Обязанности воспитателя

  • автор:

Когда родители готовят детей к детскому саду, то они мало задумываются о том, что же должен знать воспитатель о вашем ребенке. На первый план встает адаптация малыша в детском саду, его настроение и здоровье. Но среди забот о правильном режиме дня, спокойном расставании у дверей группы, и хорошем питании в саду, родители должны еще подумать и о том, как ребенок будет общаться с другими детьми и взрослыми.

Вы, взрослые родители, давно уже прошли ту страшную черту знакомства, налаживание контакта и общения с незнакомым человеком. А вот ребенку, особенно маленькому, приспособиться и привыкнуть не так легко. Как же можно помочь малышу?

Часто родители не понимают, почему одни дети спокойно и быстро привыкают к садику, а их ребенок все так же идет в сад со слезами на глазах и с гневом смотрит на воспитательницу. Осмелюсь сделать предположение, что среди большого коллектива детей (а сейчас часто группы в саду переполнены) воспитатель просто не смог найти подход к вашему ребенку. И это не из-за того, что взрослый человек не хочет этого делать, просто воспитатель не знает вашего ребенка. Он не знает о его привычках, не может без слов понять, что хочет малыш, не видел, как и во что ваш малыш играет, чего любит, а чего терпеть не может. И если вы, родители, бабушки или дедушки, не поможете ему в этом, то адаптация к саду может растянуться на месяцы, а в худшем случае ваш ребенок так и не сможет привыкнуть к садику.

Но как сделать так, чтобы воспитатель это узнал. Поверьте, рассказывать воспитателю о ребенке ( в свободное время или на собрании, а того хуже во время прибывания детей в саду) не имеет никакого смысла. Человек будет вам кивать головой, говорить, что все понял, но так ничего и не «услышит», потому что за стенкой у него галдят 20 таких детишек или ждет кипа бумаг, которые нужно заполнить. Лучше всего, если вы напишите для работника детского сада сочинение. Да, да не смейтесь. Мини-сочинение про вашего ребенка.

Спокойно изложив на листе бумаги свои мысли, вы даже удивитесь, какой он самом деле ваш ребенок, потому что на бумаге мы честны и не предвзяты 🙂 А чтобы вам было легче составлять «портрет» вашего чада, предлагаю вот такую анкету, по которой вы легко сможете все описать. Хорошо, если каждый родитель напишет такое сочинение про своего ребенка и тогда у воспитателя будет полная картина всех детей в группе. Вы можете и сами предложить работнику сада такой вариант знакомства с детьми. Поверьте, воспитатель детского сада будет вам очень благодарен, а главное он быстрее и проще найдет «общий язык» с вашим малышом.

Анкета для знакомства воспитателя с ребенком

  1. Фамилия, имя, дата рождения. Кроме ФИО (эти данные есть у педагога), можно добавить каким именем вы ласково называете ребенка дома и как его не стоит называть. Например, некоторые дети не выносят когда к ним обращаются уменьшительно-ласкательно: Викусенька или, наоборот, слишком по-взрослому — Анатолий.
  2. Что ребенок умеет? Знает буквы, читает, считает, пишет. Что он может делать дома: расставляет тарелки, раскладывает салфетки, поливает цветы.
  3. Чем любит заниматься? Кто-то из детей может долго и увлеченно рисовать, а кто-то собирать пазлы или конструкторы, лепка, рисование — выбирайте то, что ваш ребенок делает с удовольствием.
  4. Как он занимается? Дети могут выполнять задания быстро, медленно и с расстановкой, увлеченно или рассеянно.
  5. Правша или левша? Какую руку предпочитает в работе — какой рукой пишет, рисует, ест?
  6. Разговорчив ли ребенок? может ли сам рассказать сказку, фильм, рассказать о своем друге или животном.
  7. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Если есть трудности в произношении, то какие звуки.
  8. Как ребенок ест? Вопрос не подразумевает в ответе — хорошо или плохо. Вы можете описать как ест: быстро или медленно, долго жует или глотает кусками (не смейтесь, это особенности темперамента). Докармливаете ли вы малыша или он сам решает будет ли он доедать свой обед.
  9. Ка ребенок спит? Спокойно или беспокойно, быстро засыпает или медленно, снятся ли страшные сны, мочится ли во сне.
  10. Как малыш общается с другими детьми? Любит компанию или предпочитает играть один, дружелюбный, драчливый, спокойный, легко возбудимый, раздражительный.
  11. Часто ли болеет ребенок? Хронические заболевания, если есть и какие.
  12. Что бы вы хотели отметить в характере и поведении своего ребенка.

Возможно, для кого-то эта анкета покажется тратой времени, но так как вы, уважаемые родители, никто не знает вашего ребенка и подобрать к нему «ключик» бывает сложно. А времени у воспитателей сада немного. Пусть же это время лучше уйдет на плодотворную работу с детьми, чем на перебирание ключей. А вашему малышу садик не будет казаться местом заключения. Желаю вам, чтобы ваши детки ходили в детский сад без слез и хорошо проводили там время!

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

В организации ДОУ осуществляется специальной службой, действующей на правах самостоятельного структурного подразделения, подчиненного непосредственно руководителю организации. Основной целью службы ДОУ является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению управления.

Служба ДОУ решает следующие задачи:

  • — совершенствование форм и методов работы с документами;
  • — обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, информационно-поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в ведомственный архив в соответствии с требованиями Единой государственной системы документационного обеспечения, ГОСТов и других действующих нормативов;
  • — сокращение документооборота, количества форм документов и документов;
  • — разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения в организации и подведомственной системе (для организаций, имеющих подведомственную систему), прогрессивных технологий документационного обеспечения управления на базе применения вычислительной и организационной техники, направленных на реализацию деятельности организации.

В соответствии с возложенными задачами служба ДОУ осуществляет следующие функции:

разработка, внедрение и ведение табеля и альбома унифицированных форм документов организации, внесение в них изменений;

  • — осуществление экспедиционной обработки, регистрации документов и учетно-справочной работы по документам;
  • — организация своевременного рассмотрения и подготовки к докладу руководству поступающих документов, осуществление контроля за правильностью оформления документов, представляемых па подпись руководству;
  • — регулирование хода исполнения документов, контроля прохождения, оформления и исполнения документов в установленный срок;
  • — обобщение сведений о ходе и результатах исполнения документов, систематическое информирование руководства по этим вопросам;
  • — организация машинописного изготовления, копирования и оперативного размножения документов;
  • — разработка и проектирование бланков документов;
  • — разработка номенклатуры дел организации, обеспечение хранения дел и оперативного использования документной информации;
  • — организация работы по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;
  • — организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях;
  • — разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями организации) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами, а также по повышению исполнительской дисциплины;
  • — осуществление контроля за правильностью оформления и формирования структурными подразделениями организации дел, подлежащих сдаче в архив;
  • — организация работы архива;
  • — повышение квалификации работников службы ДОУ и архивов, проведение совещаний и консультирование по вопросам, относящимся к компетенции службы ДОУ;
  • — организация рабочих мест, АРМ, условий труда сотрудников службы ДОУ.

Структура службы документационного обеспечения управления

Наименование и структура службы ДОУ устанавливаются с учетом принадлежности их к определенной группе организаций, предприятий, учреждений.

Так, в министерствах и ведомствах федерального уровня созданы управления делами.

В состав управления делами, как правило, включаются:

  • — секретариат (приемная, секретариат министра, секретариаты заместителей министра, секретариат коллегии, протокольное бюро);
  • — инспекция при министре (руководителе ведомства);
  • — канцелярия (бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации, экспедиция, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпная и др.);
  • — отдел писем (жалоб);
  • — отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств;
  • — центральный архив.

На государственных предприятиях, в научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организациях, в учебных заведениях функционирует отдел ДОУ, административный отдел или канцелярия. В их состав, как правило, включаются подразделения: по учету и регистрации; контролю; совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств; рассмотрению писем (жалоб); секретариат; экспедиция; машинописное бюро; копировально-множительное бюро; архив.

В ассоциациях, концернах, акционерных обществах состав и структура службы ДОУ определяется руководством организации (правлением, учредительной конференцией). В аппарате управления органов муниципального самоуправления создается общий отдел. В его состав включаются: секретариат, канцелярия, группа контроля, протокольная группа, группа совершенствования работы с документами, группа писем (жалоб), копировально-множительное бюро, архив.

В небольших по объему работы с документами предприятиях и фирмах, не имеющих службы ДОУ, в структурных подразделениях работу с документами выполняет секретарь руководителя (инспектор, референт) или другое специально назначенное лицо.

Необходимо, чтобы штатная численность службы ДОУ соответствовала объему работы и обеспечивала высокое качество делопроизводства в организации. Службы ДОУ должны быть укомплектованы специалистами с соответствующим высшим и средним специальным образованием.

Для определения количества работников службы ДОУ применяются отраслевые нормативы численности, разрабатываемые на основании типовых межотраслевых нормативов численности служащих, запятых в экономических и административно-хозяйственных службах производственных предприятий, и укрупненные нормативы времени — на работы по делопроизводственному обслуживанию.

Работники службы осуществляют свои функции в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной руководителем организации. Должностная инструкция работника службы ДОУ состоит из следующих разделов: общие положения, функции, обязанности, права работников, взаимоотношения (связи по должности), ответственность работника, оценка работы.

Кто такой воспитатель в детском саду

Воспитание, образование, уход, присмотр — это то, что входит в обязанности воспитателя детского сада в 2020 году. Важные и обязательные качества педагога — доброта, доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность и стрессоустойчивость. Эти критерии закреплены в:

  • должностной инструкции;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • трудовом договоре.

Педагогу в детском саду необходимо любить детей, иметь большое желание стать первым их проводником во взрослую жизнь, уметь улаживать конфликты, найти подход к каждому малышу, оказать первую помощь и приласкать. Работник обязан следить за своим внешнем видом, уметь правильно говорить, находить подход не только к воспитанникам, но и к их родителям. Педагог дошкольного учреждения — важная и ответственная работа, на которой необходимо всегда находиться в добром расположении духа и хорошем настроении. Функциональные обязанности воспитателя предполагают, что специалист позитивен по отношению к ребенку, умеет одинаково относиться к любому малышу, вне зависимости от его поведения, и считается с индивидуальностью каждого воспитанника.

Общие положения

Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.

Знакомство с должностными обязанностями воспитателя дошкольного учреждения происходит еще до факта подписания трудового договора. Работнику необходимо понимать, что для эффективного выполнения своей работы ему должны быть присущи определенные личностные качества, потому что в профессии воспитателя они очень важны. К наиболее важным качествам относятся:

  • любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
  • способности организатора;
  • позитивность и жизнерадостность;
  • стрессо- и психологическая устойчивость;
  • коммуникабельность и организованность;
  • грамотность речи и высокий культурный уровень;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.

Функции

Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований к работнику. Приказом от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждены в том числе и обязанности воспитателя при приеме детей в группу:

  • регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Обязанности

Какие обязанности у воспитателя в детском саду:

  • осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
  • проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
  • создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
  • прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
  • разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
  • контролировать состояние здоровья воспитанников;
  • немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
  • проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.

Если воспитатель не выполняет свои обязанности, что делать в такой ситуации родителям? В первую очередь необходимо обратиться к заведующей ДОУ, написать заявление в двух экземплярах, попытаться решить конфликтную ситуацию с требованием ответа в письменном виде.

Права

Права и обязанности воспитателя в детском саду закреплены ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании» и Приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014:

  • вносить предложения по улучшению образовательного процесса;
  • получать социальные гарантии и льготы, в соответствии с законодательством РФ;
  • требовать улучшения условий труда;
  • иметь оплачиваемый отпуск;
  • при взаимном согласии обмениваться сменами со вторым работником;
  • требовать устранения неисправностей на вверенной территории и создания нормальных условий труда.

Родители отвечают за воспитание своих детей. Проявление уважения к педагогам, вежливость должны входить в обязанности воспитанников ДОУ и их родителей.

Ответственность

В обязанности воспитателя в детском саду по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) включена ответственность за:

  • сохранение жизни и здоровья детей в группе;
  • сохранность личных вещей воспитанников;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
  • несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
  • использование рабочего времени в личных целях;
  • превышение полномочий.

Обязанности воспитателя в ясельной группе детского сада отличаются от того, что приходится делать в младшей группе детского сада. В ясли приходят дети совсем маленькие, часто даже не умеющие говорить, полноценно обслуживать себя сами они еще не в состоянии, и часто плачут. А в младшей группе воспитанники постарше, более ответственны, и большинство уже прошли первоначальную адаптацию к новым условиям.

Выбор профессии воспитателя: плюсы и минусы. Какие личные качества нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.
Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

Если вы хотите стать воспитателем или педагогом дополнительного образования, мы рекомендуем наши бесплатные тесты:

    ✔ Тест на профессию будущего педагога (социально-гуманитарный профиль) >>
    ✔ Профориентационный тест «Личность и профессия» >>

Чем занимается воспитатель на работе:
✎ Ухаживает и присматривает за детьми
✎ Организовывает игры и праздники
✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности
✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла)
✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей
✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования
✎ Ведет документацию
Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования
Работа воспитателя — это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия — для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

Плюсы

Минусы

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
✔ Бывают трудные и конфликтные дети
✔ Чаще бывают «трудные» родители 🙂
✔ Приходится решать конфликты между детьми и между
родителями
✔ Небольшая зарплата
✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе
уголовная)
✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность
Средняя заработная плата
Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
✔ 15 000 – 70 000 в месяц
Где учиться
Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04).
Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса.
Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.
Колледжи:
• Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ
• Педагогический колледж «Арбат» МГПУ (бывший ПК № 9)
• Педагогический колледж «Дорогомилово» МГПУ (бывший ПК № 6)
• Педагогический колледж «Измайлово» МГПУ (бывший ПК № 8)
• Педагогический колледж «Медведково» МГПУ (бывший ПК № 14)
• Педагогический колледж № 18 «Митино»
• Педагогический колледж «Черемушки» МГПУ (бывший ПК № 4)
• Педагогический колледж № 10
• Педагогический колледж № 15
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13)
• Социальный колледж РГСУ
Где работать
Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:
✔ Детские сады (МДОУ)
✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО «Мир чудес», Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад «Гусёнок», Частный детский сад «Волшебный замок» и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней
Востребованность
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.
Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Должностная инструкция — это локальный нормативный документ, который регламентирует организационно-правовое положение работника, его обязанности права и ответственность на предприятии. Должностная инструкция содержит в себе описание конкретных видов работ, выполняемых работником, и требования к профессиональной подготовке.

Источником для разработки должностной инструкции является квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для каждого работника отдельно.

Должностная инструкция выполняет следующие задачи:

  • установить обязанности работника и критерии их оценки;
  • установить ответственность того или иного работника;
  • дать оценку качества работы каждого работника, что используется при аттестации, при принятии решения о присвоении квалифицированной категории работнику, повышения по карьерной лестнице или, наконец, увольнения;
  • установить взаимоотношения между работниками в коллективе;
  • обеспечить соблюдение трудового законодательства;
  • упростить систему управления персоналом (контроль, премирование, постановка целей и задач).

Должностная инструкция разрабатывается специалистом отдела кадров или руководителем структурного подразделения. Непосредственно утверждается руководителем организации. Иногда работник сам разрабатывает для себя должностную инструкцию.

Работника обязательно должны ознакомить с должностной инструкцией, о чем ставится виза на самом документе. Первый экземпляр должностной инструкции передается работнику, второй — экземпляр хранится в отделе кадров организации, третий — остается у руководителя организации. Не существует стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции в связи с этим, каждое предприятие может само формировать описание той или иной должности.

Приложения:

Автор статьи: Анна Фоменко, юрист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *