Обязанность банка предоставлять информацию по счету

  • автор:

В последние годы в большинстве европейских стран наблюдается тенденция к ужесточению требований финансового законодательства. Следствием этого стало введение многими финансовыми учреждениями дополнительных требований по подтверждению происхождения денежных средств, которые должны соблюдать как физические, так и юридические лица. Без такого подтверждения банки могут отказать в осуществлении финансовых операций, даже в тех случаях, когда счёт клиента был открыт довольно давно, и он имеет хорошую репутацию. Более того, как показала история с Романом Абрамовичем и получением им британской визы, сведения об источнике происхождения денежных средств могут запросить даже в случае оформления небанковских документов. Например, при покупке недвижимости, оформлении вида на жительство или гражданства.

В связи с этим мы предлагаем нашим клиентам услугу, позволяющую заранее подготовиться к необходимости подтверждения происхождения денежных средств. Учитывая постоянно растущие требования регуляторных властей, эта необходимость может возникнуть у всех, кто заинтересован в международном бизнесе. Особенно это касается предпринимателей, занимающихся нерезидентным бизнесом, так как сегодня в этой сфере наблюдаются очень тревожные тенденции. Отныне практически любой кипрский или латвийский банк может попросить вас предоставить сведения об источнике происхождения денежных средств, и не исключено, что завтра эта тенденция не распространиться на другие офшоры. И выиграет в этой ситуации лишь тот, кто будет готов к ней заранее.

Особенности подтверждения происхождения средств

Исходя из того, что финансовое законодательство в разных странах имеет свои национальные особенности, то и подтверждение происхождения средств в банке может несколько отличаться. Так, в странах ОЭСР уже несколько лет действует единый стандарт отчетности CRS, который предполагает, что дополнительной проверке подлежат счета, на которых находится сумма, превышающая 250 тыс. $. По требованию банка владелец такого счёта обязан предоставить в финансовое учреждение документальное подтверждение источника их получения. В случае, если на счету находится сумма больше 1 млн $, может быть назначена углублённая проверка, предполагающая изучение всех финансовых операций за определённый период.

После активизации евроинтеграционных процессов, к подобной системе подключилась и Украина. Еще в мае 2017 г. НБУ разработал изменения к правилам финансового мониторинга, после чего некоторые учреждения стали требовать от своих клиентов дополнительные документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств. В качестве таковых могут потребоваться:

  • налоговая декларация с указанием доходов и имущественного положения;
  • декларация об имуществе, затратах доходах и обязательствах для лиц, уполномоченных на осуществление государственных функций;
  • налоговая декларация для нерезидентов, где есть отметка уполномоченного органа иностранного государства;
  • другие документы, в частности, справки о доходах.

Очевидно, что подтвердить происхождение средств в банке легче всего будет тем предпринимателям, которые тщательно относятся к вопросам ведения бухгалтерского учёта. Для тех, кто не успел об этом позаботиться, компания Intelligent Solution Group предлагает услуги финансового консалтинга, благодаря которым вы всегда будете спокойны о прозрачности и обоснованности ведения бухгалтерских записей.

Денис Вергун, UBR.ua.

С соответствующей идеей выступил председатель Совета НБУ Богдан Данилишин. И если в данном случае речь идет о счетах юрлиц, то зарегистрированный в парламенте законопроект №4073 касается вообще всех счетов.

Если его примут, то Налоговая служба по письменному запросу сможет получать информацию о движении средств, назначении платежей и контрагентах любого юридического или физического лица вне зависимости от ведения хозяйственной деятельности.

«В отношении компаний или физлиц-предпринимателей эта мера выглядит более-менее вменяемой как с точки зрения международного опыта, так и в целях контроля уплаты налогов. Но вот подобное любопытство налоговиков в отношении любого физического лица, без оснований, уголовных производств или каких-либо иных законных претензий/оснований выглядит как минимум странным, а как максимум наступлением на конституционные права граждан», – заметил в беседе с UBR.ua старший аналитик Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин.

Какую информацию могут запрашивать уже сейчас

Действующая редакция закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает право налоговых органов на основании письменного запроса получить от банка банковскую тайну.

Объем этой информации ограничивается только сведениями о наличии банковских счетов. Для сравнения, органам прокуратуры, СБУ, ГБР, Нацполиции, НАБУ, АМКУ предоставлено право получить информацию о конкретных операциях, проводимых банком в интересах клиента.

На практике налоговые органы активно используют имеющиеся у них базы информации, в частности, реестр выписанных налоговых накладных.

«В случае необходимости налоговый орган может получить доступ к информации от самого плательщика налогов – на основании письменного запроса или во время документальной налоговой проверки. При осуществлении досудебного расследования следственными подразделениями налоговых органов действенным механизмом получения банковской тайны от банка является определение следственного судьи о временном доступ к вещам и документам», – рассказал UBR.ua советник ЮФ Equity Богдан Слободян.

Как будет

Законопроект №4073 предусматривает существенное расширение полномочий налоговых органов, поскольку предлагает предоставить доступ к информации по счетам конкретного физического или юридического лица с указанием контрагентов и назначений платежей.

«В случае принятия указанного законопроекта можно спрогнозировать значительную активизацию работы налоговых органов в части анализа операций по счетам, сопоставление операций различных контрагентов», – добавил Богдан Слободян.

С другой стороны, говорят юристы, следует отметить, что в настоящее время ряду государственных и правоохранительных органов уже предоставлена возможность получать банковскую тайну о личности.

В международной практике также наблюдается постепенное нивелирование банковской тайны.

Те же FATCA и CRS дают возможность странам получать информацию о счетах своих резидентов в других юрисдикциях, и наоборот – накладывают обязанность на финансовые учреждения предоставлять данные о счетах нерезидентов.

К слову, банки в Украине обязали предоставлять информацию по указанным стандартам автоматического обмена информацией еще в декабре 2019 года.

В свою очередь, отмечают юристы, законопроект №4073 – это шаг далеко вперед. Он предлагает обязать банки предоставлять информацию о счетах любых юридических и физических лиц, а также о движении средств по ним.

Такая инициатива однозначно отпугнет вкладчиков, как потенциальных, так и существующих.

«Если сейчас налоговому органу передается только информация о наличии счетов у субъектов хозяйствования, а движение средств по ним банк раскрывает только после получения соответствующего определения суда, то в случае принятия законопроекта №4073 налоговики получат практически неограниченный доступ к счетам в любое время. Им будет достаточно направить запрос напрямую в банк», – подметил в разговоре UBR.ua адвокат, юрист юридической группы LCF Игорь Белицкий.

Если сейчас своеобразным фильтром является суд, то после принятия законопроекта количество запросов будет ограничено только желанием налоговиков, которые не будут скованы необходимостью объяснять судье крайнюю важность получения ими информации о транзакциях.

Как отразится на вкладчиках и банках

Новая обязанность банков может отразиться на многом: как на существенных депозитах, накопленных вследствие активного уклонения от налогообложения, так и на вполне бытовых ситуациях.

В первом случае все предельно очевидно, поскольку налоговая получит возможность увидеть количество средств и сопоставить их с данными об уплаченных налогах.

Во втором – дороже на 19,5% (так как надо будет уплачивать НДФЛ и военный сбор) станет не только перепродавать вещи с заграничных маркетплейсов, а может дойти и до абсурда.

«Например, если человек оплатил ужин за всю компанию, а потом получил от всех присутствующих переводы на карту, то при отсутствии договоров займа, которые, в случае превышения суммы займа в 170 грн, должны быть в письменной форме, то налоговики могут увидеть в таких операциях получение дополнительного блага и доначислить налоговые обязательства», – отметил нам Игорь Белицкий.

Одновременно с этим, реализация предлагаемой обязанности банками не вызовет у них особых сложностей. Просто добавится дополнительный орган, которому необходимо направлять информацию. А вот со стороны налоговиков – сложностей больше, как законодательных, так и организационных.

Нужны новые огромные подразделения налоговой

Первое, что нужно учесть: законопроект предполагает обязанность банков предоставлять информацию на запросы налоговиков, но полномочий налоговикам такие запросы направлять – не добавляет.

«Пункт 20.1.5. статьи 20 Налогового кодекса, который требует решения суда в целях получения информации о движении по счету, остается неизменным. Обновить придется и другие нормативные акты, в том числе утвердить форму запроса», – заметил нам Игорь Белицкий.

Если говорить об организационных сложностях налоговой службы – в первую очередь, это вопрос администрирования полученной информации. Если подобные запросы будут направляться только при проведении налоговых проверок, то дополнительный запрос и обработка ответа проблем не составит.

Если же новые полномочия будут использоваться в целях постоянного мониторинга операций и выявления нарушений фактически в режиме реального времени, то необходимо создавать новые огромные подразделения. В данном случае расходы бюджета на содержание контроллеров, в том числе оплаченного налогоплательщиками кофе, – выглядят неуместно, отмечают юристы.

«Выходом может стать ограничение обязанности банков предоставлять информацию, например, только в случае проведения документальной налоговой проверки. Это уменьшит необходимый дополнительный штат контролирующих органов, ограничит количество необоснованных запросов и возможность давления на бизнес или отдельных физических лиц», – подметил Игорь Белицкий.

К слову, такое ограничение полномочий приведет их в соответствие с полномочиями органов прокуратуры, ГБР, НАБУ, которым информацию о движении средств по счету предоставят только в случае наличия дела о выявлении необоснованных активов и сбора доказательств их необоснованности.

В целом, резюмируют юристы, концепция проверки счетов юридических и физических лиц имеет место быть, особенно в свете вероятной амнистии капиталов и дальнейшего контроля за тратами налогоплательщиков, однако она должна быть существенно доработана и принята в подходящее время.

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. 2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. 3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». 4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. 5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). 7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 8. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. 10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке. 11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. 12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта. 13. В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. 14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 настоящего Федерального закона. 15. В случаях, предусмотренных пунктами 4, 15 и 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик вправе заключить договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. Требования, предусмотренные частями 4-9, 11-13 настоящей статьи, могут не применяться к указанному договору. 16. В случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). 17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях. 18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона. 19. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность участника закупки, с которым заключается контракт, предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе (директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарного предприятия либо об иных органах управления юридических лиц участников закупки путем указания фамилий, имен, отчеств (при наличии) таких лиц с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных». Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества. 20. Указанная в части 19 настоящей статьи информация предоставляется заказчику участником закупки, с которым заключается контракт, не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта. При этом заказчик обязан обеспечить конфиденциальность указанной информации и ее предоставление по запросам органов контроля, указанных в части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, и правоохранительных органов. В контракте должна предусматриваться ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление такой информации в форме взыскания пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) указанной информации заказчику. В случае выявления обстоятельств, указанных в части 22 настоящей статьи, соответствующая информация направляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа. 21. В случае непредоставления заказчику указанной в части 19 настоящей статьи информации участником закупки, с которым заключается контракт, информация об этом размещается в единой информационной системе в течение пяти дней с даты истечения срока, в течение которого такая информация должна быть предоставлена заказчику. Непредоставление такой информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию, за исключением случая, предусмотренного частью 22 настоящей статьи. 22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят с указанными в части 19 настоящей статьи лицами, а также с физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, с которым заключен контракт, в браке либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными и при этом будет установлена личная заинтересованность указанных должностных лиц заказчика в заключении и в исполнении такого контракта. Данная заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или для третьих лиц. 23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. 24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства. 25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию. 26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона. 27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

МИНСК, 13 мая – Sputnik. Права потребителей финансовых услуг предлагается закрепить поправками в закон «О защите прав потребителей», проект документа уже вынесен на общественное обсуждение.

© Sputnik / Ирина Букас

С целью защиты прав потребителей финансовых услуг, то есть клиентов банков, ломбардов, лизинговых и других организаций, власти предлагают внести коррективы в ряд нормативно-правовых актов, в том числе – и в закон от 9 января 2002 года №90 «О защите прав потребителей».

«Анализ статей закона («О защите прав потребителей» – Sputnik) показал, что в нем предусмотрено много нюансов относительно сферы торговли и предоставления услуг населению. Вместе с тем существующие подходы защиты прав потребителей не учитывают специфику деятельности на финансовом рынке. Финансовые услуги являются видом услуг, которые по своему характеру объективно являются более сложными по сравнению с иными работами, услугами», – говорится в обосновании к проекту документа.

Как отмечается в обосновании, «деятельность в области финансовых услуг предполагает наличие специфических знаний и квалификации».

«Потребитель не всегда надлежащим образом может проанализировать имеющуюся информацию, может не осознавать риски, а зачастую и собственную ответственность, связанные с осуществлением тех или иных финансовых операций. В этой связи необходимо создать эффективно работающие институты и правовые механизмы защиты граждан (потребителей), являющихся стороной при получении ими специфического вида услуг, – финансовых», – говорится в обосновании.

© Sputnik / Максим Богодвид

Предполагается, что создание таких институтов и механизмов будет, с одной стороны, способствовать выявлению и реализации экономических интересов потребителей, а с другой – повысит доверие к финансовой сфере и станет основой для развития рынка.

В случае принятия поправок в законодательство в Беларуси будет создан Центр по защите прав потребителей финансовых услуг. Предполагается, что это будет некоммерческая организация, которая будет рассматривать жалобы потребителей и решать спорные моменты с игроками на финансовом рынке.

Права клиентов финансовых организаций сегодня защищены в рамках Гражданского и Банковского кодексов, а также иных законодательных актов. При этом специального законодательства, регулирующего вопросы защиты прав потребителей финуслуг, в республике нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *