ООО Ростелеком розничные системы

  • автор:

«Ростелеком» будет мешать бизнесу своего партнёра «Т2 РТК». Операторы «большой тройки» этому рады
8

Новость о том, что «Ростелеком» расширяет сотрудничество с крупнейшими операторами сотовой связи, которые являются конкурентами совместной компании «Ростелекома» и «Tele2 Россия», воспринимается как ошибочный шаг. Что это: стратегический просчёт, продолжающаяся цепочка неправильных инициатив или видимые, но непонятные, всем действия, которые являются элементом каких-либо последующих событий?

ООО «Ростелеком — розничные системы» (РРС) — компания, созданная 2-3 года назад «Ростелекомом», будет продавать SIM-карты МТС. Этот процесс будет организован на территории всей России. Газета «Коммерсант», сообщившая эту новость, получила эту информацию от старшего вице-президента по управлению бизнесом «Ростелекома» Ларисы Ткачук.

Розничная сеть, принадлежащая РРС, состоит из пары тысяч точек продаж и согласно подписанному договору должна предлагать SIM-карты компании МТС уже с 1 мая, получая за это комиссионное вознаграждение. От Ткачук также стало известно о готовности «Ростелекома» сотрудничать и с «МегаФоном», и с «Вымпелкомом»: ожидается, что «Ростелеком» будет помогать «МегаФону» увеличивать абонентскую базу уже со второго полугодия, переговоры с «Вымпелкомом» ещё ведутся.

Когда читаешь такие новости, то первая реакция — «это глупость какая-то». Так это или нет, могут показать последующие события, но, к сожалению, «отменить и вернуть всё взад» потом уже невозможно. Возможно и другое: есть ещё что-то, какая-то непубличная информация и ставшие известные всем события, кажущиеся в тот момент странными и непонятными, при появлении полной информации становятся вполне ясны и логичны.

Подписанные и планируемые к подписанию договоры с крупнейшими сотовыми компаниями России — это не инициатива конкурентов «Т2 РТК Холдинг», это целенаправленные действия самого «Ростелекома»: «Мы рассматриваем свою сеть как плацдарм для «большой тройки»», — заявила Лариса Ткачук. Со стороны «МегаФона» информацию о сотрудничестве подтвердили, в «Вымпелкоме», похоже, тоже готовы к более тесному бизнес-взаимодействию с ОАО «Ростелеком».

Лариса Ткачук с 2002 по 2012 год — заместитель генерального директора ОАО «МегаФон» по коммерческим вопросам, в апреле 2013 года назначена на пост Вице-президента ОАО «Ростелеком» (руководство Коммерческим блоком Компании), в марте 2015 года Лариса Ткачук назначена на пост Старшего Вице-президента по управлению бизнесом ОАО «Ростелеком», обязанности: руководство тремя ключевыми бизнес-направлениями в корпоративном/государственном, массовом и операторском сегментах, руководство корпоративным маркетингом и координация коммерческой деятельности макрорегиональных филиалов и бизнес-функций.

Розничная сеть компании ООО «Ростелеком — розничные системы», кроме организации продаж SIM-карт операторов «большой тройки», планирует заниматься реализацией других услуг: приём платежей ЖКХ, оплата квитанций ГИБДД, пополнение электронных кошельков и банковских карт, приём денег на погашение кредитов, денежные переводы. Могут появиться и предложения кредитных организаций, и компаний, предлагающих микрофинансовые займы. Не исключено, что салоны продаж станут выполнять функции пунктов выдачи заказов из интернет-магазинов. Такое расширение в розничных точках должно помочь стать ООО «Ростелеком розничные системы» через 3 года безубыточным.

О планах «Ростелекома» выделить розничные продажи в отдельное направление стало известно ещё в конце 2013 года, эти функции должно было выполнять ООО «Ростелеком — розничные системы» (РРС), зарегистрированное в 2012 году. В апреле прошлого года «Ростелеком» принял решение передать под управление РРС более 2200 салонов по всей России. Одной из причин стало создание совместной компании с «Tele2 Россия», поэтому часть салонов должны были быть закрыты, оставшиеся переформатированы для совместного использования в сети продаж «Т2-РТК». В 2015 году объединённый оператор проведёт* ребрендинг и переданные «Ростелекомом» сотовые активы будут работать под брендом Tele2.

В «Ростелекоме» ожидают, что ООО «Ростелеком розничные системы» начнёт и другие преобразования, влияющие на расходную часть: количество салонов продаж будет уменьшаться — с 2000 до 710, они останутся только в городах с населением больше 30 тысяч. Пропорционально будет сокращено и количество сотрудников РРС (сейчас там работает около 7 тысяч человек). Число «700» впервые было названо Ларисой Ткачук ещё в 2013 году: «Абсолютно точно, это не то количество, которое есть сейчас, но меньше 700 точек продаж не должно быть».


«Ростелеком» уже отчитался об экономии в 2014 году 27% на розничной сети продаж

Оценки этой инициативы различны. Во-первых, ООО «Ростелеком — розничные системы», расширяя своё сотрудничество с операторами «большой тройки», будет конкурировать с теми розничными сетями (например, «Связной» и «Евросеть»), которые имеют многолетний опыт в этом бизнесе. Во-вторых, появление предложений от банков и микрофинансовых организаций также появилось у розничных конкурентов раньше. На объёмы продаж будут влиять и количество точек продаж (у нескольких конкурентов их более 3-4 тысяч), и удачное местоположение. Последнее может быть не так важно, по мнению Ткачук, так как продажи услуг из салонов должны переместится в Интернет и в различные дистанционные каналы.

Если для компании «Вымпелком» салоны «Ростелекома» могут стать новым каналом продаж, то для некоторых других телеком-операторов, являющихся конкурентами совместной компании «Ростелеком» и «Tele2 Россия» («Т2 РТК Холдинг»), такое коммерческое взаимодействие пройденный этап — уже было или продолжается. Например, в рознице «Ростелекома» в Северо-Западном федеральном округе в прошлом году можно было подключиться к Tele2 и к сети Йота.

Но расширение портфеля услуг — это не только большие доходы от комиссии, это ещё и расходы на оборудование помещений, на запуск новых предложений, на обучение персонала и т.д. Надо также учесть, что в последние годы размеры комиссионного вознаграждения и сотовые операторы, и банки, и другие потенциальные партнёры склонны постоянно уменьшать, так что сильно постараться, чтобы заработать «сразу и много».

И ещё. Такое разнообразие мне напомнило «Почту России», когда для зарабатывания больших денег в отделениях почтовой связи, сначала в сельской местности, а потом и в городах, стали продавать мыло, шампуни, стиральный порошок и т.п. Потом был ещё один этап расширения «портфеля услуг» за счёт сотрудничества с сотовыми операторами: где-то появились сотовые телефоны, во многих отделениях предлагают SIM-карты, позже для абонентов организовали и пополнение счёта. С «Почтой России» начали взаимодействовать и микрофинансовые организации, принимают там и платежи по кредитам. В то же время наблюдалась продолжающаяся деградация качества работы «Почты России» в направлениях основной деятельности.

Похоже, что ООО «Ростелеком — розничные системы» пошло по той же дорожке, только с другого конца. Так что объявленная стратегия развития РРС может привести совсем не туда. Хотя, возможно, это не особо и беспокоит отдельных топ-менеджеров «Ростелекома», через 2-3 года они могут оказаться в другой компании, где будут вещать о новых целях, способах монетизации, расширении портфеля услуг …

Также непонятно, как эти новации в сфере розничных продаж, предложенные новой командой «Ростелекома», соотносятся с участием «Ростелекома» в совместном с «Tele2 Россия» сотовом операторе. Попытка заработать на активных продажах SIM-карт операторов «большой тройки» — конкурентов «Т2 РТК», да ещё на рынке с 100%+ проникновением, явная глупость, как с коммерческой точки зрения, так и со стратегической. Логика этих действий мне непонятна, могу только предположить, что старший вице-президент по управлению бизнесом из всех сил выполняет личный KPI, не обращая внимания на последствия.

Выше я пару раз упомянул о событиях, которые могут объяснить те или иные нынешние процессы и решения. Имелось в виду то, что приватизация «Ростелекома» не отменена и не будет откладываться до бесконечности. Нужны только более благоприятные экономические условия, точнее рост капитализации компании, и наличие консенсуса по этому вопросу между потенциальными покупателями (пишу во множественном числе, так как не верю в вариант продажи активов «Ростелекома» одному покупателю), которыми являются компании, составляющие «большую тройку». Если это так и произойдёт, то сегодняшнее более тесное взаимодействие «Ростелекома» с этими тремя крупнейшими компаниями становится понятным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *