Новые правила перевозки пассажиров автобусами с 2018

  • автор:

Правила перевозки пассажиров в 2018 году

Ежегодно увеличивается поток пассажиров, путешествующих наземным транспортом. Большинство выбирает автобусы благодаря невысокой стоимости билетов и большому выбору маршрутов.

Распространённая практика в организации экскурсий или корпоративных поездок – арендовать автобусы на 30 мест и более. Какие требования предъявляются к перевозчикам и что нужно знать владельцам транспортных средств?

Правила перевозки пассажиров в 2018 году

Ежегодно увеличивается поток пассажиров, путешествующих наземным транспортом. Большинство выбирает автобусы благодаря невысокой стоимости билетов и большому выбору маршрутов.
Распространённая практика в организации экскурсий или корпоративных поездок – арендовать автобусы на 30 мест и более. Какие требования предъявляются к перевозчикам и что нужно знать владельцам транспортных средств?

Основные условия автоперевозок отображены в законе «О безопасности дорожного движения». В документ регулярно вносятся дополнения, призванные повысить уровень безопасности водителей и пассажиров.

Организация перевозки пассажиров автобусами

Первое условие – соблюдение технических норм, гарантирующих безопасность во время поездки. К пассажирским автобусам предъявляются следующие требования:

  1. Транспортное средство должно пройти предварительный технический осмотр.
  2. Водитель должен иметь при себе пакет документов, подтверждающих исправность автобуса – свидетельство о регистрации с присвоенными госномерами, диагностическую карту техосмотра, техпаспорт, путевые листы. На транспортное средство должен быть оформлен страховой полис;
  3. В автобусе должны находиться аптечки первой помощи и два огнетушителя — один – возле водителя, второй – в пассажирском салоне.
  4. Автобус должен быть укомплектован противооткатными упорами и устройствами для быстрого открывания аварийного выхода. Все механизмы для открывания дверей и окон должны находиться в рабочем состоянии.
  5. В междугородних автобусах должны находиться отсеки для перевозки крупного багажа.
  6. Снаружи на транспортном средстве размещаются инфотаблички, оповещающие о том, по какому маршруту или рейсу оно следует.
  7. В салоне вывешивается документ «Правила перевозки» и устанавливается устройство для считывания информации с карточек (при безналичной оплате проезда).
  8. Рабочее место водителя должно быть оснащено видеорегистратором и навигатором.
  9. Согласно новым требованиям на автобусах международных и междугородних маршрутов устанавливается тахограф, чтобы наблюдать за соблюдением водителем норм труда и отдыха.
  10. Перевозки пассажиров в ночное время предполагают меньшую скорость, чем днём.
  11. Общее количество выходов из автобуса составляет не менее четырёх. Также в транспортном средстве должны функционировать аварийные люки. Указатели запасных выходов размещаются на видном месте, чтобы каждый мог их увидеть.
  12. Обязательное условие для перевозок в зимний период – отопление в салоне.

Требования, предъявляемые к водителям автобусов:

  • наличие категории D в водительском удостоверении;
  • прохождение предрейсового медосмотра и наличие соответствующей справки;
  • стаж не менее 2 лет в вождении транспортного средства категории B;
  • знание маршрута, по которому осуществляется перевозка пассажиров.

Пассажир должен:

  • соблюдать чистоту, воздержаться от употребления спиртного и курения в салоне;
  • вежливо относиться к другим пассажирам и водителю;
  • не высовываться в открытое окно;
  • размещать собственный багаж в салоне таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.

Правила перевозки пассажиров и организованных групп

У руководителя пассажирской группы должен быть список всех участников поездки. Среди других требуемых документов к перевозке организованных групп – путевой лист, трудовой договор с водителем и полис страхования пассажиров.

Специальные требования действуют для транспортных средств, которые отвозят сотрудников предприятий к месту работы. Зачастую их маршруты проложены через неотремонтированные дороги, и поэтому уровень безопасности и комфорта пассажиров должен быть повышен.
Такие транспортные средства должны располагать просторными багажными отделениями для перевозки оборудования и личных вещей.

Перевозка групп детей

Законом предусмотрено, что перевозка детей осуществляется специально оборудованными автобусами, со времени выпуска которых прошло не более 10 лет. На транспортном средстве размещаются соответствующие надписи и предупреждающий знак «Дети».

Если перевозка детей во время экскурсий или поездок в лагеря отдыха осуществляется автобусами в количестве более трёх, необходимо получить соответствующее разрешение и согласовать маршрут с Госавтоинспекцией.
Во время поездки колонну сопровождают машины ГИБДД, а в транспортном средстве, замыкающем её движение, находится лицо, ответственное за перевозку детей.
Руководитель группы обязан предварительно провести с детьми инструктаж по правилам поведения в автобусе и проинформировать об остановках по пути следования.
Полный список документов для организации перевозки пассажиров предоставляется в подразделении ГИБДД по месту жительства.

Важно! Для перевозки организованных групп с сопровождением машин ГИБДД нужно за 10 дней до даты поездки подать в соответствующие органы заявление.

Безопасность в пути зависит в первую очередь от профессионализма водителя и людей, отвечающих за готовность транспортного средства.
Фирма «Столичный Автобус» обеспечит необходимые условия для безопасных и комфортных поездок. С нами любое путешествие будет лёгким и приятным!

Правила автомобильных перевозок пассажиров: изменения с 12.10.2018

Утверждена новая редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров, которая вступит в силу 12.10.2018. Нормы приведены в соответствие с прочими нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу, в том числе с Законом об автомобильном транспорте.

Введен ряд новых терминов и понятий. К примеру, прописано, что автомобильные перевозки пассажиров в экспрессном регулярном сообщении — это перевозки, при которых предусматривается посадка-высадка пассажиров на значительно меньшем числе остановочных пунктов маршрута по сравнению с автомобильной перевозкой по этому же маршруту в обычном регулярном сообщении, в том числе автомобильные перевозки пассажиров без промежуточных остановочных пунктов маршрута <*>.

Определены требования к автомобилям-такси, в частности <*>:

— к внешнему оформлению (видам и размерам опознавательных фонарей, размерам отличительных знаков обслуживания и т.д.);

— к КСА, совмещенному с таксометром, и СКНО;

— к информационной табличке.

Установлены требования к проездным документам <*>. Они могут быть выполнены:

— на бумажной, пластиковой основе или ином материальном носителе;

— в виде электронной записи в информационной системе продажи билетов.

Проездные документы на материальном носителе, изготовленные типографским способом, являются документами с определенной степенью защиты и подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты.

Детально регламентирован паспорт маршрута <*>. Он должен будет содержать:

— информацию об общей характеристике маршрута;

— сведения о дорожных условиях и расстоянии между остановочными пунктами маршрута;

— схему маршрута.

Для составления паспорта будут необходимы замеры (расчеты) расстояний между остановочными пунктами маршрута. На схеме маршрута нужно будет указывать наименования населенных пунктов, наименования улиц населенных пунктов и номера автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, наименования основных прилегающих и пересекаемых улиц населенных пунктов, номера основных прилегающих и пересекаемых автомобильных дорог, а также мосты, путепроводы, эстакады, железнодорожные переезды и иные инженерные сооружения.

Определено, какой пассажир будет считаться безбилетным <*>. Это пассажир, не предьявляющий проездной документ или документ, подтверждающий право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте, работнику контрольно-ревизорской службы для проверки, а также проезжающий:

— без проездного документа (за исключением случаев, когда в соответствии с Правилами автомобильных перевозок пассажиров не требуется оформление проездного документа);

— с проездным документом, не соответствующим выполняемой перевозке пассажира;

— с электронным билетом на определенное количество поездок без отметки в валидаторе;

— с билетом на одну поездку без отметки компостера;

— без документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте (при проезде граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте).

Справочно
В соответствии с действующими нормами безбилетным является пассажир, у которого отсутствует билет (документ, подтверждающий право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте (при наличии льготного билета)) <*>.

Претерпела изменения глава, регулирующая порядок проведения междугородних автомобильных перевозок в регулярном сообщении. В частности, указывается, что при отсутствии технической возможности номер места для сидения может не указываться <*>.

Изменения коснутся бронирования мест для проезда при междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении. Оно сможет производиться:

— на пассажирском терминале;

— по телефону с возможностью установления обратной телефонной связи или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (при наличии технической возможности).

Отметим, что в настоящее время бронирование может происходить при помощи телеграммы с уведомлением, а также по телефону с возможностью установления обратной телефонной связи или по сети Интернет. Устанавливается ограничение по количеству билетов, которые можно забронировать, — не более пяти на одного пассажира (сейчас такого ограничения нет) <*>.

Правилами автомобильных перевозок пассажиров (в ред. от 31.08.2018) определяется статус городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров к торговым центрам, осуществляемых по заказу администраций торговых центров. Прописано, что такие перевозки будут относиться к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении и их следует согласовывать с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня по месту нахождения торгового центра <*>.

С 12.10.2018 пассажиры будут наделены правом бесплатно провозить <*>:

— одно место маломерной ручной клади;

— длинномерные предметы размером до 151 см;

— инвалидную коляску, трости, костыли, ходунки и другие средства социальной реабилитации для личного пользования инвалидов, музыкальный инструмент в футляре, лыжи, клюшки, удочки, ружье в чехле, мелкий садовый инвентарь, велосипед в разобранном и упакованном виде, размеры которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте не превышают 200 см;

— детский велосипед, санки и коляску.

Справочно
В настоящее время бесплатно можно провозить одно место маломерной ручной клади и такие личные вещи, как носимая одежда, зонт, телефон мобильной связи, фотоаппарат, портативная видеокамера, трость, а также одну сумку, папку или мешок для предметов личного обихода и документов размерами до 40 x 20 x 10 см или суммой трех измерений не более 70 см и массой не более 5 кг <*>.

Помимо этого, будет разрешено провозить за плату в регулярном сообщении с согласия автомобильного перевозчика велосипед в неразобранном виде на специально оборудованных для этого местах <*>.

Претерпит изменения порядок оформления и предъявления претензий и исков. Так, сократится срок, предоставляемый автомобильному перевозчику на рассмотрение претензии и сообщение заявителю о результатах. Он будет составлять 15 дней со дня предъявления претензии (сейчас — 30) <*>.

В Правила автомобильных перевозок пассажиров (в ред. от 31.08.2018) включен ряд положений, регулирующих создание и деятельность контрольно-ревизорской службы на автомобильном транспорте. Отмечается, что заказчик или оператор автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении может уполномочить на ее создание госорганизацию автомобильного транспорта.

112-е Постановление Правительства РФ

Регламентирует отношения перевозчика и пассажира принятое в 2009 году Постановление Правительства РФ № 112 «Об утверждении правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», изменяемое и дополняемое пять раз.

Организация регулярных грузоперевозок попадает под контроль Закона 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

Мск +7 (499) 938 5119

Спб +7 (812) 467 3091

Фед +8 (800) 350 8363

Многие положения в отношениях дорожного движения можно определить в Федеральном законе 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральном законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Но прежде всего перевозка – это оказываемая услуга пассажиру. Значит, нужно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

Права и обязанности людей в общественном транспорте

В число прав пассажира входит всего лишь 6 пунктов:

  1. Вовремя и безопасно быть довезенным до пункта назначения.
  2. Бесплатно провезти с собой ребенка в возрасте младше 7 лет.
  3. Получить полную информацию по маршруту передвижения и на каких условиях это осуществляется.
  4. При аварии и получении вреда в дороге пассажир имеет право на его возмещение.
  5. Бесплатный провоз багажа на одно место, в соответствии с требованиями к нему.
  6. Писать претензии и защищать свои права в суде.

Обязанностей гораздо больше. Пассажир должен приобрести, предъявить по требованию и сохранить до места назначения проездной билет (или документ, подтверждающий льготный проезд) на себя и багаж сверх установленной нормы.

Люди обязаны выйти, достигнув адреса своего прибытия, в противном случае возвращение к месту назначения после конечной остановки необходимо оплатить вновь как за следующий рейс. В салоне люди не должны сорить и портить чужое имущество. Во время поездки люди должны продвигаться по салону, не перекрывая вход и выход другим и не мешая дверям закрываться.

В целях своей безопасности люди обязаны держаться за поручни, а найденные вещи, оставленные кем-то другим, необходимо сдать водителю или кондуктору.

Регламент для людей и багажа в автомобильном транспорте

В городском общественном транспорте

Осуществлять деятельность по перевозке людей (код ОКВЭД — 60.21) может физическое или юридическое лицо, получившее специальное разрешение на этот вид деятельности.

Правила в городском общественном транспорте также расписывают права и обязанности всех людей, находящихся в транспортном средстве:

  • водителя;
  • пассажира;
  • кондуктора.

Движение может осуществляться по маршруту, согласованному с уполномоченными на это органами (регулярно или по необходимости в целях разгрузки направления), и вне схемы. Ограничения во втором случае могут налагаться лишь дорожной разметкой, знаками и светофорами.

Высадка и посадка

Эти действия прописаны в пп. 11-18 Правил перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте.

Каждый стояночный пункт должен оснащаться остановкой, кроме мест по требованию. Просить остановить автобус можно только заранее. В таких местах обязательно наличие надписи «По требованию».

Об остановках пассажиры предупреждаются заранее, несмотря на обязательное их оснащение указателями (наименованием места). На остановках должна быть размещена информация обо всех маршрутах, куда она включена, и их конечных пунктах.

Кузов грузового автомобиля

Регламент прописан в Правилах дорожного движения и в Основных положениях ПДД.

Так, перевозить людей в кузове может водитель с кат. C, но не более 8 человек, с кат. D – от 16 чел. При этом стаж у водителя не может быть меньше 3 лет (ПДД п. 22.1).

Кузов должен быть специально оборудован зафиксированными сиденьями на установленной нормами высоте. Также иметь борта с дополнительной фиксацией и натянутый тент с освещением под ним. Должна быть система связи с водителем, а на заднем борту – лестница, чтобы упростить размещение пассажиров.

Важно! Перевозка детей строго запрещена.

Без специального оснащения в кузове могут находиться лишь люди, сопровождающие груз или получающие его.

Легковое такси

Перевозка в легковом такси осуществляется при наличии разрешения на данный вид деятельности, а именно договора фрахтования. Маршрут определяет заказчик, если согласования по нему не было, то водитель обязан построить самый короткий путь.

Оплата проезда осуществляется пассажиром таксисту в соответствии с установленными тарифами, на основании показаний таксометра.

В поездке может быть отказано, если на перевозку в данный момент уже есть другой заказ. Если поездка не может быть до конца пути следования, то не пройденный остаток дороги не должен оплачиваться.

Багаж принимается в количестве по договоренности между водителем и пассажиром. Но шофер может отказать в приеме габаритных вещей, если они не отвечают общим требованиям багажа.

Маршрутное такси

Регламентируется Постановлением Правительства РФ № 112 от 14. 02.2009 г. и Федеральным законом 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Вместительность у маршрутки – как у индивидуального транспорта (по количеству сидячих мест и грузовместимости), но движение организуется по принципу массового перевоза людей (с согласованием маршрута, придерживаясь всех городских остановок на пути).

На осуществление перевоза людей с багажом получается лицензия. Маршрут согласовывается с администрацией города. Право на проезд дает оплаченный билет. Ребенок до 7 лет может проехать бесплатно при условии незанятия им свободного места. Пассажир обладает абсолютно теми же правами и обязанностями на проезд и провоз багажа, будь он в городском транспорте.

Обязательные требования

К автобусу городского маршрута

Автобусом принято считать закрытое транспортное средство, имеющее двигатель и оборудованное сиденьями на 8 и более человек (место водителя при этом не учитывается).

По норме закона РФ «О безопасности дорожного движения» любые автотранспортные средства, вне зависимости от страны производителя, должны иметь сертификат соответствия от уполномоченного министерства, органа.

Автобус городского маршрута, осуществляющий регулярные рейсы, в соответствии с п. 29 Правил перевозки должен быть оборудован указателями номера маршрута, табличками «Вход» (п. 35). Обязательное требование к перевозчику – указать свое полное наименование на лобовом стекле и на борту у входа.

В салоне автобуса в прямом доступе должна быть размещена информация об организации и шофере, об органе, их контролирующем, указываться стоимость билета. Если тикеты продаются с привязкой к месту, то сиденья должны быть пронумерованы.

Также необходимо разместить все указатели, позволяющие быстро сориентироваться на случай аварии. Где кнопка связи с водителем, пожарный огнетушитель, запасной выход и пр. (п. 37).

К водителям

Надежность шофера, которую обязаны предоставить физические и юридические лица, осуществляющие поездку в соответствии с «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, должна вытекать из предъявленных к нему требований:

  • подтвержденная документально квалификация и водительский стаж (не менее 3 лет);
  • прохождение стажировки и аттестационных занятий, повышающих мастерство;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителя или кандидата в шоферы;
  • прохождение водителем обязательных предрейсовых осмотров (и после рейса);
  • соблюдение установленных норм по занятости и отдыху.

К людям и багажу

За сохранность ручной клади отвечает пассажир. Бесплатно можно провести одно место, общий объем которого не превышает 120 кв. см, с парой зачехленных лыж, коляской или детскими санками (статья 22 Федерального закона 259-ФЗ).

Багаж должен быть упакован, бьющиеся предметы обрешечены или находиться в жесткой таре. Багаж не должен источать неприятный запах, содержать опасные вещества, способные загрязнить как транспортное средство, так и окружающих людей.

Можно перевозить животных и птиц, если клетки имеют глухое дно, а размеры укладываются в установленные нормы багажа.

Риск от порчи продуктов питания остается за пассажиром, желающим сдать их в багаж.

Допускается перевоз за плату двух багажных мест общим объемом по 80 кв. см каждое. На принятые к перевозке вещи должна выписываться квитанция.

Документы

При остановке автобуса у водителя по первому требованию должны быть:

  • копия лицензии на организацию перевозок пассажиров и багажа на имя работодателя – она размещается в салоне автобуса;
  • у водителя лично – удостоверение с наличием категории D;
  • страховой полис ОСАГО, не имеющий ограничений по сроку;
  • распечатанный путевой лист на заявленный маршрут;
  • временный медосмотр, предрейсовый и тот, что водитель прошел при трудоустройстве (и далее – каждый год);
  • непросроченный техосмотр автобуса;
  • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
  • технический паспорт транспортного средства.

При отсутствии любого из указанных документов может наступить административная ответственность с назначением наказания в виде штрафа.

Особенности перевозок автобусом

Прежде всего, безопасность. Поэтому водитель и должен быть стрессоустойчив, внимателен, иметь высокую степень профессионализма и мастерства.

Количество мест должно соответствовать предполагаемому числу перевозимых людей с учетом обустроенных стоячих мест.

Автобус должен быть оснащен:

  • пожарным оборудованием;
  • медицинскими препаратами для оказания первой помощи в аварийной ситуации;
  • треугольником знака остановки на случай аварии;
  • обеспечивающими безопасность ремнями;
  • противоскользящим покрытием пола.

По городу

Автобус, осуществляющий деятельность в черте города, должен обязательно:

  • следовать по оформленному расписанию, согласованному с администрацией города;
  • соблюдать остановки, персонал должен озвучивать их;
  • в них допускается стоячее положение пассажиров, если внутреннее устройство позволяет проехать стоя в должной мере безопасно (автобус оснащен поручнями, держателями);
  • отклонений от маршрута по городу быть не может.

Пригородным

Автобус, осуществляющий пассажирскую перевозку в пригородные районы, должен обязательно:

  • следовать по расписанию, согласованному с администрацией города;
  • стоячее положение в них также допускается на тех же условиях, что и в автобусах с городскими маршрутами.

Заказным и регулярным

Перевозка осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ст. 29 Федерального закона 259-ФЗ). Маршрут, а также объем и качество ручной клади и багажа прописываются в нем.

На борту транспорта обязательно размещение таблички «Заказной».

Дополнительное условие по обязательным документам к предъявлению водителем в случае остановки и их проверки – наличие тендерной бумаги в рамках утвержденного маршрута.

Экскурсионным

В автобусах, осуществляющих перевозку по таким маршрутам, также должны быть документы по тендеру. Маршруты и схемы должны согласовываться с техническими возможностями транспортного средства и учитывать необходимый режим труда и отдыха водителя.

Автобус должен также соответствовать трассе и климату местности. Отклонение от маршрута и остановки по требованию недопустимы.

Поездки осуществляются исключительно в светлое время суток. На непригодных для безопасной перевозки участках движение прекращается. Если путь дальний, водителей должно быть два.

Служебным

Служебные поездки осуществляются с целью выполнения работниками организации их непосредственных должностных обязанностей.

Перевозимые люди в служебном транспорте не имеют статус пассажиров, подобные правам в отношениях договора по оказанию услуг по перевозке.

Так могут доставляться сотрудники к рабочему месту, служащие органов управления в сторонние организации в целях исполнения своей деятельности (юриста – в суд, бухгалтера – в банк и пр.). За такие перевозки плата с них не взимается.

Вахтовым

Перевозить население вахтовым методом можно только по количеству сидячих мест. Транспорт должен быть укомплектован пожарным оборудованием, медицинской аптечкой для оказания первой помощи.

Особые требования предъявляются и к водителям транспорта. Вахтовые перевозки осуществляют доставку работников предприятия в труднодоступные места. Зачастую трасса пересечена участками бездорожья, и прочими экстремальными условиями. Поэтому шофер должен иметь опыт, квалификацию и большой водительский стаж.

Между городами

В автобусах, осуществляющих междугороднюю поездку:

  • стоячее положение допускается, если расстояние между пунктами отправления и назначения не превышает 70 км;
  • отклонение от маршрута допускается только по согласованию с организацией работодателя;
  • багаж должен располагаться в строго отведенных для него местах (над сиденьями и в багажном отделении);
  • при длительности маршрута более 500 км рейс должен осуществляться двумя водителями.

Между странами

При осуществлении перевозки международного сообщения в число обязательных документов к предъявлению при остановке и их проверке входят:

  • полис «Зеленая карта»;
  • международный договор (чаще всего копия) по автострахованию страны посещения;
  • документация по тендеру.

Также существует дополнительное обязательное требование к оснащению автобусов на международные рейсы:

  • должна присутствовать туалетная комната,
  • рейсы осуществляются двумя водителями.

В зимнее время

Дополнительными требованиями к оснащению автобуса, осуществляющего перевозку людей, являются:

  • исправность печного оборудования, способного обеспечить полную видимость следования из салона автобуса;
  • обязательная замена шин на зимнюю модификацию.

Что будет за нарушение правил

Водителю и организации

Нарушение ПДД водителем приводит к штрафу или возмещению вреда здоровью пассажира в результате аварии.

В обоих случаях ответственность несет организация или физическое лицо, совершавшее перевозку и являвшееся собственником транспортного средства. Об этом говорит норма Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6.1).

Весь понесенный ущерб в регрессном порядке организация или физическое лицо может в общем или судебном решении отнести на водителя в рамках статьи 238 Трудового кодекса.

Если Правила перевозки людей нарушаются водителем, он также несет административную ответственность, но персональную. За каждого непристегнутого пассажира может быть назначен штраф шоферу.

Пассажиру

Пассажир также попадает под административную ответственность как за несоблюдение ПДД, так и за нарушения правил перевозки пассажиров и багажа.

В обоих случаях могут наступить последствия в виде наложенного административного штрафа. Безбилетный проезд ст. 11.18 КоАП РФ — штраф, при этом не освобождает от необходимости оплатить проезд.

Полезное видео

Рейд ГИБДД:

Что нам готовит новый закон?

За громкими новостями последних недель, ньюсмейкерами которых выступали в том числе органы государственной власти, малозаметным осталось подписание Президентом России В.В. Путиным ещё одного Федерального закона, который касается практически всех и каждого. Ибо сфера его применения – общественный транспорт.

TR.ru восполнит для вас этот пробел. Итак, знакомьтесь. Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями.

Несмотря на то, что рыночная экономика действует в России уже третий десяток лет, и пассажирскими перевозками ещё с начала 1990-х активно занялся частный бизнес, правовая сторона этого вопроса на федеральном уровне до сих пор была слабо урегулирована. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, на смену старому «советскому» Уставу 1969 года, был принят лишь в 2007 году – почти на полтора десятилетия позже, чем это было необходимо. Но он устанавливал лишь базовые понятия и термины, общие условия перевозок пассажиров и багажа, общие условия предоставления услуг по перевозке и взаимоотношения сторон, возникающие при этом. То есть, если некая услуга по перевозке оказывается, она должна подчиняться Уставу, а также рожденными в дополнение к Уставу в 2009 году Правилам перевозок.

Всё это прекрасно для того мира, где всё давно придумано и ничего менять не надо. Но спрос на услуги по перевозке – меняется. Появился новый микрорайон – возникает спрос на услуги по перевозке к этому району. Закрылся завод или рынок – соответствующий спрос на услуги по перевозке исчезает. Построили новую дорогу, закрыли железнодорожный переезд, и так далее – факторов, влияющих на изменение спроса, достаточно. Кроме того, услугу по перевозке должен кто-то оказывать. А чтобы желающих не было слишком много, или слишком мало, рынок услуг кто-то должен регулировать.

В треугольнике взаимоотношений «государство – перевозчик – пассажир» не хватало регулирующего документа о том, кем и как перевозки организуются, как они могут измениться или прекратиться, как подобрать для них перевозчика, как защитить право пассажира на существование его потребностей в перевозке.

Все равны, но некоторые — равнее

Конечно, в большинстве регионов приняли свои местные законы по транспортному обслуживанию населения, и отчасти это спасало ситуацию. Но для двух «горячих точек» это решение абсолютно не годилось. Это города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которые являются отдельными субъектами Российской Федерации, и имеют тесные связи со своими пригородами, которые находятся уже в другом субъекте РФ (для Санкт-Петербурга это Ленинградская область, для Москвы – Московская или Калужская области). Объем перевозок тут немалый – несколько сотен маршрутов, на которых ежедневного работают тысячи автобусов и перевозятся миллионы пассажиров.

Каждый из регионов считал себя вправе быть главным в вопросе организации перевозок. При этом взгляды регионов-соседей на один и тот же вопрос мог различаться диаметрально. Например, несколько лет назад и в Московской области и в Москве решили одновременно провести конкурсы на право обслуживания маршрутов. По правилам, принятым в Московской области, победитель должен был получить наибольшее количество баллов, в то время как в Москве победителем признавался претендент с наименьшим количеством баллов. Утвержденные одним регионом маршруты в другом регионе могли быть признаны нелегальными, а перевозчики – получать штрафы за работу на нелегальных маршрутах, с перспективой при этом получить штрафы за прекращение работы маршрута от той стороны, которая его всё-таки согласовала.

Как «комфортно» себя в такой ситуации ощущали перевозчики, и как потом удивлялись пассажиры, когда из-за санкций одной или другой стороны полюбившийся им маршрут вдруг пропадал – представить несложно.

Начали нынешний закон разрабатывать еще в конце «нулевых», после принятия Устава. Но уже к тому времени в разных регионах страны транспортная ситуация развивалась по слишком противоположным сценариям – в одних регионах основой транспортной системы были перевозки по тарифам, регулируемым местным правительством, а главными (а порой единственными) перевозчиками – ГУПы и МУПы, а в других и само слово «автобус» давно выпало из лексикона, безнадежно заменившись на «маршрутку».

Поэтому принятие закона растянулось на долгие годы. В итоге, по очень многим вопросам, освещаемым законом, удалось найти компромиссные решения – не только взять в новый закон как наработки по формированию транспортных систем таких прогрессивных регионов как Москва, Московская область, но и прислушаться к мнению и нуждам периферийных регионов, а также максимально постараться не допустить глобального передела на рынке транспортных услуг, сохранив маршруты и перевозчиков на них.

Не на все вопросы закон даёт ответ сам. Регионам и муниципальным образованиям ряд полномочий остаётся на их усмотрение. Но появляется строгая иерархия вертикали власти – местные акты могут дополнять федеральные требования тогда и только тогда, когда Федеральный закон это допускает.

Без реестра теперь никуда

Новый закон уже вступил в силу, но большинство его положений начнет действовать только 11 января 2016 года. Срок в 180 дней со дня принятия закона необходим для того, чтобы в регионах на уровне субъектов и муниципальных образований успели переписать местные документы таким образом, чтобы они не противоречили 220-ФЗ. Также за это время должны быть сформированы и (что важно для пассажиров) опубликованы на официальных интернет-сайтах соответствующих уполномоченных органов в открытом доступе без взимания платы реестры маршрутов регулярных перевозок. Во многих субъектах РФ реестры маршрутов существовали и до этих пор, но их форма, содержимое и доступность содержащейся в них информации были на усмотрение уполномоченных органов, и, как правило, не в пользу пассажиров.

Теперь требования к реестрам единые по всей стране, сами реестры становятся более информативными и публичными.

Федеральный уполномоченный орган, подчиненный Министерству транспорта России, будет вести реестр межрегиональных маршрутов, т.е. проходящих по территории двух и более субъектов РФ.

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты, комитеты и т.п.) – реестры межмуниципальных маршрутов, т.е. маршрутов, проходящих в границах одного субъекта РФ по территории нескольких муниципальных районов и (или) городских округов.

Уполномоченные органы городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации – реестры муниципальных маршрутов.

Уполномоченные органы для ведения реестров смежных межрегиональных маршрутов (к ним относятся маршруты между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Москвой и Московской областью, Москвой и Калужской областью, Севастополем и Республикой Крым) определятся, скорее всего, еще до конца 2015 года по соглашению сторон соответствующих регионов. Законом 220-ФЗ предусмотрено обязательное заключение соглашений об организации пассажирских перевозок между городами федерального значения и их соседями, причем время, за которое стороны должны договориться, также ограничено законом, поэтому затянуть процесс заключения соглашений на долгие годы, как это могло быть раньше, не удастся.

Федеральному уполномоченному органу также поручено вести реестр остановок для межрегиональных маршрутов, который тоже должен сформироваться к 11 января 2016 года.

Иллюстрация: Троллейбус в Пензе (И.Сериков/ Wikipedia)

А что внутри?

В реестры маршрутов регулярных перевозок в обязательном порядке должны быть включены сведения о самом маршруте (номер маршрута, наименование, промежуточные остановочные пункты, трасса следования, протяженность). Также реестром определяется порядок посадки и высадки пассажиров на маршруте (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) – по сути это разделение между «автобусом (троллейбусом, трамваем)» и «маршрутным такси». Вид транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) также определяется реестром, равно как классы транспортных средств (их решено определять по длине транспортного средства – от особо малого (менее 5 метров) до особо большого (свыше 16 метров)), которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также максимальное количество транспортных средств каждого класса, и их экологические характеристики.

Тариф, применяемый на маршруте, тоже находится в поле зрения реестра маршрутов, но не в виде некоей денежной суммы, а как вид перевозок – по регулируемым тарифам (устанавливаются правительствами субъектов Российской Федерации или администрациями муниципальных образований, с предоставлением пассажирам всех установленных льгот на проезд), либо по нерегулируемым тарифам (тарифы устанавливает перевозчик исходя из своих соображений).

Заглянув в общедоступные реестры, пассажир сможет узнать информацию и о перевозчике по каждому из маршрутов.

В дополнение к этим сведениям, уполномоченные органы субъектов РФ и муниципальных образований для своих реестров могут вводить иную информацию. Для межрегиональных маршрутов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, законом уже определено, что в соответствующий реестр вносится расписание для каждого остановочного пункта.

Срок подачи документов для внесения действующих маршрутов в реестры у перевозчиков истекает уже в августе 2015 года, после чего поданные сведения будут проверяться уполномоченными органами и в случае успешного прохождения проверки они попадут в итоговые реестры.

Если перевозчики не успеют своевременно подать сведения о маршрутах, то с 11 января 2016 года их можно будет зарегистрировать только как новые. И такие маршруты должны уже будут выдерживать проверку на «совместимость» с ранее утвержденной маршрутной сетью. В частности, вновь регистрируемые межрегиональные маршруты не должны будут по времени отправления совпадать, либо отличаться на величину, меньше разрешенной, с ранее зарегистрированными рейсами. То есть при наличии рейса 17.00 сообщением «Вологда – Ярославль», нельзя будет открыть рейс отправлением 16.55 из Вологды ни до Ярославля, ни до находящихся в том же направлении Костромы, Иванова или Москвы.

Санкции и антисанкции

Интересным новшеством, вводимым законом, является использование судебных органов для расторжения договоров, контрактов и аннулирования свидетельств на право выполнения пассажирских перевозок. Раньше, как правило, в случае недовольства работой перевозчика (как правило, из-за грубого нарушения последним условий выданных разрешений), государственные (муниципальные) органы расторгали договорные отношения с перевозчиками, а те, в свою очередь, оспаривали невыгодные для них решения в судах разных инстанций и периодически их выигрывали. При этом, как правило, перевозчики продолжали на протяжении всего времени судебных разбирательств работать на маршрутах. И контролирующие органы пребывали в замешательстве – с одной стороны, перевозчики работают без разрешений, то есть их надо штрафовать, с другой стороны, в любой момент может появиться решение суда, по которому расторжение договора могут признать незаконным, а значит и все штрафные санкции (а порой это сотни тысяч или даже миллионы рублей) также будут подлежать отмене. Теперь, получив достаточную доказательную базу оснований для расторжения договоров, уполномоченные органы сначала будут обращаться в суд. В случае признания судом справедливости требований уполномоченного органа, договоры будут расторгаться в судебном порядке, и после вступления в силу решений суда недоразумений по поводу того, легальные ли перевозки по маршруту или нет, ни у кого уже не будет.

Предусмотрены новым законом и меры, позволяющие улучшить безопасность движения. Не секрет, что многие частные компании сейчас используют «арендные» машины, которым они лишь выдают путёвки и собирают с их владельцев некую ренту за право работать на маршрутах, закрепленных за компанией. Ночуют такие машины зачастую во дворах, с утра водитель, не пройдя медосмотр, сразу садится за руль автобуса, не прошедшего предрейсовый техосмотр, и едет на маршрут. Результатами таких поездок нередко становятся ДТП с человеческими жертвами. 220-ФЗ вводит положение, заключающееся в том, что в отсутствие водителя стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время (с 22.00 до 6.00) должна осуществляться, только на парковках, соответствующим требованиям Минтранса России, а места парковок определяются уполномоченными органами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ещё одна негативную тенденцию, которую хочет переломить новый закон – это межрегиональные «заказные» перевозки. В отличии от рейсов регулярного сообщения с автовокзалов и автостанций, выполняемых компаниями, получившими лицензии на право выполнение пассажирских перевозок, заказные рейсы могут выполняться любой компанией, и за качество их услуг никто по сути не отвечает. Например, в Москве уже много лет борются с таким явлением, как «заказные» автобусы от точек, находящихся в районе железнодорожных вокзалов, но кроме локальных побед, кардинального изменения здесь ситуации не достигнуто. Новый закон позволяет уполномоченным органам регионов определять места отправления межрегиональных автобусов, тем самым поставив вне закона все пункты отправления «серых» перевозчиков, оставив перед теми выбор – либо перейти в регулярные перевозки, с отправлением от согласованных автовокзалов/автостанций, либо перевозки прекратить.

В одной, даже большой статье, полностью пересказать все нюансы нового, фундаментального для целой отрасли, закона практически невозможно, поэтому в обзоре останавливаемся лишь на наиболее существенных моментах.

Автобус движется по направлению к границе

И, конечно же, нельзя обойти вниманием негативные последствия закона.

Наибольшее количество неприятностей новый закон сулит пассажирам пригородных межрегиональных маршрутов – то есть маршрутов, проходящих по территориям нескольких субъектов РФ, расстояние между границами начального и конечного пункта которых менее 50 километров. Как правило такие маршруты соединяют соседние райцентры по обе стороны границы между регионами, либо приграничные деревни одного региона с приграничным райцентром другого региона, а остановки располагаются каждые 2-3 километра или даже чаще.

Для того, чтобы все остановки такого маршрута были внесены в реестр, по новой процедуре их должен в федеральный орган подать владелец остановочного пункта. Типичный остановочный пункт пригородного межрегионального маршрута – это павильон ожидания «без удобств», а то и просто столбик в чистом поле. Владельцем, как правило, является дорожная организация, на балансе которой находится дорога, элементом которой эта остановка является. То есть у хозяина остановки нет заинтересованности в функционировании межрегионального маршрута, особенно если через нее проходят другие, «местные» маршруты, и желание готовить документы для внесения остановки в федеральный реестр, у него более чем отсутствуют.

Между тем, перевозчиков за посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, не внесенных в маршруты, предполагается штрафовать, для чего законом 220-ФЗ внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 11.33 «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса» начнет действовать уже с 15 июля 2016 года. Помимо посадки и высадки пассажиров, штрафам перевозчики будут подвергаться за стоянку в ночное время вне установленных мест, отсутствие карты маршрута в автобусе, троллейбусе или трамвае (она выдается на каждое транспортное средство по маршруту, согласованному соответствующим уполномоченным органом), а также если такая карта есть, но сам автобус (троллейбус, трамвай) не соответствует заявленным в ней требованиям.

Но вернемся к межрегиональным маршрутам. Помимо всего прочего, по ним теперь не смогут выполняться перевозки по регулируемым тарифам. Между тем в настоящее время только из Московской области в соседние Тверскую, Владимирскую, Калужскую, Рязанскую, Тульскую области таких маршрутов более 20 («Талдом – Кимры», «Зарайск – Жоково», «Шатура – Спас-Клепики», «Серпухов – Кремёнки», «Дубна – Фёдоровка» и другие). О льготах на этих маршрутах придется забыть, как, возможно, и вообще о некоторых из этих маршрутов.

Переходный период

После формирования к 11.01.2016 на всей территории Российской Федерации новых реестров маршрутов, перевозчикам, чьи маршруты попадут в реестр, будут выданы свидетельства на право выполнения регулярных перевозок по маршрутам, и карты маршрутов на каждый автобус (троллейбус, трамвай), предусмотренный расписанием маршрута. Тем самым предполагается реализация первого этапа по трансформации «исторически сложившейся» транспортной ситуации в правила, сформулированные новым законом. Срок действия этих свидетельств будет либо равен срокам старых разрешений, либо (если он не указан, или истек в первые месяцы после принятия нового закона) установлен до 14 июля 2016 года. После чего уполномоченные органы будут выдавать новые свидетельства сроком не менее чем не 5 лет, которые потом (в случае работы перевозчика без существенных нареканий) могут быть продлены на срок не менее 5 лет. Все маршруты, оставшиеся без перевозчиков (из-за его отказа, прекращения действия свидетельства по решению суда и т.д.), будут выставляться на конкурсы. Такая ситуация по маршрутам по нерегулируемым тарифам. Разрешения и сроки их действия по маршрутам по регулируемым тарифам будут зависеть от сроков действия бюджетов соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Со временем власти могут переводить маршруты по нерегулируемым тарифам в регулируемые тарифы, но с информированием перевозчика не позднее чем за полгода.

Уполномоченные органы смогут развивать маршрутные сети подвластных им территорий путём утверждения документов территориального планирования – так смогут появляться на свет маршруты, о которых не заявил бы не один перевозчик, но которые нужны пассажирам, изменяться или отменяться существующие маршруты. Для действующих перевозчиков решение властей об отмене или изменении маршрута при этом не будет внезапным – ведь оно должно поступить к ним не позднее чем за 180 дней до предполагаемого закрытия маршрута. Такой срок вполне достаточен для того, чтобы перевозчику либо перестроить работу своей компании, либо попытаться оспорить решение о закрытии маршрута в судах.

Будущее покажет, насколько новый закон будет жизнеспособен. Возможно, какие-то «точечные» изменения и дополнения появятся еще в первый год его жизни. В любом случае, с точки зрения транспортной системы, единый закон для единой России – это несомненный шаг вперёд.

Что изменилось в законодательстве?

С 1 ноября владельцы частных автобусов, автомобилей с 8 или более пассажирскими местами и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны, обязаны установить тахографы. Одновременно с этим требованием вступают в силу и штрафы за его нарушение. Они различаются для водителей и для владельцев транспортных компаний.

Что такое тахограф и зачем он необходим?

В соответствии с законом, «тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности».

Иными словами, это специальные приборы для контроля скорости, маршрута, а главное — соблюдения водителем режима труда и отдыха.

Тахографы нужны для предотвращения аварийных ситуаций на дорогах. Ими обязательно должны быть оборудованы, например, все междугородние автобусы или большегрузные фуры.

Какие требования действуют к установке тахографа?

Они прописаны в Постановлении Правительства РФ, которое также вступает в силу 1 ноября. Тахограф должен быть опломбированным в установленных местах, иметь настройку, проведенную не позднее трех лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр, а также выводить на печать всю положенную информацию.

Какие штрафы грозят за нарушение?

По новой редакции статьи КоАП «Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей» (11.23) для водителей штраф за выход на линию без тахографов или их блокировка вырастет до 3–5 тыс. рублей (сейчас от 1 тыс. до 3 тыс. рублей).

Должностные лица, выпустившие на линию транспортное средство с неисправным тахографом или без него, заплатят штраф от 7 тыс. до 10 тыс. рублей (действует 5–10 тыс. рублей), индивидуальных предпринимателей оштрафуют на сумму от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, а юридических лиц от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

До вступления в силу этого закона максимальная санкция по данной статье не превышала 3 тыс. рублей, и штраф за подобные нарушения платил фактически сам водитель.

«Этим законом мы вводим ответственность в первую очередь для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — то есть для владельцев транспортных компаний», — пояснял ранее Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» .

Это, по его словам, «позволит повысить безопасность пассажиров, чтобы у транспортной компании в погоне за быстрым заработком не было соблазна выпускать на рейс уставших водителей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *