Объединение ФТС и ФНС

  • автор:

Булавин: объединение ФТС и ФНС дает результат

НОВО-ОГАРЕВО, 25 октября. /ТАСС/. Объединение Федеральных таможенной и налоговой служб оправдано, уверен руководитель ФТС Владимир Булавин.

«Объединение таможни и ФНС в один блок оправданно и дает результаты?» — поинтересовался у Булавина президент России Владимир Путин во время рабочей встречи. «Под эгидой и координирующей ролью министерства финансов оправданно, и уже в настоящее время есть вполне конкретные результаты, темпы наших совместных действий мы намерены и в дальнейшем наращивать», — отметил глава ФТС.

По его словам, специалисты обеих служб в нынешнем году активно работают «по созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей». «Этот процесс предполагает интеграцию наших информационных ресурсов, сопряжение систем управления исками, координацию действий по категорированию объектов предпринимательской деятельности, внедрение механизмов прослеживаемости товаров и сквозного контроля, а также совместные и скоординированные проверочные мероприятия, особенно по такой таможенной процедуре, как контроль после выпуска товаров», — перечислил Булавин.

Он привел первые результаты совместных проверочных мероприятий: «Уже проведено 514 проверочных мероприятий, доначислено таможенных платежей на сумму 1,5 миллиарда рублей». «По данным ФТС России, налоговыми органами также доначислено более 1,9 миллиона рублей», — добавил Булавин.

Руководитель ФТС заверил, что «взаимодействие происходит не только на уровне центральных ведомств, но и на уровне окружных управлений, и, что самое главное, на уровне субъектов Российской Федерации».

«Хорошо», — оценил Путин.

Оптимизация таможенных процедур

Владимир Булавин доложил Владимиру Путину об оптимизации таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Во время встречи с главой государства Булавин отметил, что своей ближайшей задачей видит «выполнение плана по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет, содействие внешней торговле, улучшение делового и инвестиционного климата в стране, создание комфортных условий в таможенной сфере для участников внешнеэкономической деятельности».

Он выразил уверенность, что таможня должна быть быстрой с точки зрения прохождения таможенных процедур, «умной», то есть оцифрованной, имеющей доступ к необходимым информационным ресурсам, эффективной с точки зрения наполнения бюджета. При этом, по его словам, «дальнейшее развитие таможенных органов напрямую связано с развитием телекоммуникационных, информационных систем».

Булавин доложил, что на сегодня практически 100% таможенных деклараций выпускаются в электронном виде, за исключением случаев, специально оговоренным актами кабмина. Как правило декларирование происходит с использованием такого информационного ресурса, как Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

По словам Булавина, введение предварительного информирования о ввозимых товарах по автомобильным или железной дорогам позволило существенно сократить время таможенных операций: на железнодорожных пунктах пропуска — до двух часов, на автомобильных пунктах пропуска — до 18 минут.

Ведомство в режиме эксперимента также занимается вопросами автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска. «Каждая третья декларация по экспорту нами регистрируется в автоматическом режиме. Это привело к существенному сокращению времени таможенных операций при импорте», — доложил президенту чиновник. Так, сейчас время совершения таможенных операций при импорте составляет 1 час 35 минут, что в 30 раз быстрее, чем в 2013 году, при экспорте продолжительность прохождения процедуры сократилась в 5 раз — до 47 минут, уточнил Булавин.

ФТС за девять месяцев текущего года перечислила в федеральный бюджет 3,156 млрд рублей, что на 3% больше плановых показателей. «Все плановые значения выполнены в полном объеме. В доходную часть федерального бюджета (за девять месяцев) перечислено 3 трлн 156 млрд рублей, это составляет 103% к контрольным цифрам Министерства финансов», — добавил глава ФТС.

Ведомство рассчитывает по итогам 2016 г. выполнить план в 4,358 млрд рублей по поступлениям в федеральный бюджет. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» сообщил замглавы ведомства Руслан Давыдов.

«Мы надеемся его как минимум выполнить», — добавил Давыдов.

Слияние таможни и налоговой: «Бизнес будет только аплодировать»

Правительство неожиданно вернулось к идее единого фискального органа. Зачем это нужно и почему обе службы против объединения?

Фото: Антон Вергун/ТАСС

К маю 2018 года правительство должно определиться с вопросом объединения налоговой и таможенной служб. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС. Для многих чиновников, присутствовавших в зале, это оказалось неожиданностью, пишут «Ведомости».

Идея не новая: в последний раз такая дискуссия закончилась в 2015 году решением создать единую информационную систему двух служб и передать ФТС и ФНС под кураторство Минфина. В чем смысл объединения налоговиков и таможенников?

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «ФНС за последние годы реально стала оцифрованной, понятной потребителю. Каждый человек, если он это захотел, получил личный кабинет, он понимает, когда и сколько платить налогов. Более того, информационные системы ФНС очень сильные, проникающие в каждую пору экономической жизни. С этой точки зрения ничего технологически нового в расчетах, которые ведет Федеральная таможенная служба, нет. Безусловно, у нее должны оставаться пограничные пункты, переходы и остальная инфраструктура, но штаб управления потоками, которые контролирует ФТС, практически тот же самый, что и у ФНС. В этом смысле мне объединение кажется очень логичным. Отдельно хочу сказать очень добрые слова в отношении руководителя ФНС Мишустина. Он понятен всем предпринимателям, и в этом залог успеха потенциального слияния. Идея сокращения бюрократического аппарата витает в воздухе. Хочу напомнить, что в процентном отношении бюрократический аппарат, который мы сейчас содержим, вдвое, если не вчетверо больше, чем в Советском Союзе. В Советском Союзе люди за 70 лет общения друг с другом поняли, что это гиря, которая невыносима. Поэтому практически каждые четыре года Госплан СССР вместе с ЦК КПСС в приказном порядке сокращали аппараты на 10%. Сегодня они разрослись до неимоверных размеров, а дальше я не буду говорить вам про «мигалки», 13-е зарплаты, социальные пакеты. Это практически невыносимо. Если бизнесу правила понятны — а с ФНС они сейчас понятны абсолютно, если доверие есть, а оно возникает — безусловно, бизнес будет только аплодировать и в воздух чепчики бросать».

Сколько потребуется времени на объединение ФНС и ФТС? Отвечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «На первом этапе, я думаю, это принесет некоторые негативные результаты, как у нас всегда бывает, когда происходят управленческие перестройки, наблюдается шатание и негативная турбулентность. Но, в принципе, если они организуют, а я думаю, в течение полугода возможно организовать работу, то с точки зрения администрирования налогов это может дать положительный эффект. Сейчас же проблема не только в том, что не хватает средств, а не хватает именно административных функций по сбору налогов. Даже при существующей ситуации можно собирать больше на 10-15%, даже на 20%. Но процесс администрирования иногда проводится слабо. Поэтому я бы не сказал, что данное объединение прямо сейчас решит какие-то проблемы по сбору средств, но если организационно все пройдет удачно, то это может дать позитивный вклад в бюджет страны».

Против объединения ФНС и ФТС выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Как говорил в октябре в интервью изданию руководитель ФТС Владимир Булавин, некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Как взаимодействуют ФНС и ФТС России

В России есть 2 Федеральные службы – ФТС и ФНС, которые довольно часто решают общие задачи. Такие как сбор обязательных платежей, учет и контроль за плательщиками, перемещение товаров/работ/услуг и др. Поэтому не на пустом месте давно ходят активные слухи об объединении ФНС и ФТС России в единую госструктуру. По нашей информации, это должно было состояться уже в мае 2018 года. Однако, как обстоит дело сейчас?

Что объединяет налоговиков и таможенников

Тесное взаимодействие ФТС и ФНС России основано хотя бы на том, что только два ведомства дают более 90% всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как они будут вместе работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом.

Ещё в 2015 году Президент России поставил задачи по интеграции основных администраторов бюджета – Налоговой службы и Таможенной службы – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. В итоге, обе Службы были переданы в ведение Минфина.

Они начали проводить совместную работу в этом направлении. В первую очередь, усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.

На 2018 год задачи по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы выполнены. Об этом говорят:

  • растущие показатели эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • рост поступлений платежей во все уровни бюджетной системы.

ПРИМЕР До интеграции ФНС и ФТС 2015 года поступления самого крупного налога – НДС – росли на 10%. В 2017-2018 годах они увеличились в 1,5 раза, а темпы роста – до 15% в год. Это значительно выше, чем темпы роста экономики.

Это говорит о том, что совместная работа привела к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством.

Также произошло:

  • снижение общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
  • сокращение количества контролирующих органов;
  • оптимизирован объём отчетности.

Это во многом результат того, что под контроль Налоговой службы было передано администрирование страховых взносов. В итоге, все налогоплательщики почувствовали сокращение административных отчетностей и барьеров.

Также см. «Органы контроля за уплатой страховых взносов с 2017 года».

Общие задачи ФНС и ФТС

В рамках совместной работы обе Службы в приоритетном порядке решают следующие задачи.

Обмен данными по рискам

Удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Теперь совместная база данных позволяет и налоговикам, и таможенникам с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков:

  • к которым нужно выходить на проверки;
  • у кого нужно запросить дополнительную информацию.

Такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже проводить проверки и экономить ресурсы, а с другой – более точечно выявлять нарушителей и повышать эффективность общей работы.

Существенно выросла эффективность контрольных мероприятий по сравнению с 2015 годом – более чем в 2 раза только в результате объединения систем управления рисками и, соответственно, скоординированных проверок налоговых и таможенных органов.

Отслеживание товаров

Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Уже введены ее элементы:

1. Система ЕГАИС (заработала в рамках реализации алкогольной продукции).

2. Система маркировки (меховые изделия и др.).

Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Такс фри

Россия присоединились к так называемой системе Tax Free. Пока она функционирует в 12 регионах.

Её распространение дальше на регионы, на торговые точки дает возможность повышать товарооборот и, соответственно, увеличивать платежи.

Только введение системы Tax Free увеличило товарооборот в тех магазинах, где она была установлена, на 25%. Особенно хорошо она зарекомендовала себя в период проведения Чемпионата мира по футболу.

Также см. «Новое в НДС с 2018 года: закон о tax free».

Грамотное администрирование

Налоговые и таможенные органы совместно работают над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.

Например, перед Федеральной таможенной службой до конца 2018 года стоит задача увеличить количество пользователей технологии единого лицевого счета не менее чем в 2 раза. При этом доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы.

Эксперимент с торговлей в Интернете

С 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить эксперимент по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли: покупатели должны уплачивать их в момент совершения покупки.

Такие технологии позволяют:

  • безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза;
  • выравнить конкурентные условия интернет-торговли (с каждым годом увеличивается партия товаров, которая завозится без уплаты таможенных платежей, сборов, налогов).

Также см. «Что будет с пошлинами за онлайн-покупки в иностранных интернет-магазинах?».

Электронная таможня

В настоящее время реализуется масштабный проект по созданию электронных таможен, разделению мест таможенного оформления и фактического контроля.

Он очень важен с точки зрения снижения прямого контакта таможенников с участником внешнеэкономической деятельности.

Согласно последним новостям, объединение ФТС и ФНС России пока не произошло. Налоговики пока вытягивают таможенников на новый уровень взаимодействия с плательщиками.

Источник: сайт Минфина (выступление Министра финансов Антона Силуанова в совместном заседании коллегий ФНС России и ФТС России).

Суть объединение структур ФТС и ФНС: как это происходит

Объединение ФТС и ФНС вопрос, который часто поднимают. На данный момент определяются с алгоритмом и сроками процесса. По последним данным такие существенные изменения произойдут к маю 2019 года. Чего ждать от этого бизнесу еще не всем ясно, следует в этом вопросе разобраться.

История вопроса

Создание единой структуры из двух фискальных органов вопрос, который поднимался не однократно. Последнее обсуждение объединения налоговой и таможенной службы проводилось в 2015 году. Тогда предполагалось консолидация и передача под юрисдикцию Минфина.

Основная причина подобных действий это желание сократить бюрократический аппарат, так как, по сути, финансовые потоки к двум органам идут по одинаковым направлениям. При прошлом обсуждении прийти к консенсусу не удалось, причина на то не достаточно убедительные аргументы.

Что касается теперешней ситуации с внедрением цифровых технологий, ФНС вырвалась в лидеры по доходам, что поступают в бюджет. Так в 2016 году эти показатели отличались на 2,5 трлн. рублей. В бюджете на 2019 год заложены цифры:

  • ФТС – 4,8 трлн. руб.
  • ФНС – 9 трлн. руб.

Объединение налоговой и таможни на базе первой структуры выглядит очень заманчиво. В особенности привлекательно это электронной системой платежей и обслуживания, которая отлично себя зарекомендовала.

Суть слияния

Основная задача – слияние информационных систем. Это поможет достичь максимального экономического эффекта и повышения уровня собираемости обязательных платежей. Собственно объединение таможни и ФНС подразумевает подгонку правил, связанных со сбором платежей в бюджет под общие стандарты. Это не слияние в единое ведомство как таковое, каждая структура будет отвечать за свое правовое поле.

Когда таможня перейдет под управление Минфина будет возможным к реализации усовершенствование норм закона, регулирование правил внесения платежей.

Подобные действия проводятся также с целью налаживание порядка контроля. Это поможет уменьшить число проверок, а значит, сэкономит время декларантам. Административная нагрузка на предпринимателей снизиться.

Чаще всего участники ВЭД и лица, которые не спешат декларировать товары, делают это не со злым умыслом, а по причине длительной бюрократической процедуры. Это происходит по причине несогласованности действий и процедур в двух органах ФТС и ФНС. Слияние систем налоговой и таможни нивелирует эти различия. Ожидается, что это обеспечит большие суммы поступлений в бюджет.

Необходимые действия

Как понятно в одночасье слияние не произойдет. К тому же многие эксперты говорят о сомнительности данного шага. Но все же этот вопрос в текущем рассмотрении более ясен и скорее всего консолидации быть. Для этого следует совершить ряд действий. Так для таможни Министерство финансов поставило такие задачи:

  1. Сквозной контроль над перемещением товаров со снятием напряжение с декларантов. Основная цель – исключить неуплату необходимых пошлин.
  2. Исключение непосредственного контакта с коммерцией, то есть отсутствие досмотра товара.
  3. Снижение числа судебных разбирательств.
  4. Обнаружение и перекрытие каналов противозаконного вывода капитала за пределы страны.

Практически все шаги на пути к объединению ФТС и ФМС в 2017 году налоговая уже выполнила. Так за последние годы она тотально оцифровалась. Созданы все условия для налогоплательщиков, они понятны потребителю. То есть каждый, кто стремиться отдать часть своего заработка государство согласно закону понимает, сколько и за что ему требуется платить. К тому же информационные системы, что разработаны для ФМС очень сильные. О чем говорят многие эксперты.

Зачем это государству

Объединение налоговой и таможни в 2019 году вполне стоит ожидать. Зачем это государству?

Первое на что опираются это положительная мировая практика. Объединение финансовых потоков и информационных систем под руководством Минфина показывает хорошие результаты.

Второй момент – государство получает абсолютный контроль над перемещением грузов через границу. Появляется возможность отслеживания всей цепочки его перемещения, аж до реализации потребителям. В теории это должно облегчить участие предпринимателей – не нужно будет подтверждать вывоз товара за границу, а значит иметь двойные хлопоты с НДС (возврат, доначисление и т.д.).

Еще один плюс — ускорение и открытость процедур внесения платежей, в частности НДС, его возврата. Правда, на слишком существенное сокращение сроков рассчитывать не приходиться.

Собственно вопрос о консолидации еще витает в воздухе, хотя более настойчиво, чем раньше. Многие эксперты не видят в этом процессе огромной необходимости, так как можно сделать проще: наладить процесс обмена информации между структурами, что так само облегчит процедуру возврата НДС. Также таможня и налоговая, которые так и не объединились в 2017 году могут стать причиной серьезных проблем для плательщиков. Без последствий это произойти просто не может. Минимальный период, который может происходить становление новой системы, даже при тщательной подготовке к процессу – 6 месяцев.

Прогноз на май 2019 года связан с тем, что новое правительство всегда принимает решения, касательно системы органов исполнительной власти.

Вывод

Слияние двух крупных структур в единого «монстра» как называют эксперты новое образование процедура сложная и многоэтапная. Даже при теперешней ситуации увеличение объема сборов не будет превышать 15-20%.

Правительство тасует министерства и ведомства как карточную колоду

Как и ожидалось, за недавним слиянием Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) последуют и другие: Владимир Путин поручил главе правительства Дмитрию Медведеву «оптимизировать» ведомства, выполняющие контрольно-надзорные функции.

Поговаривают, что в рамках правительственной кампании могут объединить даже налоговую и таможенную службы, не говоря уже о трёх десятках менее значимых контрольных ведомств, дублирующих работу друг друга. На фоне анонсированного ранее слияния Минэкономразвития и Минфина кампания выглядит внушительно. Вот только будет ли из этого толк?

Помнится, во время кризиса 2008 года «наверху» приняли решение оптимизировать министерства и ведомства, собрав из них более глобальные новообразования. Работа кипела, эксперты просчитывали плюсы и минусы надвигающейся ведомственной глобализации, но в итоге гора родила мышь. По сути, договориться удалось лишь об объединении федерального Роспотребнадзора и подведомственного Минсельхозу Россельхознадзора, а также курируемого Мин­здравом Росздравнадзора с тем же Роспотребнадзором. Переговоры о слиянии ведомств шли полтора года, и в октябре 2010-го правительство наконец обсудило вопрос дублирования контрольно-надзорных полномочий в Россельхознадзоре и Росрыболовстве. Поговорили, пошумели, но и только. В 2013 году планы по слиянию надзорных ведомств полностью сошли на нет. А тут вдруг всё началось заново – после июльского объединения ФАС с ФСТ.

Борцам с монополиями нужны новые полномочия, а не бесцельные слияния

Антимонопольную и тарифную службу намеревались свести воедино ещё два года назад, а лоббистом и автором инициативы выступило Мин­экономразвития. Уже тогда нашлись скептики, называвшие идею создания единой федеральной структуры, регулирующей естественные монополии, сырой и непродуманной – таким критиком, в частности, выступал директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок Алексей Ульянов. Рассуждал Ульянов примерно так: гораздо эффективнее было бы создать антимонопольное ведомство с нуля, нежели развивать глобальную структуру на базе ФАС. Почему? Да потому, что ФАС, похоже, доказала свою неэффективность. Возбуждая в сто раз больше уголовных и административных дел, нежели американские антимонопольные регуляторы, ведомство оказалось не в силах упорядочить ситуацию с конкурентной борьбой. По мнению Ульянова, тот факт, что главным объектом внимания ФАС стал малый и средний бизнес, «вызывал удивление и сожаление»: ведь главной мишенью борцов с монополиями, очевидно, должны выступать крупнейшие предприятия. Чего стоит грядущее объединение лидера авиа­отрасли «Аэрофлота» со своим ближайшим крупным конкурентом «Трансаэро». Не говоря о том, что каждый россиянин чувствует синхронный необоснованный рост цен в каждой отрасли: начиная от цен на бензоколонках, заканчивая пакетом молока в супермаркетах.

Вместо того чтобы соединять антимонопольную службу с тарифной, гораздо эффективнее было бы применить заокеанскую практику и наделить ФАС новыми правами и полномочиями – по образцу антимонопольных структур США. К примеру, у них есть возможность применять санкции за создание картелей и за доминирование. Штрафы за это огромные, и, как полагает глава ФАС Игорь Артемьев, именно такая мера выступает мощнейшим профилактическим средством. За океаном действует правило: если ты идёшь на сотрудничество с антимонопольными органами и раскрываешь им подробности создания картеля, давая показания на тех, кто создал организованную преступную группу, ты освобождаешься от ответственности. У российских борцов с монополизмом подобных полномочий нет, а хорошо бы сделать так, чтобы они появились. По словам Артемьева, карающая за создание картелей 178-я статья УК применялась всего однажды, и за всю историю антимонопольных органов в России ни один человек не был осуждён по этой статье. Также антимонопольные органы европейских стран, США, Канады и Австралии – те, что наиболее эффективны, – наделены правами так называемого расширенного дознания. Они могут выезжать на следственные и оперативные мероприятия вместе с полицейскими и налоговыми инспекторами, им разрешено проводить обыски, изымать документацию, добывая улики для суда. А наши борцы с монополиями таких прав лишены. Тогда как в судах продолжают настаивать: докажите, что создатели картелей согласовывают свои действия! А как доказать-то? Собственно, слияние ФАС с ФСТ, хоть и было признано правильным, пока не решило ни одной из ключевых задач, поставленных борцам с монополизмом. И едва ли решит – укрупнение ведомства проводилось, похоже, ради самого укрупнения, а не ради того, чтобы начать работать как можно более эффективно.

По теме4111

Минэкономразвития заявило о высоком проценте неисполнения министерствами и ведомствами правительственного плана по улучшению делового климата, принятого в начале года.

Слияние налоговиков и таможенников затруднит жизнь мошенникам

Точно так же может получиться и с объявленным слиянием федеральных таможенной (ФТС) и налоговой (ФНС) служб под эгидой Минфина (решение на сей счёт в правительстве, похоже, приняли окончательно). Главная цель, как и в случае с ФАС и ФСТ, – переход к единому администрированию, а вовсе не реальная оптимизация работы. Что и говорить, единое управление – тоже важная мера, но это лишь средство, а не цель! Похоже, в правительстве разницу не улавливают. А пресса тем временем вовсю обсуждает, уйдёт ли с поста главы таможенной службы Андрей Бельянинов, как будто именно в этом уходе заключён весь смысл слияния. Впрочем, объединение ФТС и ФНС будет полезно хотя бы тем, что у компаний, предоставлявших одни данные в таможню, а другие, отличающиеся принципиально, – в налоговую и получавших тем самым простор для манипуляций, однозначно закончится вся их лафа. Кстати, а известно ли вам, что до сих пор у таможенников и налоговиков не было ни единой информационной базы, с помощью которой можно было бы выявлять фирмы-однодневки, ни системы обмена данными по счетам-фактурам? Так что от слияния хоть какая-то польза, да будет.

Вот и о слиянии Минфина с Минэкономразвития говорят как о чём-то однозначно полезном – мол, занимаются одним и тем же по сути, так пускай хоть на управлении

сэкономят. А ведь направления деятельности этих структур принципиально различные. Минэкономразвития, по сути, это малоэффективная копия советского Госплана, но в СССР никому бы и в голову не пришло сливать воедино «плановиков» с «финансистами». Плановый отдел – отдельно, бухгалтерия – отдельно, и так было в любой организации. Кому пришла в голову мысль замесить кашу из ведомств с различными целями и задачами? Впрочем, в правительстве намекают, что слияние Минфина с Минэкономразвития – это такая идея, можно даже сказать, повод для дискуссии, а вовсе не факт. Вот и президент Владимир Путин к этой идее отнёсся без энтузиазма.

Кампания 2015 года будет сорвана?

Ответственным за оптимизацию ведомств, дублирующих работу друг друга, назначен глава правительственного экспертного совета Михаил Абызов. Злые языки уверяют, что назначение министра без портфеля Абызова главным по ведомственным слияниям и поглощениям говорит само за себя: кампания скорее всего будет провалена, как в 2009–2013 годах. Дело в том, что сути этих слияний и поглощений Абызов, похоже, недопонимает, иначе чем объяснить тот факт, что начал он свою работу с того, что разослал всем территориальным ведомствам письма, уведомляющие их о подготовке необходимой отчётности. На основании которой, по словам Абызова, будет сделан вывод об их эффективности. Понимаете, о чём идёт речь?! Ни о какой независимой экспертизе и речь не идёт: эффективность работы ведомства будут оценивать исходя из того, что на сей счёт думает руководство самого оцениваемого ведомства!

Впрочем, у правительства есть несколько месяцев, чтобы как следует разобраться в процессах, которые ему предстоит провести, – предложения по этой части реформы контрольно-надзорной деятельности должны быть представлены в Кремль до 1 декабря. Обычно в правительстве о сокращении надзорных органов вспоминают во время кризисов (так было и в последний раз, в 2008-м), так что движуха начнётся, и не сомневайтесь. А выйдет ли толк из неё – так это бабушка надвое сказала.

Мнение

Валерий Зубов, профессор, доктор экономических наук:

– Я убеждён в том, что кампания по массовому слиянию министерств и ведомств – не самое правильное в сегодняшней ситуации. Следовало бы для начала как следует разобраться и понять, в чём смысл объединения, какие от него выгоды и чем оно может быть чревато. Что же касается объединения ФАС с ФСТ, то оно представляется мне закономерным и единственно правильным. В нашей стране заявлена рыночная экономика, но при этом существует и поддерживается монополизм – ситуация парадоксальная. Сравнивать с Америкой невозможно, у них там уровень монополизма на три порядка меньше. Главным препятствием для развития конкуренции в России выступают естественные монополии, подавляющие бизнес, и некорректные решения, принимавшиеся Федеральной службой по тарифам в силу той идеологии, которую исповедовал её руководитель, играя на руку монополиям. Теперь же всё изменится, и ФАС сможет укротить монополии. Впрочем, было бы желательно добавить ведомству полномочий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *