Обособленность от общества

  • автор:

Обособленная личность

У каждого человека возникает периодическое желание побыть одному и оно является нормальным. Но бывает так, что он чувствует очень сильное напряжение от общения с другими и одиночество становится основным способом уклонения от взаимодействия с другими. Такая личность называется обособленной.

Основные качества обособленной личности:

— общее отчуждение от людей. Личность постоянно устанавливает

эмоциональную дистанцию с другими;

— отчуждение человека от самого себя, что подразумевает неопределенность в решениях, онемение эмоциональной жизни, непонимание человеком того, что он любит, ненавидит, хочет и т.д.

— способность рассматривать себя с любопытством, как какую-то интересную вещь.

Основные потребности обособленной личности — не быть включенной и быть самодостаточной, что является необходимым средством для выживания. Одним из способов развития самодостаточности является ограничение своих потребностей, что помогает меньше зависить от других людей.

Например, если человек захотел построить новый дом, и в это же время подумал, со сколькими людьми придеться поддерживать связь и в некоторой степени зависеть от них, то ему проще отакзаться от своего желания и жить в старом доме, лиш бы чувствовать свою независимость.

Практически все время человек проводит в одиночестве, потому что кто-то может привнести некоторые изменения в его стиль жизни, что воспринимается как давление и вызывает сильное раздражение. Даже подарок, сделанный близким человеком, может вызвать негативные ощущения и реакции.

И самодостаточноть, и уединение нужны человеку главным образом для того, чтобы чувствовать свою полную независимость. То есть он стремится избежать всех ситуаций, в которых чувствует себя управляыемым, принуждаемым, стесняемым. Сюда же включается и физический дискомфорт, например, тесная обувь, маленькое помещение, низкие двери и т.д. Обязательства и ожидания других также воспринимаются крайне негативно. Личность может «отстаиваить» свою свободу опозданиями на работу, «забыванием» подарков на День рожденья или Новый год. То есть она противится всему, что соответсвует правилам и стандартам.

Еще одной важно характеристикой обособленной личности является чувство превосходства,потому что крайне сложно находиться в постоянном одиночестве не чувствуя себя сильной и значимой персоной. В детстве такой ребенок мечтал о том, каких вершин достигнет, и со временем, познакомился с реальностью, где его фантазии и «разбились». После этого еще были попытки завоевать одобрение окружающих, но позже он признался себе в том, что с удовольствием жил бы и один. Также человек считает, что его внутренее величие со стороны должно быть видно без каких либо усили с его стороны, он постоянно ощущает собственную неповторимость и гордость от свого образа жизни.
Еще одной чертой является стремление подавить или отрицать все чувства, которое распространяется как на позитивне так и негативные. Это является следствием постребности в дистанции с другими людьми, так как чувства способствуют сближению, а этого личность допустить не может. К тому же, каждое желание, потребность, которые могут сделать человека зависимым от других, считается внутренним предательством

и вседствие этого – подавляется. Поэтому каждую ситуацию необходимо изучить с точки зрения возможной потери свободы. И чем больше сдерживаются эмоции, тем больше человек анализирует жизнь и создается иллюзия, что при помощи одних знаний можно решить все проблемы.

В случае нападении на обособление в личности просыпается потрясающая сила, с которой она защищет себя. В этом случае даже обычно спокойный и разумный человек может проявить необычайную ярость или начать ругаться. Также панику может вызвать мысль о присоединении к группе, где нужно его реальное участие.

Выгоды обособленной личности:

— сохранение целостности в обществе, где процветает лицемерие, жестокость и т.д.;

— обособление позволяет оригинально мыслить и чувствовать;

— способствует развитию и выражению творческих способностей при их наличии.

Пока человек сохраняет дистанцию с другими – он чувствует себя в безопасности, в противоположном случае, в сложных ситуациях, ощущает себя беззащитным: не может бороться, сотрудничать, проявлять любовь, ненависть и т. д. То есть у него отсутствует стратегия, как нужно вести себя в жизни.

Для того, чтобы гармонично строить отношения с другими людьми, миром, важно учиться принимить себя, свои чувства, потребности, желания, защищать собственные интересы и развивать свою стратегию поведения в разных жизненных ситуациях. Это поможет укрепить увереренность в себе, внутреннюю целосность, и тогда потребность в обособлении, как в защите от мира и нападения, станет не нужной. То есть человек будет чувствовать себя свободным и в безопасности.

Происхождение механизма обособления. Реакцию бессознатель­ного обособления можно наблюдать в любом сообществе стадных (стайных) животных. Несмотря на то что эти животные объединены в стадо (стаи), они и внутри этого объединения действуют обособ­ленно: каждый стремится занять более высокое иерархическое ме­сто, каждый устремлен к пище и биологическому комфорту для себя.

Такое естественное, природное обособление каждого отдельного жи­вотного в стаде (стае) создает предпосылки к выживанию каждого представителя вида.

Среди приматов мы чаще наблюдаем обособление. Животное, по­едающее лакомство, отворачивается от остальных, чтобы другие не отняли у него еду. Вожак отнимает у членов стада все, что мало-мальски привлекает его внимание. Агрессия — особая форма обособ­ления. Животное в этом состоянии сигнализирует остальным, что оно небезопасно. Реакция агрессии чаще всего является реализацией по­требности в обособлении.

Реакции, сигнализирующие о стремлении животного к обособле­нию, проявляются через враждебные позы, действия, звуки. Животное может обособиться от членов стада. Но есть случаи обособления ста­да от животных других видов или от чужих своего вида. В этот мо­мент все животные стада объединяются в общем стремлении к удале­нию пришельца-врага.

Таким образом, в животном мире мы находим некоторые биоло­гические предпосылки к обособлению человека.

В период предыстории человеческого общества обособление играло весьма значительную роль. Родовой индивид был погружен только в поле родовой идентификации. «Мы» — реально существующая, малая по численности первобытная родовая общность, в которой прежде всего развивался механизм идентификации. Всякие другие — «Они». Род стре­мился обособиться от «Они», так как последние несли в себе опасность разрушения рода. В отношении рода со всеми «Они» обособление вся­кий раз приобретало форму отчуждения, выражаемого в агрессии. По существу, первоначально это было близкое к животному отчуждение.

Антропосоциогенез, как мы говорили выше, проходил под опреде­ляющим влиянием труда. Социальные отношения людей в рамках раз­вивающегося труда объединяли их в идентификационных действиях и требовали появления рефлексирующего обособления, необходимого для следования за развивающимися родовыми законами (табу), для успеш­ного овладения орудиями труда и всей остальной родовой культурой.

В самом деле, чтобы освобождающийся от биологических форм поведения человеческий род смог сохраниться в этом мире, необхо­димо было создать законы, равные по неукоснительности природ­ным стимульным поведенческим формам. Такими законами стали родовые табу.

Сызмальства подрастающее поколение идентифицировали с ро­дом. Определяющее значение в этой родовой идентификации имело табу. Нарушивший табу автоматически отчуждался от рода. Если соблюдение родовых правил обеспечивало индивиду родовую иден­тификацию, кооперацию во всех ее видах (разделение крова, пищи, защиту от чужих и пр.), то нарушение этих правил отторгало индиви-

„ ^ак чужого. Он изгонялся, он переставал быть своим. Нередко род уничтожал отступника, демонстрируя определенный максимализм. Так, через крайние формы обособления — через отчуждение — у инди­видов формировалось понимание необходимости родового долга и одновременно осуществлялся контроль.

Управление родом принадлежащими к нему индивидами (каждый «как все») имело непреходящее значение: именно оно обеспечивало выживание небольших по численности групп людей в экстремальных условиях, когда человек (отнюдь еще не sapiens) должен был противо­стоять бесконечно огромному миру.

Социальное бытие рода, особенно трудовая деятельность, требо­вали не только воспроизводства родового опыта, но и каких-то ново­введений. Распределение труда, разделение родовых функций требо­вали большей индивидуализации людей, выделения, осмысливания родом их достоинств и недостатков.

Очевидно, на этом этапе родового развития человека появляется не­кий прообраз имени — индивидуального знака родового человека. Этот знак присваивался каждому индивиду по различным законам. Синкре­тическое мышление не могло сразу породить систему имянаречения. Одни индивиды получали прозвища за свои родовые деяния (подвиги на охоте, создание улучшенного орудия и пр.), другие — по ассоциациям, связанным с рождением, с каким-либо событием, запечатленным в соз­нании рода, и т.д. Как бы то ни было, индивидуальный знак уже выде­лял человека из его родового «Мы», индивидуализировал, обособлял.

Получив имя, родовой человек получал и точку отсчета своих по­ступков и деяний. Это было начало социального разрешения на инди­видуализацию, на обособление.

Однако табу требовало неукоснительного следования предписаниям рода. За каждым следил не только его род, но и более могущественный, чем человек, тотем. Тотем в представлении родового сообщества — пра­отец этого рода. Тотемом мог быть неодушевленный предмет или жи­вотное (но в родовом сознании он был одушевлен), реже — явление при­роды. Каждый род носил имя своего тотема — духовного покровителя.

Родовое сознание порождало нормативность и создавало социаль­ного контролера — тотем. Нарушение табу отдельным индивидом тре­бовало сиюминутной расправы с ним рода.

Табу держало род в готовности к противостоянию всему враждеб­ному. Это — жесткая обязанность, перворожденное в сознании челове­ка «Надо!», которое обеспечивало выживание отдельного индивида и всего рода. Табу формировало волю человека и дисциплинировало его по законам социального бытия. Но табу создавало и обязанности, права самого рода, не выделяя индивида.

Труд, как мы знаем, начал индивидуализировать человека в соци­альном отношении. Наиболее способные создавали не только улучшен-

ные орудия, не только превосходили других в трудовой деятельности, но и ощущали необходимость улучшения социальной системы рода. Если успехи в первых деяниях были очевидны (например, появлялось больше добычи в результате использования улучшенного орудия), то новаторство в социальной области воспринималось как отступничест­во. Тот родовой индивид, который, несмотря на ожидаемую кару, стре­мился к нововведениям в социальном плане, был поистине не только новатором, но и подлинным революционером, прообразом личностно го начала в человеке. Сколько их было, безымянных теперь «родовы;

отступников», — в действительности истинных перволичностей!

Для того чтобы родовой человек предпринял попытку ввести но’ ваторские идеи в родовую социальную систему, он должен был ж только породить эту идею, но и найти в себе силы обособиться oi родовых табу, тотема и самого рода. И это обособление было уж{ качественно новым по сравнению с отчужденной агрессией к чужо­му племени.

Обособление ребенка матерью. Идентификационные отношени» матери с ребенком организуют у него социальные потребности в по­ложительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия к людям. Через механизм идентификации, как мы уже об этом говори­ли, осуществляется присвоение из социума всех достижений человече­ства: высших психических функций, ценностных ориентации и др.

Идентификация — механизм уподобления. Однако мать хочет тво­рить свое дитя как индивидуальность. Поэтому наряду с развитием своего малыша через уподобление человеку вообще, выступая как посредник между социальным бытованием человечества и психиче­ским бытием своего ребенка, она творит также и его способность к обособлению, ибо эта способность завершает создание полноценно­го человека как личности.

Мать называет свое дитя по имени сразу же после его рождения. Это обращение по имени входит в бессознательную сферу младенца вместе с положительными эмоциями матери. Здесь идентификаци­онные механизмы работают на бессознательном уровне. Однако младенец, погруженный в поле материнской идентификации, кото­рая обеспечивает его социальное дозревание, скоро прекращает свое инфантильное существование. Мать сама организует ситуации, ко­торые учат ребенка необходимому для его нормального развития обособлению. Мать говорит: «Сам сделай!», «Сам мой ручки!», «Сам ешь!», «Сам оденься!» и т.д. Это «Сам!» — социальное доверие, социальная необходимость, которой добивается мать с надеждой и уверенностью в состоятельности своего дитяти.

Обособление ребенка творит его личность. Теперь уже он берет на себя ответственность за свою самостоятельность. И не важно, что вначале его ожидают неудачи,- он начинает формировать свою соб­ственную внутреннюю позицию.

Присваиваемые механизмы идентификации и обособления опреде­ляют самоощущение ребенка, ощущения им других людей и взаимодей­ствуют с этими же механизмами в его социальных контактах с другими. С первых лет жизни ребенок начинает развиваться как личность.

Обособлениекак механизм развития и бытия личности. В онтогене­зе личности овладение обособлением как способностью выделиться из общего, осознать личностью свою собственную нерасторжимую цело­стность и индивидуальность ведет к формированию механизмов соци­ального поведения, развития и бытия личности.

Обособление- прежде всего механизм установления с другим че­ловеком отношений на социально приемлемых началах, дающих воз­можность общающимся сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притяза­ния на признание.

Обособление в качестве техники профессионального общения ло­жится в основу демократического стиля воздействия: взрослого — на детей; лидера- на членов группы и др. Крайняя степень обособле­ния — отчуждение — может иметь место и в демократическом стиле как способ выражения негативного отношения к тому или иному проис­шествию (поступку) или асоциальному суждению. Отчуждение в авто­ритарном стиле хотя и организует дисциплину в группе, но оно не­продуктивно в плане субъективного самочувствия членов группы, а также в плане развития каждой личности. Отчужденный стиль воспи­тателя рождает или аналогичный, идентифицирующийся с ним, агрес­сивный тип личности, или тревожную и робкую личность.

Обособление как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на разви­вающегося индивида. С одной стороны, обособление возлагает на лич­ность индивидуальную ответственность за себя. С другой стороны, обо­собление может привести к отчуждению как социальной холодности.

В условиях разумного воспитания социальное развитие человека идет в направлении личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида в группе и группы в целом. Если идентифи­кация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе, то обособление позволяет присваивать «внеш­нее через внутреннее». Именно обособление индивидуализирует при­своенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека.

И хотя каждый индивид присваивает структуру самосознания че­рез идентификационные механизмы, обособление определяет индиви­дуальное развитие каждого звена этой структуры.

Уровень первого рождения личности — присвоение структуры са­мосознания — происходит не только через механизм идентификации. Присвоенные звенья структуры самосознания наполняются индивиду­ально окрашенным содержанием и закрепляются в личности благода­ря ее способности к обособлению. Конечно, и сама идентификация избирательна: внешние воздействия всегда опосредуются внутренним содержанием, позицией личности. Но способность к обособлению -это прежде всего позитивная способность к удержанию, защите, со­хранению индивидуального. Поэтому-то так категорично звучит ин­фантильная формула структуры самосознания: «Я — Петя — хороший -мальчик — был, есть, буду — должен — имею право».

Уровень второго рождения личности, как мы знаем, связан с фор­мированием мировоззрения. Активная воля, организованная миро­воззрением в социальном проявлении индивида, есть самостоятель­ность. И хотя этой самостоятельности личность учится через примеры значимых лиц, с которыми она идентифицируется, самостоятельность непременно требует способности к обособлению.

На этом этапе развития личности механизм обособления действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. При взаимодействии с дру­гими личность с высокой культурой социального общения «сохраняет свое лицо» не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. В крайних случаях депривация личности (ее ценностной сферы, напри­мер), естественная форма обособленности, заменяется отчуждением. Если отчуждение возникает на бессознательном уровне и это влечет за собой агрессию, аффективность, то это вредит личности. Если на этом же эмоциональном фоне личность в состоянии управлять своими эмо­циями и демонстрировать отчуждение на рациональном уровне, то мы говорим об эмоционально устойчивой личности.

Человек. Индивид. Личность.

Человек, индивид и личность – ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании, так как человек – это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек – термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это – конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие – индивидуальность, то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид – это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность – уже больше психологический термин, чем биологический – набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность – самое сложное понятие. Это социальный образ человека. Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор – общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации, и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации:

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности, моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность – это член общества, и в этом определении – все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG – игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу – эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

По наиболее широкому, философскому определению, общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Природа – это бесконечная во всех проявлениях среда, окружающая человеческое общество, не созданная им, но выступающая обязательным условием его существования. В теме «Общество и природа» мы рассмотрим как обособленность общества и природы, так и связь между ними, формы и направления взаимодействия природы и общества.
В чем проявляется обособленность общества от природы?

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным законам.
  • В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам.
  • Общество является организованной системой.
  • Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры.

Воздействие природы на общество и общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.
Причины негативного воздействия общества на окружающую природную среду:

  • Человеческая деятельность ограничена рамками одной планеты.
  • Производство в природе носит безотходный характер, а в результате человеческой деятельности образуются отходы.
  • Природа может перерабатывать только часть отходов, производимых человеком в результате его деятельности, и поэтому природа не может полностью самоочищаться.
  • Познание и использование человеком законов развития природы.
  • Недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды.
  • Недостатки экологического воспитания и образования.

Пути решения экологических проблем:

  • Экологизация технологии и производства.
  • Административно-правовое воздействие.
  • Экологическое просвещение.
  • Международно-правовая охрана окружающей среды.

Домашнее задание
В 2013 году мы от школы ездили в Аркаим — укреплённое поселение бронзового века. Здесь природа воздействует на общество как среда обитания. Аркаим расположен на мысе реки Большая Караганка, то есть у водоёма, как и все поселения «Страны городов», что говорит о влиянии природы на размещение первых очагов цивилизации. Сам памятник был назван исследователями по наименованию горы, которая располагается в 4 км от поселения (топоним «Аркаим» происходит от тюркского «хребет», «спина», «основа»).

Общество и природа

Так что же такое природа и общество?

Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.
Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области — естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке

Так в чём же проявляется обособленность общества от природы?

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным законам.
  • В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам.
  • Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры.
  • Общество является организованной системой.

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:
1) Античность:
Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.
2) Средневековье:
С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.
3) Возрождение:
Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.
Но последнее время люди перестают понимать значение природы в нашей жизни. Природа становится объектом экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *