Охрана труда в автомобильном транспорте

  • автор:

Автотранспорт занимает значительную долю грузовых перевозок. Подавляющее большинство пассажирских перевозок в малых и средних населенных пунктах и немалое число междугородних перевозок также производится автотранспортом. В статье рассматриваются особенности охраны труда на автотранспортном предприятии – в основном, касающиеся в целом безопасности перевозок, и охраны труда водителей, как имеющую значительные особенности в сравнении с другими сквозными профессиями.

_____________________________________

Нормативные документы:

1. Приказ Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

2. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.1988 г.)

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»»

4. Постановление Минтрудасоцразвития РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте»

5. «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 642н от 17.09.2014 г. ). Одновременно можно использовать Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98, утв. Постановлением Минтрудасоцразвития № 16 от 20.03.1998 г.), которые не были отменены с вводом новых «Правил…».

6. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»

7. Постановление Правительства РФ № 162 от 25.02.2000 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»

8. Приказ Минздравсоцразвития от 22 июня 2009 г. N 357н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»

9. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

10. Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

_____________________________________

Вредные и опасные производственные факторы:

— Движущиеся машины и механизмы

— Подвижные части производственного оборудования

— Повышенные температуры воздуха рабочей зоны

— Пониженные температуры воздуха рабочей зоны

— Шум

— Вибрация

— Повышенная или пониженная подвижность воздуха

— Повышенная или пониженная влажность воздуха

— Отсутствие или недостаток естественного освещения

— Недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (рабочего места)

— Загазованность воздуха

— Запыленность воздуха

Опасные и вредные производственные факторы при погрузочно-разгрузочных работах (дополнительно):

— Токсические воздействия бензина (иного топлива) – для кранов на автомобильном шасси

Оптимальные параметры микроклимата:

В холодный и переходный периоды – температура воздуха в салоне 18…20 (грузовые, автобусы), 20…23 (легковые), относительная влажность 40…60%.

В теплый период – температура воздуха в салоне 21…23 (грузовые, автобусы), 20…25 (легковые), относительная влажность 40…60 %.

Допустимые параметры – влажность не более 75% (холодный и переходный периоды), температура – выше оптимальной на 3…5 градусов летом и зимой (для всех машин, кроме грузовых – ниже на 2…3 градуса).

_____________________________________

Режим труда и отдыха:

1. Графики работы (в т.ч. сменные) составляются на ежемесячной основе, утверждается с учетом мнения профсоюза, доводятся не позднее, чем за месяц до введения их в действие. Графиком устанавливается время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Интересно: Положение об особенностях режима рабочего времени водителей распространяется на водителей автомобилей, принадлежащих организациям или ИП. Таким образом, пласт водителей, работающих по найму по трудовому договору, на собственных автомобилях – что совершенно не возбраняется, т.к. законодательно возможность использования личного имущества установлена (с выплатой компенсации) статьей 188 ТК РФ – под действие Положения не подпадает. А значит, теоретически, может иметь условия, отличающиеся от устанавливаемых данным Положением. Например, ему можно установить учетный период и квартал (см. последующий пункт), уменьшить ежедневный отдых…

2. Учет рабочего времени – ведется или ежедневно, или суммировано. Учетный период – месяц. Исключение курортная местность в летне-осенний период и перевозки, связанные с обслуживанием сезонных работ – тогда период можно установить до полугода. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. ВАЖНО! В 2017 году в июне изменено «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» — теперь по согласованию с профсоюзом (или иным аналогичным представительным органом работников) учетный период может быть увеличен до трех месяцев.

3. Длительность ежедневной работы (смены) не более 10 часов. Исключения: междугородная перевозка (с целью получения возможности доехать до места отдыха), регулярные городские и пригородные маршруты (по согласованию с профсоюзом), перевозки для учреждений здравоохранения, коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, перевозки при обслуживании органов власти и местного самоуправления, перевозки руководителей организации а также технологические перевозки без выхода на дороги общего пользования (улицы). В этих случаях продолжительность может быть увеличена до 12 часов.

Важно: рабочий день (с согласия работников) водителей автобусных маршрутов может быть разделен на части. Длительность перерыва между частями – не более двух часов. Но! Перерывы предоставляется в месте дислокации или месте для отстоя автобусов (т.е. работнику не дозволено пойти домой, например), но в рабочее (читай, оплачиваемое) время не включается. Таким образом, фактически работник все равно находится на работе – но без оплаты, а исключительно с целью отдыха.

4. При длительности более 12 часов в рейс направляются два водителя. Автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Дополнительно: при направлении двух (и более) водителей для совместной работы на срок более двух суток Работодатель приказом назначает из них работника, ответственного за охрану труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей направляемой группы АТС. При отдыхе вне населенных пунктов ответственный работник организовывает дежурство – для контроля за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности.

5. Ненормированный рабочий день может быть установлен водителям легковых автомобилей (кроме такси) и водителям изыскательских партий и экспедиций.

Важно: за ненормированность необходимо устанавливать компенсацию – дополнительные дни к отпуску в количестве не менее трех (ст. 119 ТК РФ).

6. Время управления автомобиля не может превышать 9 часов (при суммированном учете рабочего времени – 10 часов, но не более двух раз в неделю).

7. На междугородных перевозках первый перерыв для отдыха (не менее 15 минут) предоставляется после первых трех часов непрерывного управления, далее – каждые два часа или чаще. Допускается совмещение специального перерыва и перерыва для отдыха и питания. при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. При наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные соответствующими дорожными знаками, водитель вправе (с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха) следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного соответствующими дорожными знаками.

8. Сверхурочные работы – в таком же порядке, как и другим профессиям: 120 часов в год, не более двух смен подряд.

9. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день. То есть – после 10 часовой рабочей смены работник должен получить не менее 20 часов непрерывного отдыха. При этом еженедельный отдых должен непосредственно следовать или предшествовать ежедневному отдыху, и длиться не менее 42 часов.

Комментарий: практически невыполнимый пункт – т.к. при этом раскладе водитель имеет четыре рабочих смены в неделю, но график будет крайне неудобный. На практике – даже водители которые работают обычным днем (с 9:00 до 18:00) для соблюдения пункта должны выходить на работу на следующий день уже в 10:00 (18:00 плюс шестнадцать часов отдыха), что, конечно, абсурдно.

10. Привлечение к работе в выходной день – в соответствии с ТК РФ (ст. 113); в нерабочие праздничные – в соответствии с ТК РФ (ст. 112).

11. При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа , с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

_____________________________________

Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью, иными СИЗ – производится в соответствии с действующими Типовыми нормами.

Важно: установлены сроки стирки спецодежды (за счет работодателя, с выдачей сменного комплекта) – один раз в десять дней при умеренном загрязнении, один раз в шесть дней при сильном.

Перечень выдаваемых СИЗ (основной):

— Костюм х/б для защиты от общепроизводственных загрязнений

— Ботинки с жестким подноском, сапоги с жестким подноском

— Перчатки х/б

Дополнительно водителям выдается жилет сигнальный второго класса защиты.

Для водителей автомобилей, работающих на этилированном бензине, дополнительно выдается дежурный фартук, дежурные резиновые перчатки, дежурные нарукавники хлорвиниловые.

Для водителя погрузчика выдают каску, очки, вкладыши противошумные (беруши).

_____________________________________

Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле (согласно действующим отраслевым нормативам) моющие средства, и защитные пасты и мази, щетку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от ГСМ. В частности (из расчета на месяц):

— средство, впитывающее влагу и увлажняющее кожу – 100 мл;

— туалетное мыло или жидкое мыло – 300 г и 500 мл соответственно;

— очищающие кремы, гели и пасты – 200 мл;

— регенерирующие (восстанавливающие) кремы – 100 мл.

Важно: нормы выдачи и нормы использования – не одно и то же. Стандартом разрешается дальнейшее использование неизрасходованных в текущем месяце смывающих и обезвреживающих средств – при условии, что срок годности не истек. Таким образом, если вы выдаете по нормам, но работник не использует все средства в течение месяца (что вполне вероятно) – не возбраняется учесть фактические остатки.

Важно: так же как и СИЗ – смывающие и обеззараживающие средства учитываются в отдельной личной карточке учета и выдачи.

_____________________________________

Работы, при выполнении которых запрещено применение труда женщин:

— водитель автобуса с количеством мест свыше 14-ти и водитель на автомобиле грузоподъемностью свыше 2,5 тонн (кроме внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках, перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены и при условии непривлечения к техобслуживанию и ремонту автобуса)

— слесарь, занятый на ремонте, обкатке и мойке деталей, с применением этилированного бензина

_____________________________________

Молоко (спецпитание) выдается в соответствии с действующим законодательством. Подробнее – в этой статье.

_____________________________________

Медицинское обеспечение безопасности

Заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей, проведении медосмотров. Выданные справки о годности к управлению транспортными средствами действительны до указанной в них даты очередного переосвидетельствования водителя (кандидата в водители).

С целью выявления больных водителей и водителей в состоянии алкогольного опьянения проводятся предрейсовые медицинские осмотры. Также в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения проводятся послесменные, послерейсовые медицинские осмотры по окончании рабочего дня (смены, рейса).

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводит только медицинский работник. Работник должен иметь сертификат, а медицинское учреждение – лицензию.

_____________________________________

Сварочные и другие огневые работы:

Сварочные работы производятся на сварочных постах. Временные места определяются письменным разрешением работника, ответственного за пожарную безопасность объекта (гараж, автобаза, и т.п.). временные места ограждаются негорючими щитами или ширмами. На открытом воздухе сооружаются навесы из негорючих материалов. Сварочные работы во время дождя, снегопада должны быть прекращены.

Приказом по организации назначается работник, ответственный за исправное состояние и эксплуатацию сварочного оборудования. Ежеквартально производится техосмотр и испытание газовых редукторов; ежемесячно – газовых горелок и шлангов. Результаты испытания заносятся в соответствующий журнал.

Присоединение и отсоединение от сети электросварочных установок и наблюдение за их исправным состоянием в процессе эксплуатации выполняется электротехническим персоналом с группой по электробезопасности не ниже III. При этом электросварщик может войти в электротехнический персонал.

Важно: проведение целевого инструктажа фиксируется не только в наряде-допуске, но и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

_____________________________________

Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, компрессоров, воздухопроводов, подъемных сооружений (например, кранов) – должны производиться в соответствии с действующими федеральными нормами и правилами, например, «Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора № 533 от 12.11.2013 г.).

_____________________________________

Работа с электроинструментом производится в соответствии с требованиями электробезопасности. Работа в электроустановках производится в соответствии с Правилами эксплуатации электроустановок потребителей. Аналогично — работа с ручным инструментом должна производиться в соответствии с действующими «Правилами по охране труда при работе с ручным инструментом и приспособлениями».

_____________________________________

Шиномонтажные работы:

— Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового автомобиля должны быть механизированы

— Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры полностью спускается

— Накачка шин проводится в два этапа – до 0,05 МПа, затем проверяется положение замочного кольца, после чего давление повышается до нормативного

— Не допускается выбивать диск кувалдой

— Не допускается при накачивании шины воздухом исправлять положение шины на диске постукиванием

— Запрещено монтировать шины на не соответствующие размеру диски

— Запрещено накачивать шину давлением выше, чем установлено заводом-изготовителем

— Запрещено перекатывать колеса, диски и шины вручную – необходимо пользоваться специальными тележками или тельферами

_____________________________________

Погрузочно-разгрузочные работы:

— Проводятся организацией-грузоотправителем (получателем, агентом и т.п.), или аналогичным структурным подразделением предприятия-перевозчика. Привлечение водителя возможно только после прохождения целевого инструктажа и соответствующего обучения. Исключение – водитель ТС со средствами погрузки (кран, лебедка), управляющий грузоподъемным механизмом.

— Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления грузов; потребовать устранения нарушений.

Важно: Перед началом работы автокрана, иной техники с подъемными механизмами – ТС устанавливается на горизонтальную площадку с обязательной установкой выдвижных опор. Под башмаки опор подкладываются специальные деревянные подкладки.

Важно: Водитель автокрана обязан проверить наличие удостоверений у стропальщиков, не начинать грузовые операции не убедившись в безопасности окружающих лиц, не начинать работу без сигнала стропальщиков (лиц, руководящих погрузочными работами), перед началом перемещения грузов подать сигнал. Поднять груз на высоту до 0,5 м и убедиться, что кран устойчив, груз хорошо подвешен – только после этого продолжать подъем. Водитель принимает сигнал ТОЛЬКО от лица, руководящего работами (специально назначенного) – кроме сигнала СТОП, который принимается от любого лица.

— Для фиксации груза следует применять металлические упоры, щиты и т.п. Для перевозки катно-бочковых грузов – дополнительно используют деревянные клинья, при необходимости – деревянные прокладки.

— Открывать и закрывать борта разрешается не менее, чем двум работникам.

— Навалочный груз не должен возвышаться над бортами ТС

— Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх

— Ящики необходимо предварительно осматривать – торчащие гвозди и концы металлической обивки должны быть забиты или извлечены.

— Запрещается присутствие на месте работ посторонних, не участвующих в погрузочно-разгрузочных работах

— Запрещается работа при скорости ветра 14 м/с и более

— Запрещается передвигать автокран при поднятом грузе.

— Подъем грузов двумя или более автокранами – допускается только под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии плана работ, схем строповки, наряда-допуска.

Для опасных грузов:

— Перед проведением погрузочно-разгрузочных работ проводится целевой инструктаж

— Пломбирование тары с опасным грузом обязательно

— На всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, должны иметься ярлыки, обозначающие: вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке

— Перевозка баллонов до места погрузки-выгрузки производится на специальных тележках, лежа, с закрытыми колпаками

— Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами производятся только с выключенным двигателем. Исключение – налив, производимый насосом ТС с приводом от двигателя ТС.

— Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы при неисправности тары, отсутствии маркировки и предупредительных надписей

— Запрещается курение и использование открытого огня при погрузке, разгрузке и перевозке взрывопожароопасных грузов

Важно: К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (т.н. ДОПОГ).

_____________________________________

Автопогрузчики и электропогрузчики (некоторые особенности производства работ):

— Водители должны иметь право управления погрузчиком

Важно: не только водительские права с категорией С, Д, а удостоверение на право управления погрузчиком (!). Без этого допуск водителя к управлению погрузчиком ЗАПРЕЩЕН.

— На погрузчик наносится следующая информация: регистрационный номер, грузоподъемность, дата следующего испытания

— В зоне работы погрузчика не должны проводиться другие работы. Зона погрузчика – это площадка для маневрирования, размер которой увеличивается на пять метров

— На вилочном погрузчике груз должен быть прижат к раме грузоподъемника; распределяться равномерно, выступать вперед не более чем на треть длины лапы

— Крупногабаритные грузы не должны превышать по высоте защитные устройства погрузчика более чем на один метр. Выделяется работник для руководства движением погрузчика

Запрещается:

— Отрывать примерзший или зажатый груз

— Приступать к поднятию груза при отсутствии под грузом просвета под вилки

— Укладывать груз краном непосредственно на вилки погрузчика

— Сталкивать груз со штабеля и подтаскивать его

_____________________________________

Правила безопасности при ремонтных, регулировочных работах на предприятиях автотранспорта:

При проведении работ транспортное средство следует затормозить стояночным тормозом.

Работник обеспечивается лежаками – при выполнении работ под транспортным средством вне осмотровой ямы, эстакады, подъемника.

При вывешивании части автомобиля (прицепа, полуприцепа) необходимо подставить под неподнимаемые колеса упоры (башмаки), после вывешивания под вывешенную часть подставить козелки и опустить на них транспортное средство. Не допускается применять вместо козелков – кирпичи, диски, случайные предметы.

Не допускается оставлять АТС после окончания работ вывешенным на подъемниках.

Запрещается запускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове.

Запрещается проводить ремонтные работы под поднятым кузовом самосвала (его прицепа) без предварительного освобождения от груза и установки дополнительного упора.

Автоцистерны перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков ЛВЖ, взрывоопасных грузов, токсичных и т.п. Зачистка производится в спецодежде, работник обеспечивается шланговым противогазом, спасательным поясом со страховочным тросом, вне емкости находятся два специально проинструктированных помощника. Зачистные работы считаются работами повышенной опасности, выполняются по наряду-допуску.

При работе зубилом (другим рубящим инструментом) необходимо пользоваться защитными очками.

Запрессовка и выпрессовка деталей должна выполняться съемниками и прессами. В отдельных случаях допустимо использовать выколотки.

Выбраковка инструментов и приспособлений должна производиться по графику – не реже одного раза в месяц.

_____________________________________

Дополнительная информация, знать которую очень полезно:

Работодатели, осуществляющие перевозки, должны обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Работодатели обязаны организовывать предрейсовый контроль техсостояния транспортных средств.

При остановке ТС водитель покидая кабину должен обезопасить ТС от самопроизвольного движения: выключается зажигание (или прекращается подача топлива), устанавливается стояночный тормоз, рычаг передач переводится в нейтральное положение. Под колеса ставятся башмаки – даже при незначительном уклоне.

Не допускается движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом.

Движение задним ходом при затрудненном (недостаточном) обзоре сзади необходимо выделять работника для организации движения ТС.

На заправочном пункте (в т.ч. АЗС) не допускается курение, пользование открытым огнем, проведение ремонтных и регулировочных работ, заправка топливом при работающем двигателе, перелив топлива, нахождение пассажиров в кабине, салоне, кузове ТС.

При работе зимой не допускается:

— Выпускать в рейс ТС с неисправными устройствами обогрева салона и кабины

— Подогревать двигатель открытым пламенем

— Перевозить пассажиров, грузчиков, сопроводителей груза в открытом кузове.

На местах, предназначенных для стоянки ТС (помещения, площадки, стоянки под навесом) не допускается курить, пользоваться открытым огнем, заниматься ремонтом ТС, хранить топливо, заправлять автомобили топливом (сливать топливо), запускать двигатель ТС (кроме случаев выезда с территории)

Полы помещений для стоянки ТС должны иметь разметку, определяющую места установки ТС и проезды. На видном месте вывешивается план расстановки ТС, с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара.

Допускается хранение погрузчиков в производственных и вспомогательных помещениях, при условии, что они не будут загромождать проходы.

Перевозка детей – основные требования к ТС и организации перевозок:

— спереди и сзади устанавливаются знаки «Перевозка детей»

— на наружных боковых сторонах ТС, спереди и сзади, наносятся контрастные надписи ДЕТИ- кузов имеет желтую окраску

— на транспортных средствах предусматривается автоматическая подача звукового сигнала при движении задним ходом

— в каждом ряду сидений предусматривается кнопка «Просьба об остановке»

— рабочее место водителя оборудуется внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой

— Перевозки осуществляются в светлое время суток

— Скорость не должна превышать 60 км/ч

— Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей уведомляются органы Госавтоинспекции – для усиления надзора за движением на маршруте, решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами

— Для сопровождения детей выделяются преподаватели или иные взрослые. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяют медицинских работников

Правила охраны труда на автомобильном транспорте

Основные положения действующего законодательства о труде.

Требования безопасности и основные мероприятия по снижению вредных последствий для окружающей среды при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и хранении автомобилей.

Инструктаж вводный и на рабочем месте. Повторный и внеплановый инструктаж.

Методы контроля и нормы содержания окиси углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями и дымности отработавших газов автомобилей с дизельными двигателями.

Ответственность за загрязнение окружающей среды.

Требования к водителям по соблюдению личной гигиены и правил производственной санитарии.

Порядок оформления несчастных случаев на производстве.

Техника безопасности на автомобильном транспорте.

Эксплуатация автомобилей требует соблюдения определенных норм и правил, исключающих случаи производственного травматизма и обеспечивающих сохранение здоровья водителей и лиц, причастных к использованию, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

В нашей стране охране труда и технике безопасности уделяется большое внимание во всех отраслях народного хозяйства, в Вооруженных Силах. Водители автомобилей должны твердо знать требования правил техники безопасности и неукоснительно выполнять их па практике.

При работе в парках необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

перед пуском двигателя машину затормаживают стояночным тормозом, а рычаг коробки передач устанавливают в нейтральное положение;

техническое обслуживание и ремонт машин производят только при неработающем двигателе;

запрещается производить работы на автомобилях со снятыми колесами и вывешенными на домкратах и талях (в этом случае автомобиль устанавливают на подставки или козлы, а под неснятые колеса подкладывают колодки или упоры);

личный состав по парку перемещается только по тротуарам;

движение машин по территории парка должно производиться со скоростью не более 10 км/ч, а в производственных помещениях — 5 км/ч;

не допускается длительная работа двигателя в крытых помещениях парка.

К техническому состоянию автомобилей также предъявляются определенные требования техники безопасности. Ветровые и боковые стекла кабины должны быть цельными и обеспечивать хорошую видимость через них. Стекла дверей должны плавно подниматься и опускаться стеклоподъемниками. Стеклоочиститель должен быть исправным, хорошо очищать ветровые стекла. Выпускные трубы двигателя не должны пропускать вредные газы в кабину к подкапотное пространство. Замки дверей кабины и запорные устройства бортов грузовой платформы должны исключать произвольное их открывание. Не допускается течь воды, масла, топлива в двигателе и его системах.

Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления автомобилем на всех скоростях и в любых дорожных условиях. Свободный ход рулевого колеса должен быть не более установленной нормы.

Тормозная система должна обеспечивать остановку автомобиля в соответствии с Правилами дорожного движения и одновременность начала торможения всех колес.

Шины допускаются к эксплуатации при отсутствии сквозных порывов и трещин, если не полностью изношен рисунок протектора и давление в них соответствует норме. Не разрешается эксплуатировать шины, не соответствующие размеру ободьев колес. Диски и ободья, имеющие погнутости и выработку отверстий под шпильки, к эксплуатации не допускаются. Замочные кольца должны надежно удерживаться в канавках.

Приборы электрооборудования должны работать надежно на всех режимах, особенно приборы освещения и сигнализации. Не допускается искрение в проводах и клеммах. Автомобили с неисправным освещением, стоп-сигналом, задними фонарями не допускаются к эксплуатации. На автомобиле обязательно должно быть установлено зеркало заднего вида.

Грузовая платформа автомобиля не должна иметь поломанных брусьев и досок.

Прицеп присоединяется к автомобилю жестким дышлом к тягово-сцепному устройству, дающему возможность свободно поворачиваться дышлу. В сцепке автомобиля с прицепом должен быть дополнительный трос или цепь, исключающие отрыв прицепа.

Автомобили, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся грузов, должны иметь не менее двух густопенных огнетушителей. Автобензоцистерны и топливозаправщики, кроме того, должны иметь металлические цепи для заземления, а их выпускные трубы должны быть выведены вперед справа по ходу с наклоном выпускного отверстия вниз. Люки и краны должны быть исправны и не иметь подтеканий.

Бортовые автомобили, перевозящие легковоспламеняющиеся, огнеопасные и взрывчатые грузы в таре, должны быть оборудованы трубой глушителя, выведенной вперед вправо по ходу с наклоном отверстия вниз, и двумя огнетушителями.

На автомобилях, перевозящих огнеопасные грузы, должка

быть надпись «Огнеопасно».

Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля следует проводить на специально оборудованных постах.

При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка карбюратора, реле-регулятора и т.д.) следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.

На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать — работают люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение. При пуске двигателя вручную следует остерегаться обратных ударов и применять правильные приемы захвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачивать ее снизу вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.

Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запрещается. При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с провертыванием карданных валов, необходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в коробке передач.

При. снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.

Инструмент, применяемый при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Молотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревянные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно производиться только исправными ключами соответствующих размеров.

После выполнения всех работ перед пуском двигателя и трога? нием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие участие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.

Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тормозных систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на подножках, крыльях запрещается.

При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следующие требования:

при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы;

поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса;

пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве можно только с напряжением не выше 12 В;

не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих;

перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что подмашиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования;

следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотро-вых канавах отработавшими газами и парами горючего.

При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним. Бензин — легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилированным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество — тетраэтил свинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин — ядовит». Для удаления пролитого бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.

Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость содержит в себе сильнодействующий яд — этилен-гликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись «%%» и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслуживания системы охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.

Тормозные жидкости и их пары также могут вызвать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки.

Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и про мыть сильной струей воды.

Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры но предупреждению отравлений отработавшими газами.

Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.

Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравлениям.

При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы*с инструментом, питаемым током напряжением 127-220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при перевозке грузов все лица, в том числе и водители, должны соблюдать правила техники безопасности. Автомобиль, находящийся под погрузкой, должен быть надежно заторможен, водитель не должен отлучаться с места погрузки или разгрузки. При погрузке сыпучих грузов в кузове не должно быть людей. Если автомобиль загружается экскаватором, водитель должен подать автомобиль так, чтобы ковш экскаватора не проходил над кабиной. При загрузке из бункера подъезжать к нему следует задним ходом так, чтобы центр кузова расположился под бункером. Запрещается выполнять ремонтные работы и техническое обслуживание автомобиля при погрузочно-разгрузочных работах.

При перевозке грузов в ящиках, контейнерах, поддонах необходимо помнить, что при перевозках крупногабаритных грузов повышается центр тяжести автомобиля, поэтому нужно вести машину и тормозить плавно, на поворотах уменьшать скорость движения. Перевозить личный состав вместе с грузами в кузове запрещается.

При монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила:

монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу (помосте), а в полевых условиях — на разостланном брезенте или другой подстилке;

перед демонтажом шины с обода колеса воздух из камеры должен выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин;

производить монтаж шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не соответствующие размеру обода колеса, запрещается;

во время накачивания шины необходимо применять специальное ограждение или страхующие приспособления, при выполнении этой операции в полевых условиях нужно колесо положить замочным кольцом вниз.

Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения пожара в парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью электрооборудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к тушению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.

Охрана труда на автомобильном транспорте

Обновление: 25 сентября 2018 г.

Работа на транспорте связана с большими рисками. Автомобиль сам по себе является источником повышенной опасности, поэтому законодательство предъявляет жесткие требования к охране труда на автомобильном транспорте.

Работники автомобильного транспорта

Нормативные требования по охране труда на указанном транспорте содержатся в соответствующих Межотраслевых правилах ПОТ РМ-027-2003, которые утверждены Минтрудом России 12.05.2003 в Постановлении N 28.

Данные Правила действуют в отношении работников организаций и предпринимателей, оказывающих услуги по:

  • техобслуживанию, ремонту и проверке автотранспортных средств;
  • перевозке пассажиров и грузов.

В Правилах перечислены негативные факторы производства, которые влияют на работников автомобильного транспорта:

1) физические: движущиеся механизмы, повышенный уровень шума и вибрации, недостаточное освещение и т.д.;

2) химические: загазованность и запыленность воздуха.

Особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха водителей, установлены соответствующим Положением, которое утверждено Минтрансом России 20.08.2004 (Приказ N 15).

Согласно этому Положению рабочая смена водителя может составлять:

  • восемь часов — нормальная продолжительность (п.7 Положения);
  • не более десяти часов в случае суммированного учета времени работы (п.9 Положения);
  • не более двенадцати часов при осуществлении междугородной перевозки, если водитель должен доехать до места отдыха (п.10 Положения). При этом должны соблюдаться следующие условия. Время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не должно превышать 9 часов (8 часов в случае перевозки пассажиров в горной местности и в некоторых других случаях), а при суммированном учете рабочего времени — время управления транспортом может быть увеличено до 10 часов, но не более 2 раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может быть больше 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (п.16, 17 Положения).
    В случае необходимости пребывания водителя в автомобиле более 12 часов привлекается второй водитель. Автомобиль при этом должен быть оснащен спальным местом.

При междугородных перевозках после 4-хчасового непрерывного управления транспортным средством делается перерыв не менее 15 минут, а затем — не реже чем каждые два часа (п.19 Положения).

Работники автомобильного транспорта в обязательном порядке проходят:

  • инструктаж по охране труда (в том числе вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой). В связи с отнесением автотранспорта к источникам повышенной опасности не реже чем раз в три месяца осуществляется повторный инструктаж;
  • обучение по безопасности труда со сдачей экзаменов;
  • предварительный и периодический медосмотры.

Актуальный порядок проведения медосвидетельствования водителей действует с 26.03.2016 (Приказ Минздрава России N 344н от 15.06.2015).

Работники должны быть бесплатно и своевременно обеспечены средствами индивидуальной защиты, имеющими сертификаты соответствия, специальными одеждой и обувью, моющими и обеззараживающими средствами, при работе во вредных условиях труда выдается молоко или другое специальное питание.

Требования охраны труда

Межотраслевые правила предусматривают следующие требования:

  • охраны труда в ходе производственного процесса;
  • к помещениям, используемым в работе;
  • к хранению материалов, продукции и отходов;
  • к автотранспортным средствам;
  • к производственному оборудованию;
  • по электробезопасности;
  • к режиму рабочего времени и времени отдыха;
  • к отбору, инструктажу и обучению работников;
  • к применению средств защиты.

Более детальные требования предусмотрены инструкциями по охране труда, утвержденными для отдельных профессий, например, Инструкцией для водителя автопогрузчика от 19.05.2004, утв. Минтрудом России, Типовой инструкцией для водителей грузового автомобиля, утв. 15.12.1997 Минэкономики РФ.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

В случае непроведения в установленный срок необходимых инструктажей, а также непредставления документов, подтверждающих их проведение, притом что работник, не прошедший обучение, будет допущен к работе, должностному лицу, ответственному за обучение, и индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, а юридическому лицу – от 110 тысяч рублей до 130 тысяч рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

За нарушение, связанное с проведением медосмотров водителей (предварительного, периодического, предрейсового или послерейсового), ст. 11.32 КоАП РФ предусматривает штраф в размере:

  • от одной до полутора тысяч рублей – для граждан;
  • от двух до трех тысяч рублей – для должностных лиц;
  • от тридцати до пятидесяти тысяч рублей – для юридических лиц.

В зависимости от нарушения к ответственному лицу могут быть применены и другие виды ответственности.

Новые Правила Охраны Труда на автомобильном транспорте

27 сентября 2018 года вступают в силу новые Правила по охране труда на автомобильном транспорте, которые были утверждены Приказом Министерства труда №59н. Они отменяют действие Межотраслевых правил 2003 года и являются обязательными к исполнению, так как прошли регистрацию в Минюсте. Под действия правил попадает весь автомобильный транспорт за исключением авто и электропогрузчиков, которые используются исключительно на территории предприятий.

Содержание Правил охраны труда на автомобильном транспорте:

  1. Требования по допуску персонала к выполняемой работе;
  2. Указания по организации проведения работ;
  3. Требования охраны труда к зданиям и сооружениям, к оснащению рабочих мест и производственных площадок;
  4. Требования по охране труда на автотранспортных предприятиях;
  5. Нормы безопасности в сложных дорожных условиях, а также при управлении транспортным средством со специальным оборудованием;
  6. Требования по охране труда при хранении применяемых материалов, а также указания по погрузочно-разгрузочным процессам и логистике контейнерных перевозок;
  7. Государственный контроль за соблюдением правил и ответственность работодателя за их неисполнение.

Ознакомится с текстом правил охраны труда на автомобильном транспорте: Приказ № 59н

Отличие новых Правил охраны труда на автомобильном транспорте от Межотраслевых правил 2003 года:

  1. В перечень вредных и опасных производственных факторов включены физические и нервно-психические перегрузки.
  2. Форма наряда-допуска стала рекомендуемой, а не «утверждённой».
  3. Повторный инструктаж по охране труда должен проводится с водителями не реже одного раза в три месяца.
  4. Раз в год работодатель обязан проводить с водителями проверку знаний требований охраны труда, так как их труд связан с повышенной опасностью (1079 статья ГК РФ).
  5. В инструкциях по охране труда и в программе первичного инструктажа необходимо указывать сведения о коллективных средствах защиты.
  6. Здания и сооружения, предназначенные для эксплуатации и ремонта транспортных средств, должны соответствовать требованиям ТР ТС № 384-ФЗ.
  7. Исключен пункт об устройстве мест для курения в зданиях и на территории.
  8. Исключен раздел «Электробезопасность».
  9. Конкретизированы требования к плану расстановки техники. Его требуется утверждать приказом.
  10. Добавлена необходимость установки автоматически включаемых воздушных тепловых завес.
  11. Ужесточились требования к аккумуляторным батареям.
  12. Изменились требования охраны труда при использовании инструментов и приспособлений.

Штрафы за нарушение требований правила охраны труда на автомобильном транспорте:

Основание для наказания В отношении кого применяют Вид наказания Размер штрафа Основание
Нарушение требований охраны труда Организация (юридическое лицо) Предупреждение или штраф От 30 000 до 50 000 руб. Часть 1 статьи 5.27 КоАП
Должностное лицо От 1 000 до 5 000 руб.
Индивидуальный предприниматель От 1 000 до 5 000 руб.
Водитель Штраф От 1 000 до 3 000 руб. Часть 2 статьи 11.23 КоАП
Повторное нарушение требований охраны труда Организация (юридическое лицо) Штраф От 50 000 до 70 000 руб. Часть 2 статьи 5.27 КоАП
Индивидуальный предприниматель От 10 000 до 20 000 руб.
Должностное лицо Дисквалификация от одного года до трех лет или штраф От 10 000 до 20 000 руб.

Возврат к списку

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ за 2 полугодие по разделу: «Безопасность труда на предприятиях автомобильного транспорта», по профессии «Автомеханик» 1 курс,

ГБПОУ «УМТ»

РАССМОТРЕНО:

На заседании методической

комиссии «Автомеханик»

Протокол №____ от «____»______2015г.

Руководитель МК________Н.Н.Казакова

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ за 2 полугодие

по разделу: «Безопасность труда на предприятиях автомобильного транспорта»,

по профессии «Автомеханик» 1 курс,

по предмету «Охрана труда».

Преподаватель: В.Н.Попов

  1. Требования к открытым площадкам для хранения автомобилей.

  2. Средства коллективной защиты от вредных производственных факторов.

  3. Общие требования к техническому состоянию автомобилей.

  4. Требования безопасности при мойке автомобилей.

  5. Требования к помещениям для хранения автомобилей.

  6. Требования безопасности при сварочных работах.

  7. Средства индивидуальной защиты от опасных производственных факторов.

  8. Пожарная безопасность при сварочных работах.

  9. Требования безопасности при шиномонтажных работах.

  10. Пожарная безопасность при аккумуляторных работах.

  11. Техника безопасности при кузовных работах.

  12. Требования к погрузочным площадкам.

  13. Требования безопасности при перевозке контейнеров.

  14. Общие требования безопасности при погрузке грузов.

  15. Обязанности водителя при перевозке грузов.

  16. Механизмы, используемые на погрузке и разгрузке грузов.

  17. Основные причины пожаров.

  18. Первичные средства тушения пожаров.

  19. Пожарная безопасность при обслуживании и ремонте автомобилей.

  20. Безопасность труда при работе с электроинструментом.

  21. Виды дисциплинарных взысканий.

  22. Ответственные за пожарную безопасность на предприятии.

  23. Требования производственной санитарии к помещениям мастерских.

  24. Причины и последствия поражения человека эл.током.

  25. Перерывы в течение рабочей смены.

ГБПОУ «УМТ»

РАССМОТРЕНО:

на заседании методической

комиссии «Автомеханик»

Протокол №____ от «____»______2015г.

Руководитель МК______Н.Н.Казакова

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 2: «Безопасность труда на предприятиях автомобильного транспорта» по предмету «Охрана труда»

Гр. А-51, I курс, 2015-2016 у.г.

Преподаватель: Попов В.Н.

Вариант 1.

  1. Требования безопасности при мойке автомобилей.

  2. Пожарная безопасность при аккумуляторных работах.

  3. Основные причины пожаров.

  4. Требования безопасности при перевозке контейнеров.

  5. Средства коллективной защиты от вредных производственных факторов.

  6. Безопасность труда при работе с электроинструментом.

  7. Виды дисциплинарных взысканий.

  8. Общие требования к техническому состоянию автомобилей.

Вариант 2.

  1. Средства индивидуальной защиты от опасных производственных факторов.

  2. Пожарная безопасность при сварочных работах.

  3. Требования к погрузочным площадкам.

  4. Первичные средства тушения пожаров.

  5. Требования, предъявляемые к стояночным боксам.

  6. Перерывы в течение рабочей смены.

  7. Общие требования безопасности при погрузке грузов.

  8. Техника безопасности при кузовных работах.

Эталон ответов

Вариант 1.

  1. Мойка должна производиться на специально отведённых местах; пост открытой шланговой (ручной) мойки должен располагаться в зоне, изолированной от открытых электрических проводов и оборудования, находящегося под напряжением; на посту мойки электропроводка, источники освещения и электродвигатели должны быть в герметичном исполнении. Пол на постах мойки должны иметь шероховатую (рифлёную) поверхность.

  2. В целях пожарной безопасности, в аккумуляторном отделении запрещается пользоваться открытым огнём, хранить в зарядном отделении бутыли с кислотой или электролитом в количестве, превышающем суточную потребность, присутствовать посторонним людям, кроме персонала, курить и принимать пищу. Для соединения аккумуляторов при зарядке применять свинцовые или медные клеммы, плотные зажимы, исключающие искрение.

  3. Основные причины пожара — неосторожное обращение с огнём, короткое замыкание электропроводки, самовозгорание вещества, неисправности печей и дымоходов, курение .

  4. Резко не тормозить, снижать скорость на поворотах и неровностях дороги, обращать внимание на высоту ворот, мостов, проводов и других верхних препятствий.

  5. Вентиляция, поддержание оптимальной температуры, освещения. Применение защитных кожухов и ограждений на шкивах, распределительных электрощитах.

  6. Эл. инструмент должен быть в исправном состоянии, токоведущие части иметь изоляцию, во время работы с эл. дрелью, иметь в наличии резиновые перчатки, галоши или коврик. Все инструменты должны иметь надёжное заземление.

  7. Замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор, отстранение от работы с переводом на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

  8. В исправном состоянии у автомобиля должны быть органы управления, освещения, сигнализации. Все системы и механизмы должны соответствовать правилам эксплуатации.

Вариант 2

  1. Спецодежда, прочная обувь, перчатки, защитные очки, каски и т.д.

  2. Запрещается вести сварочные работы в непосредственной близости от топливных баков, на полу не должно быть следов разлитого масла. Сварочные работы по возможности должны вестись на сварочных постах, в помещениях пожаробезопасного исполнения.

  3. Площадки должны иметь твёрдые дороги и подъездные пути, позволяющие без помех выполнять манёвры и разъезды. Склады должны иметь парапеты на высоте кузовов автомобилей, при необходимости нужно применять прочные трапы с поручнями. Для работы в тёмное время суток, места погрузки и разгрузки должны быть освещены.

  4. К первичным средствам относятся вода, ящики с песком, переносные огнетушители (пенные или порошковые), щиты с противопожарным инвентарём.

  5. Стояночные боксы должны иметь освещение, отопление, вентиляцию, запоры. Пол должен быть твёрдым, не скользким и иметь наклон не менее 10 для стока талых вод. Боксы не должны сообщаться с ремонтными мастерскими и другими помещениями. Интервал 1м.

  6. Перерыв на обед – через 4 часа от начала, каждый час работы – перерыв на 10мин.

  7. При погрузке груза на высоту более2м. и весе более 50 кг- использовать механизмы. Освещение места погрузки. Прочный, нескользкий пол.

  8. При правке применять исправный слесарный инструмент. При резке – очки. При покраске — очки, распиратор. Электроинструмент – сухой, исправный (неоголённые провода, токоведущие части), при работе применять резиновые коврики, перчатки, калоши.

Критерии ответов:

5 баллов – 8 ответов

4 балла – 6 ответов

3 балла – 5 ответов

2 балла – 4 ответа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *