Образование обеспечивает возможность реализации права на образование

  • автор:

Содержание

Реализация права на образование в современной России

Система образования в Российской Федерации

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

  • — дошкольные;
  • — общеобразовательные;
  • — учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • — профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
  • — учреждения дополнительного образования;
  • — другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  • 1) дошкольное образование;
  • 2) начальное общее образование;
  • 3) основное общее образование;
  • 4) среднее общее образование.
  • 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
  • 1) среднее профессиональное образование;
  • 2) высшее образование — бакалавриат;
  • 3) высшее образование — специалитет, магистратура;
  • 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (в ред. от 13.07.2015 г.). № 273-ФЗ//РГ. 2012. Ст.10.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Существует дополнительное образование, которое включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получения образования Астафичев П.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: ИНФА-М, 2016г.- с.338-339..

1. Дошкольное образование

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада — наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции).

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду — «детский сад» добавились новые — детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных — для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития.

Система дошкольного воспитания обновилась и содержательно. Детские сады работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Вместе с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других — обучение отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму игру как ведущую деятельность в этом возрасте, и мало результативно в смысле обучения детей.

2. Среднее (школьное) образование

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования: ступень (начальное общее образование) — 4 года; ступень (основное общее образование) — 5 лет; ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех.

Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».

Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе школьники учатся пять дней в неделю.

Основная школа. В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология (в разных классах — разные разделы), русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают экзамены. По результатам обучения выдаётся документ — «Аттестат об основном общем образовании» — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.

Старшие классы. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

3. Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование (СПО) — средний уровень профессионального образования.

Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. №543, п.7.:

  • а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:

  • — Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе — автономные учреждения;
  • — Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО);
  • — Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНОО СПО).
  • 4. Высшее профессиональное образование

К уровням высшего профессионального образования относятся:

  • — бакалавриат;
  • — специалитет, магистратура;
  • — подготовка кадров высшей квалификации.

На программы бакалавриата и специалитета можно поступить на базе среднего общего образования, на программы магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации — на базе высшего образования других уровней, для обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации необходимо наличие высшего образования — специалитета, магистратуры.

Подготовка кадров высшей квалификации включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки.

По программам обучения в аспирантуре (адъюнктуре) одним из основных условий обучения, кроме получения образования, является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, которая может осуществляться также путём прикрепления соискателем к вузу или научной организации. В последнем случае длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов. Адъюнктурой называется аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС, МВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

Ассистентура-стажировка — подготовка творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям по очной форме обучения в вузах, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Общая информация

Основой для получения человеком необходимых компетенций является непрерывное образование.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Трактовать непрерывное образование возможно следующим образом:

  1. Непрерывное образование на протяжении всей жизни, где осваиваются разные виды образовательных программ
  2. Дополнительное профессиональное образование как часть непрерывного образования
  3. Непрерывное образование взрослых

Как правило, взрослому трудоспособному человеку требуется получить какую-либо компетенцию за короткий промежуток времени. Возникает необходимость использования возможностей дополнительных профессиональных программ. Вместе с тем в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Таким образом, существует непосредственная зависимость между работодателем и работником в плане его профессионального развития.

Потребность в совершенствовании квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием технологических процессов, так и с должностным ростом. В этой связи возникает необходимость использования возможностей дополнительных профессиональных программ.

С 2014 года наблюдается положительная динамика в сфере дополнительного профессионального образования. Так в 2016 году лиц, получивших дополнительное профессиональное образование, на 38,3% больше чем в 2014 году. В 2016 году по данным, предоставленным образовательными организациями, 5,2 млн. человек обучались по дополнительным профессиональным программам, из них 4,7 млн. человек (90%) ‒ по программам повышения квалификации и 0,5 млн. человек (10%) – по программам профессиональной переподготовки.

Наиболее востребованными направлениями, по которым проходило обучение в сфере дополнительного профессионального образования в 2016 году, оказались «Образование и педагогические науки», «Экономика и управление», «Клиническая медицина», «Техносферная безопасность и природообустройство», «Сестринское дело».

Не менее важным элементом сферы образования выступают международные программы, а также стандарты, в рамках которых происходит интеграция подходов к обучению и образованию человека. Участие Российской Федерации в международном движении WorldSkills International и проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» предоставляет новые возможности Российской Федерации.

Важным элементом непрерывного образования являются технологии, с помощью которых человек получает возможность оперативно и повсеместно обучаться. Законодательство об образовании в Российской Федерации позволяет широко использовать электронное обучение и применять дистанционные образовательные технологии.

В настоящий момент Минобрнауки России реализует приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», в рамках которого планируется создать условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы.

Таким образом, при реализации права человека на непрерывное образование, необходимо учитывать меняющиеся потребности рынка, выстраивать образовательную траекторию, использовать существующие технологические платформы и ресурсы организаций. Все это требуется для того, чтобы квалификация человека на протяжении его жизни соответствовала запросам общества. В этой связи система образования позволяет людям реализовывать свой потенциал.

Бесплатное высшее образование в России

В данной статье подробно рассказывается про бесплатное высшее образование в России, и все что об этом надо знать. В настоящее время получать высшее образование очень важно. Что бы устроиться на хорошую работу окончание одной школы и средне профессионального заведения недостаточно. Поэтому каждый человек стремиться найти такое учреждение, в котором можно по весьма низкой цене или бесплатно получить высшее образование по той специальности, по какой желал бы работать в будущем. Вопрос о бесплатном высшем образовании в России очень актуален, потому что такового по факту почти не найти.

Что дает высшее образование

Наличие высшего образования у человека дает ему возможность найти и устроиться на высокооплачиваемую работу. Его владелец может быстро продвигаться по карьерной лестнице. А полученные навыки при обучении всегда найдут свое применение в настоящей жизни.

Человек, который получил высшее образования, имеет больше шансов устроиться на такое место, где ему будет комфортно, когда владельцы среднего специального или профессионального образования не могут похвастаться этим. Зачастую работодатели выбирают кандидатов, которые имею наивысшую ученую степень.

Но что же делать тем, кто в свое время пренебрег своим правом на получение бесплатного высшего образования. Этот вопрос актуален и может рассматриваться с разной стороны.

Как получить высшее образование бесплатно

В соответствии с федеральным законом под номером 273, каждый человек имеет право один раз получить высшее образование бесплатно на конкурсной основе. Это значит, что поступить на бюджет можно только один раз в своей жизни. Для этого необходимо пройти соответствующую процедуру.

  1. Сдать все единые государственные экзамены, которые необходимы для поступления в ВУЗ, выбранный будущим абитуриентом. Как правило, для поступления нужно сдать только три обязательных ЕГЭ, к которым относятся: математика, русский и специальный предмет, соответствующий профилю поступающего;
  2. Написать заявление соответствующего образца. В настоящее время подача заявления может занять не более пяти минут времени. Это связано с тем, что многие Вузы имеют свои сайты, на которых есть возможность подать заявление на поступление онлайн;
  3. Предоставление всей необходимой информации. К ней относится все данные о сдаче ЕГЭ, диплом о получение среднего профессионального образования, аттестат об обучении в школе, а так же паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, если нет первого и так далее;
  4. Получение результатов. После того, когда поступающий сдал экзамены и предоставил все необходимые документы он должен ждать, пока комиссия не примет решение о его зачислении на бюджетное обучение. Решение выносится на основании экзаменов. Кто набрал наивысшее количество баллов, автоматически получает бюджетное место, далее комиссия рассматривает возможность предоставления мест более слабым абитуриентам, основываясь на их документах, дипломе, аттестате. Надо заметить, что сироты, воспитанники детских домов, находящиеся под опекой несовершеннолетние принимаются на бюджетное обучение вне конкурса. Им достаточно набрать минимальный бал, который будет соответствовать о сдаче ЕГЭ. В настоящее время этого не требуется, так как в каждой школе, начиная с девятого класса, ученики сдают этот экзамен, о чем указывается в их аттестате;
  5. Поступление и начало обучения. Теперь самое главное не оплошать, постоянно присутствовать на лекциях, вовремя сдавать зачеты и прилежно учиться. Только тогда можно получить хороший диплом, а, следовательно, престижную работу.

Обучение на бюджетном месте дает возможность бесплатно получить высшее образование, а так же государство гарантирует обеспечить студента стипендией, дополнительными выплатами за хорошую учебу на весь срок обучения.

Альтернативный вариант получения высшего образования

В настоящее время есть множество возможностей получение высшего образования, а не только поступление на бюджетное обучение.

Дневная форма обучения на платной основе. Здесь студент учиться так же как и на бюджетной основе, только платит определенную сумму денег за год обучения. Надо заметить, что свое первое образование человек получил платно, он теряет свое право на получение бесплатного высшего образования.

Заочная форма обучения. При такой форме студент платит определенную сумму денег за сессию, которая равна половине года. Ему нет необходимости присутствовать на лекциях. Он приезжает примерно на неделю и сдает все необходимые зачеты и экзамены. Если человек не смог осилить какой-либо материал самостоятельно он может за дополнительную плату попросить преподавателя Вуза, который объяснит основы предмета.

Помощь работодателя. Например, человек работает на определенной должности, работодатель желает его повысить, но для этого необходимо получить соответствующее образование. В этом случае он имеет право направить работника в какой-либо ВУЗ. Причем стоимость обучения он должен взять на себя. Если работник сам изъявил желание на приобретение высшего образования, то работодатель может и не оплачивать его обучение, но может возместить часть убытков, если это образование имеет смысл для дальнейшей работы сотрудника на данном предприятии.

В этой статье вы узнали, про бесплатное высшее образование в России. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы

Образование является одним из важнейших элементов системы социальной сферы государства, которая обеспечивает процесс получения человеком знаний, умений и навыков. В дальнейшем эти знания умения и навыки, участник образовательной системы, эффективно применяет в своей профессиональной деятельности, тем самым вносит вклад в развитие государства.

Процесс модернизации и инновации в образовательной сфере позволит нашей стране занимать передовые позиции в мире. Для этого необходимы новые подходы к содержанию и уровню образовательных отношений в государстве.

Образовательная система России имеет богатейшие исторические корни. Самобытность и неповторимость нашей системы образование несет в себе большой потенциал для ее дальнейшего развития. Однако в настоящее время наметились некоторые системные трудности, особенно в последние годы.

Современные условия развития общества требуют от формирующейся системы создания новых механизмов адаптации и апробации содержания образовательных программ. Это обусловлено изменением потребностей общества, как в культурной, так и в экономической среде. Возросла необходимость внедрения в образовательную среду общественных систем управления и контроля, а так же активного привлечения инвестиций, не только со стороны государства.

Рыночные отношения, которые активно стали распространяться в образовательной сфере, ориентация на интересы личности, большая самостоятельность образовательных учреждений, появление негосударственных форм обучения, естественно повлияло на содержание и самого конституционного права на образование. Все это послужило толчком для проведения реформы образования, которая началась с Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании 1996 года за номером 125-ФЗ.

Данный закон привлек внимание на проблему образования в нашей стране. К вопросу реформы в образовании все чаще и чаще стали обращать свое внимание политики и государственные деятели. В дальнейшем приняты ряд законодательных актов, которые составляют основу модернизации в данной области.

В настоящее время Российская система образования находится на стадии реформирования. Именно поэтому возникает необходимость рассматривать нормативно-правовое регулирование права человека на образование в призме международных стандартов.

Именно приведение образовательной системы в соответствие с международными актами и соглашениями, является основой реформирования в России. Анализ и оценка уже существующих результатов говорит нам о том, что, несмотря на большой опыт реформирования в области образования, мы находимся в стадии начала формирования системы. В ходе реализации новых реформ общество сталкивается с неоднозначными оценками эффективности результатов.

На сегодняшний день каждый человек, в том числе и ребенок знает, что необходимо учится — это представляется естественным. Однако на исторических этапах развития общества, право человека на образование было не столь естественным, и взгляд на него был не столь неоднозначным. Закрепление данного права и принципов его реализации в международно-правовых актах является результатом развития гражданского общества.

Данное право закреплено конституционно и является неотчуждаемым, и именно государство должно создавать условия для его реализации во всех направлениях. Для того, чтобы система образования отвечала современным потребностям развития общества ей необходимо постоянное развитие.

Одним из компонентов учебно-воспитательного процесса является содержание образования. И первые вопросы, с которыми сталкиваются реформаторы: Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать?

Мировое образование на современном этапе развития состоит из множества национальных образовательных систем. Первым отличием этих систем являются: уровень целей и задач, а так же культурные традиции. Вторым отличием может служить состояние качества образовательного процесса.

Необходимо объединение усилий всех заинтересованных стран в создании единого образовательного пространства, обращение внимания на содержание образования, осмысление целей и задач, стоящих во главе данного вопроса, а так же определение собственных ориентиров.

Внутренний накопленный опыт государства в разных внутриполитических, экономических и социальных направлениях, не всегда принимается в других странах, что сильно тормозит развитие, в том числе образовательного процесса.

За последние года в нашей стране происходят серьезные изменения в области содержания образования. В условиях реформирования, весьма значимой оказывается проблема анализа, адаптации и использования образовательного опыта других стран. Возможность его интеграции в содержание российского образования.

Недостаточная изученность проблемы в науке, а так же возникающие сложности внедрения в школьную практику, делают ее актуальной.

Все это определяет необходимость продолжения проведения реформы образования. Реализация Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) выявила ряд спорных вопросов.

Внедрение в общественные отношения новых государственных стандартов образования обозначили как плюсы, так и минусы нового закона.

Исследовательская литература за последние 5 лет приходит к выводу о том, что положительными моментами при реализации нового федерального закона является попытка предоставления школьникам выбора.

Многие скажут, что наши дети не способны самостоятельно выбирать, и будут в какой-то мере правы. Однако надо не забывать, что правильность этого выбора лежит на плечах педагога, а это сфера уже регулирования не ФГОС, а методов и приемов подготовки педагогических кадров. Новый стандарт помогает учащемуся определиться с профессиональным направлением своего движения вперед и сконцентрировать на важных аспектах своей деятельности в обучении.

К положительным сторонам можно отнести и то, что происходит постепенный переход от «линейного» обучения (передачи знаний) к проектирующей, развивающей творческие способности в деятельности. В основе нового стандарта лежит системно-деятельный подход, т. е. внедрение в практику обучения проектной и исследовательской работы.

Апробация закона начата с первой ступеньки начального образования в школе еще с 1 сентября 2011 года, на данном этапе (2015 год) в учебных заведениях, которые применяют ФГОС в основном общем звене.

ФГОС основного общего образования содержит разъяснение к организации внеурочной деятельности, что минимизирует риски возникновения конфликтов между семьей и школой, что наблюдалось при апробировании ФГОС начального общего образования.

Многие специалисты к плюсам ФГОС относят попытку вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а так же преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Однако не обходится и без минусов в процессе реализации нового федерального стандарта. К главному из них относится — требования к условиям реализации стандарта.

Новый ФГОС может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде, а, следовательно, государство, должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы.

Серьезным недостатком нового стандарта, по мнению С. И. ЗаирБек, является слабая продуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку учителей.

В настоящее время утверждены ФГОС для:

 начального общего образования (1–4 кл.)- Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

 основного общего образования (5–9 кл.) — Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 29 декабря 2014 года)»

 среднего (полного) общего образования (10–11 кл.) — Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

По планам Минобрнауки России массовый переход на обучение старшеклассников с учетом новых требований начнется в 2020 году.

С 2011 года по новым федеральным образовательным стандартам начали учить в начальной школе (первый — четвертый классы), в 2012 году начат переход на новый стандарт основной школы (пятый — девятый классы), в 2013 году — старшей (10–11 классы), ФГОС старших классов станет обязательным для всех российских школ.

Появление полноценного стандарта означает, что требование части 5 статьи 43 Конституции России, которая говорит о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…» через 19 лет выполнены!

В связи с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» стандарт становится документом прямого действия.

Не так много времени прошло после начала внедрения новых федеральных государственных стандартов, но, несмотря на это, нормативно-правовое регулирование процесса не всегда опирается на четко-выработанную концепцию.

В процессе внедрения и апробации федерального законодательства в этой области наблюдается противоречие в принимаемых нормативно-правовых актах. Такие законодательные акты не способны формировать полноценную систему контроля за их исполнением. Когда нормы одного документа исключают реализацию норм в другом документе, естественно нормы законодательства в обоих случаях не действуют, или действуют с искажением. И это не может положительно сказаться на реализации программ образования в целом.

В юридической литературе справедливо отмечается, что одним из важнейших аспектов в праве является проблема терминологии, поскольку применение терминов, не имеющих четких правовых критериев, может привести к разночтению нормативных правовых актов, и в конечном итоге возникновению правовых коллизий.

Примером таких коллизий выступают неразрешимые вопросы двухуровневого регулирования образовательных отношений. Данные отношения относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции РФ. Они не соответствуют конституционным формулировкам, т. к. те вопросы, которые относятся к исключительному ведению субъектов, не нуждаются в регулировании со стороны федеральных органов власти.

Еще одним примеров может служить, то, что в Законе «Об образовании» не определены «общие вопросы образования», что входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

Без четкого разграничения полномочий в данной области выступают и нормы ст. 28 и 29 данного закона.

Представляется неверным, встречающееся в ряде законов, такое полномочие органов власти субъекта РФ, как «осуществление федеральной политики в области образования» (например, Закон Ставропольского края). В некоторых случаях складывается такая ситуация, когда закон субъекта РФ копирует текст федерального закона, включая нормы, устанавливающие компетенцию РФ в сфере образования (например, Законы об образовании Республики Коми и Удмуртской Республики).

Законы, которые не имеют аналогов на федеральном уровне, составляют особую категорию законодательства субъектов РФ. Одной из причин является пробел правового регулирования. Нормы о сельских образовательных учреждениях получили свое отражение в законах субъектов РФ, и каждый субъект по-своему подходит к решению этой проблемы. Возможно регулирование данного вопроса, например, создание подзаконных актов, следует перенести на федеральный уровень, что особенно важно при реализации национальных проектов в наиболее приоритетных сферах общественной жизни.

Образовательная система — это сложный механизм взаимодействующих между собой других систем. В их число входят: системы образовательных учреждений и актов, издаваемых этими учреждениями, системы контроля и надзора за образовательными учреждениями, системы органов государственного управления системы негосударственных организаций, осуществляющих деятельность, которая сопутствуют образовательному процессу.

Такой сложный механизм требует хорошей законодательной основы в области исполнения норм издаваемых органами этой системы.

Создаются новые виды и методы контроля, идет реформа отдельных институтов образования, меняются формы образования и правовое положение образовательных учреждений. Но эта система не будет действовать, если не применять комплексный подход. Этот подход должен обхватывать и всесторонне рассматривать весь процесс образования.

Главной задачей государства становится формирование и реализация новых образовательных взаимоотношений. Приоритетом для всех участников данного процесса становится создание полноценной свободной личности.

В процессе изучения данной темы многие российские авторы в юридической литературе затрагивает такие аспекты правового регулирования образование, как конституционные нормы о праве на образование, понятие и содержание конституционного права на образование, предмет и объект локального нормотворчества, правовой статус субъектов образовательных отношений, правовое регулирование положение лиц, нуждающихся в особой защите в образовательной сфере, международные стандарты прав человека, особенности инновационного развития высшего образования, реализация конституционного права на образование принципы и стадии, договорные отношения сфере образовательных услуг, государственный контроль деятельности в сфере образования, международная защита права на образование и другие значимые вопросы.

Изучение данных вопросов легло в основу создания нормативной базы, научной базы образовательных реформ. Изучение и внедрение в образовательную систему новых государственных стандартов является основой для дальнейшего правотворчества, как юристов, так и научных исследователей. Набирающая силу реформа выдвигает все новые и новые задачи и требует правильного решения. При рассмотрении вопроса образования исследователи все чаще и чаще встают вопросы правильности реализации нормотворческой деятельности. Новые реформы должны охватывать не только юридический анализ проблемы, но и человеческий фактор. Рассмотрение вопроса реформирования взаимодействия государства и всех общественных объединений позволит расширить методы исследования, изучить опыт зарубежных стран, объективно оценить сложившуюся ситуацию в России.

Российская система образования способна конкурировать с образовательными системами зарубежных стран, но для осуществления всесторонней реформы необходима широкая поддержка со стороны общественности в образовательной политики, восстановление ответственности активной роли государства в этой сфере, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования.

Еще К. Маркс отмечал взаимосвязь образования и общества: «Если возникает необходимость в той или иной системе образования, то это неизбежно влечет за собой трансформацию социальных структур. Но без измененной, новой системы образования, определяющей форму мировоззрения человека, не представляется возможным изменение социальных структур».

Функционирование и разработка сферы образования России осуществляется на основе частных теорий социологии образования, педагогики, воспитания, философии образования, психологии, истории образования, правового и экономического обеспечения, а так же управления образованием.

Огромное число исследований в области российского и зарубежного реформирования образования, указывает на недостаточную разработанность данной темы, отсутствие комплексного анализа механизмов реализации государственной политики в процессе изменения структуры образования.

В современных условиях развития общества необходимо комплексное изучение самого права на образования в аспекте не только конституционного права, но и так же, как неотъемлемого права человека.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ «Российскаягазета», № 303, 30декабря2012 г.
  2. Конституция РФ 12 декабря 1993 г./Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2011г.
  3. Приказ МинобрнаукиРоссии от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357″О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373″/ 15 декабря 2011 г. на Интернет-портале «Российской Газеты» (www.rg.ru)
  4. Приказ МинобрнаукиРоссии от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 29 декабря 2014 года)»/ www.pravo.gov.ru, 10.02.2015
  5. Приказ МинобрнаукиРоссии от 17 мая 2012 г. № 413″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»/21 июня 2012 г. в»РГ» — Федеральный выпуск № 5812
  6. С. И. ЗаирБек, руководитель Центра методологии управления, экономики и нормативноправового регулирования образования Федерального института развития образования Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», № 5–2011
  7. Л. А. Зубов Понятие и содержание конституционного права на образование//Современное право № 12 от 2007 г.
  8. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике)// «Юридическое образование и наука», 2009, N 1
  9. А. А. Лобжанидзе, др пед. наук, профессор кафедры экономической и социальной географии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»- Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», № 5–2011
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч Т. 16. — С. 595.

12 проектов, которые изменят образование в России (по задумке Вышки и Алексея Кудрина)

Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок, которым руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин, выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. По сути, этот доклад — проект реформы образования России. Рассказываем, что и как собираются менять в образовании (чтобы вы были в курсе).

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Руководили разработкой проекта-реформы ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, руководитель Института образования ВШЭ Исака Фрумина и эксперты ЦСР. Главное, что, по их мнению, нужно сделать — это увеличить финансирование образования. А деньги распределить по 12 проектам-решениям — на раннее развитие детей до трёх лет, развитие колледжей, цифровизацию школ и учебников, повышение квалификации педагогов, строительство учебных центров по модели «Сириуса», ремонт школ и школьных автобусов и доступ к интернету всем и во всех школах. Для реализации всех этих проектов, по оценкам экспертов, понадобится до 4,5 триллионов рублей.

Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.

«Более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание — только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина — отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там — не более 8-10%», — комментирует доклад ректор Вышки Ярослав Кузьминов.

Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.

1. Поддержка раннего развития

В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей. Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет). В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.

2. Школа цифрового века

Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.

3. Современная материальная инфраструктура образования

Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:

1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.

2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.

3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.

4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.

5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.

4. Равные образовательные возможности и успех каждого

Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании. Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.

5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании

Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей. Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.

6. Развитие и поддержка талантов

Для этого нужно обеспечить ученика каждой школы возможностью освоить любой предмет на углубленном уровне, в том числе онлайн. Планируется создать 40 межрегиональных центров по модели «Сириус», в которых могли бы учиться 192 тысячи школьников ежегодно. Помимо этого, необходимо расширить содержание и возрастные границы предметных олимпиад и конкурсов. Эксперты говорят о необходимости развития системы профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения в старших классах каждой школы. Ещё хотят ввести льготные образовательные кредиты с 50% субсидированием стоимости обучения для студентов ведущих университетов, которые оплачивают своё обучение или живут отдельно от семьи (при условии если сдадут ЕГЭ в среднем на 80 баллов и выше или победят в профильной олимпиаде).

7. Запуск системы непрерывного образования

Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.

8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях

Универстеты должны стать опорой в технологическом, социально-экономическом, культурном развитии регионов. Для достижения этой цели необходимо передать университетам сложившуюся в регионах и отраслях инфраструктуру поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки). Повысить качество подготовки в региональных университетах можно за счёт введения онлайн-курсов ведущих университетов и смешанных курсов на их основе (семинары и экзамены проводятся очно). Преподаватели, поддерживающие онлайн-курсы, включаются в «виртуальные кафедры» ведущих российских университетов, формируют конкурентоспособные научные школы в регионах.

9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук

Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.

10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования

В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:

  • дружественные миграционные процедуры для иностранных студентов;
  • создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов;
  • грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов;
  • строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами — в пешей доступности от учебных корпусов ещё для 25 университетов.

11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех

Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования. В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик. Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

12. Кадры для развития образования

Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе. Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.

Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.

Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *