Одна из основных форм монополий кроссворд

  • автор:

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ТРЕСТ (англ. trust, букв. — доверие) одна из форм экономических объединений, в рамках которых участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной…

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. Объединение нескольких однотипных предприятий, а также вообще сложное производственное объединение. Строительный т. Объединение предприятий с централизацией производственных и коммерческих операций. прил. трестовский, -ая, -ое (разг.).

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Трест — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или главной компании. Наиболее…

Мамиев Чермен Михайлович

соискатель Северо-Осетинского государственного университета (тел.: 89183271713)

Понятие ”доминирующее положение” и его характерные признаки

Аннотация

Представленная статья посвящена изучению понятия «доминирующее положение» в конкурентном законодательстве Российской Федерации. Автор подчеркивает особую значимость данного понятия при выявлении наличия монополизации рынка как результата злоупотребления доминирующим положением.

Ключевые слова: рынок, товарный рынок, конкуренция, доминирующее положение, монополия, антимонопольное регулирование.

Key words: the market, the commodity market, competition, leading position, monopoly, antimonopoly regulation.

Одним из негативных проявлений конкуренции является то обстоятельство, что она создает предпосылки для монополизации рынка. Сущность монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам .

Качественная характеристика доминирующего положения — возможность воздействовать на конкуренцию. Количественная характеристика доминирующего положения — соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара, и норматива, установленного законом.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном

рынке определяется по формуле: Di = Vi : Vm,

где Di — доля хозяйствующего субъекта; Vi -объем реализованной этим субъектом продукции на товарном рынке; Vm — общий объем реализации товара .

При этом определяются продуктовые и географические границы товарного рынка.

Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами .

В результате определения количественных показателей положения хозяйствующего субъекта на рынке возможны три ситуации:

1. положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более, признается доминирующим;

2. если доля хозяйствующего субъекта находится внутри пределов 35 — 65 %, то наличие доминирующего положения доказывается антимонопольным органом;

3. не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35 %.

Географические границы товарного рынка определяются в зависимости от возможности

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № б (37)

потребителя приобрести товар или услугу на данной территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Например, в 2005 г. в отношении компании «Астраханьгазпром» антимонопольным органом было определено, что рынок розничной реализации бензина совпадает с административными границами Астраханской области, потому что для розничного покупателя нецелесообразно заправлять свой автомобиль за пределами области, так как эксплуатационные расходы и временные затраты являются экономически невыгодными.

В то же время рынок коммунальных услуг, а также услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого фонда, как правило, определяется в географических границах районов и округов даже внутри одного муниципального образования .

Итак, после определения географических и продуктовых границ товарного рынка можно рассчитать количественные показатели положения хозяйствующего субъекта на рынке, в результате чего возможны три ситуации. Если доля хозяйствующего субъекта на рынке данного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим. Это неопровержимая презумпция.

Однако Законом о защите конкуренции сделаны два исключения из подобной презумпции.

Во-первых, доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта в случаях, установленных федеральными законами. Например, если товарный рынок возникает в результате устранения государственного регулирования (цен, тарифов и проч.).

Во-вторых, доминирующим может быть признано положение компании с долей менее чем 35% на товарном рынке, где есть стабильное ядро крупнейших компаний (две-пять компаний с долей от 50 до 70 %), товар уникален и не имеет заменителей, потребитель не в состоянии сократить свое потребление, невзирая на рост цены, доступ новых продавцов затруднен, а действия компаний информационно прозрачны. В таких условия действия любого из крупнейших продавцов на рынке формируют общие условия обращения товаров для всего рынка в целом.

Если доля хозяйствующего субъекта на рынке превышает 50 %, то его положение предполагается доминирующим, но он вправе доказывать обратное. Иными словами, хозяйствующий субъект может настаивать на том, что даже при такой концентрации рынка он не определяет условия обращения товаров и не мешает своим конкурентам. Наконец, если доля

хозяйствующего субъекта находится в пределах от 35 до 50% рынка, то наличие у него доминирующего положения доказывается антимонопольным органом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В американской судебной практике выработаны похожие критерии. Считается, что 90% создают монополию, 60% означают сомнительную монополию, а 33% рынка монополию создавать не могут. Для сравнения: в Эстонии порог доминирования составляет 40%, в Украине — 50%. Многие страны придерживаются принципа «совместного доминирования», или «сложной монополии». Например, согласно ст. 4 Типового закона о конкуренции ЮНКТАД (ООН, Женева, 2000 г.) доминирование на рынке — это не только положение одного предприятия, но и ситуация, когда рынок контролируют несколько предприятий, действующих совместно. Это высококонцентрированный рынок, именуемый «олигополия» .

Надо сказать, что Закон о защите конкуренции предусматривает условия коллективного доминирования, если доля трех хозяйствующих субъектов не превышает 50% рынка или доля пяти хозяйствующих субъектов не превышает 70% рынка. Причем эти доли в течение года подвержены малозначительным изменениям, а реализуемый товар не может быть заменен другим товаром в потреблении и спрос на него неэластичен. Иными словами, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар.

Итак, само по себе доминирование на товарном рынке не является нарушением антимонопольного законодательства. Установление факта доминирования служит основанием для осуществления систематического наблюдения за деятельностью хозяйствующего субъекта в целях недопущения и пресечения злоупотреблений исключительным положением на товарном рынке. Иными словами, неправомерным является только злоупотребление доминирующим положением. Это считается одним из видов монополистической деятельности. В частности, злоупотреблением можно считать:

изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение (дискриминационные условия);

создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

сокращение (прекращение) производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями .

Злоупотреблением следует назвать и навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Так, в Красноярске завод по производству кваса включал во все договоры на его поставку условие о максимальном размере торговой наценки при реализации кваса в розницу. Антимонопольный орган признал, что такое условие договоров ущемляет интересы других хозяйствующих субъектов. В Тюменской области компания «Уралсвязьинформ» занимала более 60 % рынка услуг телефонной связи, т.е. доминировала на нем. В договоры со своими абонентами компания включала условие о безакцептном списании денежных средств за оказанные услуги связи. Однако согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета без соответствующего распоряжения клиента допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или договором клиента с банком. Безакцептная оплата услуг связи законодательством не предусмотрена. Поэтому антимонопольный орган квалифицировал такое поведение компании как злоупотребление доминирующим положением в виде навязывания абонентам невыгодных условий договора.

Таким злоупотреблением, помимо

вышеизложенного, является и необоснованный отказ хозяйствующего субъекта от заключения договора с отдельными покупателями. Часто иски о необоснованном отказе заключить договор поставки газа предъявляются к ОАО «Газпром» и его дочерним обществам («Межрегионгаз», «Краснодаррегионгаз» и др.). Однако если доказана техническая невозможность предоставления газа, например к моменту получения оферты договорная компания была завершена, баланс газа утвержден, весь добываемый газ распределен по покупателям, то хозяйствующий субъект не может быть привлечен к ответственности.

Монополистическая деятельность — это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на

недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Различают:

монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов;

монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (включение их в круг субъектов монополистической деятельности является особенностью российского законодательства).

Законом также запрещены соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию, которые направлены на:

установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;

повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах;

раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров и т.д.;

ограничение доступа на рынок (устранение с него других хозяйствующих субъектов);

отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

В исключительных случаях подобные соглашения могут быть признаны правомерными на основании доказательств, представленных соответствующими хозяйствующими субъектами (ст. 35 Закона о защите конкуренции). В круг доказывания в данной ситуации включается ряд обстоятельств. В частности, соглашениями или согласованными действиями:

не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;

на их участников или третьих лиц не налагаются ограничения;

достигается совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Закон о защите конкуренции также признает правомерными т.н. вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Вертикальными именуются соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой. Один из них приобретает (может приобрести) товар, а другой — предоставляет (может предоставить). Законодательством допускаются два вида вертикальных соглашений: договоры коммерческой концессии и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 5 (37)

вертикальные соглашения, если доля каждого из участвующих в них хозяйствующих субъектов на любом товарном рынке не превышает 20 %.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство большинства стран запрещает антиконкурентные соглашения между предприятиями.

Наиболее сурово преследуются горизонтальные (картельные) соглашения, среди которых особое место занимают ценовые соглашения. Во многих странах они запрещаются антимонопольным законодательством как таковые, без каких-либо изъятий. Ограничения, которые рассматриваются как нарушения без изъятий, как правило, включают соглашения о ценах, горизонтальные разделения рынков или покупателей, а также горизонтальные согласованные отказы вести дела и сговор при проведении торгов.

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.

№ 135-Ф3 «О защите конкуренции» // СПС «Консультант плюс».

2. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утв. Приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. № 67 (действует в части, не противоречащей №135-Ф3) // СПС «Консультант плюс»

3. Варламова А. Н. Новый закон о конкуренции // Законодательство. 2006. № 11.

4. Ткачев А., Богомолов Ю. Понятие «группа лиц»//Журнал для акционеров. 2000. № 4.

5. Гущин В.В., Порошкина Ю. О., Сердюк Е. Б. Корпоративное право. М., 2006

6. Князева И. В. Антимонопольная политика в России. М., 2008.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ//СПС «Консультант плюс».

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Я. Ю. РАДЮКОВА

Статья посвящена уточнению сущности естественной монополии как социальноэкономического явления, рассмотрена роль естественных монополий в современной экономике России, определены специфические особенности монополистических образований в России. В соответствии с вышеуказанным автором сделан вывод, что государство на современном этапе хозяйствования должно четко определить вектор деятельности монополистических образований, а также выработать основные направления государственного регулирования естественных монополий.

Ключевые слова: естественные монополии, инфраструктурные отрасли, государственное регулирование.

Естественные монополии являются неотъемлемым элементом экономической системы любого государства, независимо от его социально-экономического, политического и общественного устройства.

Как правило, под монополией подразумевается крупная компания или объединение предпринимателей. В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «продаю один». В экономической литературе под монополией понимается определенная структура рынка, характеризующаяся преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего товар, не имеющего близких заменителей .

В свою очередь, монополию можно считать естественной, если на всем интервале выпуска функция затрат субаддитивна, даже если при этом отсутствует экономия от масштаба для каждого отдельного продукта.

В российском законодательстве преимущественно говорится о «доминирующем положении» как своеобразном аналоге монополии. В соответствии с действующим законодательством под монополией понимают:

— предприятие, занимающее доминирующее положение на товарном рынке или в отрасли, и обладающее монопольной властью, которую оно может использовать в целях удержания своего исключительного положения на рынке в течение долгосрочного периода за счет подавления реальных и потенциальных конкурентов; получения монопольно высокой прибыли, которая может быть достигнута за счет роста цен и снижения объема производства, давления на конкурентов и потребителей и т. д.;

— структуру рынка, характеризующуюся наличием одной или нескольких фирм, на долю которых приходится большой объем рыночного производства; дифференцированным продуктом, который продают по ценам и в объеме отличном от того, который мог бы быть в условиях свободной конкуренции; наличием высоких барьеров входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;

— исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации и т. д. на осуществление какой-либо деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ под естественными монополиями понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров .

Следует отметить, что в основе существования естественных монополий лежат объективные экономические условия, в силу которых монопольное положение хозяйствующих субъектов является экономически необходимым и эффективным. В условиях естественной монополии

производство обладает технологической особенностью, которая определяет его экономическую эффективность: снижение издержек по мере увеличения объемов производства продукции. Это связано с экономией за счет масштабов производства и высоких фиксированных издержек. В результате конкуренция на данных рынках не эффективна. Кроме того, уровень спроса на продукцию и услуги естественных монополий не зависит от изменения цены, так как не существует товаров заменителей .

В современных условиях естественные монополии являются единством материальных и нематериальных активов; обеспечивают инфраструктурой национальную экономику с целью ее эффективного функционирования и развития; обеспечивают экономию на масштабе производства и сбыте товаров и услуг; ориентированы на удовлетворение потребностей национального хозяйства за счет государственной собственности, характерной для данных отраслей. При этом, естественные монополии обладают и отрицательными особенностями: высокие издержки и завышенные тарифы; неудовлетворительное качество предоставляемых услуг; перекладывание издержек на потребителя.

Кроме того, естественные монополии являются средством разрешения острых внутренних противоречий национальной системы, а, соответственно, появляются в местах наиболее сильного переплетения интересов различных хозяйствующих субъектов. В результате, естественные монополии создаются в инфраструктурных отраслях отечественной экономики, обеспечивая создание жизненно важных условий, необходимых для функционирования всей экономической системы.

В российской экономике естественные монополии существуют в инфраструктурных отраслях, как правило, в виде вертикальных объединений (как крупные вертикально интегрированные предприятия, охватывающие всю производственно-технологическую цепочку и большую часть отрасли, так и сетевые предприятия, составляющие ядро отрасли).

В экономике России естественные монополии:

— являются неким способом устранения противоречий между отдельными субъектами национальной экономики;

— обеспечивают субъектов экономической системы природными ресурсами и каналами связи;

— создают условия для развития других секторов экономики;

— являются стабильным источником рабочих мест и доходов для населения страны;

— являются ключевыми источниками доходов для региональных бюджетов и страны в целом.

Роль естественных монополий в жизнедеятельности страны подтверждается следующими данными:

— на долю естественных монополий приходится порядка 10-13 % ВВП;

— огромная социальная роль, что подтверждается данными Росстата. Так, согласно официальным статистическим данным, в сфере естественных монополий занято порядка 11 % от общего числа трудоспособного населения.

Природа предприятий естественных монополий кроется в том, что они формируют собственную финансовую систему и инфраструктуру, являющихся основой жизнеспособности страны. В результате естественные монополии представляют собой основу социальной стабильности общества.

Важной чертой естественных монополий является их специфическая роль в воспроизводственном экономическом цикле в качестве элемента, определяющего эффективность процесса обращения товаров. Экономическая значимость продукции естественных монополии определяется тем, что во-первых, она составляет блок жизнеобеспечения экономики и страны в целом, во-вторых, цена данной продукции включается в структуру затрат производства практически всех товаров и услуг, в-третьих, отсутствием близких товаров-заменителей. От качества и своевременности поставок продукции естественных монополий зависит функционирование всего народнохозяйственного комплекса. В условиях низкого платежеспособного спроса, дефицита денежных средств, рост тарифов на услуги естественных монополий России становится фактором, способствующим снижению объемов производства во всех отраслях экономики страны, является мощным источником инфляции издержек.

Кроме того, естественные монополии играют важную структурообразующую роль в экономике страны. К. Тотьев справедливо отмечает, что, используя преимущества своего монопольного положения на рынке, монополии могут вырабатывать стратегическую линию поведения на средне-и долгосрочную перспективу. Заключение долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутреннего рынка и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики. Практика глобальных альянсов, которая пока больше характерна для западных компаний,

может стать стратегическим направлением развития естественных монополий России, что внесет элемент устойчивости в тенденции регионального и государственного развития в целом .

Таким образом, понятие естественной монополии интегрирует в себе как структурные, так и инфраструктурные субъекты национального хозяйства, деятельность которых носит жизнеобеспечивающий характер, а интеграционное воздействие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на экономику определяет прямую или опосредованную соподчиненность государству (рис. 1).

Многообразие видов и форм монополистической деятельности на естественно монопольных рынках современной России представлено на рисунке 2, отражающем последние тенденции развития российских естественных монополий в контексте общей либерализации экономических отношений.

Рис. 1. Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства

Наиболее типичными примерами выделенных на рисунке видов естественных монополий выступают такие структуры, как:

1. Естественная монополия как инфраструктурная отрасль, интегрирующая предприятия, как в вертикальном, так и в горизонтальном разрезе:

— газовая отрасль. Природный газ занимает лидирующее место в структуре мировой энергетики, входя в группу наиболее используемых энергоносителей и являясь наиболее экологически чистым энергетическим ресурсам. Сегодня основные запасы сосредоточены в СНГ и на Ближнем Востоке, которые в совокупности со-

ставляют порядка 71 % всех мировых запасов. При этом, доля СНГ составляет около 35 %. В последние годы на долю России пришлось примерно 20 % мирового прироста поставок природного газа . Природный газ — это самая быстрорастущая составляющая в мировом потреблении

Ключевые предприятия, находящиеся в государственной собственности

^—►

Уровень монопольной власти Рис. 2. Укрупненная типология естественных монополий в России

энергоресурсов. На сегодняшний день, наша страна поставляет на экспорт более 30 % всего природного газа в мире, а доля газовой отрасли в ВВП составляет порядка 13 %. Стремительному развитию газовой отрасли способствует становление рынка сжиженного природного газа.

На сегодняшний день, в России ОАО «Газпром» является основным налогоплательщиком, который опережает Сбербанк. В 90-е гг. «Газпром» приобрел черты транснациональной корпорации, и сегодня масштаб мировых конкурентных отношений стал определяющим для выбора организационных форм производства газа. Газовая отрасль, и прежде всего ОАО «Газпром», является одним из крупнейших заказчиков для российской промышленности, а значит на нем замыкается множество кооперационных цепочек: от металлургии до предприятий по производству высокотехнологичного оборудования;

— почтовая связь. Почтовая связь в России является неотъемлемой частью инфраструктуры государства. ФГУП «Почта России» в 2003 г. была создана на базе управлений почтовой связи, и на сегодняшний день в ее состав входит 84 филиала и 42 000 почтовых отделений, предоставляющих различные услуги населению, в том числе в самых от-

даленных населенных пунктах. В последнее время наблюдается устойчивый рост объемов предоставляемых услуг, а также объем чистой прибыли;

— атомная энергетика. Атомная отрасль в России одна из передовых во всем мире, опережая другие страны по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций. АЭС, расположенные в узловых точках энергетической сети и работающие в базовой части графика нагрузок, обеспечивают стабильную и устойчивую работу всей энергосистемы страны. Деятельность ОАО «Росатом» связана с обеспечением устойчивого развития ядерного оружейного комплекса, наращиванием доли атомной энергии в энергобалансе страны (цель — 25-30 % к 2030 г.) при повышении уровня безопасности работы отрасли и расширением традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых .

2. Естественная монополия как часть вертикально интегрированной структуры, формирующей основу отрасли и взаимодействующей с ключевыми производителями:

— железнодорожный транспорт. Ключевым звеном транспортной системы в России являются железные дороги, на долю которых приходится более 35 % от общего объема пассажирооборота, а также до 40 % оборота грузов. Столь высокая значимость железных дорог связана с огромными сухопутными расстояниями между отдельными населенными пунктами, а также между промышленными объектами. В России общая протяженность сети железных дорог общего пользования составляет 85 тыс. км. ОАО «РЖД» обеспечивают примерно 1/3 мирового грузооборота, а объем перевозок грузов выше примерно в 4 раза больше чем в США. При этом, степень изношенности основных фондов ОАО «РЖД» составляет порядка 27 %;

— телекоммуникационная связь. На рынке телекоммуникаций ОАО «Связьинвест» — крупнейшая государственная телекоммуникационная компания на территории России. ОАО «Связьинвест» принадлежит более 80 % телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации. Данная компания обеспечивает услугами связи 90 % населения нашей страны, такими как услуги местной, зоновой, междугородной и международной телефонной связи, передачи данных, Интернета, ISDN, беспроводного абонентского доступа, мобильной связи, услуги телеграфной связи, проводного радиовещания, а также услуги связи для целей кабельного и эфирного вещания .

3. Ключевые предприятия, находящиеся в государственной собственности:

— электроэнергетика. Основной функцией электроэнергетики как базовой инфраструктурной отрасли является предоставление комплекса услуг по энергоснабжению потребителей электрической и тепловой энергии. Россия является крупнейшим производителем электроэнергии в мире после США, Китая и Японии. РАО «ЕЭС России» до лета 2008 г. была крупнейшей в мире энергетической компанией. Однако после окончания вертикальной дезинтеграции «РАО ЕЭС» произошло выделение естественно-монопольного ядра -«Федеральной Сетевой Компании» и Компании «Системный оператор». На сегодняшний день ОАО «ФСК ЕЭС» обслуживает всю территорию России — 17,075 млн км2. Протяженность линий электропередач в 2011 г. составила 124,5 тыс. км.;

— нефтяная отрасль. Нефтяная отрасль играет огромную роль в развитии национальной эконо-

мики. Так, на долю нефтегазовой отрасли приходится порядка 20 % ВВП, до 35 % доходов бюджета, около 45 % валютных поступлений и свыше 25 % объема промышленного производства России . ОАО «Транснефть» осуществляет транспортировку примерно 93 % нефти добытой в России. На сегодняшний день ОАО «Транснефть» предоставляет услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов, как по территории Российской Федерации, так и за ее пределами; осуществляет аварийно-восстановительные работы трубопроводов; ведет инновационную и инвестиционную деятельность; взаимодействует с трубопроводными предприятиями других государств.

Таким образом, высокая значимость естественно-монопольных структур обуславливает их тесную взаимозависимость и подконтрольность деятельности органов государственного управления, причем управление естественными монополиями дает возможность регулирования всей экономической системы национального хозяйства.

Если говорить о возможностях государства по применению инструментария государственного регулирования экономики, то оно определяется степенью государственного контроля над естественными монополиями, в зависимости от уровня которого государство может выступать и как непосредственный монополист, и как собственник монополистического образования (совладелец) и как внешний регулятор его деятельности. Эффективность государственного управления естественными монополиями может не просто способствовать их качественному развитию и обеспечению населения необходимым набором благ и услуг, но и усилить их роль как инструмента обеспечения целостного социальноэкономического развития, как основы качественного экономического роста национальной экономики.

Высокая степень государственного вмешательства в деятельность естественно монопольных структур, позволяет сформулировать ключевые принципы государственного регулирования, характерные применительно к данным образованиям:

— национально-государственные интересы как детерминанта регулирования деятельности естественных монополий: государство может самостоятельно принимать решение о введении элементов конкуренции на рынок, либерализации доступа на него других производителей;

— целостность системы институционального регулирования деятельности естественных моно-

полий, построенной в соответствии с объективным отсутствием действенных конкурентных механизмов в этих сферах;

— дифференцированный подход к государственному регулированию деятельности структурных и инфраструктурных монополистических образований в соответствии с экономическими и социальными императивами, соответственно.

Таким образом, все многообразие специфических отношений и ролей естественной монополии, как в рамках национального хозяйства, так и за его пределами позволяет сделать вывод о необходимости уточнения ее сущности с позиции выявления ее функционально-структурной роли в национальной экономике. Соответственно, естественные монополии — это специфический вид монополистического образования, интегрирующий единство структурного и инфраструктурного значения в рамках национального хозяйства, определяющее его высокую социально-экономическую значимость и инициированную многоуровневую соподчиненность государству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика. М., 1998.

2. Карпов Д. Ю. Роль государственного сектора на современном этапе развития российской экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 8(70). С. 33-36.

3. Молоденков К. М., Горин С. В. Развитие холдингов в нефтегазовой промышленности России // Экономика и производство. 2009. № 4.

4. О естественных монополиях: федер. закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».

5. Радюкова Я. Ю., Якунина И. Н. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в контексте обеспечения реализации национально-государственных интересов России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Т. 82. № 2. С. 36-42.

6. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 102-121.

7. Тотьев К. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Закон. 1997. № 12. С. 14-20.

8. URL: http://www.svyazinvest.ru

* * *

NATURAL MONOPOLIES IN SYSTEM OF THE ECONOMIC RELATIONS OF NATIONAL ECONOMY

Ya. Yu. Radyukova

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *