Основные причины производственных травм

  • автор:

Возможность возникновения конкретной производственной травмы (несчастного случая на производстве) зависит от характера рабочего места, характера труда, характера работника и сочетания целого ряда других конкретных условий труда. Общепринятой классификации причин производственного травматизма в настоящее время нет.

Основными причинами производственного травматизма можно назвать следующие:

  • конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования;
  • эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования;
  • несовершенство технологического процесса;
  • нарушение технологического процесса;
  • нарушение требований безопасности при эксплуатации транс­портных средств;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • неудовлетворительная организация производства работ;
  • неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
  • неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территорий;
  • недостатки в обучении безопасным приемам труда;
  • неприменение средств индивидуальной защиты;
  • неприменение средств коллективной защиты;
  • нарушение трудовой и производственной дисциплины;
  • использование рабочего не по специальности и пр.

Все перечисленные выше причины производственного травматизма можно разделить на три типа:

  1. Технические;
  2. Организационные;
  3. Личностные (психофизиологические).

1. Технические причины производственного травматизма

Технические причины производственного травматизма можно охарактеризовать как причины, зависящие от «несовершенства» технологических процессов, конструктивных недостатков и технического состояния оборудования, зданий и сооружений, инструмента и средств коллективной и индивидуальной защиты, недостаточной механизации тяжелых работ, в том числе несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок, наличие прочностных дефектов материалов и износа конструкций; неизвестные ранее опасные свойства используемых веществ и пр. Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными.

К ним тесно примыкают, образуя своеобразную подгруппу, нарушения санитарно-гигиенических норм, к которым можно отнести повышенное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, недостаточное или нерациональное освещение, повышенные уровни шума, вибраций, неблагоприятные метеорологические условия; наличие различных излучений выше допустимых значений и пр.

2. Организационные причины производственного травматизма

Организационные причины производственного травматизма целиком зависят от уровня организации труда на рабочем месте и на предприятии в целом. К ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструмента не по назначению; отсутствие или несовершенство ограждений мест работы; отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной защиты и пр.

3. Личностные (психофизиологические) причины производственного травматизма

К личностным (психофизиологическим) причинам производственного травматизма условно можно отнести физические и нервно-психические перегрузки работника, приводящие к его ошибочным действиям. Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими и динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением, перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием.

К травме может привести несоответствие анатомо-физиологических и психических особенностей организма человека характеру выполняемой работы. Заметим, что во многих технических системах, в конструкциях машин, приборов и систем управления еще недостаточно учитываются физиологические, психофизиологические, психологические и антропометрические особенности и возможности человека.

Практически все несчастные случаи вызываются множественными причинами и случайным совпадением событий, но в первую очередь допущенными нарушениями требований охраны труда.

В современном сложном и опасном для человека производстве сочетание безопасных по отдельности факторов вместе может в определенных условиях привести к возникновению опасности, а связующим звеном такого сочетания являются, как правило, работники, поведение которых меняется в зависимости от ситуации и условий труда.

Важно различать факторы:

  • связанные с так называемым «человеческим фактором» (действиями непосредственного исполнителя);
  • организацией работ (действиями совокупного исполнителя – работников работодателя);
  • техническими проблемами (неустойчивым технологическим процессом, экстремальными изменениями рабочей среды, отказами и дефектами оборудования).

Но в любом случае основным виновником происшествия оказывается человек, поскольку именно он чего-то не сделал или сделал не то или не так. Строго говоря, чисто технических причин несчастного случая просто не существует, ибо они лишь промежуточные этапы между неправильными действиями и их последствиями. Вместе с тем, формальное разделение причин на технические, организационные и личностные позволяет выявить причины происшедшего несчастного случая и принять необходимые меры по исправлению ситуации.

Анализ показывает, что в последние годы все чаще на первый план выходят проблемы психологического и физиологического напряжения работника, оттесняя совершенствование традиционных условий труда, связанных с физическими факторами окружающей среды (температура, влажность, свет, шум, вибрация и загрязненная атмосфера). Это вызвано относительным снижением физических нагрузок одновременно с ростом психологических и физиологических нагрузок на человека, результатом чего может является хроническая усталость, умственное перенапряжение, обострение отношений с другими работниками и с руководителями. При этом физиологическое и психологическое утомление сопровождается ухудшением качества работы, болезнями, потерей концентрации внимания и координации движений, утратой осторожности и осмотрительности. Все это существенно повышает риск травмирования в одних и тех же физических условиях рабочего места.

Кроме того, нельзя забывать, что безопасный труд предполагает физическую и психологическую готовность работников работать по правилам и выполнять свои функции в соответствии с требованиями охраны труда, располагая достаточным уровнем профессиональной грамотности и осознанной мотивации.

Кроме того, необходимо различать «технические» ошибки типа случайных промахов или неумышленных действий, которые чаще всего встречаются в неоднократно повторяющихся (привычных, стандартных) производственных ситуациях и случайно возникают (например, из-за потери внимания) при многократно отработанных или автоматических по природе действиях, от «интеллектуальных» ошибок типа неправильных действий, которые чаще всего встречаются в нестандартных (непривычных, неординарных) ситуациях, например, при ремонтных или наладочных работах.

«Интеллектуальные» ошибки связаны, в основном, с недостаточными знаниями работника, когда он неправильно оценивает (с позиции безопасности) производственную ситуацию либо неправильно для данной ситуации применяет известное ему правило безопасности либо плохо знает или совсем не знает необходимые для обеспечения реальной безопасности правила. Более того, нередко оказывается, что действующие правила (инструкции) не предусматривали вдруг сложившуюся опасную ситуацию.

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. N 1223р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО «РЖД» «КЛАССИФИКАЦИЯ ИНЦИДЕНТОВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ»

В целях обеспечения единого порядка учета инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2014 г. стандарт СТО РЖД 02.046-2014 «Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов».
2. Руководителям подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» организовать в установленном порядке изучение и выполнение требований стандарта, утвержденного настоящим распоряжением.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А. Гапанович

СТО РЖД 02.046-2014

СТАНДАРТ ОАО «РЖД»

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНЦИДЕНТОВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

Дата введения 01.07.2014

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте».
2 ВНЕСЕН Департаментом технической политики ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением ОАО «РЖД» от 19.05.2014 г. N 1223р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов на инфраструктуре ОАО «РЖД» (далее — инцидентов).
Настоящий стандарт предназначен для применения департаментами, управлениями, структурными подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», функциональными филиалами ОАО «РЖД» и их структурными подразделениями, а также подразделениями железных дорог, принимающими участие в процессе учета, расследования и анализа причин возникновения инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов.
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 инцидент: Событие, вызванное переходом железнодорожной техники в неработоспособное состояние, отклонением от заданных режимов выполнения технологических процессов на инфраструктуре ОАО «РЖД», в том числе по причине внешнего воздействия, и повлекшее за собой нарушение графика движения поездов.
2.2 железнодорожная техника: Техническое средство или совокупность технических средств, предназначенные для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
Примечание — К железнодорожной технике относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожный подвижной состав, а также их составные части, представляющие собой функциональную единицу, которую можно рассматривать в отдельности.

2.3 неработоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции.

2.4 график движения (железнодорожных) поездов: Организационная основа управления движением железнодорожных поездов, объединяющая деятельность всех технологических подразделений, выраженная для каждой железнодорожной станции и перегона в графической или табличной форме расписания движения поездов по технически и технологически обоснованным нормам.

2.5 поезд: Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.
Примечание — термин приведен в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010г. N 286
2.6 нарушение графика движения поездов: Несоблюдение времени хода поезда по перегону или времени стоянки на станции, установленных графиком движения поездов, в том числе разрабатываемым на период производства работ по техническому содержанию объектов инфраструктуры.
Примечание — К нарушениям графика движения поездов относят опережение времени хода поезда по перегону или времени стоянки на станции, установленных графиком движения поездов или их превышение. Превышение указанных времен называется задержкой.
2.7 отказ (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники.

2.8 железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор — вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

2.9 работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы.

2.10 эксплуатационный отказ: Отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации.

2.11 производственный отказ: Отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии.

2.12 конструктивный отказ: Отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушениями установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования.

2.13 деградационный отказ: Отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.

2.14 внешний отказ: Отказ, возникший по причине стихийных бедствий, порч, краж, вандализма, умышленных или неправильных действий организаций, не входящих в состав ОАО «РЖД», или лиц, не являющихся работниками ОАО «РЖД».
2.15 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

2.16 технологическое нарушение: Действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО «РЖД», которое явилось причиной задержки поезда, при исправно действующих технических средствах.
2.17 акт незаконного вмешательства: Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

2.18 опасное природное явление: Событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

2.19 стихийное бедствие: Разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

3 Общие положения

3.1 Инциденты по видам событий, их вызвавших, классифицируются как:
— отказы в работе технических средств, если причиной нарушения графика движения поездов является нарушение работоспособного состояния железнодорожной техники;
— технологические нарушения, если причиной нарушения графика движения поездов является нарушение технологии перевозочного процесса.
3.2 Учет, расследование и анализ причин возникновения отказов в работе технических средств и технологических нарушений производят порядком, устанавливаемым ОАО «РЖД».
3.3 Общая схема классификации инцидентов приведена в Приложении А.

4 Классификация инцидентов по причине отказов технических средств

4.1 В зависимости от степени критичности последствий и влияния на график движения поездов инциденты по причине отказов в работе технических средств классифицируются как:
— отказы первой категории, в случае задержки пассажирского, пригородного или грузового поезда на перегоне (станции) на 60 минут и более, либо приведшие к транспортным происшествиям или событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
— отказы второй категории, в случае задержки пассажирского, пригородного или грузового поезда на перегоне (станции) продолжительностью от 6 до 60 минут.
4.2 Для оценки критичности последствий инцидента должны учитываться:
— задержка поезда, на который железнодорожная техника, находящаяся в неработоспособном состоянии, оказала непосредственное влияние;
— задержки других поездов, вызванные необходимостью принятия дополнительных мер безопасности, выполнением требований нормативных документов, регламентирующих организацию движения поездов в условиях на рушения работоспособного состояния объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.
4.3 Инциденты по причине отказов в работе технических средств, в зависимости от характера причин, их вызывающих, классифицируются как:
— эксплуатационные отказы;
— производственные отказы;
— конструктивные отказы;
— деградационные отказы;
— внешние отказы.
Данная классификация осуществляется только на основании результатов расследования случаев отказов в работе технических средств, сформированных в Комплексной автоматизированной системе учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности (КАС АНТ).

5 Классификация инцидентов по причине технологических нарушений

5.1 В зависимости от степени критичности последствий и влияния на график движения поездов инциденты по причине технологических нарушений классифицируются как:
— технологические нарушения первой категории, в случае задержки пассажирского или пригородного поезда на 6 минут и более, а также поездов других категорий на 60 минут и более, либо приведшие к транспортным происшествиям или событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
— технологические нарушения второй категории, в случаях задержки грузового поезда от 15 до 60 минут относительно нормативного (вариантного) графика движения поездов, превышения перегонного времени хода поезда любой категории, кроме пассажирских и пригородных, от 15 до 60 минут, а также задержки поезда любой категории более 1 минуты у запрещающего показания входного светофора станции.
5.2 Для оценки критичности последствий инцидента должны учитываться:
— задержка поезда, на который допущенное технологическое нарушение оказало непосредственное влияние;
— задержки других поездов, вызванные необходимостью принятия дополнительных мер безопасности, выполнением требований нормативных документов, регламентирующих организацию движения поездов в условиях, сложившихся вследствие возникновения технологического нарушения.
5.3 По характеру причин технологические нарушения классифицируются как:
— технического характера — неправильное пользование железнодорожной техникой при нахождении ее в работоспособном состоянии;
— технологического характера — нарушение технологии перевозочного процесса, порядка производства работ по текущему содержанию, ремонту и реконструкции (модернизации) объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения технологических операций, не вызвавшее отказа в работе технических средств ОАО «РЖД»;
— особая технологическая необходимость — отклонение от установленной технологии перевозочного процесса, вызванное необходимостью принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности движения, а также действиями оперативного персонала по снижению негативных последствий от ранее допущенных технологических нарушений или отказов технических средств;
— внешнее воздействие — случаи задержек поездов, вызванные стихийными бедствиями, актами незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, умышленными или неправильными действиями организаций, не входящих в состав ОАО «РЖД», или лиц, не являющихся работниками ОАО «РЖД», в результате которых не было нарушено работоспособное состояние железнодорожной техники.
5.4 К особой технологической необходимости относятся следующие инциденты:
— посадка и высадка работников ОАО «РЖД», обеспечивающих выполнение перевозочного процесса и текущее содержание объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава;
— задержки, связанные с наличием в поезде железнодорожного подвижного состава, требующего ограничения скорости;
— производство плановых работ по ремонту, реконструкции (модернизации) и текущему содержанию объектов инфраструктуры;
— пропуск опаздывающего пассажирского, пригородного или ускоренного грузового поезда;
— пропуск преимущественных (пассажирских, пригородных, сдвоенных, соединенных и др.) поездов;
— пропуск поезда встречного направления на однопутной линии;
— пропуск сверхграфиковых размеров движения грузовых поездов;
— пропуск восстановительных и пожарных поездов;
— опоздания поездов в зонах интенсивного пригородного движения, исключающего возможность сокращения времени опоздания;
— задержки поездов, вызванные изменением нормативного графика движения поездов;
— ликвидация последствий опасных природных явлений, требующих привлечения восстановительных сил и средств ОАО «РЖД»;
— задержки поездов, вызванные прицепкой, отцепкой служебных вагонов на станциях, где графиком движения поездов не предусмотрено изменение состава поезда.
— плановые технологические перерывы в работе автоматизированных систем.
5.5 К инцидентам по причине внешнего воздействия относятся:
— посадка и высадка больных людей, рожениц;
— задержки поездов, связанные с посадкой, высадкой и деятельностью медицинских работников;
— задержки поездов, связанные с деятельностью сотрудников правоохранительных, пограничных и таможенных органов;
— задержки поездов по вине железнодорожных администраций сопредельных государств;
— нарушения технологии перевозочного процесса, вызванные стихийными бедствиями (наводнениями, ураганами, землетрясениями, лесными пожарами и др.), при которых администрацией данной территории объявляется чрезвычайное положение;
— наезд или предотвращение наезда поезда на людей, животных, посторонние предметы и материалы, автотракторную технику на перегонах и станциях;
— дорожно-транспортное происшествие на переезде не по вине работников железнодорожного транспорта;
— превышение норм времени пограничного и таможенного досмотра;
— задержка поезда, вызванная актами незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта;
— перекрытие путей посторонними лицами;
— поступление с опозданием по межгосударственному стыку пассажирского поезда;
— особые метеоусловия, требующие изменения в порядке пропуска поездов, в том числе и ограничения установленной скорости движения. Перечень особых метеоусловий определяется соответствующими нормативными документами ОАО «РЖД»;
— работа пожарных поездов на перегонах;
— отключение электроснабжения тяговых и нетяговых потребителей по причине возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (пожар, паводок, и т.п.) на инфраструктуре ОАО «РЖД»;
— отключение электроснабжения тяговых и нетяговых потребителей, осуществляющих питание от внешнего источника электроснабжения, по причине неисправности устройств, не принадлежащих ОАО «РЖД»;
— превышение норм стоянки поездов из-за неорганизации посадки-высадки пассажиров из вагонов, предназначенных для перевозки осужденных и лиц, находящихся под стражей.
5.6 Классификация технологических нарушений, в зависимости от характера их вызывающих причин, производится только на основании результатов расследования случаев технологических нарушений, сформированных в Комплексной автоматизированной системе учета и анализа случаев технологических нарушений (КАCAT).

Библиография

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утверждены Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, ред. Приказа Минтранса России от 4 июня 2012 N 162)

Приложение А
(обязательное)

Общая схема классификации инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов

┌───────────────────┐
│ Инциденты │
└───────┬───┬───────┘
│ │
┌───────────────────┐ │ │ ┌───────────────────┐
│Отказы технических │ │ │ │ Технологические │
│ средств ├───┘ └───┤ нарушения ├─────────────┐
┌──────────────┴─────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘ │
│ │ │ │
┌────────┴──────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐
│ Классификация по │ ┌─┤ Классификация по │ │ Классификация по │ ┌─┤ Классификация по │
┌─┤ критичности │ │ │ характеру причин │ ┌─┤ критичности │ │ │ характеру причин │
│ │ последствий │ │ └───────────────────┘ │ │ последствий │ │ └───────────────────┘
│ └───────────────────┘ │ │ └───────────────────┘ │
│ │ ┌───────────────────┐ │ │ ┌───────────────────┐
│ ┌───────────────────┐ │ │ Эксплуатационные │ │ ┌───────────────────┐ ├─┤ Технического │
│ │Отказы технических │ ├─┤ отказы │ │ │ Технологические │ │ │ характера │
├─┤ средств первой │ │ └───────────────────┘ ├─┤ нарушения первой │ │ └───────────────────┘
│ │ категории │ │ │ │ категории │ │
│ └───────────────────┘ │ ┌───────────────────┐ │ └───────────────────┘ │ ┌───────────────────┐
│ ├─┤ Производственные │ │ ├─┤ Технологического │
│ ┌───────────────────┐ │ │ отказы │ │ ┌───────────────────┐ │ │ характера │
│ │Отказы технических │ │ └───────────────────┘ │ │ Технологические │ │ └───────────────────┘
└─┤ средств второй │ │ └─┤ нарушения второй │ │
│ категории │ │ ┌───────────────────┐ │ категории │ │ ┌───────────────────┐
└───────────────────┘ ├─┤ Конструктивные │ └───────────────────┘ │ │ Особая │
│ │ отказы │ │ │ технологическая │
│ └───────────────────┘ ├─┤ необходимость │
│ │ └───────────────────┘
│ ┌───────────────────┐ │
├─┤ Деградационные │ │ ┌───────────────────┐
│ │ отказы │ └─┤Внешнее воздействие│
│ └───────────────────┘ └───────────────────┘

│ ┌───────────────────┐
└─┤ Внешние отказы │
└───────────────────┘

Довольно большую часть времени, большинство людей проводят на работе, и основная масса несчастных случаев с получением ущерба здоровью получают именно там, или по пути следования на работу или с работы. Все травмы, полученные в результате трудовой деятельности человека как раз и выделяют в понятие производственный травматизм.

Несчастные случаи на производстве происходят в основном из-за того, что работодатель стремиться получить максимальную прибыль, а обеспечению нормальных условий труда для работников внимания не уделяется, не проводятся меры по обеспечению безопасного труда в организации. Зачастую в получении травм на производстве виноваты и сами работники, игнорирующие требования техники безопасности в погоне за производительностью. Например, на штамповочных прессах запустить ход пресса можно только нажав кнопки двумя руками, что предотвращает его срабатывание в то время как штамповщик укладывает на форму деталь, но известны случаи, когда рабочий зажимал кнопку самодельным приспособлением, в итоге отвлекся, не успел убрать руку из-под пресса и нажал вторую кнопку и остался без трех пальцев.

В целом, за последние годы, в России наблюдается тенденция снижения роста производственного травматизма, но как считают эксперты, данные Росстата не отражают реальную картину, т.к. многие работодатели скрывают случаи травматизма чтобы не платить огромные штрафы. Кроме того, статистикой не учитывается теневой сектор экономики, где производственные травмы вообще не оформляются или в лучшем случае оформляются как бытовые.

Для того чтобы травматизм на производстве был сведен к минимуму, на предприятии (в организации) должен быть организован безопасный трудовой процесс с использованием охраны труда.

Содержание

Основные понятия

Производственный травматизм — совокупность травматических повреждений (травм), полученных при несчастных случаях на производстве. Исчисляется количеством травм на 100, 1000, 10 000 и т.д. человек за определённые промежутки времени (месяц, квартал, год).

Несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Производственная травма — повреждение тканей организма работника, вызванное механическим воздействием опасного производственного фактора и повлекшее за собой: необходимость перевода работника на др. работу; временную или стойкую утрату работником трудоспособности; смерть работника.

Профессиональное заболевание – специфические для данной профессии случаи ухудшения здоровья, которые рабочие получают в результате своей трудовой деятельности во вредных условиях.

Поскольку производственный травматизм является совокупностью НС на производстве, для определения имеет ли место производственная травма или нет, необходимо полагаться на статьи 227 и 229.2 ТК РФ, а также на Федеральный закон № 125 от 1998 года «Об обязательном социальном страховании», где указаны конкретные особенности НС на производстве. Так, несчастный случай может произойти с работником во время его движения на работу в транспорте работодателя (например, при ДТП), и это также будет считаться производственной травмой.

Основные критерии для определения НС на предприятии

Согласно действующему законодательству РФ ст. 227 ТК, для признания несчастного случая на производстве, он должен отвечать одновременно 4-м условиям:

  • пострадали работники или иные лица, привлечённые к трудовой деятельности по инициативе организации;
  • повреждение получено вследствие причин, определённых Трудовым кодексом;
  • последствия полученных повреждений соответствуют последствиям, установленным ст. 227 ТК РФ;
  • время и место получения повреждения соответствует положениям, установленным ст. 227 ТК РФ.

К пострадавшим относятся:

  • Лица, имеющие действующий трудовой договор с предприятием;
  • Лица, имеющие действующий гражданско-правовой договор с предприятием, где отдельно оговорена необходимость включения таких лиц в государственную программу обязательного соцстрахования;
  • Лица, которые проходят в организации производственную практику (в том числе и командированные от учебного заведения) или лица, с которыми заключён договор ученика;
  • Лица, которые привлечены к труду в соответствии с медицинскими рекомендациями, как часть терапии по преодолению заболеваний психики;
  • Лица, осужденные за совершенное злодеяние и привлеченные к труду во время отбывания срока;
  • Лица, направленные на общественные работы;
  • Лица, являющиеся членами КФХ или производственных кооперативов, и принимающие участие в их работе;
  • Лица, которые были привлечены организацией для предотвращения аварии на производстве, ее ликвидации и т.д.

Характером или причиной полученного повреждения могут быть телесные повреждения (синяки, ссадины, порезы и так далее), повреждения из-за чрезвычайного происшествия, повреждения из-за воздействия электротока, вредного излучения, а также, вследствие удара молнии, любой иной урон здоровью, полученный из-за внешних факторов: солнечный удар, утопление, обморожение и так далее. В качестве последствий может выступать изменение должности пострадавшего в связи с тем, что он более не может выполнять свои прежние трудовые обязанности, временная нетрудоспособность, постоянная нетрудоспособность (инвалидность), а также смерть.

Виды травм

Производственные травмы можно разделить по нескольким критериям: количество пострадавших, тяжесть последствий, вид внешнего воздействия, приведший к травме, характерные признаки травмы, наличие связи с выполнением своих профессиональных обязанностей. Ниже рассмотрим их виды производственного травматизма подробнее:

Несчастные случаи делятся:

1. По количеству пострадавших на

а) одиночные

б) групповые (пострадало одновременно два и более человека)

2. По тяжести

а) легкие (уколы, царапины, ссадины)

б) тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга)

в) с летальным исходом (пострадавший умирает)

3. В зависимости от обстоятельств

а) связанные с производством, с выполнением трудовых обязанностей

Это травмы, полученные на производстве связанные именно с выполнением должностных обязанностей. К ним также относятся травмы, полученные во время обеденного перерыва и травмы, полученные при проезде в служебном транспорте. Напротив, если травма получена на территории предприятия, но посторонним человеком, она не будет относиться к производственной.

б) не связанные с производством, но связанные с работой

Пояснение: Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошёл при выполнении каких-либо действий в интересах предприятия за его пределами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, нахождение в командировке, при выполнении долга гражданина РФ по спасению человеческой жизни и т. п. В то же время не весь путь домой считается временем связанным с работой, если вы по пути зашли в магазин и уже там или после получите травму – уже не будет считаться что вы следовали с работы.

Обстоятельства несчастных случаев, связанных с работой, а также бытовых травм выясняют страховые делегаты профгруппы и сообщают комиссии охраны труда профсоюзного комитета.

в) несчастные случаи в быту

4. По виду внешнего воздействия, приведшего к травме

а) Электрические (повреждение током)

б) Химические (повреждения химическими реагентами)

в) Термические (повреждения, вызванные температурными перепадами)

г) Механические (повреждения, вызванные механическим воздействием: наезды, удары, падения предметов)

д) Иные воздействия (утопление и т.д.)

5. По признакам травмы

а) Резаная рана

б) Колотая рана

в) Рваная рана

г) Ушиб

д) Ампутация (например, когда работнику отрежет пальцы на станке)

е) Переломы (закрытые и открытые)

ж) Растяжения и вывихи

з) Ожоги (от огня и от электричества)

и) Обморожение

к) Отравление

л) Удушье

Основные причины травматизма на производстве (классификация причин производственного травматизма)

Выделяют следующие основные причины производственного травматизма:

Во-первых, причины производственного травматизма делятся на объективные и случайные.

К случайным относят:

НС на территории организации, не связанные с работой и спецификой производства. Если человек шел по территории завода и подвернул ногу – это как раз и будет относиться к случайному несчастному случаю, или же при покосе травы на территории травокосилкой проходящему мимо работнику предприятия прилетел камушек и рассек лицо.

Объектные причины делятся на:

1) Технические – использование неисправного или устаревшего оборудования (станков, инструментов), повреждение изоляции кабелей электропитания, низкий уровень автоматизированности производства, общее несовершенство технического процесса.

Технические причины производственного травматизма являются наибольшее частыми.

2) Санитарно-гигиенические – несоблюдение требований СанПиНа:

  • недостаточно широкие проходы
  • слишком высокая влажность
  • отсутствие проветривания в помещении
  • плохое освещение
  • сквозняк
  • низкие/высокие температуры
  • загазованность воздуха
  • испарение вредных веществ
  • вибрация
  • шум
  • отсутствие санитарно-бытовых помещений

Последствия от этих причин могут быть следующие:

  • в плохо освещенном цехе можно не заметить опасное движение отдельных узлов оборудования, кран, везущий груз и подъезжающий электрокар.
  • Сквозняки и холод провоцируют простуды, воспаления, развитие профзаболеваний.
  • Отсутствие бытовых помещений нарушает нормы личной гигиены людей.
  • При недостаточной вентиляции или ее отсутствии, в воздухе накапливаются вредные вещества, которые попадают в органы дыхания, поражают слизистую и кровь, становятся причиной профессиональных заболеваний.
  • Сквозняки, вибрация и шум постепенно вызывают в организме человека необратимые процессы: хронические воспаления, заболевания опорно-двигательной системы и др. проф. заболевания.

3) Организационные – недостаточная или откровенно плохая организация техпроцесса и рабочих мест:

  • нарушение регламентов,
  • неправильная расстановка оборудования,
  • несоблюдение норм транспортировки,
  • отсутствие ограждения опасных участков работы,
  • необеспечение работников спецодеждой соответствующей данной профессии,
  • отсутствие контроля над производственным процессом и халатное отношение со стороны руководства,
  • несоблюдение работниками правил ТБ, чаще всего по халатности или спешке,
  • непроведение инструктажей безопасности и обучения безопасным методам работы, отсюда вытекает следующий пункт,
  • низкий уровень трудовой дисциплины, чаще всего из-за неопытности или несостоятельности руководителя,
  • выполнение сложной и ответственной работы работником с недостаточной квалификацией (как правило из-за нехватки квалифицированных работников и недостатка средств у организации на повышение квалификации своих работников)

Как мы видим, при грамотном планировании труда на предприятие, организационные причины производственного травматизма можно свести к нулю.

4) Психофизиологические

  • усталость работника при выполнении профессиональных обязанностей,
  • заболевание,
  • нервные перегрузки,
  • эмоциональное (профессиональное) выгорание,
  • алкогольное или наркотическое опьянение и т.д.

Также на частоту несчастных случаев влияет окружающая среда. Мороз, снег, дождь, сильный ветер, гололед и другие погодные явления – оказывают отрицательное влияние на состояние работников, которые по своим трудовым обязанностям выполняют работу на улице в любое время года при любых погодных условиях.

Профессиональные заболевания и причины их возникновения

В отличие от травм, профзаболевания возникают постепенно. Чаще всего они возникают при длительном выполнение работ, связанных с вредными условиями труда.

Например: клепка пневмоинструментом (как впрочем любые работы с инструментами создающими вибрацию), работа на холоде, работа с вредными веществами, в литейном цехе, работа водителем.

На производстве не связанном с вредными условиями труда, также есть факторы, которые повышают риск развития профзаболевания, это:

  • плохая санитария, отсутствие хорошей вентиляции,
  • игнорирование средств защиты
  • несоблюдение технологического процесса, несоблюдение режима труда и отдыха
  • устаревшие технологии,

Профессии наиболее подверженные риску развития профзаболеваний

К профессиям с повышенным риском развития профзаболеваний (они же входят и в категорию с повышенным производственным травматизмом) относятся:

  • строители
  • шахтеры
  • инкассаторы
  • сталевары
  • спасатели
  • водолазы
  • монтажник железнодорожных путей
  • машинисты буровых установок
  • журналисты
  • правоохранительные структуры
  • учителя
  • энергетики и другие

(подчеркнутые наиболее рискованные)

Анализируя список можно сделать вывод, что профессиональные заболевания возникают не только на физическом уровне в профессиях, связанных с тяжелым физическим трудом и опасными условиями, но и на психическом уровне (учителя, полиция и др)

Учет и расследование несчастных случаев на производстве

Работодатель, у которого на предприятие произошел несчастный случай, в обязательном порядке должен его зарегистрировать и расследовать в срок который не должен превышать 3 дня для случаев которые относятся к категории лёгких (в том числе и групповых), и 15 дней для тяжелых и случаев со смертельным исходом. В некоторых случаях срок расследования может быть продлен не более чем на 15 дней.

В комиссию для расследования должно входить не менее 3х человек, как минимум в нее должны входить: один специалист охраны труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве проводят в соответствии с «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002г N73, а также статьями 227-231 Трудового кодекса РФ.

Расследование несчастного случая может быть достаточно сложным процессом, поскольку интересы пострадавшего и работодателя зачастую не совпадают.

Мероприятия по предотвращению и снижению производственного травматизма

Одна из самых серьезных проблем при организации деятельности предприятия – обеспечение безопасных условий труда для работников. Для этого предприятие должно регулярно анализировать уровень производственного травматизма, выяснять его причины, вносить необходимые изменения в техпроцесс и на основе этого прогнозировать будущий уровень травматизма на предприятии и разрабатывать меры для сведения его к минимуму.

Методы учета и анализа производственного травматизма

Существует разные методы анализа и прогнозирования производственного травматизма. Основной из них – статистический, на его основе разработано групповой и топографический. Также специалистами регулярно используют монографический, экономический и метод научного прогнозирования. Рассмотрим их подробнее.

Статистического анализа:

опирается на голую статистику: что, где, когда и с кем произошло. Все данные по несчастным случаям заносятся в базу, систематизируются. Данные анализируются, выясняют наиболее часто встречающиеся производственные травмы, определяют самое опасное время (смену, календарный день, суточный час), узнают возраст сотрудников, которые наиболее склонны к травматизму и так далее.

По этим данным, вычисляются всевозможные коэффициенты производственного травматизма. Так, при анализе работодателю необходимо рассчитать несколько показателей, одним из которых является коэффициент частоты производственного травматизма (Кч). Определяется исходя из количества травм, полученных на 1 000 (10 000, 100 000) сотрудников за определенный период времени (месяц, квартал, год). Для этого применяется формула:

Кч = Тр х 1000 / Ст, где:

  • Тр – количества травм за отведенный период времени;
  • Ст – количество сотрудников работавших в организации за этот же период (в учет берется среднее количество сотрудников).

Второй – это коэффициент тяжести (Кт). В данном случае определяется, насколько тяжелы были последствия травм, полученных работниками (без учета смертей и травм, повлекших инвалидность). В связи с тем, что Кт не учитывает наиболее тяжелые несчастные случаи, заканчивающиеся инвалидностью и смертельным исходом, его необходимо дополнять сведениями о случаях полной потери трудоспособности или гибели пострадавших. Для расчета используется формула:

Кт = Дн / Тр, где:

  • Дн – это общее количество дней нетрудоспособности (когда пострадавшие сотрудники находились на больничном);
  • Тр – количество травм за определенный период времени.

Чем больше показатель, тем тяжелей уровень полученных работниками травм, но в случае с маленьким предприятием, где травм случается немного, коэффициент тяжести не несет объективной информации. Более объективный показатель – коэффициент травмопотерь (Кп). Он позволяет высчитать количество дней нетрудоспособности в среднем на 1 000 человек. Рассчитывается по формуле:

Кп = Кч х Кт, где:

  • Кч – коэффициент частоты травматизма;
  • Кт – коэффициент тяжести.

Коэффициент травм, повлекших инвалидность сотрудника или смертельный исход (Кси) совместно с показателем Кч складываются в определенную теории зависимости одно от другого. В научной литературе такую зависимость называют треугольником Хайнриха. Его построение основывается на аналитическом исследовании и анализе. В среднем на 300 мелких аварий приходится 1 крупное повреждение. Кси исчисляется по формуле:

Кси = СТр х (100% / Тр), где:

  • СТр – количество травм за определенный период времени, повлекших смерть сотрудника или его инвалидность;
  • Тр – общее количество травм за тот же период времени (в том числе и со смертельным исходом).

Коэффициент затрат на предупреждение травматизма (Кз) для большего удобства также исчисляется в среднем уровне на 1 000 сотрудников. Используется формула:

Кз = З х 1000 / Ст, где:

  • З – затраты за определенный промежуток времени;
  • Тр – среднее количество сотрудников в организации за то же время.

Период без травм (Пбт) высчитывает, среднюю продолжительность промежутка времени между предыдущими и последующими производственными травмами (в цехе, на предприятии, среди рабочих данной профессии, на данном виде оборудования и тому подобное). Для этого используют формулу:

Пбт = Дн / Тр, где:

  • Дн – количество рабочих дней за определенное время;
  • Тр – количество травм за тот же период.

Приведенные формулы позволяют работодателю с необходимой ему точностью определить все основные показатели случившихся производственных травм. У каждого крупного работодателя есть свои принятые нормы всех указанных коэффициентов. Если один из реальных показателей оказался выше нормы, работодателю необходимо что-либо предпринять, чтобы в будущем снизить количество несчастных случаев.

Групповой и топографический

Оба указанных метода также основаны на статистических данных.

Групповой метод изучает все случившиеся производственные травмы (без учета тяжести последствий) и расставляет их по определенным категориям:

  • возрастная группа сотрудников и их стаж;
  • причина, повлекшая травму;
  • характер полученных повреждений;
  • профессия (должность) пострадавших работников и так далее.

Групповой метод анализа позволяет определить, какая именно категория работников является наиболее уязвимой, за счет этого работодатель знает, на что ему необходимо обращать особое внимание.

Топографический метод на основе статистики определяет место совершения производственных травм. На карте предприятия (цеха, целого завода) обозначаются все места, где с работниками случались несчастные случаи. Данные метод позволяет выяснить, не связан ли высокий уровень производственного травматизма с проблемами на определенном участке. Если в одном из цехов (подразделений) концентрация несчастных случаев слишком велика, следует провести детальное обследование этого помещения.

Монографический

Монографический метод обстоятельно изучает все детали произошедших случаев:

  • организация техпроцесса на производстве,
  • состояние работника (не был ли уставшим, не находился ли в состоянии алкогольного опьянения),
  • время получения травмы,
  • особенности рабочего места,
  • какое оборудование использовалось работником,
  • были ли надеты средства индивидуальной защиты и в каком состоянии они находились. Имеет смысл использовать монографический метод по каждому отдельному случаю (для чего на предприятии создается специальная комиссия) и сопоставлять полученные результаты с предыдущими отчетами.

Экономический

Основная суть экономического метода – рассчитать целесообразность введения новых мер охраны труда. Например, стоит ли нанимать специального сотрудника, ответственного за предупреждение производственного травматизма. Для этого работодатель высчитывает среднее количество материальных затрат (Км) на один несчастный случай по формуле:

Км = Мз / Тр, где:

  • Мз – общая сумма материальных затрат, потраченных в связи с производственным травматизмом;
  • Тр – количество травм за тот же период.

Далее работодателю необходимо определить эффективность от привлечения сотрудника, ответственного за предупреждение травматизма (сколько случаев травм он сможет предупредить) и на основе этого решить, что будет более выгодным в финансовом плане: затраты на зарплату нового сотрудника и затраты на все его инициативы, либо затраты на покрытие ущерба от производственного травматизма.

Научного прогнозирования

Главная цель метода заключается в том, чтобы на основе всех имеющихся данных (производственным травматизм за предыдущие периоды, принятые меры по улучшению охраны труда, состояние оборудования на предприятии и так далее) определить возможное количество будущих несчастных случаев. Чтобы метод был максимально эффективным, на его основе необходимо разработать компьютерную программу, которая бы позволяла оперативно оценивать ситуацию на предприятии и предупреждать травматизм.

Мероприятия для предотвращения травм

Мероприятия, направленные на предупреждение и устранение причин несчастных случаев на производстве, разделяются на два вида:

  • технические;
  • организационные.

Технические меры

достигаются посредством обеспечения производственной санитарии и выполнения техники безопасности.

У работодателя в распоряжении есть достаточное количество способов оценки и анализа случившихся производственных травм. Данные методы позволяют ему вывести полную статистическую картину по всем несчастным случаям на производстве и определить главные причины травматизма на предприятии чтобы на основании этих данных скорректировать меры по улучшению охраны труда на производстве и организации дополнительных мероприятий для предотвращения несчастных случаев на производстве.

Несмотря на это, основная проблема травматизма заключается в человеческом факторе, который очень сложно предугадать, а потому сложно предупредить.

Специальные условия для реализации книг издательства «Наука» Стать частью сети «Академкнига». Подробнее о системе «Адъютант» Запросить условия. Условия размещения рекламы. В настоящее время объединяет оптовую сеть и 9 фирменных магазинов: 5 в Москве, 1 в Подмосковье, 2 в Санкт-Петербурге и 1 в Красноярске. Адреса и график работы магазинов «Академкнига».

В индустриально развитых странах решение проблемы успешной борьбы с производственным травматизмом в силу целого ряда серьезных причин уже давно является приоритетной задачей социально-экономического развития общества. В особой мере это касается и России.

Возможность возникновения конкретной производственной травмы несчастного случая на производстве зависит от характера рабочего места, характера труда, характера работника и сочетания целого ряда других конкретных условий труда. Общепринятой классификации причин производственного травматизма в настоящее время нет. Основными причинами производственного травматизма можно назвать следующие:.

Важнейший фактор профилактики производственного травматизма

Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными. К ним тесно примыкают, образуя своеобразную подгруппу, нарушения санитарно-гигиенических норм, к которым можно отнести повышенное выше ПДК содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, недостаточное или нерациональное освещение, повышенные уровни шума, вибраций, неблагоприятные метеорологические условия; наличие различных излучений выше допустимых значений и т.

Организационные причины производственного травматизма Организационные причины производственного травматизма целиком зависят от уровня организации труда на рабочем месте и на предприятии в целом.

Первичный инструктаж на рабочем месте Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте определяется приказами по Компании. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программе разработанной и утвержденной руководителем структурного подразделения. Программа согласовывается с инженером по технике безопасности и включает в себя следующие основные вопросы: — общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте.

В Котовске на пороховом заводе взорвался грузовик с порохом Однако не исключено, что пострадавших может быть больше. Хочу отметить быстроту реагирования на чрезвычайную ситуацию — пожарные приступили к тушению уже в , а две машины скорой помощи прибыли на завод в.

К ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструмента не по назначению; отсутствие или несовершенство ограждений мест работы; отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной защиты и т.

Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими статическими и динамическими перегрузками, умственным перенапряжением, перенапряжением анализаторов зрительного, слухового, тактильного , монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием. К травме может привести несоответствие анатомо-физиологических и психических особенностей организма человека характеру выполняемой работы.

Заметим, что во многих технических системах, в конструкциях машин, приборов и систем управления еще недостаточно учитываются физиологические, психофизиологические, психологические и антропометрические особенности и возможности человека. Практически все несчастные случаи вызываются множественными причинами и случайным совпадением событий, но в первую очередь допущенными нарушениями требований охраны труда.

В современном сложном и опасном для человека производстве сочетание безопасных по отдельности факторов вместе может в определенных условиях привести к возникновению опасности, а связующим звеном такого сочетания являются, как правило, работники, поведение которых меняется в зависимости от ситуации и условий труда. Но в любом случае основным виновником происшествия оказывается человек, поскольку именно он чего-то не сделал или сделал не то.

Строго говоря, чисто технических причин несчастного случая просто не существует, ибо они лишь промежуточные этапы между неправильными действиями и их последствиями. Вместе с тем, формальное разделение причин на технические, организационные и личностные позволяет выявить причины происшедшего несчастного случая и принять необходимые меры по исправлению ситуации.

Анализ показывает, что в последние годы все чаще на первый план выходят проблемы психологического и физиологического напряжения работника, оттесняя совершенствование традиционных условий труда, связанных с физическими факторами окружающей среды температура, влажность, свет, шум, вибрация и загрязненная атмосфера. Это вызвано относительным снижением физических нагрузок одновременно с ростом психологических и физиологических нагрузок на человека, результатом чего может является хроническая усталость, умственное перенапряжение, обострение отношений с другими работниками и с руководителями.

При этом физиологическое и психологическое утомление сопровождается ухудшением качества работы, болезнями, потерей концентрации внимания и координации движений, утратой осторожности и осмотрительности.

Все это существенно повышает риск травмирования в одних и тех же физических условиях рабочего места. Кроме того, нельзя забывать, что безопасный труд предполагает физическую и психологическую готовность работников работать по правилам и выполнять свои функции в соответствии с требованиями охраны труда, располагая достаточным уровнем профессиональной грамотности и осознанной мотивации.

Более того, нередко оказывается, что действующие правила инструкции не предусматривали вдруг сложившуюся опасную ситуацию. Страницы журнала должны быть пронумерованы и защищены от изъятия и вложений. Удостоверение о проверке знаний норм и правил работника организации электроэнергетики является документом, удостоверяющим право предъявителя на самостоятельную работу в указанной должности профессии.

Удостоверение выдается работнику отделом кадров организации при его оформлении на работу и действительно только после соответствующих записей о результатах проверки знаний норм и правил. На второй странице выставляется общая оценка за знание правил устройства, эксплуатации, техники безопасности и пожарной безопасности. Для персонала, которому группа по электробезопасности не присваивается, в соответствующей графе делается прочерк.

Третья страница блока заполняется для персонала, которому по его должностным обязанностям и характеру производственной деятельности требуется аттестация по промышленной безопасности и другим специальным правилам. Четвертая страница блока заполняется для персонала, допускаемого к проведению специальных работ верхолазные работы, проведение испытаний и др. Удостоверение должно постоянно находиться при работнике во время выполнения им служебных обязанностей и предъявляться по требованию контролирующих лиц.

Удостоверение подлежит замене в случае изменения должности или возврату при увольнении работника. Удостоверение состоит из твердой переплетной крышки на тканевой основе и блока из четырех страниц.

Размер удостоверения 95×65 мм. Предпочтительный цвет крышки — темно-вишневый. На лицевой стороне переплетной крышки вытиснена контрастным белым или желтым цветом надпись:. Меры предупреждения аварий взрывов пожаров на производстве Виды и причины несчастных случаев на производстве Какие виды инструктажа по охране труда бывают и порядок их проведения?

Виды и причины несчастных случаев на производстве Файл не найден В индустриально развитых странах решение проблемы успешной борьбы с производственным травматизмом в силу целого ряда серьезных причин уже давно является приоритетной задачей социально-экономического развития общества. В особой мере это касается и России. ГЛАВА 3. Инструктажи по охране труда и порядок их проведения Одной из основных причин несчастных случаев, происходящих на производстве, является недостаточно глубокое знание работающими правил охраны труда.

Все работающие обязаны усвоить безопасные приемы работы, хорошо знать правила охраны труда и приступать к выполнению работ только после прохождения вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте. По характеру и времени проведения инструктаж подразделяют на: 1 вводный; 2 первичный на рабочем месте; 3 повторный; 4 внеплановый; 5 целевой.

Вводный инструктаж проводится со всеми принятыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными и командированными работниками, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Его проводит инженер по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях — преподаватель или мастер производственного обучения в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий плакатов, макетов, кинофильмов и т.

В связи с увеличением количества пожаров возникает необходимость создавать системы предотвращения пожаров и разрабатывать комплект противопожарных мероприятий. Способы и средства предотвращения пожаров позволяют сохранить жизни и укротить огонь. Предотвращение пожара подразумевает под собой создание условий, при которых дальнейшее распространение огня невозможно. Для возникновения пожара необходима триада условий: горючее вещество, источник возгорания и окислитель.

Стр 7 из 9 Ежегодно, в организациях различных отраслей промышленности в результате несчастных случаев на производстве травмируются люди. В индустриально развитых странах решение проблемы успешной борьбы с производственным травматизмом в силу целого ряда серьезных причин уже давно является приоритетной задачей социально-экономического развития общества.

История использования человеком огня началась множество тысяч лет назад. Голосов: 5 Рассматриваются вопросы планирования расследования, распределения обязанностей членов комиссии, оформления материалов расследования и т. Необходимо отметить, что основные положения иллюстрируются примерами из реальной практики работы специалистов по охране труда, что позволяет глубже разобраться в сути представленных проблем.

Несмотря на то что за последние пять лет уровень смертельного травматизма здесь снизился в полтора раза, общая обстановка с охраной и условиями труда остается, однако, весьма напряженной. Главная Уголовно-исполнительное право Характерные причины производственных травм аварий пожаров на рабочем месте Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными.

Поделись с друзьями:. Плохо греет печка на ланосе 1 5 причина. Оставление места дтп срок давности лишение прав. Образец справки на выбывшего по причине смерти. Уважительные причины пропуска сроков исковой давности по трудовым спорам.

Характерные причины аварий случаев производственных травм

Первичный инструктаж на рабочем месте Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте определяется приказами по Компании. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программе разработанной и утвержденной руководителем структурного подразделения. Программа согласовывается с инженером по технике безопасности и включает в себя следующие основные вопросы: — общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте. В Котовске на пороховом заводе взорвался грузовик с порохом Однако не исключено, что пострадавших может быть больше. Дорогие читатели!

Виды и причины несчастных случаев на производстве

Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными. К ним тесно примыкают, образуя своеобразную подгруппу, нарушения санитарно-гигиенических норм, к которым можно отнести повышенное выше ПДК содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, недостаточное или нерациональное освещение, повышенные уровни шума, вибраций, неблагоприятные метеорологические условия; наличие различных излучений выше допустимых значений и т. Организационные причины производственного травматизма Организационные причины производственного травматизма целиком зависят от уровня организации труда на рабочем месте и на предприятии в целом. Первичный инструктаж на рабочем месте Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте определяется приказами по Компании. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программе разработанной и утвержденной руководителем структурного подразделения.

8 характерные причины аварий взрывов пожаров случаев производственных травм

В индустриально развитых странах решение проблемы успешной борьбы с производственным травматизмом в силу целого ряда серьезных причин уже давно является приоритетной задачей социально-экономического развития общества. В особой мере это касается и России. Несмотря на то что за последние пять лет уровень смертельного травматизма здесь снизился в полтора раза, общая обстановка с охраной и условиями труда остается, однако, весьма напряженной. В г. Среди лидеров по видам экономической деятельности в этом отношении по-прежнему строительный комплекс и сельское хозяйство. По данным Росстата, среди основных причин несчастных случаев и травматизма на производстве отмечаются недостатки в деле обучения работников строительных организаций охране труда. Среднее число дней потери трудоспособности в данной отрасли в расчете на одного пострадавшего в год составляет около 50 дней. В настоящее время по целому ряду причин, в первую очередь экономических, стала все более очевидной необходимость перехода от традиционных методов обучения работающего персонала к новым методам, опирающимся на современные технологии и мировой передовой опыт, существенно повышающие качество обучения. В связи с этим российская система обучения переживает своеобразный этап перестройки, предусматривающий переосмысление ряда концептуальных задач и обновление действующей системы обучения с целью ее дальнейшего совершенствования.

Характерные причины производственных травм аварий пожаров на рабочем месте

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают , то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:. Наталья Панкратьева Ирина, добрый день! Уточните, пожалуйста, формулировки записей, которые нужно производить в журналах регистрации инструктажей в подразделении по охране труда, ППБ? Ведь недостаточно писать «Повторный» и всё? Добрый день!

Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными. К ним тесно примыкают, образуя своеобразную подгруппу, нарушения санитарно-гигиенических норм, к которым можно отнести повышенное выше ПДК содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, недостаточное или нерациональное освещение, повышенные уровни шума, вибраций, неблагоприятные метеорологические условия; наличие различных излучений выше допустимых значений и т.

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают , то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:. Содержание Вокруг человека постоянно находится множество предметов, становящихся при определенных условиях пожароопасными. В связи с увеличением количества пожаров возникает необходимость создавать системы предотвращения пожаров и разрабатывать комплект противопожарных мероприятий.

Причины аварий взрывов пожаров случаев производственных травм

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Пожар и его последствия.

Эксплуатация ячеек выключателей 6-10 кВ с опасной компоновкой РУ ПС 35 кВ и выше. Дополнительные меры безопасности при выполнении работ

Ячейка КРУЭ-ЯЭ-110Л-21У4 (завод-изготовитель
ОАО «Электромеханический завод», г. Санкт- Петербург)

Основными характерными признаками опасности данных ячеек являются:

возможность взрыва модуля при внутренних дуговых замыканиях;

возможность ошибочного включения ЗН в сторону ЛЭП, находящейся под напряжением.

Основными причинами возникновения рисков травмирования персонала при производстве работ в данных ячейках является их конструктивное исполнение, в которомне предусмотрены:

предохранительные мембраны от избыточного давления;

блокировка включения линейного заземлителя в сторону ЛЭП, находящейся под напряжением, при отключенном ЛР, отсутствие креплений для установки механического замка.

Эксплуатация ячеек КРУЭ-ЯЭ-110Л-21У4 и безопасное производство в них работ возможны при выполнении следующих дополнительных мероприятий:

а) модернизации ячеек (модулей) на заводе-изготовителе с выполнением (монтажом):

блокировочных устройств привода ЗН в сторону линии с контролем напряжения на ЛЭП;

замены ручных приводов ЗН на электромеханические;

перевода операций с коммутационными аппаратами элегазового оборудования с ручного на дистанционное управление;

установки встроенных стационарных указателей напряжения.

б) монтажа креплений и установки механических замков на привод ЗН ЛЭП;

в) внесения оборудования в «Перечень особо опасных мест» с ознакомлением персонала под роспись;

г) внесения дополнений в инструкции по охране труда по профессиям и видам работ, инструкции по переключениям и ликвидации аварий в части опасных производственных факторов (опасность поражения разлетающимися частями и элементам оборудования ячеек КРУЭ, отравления продуктами разложения элегаза, а также действий персонала в аварийных ситуациях в помещениях ЗРУ, ОРУ с КРУЭ и иным элегазовым оборудованием).

При аттестации оборудования, а также при подготовке технического задания на приобретениеячеек КРУЭ-ЯЭ-110Л-21У4 необходимо требовать наличие, конструктивно предусмотренных заводом-изготовителем мер по предотвращению взрыва ячеек (модулей), включению ЗН в сторону присоединений, находящихся под напряжением, и др. обязательных требований объёма блокировок безопасности, предотвращающих ошибочные действия персонала.

Камеры серии КСО-285 (завод-изготовитель ООО «ЗТПСЭТ»)

Основным характерным признаком опасности данных ячеек является возможность приближения к токоведущим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее допустимого.

Основной причиной возникновения рисков травмирования персонала при производстве работ в данных камерах является их конструктивное исполнение, в котором не предусмотрена блокировка стационарных разъединителей с дверями.

Эксплуатация камер серии КСО-285 и безопасное производство в них работ возможны при выполнении следующих дополнительных мероприятий:

установки механических замков на двери с выдачей ключей под роспись в соответствии с требованиями Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок и проведения целевого инструктажа оперативному персоналу, обслуживающему данное оборудование;

установки стационарных сигнализаторов напряжения с герконовым датчиком с подачей свето-звукового сигнала, работающего на разрыв цепи при открывании двери, когда токоведущие части ячейки находятся под напряжением;

включения в инструкции по охране труда и должностные инструкции персонала, обслуживающего ячейки, требования о запрете открытия дверей ячейки до снятия напряжения с токоведущих частей, к которым возможно приближение на расстояние, менее допустимого, во время работы, в т.ч. во время осмотра;

внесение оборудования камер серии КСО-285 в «Перечень особо опасных мест» с ознакомлением персонала под роспись.

При реконструкции оборудования РУ должна быть предусмотрена заменакамер серии КСО-285.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *