Нужна ли лицензия на водоснабжение и водоотведение

  • автор:

Компании и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с обеспечением населения питьевой водой и организацией водоотвода, перед началом работы обязательно оформляют лицензии на водоснабжение. Необходимость их получения продиктована нормами закона 416-ФЗ, действующего с 07.12.11 года. Мы поможем собрать все документы и получить разрешение в кратчайшие сроки.

Содержание

Лицензирование водоснабжения: документальное оформление

Лицензирование водоснабжения не производится, если объем добычи воды составляет менее 100 куб. м за сутки, она используется исключительно для личных нужд, а не для коммерческих целей.

Если фирма планирует заниматься снабжением населения питьевой водой, водоотведением на профессиональной основе, указанные критерии в ее отношении не выполняются. Она обязана получить лицензию, иначе ее ждут санкции со стороны контролирующих органов: штрафы до 1 млн руб. или приостановление работы.

Ошибки, допущенные при подаче документов на лицензию, несоблюдение установленных законом правил – причины затягивания процедуры. Компания не работает в выбранном направлении, упускает выгодные предложения и возможности. Мы поможем избежать простоя и завершить все процедуры в кратчайший срок.

Лицензия на водоснабжение и водоотведение – это официальный документ, выдаваемый уполномоченными государственными органами и предоставляющий компании право пользоваться ресурсами из конкретной скважины в течение установленного срока. При первичном обращении она выдается на период 2-4 года, при повторном – до 25-ти лет.

Разрешение выглядит как унифицированный бланк формата А4, где указана его серия, номер, перечень работ, которые разрешено выполнять компании-получателю. Его неотъемлемая часть – приложение, где обозначено, какие требования обязуется выполнять организация.

В какие сроки выдается лицензия

Оформление документации для добычи водных ресурсов – длительный процесс. Первичная заявка, поданная предприятием, рассматривается 65 дней. В случае положительного решения государственные органы выдают фирме разрешение проводить геологическое изучение природного объекта (артезианской скважины).

Хозяйствующий субъект реализует мероприятия, связанные с оценкой запасов воды в недрах. Когда изыскания завершаются, фирма повторно обращается в госинстанции, уже за лицензией на использование ресурсов. Ее заявку рассматривают еще 65 дней.

Средние сроки подготовки материалов для заявки на получение лицензии в компании «EAC Audit» составляет 60 дней. Их точная продолжительность зависит от объемов работ и наличия необходимых документов. Мы поможем оформить все бумаги максимально быстро, убережем вас от ошибок и неточностей, затягивающих процедуру. Обратитесь к нам за помощью – все консультации бесплатны, вашим вопросом займутся специалисты с многолетним опытом.

Какие документы потребуются для обращения к госорганам

Лицензия на холодное водоснабжение, водопользование оформляется после подачи обширного пакета документов, куда входит:

  • договор водопользования, заключенный с собственником скважины;
  • заполненное заявление унифицированного образца;
  • учредительная документация (устав предприятия, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах);
  • бумаги, подтверждающие полномочия генерального директора;
  • заключение Роспотребнадзора о том, что компания соблюдает санитарно-эпидемиологические нормы;
  • заключение геологического надзора;
  • расчет лимитов добычи воды;
  • генеральный план будущей застройки.

Точный перечень предоставляемых документов зависит от специфики конкретной ситуации. Чтобы не тратить время и денежные средства впустую, обратитесь к нам за консультацией. Мы имеем богатый опыт решения практических задач разной сложности, поэтому поможем собрать все необходимое для скорейшего оформления разрешения.

Этапы оформления

Оформление лицензии осуществляется в пять этапов:

Предполагает сбор необходимой документации и заполнение заявления. С собранным пакетом бумаг хозяйствующий субъект обращается в Минэкологии по месту нахождения скважины.

  1. Получение разрешения для изучения водных запасов

Оно направляется заявителю спустя 65-ть дней после обращения. Оно не дает права пользоваться ресурсами, но позволяет провести изыскательные работы.

  1. Проведение мероприятий по изучению недр

Компания проводит работы, цель которых – определить лимиты использования воды из скважины, определить требования к санитарной зоне, запасы ресурсов.

  1. Повторное обращение в лицензирующий орган

Когда изыскательные работы завершены, фирма подает повторную заявку, на основании которой спустя 65 дней ей предоставляют лицензию на использование водных ресурсов.

  1. Заключение договора водопользования

Это окончательный этап процедуры, он предполагает подписание соглашения с владельцем скважины – органом муниципальной или государственной власти.

Процедура лицензирования носит запутанный и длительный характер. Сотрудники центра «EAC Audit» помогут компаниям-клиентам последовательно пройти ее этапы, соблюсти все нюансы, чтобы получить положительный результат.

Преимущества сотрудничества с «EAC Audit»

Обращение в компанию «EAC Audit» – это возможность максимально ускорить процесс получения лицензий, избежать отказа со стороны государственных инстанций. К числу преимуществ наших услуг относится следующее:

  • 100%-ная гарантия положительного результата;
  • подлинность оформляемых документов и их регистрация в официальных реестрах;
  • простота подачи заявки: через сайт или по телефону;
  • умеренные цены, система скидок для постоянных заказчиков.

Лицензия на очистку сточных вод, водоснабжение и водоотведение – насущная необходимость для фирм и ИП, использующих природные скважины. «EAC Audit» поможет оформить ее в сжатые сроки с максимальным комфортом для бизнеса.

Рассчитайте стоимость нужного вам документа

Лицензия на водоснабжение и водоотведение

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

8.1. Общие положения

Эффективность функционирования централизованных систем питьевого водоснабжения обеспечивается двумя неразрывно связанными компонентами: управленческой и эксплуатационной.

Поиск решений, направленных на повышение качества питьевой воды, лежит в области новых технологических приемов, усовершенствований условий эксплуатации сооружений и т. п.

Вместе с тем значение управленческой компоненты, регулирующей, координирующей и направляющей все сферы деятельности водопровода и формирующей условия получения питьевой воды надлежащего качества, имеет решающее значение.

Сущность управленческой компоненты может быть представлена как ответственность высшего руководства за конечный результат работы системы водоснабжения.

8.2. Законодательство Р оссийской Федерации в области лицензирования и сертификации

§ Законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, отечественные и международные стандарты последних лет направлены на всестороннее совершенствование управленческой структуры организаций.

В первую очередь к ним относятся следующие документы:

• законы Российской Федерации:

«О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• постановления Правительства Российской Федерации:

«О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг» от 2 февраля 1998 г. № 113;



«Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» от 12 февраля 1999 г. № 167;

«Об утверждении Положения об осуществлении Государственного контроля за использованием и охраной водных объектов» от 16 июня 1997 г. № 716;

«Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» от 26 сентября 1994 г. № 1099;

санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559—96. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

§ Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сформировано принципиально новое правовое и экономическое пространство, в котором должны работать организации, эксплуатирующие инженерные системы жизнеобеспечения, в том числе и организации ВКХ, включающее в первую очередь новые требования в части наличия у организации ВКХ соответствующих лицензий на право деятельности и сертификатов, подтверждающих качество продукции, как той, которая выпускается, так и той, которая поступает на предприятие.

Законы и постановления Правительства Российской Федерации направлены на упорядочение деятельности управленческих структур организаций, повышение их роли, ответственности и полномочий.

8.3. Развитие законодательства в области лицензирования

Законодательством установлено, что муниципальные организации ВКХ, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и канализации городов и населенных пунктов, а также предприятия других видов собственности, которые осуществляют различного рода деятельность в области водоснабжения и канализации, должны иметь соответствующую лицензию на право деятельности.

Система лицензирования в Российской Федерации начала формироваться с 1991 года.

Одним из первых законодательных актов по лицензированию являлось постановление Совета Министров РСФСР от 08.11.91 № 593 «О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РСФСР». Постановление было направлено на защиту прав и интересов потребителей строительной продукции. Документом устанавливались организационно-правовые основы лицензионной деятельности, определялись виды подлежащей лицензированию строительной деятельности (т. е. строительно-монтажных, проектных работ, инженерных изысканий и т. д.), порядок лицензирования и выдачи лицензий, статус и функции лицензионных органов.

Переход в 1992 году к интенсивному развитию рыночных отношений, а также появление на рынке товаров и услуг все большего числа самостоятельных хозяйствующих субъектов вызвали необходимость создания новых механизмов правового регулирования и в других отраслях деятельности в целях защиты законных прав и интересов потребителей и предпринимателей.

Постановлением Правительства РФ № 1418 от 24.12.94 «О лицензировании отдельных видов деятельности» было положено начало единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Согласно постановлению был утвержден Перечень, включающий 26 видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, в том числе вид деятельности «Эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов».

§ В целях дальнейшего совершенствования обеспечения единой государственной политики при осуществлении лицензирования, регулировании и защите прав и интересов граждан, нравственности и здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также установления правовых основ единого рынка в июне 1998 г. был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В законе дан перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (статья 17), в том числе:

— эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений.

В Перечень включены также такие виды деятельности, как:

— эксплуатация аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

— эксплуатация котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

— эксплуатация взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

— эксплуатация инженерных инфраструктур городов и других населенных пунктов;

— другие виды деятельности, осуществление которых может быть необходимым при эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения.

Эти виды деятельности могут осуществляться как организацией, эксплуатирующей централизованные системы питьевого водоснабжения и системы водоотведения, так и другими специализированными организациями по договорам.

В соответствии с законом лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Лицензирование осуществляется при обязательном соблюдении законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании, перечней работ и услуг для конкретных видов деятельности.

§ Основным требованием при лицензировании централизованных систем питьевого водоснабжения является выполнение нормативных документов по качеству воды — СанПиН 2.1.4.559—96 и «Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест».

В случае невыполнения требований СанПиН 2.1.4.559—96 на действующих системах, но выполнения всех других лицензионных требований и условий, лицензия может быть выдана только при наличии согласования Санэпиднадзора отклонений от нормативов с указанием срока действия и мероприятий по их устранению. В лицензионных условиях устанавливаются срок действия лицензии и ее приостановление в случае невыполнения нормативов в указанные сроки.

Лицензирование осуществляют в соответствии с правилами и требованиями, в которых дается перечень необходимой документации, устанавливаются объем и полнота информации, указывается соответствующее согласование и др.

§ Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» конкретно устанавливает условия санитарно-эпидемиологического благополучия населения. К их числу относят лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека (статья 2 п. 1); в статье 40 пп. 1, 2 приводятся отдельные виды деятельности (работ, услуг), представляющие потенциальную опасность для человека, среди них производство и реализация питьевой воды. эксплуатация систем инженерной и транспортной инфраструктур, включая централизованные системы питьевого водоснабжения.

Эта статься определяет также обязательность требования лицензирования данных видов деятельности. При этом отмечается, что лицензирование возможно только при условии предоставления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии, в частности, питьевой воды санитарным правилам. Однако наличие лицензии дает право на определенный вид деятельности, но не может гарантировать ее качество.

8.4. Законодательство Российской Федерации в области сертификации

§ Законодательством Российской Федерации предусмотрена процедура сертификации продукции, услуг, систем качества, производств и обязательной аккредитации лабораторий.

Именно наличие сертификата является гарантией обеспечения необходимой уверенности в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Базовым законом Российской Федерации, направленным на защиту потребителя от недобросовестности изготовителя и подтверждение соответствия показателей качества любой продукции установленным требованиям, является закон «О сертификации продукции и услуг».

Он устанавливает цели, принципы, общие правила и рекомендации по проведению сертификации в Российской Федерации.

§ Главной задачей централизованных систем коммунального водоснабжения является обеспечение потребностей в питьевой воде надлежащего качества граждан и юридических лиц.

Надлежащее качество питьевой воды, направленной потребителю, подтверждается ее соответствием требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559—96. Этот нормативный документ устанавливает необходимость для каждого водопровода разработки рабочей программы контроля качества, учитывающей региональные особенности химического состава воды водоисточника.

§ Согласно методическим указаниям по внедрению и применению Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559—96, рабочая программа представляется на утверждение с пояснительной запиской, содержащей план мероприятий с финансовыми затратами, по подготовке сооружений к работе в условиях внедрения нового нормативного документа.

При согласовании рабочей программы устанавливаются источники финансирования всех подготовительных работ. В этом же документе указывается, что при внедрении проверяют наличие лицензий, дающих право эксплуатации систем водоснабжения и сертификатов на всю продукцию, поступающую на водопроводную станцию и контактирующую с питьевой водой в процессе ее производства.

§ Конкретная продукция, используемая в процессе приготовления питьевой воды, подлежащая обязательной сертификации, определена в документе «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».

К их числу относятся коагулянты, активированные угли, природные сорбирующие материалы, трубы, оборудование для подготовки и очистки питьевой воды, в том числе озонаторное, электролизеры; установки для очистки воды; оборудование для водопроводно-канализационного хозяйства; установки для обеззараживания воды; установки для очистки питьевой воды и улучшения качества питьевых вод, загрузки фильтрующих и др.

Сертификации подлежат все оборудование и товары (продукция), используемые в технологии водоподготовки. Получение лицензии должно ставиться в зависимость от наличия (отсутствия) в организации соответствующих сертификатов.

• Для централизованных систем питьевого водоснабжения, которые были введены в действие до принятия закона «О сертификации продукции и услуг», обязательная сертификация устройств, оборудования и т. п., используемых в процессе эксплуатации, должна быть проведена при реконструкции и модернизации систем, замене устаревшего оборудования в соответствии с упомянутой «Номенклатурой. «. В этом случае следует отдавать предпочтение тому виду оборудования, на которое имеются сертификаты соответствия, в том числе полученные на добровольной основе.

• Сертификация осуществляется в соответствии с документацией Госстандарта Российской Федерации «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации», «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации» и др. Эти документы устанавливают два вида сертификации: обязательную и добровольную. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан. Сертификацию осуществляют органы по сертификации, специально аккредитованные Госстандартом России.

8.5. Требования к аттестации лабораторий

Предприятие ВКХ обязано соблюдать нормативные требования к аттестации лабораторий и выполнению соответствующих измерений по контролю качества питьевой воды (закон РФ «Об обеспечении единства измерений»).

Все производственные лаборатории, осуществляющие контроль качества воды, испытания полученной продукции, должны быть аттестованы в обязательном порядке в соответствии с рекомендациями МИ 2427—97 «Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях» и аккредитованы (в добровольном порядке) в соответствии с ГОСТ Р 51000.3-96 «Общие требования к испытательным лабораториям».

В лаборатории должны быть установлены критерии соответствия качества питьевой воды нормативным требованиям.

Таким образом, наряду с отраслевыми и нормативными законодательными документами федерального уровня, постановлениями Правительства РФ, регламентирующими порядок функционирования систем водоснабжения городов и населенных пунктов в РФ, лицензии, гигиенические заключения, сертификаты соответствия — обязательные документы, необходимые при эксплуатации систем водоснабжения.

Лицензирование водопользования

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В соответствии со статьей 48 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.

При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.

Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.

Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей водопользования должна содержать:

· сведения о водном объекте;

· сведения о водопользователе;

· сведения о водопотребителях;

· указания на способы и цели использования водного объекта;

· указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;

· сведения о лимитах водопользования;

· сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;

· сроки действия лицензии;

· требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.

Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации. Лицензия вступает в силу только после ее регистрации (статья 50 ВК РФ).

Правила выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий юридическим лицам и гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» (далее Правила №383).

Лицензирование водопользования осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Приложение №3
к приказу Региональной
энергетической комиссии
Омской области
от 27 июля 2010 года №74/31

Формы предоставления регулируемыми организациями информации в сфере холодного водоснабжения

Отчетный период

2013 год

Муниципальный район

г. Омск

Наименование организации

Открытое акционерное общество «Омский аэропорт»

ИНН

КПП

Вид деятельности

Услуги по транспортировке воды

Юридический адрес

644103, Омская обл., г. Омск, ул. Трансибирская, д.18

Почтовый адрес

644103, Омская обл., г. Омск, ул. Трансибирская, д.18

Руководитель

Берман Михаил Львович

Контактный телефон: 517 382

Главный бухгалтер

Лехерт Елена Адольфовна

Контактный телефон: 517 321

Должностное лицо, ответственное

за предоставление информации

Николаев Максим Павлович

Главный специалист по тарифообразованию

Контактный телефон: 517 582

e-mail: nmp@aeroomsk.ru

Форма ХВ1. Информация о тарифах на товары и услуги и надбавках к тарифам в сфере холодного водоснабжения <1 — 2>


п/п

Наименование

показателя

Ед.

изм.

Знач.

Дата

ввода

Срок действия

Постанов-

ление

Наименование

регулирующего

органа,

принявшего

решение об утверждении

цен

Прим.

Утвержденные тарифы на холодную воду, в том числе:

Население:

одноставочный

руб./куб.м

двухставочный:

ставка платы за потребление холодной воды

руб./куб.м

ставка платы за содержание системы

холодного водоснабжения

тыс. руб. в
месяц/
куб.м/ч

Бюджетные потребители:

одноставочный

руб./куб.м

двухставочный:

ставка платы за
потребление холодной воды

руб./куб.м

ставка платы за содержание системы

холодного водоснабжения

тыс. руб.

в месяц/
куб.м/ч

Прочие потребители:

одноставочный

руб./

куб.м

9,41

41,93

01.01.13г.

01.07.13г.

по 30.06.13г

по 31.08.13г

Приказ

№396/60 от 30.11.12г.

РЭК

Омской обл.

Транспор-тировка

воды

двухставочный:

ставка платы за потребление

холодной воды

руб./куб.м

ставка платы за содержание системы

холодного водоснабжения

тыс. руб. в
месяц/
куб.м/ч

Утвержденная надбавка к ценам

(тарифам) на холодную воду для

потребителей, в том числе:

руб./куб.м

Утвержденная надбавка к ценам

(тарифам) на холодную воду для

населения

руб./куб.м

Утвержденная надбавка к ценам

(тарифам) на холодную воду для

бюджетных потребителей

руб./куб.м

Утвержденная надбавка к ценам

(тарифам) на холодную воду для

прочих потребителей

руб./куб.м

Утвержденная надбавка к тарифам

регулируемых организаций на

холодную воду

руб./куб.м

Утвержденный тариф на

подключение создаваемых

(реконструируемых) объектов

недвижимости к системе холодного

водоснабжения

руб./куб.м/
час

Утвержденный тариф регулируемых

организаций на подключение к

системе холодного водоснабжения

руб./куб.м/
час

<1> — раскрывается не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа/надбавки на очередной период регулирования;

<2> — одновременно с указанной информацией на сайте в сети Интернет публикуются сведения пунктов 1 — 5, 7 — 18 Формы ХВ2 и пунктов б — д Формы ХВ4, которые были учтены органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления) при установлении тарифов и надбавок к тарифам на очередной период регулирования.

Форма ХВ2. Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации <1 — 2>


п/п

Наименование показателя

Ед.
изм.

Значение

вид регулируемой деятельности:

транспортировка воды

выручка от регулируемой деятельности

тыс. руб.

287,34

себестоимость производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности, в том числе:

тыс. руб.

287,34

Покупная вода, в том числе:

тыс. руб.

технического качества

тыс. руб.

питьевого качества

тыс. руб.

покупка потерь

тыс. руб.

расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), потребляемую оборудованием, используемым в технологическом процессе:

тыс. руб.

средневзвешенная стоимости 1 кВт.ч

руб.

объем приобретенной электрической энергии

тыс. кВт.ч

Расходы на реагенты:

тыс. руб.

расходы на оплату труда

тыс. руб.

116,88

отчисления на социальные нужды основного производственного персонала

тыс. руб.

34,44

расходы на амортизацию основных производственных средств

тыс. руб.

3,13

аренда имущества, используемого в технологическом процессе

тыс. руб.

общепроизводственные (цеховые) расходы

тыс. руб.

74,6

расходы на оплату труда

тыс. руб.

57,4

отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

17,2

общехозяйственные (управленческие) расходы

тыс. руб.

3,4

расходы на оплату труда

тыс. руб.

отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

Ремонт и техническое обслуживание основных средств, в том числе:

тыс. руб.

капитальный ремонт основных средств <3>

тыс. руб.

расходы на услуги производственного характера,выполняемые по договорам с организациями на проведение регламентных работ в рамках технологического процесса <3>

тыс. руб.

валовая прибыль от продажи товаров и услуг по регулируемому виду деятельности

тыс. руб.

чистая прибыль по регулируемому виду деятельности с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации по развитию системы холодного водоснабжения

тыс. руб.

изменение стоимости основных фондов, в том числе за счет ввода (вывода) их из эксплуатации

тыс. руб.

Поднято воды, в т.ч.:

тыс. куб.м

из подземных водоисточников

тыс. куб.м

из поверхностных водоисточников

тыс. куб.м

Получено воды со стороны, в т.ч.:

тыс. куб.м

37,326

технического качества

тыс. куб.м

питьевого качества

тыс. куб.м

37,326

объем воды, пропущенной через очистные сооружения

тыс. куб.м

объем отпущенной потребителям воды, в том числе:

тыс. куб.м

11,193

по приборам учета

тыс. куб.м

11,193

по нормативам потребления

тыс. куб.м

потери воды в сетях (процентов)

%

протяженность водопроводных сетей (в однотрубном исчислении)

км

4,260

количество скважин

ед.

количество подкачивающих насосных станций

ед.

среднесписочная численность основного производственного персонала (человек)

чел.

удельный расход электроэнергии на подачу воды в сеть (учитывать электроэнергию всех насосных и подкачивающих станций)

кВт.ч/куб.м

Расход воды на коммунально-бытовые нужды ОКК:

тыс. куб.м

Расход воды на технологические нужды предприятия

тыс. куб.м

питьевого качества, в т.ч.:

тыс. куб.м

25,269

на очистные сооружения

тыс. куб.м

на промывку сетей

тыс. куб.м

прочие

тыс. куб.м

25,269

показатель использования производственных объектов (по объему перекачки) по отношению к пиковому дню отчетного года

%

Вместе с формой размещается годовой бухгалтерский баланс и приложения к нему <4>.

<1> — все показатели отражаются в части регулируемой деятельности (поставка холодной воды, оказание услуг в сфере холодного водоснабжения — подъем воды, очистка воды, транспортировка воды);

<2> — раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования в части сведений, которые были учтены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) при установлении тарифов и надбавок к тарифам на очередной период регулирования (за исключением строки 6 и годового бухгалтерского баланса);

— раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год;

<3> — одновременно с информацией о расходах на ремонт (капитальный и текущий) основных производственных средств и расходах на услуги производственного характера, выполняемые по договорам с организациями на проведение регламентных работ в рамках технологического процесса, на сайте в сети Интернет публикуется информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20% суммы расходов по каждой из указанных статей расходов. При этом указывается информация о поставке товаров и услуг, стоимость которых превышает 20% суммы поставки товаров и услуг каждой из этих организаций;

<4> — раскрывается регулируемыми организациями, выручка от регулируемой деятельности которых превышает 80% совокупной выручки за отчетный год.

Форма ХВ 3. Информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества за 2012 год <1>

№ п/п

Наименование показателя

Значение

количество аварий на системах холодного водоснабжения (единиц на км)

0,47

количество случаев подачи холодной воды не по графику (менее 24 часов в сутки)

доля потребителей, затронутых ограничениями подачи холодной воды

100 %

общее количество проведенных проб по следующим показателям:

мутность

цветность

хлор остаточный общий, в том числе хлор остаточный связанный и хлор остаточный свободный

общие колиформные бактерии

термотолерантные колиформные бактерии

количество проведенных проб, выявивших несоответствие холодной воды санитарным нормам (предельно допустимой концентрации), по следующим показателям:

мутность

цветность

хлор остаточный связанный и хлор остаточный свободный

общие колиформные бактерии

термотолерантные колиформные бактерии

<1> — раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Форма ХВ4. Информация об инвестиционных программах и отчетах об их реализации<1 — 2>

а) Наименование инвестиционной программы

б) Цель инвестиционной программы <4>

в) Сроки начала и окончания реализации инвестиционной программы <4>

г) Потребности в финансовых средствах, необходимых для реализации инвестиционной программы <4>

Наименование мероприятия <3>

Потребность в финансовых средствах на ______ год, тыс.руб.

Источник финансирования

Всего, в том числе

и т.д.

д) Показатели эффективности реализации инвестиционной программы <*>

Наименование показателей <**>

Значения показателей на предыдущий отчетный период

Значения показателей на текущий отчетный период

Ожидаемые значения после реализации мероприятия

Наименование мероприятия <***>

Срок окупаемости, лет

Перебои в снабжении потребителей (часов на потребителя)

Продолжительность (бесперебойность) поставки товаров и услуг (час/день)

Уровень потерь (%)

Износ систем коммунальной инфраструктуры (%), в том числе:

оборудование водозаборов

оборудование системы
очистки воды

оборудование системы
транспортировки воды

Обеспеченность потребления товаров и услуг приборами учета (%)

Доля потребителей в жилых домах, обеспеченных доступом к коммунальной инфраструктуре (%)

Численность населения, пользующегося услугами данной организации (чел.)

Удельное водопотребление (куб.м/чел.)

Расход электроэнергии на выработку и передачу 1 куб.м воды, кВт.ч/куб.м

Количество аварий на 1 км сетей холодного водоснабжения, ед.

Производительность труда на 1 человека, тыс.руб./чел.

Другие показатели, предусмотренные инвестиционной программой

е) Использование инвестиционных средств за ______ год, тыс. руб.

<1> — в официальных печатных изданиях сведения, указанные в пунктах г — е, публикуются в отношении мероприятий инвестиционной программы, доля расходов на реализацию каждого из которых превышает 5% суммы финансирования инвестиционной программы за отчетный период;

<2> — раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год;

<3> — заполняется организацией в соответствии с инвестиционной программой;

<4> — раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования в части показателей, которые были учтены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) при установлении тарифов и надбавок к тарифам на очередной период регулирования;

<*> — перечень показателей приведен с учетом приложения № 1 к Методике проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 14.04.2008 года №48; БикЮ

<**> — данный перечень показателей не является исчерпывающим и может быть дополнен показателями, определенными в инвестиционной программе организации коммунального комплекса;

<***> — показатели заполняются в разбивке по мероприятиям, наименование мероприятий и их перечень вводится организацией в соответствии с инвестиционной программой.

№ п/п

Наименование показателя

Значение

количество поданных заявок на подключение к системе холодного водоснабжения

количество зарегистрированных заявок на подключение к
системе холодного водоснабжения

количество исполненных заявок на подключение к cистеме холодного водоснабжения

количество заявок на подключение к системе холодного водоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении

резерв мощности системы холодного водоснабжения (тыс. куб.м/сутки) <2>

<1> — раскрывается регулируемой организацией ежеквартально;

<2> — при наличии у регулируемой организации раздельных систем горячего водоснабжения информация о резерве мощности таких систем публикуется в отношении каждой системы горячего водоснабжения.

Форма ХВ6. Условия публичных договоров поставок товаров, оказания услуг в сфере холодного водоснабжения, в том числе договоров на подключение к системе холодного водоснабжения (ссылка на источник публикации) <1>

Условия публичного договора

<1> — раскрывается не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.

Форма ХВ7. Информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе холодного водоснабжения <1>

Наименование службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение к системе холодного водоснабжения

Служба строительства и эксплуатации (участок эксплуатации и ремонта)

Телефон

Адрес

644103. ул. Транссибирская, 18

Сайт

1. Форма заявки на подключение к системе холодного водоснабжения.

2. Перечень и формы документов, представляемых одновременно с заявкой на подключение к системе холодного водоснабжения.

3. Описание (со ссылкой на нормативные правовые акты) порядка действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение к системе холодного водоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении

Перечисленные сведения предоставляются организацией в качестве приложений к Форме ХВ7 настоящего документа или указывается ссылка на их публикацию в сети Интернет

<1> — раскрывается не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.

РЕШЕНИЕ

Дело №42

Резолютивная часть решения оглашена 11.08.2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 20.08.2015 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Гритчин И. Н. –начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Козко И. С. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №42 возбужденное в отношении АО «Монокристалл» (пр-т Кулакова, 4/1, г. Ставрополь, 355035) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение от войсковой части 5559 г. Ставрополь по вопросу взимания оплаты АО «Монокристалл» за транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод.

Управлением было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства №30. Решением Комиссии по рассмотрению дела №30 АО «Монокристалл» было признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка ценообразования, выразившегося в применении не утвержденного тарифа на услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод в/ч 5559.

В ходе рассмотрения дела №30 Комиссией было установлено, что плата за услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод, по не утвержденным тарифам применяется не только к в/ч 5559, но и ряду других потребителяей (ООО «Газст», ООО «Первая эксплуатационная компания», ИП <……>), что требует дополнительного расследования.

Определением от 11.06.2015 по делу №30 дело в отношении АО «Монокристалл» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» в части иных потребителей за услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод АО «Монокристалл», было выделено в отдельное производство и ему присвоен номер №42.

К участию в рассмотрении дела №42 в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «Газст», ООО «Первая эксплуатационная компания», ИП <……> и МУП «Водоканал» г. Ставрополь.

При рассмотрении дела представитель АО «Монокристалл» пояснил следующее:

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ №135, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе перечисленные в ст. 10 действия/бездействия.

Согласно указанной норме, для квалификации действий АО «Монокристалл» по ст. 10 ФЗ №135 — ФЗ необходимо установить следующие признаки:

АО «Монокристалл» на соответствующем товарном рынке занимает доминирующее положение. Понятие доминирующего положения раскрыто в ст. 5 ФЗ №135.

Деятельность АО «Монокристалл» не содержит условий перечисленных в ст. 5 ФЗ №135 для признания его хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, т.к. АО «Монокристалл» не осуществляет деятельности по водоснабжению и водоотведению, не производит товаров/услуг на рынке водоснабжения и водоотведения, в результате чего, не имеет доли на соответствующем рынке.

Не имея доли на рынке, АО «Монокристалл» не может оказывать влияние на порядок формирования условий по водоснабжению и водоотведению, определять уровень цен на данном рынке, устранять или препятствовать доступу другим хозяйственным субъектам, навязывать условия заключения договоров по водоснабжению и водоотведению.

Результатом деятельности АО «Монокристалл» являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Деятельность АО «Монокристалл» не содержит признаков доминирующего положения на рынке товаров и услуг по водоснабжению и водоотведению, перечисленных в ст. 5 ФЗ №135.

Действия АО «Монокристалл» по заключению договоров с ООО «Газет», ООО «ПЭК» и ИП <……> (далее — абоненты) не могут ущемлять их интересов, т.к. у перечисленных лиц имеется возможность альтернативного технологического присоединения к сетям, гарантирующей организации МУП «Водоканал», а также к сетям иных организаций, имеющих возможность опосредованного подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

По факту взимания платы по договорам с ООО «Газет», ООО «ПЭК» и ИП <……>, АО «Монокристалл» поясняет следующее:

В соответствии с п. 3 ст. 11 ФЗ №416, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих сетей от абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ №416, по договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества. Согласно указанному понятию договора о транспортировке воды, одной из сторон договора должна являться гарантирующая организация, причем именно на ней лежит обязанность оплатить услуги по транспортировке, эксплуатации и содержанию водопроводных сетей транзитной организации.

Договоры, заключенные с ООО «Газет», ООО «ПЭК» и ИП <……> не являются по смыслу ст. 16-17 ФЗ №416 договором на транспортировку воды, данные договоры заключены в соответствии с требованиями Гражданского законодательства РФ путем добровольного волеизъявления и согласования существенных условий сделки.

Текст договоров с абонентами, содержит некоторые некорректные формулировки (транспортировка, поставка воды), однако, учитывая термины и определения, изложенные в ФЗ №416, фактически АО «Монокристалл» не осуществляет деятельность по транспортировке и поставке воды, водоотведению и водоснабжению, правовая природа договоров сводится к оказанию посреднических услуг, т.е. АО «Монокристалл» само выступая абонентом МУП «Водоканал», осуществляет транзит воды между МУП «Водоканал» и ООО «Газст», ООО «ПЭК» и ИП <……>, производит оплату услуг по водоотведению и водоснабжению Водоканалу, с учетом потребления абонентов. Стоимость фактически потребленного ресурса (воды) входит в тариф, установленный договорами между АО «Монокристалл» и абонентами.

В соответствии со ст. 5 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для регулируемых организаций — тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.

В связи с тем, что АО «Монокристалл» не имеет статуса гарантирующей организаций, не осуществляет регулируемых видов деятельности, предусмотренных ст. 31 ФЗ №416-ФЗ, стоимость услуг по транзиту питьевой воды (тариф) по договорам с абонентами установлена по согласованию сторон в соответствии с требования ГК.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения АО «Монокристалл» проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные представленные: хозяйствующим субъектом; данные ранее проведенных управлением Федеральной антимонопольной службы исследований состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению; классификаторов и иных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2014 год.

Услуги водоснабжения и водоотведения предоставляют специализированные организации, имеющие необходимое оборудование и сеть трубопроводов. Так как услуги водоснабжения и водоотведения предоставляются одними и теми же организациями, анализ проводится по этим услугам одновременно.

Рассматриваемая деятельность не может быть заменена другими видами деятельности. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности естественных монополий. Конкуренция в данной сфере отсутствует в силу технологических особенностей производства. Такая естественная монополия называется местной (локальной).

Продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).

Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения хозяйствующего субъекта является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов).

АО «Монокристалл» осуществляет свою деятельность по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности своих сетей водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться географические границы балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения АО «Монокристалл».

АО «Монокристалл» осуществляет свою деятельность по транспортировке питьевой воды и сточных вод в сфере деятельности естественной монополии. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в границах балансовой принадлежности своих сетей водоснабжения и водоотведения, АО «Монокристалл» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод.

Материалами дела №42 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

22.09.2014 года между МУП «Водоканал» и АО «Монокристалл» (далее-абонент) заключён единый договор №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения, согласно условиям которого, МУП «Водоканал» обязалось подавать абоненту через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и техническую воду для объекта: производственные здания по пр. Кулакова, 4/1, а также осуществлять приём сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения (п.1; Приложение №3; Приложение №4 к договору №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения).

Согласно п.69 договора №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения договор вступил в силу 14.05.2014 г.

Актом №1 о разграничении балансовой принадлежности определена граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям сторон договора:

по подаче питьевой воды: водопроводный колодец ВК-1 на подключении к городским сетям Д=300 мм по пр. Кулакова, 4/1 в районе кафе «Родничок»;

по приёму сточных вод: канализационный колодец КК-5 на подключении к централизованным сетям канализации Д=400 мм по пр. Кулакова, 4/1, ул. 1-я Промышленная (Приложение №1 к договору №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения).

Актом №2 о разграничении эксплуатационной ответственности определена граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям сторон договора по подаче питьевой воды: водопроводный колодец ВК-1 на подключении к городским сетям Д=300 мм по пр. Кулакова, 4/1 в районе кафе «Родничок»;

по приёму сточных вод: канализационный колодец КК-5 на подключении к централизованным сетям канализации Д=400 мм по пр. Кулакова, 4/1, ул. 1-я Промышленная (Приложение №2 к договору №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения).

Транспортировка питьевой воды и транспортировка сточных вод Абонентам ИП <……>, ООО «ПЭК», ООО «Газст» осуществляется по системе водоснабжения и водоотведения, принадлежащей АО «Монокристалл».

Довод АО «Монокристалл» о том, что у ИП <……>, ООО «ПЭК», ООО «Газст» имеется альтернативная возможность технологического присоединения к сетям МУП «Водоканал» отклоняется Комиссией в виду следующего.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность конечных потребителей присоединяться непосредственно к сетям водоснабжающей организации, если у них уже есть технологическое присоединение к сетям водоснабжения третьей организации, которая владеет данными сетями на законном основании. Таким образом, АО «Монокристалл» не вправе требовать от своих Абонентам осуществить переподключение к другим сетям.

Кроме того, переподключение к другим сетям ИП <……>, ООО «ПЭК», ООО «Газст» повлечет за собой значительные затраты для данных Абонентов (разработка проекта на подключение, прокладка труб, плата за подключение, установка новых приборов учета), что в дальнейшем может сказаться на осуществлении их предпринимательской деятельности.

17.04.2014 года между ЗАО «Монокристалл» и ИП <……> был заключен договор №005-В на оказание услуг по подаче питьевой воды.

Приложением 2 к договорам согласован акт о балансовой принадлежности сторон. Водоснабжение и водоотведение.

Границей эксплуатационной ответственности системы водоснабжения считать точку врезки в магистральный водовод в проходном канале АО «Монокристалл».

Коммерческий учет питьевой воды осуществлять по счетчику питьевой воды, который находится в тепловом узле первого этажа Северного торгового центра.

01.01.2013 года между ЗАО «Монокристалл» и ООО «Первая эксплуатационная компания» был заключен договор №003-А на оказание услуг по подаче питьевой воды.

Приложением 2 к договорам согласован акт о балансовой принадлежности сторон. Водоснабжение и водоотведение.

Границей эксплуатационной ответственности системы водоснабжения считать точку врезки в магистральный водовод в проходном канале АО «Монокристалл».

Границей эксплуатационной ответственности системы водоснабжения считать точки врезки во внутренние и внешние сети канализации АО «Монокристалл».

Коммерческий учет питьевой воды осуществлять по счетчику питьевой воды, который установлен в подсобном помещении второго этажа.

24.12.2014 года между ЗАО «Монокристалл» и ООО «Газст» был заключен договор №001-В на оказание услуг по подаче питьевой воды.

Приложением 2 к договорам согласован акт о балансовой принадлежности сторон. Водоснабжение и водоотведение.

Границей эксплуатационной ответственности системы водоснабжения считать точку врезки в магистральный водовод в колодце на территории АО «Монокристалл».

Коммерческий учет питьевой воды осуществлять по счетчику питьевой воды, который находится в колодце за резервуаром хозпитьевой воды на территории Поставщика.

Транспортировка питьевой воды и транспортировка сточных вод всем данным Абонентам осуществляется по системе водоснабжения и водоотведения, принадлежащей АО «Монокристалл».

Предметом всех трех договоров является обеспечение согласованных объемов услуг по обеспечению питьевой водой. В объем услуг входит эксплуатация всего комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования водоснабжения и водоотведения до границы эксплуатационной ответственности сторон, которая оформляется двухсторонним актом и является неотъемлемой частью настоящих договоров. Потребитель заявляет и оплачивает по согласованной цене за транспортировку воды, а поставщик принимает на себя предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению.

Таким образом, хозпитьевая воды поступает на объекты трех Абонентов через сети АО «Монокристалл», то есть транспортируется по его сетям, за что АО «Монокристалл» взимает денежные средства в соответствии с Приложением 3 «Протокол согласования цены на компенсацию затрат за подачу хозпитьевой воды абонентов»

-для ИП <……> с января 2014 года в размере 27,21 рублей, в 2015 году — 27,21 рублей.

-для ООО «ПЭК» с января 2013 в размере 26,21 рублей; с января 2014 года в размере 27,21 рублей, в 2015 году — 27,21 рублей.

-для ООО «Газст» с января 2014 года в размере 27,21 рублей, в 2015 году — 27,21 рублей.

Цена договора для ИП <……> составила в 2014 году 22 700,48 рублей, в 2015 году 19 232, 57 рублей.

Цена договора для ООО «ПЭК» составила в 2012 году 14 288,64 рублей, в 2013 году 15 680,41 рублей, в 2014 году 16 503,41 рубля, в 2015 году 7 095,82 рублей.

Цена договора для ООО «Газст» составила в 2012 году 14 721,63 рубль, в 2013 году 15 865,96 рублей, в 2014 году 12 939,43 рублей.

По указанным договорам производились взаиморасчеты, что подтверждается выставленными счет — фактурам за 2012,2013,2014, 2015 года, а так же подписанными актами сверки взаимных расчетов за период 2012,2013,2014 годов между АО «Монокристалл» и ООО «ПЭК», АО «Монокристалл» и ИП <……>, АО «Монокристалл» и ООО «Газст».

Комиссией по рассмотрению дела №42 была изучена калькуляция на компенсацию затрат на подачу хозпитьевой воды для Абонентов. В ходе анализа калькуляции было установлено, что по сути АО «Монокристалл» включает в данный тариф затраты, связанные с эксплуатацией и обслуживанием сетей АО «Монокристалл».

Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку воды и сточных вод.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность взимания платы за транспортировку воды и сточных вод, но только после установления тарифа на соответствующие услуги в органе исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на товары (услуги).

В соответствии с письмом Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 01-06/12111 от 29.07.2015 года на запрос Ставропольского УФАС России о правомерности взимания АО «Монокристалл» платы за услуги по транзиту питьевой воды и водоотведению. РТК СК представлены следующие разъяснения.

АО «Монокристалл» в РТК СК с заявлением об установлении тарифов на услуги по транзиту питьевой воды и водоотведению не обращалось.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2013 года №416 «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. №406 «о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746/э.

В соответствии с Основами ценообразования систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:

а) в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Состав затрат, которые учитываются в регулируемых тарифах определен в Основах ценообразования и Методических указания.

Оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод, в соответствии с законодательством, должна осуществляться по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, гарантирующей организацией.

С учетом вышеизложенного, взимание АО «Монокристалл» платы за услуги по транспортировке питьевой воды и сточных вод с ИП <……>, ООО «ПЭК» и ООО «Газст» не правомерно.

Статьей 5 Федерального закона от 07.12.2013 года №416 «О водоснабжении и водоотведении» определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 определено, что в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов: в сфере холодного водоснабжения: тариф на транспортировку воды.

Следовательно, деятельность, связанная с транспортировкой питьевой воды и сточных вод подлежит государственному регулированию, и взимание платы возможно только при наличии установленного тарифа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Ставропольского края таким органом является Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Тариф на транспортировку для АО «Монокристалл» не устанавливался.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

АО «Монокристалл» допустило злоупотребление доминирующим положением, выразившееся во взимании оплаты за услуги по транспортировке питьевой воды и сточных вод, без установления уполномоченным органом исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения, что прямо запрещено законодательством и нарушает права и законные интересы ИП <……>, ООО «Первая эксплуатационная компания», ООО «Газст», тем самым нарушило требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что АО «Монокристалл» в рамках заключенного договоров на оказание услуг по подаче питьевой воды и водоотведению, получило денежные средства:

за 2014, 2015 года от ИП <……> в размере 22 700,48 рублей, 19 232,57 рублей соответственно на общую сумму за 2014 и 2015 года равной 41 933,05 рубля. Сумма полученного дохода определена, согласно информации о поступлении денежных средств от ИП <……> по договору №005-В на оказание услуг по подаче питьевой воды за 2014-2015 гг., представленной АО «Монокристалл».

за 2012, 2013, 2014, 2015 года от ООО «ПЭК» в размере 14 288,64 рублей, 15 680,41 рублей, 16 503,41 рубля, 7 095, 82 рублей соответственно на общую сумму за 2012, 2013, 2014, 2015 года равной 53 568,28 рубля. Сумма полученного дохода определена, согласно информации о поступлении денежных средств от ООО «Первая эксплуатационная компания» по договору №003-А на оказание услуг по подаче питьевой воды за 2012-2015 гг., представленной АО «Монокристалл».

за 2012, 2013, 2014, 2015 года от ООО «Газст» в размере 14 721,63 рубля, 15 865,96 рублей, 12 939,43 рублей, 4 816,09 рублей соответственно на общую сумму за 2012, 2013, 2014, 2015 года равной 48 343,11 рубля. Сумма полученного дохода определена, согласно информации о поступлении денежных средств от ООО «Газст» по договору №005-В на оказание услуг по подаче питьевой воды за 2012-2015 гг., представленной АО «Монокристалл».

В результате АО «Монокристалл» получило за 2012, 2013, 2014, 2015 годы от предприятий ИП <……>, ООО «Первая эксплуатационная компания», ООО «Газст» доход в сумме 143 844, 44 рубля.

Данный доход АО «Монокристалл» получило в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с подпунктом к) пункта 2) части 1 статьи 23 антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Федеральном законе от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. А также на основании пункта 3 статьи 51 Закона о конкуренции – лица, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать АО «Монокристалл» нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка ценообразования, выразившегося в применении не утвержденного тарифа на услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод ИП <……>, ООО «Первая эксплуатационная компания», ООО «Газст».

Выдать АО «Монокристалл» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем не предъявления ИП <……>, ООО «Первая эксплуатационная компания», ООО «Газст» к оплате услуг по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод, не утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ в области ценообразования.

АО «Монокристалл» перечислить в федеральный бюджет доход, незаконно полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства от взимания платы за услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод в размере 143 844, 44 рубля.

Сумма незаконно полученного дохода, за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам: «Получатель» УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, ГРЦ Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140 «назначение платежа Решение №42 от 20.08.2015 года».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *