Осмотр водителей

  • автор:

Для осуществления медицинской деятельности помещения предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств рекомендуется располагать на первом этаже (в изолированном блоке помещений) административного здания.

Для проведения осмотров рекомендуется предусмотреть следующий набор основных и вспомогательных помещений: кабинет для проведения осмотра– не менее 12 кв.м., помещение для исследования биологических сред (мочи) экспресс методом площадью не менее 4-6 кв.м., совмещенное с моечной, туалет для забора биологических проб (или возможен вариант установки унитаза в помещении исследования биологических проб), помещение для ожидания (из расчета 0,3 кв.м. на 1 человека одновременно находящихся в помещении), помещение для хранения уборочного инвентаря и лечебных отходов.

Кабинет осмотра водителей должен иметь естественное и искусственное освещение, моечную допускается проектировать без естественного освещения(уровень искусственной освещенности принимается в соответствии с действующими нормативными документами).

Кабинеты должны быть оборудованы централизованной системой горячего и холодного водоснабжения, канализацией, центральным отоплением.

Кабинеты осмотра и исследования проб должны быть оборудованы моечными раковинами, в помещении исследования проб устанавливается двухгнездная моечная раковина.

Кабинет осмотра водителей проектируется с естественной вытяжной вентиляцией, помещение забора и исследования биологических проб вытяжной вентиляцией с механическим побуждением без устройства организованного притока и местной вытяжной вентиляцией (вытяжной шкаф).

Здесь можно скачать предложение по комплектации кабинета предрейсовых осмотров под ключ: predlozhenie-po-oborudovaniyu-kabineta-pmo.doc (cкачиваний: 2668).

Приказ 302н с изменениями на 2020 год — это нормативный акт, которым утвержден комплекс медицинских исследований. Они позволяют обнаружить опасные заболевания на ранних стадиях и избежать несчастных случаев на производстве.

В некоторых организациях прохождение медосмотров на предприятии по приказу 302н является обязательным. А допуск сотрудников к работе без осмотра врачами влечет серьезные правовые последствия для работодателя.

Виды медосмотров

В статье 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ выделены следующие виды осмотров:

  • профилактический — направлен на раннее выявление опасных заболеваний и состояний;
  • предварительный — проводится при приеме на работу;
  • периодический — проводится на предприятиях в установленные нормативными актами периоды с целью выявления и профилактики профессиональных и иных заболеваний;
  • предсменные или предрейсовые — производятся непосредственно перед выходом работника на смену;
  • послесменные или послерейсовые — проводятся по окончании трудового дня.

Суть 302-го приказа

Принятый Минздравсоцразвития приказ 302-н о прохождении медосмотров от 12.04.2011 устанавливает обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для работников, связанных с опасными типами производства и контактирующих с вредными для здоровья факторами.

Все перечисленные выше виды, по статьям 212 и 213 Трудового кодекса, должны проводиться за счет работодателя. А на время их прохождения за работником сохраняется средняя заработная плата и должность. Об этом говорится в статьях 185, 212 и 219 ТК РФ. Расходы на проведение таких медицинских осмотров учитываются в расходах по прибыли, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Об этом напомнил Минфин в письме от 26.11.2018 № 03-03-06/1/85069.

Рассмотрим 302 приказ по медосмотрам с изменениями 2020 года с приложениями под номером 1, 2 и 3.

Приложение 1 содержит перечень вредных и(или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Этот список стал одним из основных нововведений в сфере мониторинга здоровья работников. Информация в этом нормативном акте представлена в виде таблицы, в которой, помимо наименования вредных явлений на производстве, указана периодичность проведения осмотров и список врачей, которых должны посетить сотрудники. Например, имеющие контакт с соединениями азота, должны посещать оториноларинголога и дерматовенеролога один раз в два года.

Список работ, при которых обязательно проходить медосмотры, содержит приложение 2 (изменения в 302н приказе в 2020 году тоже туда включены). В таблице представлен перечень видов деятельности, частота посещения врачей, их список, виды необходимых анализов и противопоказания для продолжения трудовой деятельности. Например, приложение 2 (пункт 2) приказа 302н говорит о том, что работники, занимающиеся обслуживанием и ремонтом электроустановок, должны 1 раз в 2 года проходить обследование у офтальмолога, лора и невролога. И если будут выявлены, например, ишемия головного мозга, грыжи или нарушение работы вестибулярного аппарата, это станет противопоказанием к продолжению работы.

В приложении 3 дан порядок прохождения медосмотров работников, занятых на опасных и вредных производствах и выполняющих тяжелый труд.

Особо отметим, что работники в возрасте до 18 лет подлежат обязательному медицинскому осмотру, а сотрудники в возрасте до 21 года обязаны проходить медицинский осмотр ежегодно.

Новое в приказе

Приказ Минздрава России от 13.12.2019 № 1032н вносит в приказ Минздрава 302н изменения и дополнения 2020 года, которые касаются:

  • содержания медзаключения, направляемого работодателю (с информацией о группе здоровья сотрудника и о том, что для него выявлены противопоказания к работе или конкретным вредным факторам);
  • количества направляемых медорганизацией экземпляров заключений актов;
  • сроков направления работника в центр профпатологии (с 01.07.2020);
  • перечня документов, которые работник обязан предъявить при обращении в медорганизацию (добавлен СНИЛС);
  • списка процедур и методов обследования.

Порядок проведения медосмотра

Порядок проведения медицинского осмотра работников опасных производств регламентируется в приложении 3. Этот документ содержит подробный алгоритм организации мероприятия. Порядок проведения предварительного и периодического осмотров несколько отличаются друг от друга. Рассмотрим оба алгоритма подробнее.

Предварительный медосмотр

Этот вид осмотра проводится при приеме сотрудника на работу на основании направления. Этот документ заполняется на основании списка контингентов, для которых медосмотр является обязательным. Существующим законодательством не предусмотрена унифицированная форма направления. Тем не менее, 302 приказ по медосмотрам содержит список сведений, которые необходимо указывать. Таким образом, каждое предприятие самостоятельно разрабатывает бланк этого документа. Но на практике работодатели стараются использовать формы, применяющиеся в лечебных учреждениях, поскольку это позволяет избежать спорных моментов.

В направлении на предварительный медосмотр при приеме на работу (приказ 302н) должны содержаться следующие данные:

  • наименование работодателя;
  • форма собственности и вид экономической деятельности;
  • наименование медицинского учреждения, его адрес и код ОГРН;
  • вид осмотра;
  • Ф.И.О. работника;
  • дата рождения;
  • наименование структурного подразделения и должности;
  • опасные факторы и виды работ, с которыми предстоит столкнуться работнику;
  • Ф.И.О. и подпись лица, ответственного за выдачу направления;
  • подпись работника;
  • Ф.И.О. сотрудника, ответственного за учет выданных направлений.

Чтобы правильно составить направление на медосмотр в соответствии с приказом Минздравсоцразвития 302н от 12.04.2011, изучите пример.

После получения этого документа кандидат на вакансию отправляется в медицинское учреждение, где он предоставляет направление, паспорт, СНИЛС и, при необходимости, психиатрическое заключение. Затем на работника заводят медицинскую карту и паспорт здоровья, куда вносят заключения специалистов.

В результате не позднее чем через 5 рабочих дней гражданину выдается заключение, в котором обозначен результат осмотра: выявлены ли какие-либо противопоказания для осуществления конкретного вида деятельности. Этот документ теперь составляется в четырех экземплярах:

  • один прикрепляется к медицинской карте медорганизации, в которой проводилось обследование;
  • второй выдается работнику;
  • третий направляется работодателю;
  • четвертый — в поликлинику, к которой прикреплен работник (с его согласия).

Периодический медосмотр

Рассматриваемый вид осмотров проводится на основании поименных списков. В них включают всех сотрудников, отработавших 5 лет на опасных или вредных работах (подклассы 3.1-3.4, класс 4), с указанием должности и вредного фактора. Работники, имеющие профзаболевания или стойкие последствия несчастных случаев на производстве, раз в 5 лет проходят обследования в центрах профпатологии. Если в районах Крайнего Севера и приравненных к ним таких центров нет, обращаются к мобильным бригадам врачей-специалистов центров профпатологии.

Список подлежащих осмотру готовится не позднее чем за два месяца до его начала.

Непосредственно перед тем, как начать периодические медосмотры по приказу 302н, работодатель вручает сотрудникам направления, которые оформляются так же, как и при предварительном осмотре.

Медицинская организация, с которой у работодателя заключен договор, подготавливает календарный план осмотров, который предоставляется работодателю не позднее чем за 14 дней до начала осмотра. Процесс проходит в том же порядке, что и предварительный, и завершается выдачей сотрудникам заключений. Затем медицинская организация обобщает полученные результаты и отражает их в заключительном акте. В этом документе указывается:

  • количество работников, прошедших осмотр;
  • количество сотрудников, имеющих противопоказания;
  • сколько сотрудников нуждаются в лечении и дополнительном обследовании и так далее.

Акт составляется в электронным виде и на бумаге в пяти экземплярах, которые заверяются главой комиссии. Один экземпляр отсылается на предприятие, второй остается в медицинском учреждении, третий — в центр профпатологии, четвертый — в территориальный орган исполнительной власти, ответственный за санитарно-эпидемиологическую ситуацию, пятый — в ФСС.

Ответственность работодателя и сотрудника за допуск к работе без медосмотра

Существующее законодательство предусматривает ответственность для работодателей, которые не соблюдают приказ 302н с изменениями на 2020 год и допускают сотрудников к работе без прохождения обязательного медицинского осмотра. Наказание за такое правонарушение предусмотрено частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. По этой норме, должностным лицам грозит штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей. Лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до 25 000 рублей. Юридическим лицам сулит штраф от 110 000 до 130 000 рублей. Стоит учитывать, что размер штрафа зависит от количества незаконно допущенных к труду людей. Если из-за уклонения от прохождения медосмотра здоровью сотрудника нанесен вред или наступила его смерть, действия работодателя квалифицируют в соответствии с нормами Уголовного кодекса.

Что касается сотрудников, отказывающихся по каким-либо причинам проходить медицинский осмотр, то их необходимо отстранить от работы до того момента, пока они не получат заключения, подтверждающего пригодность к труду. Такую ответственность предусматривает статья 76 ТК РФ. Подчеркнем, что на время отстранения заработная плата за сотрудником не сохраняется, и его необходимо ознакомить с этим фактом.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения. Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году: нововведения

Минтранс утвердил новый Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения. Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2019 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства. Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

• предрейсовый осмотр;

• перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;

• по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;

• уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо выше рассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;

2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;

3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Порядок проведения процедуры медицинского осмотра водителей

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

• рассмотрение жалоб водителя;

• визуальный осмотр;

• измерение давления, пульса, температуры тела;

• выявление признаков опьянения;

• определение наличия психоактивных веществ; для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

1. Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);

2. Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

• для водителя — 1000–1500 рублей;

• для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;

• для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Такие требования к медицинскому осмотру прописаны в новом законопроекте, который правительство внесло на рассмотрение в Госдуму. Это большой по своему объему документ, в котором прописаны все тонкости медицинского контроля за водителями. Прописано, кто и как проводит медосмотр, с какой периодичностью его должны проходить водители, а также заложены условия, при которых водитель может быть не допущен к рулю.

Для начала о приятном. Сейчас каждый водитель должен проходить медосмотр и получать справку о его прохождении раз в три года. В законопроекте срок обязательных медицинских освидетельствований увеличен до пяти лет. Но по-прежнему не заложено механизмов контроля за прохождением такого медосмотра. Ведь медсправку проверяют только при выдаче или обмене водительских удостоверений, то есть раз в десять лет. А также при возврате прав после лишения. Так что в этом плане для простых водителей ничего не изменится.

Сложнее будет тем, кто водителем работает. Им придется проходить медосмотр раз в два года. Проверять прохождение этого осмотра будет обязанностью работодателя. Причем наличие справки должно проверяться и при приеме на работу.

Водителей, которые перевозят пассажиров или опасные грузы будут проверять еще чаще. Сейчас врач должен их осматривать только перед выпуском в рейс или на линию. Если закон будет принят, таким водителям придется заглянуть к врачу и на послерейсовый осмотр.

Надо сказать, что практика послерейсовых осмотров существовала на автопредприятиях Советского союза. Но потом отмерла. В последнее время и предрейсовый медосмотр оставался только на крупных транспортных предприятиях. А у частных мелких перевозчиков он существовал только на бумаге. В результате, нетрезвые водители маршрутных такси стали обыденным явлением. Но даже там, где водителей проверяли перед выходом на линию, он мог себе позволить принять что-нибудь тонизирующее уже на маршруте. Чтобы исключить такую возможность и вводится послерейсовый медосмотр.

За нарушение порядка проведения медосмотров вводятся штрафные санкции: от 2 до 3 тысяч рублей на должностных лиц и от 30 до 50 тысяч на юридических лиц.

Также в законе предусмотрено, что правительство должно подготовить перечень заболеваний, наличие которых будет «препятствием для безопасного управления транспортными средствами». Скорее всего, при каких-то заболеваниях водителю вовсе не разрешат садиться за руль, а при каких-то ограничат его в правах. Правительство же должно также установить медицинские ограничения к управлению транспортом в зависимости от категорий.

Для легковых — одни требования, для грузовых — другие. А для автобусов — идеальное здоровье. С учетом того, что у нас планируется введение и подкатегорий, то все эти ограничения вряд ли появятся в ближайшее время.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 15 декабря 2014 г. N 835 н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения предметных, предрейсовых и после сменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 апреля 2015 г.

Регистрационный N 36866

Цитата: 4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

5. После сменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

10. Предсменные, предрейсовые и после сменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *