Нормы расхода ГСМ на 2018

  • автор:
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

И. Иванова, сертифицированный бухгалтер-практик, САР

Расчет расхода бензина на автомобиль и документальное оформление

Нормативная база.Постановлением Правительства РК «Об утверждении норм расходов горюче-смазочных материалов и расходов на содержание автотранспорта» от 11 августа 2009 года № 1210 (далее — Нормы) утверждены нормы расхода ГСМ для государственных органов и национальных компаний. На основании данных норм, в целях осуществления контроля за расходом горюче-смазочных материалов и доказательства экономической обоснованности осуществленных расходов, компаниям необходимо установить предельно-допустимый уровень потребления топлива при эксплуатациитранспортных средств.

При этом различают два уровня расхода топлива:

базовый

и

расчетно-нормативный.

Базовый уровень расхода топлива определяется для транспортного средства по стандартной методике и устанавливает норму расходования при обычных условиях использования.

Расчетно-нормативный уровень расхода топлива учитывает конкретные условия эксплуатации транспортного средства, а также другие факторы, в частности, ремонт. При этом, в состав норм не включаются расходы топлива на гаражные, технические и другие хозяйственные нужды, которые устанавливаются отдельно.

Понятие «норма расхода топлива или смазочного материала» подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. При разработке норм за основу принимаются нормы расхода, указанные в технической документации на транспортное средство или в Нормах.

Нормы — это документ, который содержит информацию о базовых нормах расхода топлива для основных марок легковых, грузовых и специализированных автомобилей, автобусов и мотоциклов.

Если в компании эксплуатируются модели и модификации автомобильного транспорта, на которые нет установленных базовых норм расхода топлива, то руководитель компании вправе ввести в действие необходимую норму расхода топлива, отразив ее в приказе и в приложении к учетной политике компании.

Для обоснования установления нормы расхода топлива следует произвести контрольный замер фактического расхода топлива, результаты которого оформить актом, и на основании приказа руководителя предприятия ввести в действие временную базовую норму.

Для осуществления контрольного замера необходимо приказом руководителя создать комиссию по осуществлению контрольного замера.

Комиссия производит контрольный замер следующим образом:

Бак транспортного средства заправляется необходимым топливом полностью.

На транспортном средстве проезжают определенное количество километров, замеренное по спидометру (например, 100 км).

Затем из мерной емкости доливают в бак топливо так, чтобы в результате получился полностью заправленный бак.

Объем топлива, поместившийся в бак, будет являться расходом топлива на 100 км.

Процедуру замера топлива повторяют несколько раз и на основании полученных данных производят расчет средней величины расхода топлива на 100 км.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Данные замеров записываются в акте контрольного замера топлива для конкретного автомобиля.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Руководителем на основании данных акта контрольного замера издается приказ о базовой норме расхода топлива для конкретного автомобиля.

Размер норм может меняться — увеличиваться или уменьшаться в зависимости от различных условий, например, времени года, при работе в горных местностях, при работе в населенных пунктах с большой численностью населения и так далее. Для этого применяются специальные поправочные коэффициенты к нормам.

Для корректного учета всевозможных факторов эксплуатации вводят поправочные коэффициенты.

Нормы расхода топлива повышаются:

при работе в зимнее время в южных и северных районах страны, а также в районах Крайнего Севера (при международных перевозках);

при работе в горных местностях, в зависимости от высоты над уровнем моря;

при работе на автодорогах со сложным планом (не менее 501 поворота на 100 км пути);

при работе в городах, в зависимости от количества населения;

при перевозке крупногабаритных, опасных и тому подобных грузов;

при работе на новых автомобилях или на автомобилях после капитального ремонта;

при работе в тяжелых дорожных условиях (снег, наводнение, распутица и т.п.);

при учебной езде;

при использовании кондиционера в салоне;

и другие условия.

Но в основе определения расходов по использованию топлива должны быть базовые нормы расходования ГСМ, которые корректируются исходя из конкретных условий эксплуатации.

Расчет норм производится по формулам, приведенным в Нормах по типам автомобилей. Так же все поправочные коэффициенты указаны в данных Нормах.

Согласно п. 10 Норм для грузовых бортовых автомобилей, фургонов и тягачей нормируемое значение расходов горюче-смазочных материалов QH рассчитывается по формуле:

QH = 0,01 × × × (1 + 0,01 × Ks) + НДО × tДО, (3)

где: НБ — базовая норма расходов горюче-смазочных материалов, л/100 км(м3/100км);

L — общий пробег грузового автомобиля, км;

LГР — пробег грузового автомобиля с грузом, км;

НДМ — нормы расходов горюче-смазочных материалов на дополнительную массу прицепа и/или полуприцепа автопоезда (по п. 5);

GДМ — дополнительная масса прицепа и/или полуприцепа, т;

НТР — норма расходов горюче-смазочных материалов на транспортную работу (по п. 5);

GГР — масса перевозимого груза, т;

Ks — суммарная относительная поправка к расходу горюче-смазочных материалов, %.

tДО — время работы дополнительного оборудования, час.

Ks — суммарная относительная поправка к расходу горюче-смазочных материалов, %.

Базовая норма для указанных автомобилей составляет по Нормам 16,5 л/100 км.

Индивидуальные поправочные коэффициенты к расходу горюче-смазочных материалов установлены п. 14 Норм.

Например, климатический коэффициент при эксплуатации автомобиля в зимний период (для Алматы и области с 01.11 по 31.03) составляет 10%, т.е. расход топлива в зимний период увеличивается на 10% от базовой нормы.

При эксплуатации автомобиля в горной местности базовая норма так же увеличивается от 5-8 % (в г. Алматы), при эксплуатации автомобиля в городе с населением свыше 1 млн. чел. Базовая норма повышается на 10%.

В случае одновременного применения нескольких коэффициентов в качестве суммарной относительной поправки к расходу горюче-смазочных материалов Ка принимается алгебраическая сумма всех применяемых поправочных коэффициентов.

Таким образом, если учитывать только приведенные поправочные коэффициенты, то норма расхода топлива на 100 км составит 16,5+0,83+1,65 = 18,98 л в летнее время и

18,98+1,65=20,63 л в зимнее время.

Если данные нормы сильно разнятся с фактическим расходом, то необходимо провести ТО автомобилей, и провести контрольные замеры расхода топлива.

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Как признавать расходы на ГСМ в целях налогообложения?

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Как отразить в учете списание ГСМ (топлива), приобретенных за наличный расчет?

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ
Скачать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта РФ .doc

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Из этой статьи вы узнаете: какие корректирующие коэффициенты можно применить для расчета нормативного расхода ГСМ в холодное время года.

Что можно сделать на практике:

  • назначить ответственного, который будет вести наблюдение за фактическими климатическими условиями во время работы автотранспорта (с помощью измерений, проведенных работниками предприятия, и/или на основании метеосводок) и фиксировать их в специальной документации;
  • разработать формы такой документации;
  • установить корректирующие коэффициенты для работы в холодное время года и порядок их применения.

Общие положения

Если предприятие использует автомобильный транспорт, то для планирования потребностей в горюче-смазочных материалах (далее – ГСМ), а также для контроля за расходом таких материалов следует применять нормы, предусмотренные действующим законодательством. То есть расход ГСМ следует нормировать.

Под нормированием понимается установление допустимой меры потребления топлива в определенных условиях эксплуатации автомобиля.

Базовые линейные нормы и нормативы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (модификации) автомобиля утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее – Приказ № 43, Нормы № 43) и в приложениях к Нормам № 43.

Такие нормы и нормативы применяются для работы автомобиля в условиях, которые являются стандартными для его использования. Если же климатические, дорожные и прочие условия эксплуатации автомобиля отличаются от стандартных, тогда для расчета нормативного расхода ГСМ дополнительно применяются корректирующие коэффициенты, которые повышают либо понижают базовые значения норм расхода топлива.

Например, для легковых автомобилей и автобусов, согласно п. 4.1 Норм № 43, нормативный расход топлива рассчитывается по формуле

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х K∑),

где Qн – нормативный расход топлива, л (м3);

Hs – базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);

S – пробег автомобиля, км;

K∑ – суммарный корректирующий коэффициент, %.

Понятно, что без применения корректирующих коэффициентов не обойтись при расчете нормативного расхода топлива в холодное время года, в сложных погодных условиях. Ведь такие условия эксплуатации автомобиля отличаются от стандартных в худшую сторону, что приводит к большему расходу топлива.

Рассмотрим, какие именно повышающие корректирующие коэффициенты можно применять в холодное время года. Они приведены в разд. 3 Норм № 43. Отметим, что применение таких «зимних» коэффициентов позволяет увеличить расчетный нормативный расход топлива.

Коэффициент работы в холодное время года (пп. 3.1.1 Норм № 43)

Коэффициент «на холод» применяется в зависимости от фактической температуры окружающей среды и составляет:

  • от 0 °C до –5 °C включительно – до 2 %;
  • ниже –5 °C и до –10 °C включительно – до 4 %;
  • ниже –10 °C и до –15 °C включительно – до 6 %;
  • ниже –15 °C и до –20 °C включительно – до 8 %;
  • ниже –20 °C и до –25 °C включительно – до 10 %;
  • ниже –25 °C – до 12 %.

Кроме того, в таких же размерах и в диапазоне таких же температурных условий дополнительно применяется повышающий коэффициент на разогрев двигателя (пп. 3.1.1.2). Он устанавливается на пробег первых 2 км (или на пробег длиной менее 2 км) при условии, что перед началом такого пробега двигатель автомобиля был отключен не менее одного часа.

Конкретный порядок учета климатических условий для расчета нормативных расходов топлива устанавливается приказом руководителя предприятия.

Температура воздуха, которая учитывается для целей применения коэффициента, определяется как среднее значение температуры окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации. В свою очередь, отчетный период устанавливается согласно приказу руководителя – либо для всего автотранспортного парка предприятия, либо индивидуально для каждого транспортного средства. Могут также выделяться отдельные периоды (время) эксплуатации и пробег, который им соответствует. В таком случае на такие периоды (часть маршрута) может быть установлен индивидуальный повышающий коэффициент. Например, на пробег в ночное время в холодное время года, когда температура значительно ниже среднесуточной.

Значение температуры может определяться по данным:

  • Украинского гидрометеорологического центра Госметеослужбы;
  • других достоверных официальных источников;
  • документально оформленных собственных измерений. В таком случае руководитель предприятия назначает ответственного, который ведет специальный журнал учета температурного режима в произвольной форме. Примерную форму такого журнала см. на с. 40 этого номера. Температура окружающей среды измеряется термометром, который установлен на автомобиле либо находится у водителя.

Для применения коэффициента может приниматься значение среднесуточной температуры или средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер) либо комбинация таких значений, которая приходится на время эксплуатации техники. Например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. д. Среднее значение может быть также установлено на основании температурных значений на начало и конец движения автотранспорта согласно записям в путевых листах или документах, их заменяющих, либо в других отчетных документах.

При нестабильных погодных условиях со значительными колебаниями температуры Госадминистрация автотранспорта рекомендует ежедневно устанавливать корректирующий коэффициент в зависимости от фактической температуры воздуха (письмо от 10.03.09 г. № 1022-09/07/19-09).

Не хотите регулярно определять коэффициент в зависимости от изменений температуры? Тогда есть альтернативный вариант – установить фиксированное значение коэффициента на какой-либо период для отдельных автомобилей или для всего автопарка предприятия. Это можно сделать при условии, что разница между температурой окружающей среды во время эксплуатации техники в таком периоде и минимальной температурой, которая соответствует началу применения фиксированного значения коэффициента (см. температурную шкалу, приведенную выше) не превышает 5 °C.

Обратите внимание: величину коэффициента работы в холодное время года рекомендуется устанавливать в зависимости от количества поездок на короткие расстояния (меньше 5 км) в общем пробеге автомобиля. Чем больше количество таких поездок – тем выше значение коэффициента (в пределах установленного регламента). Если же средняя длительность одной поездки в общем пробеге автомобиля превышает 10 км, тогда рекомендуется применять минимально возможное значение коэффициента (пп. 3.1.1.1 Норм № 43).

Коэффициент работы в сложных дорожных условиях (пп. 3.1.8 Норм № 43)

Величина коэффициента «на сложность» может составлять до 35 %.

В холодное время года этот коэффициент применяется не более 30 дней в году (суммарно) при эксплуатации автомобиля в сверхтяжелых дорожных условиях на дорогах общего пользования в период сезонного бездорожья, снежных заносов, сильного снегопада и гололеда и других стихийных бедствий.

Причем коэффициент применяется отдельно для конкретной части маршрута с соответствующими условиями движения. При этом наличие сверхсложных дорожных условий должно быть обязательно задокументировано ответственными лицами в путевых листах либо в других отчетных документах.

Обратите внимание: этот коэффициент не может применяться одновременно с коэффициентами, которые применяются при работе автомобиля:

  • в карьерах, на пересеченной местности в сложных и сверхсложных дорожных условиях (пп. 3.1.7);
  • во время работ, которые требуют пониженных скоростей, в том числе в случае временного осложнения движения, вызванного проведением дорожных ремонтных работ (пп. 3.1.6).

Коэффициент «комфорта» (пп. 3.1.13 Норм № 43)

В холодное время года для поддержания приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля, а также обеспечения надлежащей обзорности используют автомобильный кондиционер либо установку «климат-контроль». Поэтому в случае обогрева салона, в том числе стекла автомобиля, при расчете нормативного расхода топлива применяют повышающий коэффициент в зависимости от фактической температуры воздуха:

  • ниже + 5 °C и до –5 °C включительно – до 0,5 %;
  • ниже –5 °C и до –15 °C включительно – до 1 %;
  • ниже –15 °C и до –25 °C включительно – до 1,5 %;
  • ниже –25 °C – до 2 %.

Заметим, что некоторые автомобили могут быть оборудованы автономными (независимыми) обогревателями. Для таких обогревателей нормативный расход топлива рассчитывается отдельно в процентах от базовой нормы расхода на один час работы обогревателя (при его нормальной мощности) в зависимости от фактической температуры окружающей среды в холодное время года (п. 1.8 Норм № 43). Базовые нормы расхода топлива автономными обогревателями приведены в приложении Г к Нормам № 43.

Допустим, автономный обогреватель используется обоснованно, но для него базовые нормы расхода топлива в приложении Г не установлены. В таком случае пользуются временной нормой, установленной ГосавтотрансНИИпроектом, либо применяется коэффициент «комфорта» в зависимости от фактической температуры воздуха:

  • ниже +15 °C и до +5 °C включительно – до 2 %;
  • ниже + 5 °C и до –5 °C включительно – до 4 %;
  • ниже –5 °C и до –15 °C включительно – до 6 %;
  • ниже –15 °C и до –25 °C включительно – до 8 %;
  • ниже –25 °C – до 10 %.

Обратите внимание! Для всех автомобилей, кроме автобусов, значение коэффициента «комфорта» корректируется в зависимости от рабочего объема двигателя путем умножения его базового значения на условный коэффициент использования мощности двигателя Ким.

Ким = 2 000 : Vр,

где Vр – рабочий объем двигателя, см3.

Коэффициент «простоя» в холодное время года (пп. 3.4.3, 3.4.4 Норм № 43)

В холодное время года допускается применение дополнительной 5%-ной надбавки от базовой линейной нормы на один час простоя автомобиля. При этом такая надбавка может быть откорректирована дополнительно путем добавления коэффициента «комфорта» в зависимости от фактической температуры воздуха (из расчета в процентах от базовой линейной нормы на один час простоя).

Применяется коэффициент «простоя» в случае:

  • обоснованных вынужденных простоев автомобиля с включенным двигателем в холодное время года для обогрева салона с помощью кондиционера либо установки «климат-контроль» (пп. 3.4.3);
  • вынужденных длительных простоев автомобиля в транспортных заторах с включенным двигателем (пп. 3.4.4).

Общие правила применения корректирующих коэффициентов

1. Корректирующие коэффициенты применяются только к базовому значению норм расхода топлива, установленных Приказом № 43, либо к временным значениям таких норм, определенным ГосавтотрансНИИпроектом. Если же предприятие до получения временных норм определяет расход топлива на основании самостоятельно установленных норм, то в этом случае повышающие коэффициенты применять нельзя. Это не предусмотрено Приказом № 43.

2. Предприятиям разрешено самостоятельно устанавливать конкретные величины коэффициентов в заданных пределах и срок их действия (пп. 3.5.8 Норм № 43). Применять нормы дополнительного потребления топлива наряду с его нормативными расходами разрешается при условии, что такое применение будет надлежащим образом обосновано и задокументировано записями ответственных лиц в отчетных документах – в порядке, который утвержден приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

3. Максимальные значения повышающих корректирующих коэффициентов отвечают предельно допустимым нормам расхода топлива для сверхсложных условий эксплуатации транспортных средств и не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их эксплуатации (пп. 3.5.2 Норм № 43).

4. Рекомендуется по возможности устанавливать индивидуальные значения корректирующих коэффициентов (в пределах регламента) для каждого транспортного средства в зависимости от особенностей его конструкции, технического состояния, условий эксплуатации и т. п. в соответствии с фактическими потребностями (пп. 3.5.3 Норм № 43). При этом следует помнить, что превышение водителями установленных скоростных ограничений приводит к значительному повышению потребления топлива.

5. В целях экономного использования ГСМ, уменьшения техногенного воздействия транспортных средств на окружающую среду и человека, повышения безопасности при перевозках рекомендуется обоснованно применять минимально возможные значения повышающих корректирующих коэффициентов (пп. 3.5.3 Норм № 43).

6. Все значения корректирующих коэффициентов, приведенные в Приказе № 43 с предлогом «до», следует понимать как «включительно» (пп. 3.5.1 Норм № 43).

7. При расчете корректирующего коэффициента его значение округляется до трех значимых цифр после запятой (пп. 3.5.1 Норм № 43).

8. Предприятие может применить одновременно сразу несколько корректирующих коэффициентов с учетом положений Приказа № 43. В этом случае рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, который равен сумме корректирующих коэффициентов:

K∑ = K1 + K2 + … + Кn.

Пример

Предприятие, которое находится в г. Киеве, занимается продажей и доставкой питьевой воды населению и организациям города. Доставка воды осуществляется грузопассажирским автомобилем Renault Kangoo. В ноябре пробег автомобиля составил 2 300 км, фактический расход дизтоплива (по чекам) – 160 л. Остаток топлива в баке автомобиля на момент расчета расхода топлива – 1 л (определено путем слива бензина в измерительную емкость), то есть бак практически пустой.

В период с 27 по 28 ноября на всех городских дорогах была сильная гололедица, а значение среднедневной температуры составило –5 °C. Пробег автомобиля за эти два дня (согласно путевым листам) составил 180 км.

Приказом по предприятию для расчета нормативного расхода топлива установлены повышающие коэффициенты: 15 % – для работы в городских условиях (пп. 3.1.4 Норм № 43) и 1,8 % – для работы при температурном режиме от 0 °C до –5 °C включительно (пп. 3.1.1.1 Норм № 43). Отдельным приказом на 27–28 ноября был установлен корректирующий коэффициент работы в сложных дорожных условиях в размере 30 % (пп. 3.1.8 Норм № 43).

Рассчитаем в таблице нормативный расход дизельного топлива для нашего автомобиля за ноябрь с учетом корректировок на зимнее время. Поскольку два дня в ноябре автомобиль работал в особых погодных условиях, то за эти дни сделаем отдельный расчет.

Расчет нормативного расхода топлива за ноябрь

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/11436-0

Отметим, что если бы предприятие не применило «зимние» корректирующие коэффициенты, то нормативный расход топлива составил бы 151,8 л , то есть был бы меньше фактического.

В данном случае, как видно из таблицы-расчета, в ноябре нормативный расход топлива (162,13 л) оказался больше фактического (160 л). То есть предприятие благополучно «вписалось» в норму.

А что делать, если бы не вписалось? Тогда, для того чтобы не фиксировать перерасход топлива, можно было бы для расчета нормативного расхода топлива попробовать применить еще коэффициент на разогрев двигателя, коэффициенты «комфорта» и «простоя» (на основании отдельных приказов руководителя).

ВЫВОДЫ

В холодное время года фактический расход топлива повышается. Поэтому для расчета нормативного расхода топлива в этом периоде могут применяться корректирующие коэффициенты, а именно:

  • коэффициент работы в холодное время года;
  • коэффициент работы в сложных дорожных условиях;
  • коэффициент «комфорта»;
  • коэффициент «простоя».

Применение таких «зимних» коэффициентов позволяет повысить величину нормативного расхода топлива. В то же время если на автомобиль не установлены базовые линейные либо временные нормы расхода топлива, то применять корректирующие коэффициенты нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *