Об оценке и оценочной деятельности

  • автор:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 135-ФЗ
В редакции от 14 ноября 2002 г. (с учетом 143-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
16 июля 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации регулируют оценочную деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности, применяются правила международного договора Российской Федерации. Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. Статья 3. Понятие оценочной деятельности Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Статья 4. Субъекты оценочной деятельности Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказчики). Статья 5. Объекты оценки К объектам оценки относятся: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее — договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других. Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду; при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога; при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе: при национализации имущества; при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки; при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества; при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд; при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.

Глава II. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 10. Обязательные требования к договору Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Договор должен содержать: основания заключения договора; вид объекта оценки; вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки; денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки; сведения о страховании гражданской ответственности оценщика. В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана. Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание. В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки (далее — отчет). Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки. Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком — индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, который соответствует требованиям статьи 24 настоящего Федерального закона и осуществил оценку объекта оценки, и его руководителем. Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14. Права оценщика Оценщик имеет право: применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки; требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки; получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки; запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете; привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов; отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы; требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда. Статья 15. Обязанности оценщика Оценщик обязан: соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки; обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки; предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете; предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; хранить копии составленных отчетов в течение трех лет; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию. Статья 16. Независимость оценщика Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Проведение оценки объекта оценки не допускается, если: в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора; оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы. Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки. Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки. Статья 17. Страхование гражданской ответственности оценщиков Страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда. Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки. Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки.

Глава III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 18. Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации (далее — уполномоченные органы), в рамках своей компетенции, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 19. Функции уполномоченных органов Функциями уполномоченных органов являются: контроль за осуществлением оценочной деятельности; регулирование оценочной деятельности; взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности; согласование проектов стандартов оценки; согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 20. Стандарты оценки Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 21. Профессиональное обучение оценщиков Профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 22. Саморегулируемые организации Дополнительно к государственному регулированию саморегулирование оценочной деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таких саморегулируемых организаций. В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации. Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции: защищать интересы оценщиков; содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков; содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков; разрабатывать собственные стандарты оценки; разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности. Статья 23. Лицензирование оценочной деятельности Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Орган, выдающий лицензию на осуществление оценочной деятельности, осуществляет контроль за соблюдением требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о лицензировании. Статья 24. Требования к лицензированию оценочной деятельности Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для физического лица являются: соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников. Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для юридического лица являются: соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; государственная регистрация в качестве юридического лица; наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Документы об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2000 года. Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
29 июля 1998 года
N 135-ФЗ

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ, вступившими в силу с 11.08.2020 года (ред. 51).

Предисловие

Оценочная деятельность — профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 закон № 135-ФЗ).

С момента введения закона об оценочной деятельности в действие, в него внесены десятки поправок, наиболее важными из которых являются следующие:

Членство в СРОО вместо лицензии

В 2006 году из числа оценщиков исключены юридические лица, оценщиком может быть физическое лицо.

Лицензирование оценочной деятельности в РФ прекращено с 1 июля 2006 года.

Вместо лицензирования для оценщиков введено обязательное членство в саморегулируемой организации оценщиков (СРОО).

Саморегулируемая организация оценщиков — некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков (статья 22 закона № 135-ФЗ).

Закон об оценочной деятельности устанавливает порядок и критерии для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, названы функции СРОО, указаны основные права и обязанности СРОО, приведен перечень оснований для отказа в принятии в члены саморегулируемой организации.

Кадастровая оценка объектов недвижимости

В 2010 году закон № 135-ФЗ дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», содержащей положения о порядке проведения оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждении ее результатов и оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Разъяснения по вопросам, возникающим у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости см. в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

29 июля 1998 года

N 135-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
16 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 3. Понятие оценочной деятельности
Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
Статья 5. Объекты оценки
Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки
Статья 8.1. Информационная открытость процедуры оценки

Глава II. Основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления

Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки
Статья 10. Обязательные требования к договору на проведение оценки
Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки
Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения
Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете
Статья 14. Права оценщика
Статья 15. Обязанности оценщика
Статья 15.1. Права и обязанности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор
Статья 15.2. Права и обязанности заказчика оценки
Статья 16. Независимость оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор
Статья 16.1. Утратила силу
Статья 16.2. Эксперт саморегулируемой организации оценщиков
Статья 17. Утратила силу
Статья 17.1. Экспертиза отчета

Глава III. Регулирование оценочной деятельности

Статья 18. Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков
Статья 19. Функции уполномоченных федеральных органов
Статья 19.1. Совет по оценочной деятельности
Статья 20. Стандарты оценочной деятельности
Статья 20.1. Типовые правила профессиональной этики оценщиков и требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
Статья 21. Образование оценщиков
Статья 21.1. Квалификационный экзамен в области оценочной деятельности
Статья 21.2. Квалификационный аттестат
Статья 22. Саморегулируемая организация оценщиков
Статья 22.1. Функции саморегулируемой организации оценщиков
Статья 22.2. Основные права и обязанности саморегулируемой организации оценщиков
Статья 22.3. Раскрытие информации саморегулируемой организацией оценщиков
Статья 23. Порядок включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков
Статья 24. Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.1. Ведение саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.2. Органы саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.3. Порядок проведения саморегулируемой организацией оценщиков контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
Статья 24.4. Порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.5. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков
Статья 24.6. Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности
Статья 24.7. Договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности
Статья 24.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.9. Условия и порядок размещения средств компенсационного фонда
Статья 24.10. Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков и иные объединения саморегулируемых организаций оценщиков

Глава III.1. Государственная кадастровая оценка

Статья 24.11. Понятие государственной кадастровой оценки
Статья 24.12. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
Статья 24.13. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
Статья 24.14. Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки
Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости
Статья 24.16. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости — утратила силу
Статья 24.17. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
Статья 24.19. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик
Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости
Статья 24.21. Фонд данных государственной кадастровой оценки

Глава IV. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
29 июля 1998 года
N 135-ФЗ

Под оценочной деятельностью понимается совокупность отношений юридического, экономического, организационно — технического и иного характера по установлению в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (залоговой, ликвидационной и другой). Понятие оценочной деятельности включает в себя отношения, складывающиеся в процессе проведения оценки, обучения, лицензирования, осуществления контроля за деятельностью оценщиков и применения мер ответственности.

Актуальность регулированияданных отношений определяется:

— важностью оценочной деятельности для развития рыночных отношений и реформирования экономики;

— необходимостью целенаправленного создания полноценной системы оценки в максимально сжатые сроки;

— необходимостью восстановления нарушенной преемственности и развитием финансовых традиций этого вида деятельности в Российской Федерации;

— междисциплинарным и межведомственным характером оценочной деятельности;

— необходимостью решения вопроса о распределении полномочий по регулированию оценочной деятельности между федеральным уровнем управления и субъектами Федерации, а также решения вопроса о месте и роли частной и государственной оценки.

Участниками отношений, возникающих при оценочной деятельности, являются с одной стороны её потребители (собственники недвижимого имущества и обладатели иных вещных прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования), а с другой стороны, оценщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области оценки, государственные оценщики, осуществляющие налоговые и иные предусмотренные законодательством виды оценок, специалисты по оценке стоимости, имеющие соответствующее образование, образовательные и научно — исследовательские организации.

Регулирование оценочной деятельности — система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) либо совместно.

Регулирование развивается в рамках следующих процедур:

— определение методических требований к процедурам оценки, которые традиционно формулируются в стандартах оценки;

— определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанным с его независимостью; данные требования формулируются в кодексах профессиональной этики;

— определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных званий.

Основные принципы регулирования оценочной деятельности:

— независимая оценочная деятельность является самостоятельным видом предпринимательской деятельности;

— оценка является самостоятельным научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами исследований;

— становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений и правового регулирования предпринимательской деятельности;

— базируясь на мировом опыте оценочной деятельности, в современных условиях России необходимо создавать и развивать национальную систему оценки;

— развитие оценочной деятельности возможно только на основе общего правового, методологического и информационного пространства на всей территории Российской Федерации;

— государственная и частная оценочная деятельность должны проводиться на общей правовой, методологической и информационной основе и дополнять друг друга;

— эффективным развитие оценочной деятельности может быть только при соблюдении принципа баланса прав и обязанностей всех участников оценочного процесса, при наличии добросовестной конкуренции независимых оценщиков.

Государственное регулирование оценочной деятельностии деятельности саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти — Национальным советом по оценочной деятельности (далее также — Национальный совет). Функциями Национального совета являются:

— выработка государственной политики в области оценочной деятельности;

— нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности (программы разработки федеральных стандартов оценки, разработка и утверждение федеральных стандартов оценки);

— ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;

— осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона;

— обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Очевидно, что на этапе становления профессии в России необходимо ведение государственного регулирования оценочной деятельности для поддержания должного качества услуг. Эту задачу решил Федеральный закон № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который на начальном этапе до 1 июля 2006г. вводил лицензирование оценочной деятельности.

Одной из основных форм государственного регулирования оценочной деятельности является разработка стандартов оценки, которые устанавливают определения фундаментальных понятий, относящихся к оценке имущества, и предлагает основные принципы осуществления оценочной деятельности.

Начиная с сентября 1999 г., в соответствии с поручением Правительства РФ от 20.09.99 г. № 932 Министерством государственного имущества России совместно с другими заинтересованными ведомствами и в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями оценщиков поручена:

— разработка проектов стандартов оценки, обязательных применению субъектами оценочной деятельности;

— разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки

В настоящее время утверждены следующие Федеральные стандарты оценки обязательные к применению всеми участниками оценочной деятельности:

— Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)

— Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)

— Требования к отчету об оценке (ФСО №3)

— Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)

— Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО 5)

— Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО № 6).

Саморегулируемой организацией оценщиков(СРОО) признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Статус СРОО приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков. Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр СРОО является выполнение ею следующих требований

— объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем трехсот физических лиц;

— наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме в размере;

— наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений;

— наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных в соответствии с требованиями Федерального закона;

— работники саморегулируемой организации оценщиков не вправе осуществлять оценочную деятельность;

— некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации оценщиков, не может быть реорганизована.

Функциями саморегулируемой организации оценщиковявляются:

— разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

— разработка и утверждение правил и условий приема в члены СРОО, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

— представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

— прием в члены и исключение из членов СРОО по основаниям, предусмотренным Федеральным законом и внутренними документами СРОО;

— контроль за осуществлением своими членами оценочной деятельности в части соблюдения ими требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

— ведение реестра членов СРОО и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам;

— организация информационного и методического обеспечения своих членов;

— осуществление экспертизы отчетов.

Саморегулируемая организация оценщиков обязана:

— формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг в области оценочной деятельности и третьими лицами;

— применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные федеральными законами и внутренними документами СРОО, в отношении своих членов;

— сообщать в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРОО, о возникновении своего несоответствия требованиям, предусмотренным Федерального закона, в течение десяти дней с момента выявления такого несоответствия;

— отказать в принятии в члены саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных Федеральным законом;

— исключать из членов саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным Федеральным законом и внутренними документами СРОО;

— вести реестр членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставлять информацию, содержащуюся в этом реестре, заинтересованным лицам в установленном порядке;

— организовывать проведение профессиональной переподготовки оценщиков.

Требования к членствув саморегулируемой организации оценщиков

Оценщик одновременно может быть членом только одной СРОО.Для вступления в члены СРОО физическое лицо представляет:

— документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной;

— справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Профессиональное обучение оценщиков осуществляется государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Основное содержание и назначение регулирования оценочной деятельности?

2. Какие применяются формы регулирования оценочной деятельности

3. Какие нормативно-правовые документы существуют для регулирования оценочной деятельности в России?

4. Какие документы существуют для регулирования оценочной деятельности на международном уровне? Имеет ли Россия право их использовать?

5. В каких формах проходит процесс государственного регулирования оценочной деятельности в России?

6. Каким образом осуществляется саморегулирование оценочной деятельности в России?

7. Какие стандарты приняты на европейском уровне и в чем заключается их практическая значимость?

8. Какие стандарты могут применяться при проведении оценки различных видов имущества?

УДК 347.3

Абдреев Тимур Ирекович

Abdreev Timur Irekovich

ассистент кафедры теории и истории государства и права

Казанского (Приволжского) федерального университета

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОЦЕНЩИКА

Assistant, Theory and History of State and Law Department, Kazan (Volga region) Federal University

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности правового регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации. Особое внимание уделяется системному подходу и пути развития правового статуса оценщика, а также анализу недостатков в функционировании отдельных элементов института саморегулирования.

Ключевые слова:

правовое регулирование, оценочная деятельность, правовой статус оценщика, правовое положение оценщика, государственный кадастровый оценщик, саморегулируемые организации.

Правовое регулирование экономической деятельности осуществляется через различные подходы. Основным подходом является деление права на отрасли и институты на основании предметов и методов правового регулирования. Другой подход показывает, что в регулировании смежных объектов в экономике задействованы нормы различных отраслей права, что приводит к межотраслевому правовому регулированию.

Важными факторами, повлиявшими на правовую конструкцию правового регулирования оценочной деятельности в России, стали отказ от лицензирования оценочной деятельности и наделение саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков публичными функциями, в том числе функцией контроля за профессиональной деятельностью оценщиков, а также отнесение к субъектам оценочной деятельности только оценщиков. При этом оценочные организации остались субъектами только договорных отношений по оказанию оценочных услуг.

Систему правового регулирования деятельности оценщика можно раскрыть через уровни правового регулирования:

1) нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности,

2) саморегулирование оценочной деятельности,

3) договорное регулирование оценочной деятельности.

В настоящее время основными нормативно-правовыми актами в указанной сфере являются Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — № 135-Ф3), а также федеральные стандарты оценки. № 135-Ф3 выделяет объекты и субъекты правового регулирования оценочной деятельности, основные понятия (например, понятие рыночной стоимости), цели оценки, требования к договору на оказание оценочных услуг, права и обязанности оценщиков .

Саморегулируемые организации оценщиков наделены следующими функциями: осуществление контроля за деятельностью оценщиков — членов саморегулируемой организации, формирование компенсационных фондов за счет членских взносов, выработка профессиональных стандартов оценки.

Договор об оценке стоимости объекта оценки относится к консенсуальным договорам. В законе закреплены две основные системы оценки в зависимости от степени обязательности ее осуществления: обязательная оценка и добровольная оценка. Практика оказания оценочных услуг показывает, что большинство договоров на оказание оценочных услуг заключается между

заказчиками и оценочными организациями, где оценщики работают в рамках трудовых договоров, поэтому оценщику сложно реализовать свои права, предусмотренные законом об оценочной деятельности. Оценочные организации выведены из-под контроля государственных органов и СРО и являются субъектами только договорных отношений в сфере оценки. В связи с этим одним из способов дополнительного контроля со стороны заказчиков оценочных услуг может выступать аккредитация оценочных организаций (присутствует в отношениях между банками, страховыми компаниями и оценочными организациями).

Аккредитация оценщика является добровольной с точки зрения частноправовых отношений, но необходимой с точки зрения экономических отношений, так как банки и страховые компании предоставляют оценщику заказчиков оценочных услуг. Аккредитация может быть оформлена в виде рамочного договора на проведение оценки в соответствии со ст. 429.1 ГК РФ с соблюдением требований антимонопольного законодательства .

Указанная конструкция договора о проведении оценки может предусматривать трехсторонние договорные отношения, где одной из сторон выступает оценщик, другой — заказчик, а третьей — получатель оказываемой услуги — отчета об оценке.

Итак, используя законодательное определение субъекта оценочной деятельности, данное в ст. 4 № 135-Ф3, рассмотрим признаки правового положения оценщика :

1. Самостоятельность и независимость в проведении оценки. В ходе оценочной деятельности оценщик приобретает права и обязанности от собственного имени проводить оценку. Тем самым обеспечивается уникальность и одновременно идентификация оценщика, он несет ответственность за результаты оценки. Требования о независимости оценщика закреплены в ст. 16 № 135-Ф3.

2. Профессиональная деятельность оценщика может быть определена как деятельность физических лиц, имеющих профессиональную подготовку (на базе высшего образования), осуществляемая посредством частной практики или на условиях трудового договора в целях оказания услуг по определению рыночной (иной) стоимости имущества (проведению оценки) и получения систематического дохода. Главный отличительный признак профессиональной деятельности от предпринимательской состоит в том, что стоимость услуг гражданина, занимающегося профессиональной деятельностью, определяется из расчета затраченного времени на оказание услуг, а не рыночными (экономическими) категориями «спроса» и «предложения». Профессиональная деятельность может осуществляться только с соблюдением этических норм, установленных профессиональным сообществом оценщиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Легитимация в установленном законом порядке. Оценщик приобретает свой правовой статус в соответствии с требованиями ст. 4 № 135-ФЗ, то есть должен являться членом СРО и его гражданско-правовая ответственность должна быть застрахована в установленном законом порядке.

4. Хозяйственная правосубъектность, основанная на нормах гражданского законодательства, включающая правоспособность и дееспособность. Соответствующими правами и обязанностями оценщик наделяется в соответствии с законом, требованиями саморегулируемой организации оценщиков или работодателя, в случае если оценщик работает по трудовому договору .

Таким образом, гражданско-правовое положение оценщика возникает с момента становления оценщика членом СРО и страхования его гражданско-правовой ответственности, при получении им высшего или дополнительного образования в сфере оценки, направлено на оказание профессиональной, самостоятельной и независимой услуги по проведению оценки.

Гражданско-правовое положение оценщика прекращается (приостанавливается) как добровольно, по личному заявлению, направленному в саморегулируемую организацию оценщиков, так и путем привлечения его к дисциплинарной ответственности со стороны саморегулируемой организации.

Также необходимо отметить, что с 01.01.2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» оценка кадастровой стоимости выводится из-под действия закона об оценочной деятельности и будет осуществляться бюджетными учреждениями, связанными с определением кадастровой стоимости .

Анализ правового положения оценочных организаций, проводящих кадастровую оценку, и бюджетного учреждения показывает, что к оценочным организациям предъявлялись дополнительные требования в части страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости. В связи с этим полагаем, что имеется необходимость страхования профессиональной ответственности государственного кадастрового оценщика при проведении им кадастровой оценки .

Кроме того, установлено, что государственное бюджетное учреждение не вправе заключать договоры на проведение оценки в качестве исполнителя в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; бюджетные учреждения не вправе

привлекать иных лиц, помимо работников соответствующего бюджетного учреждения, для оказания услуг по определению кадастровой стоимости.

Выявлено, что право на осуществление кадастровой оценки у бюджетного учреждения возникает с момента создания указанного юридического лица, в отличие, например, от оценочной организации, у которой право на осуществление оценки возникает только с момента появления в штате не менее двух оценщиков. Таким образом, у бюджетного учреждения право на осуществление кадастровой оценки возникает даже в случае отсутствия в штате государственных кадастровых оценщиков, что может привести к еще большему снижению достоверности результатов кадастровой оценки.

Анализ прав и обязанностей государственных кадастровых оценщиков показывает, что правоотношения между государственным кадастровым оценщиком и бюджетной организацией строятся на основе только трудовых правоотношений.

Ссылки:

3. Об оценочной деятельности в Российской Федерации.

4. По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска : постановление Конституционного суда РФ от 5 июля 2016 г. № 15-П // Собрание законодательства РФ. 2016. № 29. Ст. 4900.

5. О государственной кадастровой оценке : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ // Там же. № 27 (ч. I). Ст. 4170.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *