Оплата труда работников образовательного учреждения устанавливается

  • автор:

8 января 2018 в 17:56
Светлана Баксичева / FINANCE.TUT.BY

«Оклад был 370 рублей, а стал 150 рублей. Благо, что своих детей кормить не надо — большие уже, сами зарабатывают», — рассказывает Марина, которая работает воспитателем уже 24 года и получает 450 рублей. Злата Соколовская ушла из детского сада через два года работы — не выдержала постоянных переработок. «Приходишь домой к восьми вечера, а к семи опять на работу. Попросту не восстанавливаешься», — рассказывает девушка. После побега трех малышей из детсада в Светлогорске и последующего увольнения специалиста, которая недосмотрела за ними, FINANCE.TUT.BY поговорил c воспитателями об условиях труда, зарплатах и конфликтах с родителями.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«Оклад уменьшился в три раза»

Марина (имя изменено по просьбе героя) работает воспитателем в Минске с 1992 года. Вначале она трудилась в детском саду при МТЗ — он считался ведомственным, так как принадлежал предприятию. Потом сад стал государственным, и оклад уменьшился почти в три раза: «Был 370 рублей «новыми», стал 150. Благо детей кормить не надо — большие уже, сами зарабатывают.

— Раньше зарплата была хорошая, особенно если наработаю много часов. А так как у нас воспитателей не хватало, трудились много. К окладу добавлялась «прогрессивка» в 25% и доплата за стаж 25%, все-таки 24-й год работы пошел. Бывало и шесть-семь миллионов старыми, а бывало и больше. А сейчас у меня оклад 150 рублей, и в целом получается 450 рублей.

Там много всяких надбавок, я и сама не могу понять, как все насчитывается. Раньше было несколько пунктов, четко знали — за что дают, за что снимают. Помню только, что 4 рубля дается на литературу, мы же выписываем газеты, — рассказывает женщина.

Когда в садике поменялся наниматель, Марина подумывала уйти.

— Хотела поменять работу, кардинально изменить профессию. Устаешь психологически от одного и того же. Причин много — зарплата, взаимоотношения с родителями, сами дети. Все-таки новое поколение пришло, — объясняет она.

Марина работает в первую и вторую смену по семь часов. Дополнительные хозработы наподобие покраски окон и стен женщину не пугают. «Каждое лето воспитатели занимаются этим, а что поделать. Мне ж надо подготовиться к учебному году, правильно? Иногда просим родителей, кто-то приходит, — поясняет Марина и подмечает, что «в принципе, красить не так сложно».

«Многие держатся, потому что там идет выработка, на пенсию выходишь раньше»

Минчанка Злата Соколовская по образованию религиовед. Ее специальность не связана с дошкольным воспитанием, но девушке все же удалось устроиться на работу в садик — помогла запись «педагог» в дипломе. Однако через два года Злата ушла, не выдержав плотного графика.

— Когда другой воспитатель болеет или уходит в отпуск, тебя ставят на замену. А это 12-часовой рабочий день. Приходишь домой к восьми вечера, а к семи опять на работу. Попросту не восстанавливаешься, — рассказывает девушка.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Дополнительные часы оплачивались не полностью, максимум, который компенсировали, — полторы ставки. «Не бросишь же, не уйдешь. Правильно? Уже как могли, так и выкручивались. Заведующая, если была возможность, давала премии. Когда не было, просила: «Девочки, поработайте, найдем вам скоро замену», — говорит Злата. Девушка вспоминает, что такой режим длился примерно полгода.

— Никто не учитывал огромнейшей психологической нагрузки, не отслеживал момент выгорания. 12 часов с детьми — это чрезвычайно тяжело. Я просто спала на ходу, — вспоминает Злата. — Уже после увольнения мне звонили, просили вернуться, но я сказала «нет».

Злата вспоминает, что помимо переработок, нередко поручали дополнительные задания.

— Например, я с мужем покрывала полы лаком, красила стены, штукатурила веранды, полола траву в саду и поливала ее, подметала веранды. Иногда родители помогали, но чаще все ложилось на наши плечи. Естественно, за это не доплачивали. Когда я спрашивала, в какое время я вообще должна делать ту или иную работу, мне говорили одно — это издержки профессии. Если надо стенгазету — значит, надо стенгазету. Муж приходит в шесть вечера, а я сижу вся в красках и рисую, — рассказывает девушка.

По словам девушки, в детском саду очень много бумажной работы. В первую очередь, это составление ежедневных планов. «Расписываешь все, от основного занятия, например, аппликации или конструирования, до прогулки», — отмечает Злата. Сейчас это делается в электронном виде, но еще пару лет назад планы писали от руки.

— Составляя план, ты должен опираться на литературу, которую рекомендует министерство. Лично я человек творческий и могу придумать занятие самостоятельно. Однако должна пользоваться чужими наработками. Но самое главное, что всю литературу, как правило, покупают воспитатели, — рассказывает девушка.

На этом затраты работников не заканчиваются: «На моей памяти никто нас не снабжал ни бумагой для рисования или распечаток, ни канцтоварами. Даже журналы групп, где отмечают присутствие и отсутствие детей, тоже покупали самостоятельно».

Нормированный рабочий день в детском саду — четыре дня по семь часов, один день — 12 часов. За такой график сейчас платят примерно 400 рублей. Поскольку Злата уже не работает в саду, она ориентируется на зарплаты бывших коллег и знакомых.

— 500 или 600 будет у людей с категориями, у тех, кто ведет кружки. Плюс доплаты за переработки, но они того не стоят, — признается Злата. — Вообще, если реально выполнять всю работу, то это недостойная зарплата. У меня перед глазами были люди, которые отдали профессии много лет. И такого уровня педагогам столько платить? Многие держатся, потому что там идет выработка, на пенсию выходишь раньше. У каждого свои причины.

Также Злата жалуется, что условия труда — не единственная проблема. Отношение родителей к воспитателям также оставляет желать лучшего.

— Даже из-за полной ерунды можешь «получить по голове». Например, на прогулке ребенок сел на траву и решил поползать. У него загрязнились штанишки, и к тебе сразу много претензий — почему не забрала домой, не постирала, не отутюжила и не отдала маме чистые. Я объясняю родителю: это ваш ребенок, и то, что он сел на траву, я не могла предвидеть. Однако потом меня вызывает заведующая, которой позвонила мама. А ведь у меня самой пять детей, все ходили в сад, и лично я никогда не жаловалась из-за грязных штанов, — рассуждает Злата.

Тут же она приводит другой пример.

— Одна женщина перевела к нам дочку из платного детского садика. Ушли оттуда, потому что приходилось далеко ездить, а наш сад прямо во дворе находится. Она рассказывала, что там родители сами проявляют инициативу и посильно помогают воспитателям. Надо принести вату для опытов или мыльные пузыри для экспериментов? На следующий день все есть. А у нас было так: один принес, второй принес, остальные проигнорировали. Или те же игрушки. Мы говорим: «Надо сформировать уголок строителя. Принесите, пожалуйста, у кого что есть». А нам в ответ: «Почему мы должны это делать? Если вы государственный сад, пускай вас государство и обеспечивает». Кажется, родители не думают, что их ребенок находится в саду больше, чем дома. В той среде, которую мы для него создаем.

«Кажется, зарплата всегда на одном уровне»

«У меня были маленькие дети, которых некому было смотреть. Поэтому пошла в сад и стала помощником воспитателя», — рассказывает Лариса Рогожинская. Она работает в одном из столичных детских садов уже 22 года.

— Однажды даже писала заявление на увольнение, но все-таки не ушла, — смеется женщина. — То место, которое мне предложили, занял другой человек. У меня первое образование техническое, политехнический техникум, и я всегда хотела немножко поработать по этой специальности. А уже потом окончила Минский педагогический колледж.

Рабочий день у Ларисы длится с 7.00 до 14.00. Переработок, по словам женщины, у нее «почти нет».

— Но иногда приходится остаться. Кто-то в отпусках, кто-то на сессии — всякое случается. Но это редко бывает — может быть, два раза в месяц. Пока график работы меня полностью устраивает. К тому же есть смежные часы, когда работаю не одна, а вместе с воспитателем, — рассказывает Лариса. — Всю дополнительную работу, особенно ту, что возникает летом и перед осенью, делают родители. Они очень помогают. Даже больше мы им помогаем, чем они нам.

Лариса поясняет, что зарплаты в детском саду зависят от многих факторов: образования, стажа, специфики работы. Поэтому один воспитатель получает 300 рублей, а второй — в два раза больше. Свою зарплату женщина не называет, но многозначительно подмечает, что «кажется, она всегда на одном уровне».

— Но ничего, живем. Если бы было больше, я бы не отказалась. А кто может сейчас сказать, что у него достаточная зарплата? По-моему, нет такого человека, который скажет: «Мне хватит».

Человек, который отвечает за организацию праздников, концертов, других мероприятий в школе — это педагог-организатор. Также он должен учитывать особенности каждого ребенка и следить за здоровьем своих подопечных во время образовательного процесса.

Рассмотрим, какие у педагога-организатора обязанности и зарплата в разных местах.

Отчет по России

В России на 2019-2020 год средняя зарплата педагогов-организаторов составляет 14 000 руб.

Наименьшая зарплата организатора, который работает на неполной ставке — 6 500 руб.

Максимальная прибыль у педагога — около 30 000 руб.

Уровень заработка в разных регионах (руб.):

  1. Ненецкий а.о. — 28 000,
  2. Республика Алтай — 27 000,
  3. Камчатский край — 26 500,
  4. Республика Саха — 25 000,
  5. Белгородская обл. — 23 500.

В гос. учреждениях жалованье не сильно отличается в зависимости от региона.

Статистика уровня заработка в разных городах:

  1. Санкт-Петербург — 23 000,
  2. Архангельское — 23 000,
  3. Красноярск — 15 000,
  4. Советское — 13 000,
  5. Ленино — 12 000.

Прибыль в столице

В Москве зарплата педагога-организатора в школе колеблется от 25 000 до 40 000 руб.

Рассмотрим, сколько получает организатор, исходя из открытых вакансий в Москве:

  1. 28 600 руб. Работа педагогом-организатором в школе, зарплата состоит из оклада + премии + бонусы. Школа № 236. Официальное трудоустройство, опыт работы не обязателен, требуется мед. книжка, отсутствие судимостей, среднее профессиональное образование.
  2. 25 000 руб. Вакансия в лицее № 22. Требования: высшее педагогическое или художественное образование, опыт не менее 1 года. Условия: отпуск — 56 дней, рабочая неделя — 36 часов, соц. пакет.
  3. 35 000 руб. Требуется педагог-организатор в школу № 222, в Москве. Требования к соискателю: высшее или среднее педагогическое образование, опыт работы от 3-х лет.

Жалованье в разных странах

Средняя зарплата по странам СНГ на уровне с российской.

Но если перевести ее в доллары, то получится в 20 раз меньше, чем у учителя в США или другой Европейской стране.

В чем заключается работа:

  1. Изучать интересы и особенности детей, создавать условия для их реализации в творчестве.
  2. Помогать в развитии таланта, личности и способностей, формировать культуру учеников.
  3. Организовывать деятельность детских кружков, клубов, секций.
  4. Способствовать защите прав ребенка, организация объединений и ассоциаций.
  5. Подготовка праздников, вечеров, походов, экскурсий и пр.
  6. Привлечение к деятельности детей работников культурных учреждений, родителей, общественность.
  7. Проведение отдыха учеников на каникулах.

Из чего состоит вознаграждение

У педагога-организатора, как и других учителей, зарплата состоит из оклада + надбавки за:

  1. Категорию.
  2. Нагрузку. Ставка — 18 часов. За часы свыше ставки начисляется доплата.
  3. Классное руководительство.

На практике в школе может быть всего половина ставки педагога-организатора.

Ее берет на себя учитель другого предмета.

Многие преподаватели, которые работают организаторами, жалуются на ненормированный график и маленькие зарплаты.

Им приходится вести кружки для получения дополнительного дохода.

Мы уже рассказывали о новых зарплатах в здравоохранении, у социальных работников и госслужащих. Сегодня предлагаем нашим читателям интервью вице-министра Министерства образования и науки РК Бибигуль Асыловой, в котором она рассказала как изменился уровень оплаты у работников сферы образования, сообщает ИА Strategy2050.kz.

— Бибигуль Амангельдиновна, расскажите, пожалуйста, каким низкооплачиваемым категориям работников сферы образования была повышена зарплата?

— Нужно сказать, что повышение заработной платы низкооплачиваемых категорий производилось дважды: с 1 января 2019 года и с 1 июня 2019 года.

В данную категорию вошли работники с низкой и средней квалификацией: рабочие – разрядники, вспомогательный и административный персонал и работники основного персонала не имеющие квалификационную категорию (например, учитель школы или воспитатель детского сада с техническим и профессиональным образованием без категории).

К примеру, должностной оклад помощника воспитателя в детском саду со стажем более 25 лет с 1 января 2019 года увеличилась с 36 456 тенге до 48 667 тенге (или на 33%), с 1 июня 2019 года достигла 58 223 тенге (или на 60% от первоначального размера).

— На каких должностях и на сколько процентов была повышена зарплата?

— Министерством труда и социальной защиты населения РК была разработана и внедрена новая сетка коэффициентов для исчисления заработной платы работников государственных организаций образования.

Новая сетка коэффициентов позволила дифференцировано повысить должностные оклады и соответственно заработные платы работников организаций образования.

Управленческому персоналу — директорам и заместителям директоров колледжей, школ, заведующих детских садов на 10%. Основному персоналу поднимали коэффициенты в зависимости от уровня образования, имеющейся квалификации, а также условий труда: преподавателям колледжей от 13 до 21%, учителям школ от 11 до 23%, психологам школ от 15 до 26%, воспитателям детских садов, социальным педагогам и библиотекарям школ, педагогам дополнительного образования от 10 от 27 %. Вспомогательному персоналу — помощникам воспитателей (нянечкам) детского сада на 18%. Уборщикам помещений, дворникам и сторожам на 15%.

— Известно, что коэффициенты для начисления зарплаты поднимали исходя из стажа работы. Расскажите, пожалуйста, на конкретных примерах как повысились коэффициенты для работников с минимальным, средним и максимальным стажем работы?

— Система оплаты труда гражданских служащих предусматривает сетку коэффициентов для исчисления должностного оклада в зависимости от отнесения занимаемых должностей к функциональным блокам и стажа работы по специальности, присвоенных квалификационных разрядов.

Например, месячная заработная плата 1-ой полной ставки (18 часов в неделю) учителя городской школы первой категории, с высшим образованием, со стажем 2 года, работающего в условиях обновленного содержания образования, при наличии классного руководства и проверки тетрадей повысится с 92 тысяч тенге до 112 тысяч тенге.

Месячная заработная плата 1-ой полной ставки учителя городской школы без категории, с высшим образованием, со стажем 12 лет, работающего в условиях обновленного содержания образования, при наличии классного руководства и проверки тетрадей, а также имеющего квалификацию педагогического мастерства «педагог-эксперт» повысится с 109 тысяч тенге до 130 тысяч тенге.

Месячная заработная плата 1-ой полной ставки учителя городской школы высшей категории, с высшим образованием, со стажем 25 лет, работающего в условиях обновленного содержания образования, при наличии классного руководства и проверки тетрадей, а также имеющего квалификацию педагогического мастерства «педагог-мастер» повысится с 126 тысяч тенге до 144 тысяч тенге.

Чтобы более полно ответить на вопрос, вице-министр привела примеры повышения зарплат отдельных категорий работников организаций образования:

— Если можно, уточните, сколько получит работник «на руки» за вычетом социальных и пенсионных отчислений?

— Если рассматривать предыдущий пример, то чистая заработная плата «на руки» за вычетом пенсионных отчислений и подоходного налога увеличится с 79 тысяч тенге до 95 тысяч тенге, с 93 тысяч тенге до 110 тысяч тенге и с 106 тысяч тенге до 121 тысяч тенге.

— Бибигуль Амангельдиновна, а зарплаты повысили всем одновременно или этот процесс будет проходить поэтапно?

— Учитывая, что система оплаты труда гражданских служащих единая на всей территории страны повышение осуществлено повсеместно для всех работников государственных организаций образования.

— Спасибо за содержательное интервью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *