Оператор ТКО

  • автор:

Обращения в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга по вопросам о новой системе оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами принимаются через сервис «Электронная приемная».

Вопросы и ответы:

1. Когда услуга по обращению с ТКО войдет в состав коммунальных услуг?

Согласно Федеральному закону от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» субъекты Российской Федерации – города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, вправе не применять до 01.01.2022 положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, связанные с деятельностью регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о введении моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.

При этом в 2020 году Санкт-Петербург поэтапно начинает реформу в сфере обращения с ТКО, что значительно раньше планируемого предельного срока окончания моратория.

2. Как будет производиться начисление платы за услугу по обращению с ТКО для гражданина?

Принцип формирования платы гражданина за услугу по обращению с ТКО определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила). Согласно Правилам размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из норматива накопления ТКО, количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении и утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

3. Утверждены ли нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга?

Распоряжением Комитета от 14.04.2017 № 30-р «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга» установлены нормативы накопления ТКО для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, а также для нежилых помещений (объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений), встроенных в многоквартирные дома.

4. Какие тарифы будет утверждать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в области обращения с ТКО?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет устанавливает единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение для операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга.

5. Как может быть дифференцирован единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО? Будет ли предусмотрена какая-либо дифференциация в Санкт-Петербурге?

Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» предусмотрена возможность дифференциации тарифов в области обращения с ТКО как по видам ТКО и классам опасности отходов, так и по муниципальным образованиям.

Решение о дифференциации единого тарифа на услугу регионального оператора будет принято Комитетом при наличии обращения регионального оператора, исходя из экономически обоснованных расходов, соответствующих указанной дифференциации.

6. Как производить расчет за услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении, если в распоряжении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р не предусмотрены нормативы накопления ТКО для конкретного вида нежилого помещения?

Нормативы накопления ТКО, утвержденные распоряжением Комитета от 14.04.2017 № 30-р (далее – распоряжение 30-р), применяются для объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений (далее – организации), встроенных в многоквартирные дома.

При этом, перечень видов организаций по каждой категории не является исчерпывающим. По мнению Комитета, нормативы накопления ТКО, утвержденные распоряжением № 30-р, распространяются, в том числе на организации со схожими условиями хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, объем образования ТКО для расчета платы за услугу по сбору и вывозу ТКО определяется следующими способами:

1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;

2) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Таким образом, расчет платы за услугу по обращению с ТКО может осуществляться на основании учета фактического объема накопления ТКО при условии организации отдельного места сбора (контейнерной площадки) ТКО для соответствующей организации.

7. Учтен ли в нормативах накопления ТКО объем накопления крупногабаритных отходов для граждан, проживающих в многоквартирных домах?

В соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Комитетом проведены 4 этапа фактических замеров объемов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга, в том числе в жилых помещениях многоквартирных домов. На каждом этапе проведения замеров по указанной категории был учтен объем как мелких бытовых отходов, так и крупногабаритных отходов.

По результатам проведенных замеров для многоквартирных домов Комитет установил средневзвешенный норматив накопления ТКО, с учетом объемов накопления крупногабаритных отходов.

8. Почему при сложившейся практике начисления платы за ТКО в многоквартирных домах «с квадратного метра», Комитетом были установлены нормативы накопления ТКО «с человека»?

Согласно пункту 14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом. Комитетом в рамках данной работы проводился мониторинг общественного мнения по вопросу выбора расчетных единиц с целью установления нормативов накопления ТКО в многоквартирных домах. Результаты мониторинга общественного мнения показали, что 36,9% респондентов голосовали за единицы измерения м3/м2, кг/м2, 63,1% респондентов голосовали за единицы измерения м3/чел., кг/чел.

При выборе расчетных единиц Комитет также исходил из того, что ТКО образуются в процессе жизнедеятельности человека, и объем их образования в большей степени зависит от количества проживающих в жилом помещении, чем от площади жилого помещения.

Таким образом, при утверждении нормативов накопления ТКО для многоквартирных домов в целях справедливого и понятного формирования платы для граждан в качестве расчетной единицы измерения определены «куб.м./чел.», «кг/чел.».

9. Кто должен заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором? Может ли региональный оператор отказать в заключении такого договора?

Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

10. По какой форме должен быть заключен договор с региональным оператором?

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

11. Каким образом будут определяться условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам помещений в многоквартирном доме?

В соответствии с пунктом 148(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, для собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам жилых помещений определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;

в) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

12. Каким образом будут определяться условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами нанимателям и арендаторам жилых помещений в многоквартирных домах?

В соответствии с пунктом 148(6) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правил), условия предоставления коммунальной услуги нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в соответствии с пунктом 11 Правил:

а) в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, – для нанимателя жилого помещения по такому договору;

б) в договоре безвозмездного пользования – для ссудополучателя по такому договору;

в) в договоре аренды жилого помещения или ином договоре о предоставлении жилого помещения во владение и (или) пользование, заключаемом собственником жилого помещения с юридическим лицом, которое может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

13. Каковы особенности договорных отношений собственников нежилых помещений в многоквартирном доме с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.

Вышеперечисленные положения не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.

14. Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором ТКО?

Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

15. Кто должен оплачивать содержание контейнерных площадок?

В соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО) бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

При этом согласно подпункту д(2)) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя, в том числе содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Согласно пункту 13 Правил обращения с ТКО бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

16. Как будет рассчитываться плата для граждан до отмены моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО?

До отмены моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения в расчете на 1 м2 общей площади жилого (нежилого) помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, принимают решение об установлении размера платы за услугу по обращению с ТКО на основании решения общего собрания собственников в многоквартирном доме и устанавливают такую плату в расчете на 1 м2 общей площади жилого (нежилого) помещения.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Необходимо отметить, что ЖК РФ не предусматривает различий в порядке установления размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений в МКД в зависимости от типа помещения (часть 4 статьи 162 ЖК РФ). Плата за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, до отмены моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга расчет платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с нормами жилищного законодательства без применения нормативов накопления ТКО, утвержденных распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р (в ред. от 23.12.2019).

В октябре Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации конкретизировало, что считается твердыми коммунальными отходами (ТКО), тем самым поставив точку в спорах, что именно должен вывозить региональный оператор. Но по-прежнему открыт вопрос: как часто? Как правило, графики вывоза мусора совершенно «не бьют» с действующими требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В одном из прошлых номеров газеты мы рассказали о ситуации с вывозом мусора из частного сектора поселка Промышленная. По словам читателей, контейнеры там установлены далеко не на каждой улице – его приходится выносить за километр-полтора. В свою очередь районная прокуратура проверила, как в муниципалитете исполняется законодательство по обращению с ТКО. Подтвердилось, что администрация не создала места накопления твердых бытовых отходов, не определила схему их размещения и не ведет надлежащим образом их реестр. (Организация мест накопления ТКО – забота владельца земли, в данном случае – муниципалитета). Прокурор района вынес главе представление, реакции не последовало, и он обратился в суд.

Напомним, контейнеров для частного сектора не хватает не только в Промышленновском районе. В октябре пресс-служба регионального правительства сообщила, что губернатор Сергей Цивилев распорядился выделить из областного бюджета на приобретение контейнеров в частный сектор зоны «Север» 50 миллионов рублей (ранее аналогичную поддержку получили территории «Юга»).

Норма против нормы

Часть недостающих мусоросборников регоператор ранее приобрел за свой счет. Купить, арендовать или изготовить личные контейнеры объемом 0,75 кубометра было предложено и жителям – например, в том же поселке Промышленная. Как мы уже поясняли, в данном случае отходообразователи были совершенно не обязаны это делать. Тем не менее, многие хозяева частных домов такие контейнеры для себя установили и платят за коммунальную услугу.

Как рассказала местный житель Ольга, из личных контейнеров мусор вывозят по такой схеме: если в доме проживает один человек – раз в четыре месяца, если два – раз в три месяца, три – раз в четыре месяца, четыре – раз в месяц. При этом, как справедливо замечает читатель, по санитарным нормам (СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»), мусоросборники должны опустошать при температуре выше +5 градусов – каждый день, ниже +5 – раз в три дня.

«Что станет с мусором даже за пару месяцев в контейнере, особенно летом? – задает резонный вопрос Ольга. – Тогда нам придется еженедельно платить за дополнительный вывоз мусора, избавляясь от неприятных запахов? Или, может, такой контейнер не предназначен для органических отходов»?

Как пояснили в компании-регоператоре зоны «Север» «Чистый город Кемерово», частные контейнеры в поселке городского типа Промышленная вывозят по заявочной системе согласно нормативу накопления, установленному постановлением РЭК Кемеровской области. Это 2,073 метра кубических на одного проживающего в квартире/доме в год или 0,17 м3 на одного проживающего в месяц.

«Соответственно, если в вашем пользовании находится контейнер объемом 0,75 кубометра и ваша семья состоит из четырех человек, то вывоз контейнера будет осуществляться один раз в месяц», – подтвердили в «Чистом городе Кемерово».

Если контейнер наполнится раньше, его по звонку абонента на горячую линию вывезут бесплатно, заверил регоператор.

«Однако контейнер будет вывозиться только по факту его заполнения», – уточнили в компании.

Выходит, если контейнер неполный, но попахивает, мусоровоз не приедет.

Общественные контейнеры в частном секторе и евробаки на придомовой территории вывозятся так же, исходя из норматива накопления и количества проживающих на территории граждан. Думается, что далеко не всегда график перевозчиков совпадает с периодичностью, установленной СанПиНом 42-128-4690-88. Его, как пояснили в Управлении Роспотребнадзора по Кемеровской области, никто не отменял. Более того, проект актуализированного СанПиНа от 29.04.2019 года относительно частоты вывоза бытового мусора говорит практически то же самое. Сроки хранения несортированных ТКО устанавливаются, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течении трех суток: +5 градуса и выше – не более суток, +4 и ниже – не более трех.

При этом периодичность вывоза ТКО из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а также с территорий Арктической зоны определяется органом исполнительной власти субъекта по согласованию с Роспотребнадзором. Для всех остальных территорий, согласно проекту, действуют общие правила. Между тем, по мнению собеседника газеты, было бы правильно дать и остальным регионам возможность изменять некоторые позиции, в том числе по кратности вывоза мусора в зависимости от климатических условий. Есть варианты, которые можно реализовать уже сегодня, в рамках действующего законодательства. Так, на частном подворье, в периметре забора, не возбраняется хранить мусор в пакетах. Его можно сортировать, как угодно, чтобы не загнивал, – это дело собственника. Приезжать за мешками мусоровоз может, к примеру, раз в неделю. Но, как прокомментировали подобный вариант в компании «Чистый город Кемерово», такая система в регионе не применяется…

Что в мусоре тебе моем?

Вернемся ко второй части вопроса читателя – можно ли выбрасывать в мусорный бак органику. Недавно Министерство природных ресурсов и экологии РФ уточнило, что вообще является бытовым мусором, а что нет (письмо от 11 октября 2019 года №08-25-53/24802). Опираясь на закон «Об отходах производства и потребления», а также на Жилищный кодекс РФ, министерство заключает: «к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».

То есть весь мусор, который образуется в доме, считается ТКО – даже крупногабаритный (КГО). Это, в том числе, старая мебель и бытовая техника.

Раньше считалось, что строительный мусор не входит в норму накопления и находится за рамками ответственности регоператора. Отходы от текущего ремонта помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках коммунальной услуги, а мусор, образовавшийся во время капитального ремонта, – нет, четко разграничивает Минприроды. По Градостроительному кодексу РФ, капремонт – это «работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации». Не сильно ошибемся, если скажем, что ремонт в отдельно взятой квартире/доме – это всегда текущий ремонт.

Крупногабарит складируют в бункеры на контейнерной площадке или в отдельном месте. Такой мусор регоператор вывозит специальным транспортом.

Проанализировав законодательство, Минприроды делает вывод, что в норму накопления ТКО также входит смет со двора (уборка общедомовой территории). А вот растительно-древесные отходы – листва и ветки, которые остались после ухода за зелеными насаждениями, к твердым коммунальным отходам не относятся.

Отдельно в письме даются разъяснения по золе, которую перевозчики обычно особенно активно призывают не выкидывать в контейнер. Сама по себе зола считается ТКО – она образовалась в результате жизнедеятельности (отопления дома), внутри жилого помещения. Но вот горящие, горячие или раскаленные отходы в контейнер складировать запрещено.

Между тем

По информации руководителя Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) в Кемеровской области Ирины Гайденко, с момента старта реформы по обращению с ТКО (в зоне «Юг» – с 1 июля 2018 года) ведомство участвовало в порядка 60 судебных процессах с «южным» регоператором. Во всех спорах суд встал на сторону инспекции. По «Северу» (где, напомним, новый порядок действует с июля нынешнего года) у ГЖИ судебной практики пока не сложилось. Случаи, когда регоператор не выполняет предписание или не соглашается с инспекцией, редки, отмечает ее руководитель.

  • Образец соглашения с Муниципальным районом
  • Соглашение по обращению с ТКО
  • Территориальная схема. Зона № 1

В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления”, согласно которым каждый субъект федерации должен выбрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Что такое региональный оператор

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – это юридическое лицо, обязанностью которого является организация и осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию, утилизации и размещению всех ТКО, образующихся в зоне его деятельности, строго в соответствии с действующим законодательством.

В период с 23 апреля 2018 года Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан подписаны соглашения с прошедшими конкурсный отбор региональными операторами. С 1 января 2019 года организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в республике закрепляется за региональными операторами.

Юридическому лицу присвоен статус регионального оператора и определена зона его деятельности на основании конкурсного отбора. Статус регионального оператора присвоен на 10 лет.

Согласно территориальной схеме обращения с ТКО Республики Башкортостан, региональные операторы по обращению ТКО будут осуществлять свою деятельность в пяти зонах – Зона № 1 (уфимская зона – МУП «Спецавтохозяйство»), Зона № 2 (нефтекамская зона – ООО «Дюртюлимелиоводстрой»), Зона № 3 (стерлитамакская зона – ООО «Эко-Сити»), Зона № 4 (октябрьская зона – ООО «Экология Т», Зона № 4+ (зона ЗАТО Межгорье – ООО «Дюртюлимелиоводстрой»).

В зону № 1 Республики Башкортостан входят: городской округ город Уфа, муниципальные районы Архангельский, Белокатайский, Благоварский, Благовещенский, Дуванский, Иглинский, Кармаскалинский, Кигинский, Кушнаренковский, Мечетлинский, Нуримановский, Салаватский, Уфимский, Чишминский районы.

С какими отходами работает региональный оператор ТКО?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов, отличных от твердых коммунальных.

Какие отходы относятся к твердым коммунальным?

В соответствии с ФЗ-№89 «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 730 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

Кто должен заключать договор с региональным оператором ТКО?

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны заключить собственники твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Собственники ТКО – это:

  • собственники помещений в многоквартирных домах,
  • собственники частных домовладений,
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.

Если у физических лиц, либо хозсубъекта уже заключен и имеется договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором ТКО?

Да, должен. Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором ТКО.

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство)?

Да, должны. Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы, в том числе и садоводческие товарищества. Да, люди там находятся не весь сезон, как правило, это три-четыре летних месяца. И именно на этот период должен заключаться договор на вывоз с территории садоводческого хозяйства мусора.

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором ТКО?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Кто должен содержать контейнерные площадки и проводить на них уборку?

Содержать

  • контейнерные площадки;
  • специальные площадки для крупногабаритных отходов;
  • территории, прилегающей к месту погрузки мусора,

которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, должны собственники помещений в многоквартирных домах (МКД).

Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.

На основании чего установлена стоимость услуг регионального оператора ТКО?

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит регулированию.

Предельные тарифы на осуществление деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора устанавливаются органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным в области регулирования тарифов – Государственным Комитетом Республики Башкортостан по тарифам.

Как региональный оператор будет убирать несанкционированные свалки отходов?

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

*В соответствии с п.п.16-18 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходам».

Минприроды России в связи с неоднократным поступлением обращений по вопросам регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах имеющихся полномочий полагает возможным разъяснить следующее.

1. Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) определено, что твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно статье 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее — региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее — МКД) и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (Правила № 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (Правила № 505).

Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.

Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее — Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр (далее — Методические рекомендации).

В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.

Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.

В соответствии с ЖК РФ, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.

В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее — Постановление № 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.

На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.

Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.

2. Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее — Правила № 1156), установлено, что крупногабаритные отходы (далее — КГО) это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО), осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

Способы складирования КГО:

1. В бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

2. На специальных площадках для складирования КГО.

В связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, пунктом 12 Правил № 1156 предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

На основании изложенного, КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

С учетом положений Правил № 1156 в части определения КГО, их складирования, а также Правил определения нормативов в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Таким образом, отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.

3. Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Таким образом, исходя из указанного определения, отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц в процессе отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) могут быть отнесены к ТКО на основании основного признака, как отходы, образованные внутри жилого помещения, и также подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Одновременно Минприроды России сообщает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Правил № 1156 в контейнерах запрещается складировать, в частности, горящие, раскаленные или горячие отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Следовательно, если образованные физическими лицами отходы в результате отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) в конкретном случае являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их складирование в контейнерах не допускается.

4. Согласно статье 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами № 1156.

Пунктом 13 Правил № 1156 и пунктом 148(12) Правил № 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 (далее — Основы ценообразования).

Таким образом, уборка мест погрузки ТКО — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.

В соответствии с положениями статьи 8 Закона № 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.

Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее — Правила № 491).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно подпункту «д(2)” пункта 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

При этом в соответствии с пунктом 17 Правил № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД:

1. в решении общего собрания собственников помещений в МКД — в случае, если управление МКД осуществляется непосредственно собственниками помещений в МКД;

2. в договоре управления МКД — в случае, если в установленном порядке выбран способ управления МКД управляющей организацией (пункт 2 Постановления № 290).

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением № 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).

При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в пунктах 6.12.6 — 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр.

Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих, в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

Одновременно Минприроды России сообщает следующее.

Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

— установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;

— содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).

Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).

Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.

По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.

5. Согласно пункту 16 Правил № 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления (далее — орган МСУ) и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами МСУ ряда задач публично — властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.

Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772- 2001).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.

Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы МСУ.

В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки ТКО силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил № 1156, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.

Дополнительно Минприроды России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель Министра природных ресурсов
и экологии Российской Федерации
В.Г. Логинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *