Нужно ли СРО при наличии лицензии МЧС

  • автор:

Пожарная лицензия или допуск СРО на работы по пожарной безопасности?

  • Главная
  • СРО строителей
  • Нужен ли допуск СРО
  • Пожарная лицензия или допуск СРО на работы по пожарной безопасности?

Есть ли необходимость вступать в СРО строителей и получать допуски к работам, если организация занимается преимущественно ремонтом и обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности? Нужен ли допуск СРО на монтаж систем пожарной сигнализации, систем дымоудаления и вентиляции, иных систем обеспечения пожарной безопасности зданий?

В каких случаях допуски СРО необходимы, а в каких достаточно иметь лицензию МЧС на осуществление указанной деятельности?
Ответ:

Федеральным законом N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.

Конкретизированный перечень «пожарных» работ приведен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, которым утвержден «Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». В перечень вошли следующие виды работ:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт (включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ):

  • систем пожаротушения и их элементов;
  • систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов;
  • систем противопожарного водоснабжения и их элементов;
  • систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции;
  • систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов;
  • противопожарных занавесов и завес;

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт

  • заполнений проемов в противопожарных преградах
  • первичных средств пожаротушения
  • фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

3. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов

4. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

В своем заключении от 29.06.2012г. «Об экспертизе приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624», Минэкономразвития РФ указывало на то, что Перечень работ (подлежащих лицензированию МЧС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 и Перечень работ, утвержденный Приказом Минрегиона № 624 (на выполнение которых необходим допуск СРО), частично дублируются и на участников строительного рынка ложиться бремя несения финансовых затрат как на вступление в строительную СРО, так и на получение лицензии МЧС, что вряд ли приводит к позитивным результатам в плане развития строительной отрасли. В частности, в упомянутом заключении указывалось на то, что «входящие в перечень постановления N 1225 виды работ совпадают с видами работ утвержденного приказом N 624 Перечня не буквально: как правило, «пожарный» вид работ является частным случаем вида работ, указанного в Перечне.

Таким образом, в соответствии с постановлением N 1225 перечисленные виды работ Перечня полностью или частично (в части обеспечения пожарной безопасности) подлежат лицензированию МЧС России. В соответствии с приказом N 624 для выполнения данных видов работ необходимо свидетельство о допуске от СРО.

В сложившейся ситуации организации, выполняющие данные виды работ, вынуждены получать и лицензию МЧС, и допуск СРО, что ведет к необоснованным финансовым затратам».

Данный вопрос являлся предметом спора в Верховном Суде РФ, который отверг доводы заявителя о том, что виды работ, перечисленные в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона № 624, полностью или частично совпадают с видами работ, указанными в приложении к Положению о лицензировании.

Позиция Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ указал, что Перечень работ, и в частности, его раздел III содержит виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на объекте незавершенного строительства, тогда как деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. (из решения Верховного Суда РФ от 09.04.2013 N ГКПИ13-7)

Таким образом, для выполнения работ по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и иных видов работ противопожарной направленности требуется как лицензия МЧС, так и свидетельство о допуске СРО к соответствующим работам только при осуществлении строительства, реконструкции или капитального ремонта здания и сооружения.

Деятельность, касающаяся эксплуатации объектов и осуществления текущего ремонта зданий и сооружений (в том числе объектов капитального строительства), законодательством о градостроительной деятельности не регулируется.

То есть если речь идет об объекте, сданном в эксплуатацию, то на выполнение работ, связанных с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и прочих систем и их элементов, требуется только лицензия МЧС, вступать в СРО и получать свидетельство о допуске к работам нет необходимости.

Кроме того, следует также напомнить, что допуски СРО на выполнение указанных выше работ не требуются и в том случае, если данные работы (в том числе по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и т.д.) выполняются на объектах:

  • для которых не требуется выдача разрешения на строительство;
  • индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);

и других, указанных в п. 2 Приказа Минрегиона N 624.

Рекомендуем также по теме: «нужна ли лицензия на монтаж пожарной сигнализации»? «нужна ли лицензия на проектирование пожарной сигнализации, систем пожаротушения»? «нужен ли допуск СРО на проектирование пожарной сигнализации, пожарной безопасности»?

Материал предоставлен ООО «Правовой центр «Логос» (г. Омск), 23.08.2013г.

Лицензия МЧС или допуски СРО?

Нужна ли сегодня лицензия МЧС на проектирование пожарной сигнализации или проектным организациям достаточно просто иметь допуски CРО на определенные виды работ?

И какие разрешительные документы необходимо иметь частному проектировщику (фрилансеру) для осуществления им данной деятельности в установленных правовых полях?

Давайте разбираться вместе. Сначала, наверное, стоит поговорить про лицензии МЧС.

С момента вступления в силу механизма технического регулирования (ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») с 28 апреля 2009 года в РФ прекратилось лицензирование определенных видов деятельности, среди которых было и проектирование пожарной сигнализации.

То же самое произошло и лицензиями Госстроя. Федеральным Законом №136-ФЗ от 19.07.2007 года «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» по вопросам лицензирования строительной деятельности» с 1 июля 2008 года прекращено лицензирование по проектированию зданий и сооружений.

В дальнейшем, функции контроля и регуляции перешли к СРО, которые стали выдавать своим членам свидетельства о допуске к видам работ, перечень которых был утвержден Приказом Минрегиона РФ от 09.12.2008 года №274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», в пункте 8 которого значились работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Позднее данный приказ утратил силу в связи с выходом Приказа Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года №624 с одноименным названием, где работы по проектированию противопожарной защиты были включены в состав видов работ, указанных в пунктах:

  • п. 10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • п. 15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;

В дальнейшем, Федеральным законом от 22.07.2008 года №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», часть 4 статьи 48 была изменена и изложена следующей редакции:

«Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами»

То есть, на тот момент, небольшая организация или частный специалист не могли легально осуществлять свою проектную деятельность как по разработке разделов противопожарной защиты, так и по разработке других решений, охваченных перечнем Приказа №624 .

Но в 2017 году ситуация изменилась и с 1 июля 2017 Федеральный закон от 03.07.2016 года №372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в своей шестой главе постановил:

«С 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.»

Соответственно, Градостроительный кодекс Российской Федерации, а в частности часть 4 статьи 48 теперь выглядит так:

«Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).

Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций»

То есть, проектные организации по прежнему должны являться членами СРО. Исключением могут быть лишь унитарные предприятия, муниципальные и государственные учреждения, а также юридические лица с госучастием, но только по типам контрактов, определенных частью 2.1 статьи 47 и часть 4.1 статьи 48 ГрК РФ.

Однако при этом субподрядчикам (подрядчикам указанных выше организаций) вовсе не обязательно являться членами СРО, в соответствии с указаниями части 2 статьи 47, части 4 статьи 48 и части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ.

Иными словами, если организация, ИП или частный специалист не является «первыми руками» и не играют на торгах, то теоретически членство в СРО для них в этом случае необязательно.

Тогда, может быть, им нужна лицензия МЧС? Тем более что сейчас активно муссируется слух о возможном возврате лицензий МЧС в связи с отменой допусков СРО. Но так ли это на самом деле?

Нет, не так. Дело в том, что перечень всех видов деятельности, ведение которых требует наличие соответствующей лицензии, закреплен в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Этот список является исчерпывающим, согласно части 3 указанной статьи, и в нем, в пункте 15, обозначена лишь деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Кроме того, в настоящий момент действует Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 года №1225 (в редакции от 06.10.2017 года) «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», в котором про проектирование вообще нет ни одного слова.

Ну и теперь самое смачное — эту лицензию получить попросту нереально, ведь МЧС такие лицензии не сейчас выдает, а кроме них это делать некому.

МЧС лицензирует лишь деятельность по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также деятельность по тушению пожаров в лесах, населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Достаточно просто самому зайти на сайт МЧС и в этом убедиться.

Таким образом, деятельность по проектированию обозначенных в вопросе систем не требует получения указанной лицензии.

Значит ли это, что теперь абсолютно любое юрлицо может легально заниматься проектными работами для строительства, в том числе, проектированием слаботочных систем, сетей связи и безопасности, электроснабжения, вентиляции и т.д.?

Да, если:

  • работает на подряде (обязательное требование). То есть, данное юрлицо может и не быть членом СРО, но та организация, которая заключила договор непосредственно с заказчиком/застройщиком и взяла это юрлицо к себе на подряд, сама обязательно должна состоять в саморегулируемой организации.
  • имеет нужные коды ОКВЭД (необязательное требование). Основной код для деятельности в области архитектуры — 71.11, для деятельности, связанной с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора — 71.12.1. Однако, если у юрлица таких кодов нет, то в соответствии со cтатьей 14.25 КоАП РФ за непредставление или представление недостоверных сведений ему грозит лишь административный штраф от 5 000 до 10 000 рублей. Да и внести новые сведения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП не составит никакого труда, можно указать хоть весь существующий перечень, законодательно это не запрещено.

Технически, больше ничего не мешает созданной вчера организации, не имеющей ни офиса, ни телефона и не состоящей в СРО без малейших проблем осуществлять проектирование любых разделов на любых объектах, работа на которых не связана с необходимостью получения «отраслевой» лицензии, как, например, при работе на объектах атомной энергетики и пр. Также, такая организация может вообще состоять из одного человека, при этом весьма далекого от проектирования, ведь требование иметь в штате минимум двух специалистов с высшим образованием соответствующего профиля накладывают только квалификационные требования СРО.

Теперь рассмотрим, каким критериям должно соответствовать физическое лицо (индивидуальный предприниматель, самозанятый фрилансер или просто частный специалист), чтобы осуществляемая им проектная деятельность не выходила за рамки закона.

С ИП все понятно, между ним и юрлицом в этом плане нет вообще никакой разницы, ИП может вести проектирование без допусков СРО на совершенно законных основаниях.

А что с фрилансером? Если фрилансер имеет статус самозанятого, то у него, в принципе, больше нет никаких препятствий для ведения самостоятельной проектной работы по договорам гражданско-правового характера, как с частными лицами, так и с организациями.

На данный момент не существует официального списка разрешенных видов деятельности для самозанятых. В тексте закона ФЗ №422 от 27.11 2018 года указан лишь перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим и проектировщики к ним не относятся. Фактически, такому самозанятому ничто не мешает выполнять такие же серьезные и объемные работы, какие выполняет маститый проектный институт.

А для частного проектировщика, не оформившего самозанятость, здесь будет всего лишь одно ограничение, препятствующее его легальной работе в подобном формате – механизм получения доходов, ведь незаконная предпринимательская деятельность это наказуемое деяние, караемое по статьям вплоть до уголовной.

Резюмирую. Для выполнения проектных работ, а также подработок и всяких разнообразных халтур самозанятому фрилансеру — проектировщику не нужны никакие лицензии или допуски, а также членство в СРО.

Безусловно, в большинстве случаев заказчик предпочтет работу с организацией, да и людей, готовых работать на себя не так много, но эта проблема решаема, нужно лишь знать, с какой стороны к ней подойти.

Ну и напоследок стоит отметить, что наличие или отсутствие любого указанного физлица в национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ) никак не влияет на возможность или невозможность осуществления ими обозначенной выше предпринимательской деятельности.

ПОПУЛЯРНОЕ В БЛОГЕ

  • Фриланс 13
  • Проектирование 10

Контакты

19.11.2019 года ГУ МЧС по Чувашии провело круглый стол – обсуждался законопроект, целью принятия которого является совершенствование законодательства в сфере лицензирования деятельности в области пожарной безопасности.
Наши сотрудники приняли участие в мероприятии.

Основные новшества в законодательстве:

1. К лицензируемым видам деятельности добавятся:

  • монтаж и техническое обслуживание дымоходов.
  • проектирование пожарной сигнализации.

В связи с добавлением последнего вида, возникли вопросы «Нужен ли допуск СРО на проектирование систем пожаротушения либо достаточно лицензии МЧС?». Анализ действующего законодательства показал, что до внесения соответствующих поправок в Градостроительный кодекс необходимо будет и членство в СРО, и лицензия МЧС на проектирование ремонт систем, установок и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вступить в СРО проектное — 50 000 рублей

2. Лицензии будут выдаваться на 5 лет.

Ранее выданные лицензии должны будут переоформляться до конца 2021 года. Компании, осуществляющие те виды деятельности, которые будут дополнительно внесены в перечень лицензируемых видов, должны будут переоформлять лицензии, начиная с июля 2020 года.

3. Размер уставного капитала компании лицензиата не может быть менее 150 000 рублей (с июля 2020 года).

4. Основным видом экономической деятельности компании-лицензиата должна быть соответственно деятельность в области пожарной безопасности.

Добавить ОКВЭД и увеличить уставный капитал — 5000 рублей

5. Лицензии МЧС не будут выдаваться индивидуальным предпринимателям.

6. Также отменяется мораторий на проведение проверок лицензиатов МЧС, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса с 1 января 2020 года.

При проверке лицензиат должен подтвердить соответствие требованиям, предъявляемым при получении лицензии:

  • наличие специалистов с профильным стажем и техническим образованием;
  • наличие повышения квалификации у специалистов;
  • наличие оборудования, необходимого согласно приказа №478 МЧС России.

Аренда оборудования лицензиатам МЧС

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

1. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное федеральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате, его правопреемнике либо об ином предусмотренном федеральным законом лице и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное.

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности такой правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений.

Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

2. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

3. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

1. Документ, подтверждающий наличие лицензии, закрепляет основные сведения о лицензиате и осуществляемой им деятельности. Однако течение времени, развитие рыночных отношений и предпринимательской деятельности вносят свои коррективы в правовой статус лицензиата. В сфере предпринимательства могут возникнуть ситуации, в результате которых может измениться не только наименование юридического лица (имя индивидуального предпринимателя), но могут образовываться путем реорганизации новые субъекты предпринимательской деятельности. Следствием изменения правового статуса лицензиата, сведений о нем и местах осуществления лицензируемых видов деятельности является тот факт, что на основании уже выданного документа, подтверждающего предоставление лицензии, невозможно осуществлять лицензируемый вид деятельности, в силу несоответствия сведений, содержащихся в указанном документе, реальным обстоятельствам. В связи с этим, чтобы оградить хозяйствующих субъектов, осуществляющих конкретные виды лицензируемой деятельности, от административных препятствий на пути успешного развития бизнеса, законодателем предусматривается процедура переоформления документа, подтверждающего лицензии.

В п. 1 комментируемой статьи строго очерчены основания для такого переоформления. Это прежде всего реорганизация юридического лица только в форме преобразования или слияния. Согласно ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, в результате реорганизации в форме преобразования изменяется организационно-правовая форма юридического лица, например, открытое акционерное общество преобразовалось в общество с ограниченной ответственностью. В данном случае организация-правопреемник обращается с соответствующим заявлением в лицензирующий орган, которым вносятся изменения, касающиеся организационно-правовой формы лицензиата.

Сложнее обстоит дело при реорганизации юридических лиц в форме слияния, поскольку для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, требуются дополнительные условия. В силу того что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 58 ГК РФ), необходимо, чтобы на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого из них имелась лицензия на осуществление одного и того же лицензируемого вида деятельности. В противном случае правопреемник — юридическое лицо, образовавшееся в результате слияния нескольких хозяйствующих субъектов, не может обратиться с соответствующим заявлением в лицензирующий орган, поскольку в такой ситуации реорганизация в форме слияния юридических лиц не будет основанием для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Основанием для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, является также изменение сведений о лицензиате: его наименования (имени) или места его нахождения (жительства). Так, ст. 19 ГК РФ устанавливается, что гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. При этом перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем, и он вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. В силу этого изменение имени гражданина — индивидуального предпринимателя, осуществляющего лицензируемый вид деятельности, впрочем, как и наименования юридического лица, влечет за собой лишь необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. То же самое происходит и в случае изменения места нахождения и места жительства лицензиата. Судебная практика также свидетельствует об этом. Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2005 N Ф04-9508/2004 по делу N 7793-А27-33 установлено, что изменение наименования юридического лица не изменяет его прав и обязанностей, поскольку в случае изменения наименования юридического лица лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности не прекращает своего действия.

Перемена адресов мест осуществления лицензируемых видов деятельности также является основанием для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии (см. комментарий к п. 5 ст. 9 комментируемого Закона).

Следует отметить, что продление срока лицензии хотя и не является нормативно закрепленным основанием, также осуществляется в порядке переоформления документов, подтверждающего наличие лицензии.

2. Комментируемая статья регулирует порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, который имеет свои особенности по сравнению с общим порядком предоставления лицензии и разительно отличается от ранее действовавшего законодательства, согласно которому переоформление лицензии производилось в порядке, установленном для ее получения, что означало необходимость вновь представить весь комплект необходимых для получения лицензии документов.

Специфика переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, заключается в особом субъектном составе: здесь уже не принимают участия соискатели лицензии, поскольку лицензия уже имеет место. В качестве субъектов выступают лицензиаты, в случае изменения сведений о них и их месте нахождения (жительства), изменении адресов мест осуществления лицензируемых видов деятельности — и правопреемники лицензиатов в случае реорганизации юридических лиц. В п. 1 комментируемой статьи упоминается и об иных предусмотренных федеральным законом лицах. На данный момент к таким лицам можно отнести представителей, действующих на основании доверенности от имени юридического лица (ст. 185 ГК РФ). Таким образом, исходя из анализа субъектного состава процедуры переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, можно сделать вывод, что заявление о переоформлении указанного документа не требует личного представления его в лицензирующий орган.

Следует обратить внимание, что переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, является не правом, а обязанностью лицензиата. Данная позиция законодателя обусловлена необходимостью эффективного регулирования лицензионных отношений и осуществления лицензионного контроля. Однако, что касается лицензиата, учитывая невозможность дальнейшего осуществления лицензируемого вида деятельности по ранее предоставленному документу, подтверждающему наличие лицензии, то обязанность по переоформлению указанного документа также отвечает и его экономическим интересам. Данную обязанность лицензиат должен выполнить не позднее чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в соответствующие государственные реестры либо со дня изменения адресов мест осуществления лицензируемых видов деятельности.

3. Свои особенности имеет и содержание заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в котором должны быть отражены новые сведения о лицензиате, его правопреемнике и ином предусмотренном федеральным законом лице, а также данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единые государственные реестры юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Такими документами, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, являются Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Свидетельства оформляются на бланках, изготовленных по единому образцу, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию. В связи с чем каждый такой документ имеет номер, серию, дату выдачи и указание на государственный орган, выдавший данный документ. Именно эти сведения и должны быть включены в заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Кроме заявления, отдельными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности и ведомственными нормативными актами может быть предусмотрено представление необходимых документов, прилагаемых к заявлению. Так, согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.05.2005 N 326 «О переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, выданного Министерством энергетики РФ и Министерством природных ресурсов РФ» установлен состав комплекта документов, представляемых лицензиатом на переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии. Согласно п. 2 указанного Приказа вместе с заявлением в лицензирующий орган должны быть представлены нотариально заверенные копии: лицензии, подлежащей переоформлению, устава лицензиата и изменений к уставу, документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, свидетельства о постановке на учет лицензиата в налоговом органе.

Лицензирующим органом проводится проверка полноты и достоверности представленных сведений путем сопоставления сведений, содержащихся в заявлении и документах, представленных лицензиатом, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц. Предметом проверки выступают основания для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности и достоверности представленных в заявлении сведений.

Страница 1 из 2 Следующая

В соответствии со ст. 11 Закона о лицензировании переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в следующих случаях:

при реорганизации юридического лица в форме преобразования;

при реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности;

изменения наименования юридического лица или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;

при продлении действия лицензии (ст. 8 Закона о лицензировании).

Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

В заявлении указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В случае продления срока действия лицензии заявление должно быть подано до истечения срока действия лицензии. В противном случае лицензию, возможно, придется получать заново. Некоторые положения о лицензировании содержат срок, в течение которого должно быть подано такое заявление. Например, Положением о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией», установлено, что заявление о продлении срока действия лицензии представляется лицензиатом в лицензирующий орган не позже чем за 10 дней до даты окончания срока ее действия.

К интересному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18 февраля 2005 г. по делу N А56-2680/04. В частности, в Постановлении говорится, что пропуск установленного срока не препятствует продлению срока действия лицензии и не может являться единственным основанием для отклонения заявления о продлении срока действия лицензии. Такое положение обусловлено тем, что в ранее действовавшей редакции Закона о лицензировании не предусматривалась возможность отказа в переоформлении лицензии вообще. Федеральным законом N 80-ФЗ, внесшим в Закон о лицензировании изменения, установлено, что:

«В переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений».

Таким образом, формальных оснований для отказа в переоформлении лицензии по мотивам пропуска срока нет.

Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.

Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован.

Представляется, что непереоформление лицензии (за исключением продления действия лицензии) не является основанием для прекращения права заниматься данным лицензируемым видом деятельности. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2005 г. по делу N Ф04-9508/2004(7793-А27-33) отмечено, что, несмотря на то что положения ст. 11 Закона о лицензировании устанавливают обязанность в определенных случаях переоформить лицензию, «эта норма подтверждает, что лицензия, полученная юридическим лицом до своего переименования, и после изменения наименования сохраняет свою юридическую силу».

В то же время непереоформление лицензии может служить основанием для приостановления действия лицензии в соответствии со ст. 13 Закона о лицензировании и наложения административного взыскания по ст. 14.1 КоАП (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2004 г. по делу N А69-1583/03-2-10-Ф02-1381/04-С1).

При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно.

За переоформление лицензии взимается государственная пошлина 100 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, — 1000 руб.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

П.В.Матвеенко

Консультант по налогам

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *