Организационная структура таможенного поста

  • автор:

УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМ ПОСТОМ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

№14, 12.07.2018

Экономические науки

Ксалова Анжела Алиевна

Научный руководитель: Бойкова М.В., заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент
Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ; EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITY; CUSTOMS POST; INFORMATION TECHNOLOGY. Аннотация: В статье рассмотрены вопросы управления таможенным постом с помощью информационных технологий. Обоснована актуальность исследования, выявлены особенности различных видов информационных технологий в управлении таможенным постом. Рассмотрены новые направления развития управления таможенным постом на основе информационных технологий.

Управление в таможенной сфере представляет собой сложный, многогранный процесс, построенный на основе координации различных механизмов, каждый из которых выполняет особые функции по осуществлению таможенной деятельности. Каждый такой механизм – один из элементов таможенной системы, подразумевающий интеграцию в единую систему каждого отдельного управленческого звена. Не является исключением и управление таможенным постом.

Раскрывая сущность таможенного поста, можно отметить, что данный элемент таможенной системы представляет собой подразделение таможни Российской Федерации, осуществляющее полное комплексное таможенное оформление и таможенный контроль в границах определенной территории или на конкретном пункте. Определение таможенного поста содержится и в законе, так, например, что таможенный орган, входящий в единую централизованную систему ФТС Российской Федерации и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста Основным отличием таможни от таможенного поста выступает факт, что таможенный пост, в отличие от таможни, может быть не наделен правомочиями юридического лица, являясь по своей сути структурным подразделением таможни, в чьей юрисдикции находится данная территория.

Таможенные посты являются территориальным исполнительным органом, и представляют собой низшее звено в системе таможенного управления. Они находятся в прямом подчинении у таможен либо региональных таможенных управлений .

Говоря об управлении таможенным постом, необходимо понимать его структуру. Руководство постом осуществляет начальник таможенного поста, назначаемый на должность главой Федеральной таможенной службы (ФТС) России. На начальника таможенного поста в полном объеме возложена персональная ответственность за управление данным звеном таможенной системы, выполнение программ и планов деятельности. Начальник таможенного поста назначает своих заместителей по согласованию с региональным таможенным управлением. Назначение таможенных инспекторов производится посредством издания приказа соответствующего таможенного поста .

В процессе управления важную роль занимают информационные технологии. Связано это с тем, что автоматизация таможенных технологий призвана сводить к минимуму негативное влияние «человеческого фактора» в принятии каждого конкретного решения путем применения информационно-технических средств, интегрированных в единую систему оперативного управления таможенной деятельностью. Так же основной задачей информационных технологий является управление информацией внутри определенных систем, в частности, таможенной системы.

Сегодня важнейшей частью управления таможенным постом с помощью информационных технологий является использование Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС РФ, которая представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

ЕАИС таможенной службы России за несколько лет своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях — от таможенного поста до центрального аппарата ФТС РФ. Развитие и совершенствование аппаратно-программной платформы ЕАИС происходит на базе последних достижений в области компьютерной и телекоммуникационной техники и информационных технологий .

Каким же образом данная система участвует в управлении таможенным постом и в чем преимущества? Прежде всего, внедрение подобных информационных технологий в работу таможенного поста позволило перейти к использованию электронных документов и частичной безбумажной технологии обработки таможенных документов. Выгоды от такого подхода очевидны: избавление от бюрократических «проволочек», значительное сокращение времени на обработку документов, удобство в оформление необходимых бумаг.

При помощи единой автоматизированной системы стало возможным создание единого информационного пространства таможенных органов. Использование технологий удаленного обмена информацией (например, по электронной почте) обеспечивает оперативное взаимодействие между таможенными органами разного уровня и географического расположения, а также между таможенными органами и сторонними организациями. Такая система обеспечивает и унификацию документальной стороны таможенной службы, упрощая проверку и оформление документов.

Информационные технологии участвуют в разделении логистических и таможенных процессов, оформлении и досмотре товаров. Компьютерные системы обеспечивают контроля и слежения за товарами при процедурах, требующих длительных сроков контроля по времени.

Таким образом, мы видим уже снижение уже упомянутого нами влияние «человеческого фактора» на работу таможенных систем. Оптимизация персонала и уменьшение его загрузки – очевидное преимущество использования современных информационных технологий в деятельности таможенных постов по всей стране.

Таможенный пост участвует в образовании единой таможенной системы при помощи специального набора автоматизированного управления таможенной деятельностью – комплекса средств автоматизации. Такой комплекс включает в себя набор ЭВМ, сетей передачи данных, абонентских сетей и соответствующего информационно-технического обеспечения. Такая система разрабатывается и внедряется в эксплуатации на основе поставленных перед каждым конкретным звеном таможенной системы функциональных задач определенного масштаба. Так, например, Таможенный кодекс ЕАЭС нормативно закрепил возможность совершения таможенных операций информационной системой таможенного органа без непосредственного участия должностных лиц таможенного органа, т.е. использование технологий автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров. В таможенных органах Российской Федерации данные механизмы уже реализованы режиме. С 1 апреля 2017 г. автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров применяются на всех таможенных постах, правомочных регистрировать декларации.

Очевидно, что, в свете выполнения поставленных задач, таможенные посты перестают быть простыми пунктами пропуска людей, грузов и транспортных средств. Сегодня таможенный пост — это оснащенная эффективными средствами телекоммуникаций и связи точка, обеспечивающая, в конечном счете, успешное функционирование всей таможенной системы. При этом необходим и соответствующий уровень технической подготовки персонала таможенного поста, отвечающий используемым технологиям.

Создание и внедрение ЕАИС ФТС РФ является задачей государственного масштаба и важности, превращающей таможенную деятельность в России в незаменимый инструмент экономической политики государства.

Список литературы



Статьей 403 ТК РФ установлена основная фискальная функция таможенных органов по взиманию таможенных пошлин и налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, а так же закрепляет за таможенными органами контрольные функции за правильностью исчисления своевременной уплаты указанных таможенных платежей, в том числе совершение действий по их принудительному взысканию.

Таким образом, таможенные органы непосредственно являются органами исполнительной государственной власти, представляющие интересы государства, имеющие единую иерархическую систему, включающую в себя:

— Федеральную таможенную службу РФ;

— региональные таможенные управления;

— таможни;

— таможенные посты.

Федеральная налоговая служба представляет собой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, реализующий ряд функций, связанных с разработкой и регулированием государственной политики и нормативно-правовой базы, контроль и надзор в сфере таможенного дела. Кроме того, федеральная налоговая служба выступает в качестве агента валютного контроля и выполняет специальные функции по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и правонарушениями.

Региональное таможенное управление представляет собой таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ, на который возложены функции ФТС РФ в пределах региона деятельности РТУ и в рамках своей компетенции. Основными полномочиями деятельности РТУ являются функциональный контроль деятельности подчиненных им таможенных органов по обеспечению правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты таможенных платежей, соблюдению установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, а так же осуществление ревизий и проверок достоверности сведений, заявленных декларантами в процессе таможенного оформления, после выпуска товаров и транспортных средств.

Таможня выполняет свои задачи в рамках региона своей деятельности в пределах установленной компетенции. Ключевым практическим полномочием таможни является осуществление таможенного контроля, в формах установленных ТК РФ, а так же организация и координация проведения таможенного контроля таможенными постами.

В свою очередь таможенный пост реализует свои задачи под руководством ФТС РФ, РТУ и прямым руководством таможни. Ключевыми задачами деятельности таможенного поста являются — таможенное оформление и таможенный контроль. В качестве основной функции в деятельности таможенного поста выделяют непосредственное проведение таможенного контроля, в т.ч. за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ. Для осуществления своих задач со стороны таможенного поста обеспечивается проведение:

— проверки документов и указанных в них сведений, необходимых для осуществления таможенных целей;

— таможенного досмотра, в т.ч. личного;

— номенклатурного учета товаров и транспортных средств;

— опроса в устной форме физических лиц, представителей юридических лиц, а так же их должностных лиц;

— контроль системы учета и отчетности в рамках своей компетенции;

— осмотр территорий, помещений и мест нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю;

— иные формы таможенного контроля, установленные ТК РФ.

Таможенный пост представляет собой подразделение таможни РФ, которое осуществляет комплексное полное таможенное оформление, а так же таможенный контроль в назначенном пункте либо на определенной территории. Основным отличием таможенного поста от таможни является то, что таможенный пост не наделен правомочиями юридического лица. Таким образом таможенный пост в сущности является структурным подразделением таможни и располагается на определенной территории, входящей в юрисдикцию той таможни, в подчинении которой находится этот таможенный пост.
Как правило, деятельность таможенного поста территориально распространяется на один либо два района федерального субъекта РФ, а так же объекты транспортной инфраструктуры этого субъекта, к которым могут относиться речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и проч. Создание таможенных постов в основном осуществляется непосредственно вдоль государственной границы РФ в пунктах ее перехода. Кроме того, таможенный пост может быть оборудован, например и на крупных промышленных предприятиях.
Основной функцией таможенных постов является полный таможенный досмотр и таможенное оформление перемещаемых через границу грузов.
Организационная структура таможенного поста представляет собой отделы, организованные по территориальному принципу, находящиеся в прямом подчинении начальника таможенного поста.

Таким образом, структура таможенных органов РФ и их территориальное деление выглядит следующим образом.

ФТС РФ:

1. Таможни, непосредственно подчиненные ФТС РФ, в состав входит 6 таможен:

— Домодедовская таможня

— Внуковская таможня

— Шереметьевская таможня

— Центральная энергетическая таможня

— Центральная таможня (Кинологический центр ФТС РФ)

— Центральная (базовая) таможня

В их состав входят следующие таможенные посты: таможенный пост аэропорт Домодедовский (грузовой), таможенный пост аэропорт Раменский (пассажирский), таможенный пост аэропорт Чкаловский, таможенный пост Каспийский трубопроводный.

2. Региональные таможенные управления:

2.1. Территориальные таможенные управления:

— Центральное. Включает в себя 18 субъектов РФ, на территории которых находится 18 таможен: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Одинцовская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Зеленоградская, Ногинская, Щелковская, Подольская, Центральная акцизная, Московская восточная, Московская южная, Московская западная, Московская северная

— Северо-Западное. Включает в себя 11 субъектов РФ, на территории которых находится 24 таможни: Архангельская, Вологодская, Пулковская, Северо-западная акцизная, Санкт-Петербургская, Балтийская, Кингисеппская, Выборгская, Мурманская, Новгородская, Великолукская, Себежская, Псковская, Сортавальская, Петрозаводская, Костомукшская, Сыктывкарская, Багратионовская, Неманская, Калининградская

— Южное. Включает в себя 13 субъектов РФ, на территории которых находится 20 таможен: Дагестанская, Астраханская, Волгоградская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Новороссийская, Сочинская, Краснодарская, Туапсинская, Адыгейская, Ингушская, Калмыцкая, Северо-Осетинская, Миллеровская, Таганрогская, Ростовская, Ставропольская, Минераловодская, Чеченская

— Сибирское. Включает в себя 16 субъектов РФ, на территории которых находится 19 таможен: Иркутская, Братская, Волгоградская, Красноярская, Бурятская, Наушкинская, Тывинская, Хакасская, Читинская, Забайкальская, Кемеровская, Алтайская, Новосибирская, Толмачевская, Омская, Горно-Алтайская, Томская

— Приволжское. Включает в себя 15 субъектов РФ, на территории которых находится 17 таможен: Самарская, Тольяттинская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Марийская, Мордовская, Саратовская, Ульяновская, Чувашская, Калмыцкая, Татарстанская, Башкортостанская, Оренбургская, Орская, Пермская, Удмуртская

— Дальневосточное. Включает в себя 10 субъектов РФ, на территории которых находится 16 таможен: Благовещенская, Биробиджанская, Камчатская, Магаданская, Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Гродековская, Хасанская, Якутская, Сахалинская, Хабаровская, Амурская, Ванинская, Чукотская

— Уральское. Включает в себя 6 субъектов РФ, на территории которых находится 10 таможен: Екатеринбургская, Кольцовская, Нижнетагильская, Курганская, Тюменская, Ханты-мансийская, Ямало-Ненецкая, Челябинская, Магнитогорская

Таким образом в территориальные таможенные управления входят 143 таможни, в подчинении которых состоят 692 таможенных поста.

Кроме того, в непосредственном подчинении РТУ находятся следующие таможенные посты:

— Южный акцизный таможенный пост

— Дальневосточный тыловой таможенный пост

— Приволжский тыловой таможенный пост

2.2. Специализированные таможенные управления

— Региональное оперативно-поисковое управление

— Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры

— Региональное таможенное управление специальных операций

— Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление

3. ГОУ ВПО Российская таможенная академия. Включает филиалы:

— Владивостокский

— Ростовский

— Санкт-Петербургский им.В.Б.Бобкова

4. СГУ Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ)

5. Медицинские учреждения ФТС РФ:

— ГУ Центральный клинический госпиталь ФТС РФ

— Поликлиника ФТС РФ

— Государственное учреждение «Санаторий «Победа»

— Государственное учреждение ФТС РФ «Белое солнце»

6. Представительства ФТС РФ в зарубежных странах:

— Белоруссия

— Украина

— Казахстан

— Киргизия

— Финляндия

— Германия

— Бельгия

7. Государственные унитарные предприятия

Деятельность системы таможенных органов основывается на совокупности специфических принципов, которые не только включаются в состав главного функционального понятийного ряда (аппарата) правовых категорий, но и могут быть поставлены в нем на первое место. Под принципами обычно понимают важнейшие, основополагающие идеи, на основе которых реализуются те или иные правовые явления. Следует отметить, что понятие принципа значительно шире, чем его нормативная формулировка: «Принцип зарождается как определенная идея в теории, закрепляется в системе правовых норм и через них претворяется в общественные отношения». Поэтому отдельные принципы системы таможенных органов могут быть отражены в законодательстве лишь косвенно или не закреплены вовсе, но это не означает отсутствия основополагающих начал, на которых базируется правовой статус таможенной администрации.

Российский законодатель необоснованно отказался от четкой регламентации принципов деятельности таможенных органов, тогда как в нормативных документах ряда государств такие положения содержатся. Так, в ст. 18 Таможенного кодекса Республики Казахстан установлены такие принципы, как законность, обеспечение права на защиту и равенства перед законом, уважение и соблюдение прав участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, гласность.

Многие авторы при рассмотрении правового положения таможенных органов отмечают наличие категории принципов их деятельности, но традиционно ограничиваются лишь перечислением: законность, федерализм, единство, демократизм, гласность, — так как эта тема практически не исследована. Высказаны и сетования на то, что Таможенный кодекс РФ не содержит таких конституционных принципов, как всеобщность, равенство, гуманность. Бесспорно, классификация принципов — «это первый шаг к раскрытию системы», а следовательно, механизма правотворчества и правореализации, исходящего из твердых объективных оснований. Заслуживает одобрения указание на целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость с окружающей социальной средой в качестве дополнительных принципов системы органов исполнительной власти. Однако все перечисленные принципы относятся, безусловно, как к таможенному, так и к любому другому органу исполнительной власти.

На основании изложенного и с учетом специфики предмета отрасли таможенного права попробуем выявить единство принципов системы таможенных органов.

1. Принцип законности в таможенном праве проявляется через законность системы (единая система таможенных органов установлена ст. 401 ТК РФ) и законность деятельности таможенной администрации. Безусловно, «законность — это общий принцип организации современного демократического государства, основа обеспечения и защиты прав личности и поддержания правопорядка в стране. Законность — стержень нормального функционирования всей общественной системы».

Российские таможенные органы в своей деятельности руководствуются и в пределах своих полномочий организуют исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов, принимаемых федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, и иных подзаконных нормативно-правовых актов, международных договоров России. Они стремятся устранить нарушения законодательства. Необходимо отметить, что в ст. 8 ТК РФ указывается: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации».

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина прямо обусловлен смыслом ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей человека высшей ценностью. В области таможенного дела органы исполнительной власти не должны ущемлять прав и законных интересов физических лиц. При исполнении своих обязанностей таможенные органы не вправе нарушать законодательно установленные свободы граждан. Так, согласно ст. 365 ТК РФ при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам.

3. Принцип единства и целостности системы таможенных органов. Нормы ч. 1 ст. 401 и ст. 403 Таможенного кодекса РФ предусматривают единство системы таможенных органов и отражают «обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим». В своей деятельности они несут полномочия в строго определенной области — в сфере перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу страны.

Целостность таможенной системы выражена во взаимосвязи ее органов при выполнении задач и функций, а каждое звено системы имеет объем и характер компетенции, обусловленные масштабами деятельности.

4. Принцип единства цели и задач таможенных органов. Многие правоведы анализировали проблемы, связанные с категорией «цель». В широком смысле ее представляют как «обеспечение определенной социальной потребности».

Действующие нормы не содержат указания на цель деятельности таможенных органов. Представляется, что она, исходя из положения ч. 3 ст. 1 ТК РФ, сводится к обеспечению непосредственной реализации задач в области таможенного дела и единообразного применения таможенного законодательства на территории России.

Достижение этой цели обусловлено решением следующих основных задач таможенных органов:

— ускорение международного товарооборота;

— обеспечение в пределах компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории России;

— защита экономических интересов государства;

— применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности на основе приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для участия России в международных экономических связях;

— организация и совершенствование таможенного дела;

— обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы;

— обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Конкретная компетенция таможенных органов определяется ФИС по согласованию с Минэкономразвития России.

5. Принцип федерализма — одна из основ конституционного строя России, представляющая сочетание общефедеративных и региональных интересов. С его помощью выстраиваются отношения власти и управления с учетом как общих интересов государства, так и специфики его составных частей — субъектов Федерации и муниципальных образований.

В таможенном праве принцип федерализма имеет двойное содержание: во-первых, таможенные органы характеризуются как общефедеральные; во-вторых, таможенные органы участвуют в бюджетной деятельности. Статья 71 Конституции РФ устанавливает исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации, в числе которых и таможенное регулирование. Все звенья системы таможенных органов, как было показано выше, составляют единую федеральную структуру.

В процессе бюджетной деятельности «периодически возобновляются, повторяются и моделируются фактические ситуации, осуществляется реализация правового статуса субъектов бюджетного права, регулирование, охрана, устойчивость и изменение общественных отношений бюджетной сферы». Участие различных структур в едином бюджетном процессе составляет содержание принципа бюджетного федерализма.

Принцип федерализма проявляется, на наш взгляд, также в наличии государственной символики. Отличительные особенности таможенной службы выражены в утверждаемых на государственном уровне атрибутах и символах: в гербе, флаге, присяге, форме одежды, специальных званиях, в профессиональном празднике. Официальный символ таможни — полотнище ярко-зеленого цвета с белым диагональным крестом.

6. Принцип централизации и децентрализации. Для таможенных органов характерна строгая иерархическая подчиненность. Каждый нижестоящий орган подчинен вышестоящему; вышестоящий орган направляет и контролирует деятельность нижестоящих, и его решения обязательны. Такая централизация обеспечивается и ведомственным контролем деятельности таможенных органов (ст. 412 ТК РФ).

Децентрализация предполагает наличие собственного правового статуса у каждого таможенного органа на подведомственной ему территории. Принцип централизации и децентрализации «сочетает единое централизованное руководство с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций на подведомственной территории».

В соответствии с ч. 2 ст. 401 ТК РФ органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенной администрации.

7. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. Руководитель Федеральной таможенной службы и начальники территориальных таможенных органов выполняют свои функции на основах единоначалия. В структуру ФТС и региональных таможенных управлений входят коллегии, на заседаниях которых обсуждаются наиболее важные вопросы в области таможенного дела.

Механизм взаимодействия единоначалия и коллегиальности управления таможенным органом способствует более продуманному принятию стратегических и программных документов по принципиальным вопросам таможенного дела. «Коллегиальное обсуждение проблемы, совместная выработка оптимальных решений ни в коем случае не означают ослабление как организаторской роли полномочного руководителя, так и роли любого исполнителя». Смысл коллегиальности обсуждения любого вопроса означает гласность принимаемых предложений, понимание роли беспристрастности каждого его участника в отстаивании экономических интересов. Синтез единоначалия и коллегиальности способствует выработке объективных, обдуманных и ответственных решений.

8. Принцип координации и взаимодействия с иными субъектами действует в развитие названных принципов, так как никакой государственной орган не действует изолированно, вне государственной системы и общества в целом. Диалог органов государственной власти (ст. 411 ТК РФ), а также этих органов с органами местного самоуправлениями, гражданами и их объединениями позволяет учитывать и согласовывать различные интересы, выдвигать конкретные приоритеты, обеспечивать гласность.

В таможенной сфере этот принцип имеет двойное значение.

Во-первых, все нормы таможенного права должны быть согласованы с положениями нормативно-правовых актов иных отраслей. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Во-вторых, таможенные органы постоянно взаимодействуют с иными субъектами таможенных правоотношений: с государственными органами и организациями, частными предприятиями, общественными объединениями, индивидами. Например, проводя валютный контроль экспортно-импортных операций, таможни теснейшим образом сотрудничают с уполномоченными банками, являющимися агентами валютного контроля; в процессе таможенного оформления представителем субъекта внешней торговли может быть таможенный брокер, также взаимодействующий с таможенным органом.

Деятельность таких структур должна быть согласована и скоординирована, а государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в выполнении их задач.

9. Принцип гласности в области таможенного дела имеет первостепенное значение для участников внешнеэкономической деятельности. Оптимизация информационного обеспечения необходима прежде всего для повышения уровня государственного управления. Совершенно верно подчеркнуто: недостаточное использование различными органами исполнительной власти такого специфического ресурса снижает эффективность решения управленческих, политических и социально-культурных задач. Закрытость функционирования государственной администрации порождает опасность бюрократизации, злоупотреблений, ущемления конституционных прав граждан. «Играя на неосведомленности общественности и используя ведомственные барьеры в деятельности представительных органов власти, аппарат тем самым берет на себя определяющую роль в подготовке решений, придании им удобной юридической формы». Данные обстоятельства предопределяют очевидную значимость принципа гласности в области таможенного дела. Согласно ст. 24 ТК РФ гарантируется свободный бесплатный доступ к информации, касающейся не только принятых, но и находящихся в процессе подготовки нормативных актов.

В своей деятельности таможенные органы используют и такую форму взаимодействия с физическими и юридическими лицами, как консультирование. По запросу заинтересованного субъекта консультации предоставляются бесплатно в возможно короткие сроки, но не дольше одного месяца со дня получения запроса. Проводить консультации уполномочено должностное лицо таможенного органа, имеющее высшее профессиональное (как правило, юридическое) образование и стаж работы по специальности не менее одного года. Таможенные органы несут ответственность за предоставляемую информацию. Если в ней содержались недостоверные сведения либо нарушен срок предоставления информации, что привело к убыткам лица, обратившегося с запросом, убытки должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации.

Принцип гласности выражается и в других действиях таможенных органов. В их числе публикация данных таможенной статистики внешней торговли, создание консультативных советов по работе с участниками внешнеэкономической деятельности, активное взаимодействие со средствами массовой информации. Официальные издания Федеральной таможенной службы — бюллетень таможенной информации «Таможенные ведомости», информационно-аналитическое обозрение «Таможня», а также сайт в Интернете: www.customs.ru. Несомненно одно: гласность — необходимое условие эффективной деятельности таможенных органов и их должностных лиц.

10. Принцип ответственности получил особое звучание в свете положений нового Таможенного кодекса РФ — теперь таможенные органы и их должностные лица могут быть привлечены к юридической ответственности. Институт ответственности должностных лиц органов публичной власти начал развиваться сравнительно недавно, хотя злоупотребления служебным положением, ущемление прав граждан и юридических лиц, принятие неправомерных решений распространены широко. В начале прошлого века западноевропейский ученый Г. Еллинек, исследуя правовые гарантии публичного права, указывал, что «индивидуальную ответственность перед государством несет всякий государственный орган, который прямо не освобожден законом от этой ответственности».

В соответствии со ст. 413 ТК РФ должностные лица за неправомерные решения, действия (бездействие) несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с российским законодательством. Если же субъектам внешнеэкономической деятельности и их имуществу нанесен вред, таможенные органы обязаны его возместить. К сожалению, законодательно механизм возмещения вреда не регламентирован, однако установление такой нормы в Кодексе, безусловно, заслуживает одобрения.

11. Принцип эффективности деятельности имеет большое практическое значение, так как отражает целесообразность работы органа исполнительной власти. Хотя принцип эффективности на первый взгляд может показаться простым и ясным, его практическое применение довольно сложно в основном из-за неопределенности, связанной с многогранностью государственного сектора.

Под эффективностью управления понимаются конечные результаты функционирования в целом. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет «уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизм исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни».

Такой показатель достигается унификацией таможенных процедур, сокращением времени на таможенное оформление, мобильностью таможенного контроля, реализацией превентивных целей, защитой национальной экономики.

Результативность работы таможенной администрации проявляется и в финансовом аспекте. В современных условиях это один из немногих государственных органов, работающий по принципу самоокупаемости. Об уровне эффективности деятельности таможенных органов свидетельствует факт, что на каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы в 2003 г., в бюджет государства возвращено 48,5 рубля. В этот период каждый таможенник обеспечил в среднем перечисление в федеральный бюджет 12,3 млн. руб. Итак, рассмотренные принципы отражают сущность системы таможенных органов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что отличительной особенностью и ценностью единой системы таможенных органов является то, что в ней общие полномочия и функции таможенных органов распределены сверху донизу, и это позволяет упорядочить функционирование каждого таможенного органа, организовать эффективное управление системой в целом и отдельными ее подсистемами на всех уровнях. Благодаря этому есть все основания утверждать, что в России создана и действует современная полифункциональная таможенная служба, влияющая на регулирование рыночной экономики и в пределах своей компетенции способствующая сближению новой экономической системы России с мировой системой.



Применение информационных систем и технологий в таможенной сфере без должного использования средств защиты представляется довольно опасным, что в конечном итоге неминуемо приведет к невозможности нормального функционирования всей системы в целом. Так было в Украине, когда в связи со сбоем центрального таможенного сервера в начале 2005 г. на неделю была парализована вся внешнеэкономическая деятельность.
Необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день проблемам обеспечения информационной безопасности в таможенных органах уделяется надлежащее внимание. Разрабатывается нормативно-правовая база обеспечения информационной безопасности как в Российской Федерации, так и в странах-участницах.

Однако процесс информатизации таможенной сферы имеет и оборотную сторону — наряду с положительными изменениями возможны и негативные последствия, такие как использование возможностей информационных технологий в противоправных целях. Это ставит вопрос об обеспечении информационной безопасности на новый уровень.
Применение средств вычислительной техники в процессах создания, обработки, использования, хранения и передачи информации создало целую группу новых угроз информационной безопасности, под которыми понимается совокупность условий, процессов и факторов, препятствующих реализации интересов или создающих им опасность. Критерий выделения таких угроз в отдельную группу заключается в уязвимости информационной среды для противоправных посягательств, совершаемых при помощи средств вычислительной техники, при которых информация, представленная в электронном виде и циркулирующая в автоматизированной системе (компьютерная информация), является предметом противоправного посягательства.

В настоящее время в таможенных органах России с помощью средств вычислительной техники выполняются многие операции: начиная от таможенного оформления при помощи КАСТО «АИСТ-М» и заканчивая сбором статистических данных. Акты ЕврАзЭС не дают толкования термина «компьютерная информация». В этом случае представляется целесообразным обратиться к Соглашению о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, которое определяет компьютерную информацию как информацию, находящуюся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающуюся по каналам связи.

Обеспечение информационной безопасности будет соответствовать условиям эксплуатации, если развивать его на основе государственной политики путем внедрения современных технологий защиты и приведения норм информационного и смежных отраслей права в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и международного права и требованиями по обеспечению информационной безопасности, которые следуют из анализа угроз.

Согласно ст. 43 ТК ТС (Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17)) таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в т.ч. основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения. Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза.

Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

Для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии.

В соответствии со ст. 44 ТК ТС информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств — членов Таможенного союза.

Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов.

Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства Таможенного союза, являются открытыми и общедоступными.

Общедоступные информационные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии Таможенного союза. Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств — членов Таможенного союза. В соответствии со ст. 45 ТК ТС защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза.

Уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

Согласно ст. 46 ТК ТС обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.

Основная цель создания ЕАИС заключается в совершенствовании существующих, а также в обеспечении создания и развития новых информационных автоматизированных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах.

ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях — от таможенного поста до центрального аппарата ФТС России.

Для организации работ по реализации программы поэтапной разработки ЕАИС при ФТС России создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ ФТС России) как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС.

Одним из ведущих комплексов задач, реализуемых ФТС, является программный комплекс «АИСТ-М».

Автоматизированная информационная система «АИСТ-М» создана для осуществления информационной поддержки принятия решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, посредством обработки электронных копий документов (в т.ч. таможенных).

Максимальные объемы передачи сообщений приходятся на Центральное таможенное управление (почти 35% общего объема) и Северо-Западное таможенное управление (почти 18% общего объема). Каждое из остальных 5 региональных таможенных управлений имеет трафик меньше чем 10% от общего объема. В целом отмечается ежегодный прирост объемов передаваемых данных на 10 — 15%. При этом максимальный объем сообщений составляет информация, передаваемая в адрес ГНИВЦ ФТС России. Для передачи большей части указанных данных используются канальные ресурсы ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ВИТС ФТС России). ВИТС ФТС России построена по иерархическому принципу по схеме «звезда». На верхнем уровне ВИТС представлена узлом ГНИВЦ, имеющим каналы связи с региональными таможенными управлениями и таможнями непосредственного подчинения.

Вместе с тем ценность данных многократно возрастает, когда они, приобретая новое качество, получают возможность быть эффективно анализируемыми. Мало кому не известна парадоксальная ситуация, сложившаяся практически во всех организациях, обладающих большими информационными ресурсами. Сложно структурировать эти огромные массивы информации, определить их достоверность, распределить по различным уровням и отделам. При этом ее очень сложно получить и представить в необходимом виде для анализа и последующего принятия управленческих решений.

Таможенная информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию.

Таможенная информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает ее в зависимости от того, для какой задачи информация будет использована. Поэтому информация обладает свойством относительности.

Основной задачей информационных таможенных технологий является управление информацией внутри таможенной системы в интересах повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания максимально благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности при максимальном выявлении осуществляемых ими нарушений таможенных правил. Магистральным направлением развития современных отечественных и зарубежных информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления риском. Применение систем управления таможенными рисками требует широкомасштабной открытой интеграции информационных систем таможни с информационными системами других министерств и ведомств, с силовыми структурами других стран.

Так, таможенная деятельность неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли. Эффективность регулирования и управления торговыми отношениями всегда определялась качеством технологий обмена, обработки, учета и накопления экономической информации.

В Концепции развития таможенных органов Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р) был определен ряд приоритетных задач. Концепция развития таможенных органов предусматривает максимально широкое использование информационных технологий, в частности:

— внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;

— создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в т.ч. сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;

— создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;

— совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;

— усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации (осуществление контроля на основе методов аудита).

С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.

Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий.

Критериями (показателями) эффективности информационно-технической политики, отражающими степень улучшения выполнения таможенными органами своих основных функций в сопоставлении с затратами на проведение организационных и технических мероприятий, являются (Приказ ГТК России от 13.11.2001 N 1073 «О концепции информационно-технической политики ГТК России»):

— параметры оперативной деятельности таможенного органа с учетом применения информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля (пропускная способность таможенного органа, время выполнения процедур таможенного оформления и таможенного контроля и др.);

— количество выявленных таможенных правонарушений с применением информационно-технических средств по отношению к общему количеству выявленных правонарушений;

— объемы перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет (собираемость таможенных платежей);

— степень интеграции информационных ресурсов таможенных органов с информационными системами других министерств и ведомств Российской Федерации, а также с информационными системами таможенных служб государств — участников ЕврАзЭС и государств — участников СНГ;

— защищенность таможенной информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам;

— качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи (представления) информации таможенными органами, оперативность мониторинга таможенной деятельности;

— обеспеченность таможенных органов современными информационно-техническими средствами и охранными системами.

Основными критериями функционирования автоматизированной информационной системы таможенных органов являются полнота, актуальность, достоверность информации, необходимость минимизации времени выполнения задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение. При оценке эффективности учитывается многофункциональный характер таможенной деятельности, структура таможенных органов, многообразие форм и способов таможенного оформления и таможенного контроля, применяемые при этом различные технические средства и программное обеспечение.

В настоящее время требуется унификация и разработка ведомственного стандарта по составу и эксплуатации программного обеспечения во всех подразделениях ФТС России, в рамках которого можно было бы оценивать существующие информационные системы по критерию «производительность/ отказоустойчивость/ безопасность».

В 2009 — 2010 гг. проведена полная модернизация сайта ФТС России с учетом всех положений Постановления Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 (Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»), включая следующие требования: наличие безопасного доступа для администраторов, наличие текстового варианта всех сайтов, поисковая машина, позволяющая пользователям осуществить поиск необходимой информации по всем сайтам ФТС России за время, не превышающее 10 секунд, и др.

В соответствии с Приказом ФТС России от 28 июля 2009 г. N 1349 «Об утверждении Положения о Доменной структуре единой службы каталогов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов» доменная структура единой службы каталогов ЕАИС таможенных органов (ДС ЕСК ЕАИС ТО) состоит из 4 доменов: Корневого, домена Центрального аппарата, домена региональных таможенных управлений и домена ГНИВЦ ФТС России, в который включен как сам ГНИВЦ, так и программные средства ЕАИС таможенных органов. Главный центр обработки данных и его региональные сегменты также предполагается включить в домен ГНИВЦ ФТС России. В настоящее время основные работы по переводу таможенных органов в единую ДС ЕСК ЕАИС ТО ведутся в домене региональных таможенных управлений.

Внедрение доменной структуры как основы, на которой базируется управление ЕАИС таможенных органов, позволит объединить разрозненное администрирование информационно-технической составляющей Федеральной таможенной службы.

Важной задачей по использованию современных информационных технологий в деятельности таможенных органов является внедрение автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2). Данная автоматизированная система обеспечивает контроль перемещения товаров по таможенной территории Российской Федерации в соответствии с процедурой таможенного транзита.

АС КТТ-2 удовлетворяет следующим требованиям информационной безопасности:

— обеспечение целостности и конфиденциальности передаваемых и хранящихся данных средствами ЭЦП и шифрования;

— разграничение прав доступа к информации путем реализации ролевой модели;

— защита от несанкционированного изменения прикладных протоколов работы и конфигурационных файлов клиентских частей АС КТТ-2;

— защита вычислительной техники и ПО средствами защиты информации от НСД семейства «Аккорд».

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования:

» Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики ”

Институт международного бизнеса и права

Кафедра таможенного дела и логистики

РЕФЕРАТ

по дисциплине: » История таможенного дела ”

по теме: » Органы управления таможенной охраной. Рост числа таможен в 17 веке ”

Выполнил: студент группы 1441

Уткина Арина Андреевна

Проверил: кандидат исторических наук

Напалков Анатолий Владимирович

Санкт-Петербург 2014

Введение

В современный период, в условиях перехода к рыночным отношениям в России, восстановление функций таможенного дела, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает научный и практический интерес к познанию роли и функций таможенных органов, их места в государственном устройстве, что объективно требует всестороннего изучения истории, опыта, традиций российской таможни.

Значительный интерес в этом плане представляют вопросы обновления таможенной системы, перехода на международные правила таможенного контроля с учетом особенностей страны на основе взаимного сотрудничества с таможенными службами стран Запада и Востока. Следовательно, новые подходы, поиски путей более рациональной организации таможенного контроля требуют научного предвидения, и прогнозирования, и разработки теории таможенного дела.

В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.

Расширялся обмен товарами между отдельными регионами. Рост экономических связей укреплял политическое единство государства. Вследствие чего, началось усиленное развитие системы таможенных органов.

Глава 1. Органы таможенной охраны XVII-XVIII век

К концу XVII века в России сложилась таможенная система, хотя ее структура не была стабильной. Во главе таможен находились несколько государственных органов. Сбор таможенных доходов поступал в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в финансовую деятельность. О количестве таможен в России нет точных данных. Если учитывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их насчитывалось около 500.

Главное, к чему стремилось правительство, — это к централизации сборов таможенных доходов, а дворянство – под влиянием рыночных отношений — к изменениям во внутренней таможенной системе. У купечества были свои заботы. Оно намеревалось повлиять на появление указа 1714 года об отмене «новоуравнительной» пошлины, взимаемой с местных оптовых покупателей.

Иностранное купечество также пыталось при проведении таможенной реформы реализовать свои интересы. Ссылаясь на опыт осуществления таможенной политики в Швеции, оно настаивало на пересмотре таможенной политики в плане отмены таможенных пошлин и ликвидации внутренних таможен. Это противоречило внутренней политике Русского феодального государства, которое было заинтересовано в сохранении таможенных доходов. Подобному предложению иностранных купцов воспротивилась казна. «Ежели по оному предложению збирать пошлину в Российском государстве, — говорил Д.Соловьев, — и от того может учинитца во всех таможнях великий недобор и убыток»1. С учетом этих взглядов, правительство не поддержало предложение иностранцев по перестройке таможенного дела.

В 1716 году была создана Коммерц-коллегия2. О ее структуре и задачах можно судить из записки управляющего коллегией П.М. Апраксина, в которой 6 пунктов из 15 посвящены таможенной политике и увеличению пошлин. В записке четко прослеживается ориентация нового учреждения на развитие внешней торговли. В состав коллегии предполагалось включить четырех дворян и 16 представителей из купечества. Филиалы коллегии (конторы) намечалось открыть в Ревеле, Риге, Пскове, Нарве, Архангельске и Астрахани.

Коллегия была укомплектована за счет представителей русского дворянства, таможенных служащих и иностранцев. Например, в 1719 году Коммерц-коллегия распорядилась откомандировать в ее распоряжение трех подъячих из Московской Большой таможни, из Нижнего Новгорода и Вологды. 31 января 1724 года была утверждена инструкция, в которой изложены функции коллегии. Наряду с вопросами организации торговли в ней предусматривался порядок таможенных сборов и учреждение института таможенных служителей. По регламенту Коммерц-коллегии 1719 года ее ведению подлежали судебные дела купцов, касающиеся таможен (выгрузка и погрузка товаров, их хранение, утайка от досмотра и т.д.) и прочие дела, относящиеся к деятельности купечества. Следовательно, основной круг вопросов, сосредоточенных в коллегии, относился к внешней торговле и таможенному делу. В указанном регламенте определены штаты таможен и круг должностей. Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого же сословия назначались вице-директора, комиссары таможен, оберцолнеры3 и другие должностные лица. В таможнях имелись инспектора, амбарные контролеры, стемпельмейстеры4, вагмейстеры5, досмотрщики.

Наряду с обычным приемом на работу в таможню объявлялись и конкурсы. Это позволяло отобрать наиболее грамотных людей, имеющих опыт работы в торговле.

Так по конкурсу, объявленному в начале 1725 года Коммерц-коллегией, поступило более 200 заявлений. Среди них большинство было от жителей Москвы – 66, Петербурга – 21, Новгорода – 16, Вологды – 12. 180 человек, подавших заявления, были посадскими людьми, имеющими опыт собственных торгов, а также таможенной деятельности в качестве выборных служителей.

В первой половине XVIII века в России служителями во внутренних таможнях оставались выборные посадские люди, пограничные и портовые таможни комплектовались оплачиваемыми работниками. Жалованье выплачивалось из собранных «по примеру портовому с платежного рубля по 4 копейки со всех пошлин ефимочных6 и внутренних». С 1731 года в ведение Коммерц-коллегии был передан сбор пошлин, как в портовых и пограничных таможнях, так и во внутренних.

Прежним порядком собирали пошлины в Архангельской, Севской, Брянской, Курской, Смоленской, Торопецкой таможнях, где оставались ларешные целовальщики7.

В первой половине XVIII века в портовых таможнях только должности директоров и оберинспекторов замещались дворянами, другие комплектовались представителями купечества, подъячих детей и даже крестьян. Примером может служить Петербургская портовая таможня. В 1736 году в сословный состав служителей входили: дворяне – 1 человек, купцы – 54, канцеляристы и подъячие дети – 11, дети священно- и церковнослужителей – 11, дворцовые служители и отставные солдаты – 6, иноземцы – 11, солдаты – 16, матросы – 56, крестьяне – 2, другие – 21 человек10. Анализ представленного состава таможни показывает, что более 30 % в таможнях составляли купцы, значительная доля падает на солдат и матросов.

Подобный сословный состав был характерен и для Архангелогородской портовой таможни. Наличие солдат и матросов свидетельствует, что широкое привлечение этой категории людей для работы в таможню диктовалось, с одной стороны, трудностью укомплектования таможен, с другой, стремлением сэкономить расходы на содержание.

Таким образом, в XVIII веке до отмены внутренних таможен (1753 год) существовало два способа укомплектования их состава служителями: за счет феодальной повинности в основном городского населения и по найму – в портовых и пограничных таможнях. Характерно, что ведущую группу служителей составляли купцы, то есть подготовленные в коммерческом деле люди. В связи с отменой внутренних таможен укомплектование таможен осуществлялось по найму.

Глава 2. Рост числа таможен в XVII-XVIII век

Во второй половине XVIII века совершенствовалось управление таможенной охраной. Растет число таможен на юге и востоке страны. В 1749 году в устье реки Темерник при крепости Дмитрия Ростовского была открыта таможня. В портах Темерникском (в последующем город Ростов-на-Дону), в Таганроге и Азове развернулась торговля с Константинополем, а также с государствами Средиземного моря. Центром торговли хлебом на юге России стал Таганрог, куда и переместилась таможня. Только в 1776 году порт посетило 29 иностранных судов. Создавался и российский торговый флот.

Несколько позднее, в 1800 году, в устье реки Кальтиус, учреждается Мариупольская таможенная застава.

Главной таможней на Азовском море в начале XIX века, где складировались товары и через которую проходил транзит грузов, стала Таганрогская. Таганрогский порт занимал второе место после Одессы по объему грузооборота. В 1804 году таможни на Азовском море посетило 280 иностранных судов.

После заключения Кючу-Кайнарджийского мирного договора 1774 году между Россией и Турцией встала проблема расширения внешней торговли на юге России. В устье Дуная по инициативе А.С. Суворова начал строиться порт Одесса и одновременно таможенные сооружения, рассчитанные на две таможни – Одесскую портовую для досмотра заграничных судов и Одесскую, обеспечивающую потребности в таможенном оформлении и охране границы по реке Днестр, 5 сентября 1795 года открылась Одесская портовая таможня. Директором ее был назначен М. Кирьяков. Штаб таможни состоял из 32 человек: помощника таможенного надзирателя (помощника директора), контролера, двух смотрителей, весового надзирателя, землемера, писца, одиннадцати досмотрщиков, девяти гребцов. Объем таможенных операций не был стабильным. В 1797 году Одесский порт посетило всего 72 корабля. Главным продуктом вывоза был хлеб, для которого «занаряжалось» 50 кораблей.

Особое место в торговой и таможенной политике государств занимал Крымский полуостров. После его присоединения к России в 1794 году, с учетом его уникальности для торговли, он стал играть особую роль во внешнеэкономических связях. Уже 22 февраля 1784 года выходит указ Екатерины II «Попечение о распространении торговли подданных наших и других с ними народов», который распространил все законодательные акты России в черноморскую торговлю. Этот указ и послужил основанием для формирования таможенных учреждений в Крыму8.

Однако путем простого создания на полуострове таможен и таможенных застав не решался вопрос серьезной реорганизации таможенной службы в этом регионе. До присоединения Крыма, когда он принадлежал Крымскому ханству, границей между последним и Россией были Перекоп и Азовское море. Но с изменением границ Перекопская и Арабатская таможни утратили свое значение, так как превратились во внутренние и остались практически без работы. Вопрос реорганизации таможенной службы в Крыму послужил основанием для Всеподданного доклада Президента Коммерц-коллегии князя Гагарина императору. В этом документе содержится интересный материал, в частности, по штатам восстановленных на Таврическом полуострове таможен и таможенных застав. Как и прежде там существовали три таможни: Козловская (г. Евпатория), Ахтиярская (г. Севастополь), Кафийская (г. Феодосия) и две заставы: Керченская и Еникалинская (вблизи г. Керчи). Кроме того, в документе содержится обоснование изменений в структуре таможенной службы юга России. В связи с увеличением территории намечалось назначить в Новороссийскую губернию двух таможенных инспекторов. К инспекции одного принадлежали бы Дубассарская, Одесская и Очаковская таможни, Овидиопольская, Херсонская и Николаевская таможенные заставы. Второй инспектор должен был ведать всеми таможнями и таможенными заставами на Таврическом полуострове и по берегам Азовского моря с таможенным просмотром. Здесь же прилагалось штатное расписание таможням, заставам и таможенному присмотру: Козловская таможня – 46 человек, Ахтиярская – 46, Кефийская – 46, Керченская застава – 8, Еникалейская застава – 8 человек. Таможенный присмотр надзирателей – 3 человека, объездчиков – 65, таможенный инспектор – 1, при нем 1 писец9.

Как следует из материалов Тавричгской казенной палаты, кроме названных таможенных застав, имелись также Кагалницкая, Балаклавская и и Кинбуринская таможни10.

Расширяется торговля с народами Сибири, где к началу XVIII века открылись таможни в Якутске, Иркутске и других городах. Таможня в Иркутске начала функционировать в 1682 году, хотя таможенные оформления осуществлялись с начала шестидесятых годов XVII века.

С развитием таможенного дела в Сибири совершенствовались и таможенные процедуры, унифицировались таможенные пошлины, кодифицировалось таможенное законодательство.

Потребность в совершенствовании таможенного дела диктовалась развитием торговли, возникновением торговых путей из Москвы на Тобольск через Ярославль, Устюг, Усть-Сысольск, из Китая через Нерчинск в Москву. Из Монголии ввозились шелковые ткани. Из Иркутска, Туруханска через Иркутск в Китай и Москву шла пушнина.

Об ассортименте товаров и их количестве свидетельствуют следующие данные. В марте 1797 года через Иркутск и Нерчинск перевезено 94 тысячи беличьих шкурок, 82 тысячи шкурок горностаев, 3 тыс. 342 шкурок соболя, 3 тыс. 240 шкурок корсаков, 11 250 аршин холста, 25 фунтов перца, 810 аршин красного холста, 900 аршин сукна, 25 фунтов сахара, 130 топоров, 4 пуда стальных изделий14. таможенный торговля коммерц коллегия

С развитием торговли в Сибири Иркутская таможня выходит на первый план. Это объясняется тем, что с 1768 года в Иркутске дважды в год (с 15 марта по 1 мая и с 15 ноября по 1 января) проходила ярмарка. В 1784 году на Иркутской ярмарке было представлено 348 видов товаров.

С развитием кяхтинской торговли в конце XVIII – начале XIX века резко возрос импорт чая, расширяется торговля с Китаем. В связи с этим возросло значение Кяхтинской и Иркутской таможен.

После завершения строительства транссибирской железной дороги возрос товарооборот, расширился ассортимент товаров. Из Китая везли чесучу, шкуры тибетских баранов, шелковые ткани, сухофрукты, уксус, пастилу, вату в тюках, орехи, сахар, леденцы, фарфоровые чашки, серебро в слитках, обувь, верблюжью шерсть, козий пух. Ввозились и японские изделия: шелковые платки, галантерейные товары, плетеные изделия из соломы, веера, ананасы и другие фрукты, изделия из бисера и стекляруса, тюль, бумажные зонтики, женские платья и халаты и др.

В системе таможенных органов Иркутская таможня занимала ведущее место. В целом внешнеторговый оборот Сибири рос ежегодно. До строительства железной дороги он составлял в среднем ежегодно 8-10 млн. руб., а в 1907 году достиг 134 млн. руб.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на структуру и управление таможнями оказывали влияние расширение территории России, установление новых торговых путей, потребности в совершенствовании таможенно-тарифного регулирования в связи с ростом объема торговых операций.

Заключение

Основными итогами рассматриваемого периода для таможенных органов стали следующие:

Во-первых, была признана неэффективной для решения государственных задач откупная система взимания таможенных сборов, принесенная в 13 веке татаро-монголами.

Во-вторых, основанное на откупе управление таможенными органами также было признано нецелесообразным, в результате чего к концу рассматриваемого периода от откупной системы в таможенном деле государство отказалось полностью. Провал дальнейших попыток возродить откупную систему только лишь доказал правоту ее противников.

В-третьих, статус таможенной службы оставался до конца не ясным, поскольку служба считалась государственной, однако служащие должны были содержать себя сами, что не соответствует принципам государственной службы. При этом, необходимо заметить, что уже Петр I перевел таможенников на казенное содержание, из чего можно заключить, что такая реформа назрела именно к концу 17 века.

Кроме того, что касается статуса таможенной службы, то необходимо отметить, что постепенно таможенные органы выводились из-под влияния местных властей – воевод и приобретали от них независимость и, более того, начинали приобретать контрольные функции над ними, что несомненно повышало статус таможенной службы.

Еще один немаловажный момент – начинает проявляться ведомственная принадлежность таможенных органов. Поскольку, как уже отмечалось, изначально основной функцией таможенных органов являлась фискальная, то и относиться они стали к финансовому ведомству, такая тенденция просматривалась и на дальнейших исторических этапах.

Также, что касается функций таможенных органов, отмечаем, что они продолжают осуществлять достаточно большой спектр функций, причем с таможенным делом не связанных.

Таким образом, видим, что в рассматриваемом периоде наметились основные тенденции развития таможенных органов, кроме того, были обозначены основные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего развития продвижения.

Список литературы

Козлова Н.В. Комерц-коллегия в 20-50 годах XVIII в. В кН.: Государственные учреждения России, С.137-167.

Крымский городской госархив (Кога), ф.369, оп.1, д.1.

Когас. 369, Оп.1, Д.1, Л.16.

1Государственные учреждения России., С. 139. Д.Соловьв – оберкомиссар, которому Сенат в 1712 году поручил формировать «Коллегиум” (Комерц-коллегию).

2 Подробно см. Козлова Н.В. Комерц-коллегия в 20-50 годах XVIII в. В кН.: Государственные учреждения России, С.137-167.

3 В переводе с немецкого «досмотрщик”, надзиратель

4 Должностное лицо, отвечавшее за использование печати таможни и оформительских годовых клейм

5 Заведовал весовой частью при приеме продуктов; так же он должен был удостовериться в их доброкачественности, для чего ему была дана особая инструкция (должность введена Петром I)

6 Обложение ввозимых товаров 5-25% адвалорной ставкой

7 Отвечал за денежную казну

8 Крымский городской госархив (Кога), ф.369, оп.1, д.1

9 Когас. 369, Оп.1, Д.1, Л.16

10 Там же, Д.89, Л.20

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *