Обеспечение контракта запрос котировок

  • автор:

Обеспечение в запросе котировок

08.01.2020

Обеспечение — это финансовая гарантия того, что поставщик, подавший заявку на участие в закупке и ставший победителем, заключит контракт. Если поставщиком контракт уже заключен — обеспечение гарантирует его исполнение, в том числе в части гарантийных обязательств, если таковые наступят в отношении переданных поставщиком товаров. Закон № 44-ФЗ предусматривает 2 формы обеспечения: денежные средства и банковская гарантия, соответствующая требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Обеспечение заявки в запросе котировок

Закон № 44-ФЗ не предусматривает право заказчика установить требование об обеспечении заявки при проведении запроса котировок в электронной форме. Статья 44 Закона № 44-ФЗ, регулирующая данные вопросы, на день написания настоящей статьи распространяется только на конкурсы и аукционы. Для запроса котировок обеспечение заявки не действует несмотря на то, что с 1 июля 2020 года повышается порог НМЦк по данной процедуре до 3 млн. рублей. Таким образом, в случае уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта к нему будет применяться только санкция в виде направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Никакой финансовой ответственности за уклонение от заключения контракта поставщик не несет.

Обеспечение контракта в запросе котировок

Часть 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ предусматривает право, а не обязанность заказчика установить при проведении запроса котировок в электронной форме обеспечение исполнения контракта (если НМЦк не превышает 500 000 рублей). Это еще одна отличительная черта запроса котировок от конкурса и аукциона, в которых обеспечение исполнения контракта устанавливается во всех случаях. Однако, принимая во внимание, что с 1 июля 2020 года запрос котировок может проводиться на сумму до 3 000 000 рублей, то при превышении суммы НМЦк в 500 000 рублей заказчик обязан установить требования об обеспечении исполнения контракта.

Размер обеспечения исполнения контракта при запросе котировок определяется по общим правилам: от 5 до 30% НМЦк (для обычных процедур), от 5 до 30% цены договора (при проведении запроса котировок среди СМП и СОНКО), но не ниже размера аванса (если проектом контракта предусматривается выплата аванса). При осуществлении закупок среди СМП и СОНКО участник закупки освобождается от предоставления обеспечения полностью, если предоставит сведения о 3-х контрактах, исполненных им за последние 3 года без неустоек (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Речь идет о 3-х контрактах, исполненных именно по Закону № 44-ФЗ, а не просто исполненных договорах вообще. При этом предмет по ранее исполненным контрактам может не соотноситься с предметом закупки, проводимой заказчиком.

Закон № 44-ФЗ не связывает срок действия обеспечения исполнения контракта со сроком действия контракта. Срок действия контракта — формальное условие, которое, практически, ни на что не влияет. Его можно вообще не устанавливать в контракте. Теперь поставщик самостоятельно определяет срок действия обеспечения исполнения контракта исходя из срока выполнения им обязательств, установленных в нем (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Заказчик не вправе требовать предоставление участником обеспечения на какой-то конкретный срок. Срок предоставления обеспечения можно только справочно предусмотреть в извещении о проведении запроса котировок.

Срок действия обеспечения исполнения контракта

Часть 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что банковская гарантия должна предоставляться участником на срок, превышающий срок исполнения обязательств по контракту не менее чем на один месяц.

Приведем следующий пример:

Срок действия контракта — до 31 декабря 2020 года;
Срок исполнения обязательств участником (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг) — не позднее 1 июля 2020 года;
Срок действия обеспечения исполнения контракта определяется следующим образом: 1 июля 2020 года + 1 месяц = срок банковской гарантии должен заканчиваться не ранее 1 августа 2020 года.

Другой пример: обязательства по контракту выполняются в течение всего срока действия контракта (например, предоставление доступа к базам данных). В этом случае срок предоставления обеспечения исполнения контракта рассчитывается как срок действия контракта + 1 месяц. Тот же самый расчет применяется в случае, когда исполнение обязательств поставщиком осуществляется по заявкам заказчика (например, закупки с неопределенным объемом). В данном случае вообще непонятно, когда обязательства поставщика будут исполнены и будут ли исполнены вообще. Соответственно, в качестве предельного срока исполнения обязательств также берем срок действия контракта.

Обеспечение гарантийных обязательств в запросе котировок

Про обеспечение исполнения гарантийных обязательств мы уже писали и . Настоятельно рекомендуем ознакомиться с данными статьями. В данном же разделе мы лишь объясним свою позицию относительно того, почему мы считаем, что обеспечение гарантийных обязательств в полной мере и без каких-либо исключений применяется к контракту, заключенному по результатам запроса котировок в электронной форме.

Отдельные наши коллеги полагают, что обеспечение гарантийных обязательств применяется только при проведении конкурсов и аукционов, а к запросу котировок не применяется вовсе. Свою позицию они объясняют тем, что согласно ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ требование об обеспечении гарантийных обязательств должно быть установлено не только в извещении о проведении закупке, но и в документации о закупке, которая, как известно, в запросе котировок в электронной форме отсутствует. Соответственно делается вывод о том, что обеспечение гарантийных обязательств не применяется к контракту, заключенному по результатам проведения запроса котировок.

Мы в корне не согласны с такой позицией и вот почему.
Первое. Специалисты Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру” полагают, что нормы Закона № 44-ФЗ в данном случае нужно читать в комплексе. Да, действительно, ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика указать требование об обеспечении гарантийных обязательств в документации о закупке. Вместе с тем, обратим внимание читателя на то, что данное требование «прописано через запятую”, а не через соединительный союз «и”.

Второе. Закон № 44-ФЗ предусматривает, что извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать описание объекта закупки в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 33 Закона № 44-ФЗ, которая, напомним, как раз и устанавливает обязанность заказчика предъявить требование об обеспечении гарантийных обязательств. Таким образом, несмотря на формальное отсутствие в запросе котировок документации, запрос котировок подчиняется всем правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ в полной мере.

Третье. Надеемся, что никто не будет спорить с тем, что контракт, заключаемый по результатам запроса котировок, подчиняется требованиям ст. 34 Закона № 44-ФЗ. В п.1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ прямо установлено, что если заказчик в соответствии с ч. 4 ст. 33 установил требование о гарантийных обязательствах, то такой заказчик обязан установить требование об обеспечении гарантийных обязательств. Единственное исключение, когда данное положение может не применяться, это отдельные закупки у единственного поставщика, что предусмотрено ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Запроса котировок среди таких исключений нет.

Из совокупного толкования вышеуказанных норм специалисты Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру” делают однозначный вывод о том, что обеспечение исполнения гарантийных обязательств в полной мере применяется к запросу котировок.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Вопрос:

Оказание услуг по 44-ФЗ путем запроса котировок. Обязательно ли обеспечение исполнения контракта. В норме указано «вправе». Насколько это необходимо? Можем мы отказаться от этого условия?

Ответ:

Заказчик при осуществлении закупки вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта при проведении (ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ):

  • запроса котировок и запроса котировок в электронной форме (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.);
  • в отдельных случаях запроса предложений и запроса предложений в электронной форме;
  • в ряде случаев закупки у единственного поставщика.

Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт {КонсультантПлюс}

В извещении запроса котировок вы можете предусмотреть условие об обеспечении исполнения контракта. В отличие от конкурса или аукциона это ваше право, а не обязанность (ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Участник сам выбирает вид обеспечения, это будет либо перечисление денег, либо банковская гарантия (ч. 3 ст. 96 Закона 44-ФЗ).

Размер обеспечения исполнения контракта в запросе котировок установите в пределах от 5% до 30% НМЦК либо в размере аванса, если он превышает 30% НМЦК (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры при проведении запроса котировок не применяются, поскольку положения о них касаются исключительно конкурса и аукциона. Поэтому не включайте в извещение условия об увеличенном обеспечении исполнения контракта при большом снижении цены.

Готовое решение: Как объявить, изменить или отменить бумажный запрос котировок по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Журнал регистрации заявок на торги — это внутренний документ госзаказчика, в котором он фиксирует поступающие к нему предложения на участие в процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Он не является обязательным, но при возникновении спорных ситуаций поможет защитить интересы заказчика.

Скачать бланк журнала заявок

Скачать образец журнала регистрации заявок на участие в аукционе

Скачать образец журнала учета заявок

Когда нужна книга регистрации

Книга регистрации представляет собой реестр бумаг, поданных заказчику в рамках процедуры. Она необходима, когда документы поступают заказчику напрямую, то есть при проведении бумажной процедуры. Начиная с 01.01.2019 абсолютное большинство закупок проводится в электронной форме. Проведение электронных процедур реализуется с помощью электронных площадок, операторы которых организуют все движение бумаг между участниками и заказчиком.

Заказчики проводят бумажные процедуры только в случаях, которые прописаны в п. 44 ст. 112 44-ФЗ:

  • если отсутствует конкурентная процедура, и контракт заключается с единственным поставщиком;
  • при проведении закрытой процедуры, например, когда обнародование подробностей закупки противоречит интересам сохранения государственной тайны;
  • если заказчик расположен за границей;
  • при проведении запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и обеспечения нормального жизнеобеспечения граждан;
  • в рамках предварительного отбора участников закупки или проведении запроса котировок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС;
  • если закупка проводится в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

В остальных случаях закупка проводится с помощью функционала электронной площадки.

В тех немногих случаях, когда тендер проводится на бумаге, книга регистрации необходима:

  • для фиксации факта поступления бумаг от участника;
  • для фиксации времени поступления каждого пакета: иногда важно, кто из участников подал документы раньше;
  • чтобы избежать нарушений со стороны участников, например, попытки подать несколько заявок на один тендер.

Как заполнить

Журнал не имеет законодательно установленной формы, каждый заказчик сам разрабатывает удобный образец журнала приема заявок на участие в аукционе и других процедурах.

Книгу регистрации удобно вести в табличной форме, где одна строка — информация об одном поданном пакете документов. Строки должны иметь нумерацию — сквозную через весь журнал.
Следует предусмотреть следующие графы:

  • номер по порядку;
  • дата и время поступления;
  • внутренний регистрационный номер;
  • форма: бумажная или электронным документом;
  • состояние при получении: поврежден ли конверт, имеет ли какие-то отметки;
  • способ передачи: курьером, по почте;
  • Ф.И.О. и автограф лица, которое доставило документы;
  • указание на то, что поставившему документы была выдана расписка в получении;
  • Ф.И.О. сотрудника заказчика, ответственного за ведение журнала.

Образец журнала приема заявок

Журнал регистрации заявок на участие в закрытом аукционе

Дата начала ведения журнала «15» октября 2020 года

№ п/п

Дата поступления

Время поступления (местное время)

Наименование объекта закупки

Регистрационный номер

Форма (бумажный носитель, электронный документ)

Подпись участника (представителя участника) о факте получения расписки (в случае ее выдачи)

Оказание услуг по уборке служебных помещений

ОК-05.14-01

На бумажном носителе в запечатанном конверте

Оказание услуг по уборке служебных помещений

ОК-05.14-02

На бумажном носителе в запечатанном конверте

Расписка получена Петровский

Оказание услуг по уборке служебных помещений

ОК-05.14-03

На бумажном носителе в запечатанном конверте

Расписка получена Васильев

Оказание услуг по уборке служебных помещений

ОК-05.14-04

На бумажном носителе в запечатанном конверте

Оказание услуг по уборке служебных помещений

ОК-05.14-05

На бумажном носителе в запечатанном конверте

Статья 79. Последствия признания запроса котировок несостоявшимся
Комментарий к статье 79
1 — 4. Комментируемая статья определяет последствия признания запроса котировок несостоявшимся. Признание запроса котировок несостоявшимся предусмотрено: положением ч. 6 ст. 77 комментируемого Закона — в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки; положением ч. 9 ст. 78 данного Закона — в случае, если котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок или по результатам рассмотрения таких заявок только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.
Соответственно, в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено заключение заказчиком с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся: 1) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка и при этом такая заявка признана соответствующей требованиям комментируемого Закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок; 2) в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям данного Закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.
На случай, когда запрос котировок признан не состоявшимся в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, ч. 2 комментируемой статьи предусматривает, что заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в ЕИС извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом на заказчика возлагается обязанность направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.
Как предусмотрено ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи, в случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок:
подана только одна такая заявка и она признана соответствующей требованиям комментируемого Закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, — заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
не подано ни одной такой заявки, — заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.
Части 1 и 3 комментируемой статьи также устанавливают, что в указанных в данных частях случаях контракт заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 комментируемого Закона. Это означает, что решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно быть согласовано при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта.
Ранее в ч. 6 ст. 46 Закона о размещении заказов предусматривалось, что в случае, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган продлевают срок подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок размещают на официальном сайте извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом на заказчика, уполномоченный орган возлагалась обязанность направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Указанная часть также устанавливала следующее: поданная в срок, указанный в извещении о продлении срока подачи котировочных заявок, котировочная заявка рассматривается в порядке, установленном для рассмотрения котировочных заявок, поданных в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок; в случае если после дня окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в извещении о продлении срока подачи котировочных заявок, не подана дополнительно ни одна котировочная заявка, а единственная поданная котировочная заявка соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит предложение о цене контракта, не превышающей максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, заказчик обязан заключить контракт с участником размещения заказа, подавшим такую котировочную заявку, на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной указанным участником размещения заказа в котировочной заявке; участник размещения заказа, подавший такую заявку, не вправе отказаться от заключения контракта; при непредставлении заказчику участником размещения заказа в срок, предусмотренный извещением о проведении запроса котировок, подписанного контракта участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения контракта.
На случай, если не подана ни одна котировочная заявка, ч. 7 ст. 46 Закона о размещении заказов предусматривала, что заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок. При этом устанавливалось, что заказчик, уполномоченный орган вправе изменить условия исполнения контракта.
Как указывалось в ч. 8 ст. 46 Закона о размещении заказов, в случае, если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок или направить документы о проведенных запросах котировок и об отсутствии котировочных заявок соответственно в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федеральных бюджетных учреждений), орган исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ, нужд бюджетного учреждения субъекта РФ или для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения); по согласованию с таким органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); при этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных извещением о повторном проведении запроса котировок, и цена заключенного контракта не должна превышать максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок.
В части 9 ст. 47 Закона о размещении заказов предусматривалось, что в случае отклонения котировочной комиссией всех котировочных заявок заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок. При этом устанавливалось, что заказчик, уполномоченный орган вправе изменить условия исполнения контракта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *