Опросники ценностей

  • автор:

Тест Home Credit Bank

Сотрудники финансовых учреждений, «банкиры» всегда обладали авторитетом в нашем обществе, и неважно, кем конкретно работает сотрудник банка. Попасть в наиболее прогрессивный российский банк можно при помощи тестирования, но сдать тест Home Credit Bank непросто, понадобится длительная подготовка, если у соискателя не было опыта сдачи числовых, вербальных тестов.

Банку более четверти века, он ведущий игрок потребительского кредитования, причем наибольшее развитие произошло в кризисный 2008 г., когда Home Credit Bank изменил стратегию. Банк перестал выдавать ипотеки и начал предоставлять наличные в точках продаж электроники, бытовой техники и пр., а после получения рекордной прибыли в 2010 г. в перечень услуг вернулось автокредитование. Сейчас Хоум Кредит Банк дает работу почти тридцати тысячам сотрудников, а стать одним из них можно, сдав тесты на работу в Home Credit Bank. Активы банка на 2016 г. – 240 млрд. рублей, прибыль за тот же год – 8 млрд. рублей.

Скоро тест в Home Credit Bank?

Подготовиться

Работа в Home Credit

Преимущество работы в Home Credit Bank – не только зарплата и бонусы, тут каждого сотрудника бесплатно обучают, есть Корпоративный Университет, где работники получают уникальные навыки в течение всей карьеры. Многие топ-менеджеры были когда-то рядовыми сотрудниками, пока не сдали тест Home Credit, и каждый новичок может рассчитывать на поддержку, но вначале придется пройти многоуровневый отбор, выглядящий так:

  • заявка;
  • тест Home Credit Bank;
  • интервью.

После того, как претендент отправит анкету, подаст заявку, с ним свяжется представитель «эйчар» для уточнения данных, задаст несколько вопросов. Если кандидат соответствует требованиям банка, ему предоставят возможность сдать тестирование Хоум Кредит Банка. Тест является неким барьером, и дальше проходит меньшая часть соискателей, которых ожидает этап интервью. Собеседование проводят руководители, действующие сотрудники, а также «эйчары», и по результатам выбирают подходящего кандидата. К интервью надо готовиться, однако есть мнение разных людей, на которое сложно повлиять соискателю, но главное — идеально пройти тест банка Хоум Кредит и не отсеяться на первом же испытании.

Важно, что Home Credit Bank тест для сотрудников используется, в том числе, для кадровых перестановок, в основном, для повышений, назначений руководителей, так что умение решать числовые, логические задачи понадобится неоднократно.

Числовой тест в Home Credit Bank:

Тестирование в Home Credit Bank

  • «Тест Хоум Кредит Банк как пройти» – такой запрос часто появляется в строке поисковика, и это нормально, что соискатели заранее интересуются нюансами отбора. Важно, чтобы они понимали бессмысленность «списывания», так как SHL тест Home Credit Bank невозможно сдать без реальных навыков решения числовых или вербальных задач.
  • Пример теста банка Home Credit – любая задача компании SHL, их довольно много в интернете, но бесплатно распространяются лишь самые простейшие задания, на реальном тесте они в разы сложнее.
  • Чтобы гарантировано сдать тест Хоум Кредит, надо пройти хорошую подготовку, что поможет и для дальнейшей карьеры.

Смотрите видео:

Как получить доступ к тестам сейчас?

Готовьтесь к тестам Home Credit Онлайн, вместе с Нами!

Тесты в Home Credit Bank используются для нахождения лучших кандидатов. Тест проверяет математические и логические способности соискателей, и задачи достаточно простые, но их условия непривычные, и без подготовки хорошо сдать тест не получится.

Опросники личностных ценностей

Начиная с 60-х гг. XX в. стал расти интерес к измерению ценностей и ценностных ориентации. Клод Клакхон определил ценности как осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое обеспечивает выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия. Личностные ценности относятся к области желательного и предпочтительного; они скорее сопряжены с глаголом «должен», чем с глаголами «быть» и «хочу».

В психологии под термином «ценности» понимаются качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными или ценимыми. Ценность предмета для субъекта определяется его ролью в возможности удовлетворить с его помощью потребности и мотивы. Личность пристрастна к объектам и явлениям окружающего мира, и все окружающее рассматривает как ценности. Система ценностей и их иерархия индивидуальны. Избирательная направленность па ценности отражается в иерархии ценностных ориентации.

Ценности связаны с выбором образа жизни и часто рассматриваются вместе с интересами, установками и предпочтениями. Понятие же «ценностные ориентации» выражает положительную или отрицательную значимость для индивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка. Ценностные ориентации формируются в процессе воспитания и приобретения общественного опыта посредством интериоризации социальных ценностей, т.е. их превращения в систему личных ценностей, определяющих жизнедеятельность человека. Ценности и ценностные ориентации рассматриваются как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки себя, других людей и событий.

Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, весьма различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок. Некоторые опросники ценностей также частично совпадают с опросниками измерения других личностных свойств.

Примером методики, направленной на измерение ценностей и ценностных ориентации, может служить Опросник ценности специальностей Сьюпера (Super Work Values Inventory). Этот опросник предназначен для использования при обучении и в профессиональной практике старшеклассников, и студентов колледжа, а также для отбора персонала. Индивид в процессе обследования оценивает каждую из 45 ценностей специальностей по пятибалльной шкале, показывая, насколько важна для него та или иная ценность (например, помощь другим, возможность получить повышение, осуществлять собственные решения и т.д.). Опросник дает 15 показателей по таким шкалам, как «творчество», «интеллектуальная деятельность», «общение», «экономический эффект», «престиж», «альтруизм» и др. Процентильные нормы но классам и полу приводятся относительно репрезентативной национальной выборки, состоящей более чем из 10 000 учащихся 8—10-х классов.

Хотя каждая из 15 шкал ценностей содержит лишь три задания, применение опросника к выборкам старшеклассников дало коэффициент надежности показателей шкал, равный 0,83. Коэффициент определялся по медианным показателям проведенного через две недели повторного диагностирования.

Еще одним примером методики этого класса является Методика ценностных ориентации М. Рокича (Rokeach Value Survey — RVS), достаточно широко используемая в отечественной психодиагностической практике. Ее адаптация для отечественной выборки взрослых (с 17 лет) была выполнена Л. Г. Гоштаутасом, Н. А. Семеновым и В. А. Ядовым (1974). Автор методики различает два класса ценностей:

  • — терминальные ценности — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • — инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному в отечественной психологии делению на ценности цели и ценности-средства.

Испытуемому в диагностической процедуре предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках ценностей испытуемый должен присвоить каждой ценности ранговый номер, а карточки разложить по порядку значимости ценностей. Вначале испытуемому предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Примеры терминальных ценностей (список А): активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства и др. Примеры инструментальных ценностей (список Б): аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность и др.

К достоинствам этой методики можно отнести ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость в ее использовании. Существенными недостатками методики являются влияние социальной желательности, возможность неискренности ответов испытуемого. Поэтому особую роль в использовании методики играет мотивация испытуемого, добровольный характер его участия в обследовании и наличие контакта между диагностом и испытуемым. Все это предъявляет особые требования к профессиональной компетентности психолога-диагноста.

В отечественной практике используется модифицированный вариант методики М. Рокича, предложенный Б. С. Кругловым и предназначенный для диагностики учащихся старших классов. В нем сокращены списки ценностей (16 вместо 18), а вместо их ранжирования испытуемые должны оценить каждую ценность по пятибалльной шкале (от 1 до 5). Этот вариант методики позволяет не только выявить иерархию ценностей, но и оценить степень сформированность психологического механизма дифференциации. Под последним понимается способность индивида выделить из множества неопределенных явлений те, которые представляют для него определенную ценность, и превратить их в определенную структуру в зависимости от близких и дальних целей своей жизни и возможностей их достижения.

Работы М. Рокича стали теоретической базой разработки Опросника терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина, который выделил восемь терминальных ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.

По мнению автора, это набор ценностей, который индивид пытается реализовать в своей жизни. Позднее он разделил диагностируемые ценности на два класса — ценности внутренние и ценности внешние. Выраженность внутренних ценностей зависит от самого человека (креативность, развитие себя, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности). К внешним ценностям относятся те, которые связаны с окружающим человека миром (собственный престиж, высокое материальное положение, активные социальные контакты, достижения).

Поскольку человеку приходится выполнять функции в определенных жизненных сферах (профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения), отличительной особенностью опросника является диагностика как терминальных ценностей и ценностей сфер жизнедеятельности, так и ценностей внутри каждой из сфер. Опросник ОТеЦ состоит из 80 пунктов, каждый из которых нужно оценить по пятибалльной шкале: «не имеет никакого значения» (1 балл), «имеет небольшое значение» (2 балла), «имеет определенное значение» (3 балла), «важно» (4 балла), «очень важно» (5 баллов). Уровень надежности по Спирмену — Брауну составляет 0,71—0,87 для шкал терминальных ценностей и 0,80—0,85 для шкал жизненных сфер.

Дальнейшее развитие методики ОТеЦ, состоящее во введении шкал сферы физической культуры (физической активности) и социальной желательности, привело к созданию Морфологического теста жизненных ценностей (МТЖЦ) В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной. Эта методика содержит 112 пунктов, на которые следует отвечать так же, как и на методику ОТеЦ. Уровень ее надежности составляет 0,75—0,87 для шкал жизненных ценностей и 0,76—0,89 для шкал жизненных сфер.

Диагностируемые ценности относятся к разнонаправленным группам, названным духовно-нравственные и эгоистически-престижные (прагматические) ценности, что позволяет определить направленность деятельности личности или группы. К духовно-нравственным относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Ко второй группе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Эти ценности, в свою очередь, отражают эгоистически-престижную направленность личности.

Интерпретация результатов в отношении характера направленности личности такова:

— при всех низких значениях результатов, полученных по методике, направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания;

при всех высоких баллах — направленность личности противоречивая, внутриконфликтная;

— при высоких баллах ценностей первой группы направленность личности является гуманистической, второй группы — прагматической.

Еще одна методика рассматриваемой группы, широко используемая в отечественной практике и исследованиях — Тест смысло-жизненных ориентации (СЖО). Она является адаптацией аналогичной методики «Цель в жизни» (Purpose in Life Test) Дж. Крамбо и Л. Махолика, которая выполнена в МГУ Д. А. Леонтьевым (1992).

Оригинальная методика, разработанная на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла, состояла из трех частей (А, В, С). Первая часть А представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых является утверждением с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюсы оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения.

Пример

Обычно я

1 2 3 4 5 6 7

не знаю, ни то, ни другое полон энтузиазма

чем заняться

Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов состоит в суммировании числовых значений всех 20 шкал и переводу суммарного балла в процентили.

Часть В состоит из 13 незаконченных предложений, затрагивающих темы смысла и бессмысленности жизни, а в части С испытуемому предлагается кратко, но конкретно изложить его цели и устремления жизни, а также сообщить, насколько успешно эти цели и устремления осуществляются.

Валидизацию осуществляли на пяти группах испытуемых -от целеустремленных аспирантов Гарвардской лепим*! школы до алкоголиков. Затем авторы расширили выборку стандартизации, включив в нее несколько групп здоровых людей и лиц с разными психическими заболеваниями. Были получены высокие показатели у нормальных здоровых людей и низкие у больных, а самые низкие показатели обнаружены у наркоманов, алкоголиков и психотиков. Не были найдены половые и образовательно-возрастные различия, а также влияния на показатели этой методики Т£), уровня доходов и религиозности. Франкл объяснил это тем, что цель в жизни может быть найдена любым человеком.

В 1977 г. Дж. Крамбо создал методику, которую он рассматривал как дополнительную шкалу к методике «Цель в жизни» — Шкалу поиска смысложизненных целей. Шкала включает 20 пунктов, каждый из которых описывает в первом лице определенное действие, переживание или состояние. Испытуемый должен по семибалльной шкале (от «никогда» — 1 балл до «постоянно» — 7 баллов) оценить, насколько высказанное в пункте соответствует или характерно его действиям, переживаниям или состояниям. Балл но методике является арифметической суммой численных значений, выбранных испытуемым.

Результаты этой шкалы отрицательно коррелируют с показателями осмысленности жизни, полученными по методике «Цель в жизни». Дж. Крамбо объясняет это тем, что низкий уровень осмысленности жизни должен приводить к поиску целей жизни.

Первая из частей методики (А) была взята за основу русскоязычных ее адаптации. Впервые адаптация была выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия, названная СЖО Д. А. Леонтьева, широко применяется в отечественной практике. В этом опроснике испытуемым предлагается 20 пар противоположных утверждений, в каждой следует выбрать одно и отметить одной из цифр 1, 2,3 в зависимости от уверенности в своем выборе. Оценка 0 используется в том случае, если ни одно из утверждений испытуемый не может предпочесть.

Примеры

В жизни я имею ясные ленных целей и намерений цели и намерения

Я человек очень обязательный

Результаты обрабатываются по пяти шкалам. Шкала 1 («Цели») характеризует наличие или отсутствие у испытуемого целей жизни в будущем, шкала 2 («Процесс») отражает интерес и эмоциональную насыщенность самого процесса жизни; шкала 3 («Результат») показывает удовлетворенность прожитой частью жизни; шкала 4 («ЛК-Я») отражает уверенность испытуемого в своих способностях контролировать собственную жизнь; шкала 5 («ЛК-жизнь») характеризует убежденность испытуемого в возможностях человека управлять жизнью. Психометрические характеристики СЖО получены на выборке студентов.

Еще одна методика диагностики ценностей — «Изучение ценностей личности», широко использующаяся в нашей стране в последние десятилетия, разработана III. Шварцем па основе методики М. Рокича и его концепции о существовании терминальных и инструментальных ценностей1. Помимо этого, теоретической основой методики Шварца стала его концепция о мотивационной цели ценностных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей. Он исходил из того, что наиболее существенный содержательный компонент, лежащий в основе различий между ценностями, — тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в зависимости от общности их целей. Он отобрал ценности, выявленные им и другими исследователями, а также найденные им самим в философской и религиозной литературе. Затем он сгруппировал их в десять мотивационно различающихся типов. Это: власть — социальный статус, доминирование над людьми;

  • — достижение — личный успех в соответствии с социальными стандартами;
  • — гедонизм — наслаждение, чувственное удовольствие;
  • — стимуляция — волнение и новизна;
  • — самостоятельность — самостоятельность мысли и действия;
  • — универсализм — понимание, терпимость и защита благополучия людей и природы;
  • — доброта — сохранение и повышение благополучия близких людей;
  • — традиция — уважение и ответственность за культурные и религиозные традиции и идеи;
  • — конформность — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;
  • — безопасность — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Позднее Шварц объединил эти ценностные типы в четыре ценностные оппозиции: «Открытость изменениям» — «Сохранение» — «Самоутверждение» — «Выход за пределы собственного Я».

К категории «Открытость изменениям» относятся стимуляция и самостоятельность; к категории «Сохранение» — безопасность, конформность, традиции; к категории «Самоутверждение» — достижение, гедонизм, власть; к категории «Выход за пределы собственного Я» — универсализм, доброта.

Согласно теории III. Шварца ценности личности существуют на двух уровнях — на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень зависит от внешней среды, например от группового давления, и определяет конкретные поступки человека. Эти положения отражены в структуре опросника, который состоит из двух частей: первая часть — «Обзор ценностей» и вторая часть — «Профиль личности».

«Обзор ценностей» позволяет выявить идеалы, нормативные представления о ценностях, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на личность, но не всегда проявляющуюся в реальном поведении. «Профиль личности» изучает ценности на уровне поведения, т.е. их проявление в реальном поведении. Опросник может использоваться начиная с 14 лет.

Первая часть опросника «Обзор ценностей» представляет собой два списка слов, характеризующих в общей сложности 57 ценностей. В первом списке перечислены терминальные ценности, выраженные в виде существительных. Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от -1 до 7.

Примеры

Как руководящий принцип моей жизни эта ценность:

Во второй части «Профиль личности» даны 40 описаний человека, соответствующих тому или иному из 10 типов личности.

Испытуемого просят по пятибалльной шкале оценить степень его схода на с описанным типом.

Пример

Инструкция. Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Для каждой части высчитывается средний балл по каждому мотивационному типу. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяют судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого.

Как отмечают исследователи, часто данные по двум частям опросника не совпадают, это свидетельствует о том, что ценностные ориентации на уровне идеалов не всегда могут реализоваться в реальном поведении.

В соответствии со средним баллом каждому тину ценности присваивается ранг от 1 до 10, затем определяется ранговое соотношение типов ценностей. Первый ранг присваивается типу ценностей, получившему наивысший средний балл, десятый — имеющему самый низкий балл. Высоко значимыми для испытуемого считаются типы ценностей, получившие ранги от 1 до 3, низко значимыми — типы ценностей, получившие ранги от 7 до 10.

Исследования с помощью опросника Шварца проводились в начале 1990-х гг. в 54 странах. Они подтвердили универсализм выделенных мотивационных типов для разных культур, что стало основой для констатации его содержательной валидности.

В отечественной практике используется опросник «Иерархия личностных ценностей» К. В. Харского. Одной из его отличительных особенностей является классификация личностных ценностей по четырем группам: идеологические ценности включают все (любые) идеи, которым привержен человек; материальные ценности — все материальные объекты окружающего мира; к эмоциональным ценностям относятся переживания любых чувств и эмоций; витальные ценности включают в себя и ценность жизни как таковой, и ценность качества жизни. В табл. 9.3 предлагается перечень из 13 ценностей в каждой группе, и испытуемым предоставлена возможность дополнить его. По инструкции следует выбрать до 10 различных ценностей, представляющих особую важность.

Таблица 9.3. Классификация личностных ценностей

Выбранные ценности затем вписываются в таблицу, состоящую из 10 столбцов и 10 строк, и все ценности сравниваются попарно между собой. Подсчитывается частота выборов каждой ценности.

В отношении опросников, направленных на диагностику ценностей, нет данных об их соответствии психометрическим критериям.

Тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца)).

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году.

При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. / Тест ценности Шварца):

Описание методики Шварца. Опросник Шварца состоит из двух частей.

Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность.Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.

Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

Первая часть опросника

Инструкция:

Спросите себя: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?» Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки:

  • 7 — исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);
  • 6 — очень важная;
  • 5 — достаточно важная;
  • 4 — важная;
  • 3 — не очень важная;
  • 2 — мало важная;
  • 1 — не важная;
  • 0 — совершенно безразличная;
  • -1 — это противоположно принципам, которым Вы следуете.

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность «7». Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).

Тестовый материал — Список ценностей I:

1 РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2 ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3 СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4 УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5 СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)

8 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9 ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11 ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12 БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

14 САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15 УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16 КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17 МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20 САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21 ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22 БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)

23 СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25 ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26 МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27 АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28 ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29 МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

Теперь оцените, насколько важна каждая из следую­щих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. По­пытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оце­ните на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, ко­торая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соот­ветствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Список ценностей II:

31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32 СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)

47 ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)

48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)

51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

Вторая часть опросника

Инструкция:

Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и поду­майте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Профиль личности

Очень похож на меня

Похож на меня

В некоторой степени похож на меня

Немного похож на меня

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

1. Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для не­го. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, что­бы у него было много денег и дорогих вещей.

3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.

5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.

6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.

12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.

14. Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18. Для него важно быть преданным сво­им друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок.

22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.

24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется по­казать насколько он способный.

25. Он думает, что луч­ше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.

30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него.

32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

33. Для него важно прощать людей, кото­рые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.

38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание.

39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.

40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца.

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:

  • на уровне нормативных идеалов и
  • на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводитсяниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

Таблица 1. Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.

Пункты шкалы

Очень похож на меня

Похож на меня

В некоторой степени похож на меня

Немного похож на меня

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

Количество баллов

При первичной обработке данных по каждой части оп­росника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Таблица 2. Ключ для обработки результатов

Интерпретация, описание ценностей.

Приведем краткое определение мотивационных типов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):

— власть (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

— достижение (Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами;

— гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие;

— стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;

— самостоятельность (Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия;

— универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

— доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;

— традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

— конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

— безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

1. Власть (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности — подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

2. Достижение (Achievement). Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

3. Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4. Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

5. Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6. Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7. Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8. Традиции (Tradition). Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.
9. Конформность (Conformity). Определяющая мотивационная цель этого типа — сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).
10. Безопасность (Security). Мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.
По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных — для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Рисунок. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *