О конфиденциальной информации

  • автор:

<1> Данная работа выполнена при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».

Саморока Виктор, заместитель начальника кафедры Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Бекетов Михаил, доцент Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

В Российской Федерации с 1 января 2005 г. действует Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» <2>. В соответствии со ст. 3 данного Закона органами, обеспечивающими государственную защиту участников уголовного судопроизводства, являются: органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты; органы, осуществляющие меры безопасности; органы, осуществляющие меры социальной поддержки. В числе органов, принимающих решение об осуществлении государственной защиты, рассматриваемый Закон называет следователей, а в числе органов, осуществляющих меры безопасности, — органы внутренних дел Российской Федерации.

<2> Далее — Федеральный закон о защите участников уголовного судопроизводства.

Для эффективного применения положений указанного Закона в органах внутренних дел РФ в 2008 г. на базе расформированных подразделений по борьбе с организованной преступностью образованы подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите <3>. На данные подразделения возложены функции по применению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества. В систему подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, органов внутренних дел входят Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России и подчиненные ему центры и группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, органов внутренних дел по субъектам Федерации <4>.

<3> См.: Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
<4> Далее — подразделения государственной защиты.

Субъектами взаимодействия при обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства в ходе предварительного следствия являются следователи и подразделения государственной защиты. Во многом от эффективности их взаимодействия зависят жизнь, здоровье и сохранность имущества участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, а также успешное раскрытие и расследование преступлений. В то же время при взаимодействии рассматриваемые субъекты сталкиваются с проблемой сохранения в тайне сведений о защищаемом лице.

Согласно ст. 21 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства, государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Порядок защиты таких сведений устанавливается Правилами защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 134 <5>. В соответствии с п. 2 данных Правил к сведениям, подлежащим защите, относятся не только сведения о защищаемом лице, но и в целом об осуществлении государственной защиты. Согласно п. 3 этих же Правил, основанием для защиты таких сведений является решение об осуществлении государственной защиты путем применения мер безопасности, принимаемое следователем, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело. За разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 311 УК РФ.

<5> Далее — Правила защиты сведений.

Правила защиты сведений в основном касаются подразделений государственной защиты. Действия следователя по сохранению конфиденциальности сведений об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства в них не регламентируются.

Документы, составляемые следователем и подразделениями государственной защиты в ходе взаимодействия, — постановление о применении мер безопасности, уведомление об избрании (изменении, дополнительном применении) меры безопасности в отношении защищаемого лица, постановление об отмене мер безопасности и др. <6>) — содержат сведения об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице, т.е. сведения, подлежащие защите.

<6> Составление данных документов предусмотрено ч. ч. 1 и 5 ст. 18, ч. 3 ст. 20 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства.

Однако следователи не всегда уделяют должное внимание сохранению конфиденциальности названных сведений. В частности, данные о применении мер безопасности используются для обоснования избрания меры пресечения в виде заключения под стражу <7>. Нередко документы, связанные с применением мер безопасности, хранятся либо отдельно от материалов уголовного дела без соблюдения режима секретности, либо подшиваются к материалам уголовного дела без сохранения конфиденциальности. В частности, в одно из подразделений государственной защиты поступил запрос адвоката, обвиняемого о том, какие меры безопасности осуществляются в отношении свидетеля и чем вызвана необходимость их применения. В то же время в ст. 311 УК РФ установлена ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких. Причем субъектом данного преступления является лицо, которому указанные сведения доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.

<7> В соответствии с ч. 1 ст. 97 УПК РФ одним из оснований для избрания меры пресечения в отношении обвиняемого (подозреваемого) является наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) может угрожать свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ) вроде бы предусмотрены определенные способы защиты подобных сведений, однако в рассматриваемой ситуации их применение может не дать необходимого результата. В частности, в соответствии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит соответствующее постановление, которое помещается в конверт. Конверт опечатывается и приобщается к уголовному делу. В конверте излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием.

Данное положение можно было бы распространить и на документы, составляемые в ходе обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, однако подобная деятельность не имеет отношения к следственным действиям. К тому же, согласно ч. 6 ст. 278 УПК РФ, в случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.

В соответствии со ст. 217 УПК РФ обвиняемому и его защитнику для ознакомления должны быть представлены все материалы уголовного дела, а значит, и документы, связанные с государственной защитой, если они находятся в деле. Использование в данных документах псевдонима для обозначения защищаемого лица может не помочь сокрытию фактических сведений о нем, так как по другим содержащимся в деле данным можно догадаться, о защите какого именно участника производства по нему идет речь.

В ч. 5 ст. 50 УПК РФ предусмотрена обязанность защитника дать подписку о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, в случае если он участвует в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Однако на других участников уголовного судопроизводства данные правила не распространяются. К тому же сведения об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства не являются государственной тайной <8>. Они имеют лишь статус сведений конфиденциального характера <9>.

<8> См.: Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» и Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
<9> См.: пункт 2 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».

В ст. 161 УПК РФ говорится о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, а в ст. 310 УК РФ даже предусмотрена уголовная ответственность за их разглашение лицом, предупрежденным о недопустимости их разглашения. Однако санкция данной статьи минимальна и не всегда сможет обеспечить сохранение конфиденциальности сведений об осуществлении государственной защиты.

Исходя из содержания действующего законодательства, для сохранения конфиденциальности рассматриваемых сведений следователь в зависимости от конкретных обстоятельств уголовного дела может действовать в рамках следующих вариантов.

  1. В целях сохранения конфиденциальности сведений о защищаемом лице ему присваивается псевдоним в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 166 УПК РФ. Соответственно, во всех документах, составляемых следователем и подразделениями государственной защиты в ходе взаимодействия, вместо сведений о защищаемом лице будет содержаться только его псевдоним. Данные документы приобщаются к материалам уголовного дела.
  2. Для сохранения конфиденциальности сведений об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице материалы, связанные с обеспечением безопасности участников уголовного судопроизводства, не следует приобщать к уголовному делу. Если вынесение постановления об осуществлении государственной защиты не предусмотрено УПК РФ, то это означает, что такая деятельность не является процессуальной, так как в соответствии с п. 32 ст. 5 УПК РФ процессуальным действием является следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ.

Подобные материалы (постановление о применении мер безопасности, уведомление об избрании (изменении, дополнительном применении) меры безопасности в отношении защищаемого лица, постановление об отмене мер безопасности и др.) следователю необходимо хранить отдельно от уголовного дела с соблюдением режима секретности.

В соответствии с ч. 7 ст. 20 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства именно суд (судья) при постановлении приговора по уголовному делу выносит определение (постановление) об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер. Так как в уголовном деле будут отсутствовать материалы, связанные с обеспечением безопасности участников уголовного судопроизводства, то суд (судья) не сможет принять указанное решение. Поэтому следователю после поступления уголовного дела в суд необходимо передать материалы, связанные с обеспечением безопасности участников уголовного судопроизводства, непосредственно в суд.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства необходимо в Правилах защиты сведений регламентировать деятельность следователя, направленную на ее обеспечение. В частности, там следует указать место и порядок хранения следователем документов, содержащих данные сведения (на наш взгляд, они должны храниться отдельно от материалов уголовного дела), а также процедуру передачи их в суд.

Всего найдено: 11

Вопрос № 283459

Нужна ли запятая в таком предложении: «Что есть(?) и чего нет»?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна.

Вопрос № 281096

Гриф конфиденциальности содержит фразу:
» Конфиденциально.
Наименование организации. Адрес организации.

Экз. #1.
Без приложения — не конфиденциально.»
Имеется ввиду, что при направлении конфиденциального документа с сопроводительных письмом, в самом письме конфиденциального ничего нет. Без приложения — не конфиденциально; как в грифе написать: слитно, раздельно, тире надо или нет? Именно в таком контексте, когда сначала утверждаем конфиденциальность, а потом при определённом условии конфиденциальность отрицается. Какая часть речи в данном случае слово «не конфиденциально»?

Ответ справочной службы русского языка

Ваш вариант правилен: Без приложения – не конфиденциально. Последнее сочетание – наречие с частицей не.

Вопрос № 276438

Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Грамоты». Благодарю вас за ваш труд! Я каждый день читаю ответы и каждый день черпаю для себя что-то новое. Мой вопрос касается ответа на вопрос № 276365. Там вы даете правильный вариант предложения:
Вспоминалось им и как бродили они по этому леску целыми днями, забывая обо всём остальном.
Но разве это не сложноподчиненное предложение, где главным является односоставное? Обстоятельство «забывая обо всём остальном» сложно отнести одновременно к обеим частям этого предложения. Поэтому мне непонятно, отчего нет запятой перед «и»?

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за добрые слова!

В сложноподчиненном предложении запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой простым союзом или союзным словом (в нашем случае – как), не ставится, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и.

Вопрос № 269213

Здравствуйте, уважаемые сотрудники Грамоты!
Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания в предложении:
– Бояться того, чего нет, – вот это точно глупость.
Спасибо за ваш труд!

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания расставлены правильно.

Вопрос № 245472

Здравствуйте! Ответьте: склоняются ли фамилии, оканчивающиеся на -ян- (Капустян) и на -ус- (Билоус). В письмовнике на -ян- ничего нет. Спасибо. Юлия.

Ответ справочной службы русского языка

Такие фамилии склоняются, если они принадлежат мужчинам. Женские фамилии склонять не следует.

Вопрос № 241368

как правильно понять смысл выражения: «хоть шаром покати»

Ответ справочной службы русского языка

Хоть шаром покати = пусто, ничего нет.

Вопрос № 229862

Где правильно ставить ударение в экономическом термине: Пени И в творительном падеже: пенями и в предложном падеже: Пеням и (Забыл как называется) кого чего нет? — пеней. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Во всех формах ударение падает на первый слог: _пЕни, пЕнями, пЕням_ и в родительном падеже — _пЕней_.

Вопрос № 224979

Правильно написано? Что значит «Изначально ничего нет»?

Ответ справочной службы русского языка

Не нужна прописная буква: Что значит «изначально ничего нет»?

Вопрос № 206671

Скажите, пожалуйста, как правильно. В группе есть много того, чего нет дома: игрушек(ки), общения(е) со сверстниками, интересных(ные) занятий(я).

Ответ справочной службы русского языка

Правильно так. В группе есть много того, чего нет дома: игрушки, общение со сверстниками, интересные занятия.

Вопрос № 206468

Здравствуйте. Нужно ли в данном случае склонять существительные после двоеточия? В детском саду есть много того, чего нет дома: игрушки, общение со сверстниками, интересные занятия.

Ответ справочной службы русского языка

Предложение составлено верно.

Вопрос № 201567

Обнаруживается, что, кроме нее, в багаже ничего нет. Знаки препинания верные?

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация корректна, запятые до и после слов _кроме неё_ не обязательны.

2.1. Коммерческой тайной Общества является следующая информация:

2.1.1. Данные первичных учетных документов бухгалтерского учета Общества;

2.1.2. Содержание регистров бухгалтерского учета Общества;

2.1.3. Содержание внутренней бухгалтерской отчетности Общества;

2.1.4. Совершаемые и совершенные Обществом сделки, в том числе договоры, их предмет, содержание, цена и другие существенные условия;

2.1.5. Сведения об открытых в кредитных учреждениях расчетных и иных счетах, в том числе в иностранной валюте, о движении средств по этим счетам, и об остатке средств на этих счетах, сведения о имеющихся вкладах в банках, в том числе в иностранной валюте;

2.1.6. Секреты производства (ноу-хау) и иная информация, составляющая производственную тайну;

2.1.7. Иные сведения, отнесенные к коммерческой тайне в соответствии с настоящим положением.

2.2. К коммерческой тайне не может быть отнесена следующая информация:

2.2.1. Учредительные документы Общества и Договор о создании Общества;

2.2.2. Регистрационные удостоверения, лицензии, патенты и иные документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

2.2.4. Документы о платежеспособности;

2.2.5. Сведения о численности, составе работников Общества, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

2.2.6. Документы об уплате налогов и обязательных платежах;

2.2.7. Сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба, в случае если данные факты установлены вступившим в законную силу решением (приговором) суда, арбитражного суда;

2.2.8. Сведения об участии должностных лиц Общества в производственных кооперативах, товариществах, обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и других организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

2.2.9. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

2.2.10. Содержание внешней бухгалтерской отчетности Общества, в том числе содержание:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности Общества;
  • пояснительной записки к данным внешней бухгалтерской отчетности

2.2.11. Иная информация, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне в соответствии с законодательством РФ.

2.3. Отнесение информации, указанной в пункте 2.1. настоящего Положения, к информации, составляющей коммерческую тайну Общества, не требует издания каких-либо иных актов помимо настоящего Положения.

2.5. Отнесение информации, не указанной в пункте 2.1. настоящего Положения, к информации, составляющей коммерческую тайну Общества, осуществляется путем издания в каждом конкретном случае приказа Генерального директора Общества.

Инициатива в издании приказа Генерального директора об отнесении той или иной информации к коммерческой тайне Общества может исходить от акционеров Общества, руководителей структурных подразделений Общества, руководителей обособленных структурных подразделений Общества, контрагентов Общества.

2.6. К коммерческой тайне не относится информация, раскрытая Обществом самостоятельно или с его согласия.

Понятие конфиденциальности и виды конфиденциальной информации

Значение определения «конфиденциальность» в переводе с английского означает доверие и трактуется как необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации. С точки зрения этимологии, слово «конфиденциальный» происходит от латинского confidentia — доверие и в современном русском языке означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный».

Конфиденциальная информация может быть любая информация с ограниченным доступом, не отнесённая действующим законодательством к государственной тайне, так как информация с ограниченным доступом — это прежде сведения, данные и знания, известные определенному кругу лиц, имеющих для них особую ценность. Ограничение доступа к информации устанавливается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основу для законодательного закрепления отдельных видов конфиденциальной информации в Российском законодательстве составляет Конституция Российской Федерации, в ней закреплено право граждан, организаций и государства на тайну. На основе этих положений Конституции Российской Федерации отраслевым законодательством выделяются соответствующие виды информации с ограниченным доступом.

Отметим, что родоначальником отдельного информационно-правового направления сначала советского, а ныне российского правоведения стал А.Б. Венгеров. Он выделил определенные признаки (свойства) информации, принципиально значимые для правового опосредования отношений по поводу информации (информационных отношений), отнеся к ним, в частности, известную самостоятельность информации по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации; ее неисчерпаемость при потреблении; способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, «сжатию» и др.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 06.04.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальная информация является документированной информацией и предоставляется на материальном носителе (бумажный, электронный), доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целом данное определение следует признать достоверным, за исключением, того момента, что не всегда информация с ограниченным доступом является документированной, например сведения, составляющие личную и семейную тайну, а также тайну голосования и тайну исповеди, не обязательно зафиксированы на материальном носителе.

В случае если информация с ограниченным доступом зафиксирована на материальном носителе, то конфиденциальность сведений отражает гриф, устанавливаемый на материальном носителе информации.

Для обозначения грифа конфиденциальности используются международные и национальные нормативные документы. Причем требования российского законодательства отличаются от международных стандартов.

Так в соответствии с международным стандартом ISO 17799 «Безопасность информационных систем» используются следующие обозначения:

ОТ — открытая информация;

КИ — конфиденциальная информация;

СКИ — строго конфиденциальная информация.

В российском законодательстве используются следующие грифы конфиденциальности:

ОТ — открытая информация;

ДВИ — для внутреннего использования;

КИ — конфиденциальная информация.

В настоящее время нет четкой и единой классификации видов конфиденциальной информации, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей. Определенные попытки такой классификации предприняты учеными. А. И. Алексенцев предлагает следующие основания разделения информации по видам тайны:

— собственники информации (по отдельным видам они могут частично совпадать);

— области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны;

— на кого возложена защита данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение).

Конфиденциальная информация может быть предметом трудового договора. Обладателем конфиденциальной информации всегда является работодатель и работник, причём последний обладает не только сведениями о себе (персональными данными), но в силу трудового договора может хранить секреты производства и иные тайны.

Условием трудового договора будет обязанность не разглашать информацию, отвечающую признакам конфиденциальности (п. 7 ст. 2 закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), а не только охраняемую законом тайну (государственная служебная, коммерческая, иная).

Таким образом, конфиденциальная информация может быть не только дополнительным, как об этом сказано в статье 57 ТК РФ, но и обязательным условием трудового договора.

А. А. Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию.

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемые ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т. п.); граждане (физические лица) — в отношении личной и семейной тайны, тайны исповеди, нотариальной, адвокатской, врачебной.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 18.07.2009) «О государственной тайне» только для информации составляющей государственную тайну устанавливаются три степени секретности сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Примечательно, что в США и в ряде НАТО грифы секретности схожи с установленными отечественным законодательством — «конфиденциально (confidential)», «секретно (secret)», «совершенно секретно (top secret)». Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 18.07.2009) «О государственной тайне», использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.95г. №1203 (уточнен Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90). К сведениям, представляющим государственную тайну, относят:

— информацию в военной области;

— информацию о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;

— информацию в области экономики, науки и техники;

— сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

В частности, в сферах экономики, науки и техники к государственной тайне относятся сведения:

— о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение;

— о методах и средствах защиты секретной информации;

— о государственных программах и мероприятиях в области защиты государственной тайны.

По содержанию защищаемая информация может быть разделена на политическую, экономическую, военную, научную, технологическую, личную, коммерческую и т.п.

Следует обратить внимание, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации и их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов.

С правовым режимом конфиденциальной информации связано еще больше неопределенности, чем с режимом секретной информации. Считается, что типология конфиденциальной информации была установлена Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «О перечне сведений конфиденциального характера». Указом определено шесть типов конфиденциальной информации, которые представлены следующим образом:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайны, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Перечень сведений конфиденциального характера дополняют другие нормативно-правовые акты: Основы законодательства РФ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», законы РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О нотариате», «Об адвокатуре», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О банках и банковской деятельности», а также Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.

К этому Указу накопилось довольно много претензий, главные из которых состоят в том, что он классифицирует виды конфиденциальной информации неполно, и некорректно. В последнем случае, например, указывают на то, что такая разновидность профессиональной тайны по этому Указу, как «тайна переписки… согласно ст. 23 Конституции РФ должна относиться к праву каждого человека, а не только специалиста определенной профессии», указывают также на то, что не проводится разграничения персональных данных и тайны частной жизни, и т.д. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также не снимает обозначенной проблемы, поскольку использует лишь самые общие нормативные установки, например: «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение» (ч. 4 ст. 9).

Рассмотрим наиболее существенные виды информации конфиденциального характера, утвержденные Указом Президента РФ от 06 марта 1997 № 188.

27 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ «О персональных данных». Данный закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных. Также в рамках данного закона появилось следующее определение:

«Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания» (п.10. ст.3 ФЗ № 152-ФЗ).

В качестве примера конфиденциальности информации о персональных данных субъекта можно привести положения, отмеченные в Письме Банка России от 28 ноября 2001 г. № 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (состав персональных данных для идентификации физического лица):

— фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

— дата и место рождения;

— место жительства (регистрации);

— место пребывания;

— сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа).

Другим примером являются персональные данные, предусмотренные ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ: «Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния».

Одно из противоречий о защите персональных данных субъекта наглядно иллюстрирует банковская практика. Например, при открытии накопительного вклада на имя другого лица, вкладчик должен предоставить банку персональные данные этого лица; при оформлении кредита в банке или торговых точках необходима ксерокопия документа, содержащего персональные данные (в основном, паспорта); при оформлении договора зарплатного проекта для сотрудников предприятия банк обязан уведомить каждого сотрудника предприятия о начале обработки его персональных данных и получить согласие до выпуска карты и т.д. Все это существенно осложняет работу банков, процедуру обработки информации и передачи ее третьей стороне. Также, становится невозможной работа по обмену информацией о клиенте между филиалами одного банка. Филиал не может отправить куда-либо сведения об этом гражданине или информацию о его текущих делах без получения соответствующего разрешения от клиента. Необходимо учесть, что клиент имеет право не давать согласие на передачу его персональных данных третьим лицам. В этом случае гражданин получает возможность скрыть отрицательно характеризующую его информацию.

Проблема связана с отношением регулирующих органов к персональным данным как к самостоятельному объекту правовой охраны наряду с государственной тайной, коммерческой тайной, профессиональной тайной и т.п. И для этого есть основания, поскольку в ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» положения о персональных данных включены в статью, где перечислены виды информации ограниченного доступа (государственная, коммерческая, служебная, профессиональная тайны). Это создает путаницу, так как требование конфиденциальности персональных данных не абсолютно. Открытые персональные данные также обрабатываются и должны защищаться, например, на официальных сайтах органов государственной власти, профессиональных энциклопедиях и т.п.

Следующий вид информации с ограниченным доступом — служебная тайна — представляет наибольшую сложность с точки зрения определения ее понятия и правового режима, поскольку в этот вид тайны в разное время включалось и теперь включается различное содержание.

Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ от 06 марта 1997 № 188 (ред. от 23.09.2005) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», согласно которому служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. Стоит отметить, в связи с отменой ст. 139 ГК РФ данное определение утратило всякую правовую основу.

В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны. Большинство ученых склонно придерживаться мнения, что к служебной тайне относятся те сведения о физических и юридических лицах, которые становятся известными различным должностным лицам по роду их служебной деятельности, однако в силу своего особого характера не могут свободно распространяться. В силу этого к служебной тайне относят тайну следствия, врачебную тайну, налоговую тайну, адвокатскую тайну и др.

Для обозначения служебной информации конфиденциального характера помимо термина «служебная тайна» используется целый ряд других, в первую очередь, — «служебная информация».

Длительное время единственным источником, в котором было закреплено легальное определение служебной информации, была ст.31 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»: «служебной информацией федеральный закон понимает любую не являющуюся общедоступной информацию об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения…».

Следует обратить внимание на то, что, во-первых, данное определение не является универсальным и применяется только в рамках соответствующего правового института. Во-вторых, закон прямо устанавливает, что служебная информация представляет собой сведения с ограниченным доступом. В третьих, в связи с принятием 27 июля 2010 Федерального закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.31. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» утратил силу в январе 2011 г. Термин «служебная информация» заменена термином «инсайдерская информация».

Понятие «служебная информация» также, находит свое отражение в законодательных актах — посвященных государственной и муниципальной службе, где используется достаточно часто, но ее содержание в них не раскрывается. Так, в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ст.15 и ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» устанавливается обязанность соблюдать порядок работы со служебной информацией: «не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство», и «сотрудник таможенного органа не вправе: использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию». Согласно ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст.7.1. Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» устанавливается запрет для государственных и муниципальных служащих: «разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей».

В свою очередь в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» понятие «служебная информация» отражено в перечне сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

— акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

— описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

— порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

— решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

— сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что служебная информация — это конфиденциальные служебные сведения о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральными законами или в силу исполнения должностных обязанностей, а также сведения, поступившие органам государственной власти от физических и юридических лиц, имеющие действительную ценность в силу неизвестности их третьим лицам и доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время все больше уделяется внимание еще одному виду информации с ограниченным доступом — коммерческая тайна.

Понятие «коммерческая тайна» в переводе с английского «commercial» означает перечень сведений о деятельности фирмы, предприятия, не подлежащих разглашению ввиду возможных убытков, недополученной прибыли и других отрицательных последствий.

В российском законодательстве определение коммерческой тайны указано в ст.3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне», понятие «коммерческая тайна» — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Под информацией, составляющей коммерческую тайну, понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе, составляющая секреты производства — ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Носителями коммерческой информации являются руководители предприятий или организаций, а также другие служащие, допущенные к коммерческим секретам. При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия или организации в соответствии со ст.4 от 29.07.2004 № 98-ФЗ, разрабатываются и утверждаются руководителем предприятия или организации с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.1991 № 35 «О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

В российском законодательстве нет исчерпывающих сведений относящихся к понятию «коммерческая тайна», но в литературе приведены примерные перечни сведений, относящихся к коммерческой информации

Так, Э. Соловьев предлагает следующий ориентировочный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну:

— сведения о производственных возможностях предприятия;

— организация труда;

— структура кадров и производства;

— сведения о проектах годовых и перспективных экспортно-импортных планов по внешнеэкономической деятельности;

— инвестиционные программы;

— имущественное положение предприятия;

— бюджет;

— методы изучения рынка сбыта;

— круг клиентов;

— сведения об иностранных партнерах;

— структура цены;

— условия по сделкам;

— особые условия контрактов;

— сведения о детальной расшифровке предмета лицензий при их купле-продаже;

— результаты научных исследований и проектных разработок;

— технические проекты;

— конструкция объекта;

— изобретения, «ноу-хау», промышленные и технические образцы;

— сведения, связанные с технологической информацией;

— способы производства продукции.

В.А. Герасименко, Д.В. Павлов, А.А. Шиверский приводят следующий примерный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне:

1. Сведения стратегического характера:

— планы развития производства, в том числе с применением новых технологий, открытий и т.п.;

— причины, сдерживающие развитие предприятия, трудности и возможные пути их преодоления и т.п.

2. Технологическая и научно-техническая информация, лежащая в основе производства предприятием конкурентоспособной продукции; разработка технологий и новых видов продукции с учетом потребностей рынка и т.д.

3. Деловая информация:

— о торговых и деловых партнерах, клиентах, посредниках, поставщиках и т.д.;

— об условиях контрактов, соглашений, договоров и др.;

— о состоянии кредитно-финансовой системы предприятия;

— маркетинговая информация.

Положительным элементом формулировок содержания коммерческой тайны, приведенных В.А. Герасименко, Д.В. Павлов, А. А. Шиверским и Э. Я. Соловьевым, является то, что они попытались выделить основные области предпринимательской деятельности, в которых могут существовать сведения, составляющие коммерческую тайну.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что действующее законодательство никак не ограничивает предметный характер информации, составляющей коммерческую тайну. К коммерческой тайне относятся конфиденциальные сведения в областях: производственно-хозяйственной; коммерческой; управленческой; научно-технической; финансовой, главное, чтобы данная информация имела бы коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Остальные виды тайн чаще всего обозначены, их объемы пересекаются, одна тайна накладывается на другую. Такое положение крайне отрицательно складывается на правоприменительной практике. Проблемы с определением круга сведений, относящихся к конкретному виду тайн, существуют даже в отношении наиболее «проработанных» законодательно тайн (таких как, государственная тайна и «ноу-хау»), что нередко подтверждает и судебная практика.

Поэтому, при решении вопроса об отнесении конкретной информации к защищаемой нужно руководствоваться определенными критериями, т.е. признаками, при наличии которых информация может быть отнесена к защищаемой.

Общей основой для отнесения информации к защищаемой является ценность информации, поскольку именно ценность информации диктует необходимость ее защиты. Поэтому критерии отнесения информации к защищаемой являются по существу критериями определения ее ценности.

Критерии отнесения открытой информации к защищаемой:

— необходимость информации для правового обеспечения деятельности предприятия. Это относится к документированной информации, регламентирующей статус предприятия, права, обязанности и ответственность его работников;

— необходимость информации для производственной деятельности (это касается информации, относящейся к научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической, торговой и другим сферам производственной деятельности);

— необходимость информации для управленческой деятельности, сюда относится информация, требующаяся для принятия управленческих решений, а также для организации производственной деятельности и обеспечения ее функционирования;

— необходимость информации для финансовой деятельности;

— необходимость информации для обеспечения функционирования социальной сферы;

— необходимость информации как доказательного источника на случай возникновения конфликтных ситуаций;

— важность информации как исторического источника, раскрывающего направления и особенности деятельности предприятия.

Эти критерии обусловливают необходимость защиты открытой информации от утраты.

Названные выше критерии отнесения открытой информации к защищаемой вызывают потребность в защите от утраты и конфиденциальной информации.

Однако основной, определяющий критерий отнесения информации к конфиденциальной и защиты ее от утечки — возможность получения преимуществ от использования информации за счет неизвестности ее третьим лицам.

Этот критерий имеет две составляющие: Неизвестность информации третьим лицам. Получение преимуществ от использования информации (получение выгоды, предотвращение политического, экономического или морального ущерба). Эти две составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены с одной стороны, неизвестность информации третьим лицам сама по себе ничего не значит, если не обеспечивает преимуществ тому, кто ее защищает, с другой стороны, преимущества можно получить только за счет такой неизвестности.

При отсутствии названных выше критериев нет оснований для перевода информации в категорию защищаемой. Но наличие этих критериев не означает, что информация во всех случаях без исключения должна быть отнесена к охраняемой. Критерии — это лишь объективные показатели возможности отнесения информации к защите.

Для реализации этой возможности в действительности необходимы следующие условия:

1. Если информация не является общедоступной на законном основании, т.е. не содержит сведений, которые запрещено относить к конфиденциальным. Перечни таких сведений содержатся в нормативных актах РФ.

2. Если имеются технические возможности для защиты носителей информации. Речь идет об объектах, которые практически невозможно скрыть от технических средств обнаружения и фиксации, особенно спутниковых.

3. Если затраты на защиту информации не превысят количественных и качественных показателей преимуществ, получаемых при ее защите.

Таким образом, правовой и методологической основой для разработки перечней защищаемой информации являются: критерии отнесения информации к защищаемой; условия отнесения информации к защищаемой; понятие соответствующего вида тайны (их характеристики и показатели); специфика предприятия (для коммерческой тайны, что для одних является коммерческой тайной, для других — рекламная информация).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *