме бухгалтерского учета. Основные требования и правила его ведения закреплены Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 г. №123-ФЗ, от 28 марта 2002 г. № 32-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г № 34, Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (вступившим в действие с 1 января 2001 г.) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению” и иными актами.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Исходным положением ведения бухгалтерского учета является его обязательность для организаций. Это мера возможного и должного поведения, которая может быть охарактеризована как абсолютное право и обязанность вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственных операций по установленным правилам.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности, включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

Учет имущества ведется в валюте Российской Федерации — рублях. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.

Имущество организации учитывается обособленно от имущества собственника и других организаций. Данное правило именуется правилом имущественной обособленности.

Учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ (правило непрерывного учета). Учет нельзя вести с временными перерывами, он должен быть постоянным, адекватным по времени всем совершенным хозяйственным операциям. Нарушение этого требования повлечет признание бухгалтерской отчетности недостоверной с применением мер ответственности, предусмотренных налоговым законодательством.

Требование сплошного учета означает, что все виды имущества подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

Учет имущества ведется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Сущность метода двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: дебете одного счета и кредите другого. С дебета одного счета в соответствии со смыслом каждой операции средства зачисляются в кредит другого счета и, напротив, с кредита одного счета — в дебет другого.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация представляет собой выявление фактического наличия имущества в сравнении с данными бухгалтерского учета. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются локальным актом организации за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Так, инвентаризация проводится в обязательном порядке:

  • — при передаче имущества в аренду, его выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • — при смене материально ответственных лиц;
  • — при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • — в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • — при реорганизации или ликвидации организации;
  • — в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Имущество и обязательства организации отражаются в бухгалтерском балансе.

Формой государственного кредитования, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной основе, является бюджетный кредит.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах,
(Ст.6 БКРФ)

Заемщиками государственных средств на возвратной основе могут быть коммерческие и некоммерческие российские юридические лица, за исключением организаций с иностранными инвестициями. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возвратности, срочности, возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку его целевого использования в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, иные условия.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Операции и платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Возврат средств федерального бюджета, предоставленный предприятиям и организациям на возвратной основе, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.

Анализ законодательства и специальной литературы дает возможность выделить следующие особенности государственного кредитования:

  • целевое предоставление средств;
  • льготный характер, поскольку бюджетное законодательство предусматривает предоставление бюджетных кредитов с уплатой процентов за пользование ими в размере одной трети или одной четверти ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день вступления в силу соответствующего федерального закона о бюджете;
  • выделение средств равными долями в течение финансового года;
  • создание специальных фондов, аккумулирующих выделенные средства. Так, для создания необходимых условий для функционирования агропромышленного комплекса в составе Федерального бюджета в 2000 г. был создан специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.

В качестве льготы предоставляемой государством за пользование государственными средствами на возвратной и платной основе, можно рассматривать решение о продлении срока возврата бюджетных средств. В целом следует отметить, что Правительству РФ поручается проводить реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, предоставленных из федерального бюджета на возвратной основе, и за просрочку уплаты процентов за пользование ими по состоянию на 1 января соответствующего года.

Содержание

Государственное кредитование высокоэффективных контрактов

Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт. Можно выделить следующие особенности предоставления средств в данном случае:

  • отбор претендентов для получения государственных средств осуществляется на конкурсной основе;
  • бюджетные ссуды предоставляются под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно установленный законодательством порядок.

Конкурс представляемых к рассмотрению контрактов проводится комиссией, образованной при Министерстве экономического развития и торговли РФ. В Правилах предоставления бюджетных ссуд приведен достаточно обширный перечень документов, которые обязана представить организация, желающая участвовать в конкурсе. Это, в частности, документы:

  • характеризующие имущественное и финансовое состояние организации (бухгалтерские балансы и приложения к ним; выписки банков о движении средств по валютным и расчетным счетам; копии аудиторского заключения о деятельности организации; справки о задолженности по кредитам перед банками, об отсутствии просроченной задолженности по средствам, ранее предоставленным из федерального бюджета, и др.);
  • характеризующие предлагаемую к производству продукцию с точки зрения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках; конъюнктуру рынка (перечень основных покупателей продукции и поставщиков сырья; копии договоров на закупку сырья и поставку продукции; фактические показатели объема реализации продукции, в том числе на экспорт, за последние два года и пр.);
  • содержащие технико-экономическое обоснование целесообразности выделения государственных средств;
  • подтверждающие гарантийные обязательства поручителя -субъекта Российской Федерации.

К участию в конкурсе не допускаются организации, имеющие просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам; находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства; не представившие необходимые документы или сообщившие о себе ложные сведения.

Комиссия проводит конкурс исходя из соответствия предлагаемого контракта основным направлениям государственной экономической политики. Основным критерием отбора контрактов является показатель бюджетной эффективности, определяемой как отношение прироста суммы налоговых поступлений и обязательных платежей к сумме бюджетных средств для реализации контракта. Порядок расчета бюджетной эффективности контракта приведен в Правилах предоставления бюджетных ссуд.

Результаты конкурса оформляются протоколом заседания комиссии о выделении или об обоснованном отказе в выделении организации бюджетных средств. Перечень ссудополучателей, утвержденный протоколом комиссии, вместе с проектом соглашения о предоставлении средств и документами, представленными организацией для участия в конкурсе, направляются Министерством экономического развития и торговли РФ в Министерство финансов РФ. Минфин России заключает с организациями — победителями конкурса соглашение о предоставлении бюджетных средств. Средства перечисляются непосредственно организациям через органы федерального казначейства.

Таким образом, можно выделить следующие условия предоставления государственных средств на конкурсной основе под высокоэффективные контракты: возвратность, платность, срочность, целевой характер предоставления средств и обеспеченность кредита.

Срок возврата средств определяется в соглашении. Плата устанавливается в размере одной трети ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день вступления в силу федерального закона о бюджете на соответствующий год. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где перечисляются номера контрактов, виды продукции и т.п.). Способом обеспечения выполнения обязательства в данном случае выступает поручительство исполнительного органа субъекта РФ.

В соглашении и договоре поручительства определяются санкции и меры ответственности за невыполнение заемщиком и поручителем своих обязательств. При этом возврат предоставленных государственных средств, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.

Так, за несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция: Министерство финансов имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Министерство финансов имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

Что касается мер ответственности, то в случае несвоевременной уплаты основной суммы долга, процентов за пользование средствами Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по соответствующему субъекту Российской Федерации начисляет пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства.

За нецелевое использование заемщиком государственных средств Управление федерального казначейства в соответствии с Положением о федеральном казначействе РФ взыскивает со счета заемщика в бесспорном порядке сумму средств, использованных не по назначению, с начислением штрафа в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка, действующей в течение срока использования бюджетных средств не по целевому назначению.

Отметим, что поручитель отвечает перед Министерством финансов в том же объеме, что и заемщик, включая:

  • сумму основного долга;
  • уплату процентов за пользование средствами;
  • пени за просрочку уплаты основной суммы долга и процентов;
  • штрафные санкции за нецелевое использование средств;
  • возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков.

Обязательства должны быть исполнены поручителем в течение 10 дней с момента получения письменного извещения Министерства финансов РФ или соответствующего управления федерального казначейства о нарушении заемщиком взятых на себя обязательств по соглашению. Поручитель исполняет обязательство путем перечисления указанной в извещении суммы в доход федерального бюджета.

В случае неисполнения поручителем своих обязательств кредитор списывает в бесспорном порядке указанную сумму с его текущего счета в Центральном банке РФ. Заключая договор поручительства, поручитель должен предоставить Министерству финансов дополнительное соглашение на расчетно-кассовое обслуживание на безакцептное списание средств со счета поручителя.

При полном или частичном неисполнении платежного документа на бесспорное списание средств с указанного счета поручителя, Министерство приостанавливает финансирование из федерального бюджета средств по трансфертам, субвенциям, дотациям, бюджетным ссудам, получаемым данным субъектом Российской Федерации.

К поручителю, исполнившему обязательства за заемщика, переходят все права Министерства финансов по этим обязательствам. Министерство при этом передает поручителю все необходимые документы.

5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Предпринимательское право – отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предпринимательская деятельность – деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя; инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Субъекты предпринимательской деятельности: граждане РФ; граждане иностранных государств; объединение граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Цели и интересы конкретного предпринимателя: самореализация, получение высоких и постоянных доходов, завоевание рынка, выживание в долгосрочном периоде и т. д. Основным мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли. Принципы предпринимательского права: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство различных форм собственности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; законность в предпринимательской деятельности; государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Коммерческие организации (юридические лица)

1. Хозяйственные товарищества

а) Полным товариществом признается коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо (юридическое или физическое) может быть участником только одного полного товарищества. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Участники товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, то есть кредитор может предъявить требование как ко всему товариществу, так и к каждому из товарищей в отдельности.

б) Коммандитное товарищество (товарищество на вере) помимо полных товарищей имеет также вкладчиков (коммандитистов), которые отвечают по обязательствам товарищества лишь в пределах своего вклада. Они не несут ответственности по обязательствам товарищества и, в свою очередь, не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества.

Товарищество (как полное, так и коммандитное) создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми его участниками. Коммандитные товарищества должны указывать совокупные размеры вкладов коммандитистов.

2. Хозяйственные общества

а) Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

б) Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – его участники несут дополнительную помимо стоимости вклада в уставный капитал ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех размере, кратном к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Если общество создается одним лицом, то его единственным учредительным документом является устав.

в) Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

– Открытое акционерное общество (участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров). Общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, определяемых законом и иными правовыми актами; обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено.

– Закрытое акционерное общество (его акции распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц). Число акционеров не должно превышать 50.

Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями. Кроме того, учредители заключают между собой договор о создании акционерного общества (но договор не является учредительным документом).

3. Производственные кооперативы (артели) – признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива (ПК) несут по его обязательствам дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Федеральным законом и уставом кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее 5. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Учредительный документ – устав, утверждаемый общим собранием его членов. Принципиальным отличием производственных кооперативов от хозяйственных обществ и товариществ является обязательное личное трудовое участие его членов в деятельности кооператива, в то время как в хозяйственном обществе и товариществе обязательным является лишь участие учредителей в уставном капитале (финансовое участие) предприятия.

4. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Учредительными документами унитарного предприятия являются решение собственника и утвержденный собственником устав. Унитарные предприятия осуществляют лишь те виды деятельности, которые определены собственником в уставе. Органы управления унитарных предприятий носят, как правило, единоличный характер. Имущество унитарного предприятия является неделимым (унитарным).

• Физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, называются индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Некоммерческие организации – организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации; фонды; учреждения; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

* В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяются: а) правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим); б) правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

* В зависимости от содержания регулируемых отношений: налоговый (общий и специальный), таможенный, режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя. Одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

* В зависимости от меры вмешательства государства в экономику: а) Регистрационный режим: является общим, введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Регистрация предпринимателей – индивидуальных и юридических лиц – производится в едином реестре юридических и физических лиц; б) Лицензионный: специальный (особый), связан с приобретением организацией статуса юридического лица, а физическим лицом – статуса индивидуального предпринимателя; существует как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе; направлен на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

* В зависимости от государственной политики по отношению к субъектам рынка: а) Режим поддержки субъектов малого предпринимательства; б) Режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии.

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности: а) создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями); б) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса; в) решение макроэкономических проблем (пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения). Методы государственного регулирования: административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение), экономические (с помощью цен, тарифов, квот, налогов и лицензий) и морально-политические (реализуются с помощью средств массовой информации).

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой (финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции), и косвенный (система льгот и налогов, особая ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры).

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено: предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем; борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности; предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений; контролем за использованием общенациональных ресурсов; социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

В случаях нарушения прав и их защиты предприниматель имеет право обратиться в Арбитражный суд (только после предпринятых мер к непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке) или согласиться на рассмотрение спора третейским судом. Обращение в Арбитражный суд осуществляется в форме: искового заявления по экономическим и иным делам; по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; по делам о несостоятельности (банкротстве); по делам особого производства; жалобы (при обращении в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций); представления (при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора).

Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов и правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, пресечение антиконкурентной практики. Источники: Конституция РФ (закрепляет принцип свободы конкуренции, содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства как необходимое условие поддержки конкуренции); международные акты в сфере конкурентного права (Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и др.); Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и др.; постановления Правительства РФ и т. д. Уровни антимонопольного законодательства: федеральный; на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — преступление, предусмотренное ст. 169 УК РФ; состоит в:а) неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или

Земельный правовой режим

Земельный правовой режим см. в статье Земельное право.

59. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

59. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основными направлениями координационной деятельности являются: 162) совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления,расследования,

43. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

43. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.Форма правления – способ организации высшей власти, структура

1.1.1. Правовые основы ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

1.1.1. Правовые основы ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ПБОЮЛ) В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента

1.1.2. Правовые основы создания и осуществления деятельности юридического лица

1.1.2. Правовые основы создания и осуществления деятельности юридического лица Также граждане могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.Но и здесь есть свои хоть и небольшие, но ограничения в отношении

1.2.3. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе

1.2.3. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе Легко можно убедиться, что организационные расходы на регистрацию ПБОЮЛ или юридического лица невелики,

3. Организационно-правовой фундамент современной валютно-финансовой системы

3. Организационно-правовой фундамент современной валютно-финансовой системы Возникновение и развитие мировой валютно-финансовой системы происходило благодаря развитию международных экономических отношений и главным образом торговли. При осуществлении торговых

Приложение 4. Нормативно-правовые и этические аспекты в профессиональной деятельности консультанта

Введение Практическая психология – одна из самых «молодых» специальностей, активно вошедшая в нашу действительность на волне гуманизации общественной жизни в конце XX в. В сегодняшней России она стала неотъемлемым признаком современности. Если профессии

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ Согласно части первой ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ комплексно

39. ФРАНЧАЙЗИНГ – ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

39. ФРАНЧАЙЗИНГ – ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными или функционально-операционными компаниями. Сущность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *