Общая часть налогового права содержит

  • автор:



В процессе развития современного российского налогового права наметилась тенденция к выделению норм общего характера, относящихся к сфере налогообложения в целом (Общая часть), и норм, регулирующих отношения по уплате конкретных видов налоговых платежей (Особенная часть), что нашло отражение в законодательстве (данная тенденция четко проявилась с принятием Налогового кодекса Российской Федерации , в сущности, его первая часть относится к Общей части налогового права, а вторая, урегулировавшая конкретные налоговые платежи, — к Особенной части), а также финансово-правовой литературе .

Налоговое право продолжает развиваться соответственно новым условиям жизни общества. При этом следует учитывать, что его построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая «существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств» .

Рассматривая вопрос о построении системы налогового права, в первую очередь, следует акцентировать внимание на проблеме определения места налогового права в современной системе права государства.

В советское время налоговое право считали институтом финансового права , на современном этапе его рассматривают либо как подотрасль финансового права , либо как самостоятельную отрасль . В науке также встречаются позиции о том, что налоговое право является сложным институтом , а также о необходимости определения налогового права как подотрасли финансового права, обладающей отраслевыми признаками . Наиболее аргументированным и убедительным представляется мнение Н. И. Химичевой, согласно которому «финансовое право стало крупной отраслью права с определившимися в его структуре подотраслями — бюджетным и налоговым правом, с детализированной системой правовых институтов, многие из которых появились именно в его современной версии» . Бесспорно, налоговое право имеет довольно высокий уровень обособленности, однако делать выводы о том, что оно представляет собой самостоятельную отрасль права, на данном этапе не представляется возможным, поскольку налоговое право произошло и развивалось в рамках финансово-правового регулирования. Трансформация налогового права из института финансового права в подотрасль обусловливается изменением самой роли налогов и сборов в процессе государственного регулирования экономической деятельности, а также возрастанием роли налоговых доходов. Как следует согласиться с И. А. Цинделиани, наличие кодифицированного нормативного правового акта само по себе не влечет образования самостоятельной отрасли права, что наглядно демонстрирует современная история права .

При определении системы налогового права следует исходить из закономерностей построения системы права в целом. Система права является целостным образованием и отвечает требованиям, предъявляемым к системам вообще, что подтверждается наличием сложных взаимосвязей между ее элементами . Как известно из общей теории права, многообразие существующих общественных отношений обусловливает специализацию правовых норм и их разделение по субинститутам, институтам, подотраслям, отраслям. В современных условиях система налогового права представлена Общей и Особенной частями, в которых по предметно-функциональному критерию включаются налогово-правовые институты.

Институты Общей части налогового права содержат нормы права, которые распространяют свое действие на все регулируемые данной подотраслью отношения. Общую часть налогового права составляют нормы, устанавливающие основные принципы, состав системы налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля и некоторые другие.

Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы.

На данном этапе развития науки и практики нельзя не отметить существующую дискуссию по природе тех или иных налогово-правовых институтов. В частности, это касается института налогового процедурного права . Данная проблема связана с отсутствием единого мнения о месте и роли юридического процесса в системе той или иной отрасли права.

Важными для определения системы налогового права выступают критерии, которые формируют налогово-правовые институты, объединяющие правовые нормы. Так, например, Д. В. Винницким предлагаются следующие критерии для выделения элементов структуры налогового права:

особо функциональное назначение определенной совокупности норм в рамках системы налогового права;

предметная специализация и особый субъективный состав регулируемых отношений;

особенности форм и способов воздействия на регулируемые отношения;

общность идейного содержания (принципов, категорий, презумпции); наличие специфических форм взаимодействий с иными элементами данной системы и элементами систем иных отраслей права .

Единого критерия, на основе которого бы налогово-правовые нормы систематизировались в институты и относились к Общей и Особенной частям, на данный момент не определено, данный вопрос остается дискуссионным.

В рамках настоящей статьи также следует обратить внимание на то, что система налогового права не идентична системе законодательства о налогах и сборах, каждая из настоящих систем характеризуется своим элементным составом. Начальным элементом системы права выступает норма права, в то время как системы законодательства — статья нормативного правового акта .

В заключение следует констатировать, что вопросы, касающиеся определения системы налогового права как подотрасли финансового права, не теряют высокой степени актуальности. Основываясь на закономерностях построения системы права в целом, отмечено, что современных условиях система налогового права представлена Общей и Особенной частями, в которых по предметно-функциональному критерию включаются налогово-правовые институты. При этом многие вопросы остаются дискуссионными, среди которых:

природа некоторых институтов, в частности, института налогового процедурного права;

определение единого критерия, на основе которого бы налогово-правовые нормы систематизировались в институты и относились к Общей и Особенной частям.

Литература:

Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/735@ (ред. от 15.08.2017) «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»

Часть I, Глава 16: ст. 116 п. 1, 2, 119.1; 120 (часть 1 и 2); 125; 126; 126.1,128; 129; 129.1; 132; 133, 134; 135; 135.1

Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/736@ (ред. от 12.10.2020) «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации» (вместе с «Порядком осуществления управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»)

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования»

13. В случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу настоящего Федерального закона может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

в) в части четвертой слова «налоговыми органами» заменить словами «территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации», слова «Налоговым кодексом Российской Федерации» заменить словами «Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

<Письмо> ФНС РФ от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@ «О вступлении в силу основных положений Федерального закона от 16.07.2010 N 229-ФЗ»

11. В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) установлен срок для составления Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123). Срок установлен — в течение 10 дней со дня выявления нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом.

<Письмо> МНС РФ от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 (ред. от 12.05.2004) <Об ответственности за нарушения налогового законодательства>

Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.

Приказ ФНС России от 29.09.2014 N ММВ-7-1/498@ «О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1005@»

Часть I, Глава 16: ст. 116 п. 1, 2, 118 п. 1, 3; 119.1; 120 (часть 1 и 2); 126; 128; 129; 129.1; 132; 133, 134; 135; 135.1

Приказ ФНС России от 30.12.2014 N НД-7-1/695@ «О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1005@»

Часть I, Глава 16: ст. 116 п. 1, 2, 118 п. 1, 3; 119.1; 120 (часть 1 и 2); 125; 126; 128; 129; 129.1; 132; 133, 134; 135; 135.1

<Письмо> ФНС РФ от 11.01.2009 N ВЕ-20-3/2 «О регулярных платежах за пользование недрами»

Вместе с тем, поскольку регулярные платежи за пользование недрами установлены Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», не являющимся актом законодательства о налогах и сборах, при выявлении нарушений законодательства о недропользовании (в частности, порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов) налоговые органы не уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за административные правонарушения, установленные статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122) (далее — акт об обнаружении), а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение срока, установленного в пункте 5 статьи 101.4 Кодекса, представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года

Одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года

Дата начала действия: 1 января 2001 г.

(Извлечение)

Редакция с изменениями на 19.07.2018 (действующая с 03.08.2018)

Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

(введена Федеральным законом от 02.11.2004 № 127-ФЗ)

Статья 33316. Государственная пошлина

1. Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 33317 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях настоящей главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Статья 333_17. Плательщики государственной пошлины

1. Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе — плательщики) признаются:

1) организации;

2) физические лица.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;

Статья 333_18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов);

6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 — 5.2 настоящего пункта, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

5. Перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.

Статья 333_33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

1. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

72) за следующие действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации:

выдачу аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, — 1 300 рублей;

внесение изменений в аттестат, свидетельство либо иной документ, подтверждающий уровень квалификации, в связи с переменой фамилии, имени, отчества — 350 рублей;

выдачу дубликата аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей — 1 300 рублей;

продление (возобновление) действия аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в случаях, предусмотренных законодательством, — 650 рублей.

Статья 333_40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

6. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

7. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

Статья 333_41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

1. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *