О лидерстве

  • автор:

82. Ос­нов­ная за­да­ча ор­га­ни­за­ции тру­да ру­ко­во­ди­те­ля:

а) эко­но­мия ра­бо­че­го вре­ме­ни

б) фор­ми­ро­ва­ние кри­те­ри­ев оцен­ки дея­тель­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля

в) осу­ще­ст­в­ле­ние сис­те­ма­ти­че­ско­го кон­тро­ля за его дея­тель­но­стью

83. Ос­нов­ная при­чи­на вни­ма­ния к ко­манд­ным фор­мам ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти – это:

а) удо­воль­ст­вие

б) по­вы­ше­ние ре­зуль­та­тив­но­сти

в) эко­но­мия вре­ме­ни

г) эко­но­мия че­ло­ве­че­ских ре­сур­сов

г) воз­мож­ность си­нер­гии

84. Ос­нов­ные прин­ци­пы пред­при­ни­ма­тель­ской ор­га­ни­за­ци­он­ной куль­ту­ры мож­но сфор­му­ли­ро­вать, как:

а) са­мо­стоя­тель­ность и кон­ку­рен­ция

б) по­ря­док и ра­цио­наль­ность

в) твор­че­ст­во и со­ли­дар­ность

85. От­но­ше­ния ме­ж­ду со­труд­ни­ка­ми од­но­го под­раз­де­ле­ния, под­чи­нен­ных од­но­му на­чаль­ни­ку, на­зы­ва­ют­ся:

а) функ­цио­наль­ны­ми

б) ли­ней­ны­ми

в) ди­ви­зио­наль­ны­ми

г) па­рал­лель­ны­ми

86. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью ме­недж­мен­та, ос­но­ван­но­го на под­держ­ке ини­циа­тив со­труд­ни­ков, яв­ля­ет­ся:

а) чет­кое раз­де­ле­ние обя­зан­но­стей

б) по­сто­ян­ный кон­троль ра­бо­ты

в) со­вме­ст­ное при­ня­тие ре­ше­ний

87. По­че­му про­зор­ли­вость, ви­де­ние счи­та­ют ос­нов­ным ка­че­ст­вом ли­де­ра?

а) имен­но это спо­соб­ность при­тя­ги­ва­ет по­сле­до­ва­те­лей ли­де­ра, ес­ли они не об­ла­да­ют та­ким по­тен­циа­лом

б) даль­но­вид­ные ли­де­ры мо­гут оп­ре­де­лить ори­ен­ти­ры, к ко­то­рым лю­дям сле­ду­ет стре­мить­ся, что­бы удов­ле­тво­рить свои по­треб­но­сти

в) на са­мом де­ле ли­де­ру при­су­щи мно­гие ка­че­ст­ва, сре­ди ко­то­рых вы­де­лить глав­ное поч­ти не­воз­мож­но

88. При бю­ро­кра­ти­че­ской ор­га­ни­за­ци­он­ной куль­ту­ре ру­ко­во­дство ос­но­ва­но на:

а) ав­то­ри­те­те и при­зна­нии

б) долж­но­ст­ной вла­сти

в) со­труд­ни­че­ст­ве

89. При ли­бе­раль­ном сти­ле ру­ко­во­дства:

а) ра­бот­ни­ки не мо­гут по­ло­жить­ся на ком­пе­тен­цию ру­ко­во­ди­те­ля

б) ра­бот­ни­ки воль­ны са­ми при­ни­мать ре­ше­ния

в) власть скон­цен­три­ро­ва­на в ру­ках еди­но­лич­но­го ру­ко­во­ди­те­ля

г) ру­ко­во­ди­тель стре­мит­ся при­ни­мать ре­ше­ния, со­гла­суя их с мне­ния­ми и по­треб­но­стя­ми ра­бот­ни­ков

90. Ре­фе­рент­ная власть ос­но­ва­на на:

а) под­чи­не­нии

б) иден­ти­фи­ка­ции

в) ин­тер­на­ли­за­ции

91. Ру­ко­во­ди­тель мо­жет по-раз­но­му рас­по­ря­жать­ся сво­им вре­ме­нем. Но в лю­бом слу­чае ра­бо­чий день ну­ж­да­ет­ся в пла­ни­ро­ва­нии. На ваш взгляд, це­ле­со­об­раз­но пла­ни­ро­вать за­ра­нее:

а) боль­ше по­ло­ви­ны ра­бо­че­го вре­ме­ни

б) при­мер­но треть ра­бо­че­го вре­ме­ни

в) весь ра­бо­чий день

92. Сло­жив­шая­ся ор­га­ни­за­ци­он­ная куль­ту­ра не со­от­вет­ст­ву­ет но­вым тре­бо­ва­ни­ям рын­ка. Не­об­хо­ди­мо из­ме­нить ее, как мож­но бы­ст­рее, и с наи­мень­ши­ми по­те­ря­ми. Ка­кие из пред­ло­жен­ных спо­со­бов, на ваш взгляд, бу­дут наи­бо­лее эф­фек­тив­ны?

а) вве­де­ние сис­те­мы штра­фов за на­ру­ше­ние пра­вил и кор­по­ра­тив­ных стан­дар­тов по­ве­де­ния

б) про­во­ци­ро­ва­ние кон­фликт­ных си­туа­ций для вы­яв­ле­ния и из­ме­не­ния при­выч­ных мо­де­лей по­ве­де­ния

в) за­ме­на боль­шей час­ти со­труд­ни­ков но­вы­ми

93. Со­глас­но тео­рии «управ­лен­че­ской ре­шет­ки» Блей­ка-Мот­то­на, наи­луч­шим сти­лем ру­ко­во­дства яв­ля­ет­ся стиль 9,9 (груп­по­вое ру­ко­во­дство):

а) нет

б) да

94. Стэн­ли Мил­грам в 1974 го­ду про­вел ряд экс­пе­ри­мен­тов с це­лью?

а) изу­че­ния по­ви­но­ве­ния и под­чи­не­ния вла­сти

б) изу­че­ния тео­рии мо­ти­ва­ции

в) изу­че­ния влия­ния на­уч­ной ор­га­ни­за­ции тру­да на про­из­во­ди­тель­ность

г) изу­че­ния влия­ния не­фор­маль­но­го ли­де­ра на груп­пу

д) изу­че­ния влия­ния об­ще­ст­ва на ор­га­ни­за­ци­он­ную куль­ту­ру

95. Тем­пе­ра­мент – это:

а) ус­той­чи­вое ка­че­ст­во или склон­ность че­ло­ве­ка вес­ти се­бя оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом в раз­но­об­раз­ных си­туа­ци­ях

б) со­во­куп­ность ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей лич­но­сти, ха­рак­те­ри­зую­щих ди­на­ми­че­скую и эмо­цио­наль­ную сто­ро­ну ее дея­тель­но­сти, а так­же по­ве­де­ние

в) вклю­че­ние че­ло­ве­ка в сис­те­му об­ще­ст­вен­ных со­ци­аль­ных от­но­ше­ний, при­об­ре­те­ние им со­ци­аль­ных ка­честв для са­мо­стоя­тель­ной дея­тель­но­сти, ко­то­рые на­де­ля­ют его но­вы­ми субъ­ек­тив­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми – он ста­но­вит­ся лич­но­стью

Всем привет! С вами Людмила Редькина, и мы продолжаем наше общение! Вам нравится быть в центре внимания и вы не терпите монотонности и “мямленья”? Вы хотели бы отвечать за какой-то проект, ведь лучше вас никто с ним не справится? Вам надоедают люди, которые не отвечают за свои слова и не доводят дела до конца? Считайте, что в вас есть огромный потенциал для развития лидерских качеств! В этой статье мы рассмотрим, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать, а также почему такие требования к лидерам выдвигает большинство людей.

Определение лидера

Лидер не может быть вне группы, сам по себе. Поэтому, чтобы вам почувствовать себя лидером, нужно иметь как минимум небольшую группу людей, которых вы можете убеждать. Об этом говорит и определение лидерства.

Настоящий лидер – это человек, который ведет группу к определенной цели и, очень важно, не боится ответственности!

Целей он может достигать разными способами. Например, принимать решения самостоятельно, интересуясь только конечным результатом. Но уважением тогда долго пользоваться не будет. Он может делегировать полномочия и тогда будет способствовать развитию всех членов коллектива.

А теперь немного проще. Допустим, дано задание по разработке новой программы. Авторитарный лидер диктует, какого формата должна быть программа, как она выглядит, кто должен заниматься программированием, а кто – поиском информации и т. д. Это все делается без учета мнений работников.

Либеральный лидер сначала огласит задание, устроит мозговой штурм, кто как видит его выполнение. Посмотрит, кто какие идеи подает, проработает их вместе с группой и после этого делегирует полномочия тем людям, которые подали идеи.

Есть еще несколько стилей, которые используют лидеры в своем руководстве, добавлю вам немного интересной теории:

  • демократический – все принимают решение, лидеры все по чуть-чуть;
  • нарциссический – самовлюбленный руководитель вряд ли порадует своих подчиненных;
  • токсический – участникам группы с таким лидером все хуже и хуже, он как бы “высасывает из них все соки”;
  • авторитарный;
  • либеральный.

В общем, стилей руководства есть много, одни настроены на объединение коллектива, другие – на достижение цели без хорошей атмосферы внутри. Если руководитель и лидер в группе не одно и то же лицо, тут начинается лотерея. Это может послужить максимальной эффективности группы или, наоборот, отвратительной обстановке, недостижению целей.

Все эти процессы изучает социальная психология, а мы здесь говорим больше о практике. Кому не приятно, когда вас уважают, прислушиваются и “заглядывают в рот”, когда вы говорите классные вещи? Конечно, всем! И многие хотели бы стать лидером в своей компании. Как завоевать “приз зрительских симпатий” и стать лидером в коллективе, смотрите в этой статье, а мы рассмотрим основные качества лидера.

Личностные качества современного лидера

Лидер группы – человек, на котором много ответственности. Чтобы раньше времени эмоционально не выгореть, важно иметь набор качеств, позволяющих эффективно вести группу к цели. При этом важно всегда оставаться на высоте уважения коллектива. Какими же качествами должен обладать лидер?

Свое видение перспективы

Человек “у руля” обязательно должен видеть все глубже. Если дан проект на построение дома, его волнует все – от начала и до получения ключей жильцами, и он видит, как этого достичь. Если компания занимается производством детского питания, уважаемый руководитель видит, как достичь наибольшего количества заказов товара, он продумает все – от внешнего вида до добавок в питании.

Это способность видеть перспективу в неизведанном деле, возможность изменения стратегии, умение “заразить” своим видением всех участников коллектива.

Определение и достижение целей

Среди качеств современного лидера это, наверное, в тройке первоочередных. Целеполагание – качество, которое полезно всем, не только лидерам. Это искусство маленьких шагов, когда человек определяет необходимый объем работы на каждый день, чтобы достичь большой, важной, светлой, если хотите, цели!

Но здесь ответственность в том, чтобы донести всей группе важность выполнения тех или иных задач. Ведь не все в коллективе имеют видение.

Адаптированность или стрессоустойчивость

На руководителей постоянно обрушивается огромное количество информации, требований, постоянные изменения буквально сводят с ума. Но настоящий одаренный лидер, знаток своего дела, имеет такую черту характера, как адаптивность.

Человек умеет выбирать из кучи мусора бриллианты, из гигабайтов информации ту, что принесет пользу всему коллективу. Это реально, когда он имеет широкий кругозор, мало-мальский опыт и способности к руководству.

Гибкость

Человек, возглавляющий группу людей, должен хоть немного разбираться в психологии человека. Это поможет ему в проблемных ситуациях применить разные стратегии, чтобы лучше всего их преодолеть. Если он постоянно будет поступать по одному шаблону, это в конечном счете изучат его конкуренты, лидер будет предсказуем.

Упорство, настойчивость

Для любого руководителя важно доводить дело до конца. Но настойчивость должна быть обдуманной. Есть негласное отличие лидера от руководителя: лидер идет вместе с командой, а руководитель “толкает” команду впереди себя. Результат: лидер знает все проблемы в процессе достижения целей, что помогает ему мудро настаивать и упорствовать. А руководитель не видит объективной картинки процесса работы.

У кого в таком случае будет больше авторитета и поддержки? Я думаю, понятно. Хорошо, когда лидер и руководитель в коллективе – одно лицо. Он и команду толкает вперед и все процессы знает.

И еще немного наблюдений. Существуют разные исследования на тему личностных качеств людей “у руля”. В результате вырисовывается определенный портрет лидера. Я опишу основные позиции, каким должен быть главный человек в коллективе:

  • приятный внешне: как правило, рослый, нетолстый, симпатичный, голос низкий, представительный;
  • характеристика личности: экстраверт, сангвиник или холерик, властный, амбициозный, креативный, критичный, упорный, мужественный, агрессивный, уравновешенный и независимый;
  • интеллектуальные способности: логика и память на высоком уровне, интуитивный, умеет правильно общаться с людьми, широкий кругозор, оригинальный, проницательный, эрудированный, быстро принимает решения, обладает чувством юмора;
  • деловые характеристики: организованный, надежный и дисциплинированный, ответственный и обязательный, ведет себя как хозяин положения, рискованный, доброжелательный и тактичный, коммуникабельный, умеет ко всем найти подход.

Этот портрет еще дополняется такими характеристиками, как участливость, порядочность, честность. Но в последнее время, к моему сожалению, эти качества не в почете.

Поведение

Прирожденный лидер мотивирован властью, эффективностью и достижением цели. Я встречала многих довольно успешных в этом плане людей. Любовь к власти позволяет им находить выход даже в самых тупиковых ситуациях. Но они уязвимы именно в этой самой власти: стоит им переусердствовать, как люди понимали их намерения и отворачивались от них.

Каждый лидер должен уметь справляться с трудностями, от этого зависит его успех. Противостоять сложным ситуациям ему помогают модели поведения, которым он осознанно или неосознанно следует. Постараюсь объяснить не сильно заумно.

  1. Конкурентная модель. Такой модели следуют в основном мужчины. Они постоянно с кем-то соревнуются в своих действиях. Им присущи агрессивность, доминантность, харизма, эгоцентризм, самодостаточность. Им важно иметь больше привилегий по сравнению с подчиненными, отличаться от них не только своим статусом, но и тем, что можно себе позволить.
  2. Кооперативная. Таких людей уважают, так как к лидерству они пришли не через “рейдерский захват власти”. Они коммуникативные, интеллектуальные, направлены на сотрудничество со всеми, кто принесет пользу всей группе. Чаще всего и в личной жизни у них все ОК, они лояльно относятся к женскому и мужскому руководству.
  3. Маскулинная. Это разновидность конкурентной. Лидер обязательно мужчина, хотя и женщины тоже бывают, но таких называют “мужик в юбке”. Они конкурентоспособные, сексуальные (здесь только мужчины, женщинам такой стиль в пользу не идет), доминантные, агрессивные.
  4. Феминная. Эта модель срабатывает только в случае, когда нет других претендентов на место руководителя. Как правило, это женщины, которых “бросили на амбразуру” за неимением других кандидатур. Такие руководители мало способны конкурировать и доминировать. Они больше подчиняются, агрессию не проявляют, стараются со всеми договориться.

Минусы лидерства

Каждая модель поведения руководителя группы имеет свои плюсы и минусы. Положительные характеристики мы рассмотрели, перейдем к “ложке дегтя”.

При конкурентной модели поведения руководитель не настроен на кооперацию и полезную коммуникацию. Он будет всеми правдами и неправдами стараться получить корысть только для себя. Это основное отрицательное качество лидера, ведь такие люди, как правило, “идут по головам”, не обращая внимания на окружающих.

Он настроен только на дело, его не интересуют человеческие взаимоотношения и понимание. Наблюдения за такими людьми показывают, что такой семьянин сознательно или неосознанно делает жизнь своих близких адом. Он втянут в тотальную конкуренцию, постоянно находится на лезвии бритвы. Такие лидеры опасны, ведь они мало когда заботятся о народе, социальном аспекте.

При кооперативной модели есть опасность лидера-тряпки. Он ориентирован на понимание, человечность, стремится никого не обидеть. Как правило, это приводит к тому, что он теряет четкую линию руководства. Один сотрудник ему скажет такой макет подавать, второй настоит на другом макете и т. д. А он, чтобы угодить всем, будет мучиться и выберет максимально среднее решение, зная, что оно провальное.

Это чревато появлением тревожности, эмоциональным выгоранием, нарушением общения в коллективе. Он сам теряет навык эффективного управления группой. Это основные минусы лидерства. Плюс, проблемы могут оказать влияние и на здоровье физическое.

Оптимальным, как всегда, является золотая середина. Когда умный капитан своей команды на производстве или любой другой группы может быть настолько гибким, чтобы в принципиальных вопросах проявлять доминантность и конкурентность, а в жизни оставаться хорошим и добрым человеком, умеющим проявить эмоциональный интеллект.

Отрицательное качество лидера

Чтобы стать лидером группы, в которой вы находитесь, на работе, среди друзей, важно работать над собой. Развитие никогда не помешает, а взамен вы получите гораздо больше: признание, некоторую власть, уважение и, конечно, приятный бонус – повышение зарплаты.

Чтобы добиться этого, сделайте первый шаг, который определит вашу успешность в будущем – пройдите курс “Эффективное общение”. Онлайн-интенсив позволит вам достигать желаемого без лишних эмоций, справляться с проблемами с наименьшими потерями для себя, становиться счастливее, влиять на окружение.

Ведущий курса – Олег Калиничев. Очень опытный коуч и психолог, специалист по эмоциональному интеллекту и невербальному поведению человека. Уж с ним-то вы не сможете оставаться на одном уровне в развитии. У вас появится желание идти дальше и дальше, развиваясь и получая крайне необходимые навыки для лидера.

Хочу пожелать вам ВЕСТИ людей и УПРАВЛЯТЬ процессами, заряжать энергией всех вокруг себя и в своем руководстве оставаться человеком! Именно искренних, иногда строгих, но справедливых, мудрых и харизматичных руководителей нам не хватает, они на вес золота!

Общие правила

Преимущества лидерства

  • Лидерство даёт свободу – от необходимости подчиняться чужой воле и добиваться целей, поставленных другими людьми.
  • Лидерство даёт уважение – только уважаемый человек способен увлечь за собой многих.
  • Лидерство даёт радость – видеть, как твои мысли отзываются в душах и проявляются в действиях других людей.
  • Лидерство обеспечивает духовный рост – за счёт возрастающего чувства ответственности; лидер не должен ошибиться в выборе цели и методов её достижения, так как он решает не только за себя, но и за других.
  • Лидерство даёт признание – оно исходит от людей, которые пошли за лидером.
  • Лидерство даёт уверенность – в себе и своих возможностях.

Проявления лидерства в повседневной жизни

  • Политика. Каждый успешный политик – лидер определенной группы людей; чем многочисленнее группа, тем удачливей политик.
  • Бизнес. Во главе каждого успешного дела стоит лидер – человек, который поставил цель и сумел увлечь ею своих подчинённых.
  • Спорт. Каждое спортивное состязание – ни что иное, как гонка за лидерством в виде золотой медали, кубка или почётной грамоты.
  • Семейные отношения. Вопрос «кто является главой семьи?» — есть вопрос о лидерстве.
  • Экстремальные ситуации. В непредвиденных ситуациях в любой группе людей стихийно выявляется лидер – так как только организующее начало (лидерство) может привести в итоге к контролю над ситуацией.

Как достичь лидерства

  • Лидерство – набор волевых качеств человека, который может и не проявляться в обыденной жизни, но непременно проявится при возникновении форс-мажора. Волевые качества возможно тренировать, не дожидаясь экстремальных обстоятельств.
  • Занятия спортом. Спорт тренирует тело и закаляет характер; успешный спортсмен – всегда лидер.
  • Чуткость к окружающим. Умение подмечать колебания настроения и душевного состояния окружающих – одна из черт лидера. Развивая чуткость, человек развивает в себе задатки лидерства.
  • Умение определять цели и задачи. Цель не обязательно должна быть глобальной: для того, чтобы провести уборку территории вокруг многоквартирного дома, тоже необходим лидер.
  • Выработка оптимистичного взгляда на жизнь. Лидерство подразумевает, что лидер в любом, даже безвыходном положении, уверен, что можно найти выход. Не каждый оптимист может быть лидером; но каждый лидер – оптимист.
  • Общение. Общаясь с людьми, учась доносить до них свои мысли, в той форме, которая для них понятна и интересна, человек развивает в себе лидерство.
  • Инициативность. Чем чаще человек проявляет инициативу, тем в большей мере он развивает в себе лидерство.

Золотая середина

Безынициативность | полное отсутствие лидерства Лидерство Тирания | крайнее проявление лидерства; лидерство, возведённое в абсолют

Крылатые выражения о лидерстве

Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемым бараном. — Наполеон Бонапарт — При хорошем лидере, который мало говорит, когда его работа сделана и его цель достигнута, люди скажут: «Мы сделали это сами». — Лао Цзы — Стремление к лидерству – проявление творческого инстинкта человека. — Фридрих Ницше — Становясь капитаном, храните матроса в себе. — Владимир Высоцкий —

Что почитать?

Джон Максвелл / Лидерство Настольная книга лидера, которая поможет выработать в себе нужные качества и бросить вызов судьбе. Практические советы на все случаи жизни. Стивен Кови / Лидерство, основанное на принципах Для автора секрет лидерства в том, чтобы беспрекословно следовать раз и навсегда установленным принципам. Книга прежде всего предназначена для решения вопросов, связанных с бизнесом.

РОЛИ И ФУНКЦИИ ЛИДЕРА

В этой статье мы поговорим о функциях, которые осуществляет лидер при управлении группой. Данные функции будут выведены из лидерских ролей, которые будут рассмотрены ниже.

Я. Морено (J. Moreno), разработчик психодрамы (одна из систем психотерапии) и социометрического метода открыл, что система межличностных взаимоотношений состоит из следующих статусных позиций:

  1. Лидер – член группы, имеющий наиболее высокий положительный статус, то есть пользуется авторитетом и оказывает влияние на группу, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.
  2. Звезда – эмоционально притягательный для группы человек. Звезда может как являться лидером, так и не иметь организаторских способностей, необходимых для лидера, и, соответственно, не являться им.
  3. Принятые – члены группы, имеющие средний положительный статус и поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу
  4. Изолированные – члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).
  5. Отвергнутые – члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем.

Р. Шиндлер (Raoul Schindler) выделил пять групповых ролей.

  1. Альфа – лидер, побуждает группу к действиям, импонирует группе.
  2. Бета – эксперт, имеет специальные знания, навыки и способности, которые требуются группе или которые группа уважает; его поведение самокритично и рационально.
  3. Гамма – пассивные и легко приспосабливающиеся члены, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляют себя с альфой.
  4. Омега – «крайний» член, который отстает от группы в силу какого-то отличия или страха.
  5. Дельта – противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера.

В любой организации существует динамичное распределение деловых ролей. Этот социальный феномен групповой динамики впервые был раскрыт М. Белбиным (M. Belbin). Он состоит в том, что каждый из членов группы играет одновременно играет две роли: функциональная роль вытекает из формальной структуры организации; вторую автор назвал «ролью в группе».

Путем экспериментов он выделил восемь деловых ролей, которые могут играть члены коллектива:

  1. Лидер. Уверен в себе, с развитым самообладанием. Способен относиться ко всем предложениям без предвзятого мнения. Развито стремление к достижению. Не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности.
  2. Реализатор. Динамичен, неспокоен, склонен опережать других, общителен. Напористость, готовность бороться с инертностью, благодушием и самообманом. Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпение.
  3. Генератор идей. Индивидуалистичен, с серьезным складом ума. Развиты интеллект и воображение, обширные знания, одаренность. Склонность витать в облаках, невнимание к практическим делам и протоколу.
  4. Объективный критик. Трезвость, осторожность, малая эмоциональность. Осмотрительность, рассудительность, здравый ум, практичность, настойчивость. Неспособность увлечься и увлечь других.
  5. Организатор, или начальник штаба. Консерватор с развитым чувством долга и предсказуемым поведением. Организационные способности и практический ум, работоспособность, дисциплинированность. Недостаточно гибок, невосприимчив по отношению к недосказанным идеям.
  6. Снабженец. Склонность к энтузиазму, любознательность и коммуникабельность. Легко контактирует с людьми, быстро узнает о новом, легко разрешает трудности. Склонен быстро терять интерес к делу.
  7. Душа группы. Мягок, чувствителен, ориентирован на общение. Отвечает на нужды людей и требования ситуации, создает атмосферу дружной работы. Нерешителен в критические моменты.
  8. Отделочник, или контролер. Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего опасаться. Способность доводить дело до конца, педантичность, взыскательность. Тревожность по пустякам, может ограничивать свободу действий коллег.

Не в каждую группу непременно должно входить восемь членов — по числу ролей. Желательно, чтобы лицо, входящее в группу, играло более одной роли.

Генри Минцберг (Henry Mintzberg) выделяет 10 ролей, кото­рые принимают на себя руководители. Эти роли классифицированы в рамках трех крупных кате­горий:

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя и охватывают его сферу взаимо­действия с людьми.

  1. Роль главного руководителя, кото­рый традиционно выполняет обязанности правового и социаль­ного характера.
  2. Роль лидера предполагает ответственность за мотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кад­ров и сопутствующие вопросы.
  3. Роль связующего звена менеджер осуществляет, обеспечивая ра­боту сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказыва­ют услуги.

Информационные роли предполагают, что менеджер превращается в центр переработки информации.

  1. Роль приемника информации предполагает сбор информации для своей работы.
  2. Роль рас­пространителя информации реализуется в передаче полученной и переработанной информации.
  3. Роль представителя состоит в передачи информацию для внешних контактов организации.

Роли, связанные с принятием решений:

  1. Предприниматель ищет возможности улучшения, совершенствования деятельности и контролирует разработку опреде­ленных проектов.
  2. Распределитель ресурсов отвечает за состав­ление и выполнение программ и графиков, связан­ных с координированным и использованием ресурсов.
  3. Устранителъ нарушений отвечает за корректировочные действия, необходимые при нарушениях выполнения программ.
  4. Ведущий переговоры ответственен за представительство организации на перегово­рах.

Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера.

Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

  1. лидер-организатор (осуществляет групповую интеграцию);
  2. лидер-инициатор (главенствует при решении проблем, выдвигает идеи);
  3. лидер-генератор эмоционального настроя (формирует настроение группы);
  4. лидер-эрудит (обладает обширными знания);
  5. лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, служит образцом и идеалом);
  6. лидер-мастер, умелец (специалист в каком-либо виде деятельности).

Б. Д. Прыгин предложил делить лидерские роли по трем критериям:

По содержанию различают:

  1. лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
  2. лидеров-исполнителей, организаторов выполнения заданной программы;
  3. лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями, и организаторами.

По стилю различают:

  1. Авторитарный стиль лидерства. Лидер требует монопольной власти, единолично определяет цели и способы их достижения. Такой лидер пытается воздействовать административными методами. Стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей.
  2. Демократический стиль лидерства. Лидер уважителен и объективен в общении с членами группы. Он инициируют участие каждого в деятельности группы, старается распределить ответственность среди членов коллектива. Информация доступна всем членам коллектива.
  3. Пассивный стиль лидерства. Лидер уходит от ответственности, перекладывая ее на подчиненных, при этом старясь вообще уйти от контакта с ними.

По характеру деятельности различают:

  1. Универсальный тип, постоянно проявляющий качества лидера;
  2. Ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой:

  1. “Один из нас”. Лидер не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как “первый среди равных” в определенной сфере, волею случая оказавшийся на руководящей должности.
  2. “Лучший из нас”. Лидер выделяется из группы по многим параметрам и воспринимается как образец для подражания.
  3. “Хороший человек”. Лидер воспринимается и ценится как воплощение лучших нравственных качеств.
  4. “Служитель”. Лидер является выразителем интересов группы и отдельных последователей, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как “одного из нас”, другие же воспринимают его одновременно и как “лучшего из нас”, и как “служителя” и т.п.

В зависимости от влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

  1. Конструктивное, способствующее осуществлению целей группы организации;
  2. Деструктивное, формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации;
  3. Нейтральное, не влияющее на эффективность деятельности.

Р. Бейлз (R. Bales) и Ф. Слейтор (P. Slater) выделили две лидерские роли:

  1. Инструментальный (деловой) лидер осуществляет действия, направленные на решение поставленной перед группой задачи
  2. Экспрессивный лидер осуществляет действия, относящиеся к сфере внутренней интеграции группы.

Эрик Берн (Eric Berne) выделил три основные роли лидера:

  1. Ответственный лидер находится впереди и на виду, исполняет роль лидера в организационной структуре; его в первую очередь призывают к ответу.
  2. Эффективный лидер — тот, кто на самом деле принимает решения; он может иметь свою роль в организационной структуре, а может и не иметь; он может находиться на втором плане, но именно он самая важная личность в структуре группы.
  3. Психологический лидер имеет наибольшее влияние на частную структуру членов группы и занимает нишу лидерства в их групповых имаго (психический образ, того, какова группа или какой она должна быть).

Он также делит лидеров на первичных и вторичных:

  1. Первичный лидер – это основатель группы или член группы, который меняет ее конституцию, правила и нормы.
  2. Лидер-последователь следует по пути, проложенному первичным лидером.

Можно сказать, что лидерские роли в различных концепциях – это, по большей части, те функции, которые может лидер исполнять. Основываясь на анализе вышерассмотренных классификаций, необходимо выделить те функции, которые должен исполнять лидер, для наиболее эффективной организации процессов лидерства. При составлении классификации лидерских функций, автором не рассматривались, те лидерские роли, которые оценивают лидера, как бы с мета-позиции. В частности, такими классификациями являются следующие:

Деление лидеров на формального и неформального. Под лидерством мы понимаем неформальный и социально-психологический процесс взаимодействия индивидов. Формальный тип взаимодействия подразумевает опору на социальную структуру, следовательно, к лидерству он не относиться, а является руководством.

Деление лидеров на: конструктивных, деструктивных и нейтральных. Данная классификация подразумевает внешнюю субъективную оценку той деятельности, которую порождает тот или иной лидер. Действия могут определяться только относительно цели, поставленной перед группой. Если лидер способствует достижению целей группой, то такие действия можно назвать конструктивными, если противодействует, то нельзя. Но такой подход приемлем только тогда, когда мы рассматриваем действия лидера относительно организационных целей. Соответственно, и такая классификация приемлема только для менеджмента организации, так как позволяет поощрять лидеров, способствующих развитию компании, и наказывать тех, кто имея лидерские качества, хочет добиться своих целей. Однако, когда мы говорим о неформальном лидерском взаимодействии, мы подразумеваем под ним движение к цели, которую лидер ставит перед группой. Если данная цель удовлетворяет группу, то люди соглашаются следовать за лидером, также верна и обратная ситуация. Если же люди соглашаются на цель, которая не удовлетворяет их потребностям, значит имело место принуждение, а не лидерство. Если мы рассмотрим процесс лидерства безотносительно организации, окажется, что невозможно выделить нейтрального лидера, ведь именно лидер ставит цели и мотивирует на их достижение, предлагает варианты решения и распределяет ответственность. Если же лидера не исполняет эти основные функции, он действительно не оказывает никакого влияния на производительность группы, но и лидером его при этом назвать нельзя.

Классификация лидеров на первичного и последователя также не будет рассматриваться нами, так как оценивает лидеров относительно их вклада в конституцию группы, нежели тех функций, которые они исполняют. Более того, первичный лидер и лидер-последователь, рассматриваются Берном в разных контекстах: первичным лидером может быть основатель учения (например, Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud)), а вторичным тот, кто следует этому учению. Речь здесь идет о разных группах: сам Фрейд может сидеть дома и не иметь никакого отношения к той группе, где преподает его последователь, являясь, по сути, источником материала для этого последователя. В последнем случае, конечно может возникнуть конфликт между двумя этими лидерами, как в случае самого Фрейда и Альфреда Адлера (Alfred Adler) или Карла Юнга (Carl Jung), но тогда ученикам уже приходится выбирать за кем и когда следовать. Отсюда лидер-последователь либо становиться первичным лидером, либо перестает быть вообще каким-либо лидером. Следовательно, и выделение данных категорий имеет смысл только тогда, когда взгляды лидера-последователя соответствуют взглядам первичного лидера и когда они не находятся в едином социальном пространстве (иначе первичный лидер станет и единоличным лидером, а лидер-последователь будет просто не нужен).

Ряд классификаций отражают лишь сравнительные степени лидерства («один из нас» и «лучший из нас» и др.) или положение индивида в группе («альфа» и «бета» и др.). Классификации, отражающие иерархическое и функциональное положение в группе приемлемы, но они скорее отражают уровень, на котором исполняются те или иные лидерские функции и пределы этого исполнения, нежели их специфику.

Классификация лидеров на универсального и ситуативного действительно представляется актуальной, так как часто те или иные индивиды становятся на лидерскую позицию под влиянием конкретной ситуации, получая возможность сместить универсального лидера. Однако, здесь также не отражена функциональная специфика, скорее возможность ситуативного лидерства обуславливается конкретным наполнением отдельных функций (например, в кризисной ситуации, может понадобиться человек с крайне специфичным набором знаний, которым не обладает лидер универсальный, т.е. функция эксперта остается за каждым из лидеров, только у ситуативного имеется более специфичное наполнение этой функции).

Ниже будет представлена авторская классификация данных функций:

  1. Мотивация. Лидер должен уметь мотивировать группу и ее членов на достижение цели. По сути, само лидерство представляет из себя постоянный и направленный процесс мотивации. Инструменты для осуществления мотивации предполагают, что лидер обладает: определенными ресурсами для осуществления поощрения и наказания и властью (формальной и/или неформальной); навыками передачи экспрессии, изменения убеждений; хорошо развитым эмоциональным и социальным интеллектом и др.; умением описать достижение цели в привлекательных терминах, так, чтобы затронуть потребности последователей. У Белбина эту функцию выполняет лидер – душа коллектива; у Уманского лидер – генератор эмоционального настроя; у Парыгина лидер-вдохновитель.
  2. Организация. Лидер должен уметь распределять обязанности в группе (организовывать горизонтальные связи), контролировать иерархию группы (организовывать вертикальные связи), а также иметь доступ к необходимым ресурсам, для осуществления групповой деятельности. Таким ресурсом может являться само знание, о том, как получить другие необходимые ресурсы, им могут быть знания и навыки лидера, его модель поведения, его способность замотивировать, его способность повлиять или показать пример, а также его способность управлять эмоциональным состоянием человека. Для осуществления функции лидеру необходимо: уметь делегировать полномочия и осуществлять власть; обладать навыками доминирования (использование невербальных (жесты, мимика, дистанция и др.) и вербальных (оценочные суждения, грамотное описание своих способностей и др.) способов установления власти). У Белбина и Уманского, данную функцию выполняет лидер-организатор; у Минцберга данная функция распределена по большинству выделенных им ролей.
  3. Контроль (поощрение и наказание). Лидер должен поощрять тех, кто продвигает группу на пути к достижению цели, и наказывать тех, кто этому мешает. Лидер должен: уметь оценить и подкрепить правильное поведение; обладать определенными ресурсами для осуществления контроля; обладать возможностью и властью для осуществления наказания (иначе он просто потеряет контроль над ситуацией); уметь грамотно выказать свое удовлетворение или недовольство результатами последователя; уметь направить группу на поощрение индивида или наоборот на его гонение. Способы поощрения последователей должны соответствовать их потребностям и вкладу в общее дело. При осуществлении наказания, должны также соблюдаться принципы справедливости. У Белбина эту функцию выполняет контроллер.
  4. Планирование. Лидер должен уметь ставить правильные цели и намечать пути их достижения. Специфика лидерского планирования состоит в учете потребностей последователей: если мы не говорим о формальных структурах, то тогда не соответствующая потребностям последователей, цель просто не будет принята. Для осуществления функции планирования разработано множество методик в менеджменте. Сюда же можно также отнести навыки тайм-менеджмента и навыки постановки целей перед последователями (в т. ч. навыки делегирования). Как ни странно, роли, подразумевающие планирование, выделяются редко.
  5. Влияние. Лидер должен уметь производить изменения как во внутреннем мире последователей, так и в их поведении. Для этого ему необходимо обладать навыками вербального (изменение убеждений, речевые манипуляции, рациональное убеждение и др.) и невербального (жесты внушения и власти, личный пример и др.) воздействия. Данная функция, также ушла из внимания при рассмотрении различными авторами лидерских ролей, но, как правило, подразумевается в ролях, направленных на вдохновение и эмоциональное воздействие.
  6. Развитие. Лидер не только ставит цели и помогает достигать их, он, в процессе достижения, развивает своих последователей. Люди стремятся к тем, кто выше их и у кого они могут чему-то научиться. Для осуществления функции лидеру могут понадобиться: аналитическое мышление (прежде чем объяснять, как происходит какое-либо действие, надо разложить его по полочкам); базовые навыки педагога и коуча. В целом, лидер должен обладать обширными знаниями и жизненным опытом, чтобы люди были готовы у него учиться. У Белбина эту функцию может исполнять объективный критик; у Уманского лидер-эрудит, лидер-эталон, лидер-мастер.
  7. Управление групповой динамикой. Лидер инициирует процесс группового взаимодействия, определяет его направление и завершает, когда это необходимо. Лидер управляет эмоциональным состоянием группы (управление эмоциональным состоянием группы можно выделить как отдельную подфункцию), он может усиливать взаимодействие между членами группы, а также провоцировать их к открытому выражению скрытых конфликтов, чтобы снять внутригрупповую агрессию и быстро пройти стадию кризиса. Для осуществления этой функции лидеру необходимо обладать: инициативностью; навыками калибровки (чтобы определять, когда происходит спад в групповой деятельности, и каков эмоциональный климат в группе на данный момент); навыком ведения переговоров и разрешения конфликтов. У Белбина исполнение такой функции может включаться в роль «душа компании»; у Уманского это лидер-инициатор, однако, обе эти роли предполагают лишь отдельный аспект исполнения, выделенной нами функции.
  8. Исполнение. Лидер и сам является частью групповой деятельности. Если в рамках организационного или политического лидерства можно обойтись без личного участия в ней (в первом случае деятельность группы будет подчиняться официальной власти, во втором, как правило, включение лидера в деятельность либо невозможно (в виду обширности и долгосрочности целей), либо ограничивается отдельными попытками показать «близость к народу»), то в неформальном лидерстве не участвующий в деятельности лидер, скорее всего не будет вообще восприниматься, как таковой, либо, наоборот, будет восприниматься, как тиран. Однако лидер может не участвовать непосредственно в групповой деятельности, при условии, что он осуществляет любую другую деятельность, направленную на решение групповых задач (занимается планированием, обдумывает идеи). При этом необходимо, чтобы группа осознавала важность данной деятельности лидера. Исполняя эту функцию лидер, также показывает личный пример, поэтому он должен обладать высоким уровнем умений, знаний и навыков для исполняемой деятельности. У Белбина данная функция выражается в роли реализатора; у Уманского в роли лидера-эталона, лидера-мастера, лидера-исполнителя.
  9. Представление группы. Функция предполагает, что лидер является олицетворением групповых ценностей, идеалов и убеждений. Это позволяет лидеру занимать свою лидерскую позицию и соответствовать представлениям последователей. Лидер также является представителем группы во внешней среде, он ведет переговоры от лица группы и является ответственным за ее решения. Для правильного определения ценностей, убеждений и групповых норм лидеру необходимо: обладать навыком калибровки и хорошим вниманием; уметь отмечать, что важно для последователей, а что нет; уметь представить себя правильным образом, а, следовательно, подстроится под групповые ценности убеждения и нормы. В идеале лидер должен стать лучшим представителем группы и прямым олицетворением ее идеала (хотя часто лидерство может осуществляться за счет других качеств). Также лидеру могут понадобится навыки ведения переговоров и создания имиджа для правильного представления группы во внешней среде.

Лидер может делегировать данные функции отдельным членам группы (отсюда в частности и появляются отдельные лидерские роли), однако для сохранения позиции лидера, ему следует оставлять за собой право на принятие решений и постановки конечных целей.

Выделение функций является важной темой не только потому, что помогают определить, что же все-таки должен делать лидер, но и потому, что исполнение данных функций и делает лидера лидером. Через функции лидера, мы можем понять, как и по каким направлениям можно развивать лидеров, как в профессиональной среде, так и в повседневной жизни.

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Павел Авдеев»

Определение 1

Имидж — целенаправленно сформированный, сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ.

Имидж имеет характер стереотипа и не является лидерской компетенцией. Тем не менее, он активно способствует или препятствует развитию лидерского функционала. Прежде всего, при помощи имиджа до широкого круга доносятся видения лидера и формируется готовность масс следовать за ним.

Наиболее широко исследования имиджа осуществлялись в политической психологии. В этой сфере был наработан большой практический опыт формирования образа имиджа лидера. Эти исследования носили спцифический прикладной характер. Исследуя и анализируя практический опыт были выделены закономерности, которые можно применить к организованному лидерству. Часть российских политических имиджмейкеров ставят отдельно понятия «имидж» и «образ». Так Е.Малкин и Е.Сучков утверждают, что в предвыборной кампании, под имиджем кандидата понимается его внешний вид, манера держаться и говорить. Образ — это представление о нем в умах электората. Конечно, образ и имидж имеют тесную связь, но не отождествляются. Иногда отдельно говорят о личном и политическом имидже.

Данная точка зрения важна с практической стороны, поскольку очерчивает рамки целенаправленной деятельности специалиста по формированию личного имиджа, имиджа организации, товарного бренда. Иначе деятельность может приобрести глобальный характер, затрагивая различные сферы: планирования, маркетинга, технические и технологические стороны, если мы говорим о товарном бренде и глубинные установки личности, если речь идет о человеке. Имидж не должен создаваться в отрыве от реальности, миссия лидера на основе абстрактных представлений, либо, строящаяся на предпочтениях отдельной целевой аудитории, не содержательна. Ученые выделяют базовые составляющие личного имиджа. Они имеют в виду политический имидж, но универсальность и приемлемость этих составляющих в других сферах несомненна.

Внешний вид как составляющая личного имиджа

Внешность должна производить благоприятное впечатление на целевую аудиторию. Здесь открывается поле деятельности для стилистов. Грамотный телеоператор — тоже важное звено в этой цепи. Работа психолога здесь не обязательна по утверждению имиджмейкеров. Но, это ошибочное утверждение. Внешность человека должна подчеркивать не только индивидуальность, но и скрыто транслировать миссию, исходные установки и цели. Без учета личностных особенностей, социально-психологических факторов эту задачу решить нельзя.

Пример 1

Имидж генерала А.И.Лебедя претерпел значительные изменения, но не в пользу политика. Генерал стал известен, когда командовал российскими войсками в Приднестровье. Его внешность идеально соответствовала образу «настоящего боевого генерала». Грубоватость и косноязычность, прямота и честность. Внешний вид соответствовал этим качествам: военная форма, челка, падающая на лоб. Когда генерал переехал в Москву, его имиджем занялись стилисты и политтехнологи. У него появились дорогие костюмы, прическа с аккуратным зачесом назад. В итоге образ «боевого генерала» померк. А.И.Лебедь стал напоминать зажиточного провинциала, приехавшего в столицу для продвижения карьеры.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Специальные навыки как составляющая личного имиджа

В понятие имиджа лидера и психологии лидерского поведения входят многие компоненты, в том числе и специальные навыки. Сюда относятся ораторское мастерство и умение вести дискуссию. Приличного уровня в этой области может достичь каждый при интенсивных, грамотных тренировках. На это требуется время. Помощь психолога здесь необходима. Жестикуляция тоже играет важную роль в формировании личного имиджа.

Определение 2

В более широком смысле жестикуляция — это манера поведения человека в ходе выступлений, ведения публичных дискуссий.

Более 70% информации передается через невербальные каналы. Сигналы невербального характера на подсознательном уровне считываются слушающими и воспринимающими, даже если они не прилагают к этому никаких усилий. Поэтому сформировать динамичный, правильный с точки зрения целей и ценностей, невербальный коммуникативный стиль очень важно для эффективного личного имиджа.

Работу следует начинать с проведения тестов, что позволит определить проблемы формирования имиджа. Определяется психический тип личности, выявляются индивидуальные особенности, без этого дальнейшая работа бессмысленна. Именно на индивидуальных особенностях строится личный имидж.

Замечание 1

Задачей имиджмейкера является максимальное проявление социально желательных качеств человека и скрытие нежелательных. Если работать по-другому, человеку придется очень старательно изображать из себя кого-то другого, что рано или поздно станет явным и негативно скажется на образе.

Известная слабость Б.Н.Ельцина долго скрывалась, но в результате проявилась очень ярко, нанеся непоправимый удар по имиджу. Если опытный имиджмейкер усилит уязвимые стороны, то это только добавит популярности имиджу. Если бы не говорилось, что президент работает с документами, а было бы сказано прямо: «ничто человеческое ему не чуждо», уязвимость образа приобрела бы положительные качества.

Постоянная психологическая поддержка как составляющая личного имиджа

Если человек является лидером неминуемы стрессы, нестандартные ситуации. Психолог- имиджмейкер играет роль личного врача психотерапевта, который поддерживает человека в нужной форме.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *