Основным источником медицинского права в России является

  • автор:

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 Л.В. ВОРОБЬЁВА МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО Тамбов ♦ ИЗДАТЕЛЬСТВО ГОУ ВПО ТГТУ ♦ 2010 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» Л.В. ВОРОБЬЁВА МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия для преподавателей и студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» Тамбов Издательство ГОУ ВПО ТГТУ 2010 УДК 614.253(075.8) ББК Х401.124я73 В751 Р е це н зе н ты : Кандидат юридических наук, доцент ГОУ ВПО ТГУ им. Г.Р. Державина О.В. Белянская Кандидат юридических наук, доцент ГОУ ВПО ТГТУ Е.Е. Орлова Воробьёва, Л.В. В751 Медицинское право : учебное пособие / Л.В. Воробьёва. – Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. – 80 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-0937-1. Включает программу курса «Медицинское право», конспекты лекций по данной дисциплине, тематику семинарских занятий, списки основных нормативных правовых актов, учебной и научной литературы, вопросы к экзамену (зачёту) и др. Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 030501 «Юриспруденция». Предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». УДК 614.253(075.8) ББК Х401.124я73 ISBN 978-5-8265-0937-1 © Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» (ГОУ ВПО ТГТУ), 2010 Учебное издание ВОРОБЬЁВА Людмила Васильевна МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО Учебное пособие Редактор Е.С. Кузнецова Инженер по компьютерному макетированию Т.Ю. Зотова Подписано в печать 25.05.2010 Формат 60 × 84/16. 4,65 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 397 Издательско-полиграфический центр ГОУ ВПО ТГТУ 392000, Тамбов, ул. Советская, 106, к. 14 ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО» Настоящий курс относится к дисциплинам регионального компонента Государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция». Цель курса «Медицинское право» состоит в том, чтобы дать студентам основные теоретические представления об особенностях регулирования правоотношений в сфере медицины и здравоохранения, научить студентов применять нормы законодательства о здравоохранении в Российской Федерации к конкретным ситуациям. Основными задачами курса являются: − анализ предмета, метода, источников, системы и принципов медицинского права, особенностей правоотношений в области здравоохранения; − изучение международно-правовых медицинских стандартов и конституционных гарантий Российской Федерации в области охраны здоровья; − характеристика системы здравоохранения и органов управления в области здравоохранения Российской Федерации, порядка финансирования здравоохранения и форм медицинского страхования; − выявление особенностей прав различных категорий граждан на охрану здоровья; исследование правового статуса медицинских работников; − анализ правовых аспектов новейших видов медицинских биотехнологий – генной инженерии, донорства, трансплантации органов и тканей, пластической хирургии, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, клонирования и др.; − выявление особенностей различных видов медицинской экспертизы; − исследование основ санитарно-эпидемиологического надзора и медицинской профилактики; − изучение способов и порядка разрешения и предупреждения споров и конфликтов при оказании медицинской помощи, а также правовых последствий оказания ненадлежащей медицинской помощи. В результате изучения дисциплины «Медицинское право» специалист должен: − знать законодательство о здравоохранении Российской Федерации и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; − толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области здравоохранения; − обеспечивать соблюдение законодательства о здравоохранении в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; − юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, вытекающие из отношений в области здравоохранения; − разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по проблемам, возникающим из факта оказания медицинских услуг ненадлежащего качества и нарушения прав граждан на охрану здоровья; − принимать правомерные решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством о здравоохранении России; − устанавливать факты правонарушений в области здравоохранения, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав. ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ) КУРСА «МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО» 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА Понятие здравоохранения и медицины. Право гражданина на охрану здоровья и его гарантии. Здравоохранение и медицинская помощь в государственной системе. Правоотношения в системе здравоохранения: понятие, виды, особенности. Здравоохранение и культурно-исторические традиции общества. Медико-правовая культура: понятие и пути повышения. Основные принципы охраны здоровья граждан. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья. Доступность и всеобщность медицинской помощи. Ответственность органов государственной власти за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Медицинское право в системе отраслей российского права. Медицинское право как межотраслевой институт российского права. Предмет и методы медицинского права. Медицинское право как наука. Медицинское право как учебная дисциплина. Задачи и система курса «Медицинское право» в высших учебных заведениях. 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗДРАВООХРАНЕНИИ И МЕДИЦИНЕ Источники медицинского права. Понятие, система и состав медицинского законодательства. Правовая основа здравоохранения. Международно-правовые медицинские стандарты. Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство в области медицины и здравоохранения. Характеристика основных федеральных законов о здравоохранении и медицине. Медицинское законодательство субъектов Российской Федерации. Смежное медицинское законодательство. Правовые акты органов местного самоуправления о медицине и здравоохранении. Практика и пути совершенствования современного медицинского законодательства. Систематизация медицинского законодательства. 3. СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ГОСУДАРСТВО Понятие системы здравоохранения. Система органов управления здравоохранением. Государственная система здравоохранения. Ведомственные медицинские учреждения. Муниципальная система здравоохранения. Негосударственная (частная) система здравоохранения. Реформа системы здравоохранения в Российской Федерации. Компетенция России, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан. Государственное управление в области здравоохранения: понятие и основы организации. Система, правовой статус и полномочия государственных органов управления здравоохранением в России. Правовое положение учреждений здравоохранения. Государственный контроль в области охраны здоровья граждан. Порядок и условия лицензирования в сфере здравоохранения. 4. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Право граждан на медико- социальную помощь. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья. Права семьи на охрану здоровья. Права беременных женщин и матерей на охрану здоровья. Права несовершеннолетних на охрану здоровья. Права на охрану здоровья военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту. Права граждан пожилого возраста на охрану здоровья. Права инвалидов на охрану здоровья. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах на охрану здоровья. Права лиц, задержанных, заключённых под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи. 5. ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Медицинский работник и врач – понятие и правовой статус. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. Виды и характеристика прав медицинских работников, врачей. Лечащий врач. Домашний (семейный) врач. Врачебная тайна. Социальная защита медицинских работников. Оплата труда и компенсации. 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Понятие и правовое регулирование медицинской помощи. Специфика отношений в сфере оказания медицинской помощи. Субъекты (участники) оказания медпомощи. Медицинские услуги. Болезнь, травма, недуг как юридическая основа для медицинского обследования и лечения. Отказ от медицинского вмешательства. Оказание медпомощи без согласия. Обязательное медицинское освидетельствование и обследование. Правовые аспекты некоторых современных видов медицинской деятельности – биотехнологии, генной инженерии, донорства, трансплантации органов и тканей, пластических операций, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, клонирования. Правовые проблемы эвтаназий/суицида и смертной казни, искусственного прерывания беременности и стерилизации. Правовые аспекты народного целительства, траволечения, астрологии, хиромантии, заговоров, экстрасенсорного воздействия, нейролингвистического программирования (НЛП) и гипноза. 7. ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ Понятие и значение биоэтики. Правовые аспекты биоэтики. Принципы биоэтики и их правовое оформление. Этические правила взаимоотношений медицинских работников и пациентов. Биоэтика и медицинская культура. Медицинская этика и право на информацию. Право родиться и право умереть. Этические и правовые проблемы аборта. Эвтаназия: этические и правовые проблемы. Этика медицинских исследований и медицинских экспериментов. Этические и правовые проблемы новых репродуктивных технологий. Перспективы развития и совершенствования биоэтики. Новые вызовы биоэтике. Биоэтика и законодательство. Клонирование человеческих существ: состояние и перспективы. 8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Судебно-медицинская экспертиза: понятие и виды. Организация судебно-медицинской экспертизы, экспертизы на предварительном следствии и в судебном заседании. Правовое значение судебно-медицинской документации. Врачебно- трудовая экспертиза, военно-врачебная экспертиза. Права, обязанности и ответственность медицинского эксперта. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы: лишение и ограничение дееспособности граждан. Судебно-медицинская экспертиза по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников. 9. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Правовые средства предупреждения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. Правовые основы и средства предупреждения и лечения алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путём, туберкулёза. Диспансеризация. Правовые основы санитарно-эпидемиологического надзора. Медицина катастроф. 10. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Государственно-правовое регулирование в сфере обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности. Государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Государственный контроль производства лекарственных средств. Государственная регистрация лекарственных средств. 11. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ Финансирование здравоохранения: способы и порядок. Обязательное медицинское страхование. Добровольное медицинское страхование. Формы оказания помощи здравоохранению: благотворительность, пожертвования и др. Льготы по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению. 12. КОНТРОЛЬ, ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Контроль и надзор за соблюдением медицинского законодательства. Медицинско-правовые споры и конфликты. Разрешение и предупреждение споров и конфликтов. Обжалование решений и действий (бездействий) врачей и органов здравоохранения, нарушающих права граждан. Нарушения медицинского законодательства: понятие, виды и их юридические последствия. Возмещение вреда, причинённого здоровью ненадлежащим врачеванием и некачественными медицинскими препаратами. Юридическая ответственность за нарушение медицинского законодательства: понятие, виды, основания и условия реализации (административная, уголовная, дисциплинарная, имущественная). Государственное принуждение в сфере здравоохранения. Принудительные меры медицинского характера: понятие и значение. Основания, цели и порядок применения принудительных мер медицинского характера. Виды принудительных мер медицинского характера, применяемые к лицам, признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании. 13. МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО (СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ) Международные обязательства в области прав человека и здравоохранение. Государственные гарантии на охрану здоровья в соответствии с международными договорами. Всемирная организация здравоохранения. Международная организация труда. Международный кодекс медицинской этики. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО» Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА Предмет и метод медицинского права. Одной из тенденций развития и совершенствования системы российского права является её дальнейшая структуризация, выделение новых межотраслевых институтов, подотраслей и отраслей, таких как – муниципальное, банковское, бюджетное, налоговое, информационное. Серьёзные основания имеются для того, чтобы уже сейчас включить в число межотраслевых институтов и медицинское право. В будущем не исключается постепенное формирование самостоятельной отрасли медицинского права, поскольку объективная необходимость в регулировании фактически существующих общественных отношений предопределяет выделение соответствующей отрасли права. Для формирования самостоятельной отрасли права особо значимы четыре критерия – своеобразие и качественная однородность тех или иных общественных отношений (иными словами, наличие предмета правового регулирования), распространённость общественных отношений данного типа, необходимость использования специальных правовых средств (методов) их регулирования и наличие правовых норм (достаточно обширного законодательства). Применительно к медицинскому праву можно утверждать, что оно имеет свой предмет регулирования. В последнее время общественные отношения, связанные с обеспечением охраны здоровья населения и отдельных граждан, реализацией и защитой прав и свобод человека в сфере здравоохранения и медицинской деятельности, превратили здоровье человека в важнейший объект социального и даже политического регулирования. Реформа российского законодательства, прогресс науки, изменение этических представлений делают необходимым правовое регулирование общественных отношений, связанных с трансплантацией органов, использованием метода искусственного оплодотворения и имплантацией эмбриона, исследованиями фетальных тканей. Несомненно, нуждаются в правовом регулировании проблемы массовой вакцинации населения, определения правового и социального статуса ВИЧ-инфицированных и лиц, употребляющих наркотики. В обществе не решена проблема защиты человека от дискриминации по признаку наличия заболевания (психическое расстройство, ВИЧ-инфицированность и др.) Развитие в России рынка потребительских услуг остро поставило вопросы защиты прав пациентов и врачей. Безусловно, требуют правовой оценки факты причинения вреда законным интересам пациента в результате ненадлежащего лечения, но не менее злободневна проблема правовой защиты врача от необоснованных (а иногда и некомпетентных) притязаний пациента и его представителя. Это далеко не полный перечень вопросов, находящихся на стыке медицины и права. Отношения, связанные со здоровьем человека, во многом специфичны, ибо обусловлены его физическим, нередко и психическим состоянием в различных ситуациях общественной, политической, профессиональной, семейной, бытовой жизнедеятельности. Удельный вес общественных отношений, обусловливаемых состоянием здоровья человека, необходимостью мер по его защите и поддержанию в надлежащем состоянии и восстановлению (лечению), постоянно увеличивается. Здоровье отдельных людей, особенно руководителей государства, народа в целом, становится положительным или отрицательным фактором внутриполитической и международной стабильности, развития и прогресса в экономике и социальной жизни. Последнее десятилетие характеризуется крупными сдвигами в медицинской науке и биологии, предопределяющими качество и продолжительность человеческой жизни, возможности излечения наследственных заболеваний, разнообразной трансплантологии, биотехнологии и клонирования. Это одновременно порождает не только чисто медицинские, но и этические и иные социальные проблемы, требующие правового решения и регулирования. Совершенствование правового регулирования невозможно без разработки ряда теоретических проблем. Это касается прежде всего обоснования предмета и выбора методов правового регулирования, установления соотношения и взаимодействия различных правовых актов, решения вопросов юридической ответственности в сфере охраны здоровья граждан. Переход к платным лечебно-профилактическим, санитарным и фармацевтическим услугам неизбежно приведёт к созданию нового хозяйственного механизма здравоохранения. Его основой становятся экономические и юридические категории, базирующиеся на расчёте стоимости медицинской услуги и процедуры, договорных отношений между сторонами, юридической (в том числе имущественной) ответственности за негативные результаты лечения (его неблагоприятные исходы), а также за вред, причинённый здоровью застрахованных больных ненадлежащим лечением. В условиях страховой медицины имущественная ответственность возлагается на лечебно-профилактические учреждения и медицинских работников, особенно в случаях, когда здоровью пациента причиняется вред в результате их деятельности. Изучение материалов уголовных дел экспертными комиссиями в связи с неблагоприятными исходами лечения показали, что в 27,9% случаев они были вызваны врачебными ошибками, в 8,5% – отсутствием ненадлежащих условий для медицинской деятельности и в 7,4% обусловлены недобросовестностью работников лечебно-профилактических учреждений. Метод правового регулирования отношений в сфере медицинской деятельности. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Какие права и свободы человека и гражданина реализуются либо затрагиваются в процессе медицинской деятельности? Какими методами (в том числе методами каких отраслей права) эти права и свободы могут быть эффективно реализованы либо защищены? К сфере медицины имеют непосредственное отношение закреплённые Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами право на жизнь, право на здоровье и его охрану, право на личную неприкосновенность частной жизни, личную тайну. Поскольку сохранение и улучшение здоровья является первейшей жизненной потребностью человека, то её удовлетворение всеми незапрещёнными способами относится прежде всего к сфере частной жизни гра-ждан. Существует также публичный интерес в обеспечении общественного здоровья, который воплощается в государственной профилактике болезней, оказании медицинской помощи лицам в беспомощном состоянии и отдельным категориям граждан (военнослужащим, детям и т.д.), оказании помощи в пределах установленного минимального стандарта, в рамках государственных или иных программ за счёт средств государства, муниципальных образований. Такие отношения включают элементы частно-правового регулирования, проявляющиеся в праве граждан на дачу согласия и отказ от медицинского вмешательства, на выбор лечащего врача, на участие в выборе способа лечения. Существует третий тип отношений. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральными законами (ФЗ) в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Реализация данной нормы допускает принудительное лечение, медицинское освидетельствование (диагностику), принудительные профилактические мероприятия и т.п. В качестве примера можно указать на меры, предусмотренные в ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуно-дефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Законе Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Все эти медицинские отношения лежат в сфере публичного (административного) права. Их участниками являются наделённые компетенцией уполномоченные органы и учреждения, на граждан возлагается обязанность выполнять предписанные законом мероприятия, им представляются специальные гарантии прав и свобод. Сложились три подхода к правовому регулированию медицинских отношений: на основе административно-правового, гражданско-правового методов и смешанный – социально-правовой. Однако это обстоятельство не должно препятствовать созданию Медицинского кодекса. Действующие кодексы содержат нормы различных отраслей права. Даже в таком «чистокровном» кодексе, как Гражданский, имеются нормы административного, гражданско-процессуального права. Медицинский кодекс должен закрепить указанное многообразие методов правового регулирования, установить регулятивные начала (дозволения и запреты), границы их действия. На данный момент административно-правовой метод правового регулирования в области здравоохранения продолжает играть весьма важную роль, так как многие отношения здесь регламентируются административными актами: положениями, инструкциями, правилами и т.д. Такими актами определяются служебные права и обязанности работников здравоохранения, «технология» лечения, санитарно-профилактической деятельности, медицинской реабилитации, правонарушения в области охраны здоровья. Тема 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О ЗДРАВООХРАНЕНИИ И МЕДИЦИНЕ Учитывая растущую социальную и экономическую значимость медицины, не уменьшающееся число врачебных ошибок и других нарушений требований медицинской этики и деонтологии1, вплоть до преступлений, высокую ответственность врачей и других представителей медицинской профессии перед людьми и обществом в целом, было признано необходимым разработать специальный раздел права – медицинское право. Такое предложение было рассмотрено в 1977 г. на IV Международной медико-правовой конференции в Праге. Сегодня медицинское право – это 16 отрасль права, признанная наряду с другими отраслями, такими как уголовное, гражданское, трудовое, семейное и пр. Проблема правовой регламентации медицинской деятельности и защиты прав и законных интересов граждан России в области охраны здоровья имеет исключительное значение. Главные причины тому – несовершенство медицинской законодательной базы, отсутствие реальных (а не декларативных) правовых механизмов обеспечения охраны здоровья, правовой нигилизм медицинского персонала и юридическая неграмотность населения, социально-правовая незащищённость, как пациента, так и медицинского работника. Среди основных направлений качественного улучшения ситуации в отечественном здравоохранении, наряду с другими, следует назвать: − совершенствование нормативно-правовой базы сферы охраны здоровья (законодательный уровень); − признание медицинского права как самостоятельной отрасли права (научно-теоретический уровень). Становление новой отрасли права – процесс в достаточной степени длительный, зависящий от множества факторов и составляющих. Вот некоторые причины, свидетельствующие о возможности рассмотрения медицинского права в качестве «претендента» на самостоятельность: − действующий классификатор правовых актов предусматривает наличие отрасли законодательства, регулирующей вопросы здравоохранения; − учебные программы юридических и медицинских вузов всё чаще содержат специальные разделы по медицинскому праву, а в самих учебных заведениях организуются самостоятельные кафедры для преподавания медицинского права; 1 Деонтология – совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников. − диссертационные исследования, выполняемые по отраслям юридической науки, нередко посвящены актуальным проблемам юридического обеспечения медицинской деятельности; − научно-практические конференции, всероссийского и международного уровня, организуются и проводятся для обсуждения и решения значимых вопросов медицинского права; − в системе Российской академии медицинских наук, имеющей государственный статус, в 2004 г. открыто новое научное направление – «Медицинское право»; − издание журналов, сборников, монографии по медико-правовому направлению. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» (с посл. изм.) выделен специальный раздел, посвящённый здравоохранению, – 140.010.000. Это даёт основания говорить о наличии самостоятельной отрасли законодательства – законодательства о здравоохранении. В качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как: − управление в сфере здравоохранения; − медицинское страхование; − медицинские учреждения; − медицинская экспертиза и др. До недавнего времени структура базового юридического образования предусматривала изложение вопросов нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности для будущих юристов в рамках государственного, гражданского, уголовного права. Будущие же врачи знакомились с проблемами медицинского права на кафедрах судебной медицины, социальной гигиены и организации здравоохранения, истории медицины, общественных наук.2 Характерной чертой современного этапа становления российской правовой системы является увеличение (расширение) законодательства о здравоохранении и медицине. В то же время законодательство об охране здоровья граждан имеет выраженный комплексный характер, который опосредуется проявлением регулятивных норм различных отраслей права при регламентации сложных правоотношений в сфере здравоохранения. В силу особого отношения государства к охране здоровья населения, возведения отношений по охране здоровья в конституционный ранг (ст. 41 Конституции Российской Федерации), в данных отношениях наблюдается ярко выраженная публичность регулирующего эти отношения законодательства с преобладанием административно-регулятивной функции, несмотря на общий комплексный характер законодательства о здравоохранении. Структура законодательства о здравоохранении как комплексное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации и целый ряд нормативных правовых актов, конкретизирующих её положения. В ст. 2, 7, 20, 41 Конституции Российской Федерации одной из основных задач Российского государства определена задача охраны здоровья людей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закреплены права граждан России на жизнь и здоровье. Конкретизирована данная обязанность государства по охране здоровья населения в целом комплексе нормативных актов, среди которых особо (по своей значимости) следует выделить следующие: − «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1(с посл. изм. и доп.). − Федеральный закон (ФЗ) от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации»3; − ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»4; − ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»5; − ФЗ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О лекарственных средствах»6; − ФЗ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»7; − ФЗ от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»8; − ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»9; − ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»10; − Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и её компонентов»11; − Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 (с посл. изм и доп.) «О ветеринарии»12; − Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»13; 2 Пищита А.Н. Проблемы правового регулирования здравоохранения // Российская юстиция. 2005. № 9. 3 Собрание законодательства Российской Федерации (далее – СЗ РФ). 2001. № 26. Ст. 2581. 4 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650. 5 СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736. 6 СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006. 7 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219. 8 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141. 9 СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212. 10 СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713. 11 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (далее – Ведомости СНД и ВС). 1993. № 28. Ст. 1064. 12 Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 24. Ст. 857. Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5

Понятие охраны здоровья

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического характера (профилактического), осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи .

Основными принципами охраны здоровья граждан в нашей стране являются:

  • 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • 3) приоритет охраны здоровья детей;
  • 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;
  • 6) доступность и качество медицинской помощи;
  • 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • 9) соблюдение врачебной тайны.

Действующая в нашей стране система здравоохранения состоит из нескольких компонентов: государственная система здравоохранения, муниципальная система здравоохранения и частная система здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения согласно ст. 29 Закона об охране здоровья относятся федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти; подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Согласно ст. 15 Закона об охране здоровья медицинская и фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию которое осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право в соответствии со ст. 18 Закона об охране здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями .

Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.

Согласно ст. 23 Закона об охране здоровья граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке , предусмотренном законодательством РФ.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи принимается ежегодно и определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь.

В Программе предусматриваются виды, условия и формы оказания медицинской помощи, критерии ее качества и доступности.

В соответствии с Программой органы государственной власти субъектов РФ утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

В территориальных программах органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи; включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования с обязательным перераспределением необходимых финансовых средств виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов РФ и муниципальных образований. Территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.

  • См.: ст. 2 Закона об охране здоровья.
  • См.: постановление Правительства РФ от 16.0-4.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково”)».
  • См.: постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 готов».
  • См.: постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
  • См.: постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».
  • См.: приказ Минздрава России от 02.12.1999 № 429 «О порядке предоставления информации» (вместе с «Порядком предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг»).
  • См.: постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

На прошлой неделе Кропивницкий посетил глава Фармацевтической палаты Украины, аптекарь с почти полувековым стажем, врач-микробиолог, член Международной ассоциации фармацевтов Олег Иванович Климов. Он встретился с местными фармацевтами и дал небольшое интервью «УЦ». Говорили о вещах важных и иногда даже страшных. Олег Иванович напомнил о том, о чем мы все (и аптекари, и пациенты) как-то забыли: аптека – это не магазин, а учреждение здравоохранения.

– Знаете, я как-то увидел по телевизору интервью бабушки, которая говорила, что она «Корвалол» не пьет, а нюхает, – говорит Климов. – И мне оно все из головы не идет. Как мы могли это допустить? Как мы могли допустить, что бабушка не может позволить себе «Корвалол», в то время как ни для кого не секрет, что фармацевтический бизнес – один из самых прибыльных в мире?

Я вам расскажу: из 20 тысяч аптек в нашей стране только шесть тысяч принимают участие в программе «Доступные лекарства», 500 – продают наркотические лекарства для паллиативных больных. 500! Потому что это невыгодно: эти лекарства недорогие, надбавка на них ограничена, отчетность очень серьезная. Это плохо для бизнеса. Но фармбизнес – это не продажа игрушек, это социально ориентированный бизнес, который обязан оказывать в том числе и невыгодную паллиативную помощь, и продавать «доступные лекарства» в ущерб себе…

В Украине уже больше трех лет существует государственный мораторий на проверку аптек. Вдумайтесь, что это значит. Государственные структуры не могут проверить, кто работает в аптеке – люди со специальным образованием или просто кассиры, есть ли у них сертификаты или они продают вам лекарства неизвестного происхождения.

– Фармацевты сегодня много говорили о сетевых аптеках. Да, они не платят налогов в местный бюджет, да, они вытесняют небольшие местные аптеки. Но какая разница мне, как покупателю, если в сетевых аптеках дешевле? И какая разница мне, кто стоит за прилавком: дипломированный фармацевт или кассир?

– А вы, когда в поликлинику приходите, хотите попасть к врачу или кидаетесь к первому встречному человеку в белом халате, чтоб он вам поставил диагноз и назначил лечение? Аптека – это учреждение здравоохранения. Фармацевт – это медицинский работник. Он знает, что он вам продает, какое действующее вещество в этом лекарстве, как оно взаимодействует с другими лекарствами, как оно хранилось и т.п. Девочка в белом халате с бейджиком «продавец» открывает компьютерную программу и предлагает вам «красные» (то есть самые дорогие) лекарства из списка по названным вами симптомам. Единственная задача, которую поставил перед ней работодатель, – чек. Чем больше будет ваш чек, тем больше она молодец.

А по поводу дешевле… Да, что-то в сетевых аптеках может быть дешевле. И за счёт оптовых закупок, и за счет демпинга, и за счет того, что сетевые аптеки не принимают участия в государственных программах, и за счет фальсификата тоже. Дешевле – не значит лучше.

Вы покупаете мясо, которое продают на обочине дороги из багажника автомобиля? Нет? А оно дешевле. Кто-то его покупает, но таких людей немного. Большинство задумывается о том, что это неизвестно чье мясо, неизвестно откуда украденное, неизвестно где хранилось и что лежало в этом багажнике до того. А вред от лекарств может быть во много раз больше вреда от такого мяса…

Что вы должны сделать как пациент, чтоб обезопасить себя? Если лекарство вам выписывает врач, требуйте рецепт. Что такое рецепт для пациента? Это документ, который подтверждает правильность соблюдения протокола лечения. Мы знаем, что многие врачи работают на фармкорпорации, обезопасьте себя – не покупайте пустышки. Второе – чек. Это документ, который подтверждает, что вы купили лекарство именно в этой аптеке. Третье – сертификат качества. В каждой аптеке на каждую серию каждого препарата должен быть сертификат – он может быть в бумажном или в электронном виде, но по вашему требованию вам должны его предоставить. Не стесняйтесь спрашивать. Можете провести журналистский эксперимент: походите по аптекам и поспрашивайте. Обещаю: вы будете шокированы. В большинстве аптек вам не предоставят документов, подтверждающих происхождение препаратов… А это может быть и фальсификат. В Украине за последние несколько лет открыто 188 уголовных дел по фальсифицированию лекарств. Тоннами! Ни одно из них не доведено до конца, ни разу я не слышал, чтоб эти фальсифицированные лекарства изымали из аптечных сетей.

А в-четвертых, спросите у продавца: кто вы по образованию? Если вам дали чек, сертификат и перед вами человек с фармацевтическим образованием, это ваша аптека. Даже если она сетевая – неважно. Ходите только в нее.

– И все-таки, почему так важно специальное образование, если я, например, прошу конкретный препарат?

– Я вам расскажу, как это во всем мире. В Европе, в США профессия фармацевта – это профессия «публичного доверия». Что это значит? После окончания вуза человек сдает серьезный экзамен и получает персональную лицензию. Он может работать фармацевтом в любой стране мира. Но при этом он несет персональную ответственность за все, что он вам продаст. Если он вам продаст препарат неизвестного происхождения, на который нет сертификата, и его на этом поймают, он потеряет общественное доверие и вместе с ним лицензию. Мы пытаемся создать реестр фармацевтов в Украине. Но государству это неинтересно, бизнесу неинтересно. Это должно быть интересно хотя бы пациентам! Вы платите за это (а я вам скажу, что сегодня стоимость лекарств в аптеках завышена процентов на 50%) – так требуйте, чтобы вам хотя бы продавали качественный продукт.

Потому что сегодня мы семимильными шагами движемся в пропасть. Когда я на международном конгрессе фармацевтов в Сеуле рассказал, что у нас в стране мораторий на проверку аптек, аудитория несколько секунд просто молчала. Люди не могли мне поверить! Как государство может вообще не контролировать фармацевтический бизнес?

Я сейчас езжу по всей Украине, встречаюсь с фармацевтами. Мы говорим о необходимости отмены моратория на проверку аптек, о принятии законов «О лечебных препаратах», «О фармацевтическом самоуправлении» (последний предполагает как раз лицензирование фармработников. – Авт.). Но фармацевты – это небольшое и закрытое сообщество.

Я хочу, чтобы вы поняли: фармрынок нужно менять не ради них, а прежде всего ради всех нас, пациентов. Потому что, если так пойдет дальше, то через год-два этот рынок просто исчезнет, останутся только сетевые магазины лекарств, которым неинтересны ни «Доступные лекарства», ни наркотические препараты для паллиативных больных, ни наше здоровье в принципе…

Характер и степень разрушения асфальта анализируются для профилактического обслуживания дорог. Подробнее см. Индекс состояния дорожного покрытия .

Методы профилактического обслуживания разработаны, чтобы помочь определить состояние оборудования в процессе эксплуатации, чтобы оценить, когда следует выполнять техническое обслуживание. Такой подход обещает экономию затрат по сравнению с плановым или ограниченным по времени профилактическим обслуживанием , поскольку задачи выполняются только тогда, когда это оправдано. Таким образом, это рассматривается как техническое обслуживание на основе состояния, проводимое на основании оценок степени ухудшения состояния элемента.

Главное обещание профилактического обслуживания — обеспечить удобное планирование корректирующего обслуживания и предотвратить неожиданные отказы оборудования. Ключевым моментом является «правильный срок службы оборудования, повышенная безопасность предприятия, меньшее количество аварий с негативным воздействием на окружающую среду и оптимальное обращение с запасными частями».

Прогнозирующее обслуживание отличается от профилактического, поскольку оно основывается на фактическом состоянии оборудования, а не на статистике среднего или ожидаемого срока службы, чтобы предсказать, когда потребуется обслуживание.

Некоторые из основных компонентов, необходимых для реализации профилактического обслуживания, — это сбор и предварительная обработка данных , раннее обнаружение неисправностей, обнаружение неисправностей, прогнозирование времени до отказа , планирование обслуживания и оптимизация ресурсов. Профилактическое обслуживание также считается одной из движущих сил повышения производительности и одним из способов достижения » точно в срок » в производстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *