Основы финансовой грамотности учебник

  • автор:

Запущен «Электронный учебник по финансовой грамотности» 05 Октября 2018

На сайте школа.вашифинансы.рф доступны электронные учебно-методические материалы по финансовой грамотности для проведения занятий в рамках дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, детских домах и школах-интернатах.

Сайт методической поддержки и материалы разработаны Учебным центром «Сетевая Академия» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Сайт предлагает доступ к библиотеке учебных материалов, а после саморегистрации дает авторизованным пользователям возможность комментировать размещенный материал, полноценно участвовать в специализированном форуме обсуждения электронных учебников по финансовой грамотности, интегрированном в систему.

Сейчас на сайте доступны электронные материалы для учащихся 10-11 классов по темам:

  • Собственный бизнес;
  • Финансовые риски;
  • Математический профиль;
  • Юридический профиль.

1.2. Книг про деньги много. Зачем я написал еще одну?

Эта книга с первой до последней строчки посвящена деньгам. Про них написано немало книг. Зачем же мне понадобилось написать еще одну?

Начнем с того, что в 17 лет я поступил в школу милиции, а по ее окончании стал служить в правоохранительных органах. Работал в милиции, в уголовно-исполнительной системе, в службе по контролю за оборотом наркотиков. В возрасте 36 лет вышел на пенсию, дослужившись до специального звания полковника полиции. Пенсии хватило бы только на питание, скромную одежду и оплату коммунальных услуг для меня одного. Содержать семью на такие деньги было бы уже затруднительно. Но к этому времени я создал себе дополнительный доход, который вместе с пенсией примерно соответствовал моей зарплате полковника полиции. Хотя я не стал миллионером, но стал финансово независимым. Я мог не работать и при этом получал постоянный доход, позволявший мне существовать, не понижая уровня жизни. Кроме того, у меня появилось много свободного времени, которое я мог тратить только на себя. Чтобы убедить самого себя в этом, я на два месяца улетел в Таиланд, где и начал писать первые главы своей книги.

Такая возможность не возникла сама по себе. Мои мать и отец не были богатыми людьми. Я никогда не слышал от них интересных подробностей про деньги: что это такое, как они работают, как можно их заработать много. Ничего нового про деньги я не услышал ни в средней школе, ни в школе милиции и в институте МВД России, где получал образование. Кое-что любопытное о том, как зарабатывают деньги помимо зарплаты, я узнал, когда начал служить в правоохранительных органах. Там я видел немало примеров дополнительного заработка. Но, как правило, они были связаны с нарушением закона и часто заканчивались для моих бывших коллег тюрьмой. Подобный путь обогащения не показался мне привлекательным.

Когда мне было уже за 30, я стал внимательнее приглядываться к своим родителям, которые трудились всю жизнь, но, кроме небольшой квартиры, так ничего и не заработали. Стал обращать внимание и на своих старших коллег, уже вышедших на пенсию. В лучшем случае за несколько десятилетий безупречной службы они получили от государства квартиру. Сами заработать на нее они вряд ли смогли бы…

Я понял, что не хочу встретить свою старость так же, как они. А для того, чтобы встретить старость по-другому, нужны деньги. Однажды я осознал, что знаю про деньги очень немного. Не знал я и самого главного: как сделать так, чтобы они у меня водились в достаточном количестве.

Я стал интересоваться этим предметом. К тому времени понял, что правоохранительные органы – не то место, где бы я мог задать интересующие меня вопросы о деньгах и получить исчерпывающие ответы. Но первоначальную информацию я всё же получил от моего хорошего друга, с которым мы вместе учились в учебных заведениях МВД России. Он оказался в моем окружении одним из немногих людей, значительно расширивших мой кругозор в области финансовой грамотности. О нем стоит сказать несколько слов.

Круг его интересов выходил далеко за пределы службы, что является большой редкостью для правоохранительных органов. Например, многие сотрудники, особенно следователи, целый рабочий день проводят за компьютером, печатая документы. А мой любознательный друг разузнал о существовании слепого десятипальцевого метода печати, овладев которым можно набирать текст в несколько раз быстрее и не глядя на клавиатуру. При этом работа на компьютере даже будет приносить удовольствие. Мой друг не поленился, потратил около месяца на освоение данного метода и лично убедился в том, что документ, на который раньше уходило два часа, теперь можно печатать за 30 минут. Будучи человеком, всегда готовым поделиться полезным открытием со своими товарищами, он много раз демонстрировал коллегам все преимущества этого метода печати. Все кивали, соглашались и… расходились по рабочим местам.

«Как странно, – часто удивлялся впоследствии мой друг, – потратив месяц на овладение методом, они зато потом из восьми часов рабочего времени могли бы экономить как минимум половину! Но ни один так и не захотел научиться! До чего же ленивы люди, даже если это касается экономии их собственного времени». Как показали мои дальнейшие наблюдения, очень многие люди расточительно относятся не только к своему времени, но и к своим деньгам. К слову сказать, я тоже овладел слепым десятипальцевым методом печати на клавиатуре, чем очень горжусь.

Помимо этого, от своего друга я впервые узнал о существовании иных законных способов заработка, кроме получения зарплаты. Он рассказал мне про акции и биржу. Этому другу я и посвятил данную книгу.

Кроме литературы про акции и биржу я начал искать в интернете всё, что связано с темой денег. Прочел несколько десятков книг, какие-то показались мне интересными и полезными, какие-то не очень. Некоторые я перечитывал неоднократно и находил каждый раз что-то новое. Некоторые не дочитал и до середины.

Я начал играть на бирже. Сначала ничего не получалось. Стал анализировать свои ошибки. Прочел всё, что мог найти. Накапливал опыт. Старался избавляться от ошибок. С течением времени стал забирать с биржи денег больше, чем туда приносил.

Повторяю: я не стал миллионером, но стал финансово независимым. К сожалению, о своей финансовой независимости я задумался довольно поздно. Мне было уже за 30, когда я начал что-то для этого предпринимать. С того времени до момента, когда начал писать свою книгу, прошло немного – около семи лет. Этого времени мне не хватило, чтобы стать миллионером. И меня всё чаще стала преследовать мысль: о чем же ты думал раньше? Почему не начал думать об этом, когда тебе было 20 лет? Или хотя бы 25? Сколько за это время прошло мимо тебя великолепных возможностей заработать, о которых ты даже не подозревал! А ведь они были, эти возможности. Сейчас, задним числом, я хорошо их вижу. Но тогда я действительно о них не подозревал. Потому что тогда мне никто не подсказал, где надо было искать. Теперь я часто задумываюсь о том, как было бы полезно, если бы мне, 18-летнему молодому человеку, кто-то вложил в голову знания, которыми располагаю сейчас. В таком случае я заработал бы гораздо больше денег.

И я решил написать про деньги книгу, адресованную мне самому – тому 18-летнему парню. В ней я расскажу сам себе о самых полезных, на мой взгляд, книгах, которые прочел. Расскажу несколько вдохновляющих историй о людях, которые добились успеха. Расскажу о своем опыте игры на бирже. Расскажу об ошибках, через которые прошел.

Вспоминается известный американский фильм «Назад в будущее – 2», где главный герой, оказавшись в будущем, покупает себе спортивный альманах с результатами всех соревнований за последние 50 лет. Он хочет вернуться назад в свое время и, пользуясь этой информацией, заработать себе состояние. Мне бы хотелось, чтобы моя книга стала для молодых читателей своего рода таким альманахом. К сожалению, в ней вы не найдете максимальных и минимальных значений курса акций Сбербанка или курса доллара к рублю на ближайшие 50 лет, позволивших бы вам обогатиться. Здесь нет информации о будущем, есть только информация о прошлом. И тем не менее я считаю эту информацию ценной. Можете мне поверить: если бы книга, которую вы держите в руках, попала ко мне в возрасте 18 лет, я отдал бы за нее гораздо больше, чем вы сейчас. И, вне всякого сомнения, стал бы гораздо богаче.

Свою книгу я писал не для миллионеров. Когда большинство населения нашей страны станет миллионерами, обязательно напишу для них новую книгу. Эта же предназначена для взрослых людей, которые работают за небольшие деньги от зарплаты до зарплаты, и для молодых людей, которые сейчас учатся, чтобы вскоре пойти работать за небольшие деньги от зарплаты до зарплаты.

В книге вы не найдете точного рецепта, как разбогатеть, с указанием конкретной суммы, обладателем которой вы станете через определенное количество лет. Задача книги – расширить ваш кругозор в плане финансовой грамотности и научить основным правилам обращения с деньгами. Очень надеюсь, что вы не потратите зря время, прочитав ее.

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов ( то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся — Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Материалы для учащихся (часть 1)

Материалы для учащихся (часть 2)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

Материалы для учащихся

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)

В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)

В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Учебная программа

Материалы для учеников

Материалы для учителей

Материалы для родителей

Контрольно измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования

В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.
Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения
В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов
У воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.
Учебная программа

Материалы для воспитанников и учащихся
Советы на каждый день

Методические рекомендации для учителя
Дидактические материалы

Контрольные измерительные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *