Нормо часа

  • автор:

Расчет фонда времени работы оборудования

Расчет фонда времени работы оборудования

Годовой календарный фонд времени (Тк) составляет:

Тк = 365·24 = 8760 ч. (2.1.)

Фактический фонд времени (Тф) зависит от установленного режима работы:

а) для непрерывного режима работы:

Тф = 365·24·Кр, (2.2.)

где Кр – коэффициент использования номинального времени работы оборудования, учитывающий потери времени на ремонт, переналадку и разогрев печей;

б) для прерывного режима работы:

Т = (365–В–П)·С·А·Кр, (2.3.)

где В – количество выходных дней в году, связанных с остановкой оборудования;

П – количество праздничных дней в году;

С – количество смен в сутках (С = 1,2 или 3);

А – средняя длительность одной смены в часах.

Величина коэффициента использования номинального времени оборудования определяется техническими и организационными факторами, обусловленными режимом работы и типом оборудования.

Для ориентировочных расчетов коэффициент использования номинального времени можно принимать из следующих данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1.

Расчет коэффициента использования

Номинального времени работы оборудования

Наименование оборудования Режим работы оборудования
прерывный непрерывный
в 2 смены в 3 смены в 3 смены
1. Печи сопротивления нагревательные периодического действия, охладительные устройства 0.94 0.90 0.90
2. Печи сопротивления нагревательные механизированные непрерывного действия 0.94 0.94 0.94
3. Прокатные станы 0,85 0,85
4. Пресса гидравлические 0,8–0,85 0,8–0,85
5. Волочильные станы 0,5-0,6 0,5–0,6 0,5–0,6

В каждом конкретном случае эту величину дипломник должен установить при прохождении преддипломной практики на основании заводских данных

При расчете потребного количества оборудования необходимо учитывать коэффициент загрузки оборудования, который может быть принят в пределах 0.95 ¸ 1.0 для агрегатов, работающих по непрерывному режиму, работы и 0.85 ¸ 0.92 для агрегатов, работающих по прерывному графику работы.

Расчет потребного количества оборудования сводиться в таблицу 2.2.

Таблица 2.2.

Расчет потребного количества оборудования

Наименование оборудования Годовое задание, т Производительность единицы оборудования, т/ч Потребное количество часов работы Годовой фонд времени работы оборудования Потребное количество оборудования Коэффициент загрузки оборудования
расчет принято

Бюджет времени работы одного рабочего

Показатели Непрерывный график работы Пятидневная рабочая неделя
Дни часы дни часы
1. Календарное время (Тк)
2. Выходные и праздничные дни (Тпр)
3. Номинальное время (Тн)
4. Отпуска (Tот)
5. Временная нетрудоспособность (Твн)
6. Отпуска по беременности и родам (Тотб)
7. Выполнение государственных обязанностей (Тг)
8. Фактическое время (Тф)

Коэффициент списочности рассчитывается:

Ксп = Тн/Тф, (2.7.)

Ксп1 =274/238 = 1,15; Ксп2 = 260/224 = 1,16.

Для других профессий, у которых продолжительность отпуска больше или меньше 24 дней, необходимо определить свой фонд времени и коэффициент списочности.

Расчет штата вспомогательных рабочих производится по нормам обслуживания (приложение 3). При расчете необходимо учитывать наличие централизации ремонтного хозяйства на предприятии, при которой ремонтный персонал входит в штат главного механика.

Расчет проектного штата производственных рабочих оформляется в виде таблицы 2.4.

Таблица 2.4.

Расчет капитальных вложений

Потребный объем капитальных вложений определяется по сметной стоимости:

  • основного технологического оборудования;
  • энергетического оборудования;
  • транспортных средств;
  • зданий и сооружений.

Расчет следует вести по нормативам или укрупненным показателям. Ниже приведены ориентировочные нормативы на строительство.

Затраты на здания и сооружения (Сз(с)) определяются исходя из объема промышленных зданий, вспомогательных и бытовых помещений и соответственной цены 1 м3:

Сз(с) = Vз(с) ´ Цз(с), (2.10)

где Vз(с) — объем промышленных зданий или вспомогательных и бытовых помещений, м3;

Цз(с) — стоимость 1 м3 промышленных зданий или вспомогательных и бытовых помещений.

Затраты на санитарно-технические устройства и оборудования, сети промышленных проводок термических цехов (Зст) укрупненно рассчитываются в размере 12 % процентов от стоимости зданий и сооружений.

Зст = 0,12 · (Сз + Сс), (2.11)

Балансовая стоимость оборудования (Сбi) рассчитывается по формуле:

Сбi = Ni ´ (Цобi + Змi+ Зтрi), (2.12)

где Цобi – стоимость единицы i-того оборудования, руб.;

Змi – затраты на монтаж i-того оборудования, руб.;

Зтрi – транспортные затраты i-того оборудования, руб.;

Ni — количество установленного i-того технологического оборудования, шт.

Расходы на монтаж и футеровку технологического оборудования принимаются в размере 35% от его стоимости; подъемно-транспортного оборудования – 6-8% от его стоимости; станочного и энергетического оборудования – 4-5% от его стоимости.

Транспортные расходы составляют 4-5% от его стоимости.

Начальный фонд инструмента, приспособлений, сменного оборудования и инвентаря (Снф) рассчитываются в размере 8-15% от его стоимости оборудования.

Общий объем капитальных вложений (К) можно представить в виде:

К = Сз + Сс +Зст + Сб + Снф. (2.13)

Расчет удельных капитальных вложений (Ку):

Ky =K : Q (2.14)

Результаты расчета сводятся в таблицу 2.2.5.

Расчет показателей эффективности использования капитальных вложений

а) фондоотдача (Фо).

Фо = Q : K

б) фондовооруженность (Фв).

Фв = К : Чс

Таблица 2.2.5

Расчет капитальных затрат

Элементы затрат Стоимость, тыс. руб.
1. Здание и сооружения
2. Санитарно-технические устройства и оборудование
3. Технологическое и прочее оборудование
4. Начальный фонд на инструмент и инвентарь
ИТОГО

Расчет материальных затрат

Материальные затраты Единицы измерения Норма расхода на 1 т. Потребное количество Цена единицы, руб./т. ‘ Сумма, тыс. руб.
Сырье и основные материалы
а)
б)
г)
Отходы ( — )
Итого за вычетом отходов

Принципиальная схема расчета затрат на сырье и основные материалы для металлургического и литейного передела представлена в разделе 2.4.

Статья «Технологические (добавочные) материалы»

Затраты на технологические материалы (Зтех) рассчитываются исходя из удельных норм расхода материала (определенных в технологической части проекта) и цены материала (аналогично затратам на сырье и основные материалы)

Зтех = Нрi ´ Цi (2.16)

Результаты расчета сводятся в таблицу 2.5.

Таблица 2.5.

Расчет затрат на ремонт

Наименование оборудования Количество единиц Балансовая стоимость, тыс. руб. Норма на ремонт, % Годовые отчисления на ремонт, тыс. руб.
единицы всего
ИТОГО

Статья «Транспортные расходы».

Транспортные расходы или внутризаводское перемещение грузов (3тр) укрупненно принимается в размере 3% от суммы статей: топливо и энергетические затраты, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с начислениями, амортизация и текущий ремонт основных средств.

Зтр = 0.03 ´ (Зт-э +Зо + Зд + Нзп + АО + Зр) (2.32)

Статья «Цеховые расходы»

Цеховые расходы (Зцр) — это комплексная статья затрат, включающая в себя следующие расходы.

Содержание цехового персонала (Сцп).

Сцп = Тц · Чц · Кп · Кнзп · 12, (2.33)

где Тц — среднемесячный оклад руководителей, специалистов;

Чц – численность руководителей, специалистов;

Кп – коэффициент учитывающий премии (если премия – 20%, то Кп = 1,2 и т.д.);

Кнзп – коэффициент учитывающий начисления на зарплату (28,1% Кнзп = 1,281).

12 – количество месяцев в году.

Затраты на опыты и исследования (Зоп)

Рассчитываются в размере 2.5% от содержания цехового персонала

Зоп = 0,025 ´ Сцп (2.34)

Расходы по технике безопасности и охране труда (Зтб)

Рассчитываются в размере 3,0% от фонда заработной платы производственных рабочих с учетом начислений на заработную плату.

Зтб = 0,03 · (Зо + Зд + Нзп) (2.35)

Прочие расходы по цеху (Зпроч)

Укрупненно принимаются в размере 3,0% от предыдущих статей.

Зпроч = 0,03 ´ (Сцп + Зоп + Зтб) (2.36)

Итого цеховые расходы.

Зцр = Сцп + Зоп + Зтб + Зпроч (2.37)

Составление калькуляции себестоимости продукции

Все расходы, рассчитанные выше, сводятся таблицу 2.10.

Таблица 2.10

Расчет фонда времени работы оборудования

Годовой календарный фонд времени (Тк) составляет:

Тк = 365·24 = 8760 ч. (2.1.)

Фактический фонд времени (Тф) зависит от установленного режима работы:

а) для непрерывного режима работы:

Тф = 365·24·Кр, (2.2.)

где Кр – коэффициент использования номинального времени работы оборудования, учитывающий потери времени на ремонт, переналадку и разогрев печей;

б) для прерывного режима работы:

Т = (365–В–П)·С·А·Кр, (2.3.)

где В – количество выходных дней в году, связанных с остановкой оборудования;

П – количество праздничных дней в году;

С – количество смен в сутках (С = 1,2 или 3);

А – средняя длительность одной смены в часах.

Величина коэффициента использования номинального времени оборудования определяется техническими и организационными факторами, обусловленными режимом работы и типом оборудования.

Для ориентировочных расчетов коэффициент использования номинального времени можно принимать из следующих данных таблицы 2.1.

1.2. Расчет фонда времени работы оборудования в году

Расчет проводим с помощью составления баланса времени работы оборудования в году, определяем номинальный и эффективный фонды времени работы оборудования. Календарный фонд времени работы оборудования Тк принимается равным 365 дней или 8760 часов. Номинальный фонд времени работы оборудования Тн определяется путем исключения из календарного фонда времени остановок оборудования, предусматриваемых принятым режимом работы. Эффективный фонд времени работы оборудования в году Тэф определяется путем исключения из номинального фонда времени в часах длительности простоя оборудования во всех видах планово–предупредительного ремонта и по технологическим причинам, которые рассчитываются исходя из норм продолжительности межремонтных пробегов по каждому виду ремонтов, ремонтного цикла и длительности каждого ремонта. Эти нормы принимаются по данным действующих предприятий. На основании принятых норм определяем количество всех видов ремонтов за ремонтный цикл (Тр.ц.=Ткап) и время простоя оборудования в ремонтах в среднем за год.

Таблица 1. Баланс времени работы оборудования в году

Элементы времени

периодический режим работы, 5-дневная рабочая неделя, 2 смены по 8 часов

Календарный фонд времени Тк :

в днях

в часах

Нерабочие дни по режиму – всего

в том числе:

праздничные

выходные

остановки на ремонт коммуникаций

Количество дней работы в году по режиму (Др)

То же — в часах (Чр)

Внутрисменные остановки (сокращенные часы рабочих смен в предпраздничные дни)

Номинальный фонд Тн, час

Планируемые остановки оборудования в рабочие дни, час:

на капитальный ремонт

на текущий ремонт

по технологическим причинам

Итого

Эффективный фонд времени работы ТЭФ, ЧАС

Коэффициент экстенсивного использования оборудования КЭ

0,44

Количество ремонтов оборудования за ремонтный цикл определяется:

а) общее количество ремонтов (nрем):

б) количество текущих ремонтов (nт):

Время простоя оборудования в ремонтах в среднем за год определяется:

а) в капитальном ремонте (ПК):

где Тк.у. – условный календарный годовой фонд времени (принимается Тк.у.=3984 ч)

б) в текущем ПТ :

Коэффициент экстенсивного использования оборудования:

2. Расчет сметной стоимости проектируемого объекта

Капитальные вложения в проектируемый объект принято называть полной сметной стоимостью этого объекта. В проектных организациях расчет капитальных затрат осуществляется путем составления локальных смет затрат на строительство зданий и сооружений, на приобретение и монтаж оборудования, КИП, трубопроводов и т.п.

В данном проектном расчете будем условно считать, что полная сметная стоимость объекта соответствует стоимости его основных фондов, по которым исчисляется амортизация.

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ НОРМО-ЧАС

Обзорный материал под названием «Почем нормо-час?», опубликованный в №14 (694) от 1 октября 2009 года, вызвал живой интерес со стороны читателей, которые пожелали дальнейшего развития темы. Что же, идем им навстречу и предлагаем интервью со специалистом в области автомобильного сервиса — заместителем директора по послепродажному обслуживанию ИООО «Атлант-М Холпи» Андреем ЦЕХОВЫМ. Разумеется, главной темой беседы стал нормо-час.

— Давайте начнем с самого понятия. Что оно означает и для чего применяется?
— Нормо-час — это норматив времени, используемый на предприятии автосервиса для определения трудоемкости выполнения той или иной ремонтной операции с автомобилем. Нормо-час имеет количественное и стоимостное выражение, призван определять объективную трудоемкость выполняемых ремонтной организацией работ и в конечном итоге — стоимость оказанной клиенту услуги. В качестве единицы услуги на предприятии автосервиса используется один нормо-час, который определяется в стоимостном выражении, экономически обосновывается и утверждается приказом директора по предприятию в виде прейскуранта на услуги сервиса.
Непосредственно количество нормо-часов мы определяем по заводским справочникам нормо-часов, в которых собраны основные виды выполняемых при ремонте работ. Эти нормативы отражают объективное количество времени, необходимое для выполнения любой ремонтной операции, и исключают возможность завышения/занижения итоговой стоимости услуги.
Таким образом, итоговая стоимость услуг автосервиса без учета стоимости используемых при ремонте запасных частей и материалов определяется как произведение количества нормо-часов на стоимость одного нормо-часа. Как инструментом, определяющим стоимость ремонтных работ для клиентов, нормо-часом пользуется большинство субъектов хозяйствования, предлагающих услуги сервиса.

— Каково отношение нормо-часа к фактическому времени?
— Важно, чтобы клиент понимал: работа, которую он заказывает в фирменном автосервисе, рассчитывается не из фактически затраченного слесарем времени, а четко привязана к нормативам, которые разработаны заводом-изготовителем.
Если по каким-либо причинам необходимая для производства работа отсутствует в заводском справочнике нормо-часов (например, восстановление изношенного резьбового соединения), то искомый норматив разрабатывается на основании технологической карты хронометража рабочего времени. У нас на предприятии существует комиссия, утвержденная приказом директора, в задачи которой входит разработка нормативов рабочего времени, не указанных в справочниках нормо-часов. В состав данной комиссии входит технолог, бухгалтер и руководитель отдела сервиса.
Необходимые для утверждения нормативы времени рассчитываются как среднее значение многократных замеров (не менее четырех) одной и той же операции в исполнении нескольких сотрудников сервиса. При этом в качестве исполнителей таких работ привлекаются квалифицированные слесари первой или второй категории, обладающие необходимыми знаниями и навыками. Задача комиссии при этом заключается в фиксировании продуктивного времени выполнения той или иной операции и занесении его в карту хронометража. Время простоя при замерах, естественно, не учитывается и в карту хронометража не включается.
Таким образом, на выходе мы получаем корректно заполненную технологическую карту хронометража рабочего времени, которая утверждается директором предприятия, а необходимый для расчета клиентов норматив времени на основании утвержденной карты вводится в действие приказом директора. Это очень кропотливая работа, но другого основания объективно рассчитать стоимость услуги для клиента у нас нет.

— И все же насколько нормо-час соответствует часу реальному? Например, на вашей станции?
— Если учитывать технологичность предприятия, опыт и квалификацию сотрудников, выполняющих те или иные работы, то нормо-час как раз и является неким средним показателем объективных затрат времени на производство работ в сервисе. Опытный сотрудник, как правило, вкладывается в заявленный норматив. Сотрудник, имеющий более низкую категорию или меньший опыт работы, наверняка затратит несколько больше времени. Для нас важно, чтобы фактическое продуктивное время работы с автомобилем было соизмеримо с нормой, оплачиваемой клиентом, при неизменно высоком качестве оказываемых услуг.
Но по факту общее время нахождения автомобиля в ремонтной зоне всегда несколько больше, чем нормо-часы, оплачиваемые заказчиком. Это обусловлено тем, что помимо продуктивного времени выполнения ремонтной операции существует и дополнительное время, которое расходуется на получение со склада запасных частей, перемещение автомобиля на другой пост, подготовку оборудования и специального инструмента к работе, выполнение обязательных контрольных операций с автомобилем. Например, клиенту, приехавшему к нам на регулировку света фар, мы обязательно бесплатно проконтролируем уровень масла в двигателе, уровень тормозной и охлаждающей жидкостей, а на это всегда уходит некоторое время, пусть и небольшое.

— Основываясь на этих словах, можно сказать, что клиенту выгодно, когда при расчете стоимости работ используется нормо-час?
— Это выгодно для обеих сторон. С нормо-часом работает весь мир: ремонтные мастерские, страховые компании.
И это более понятно для клиента: он видит, сколько ориентировочно времени автомобиль будет находиться или находился в ремонте, видит единый тариф за один нормо-час, ему проще калькулировать для себя счет и планировать будущие ремонты по времени. Использование нормо-часа не требует объемного прейскуранта всех услуг — в этом случае потребовалось бы использование большого количества информации. Если мы, например, предлагаем клиентам какую-то услугу, которая выделена и имеет фиксированную стоимость, то мы под каждую такую услугу обязаны готовить экономическое обоснование. А таких услуг у нас на предприятии более 1000! Следовательно, готовить столько же экономических обоснований просто нецелесообразно и невыгодно для предприятия. Затраты времени на их подготовку несоразмерно велики.
Другое дело, если предприятие оказывает узконаправленные услуги. Типичный пример — шиномонтажные мастерские, где часто применяются фиксированные цены на каждую отдельную услугу. Таких услуг у этих предприятий наберется десятка полтора, не больше. В этом случае все работы сводятся в один прейскурант, с которым и знакомится клиент.

— Насколько массово «неофициалы» используют нормо-час?
— Как правило, сертифицированные СТО выбирают нормо-час для обслуживания клиентов, благо по большинству моделей автомобилей существуют лицензированные копии справочников нормо-часов. Причины выбора нормо-часа для них, я думаю, те же, что и для нашего предприятия: удобство в работе и информативность для клиента. Что же касается «нелегальных» ремонтников, то они, как правило, предлагают клиентам отдельную стоимость по каждому виду работ, а то и просто называют общую цифру за определенный комплекс услуг. В любом случае нормо-час доказал свою «профессиональную пригодность», и я уверен, что будущее именно за этим видом расчета итоговой стоимости услуги.

— Норма есть, но ее приходится пересчитывать. Так бывает?
— Бывает, но это скорее исключение, чем правило. На подобные исключения нужны обоснованные причины, и если мы их находим, то пересматриваем нормы на основании проведенного хронометража. Причем нормативы времени могут пересматриваться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Например, на некоторые модели автомобилей заводской справочник нормо-часов устанавливает норматив времени на замену рулевой тяги в размере 5,4 нормо-часа, предписывая производить замену рулевой тяги при снятой рулевой рейке. Мы же изготовили специальную оснастку, которая позволяет проводить качественную замену рулевой тяги непосредственно на автомобиле, что привело к существенному снижению норматива и снижению стоимости такой услуги для клиентов. В этом случае комиссия по хронометражу разработала норматив по замене рулевой тяги в объеме одного нормо-часа.

— Какие нормативные документы регламентируют формирование стоимости нормо-часа?
— Прежде всего это постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 января 2008 года №23 «Об утверждении инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств».
Пожалуй, это сегодня основной документ. Он не ограничивает предприятия автосервиса в уровне рентабельности, но указывает, каким образом мы должны формировать стоимость нормо-часа, и регламентирует некоторые моменты, касающиеся сопутствующих материалов и запчастей, которые включаются в стоимость заказа-наряда.

— Если тезисно, то как рассчитывается стоимость нормо-часа?
— Сначала определяется затратная часть. Суммируются все составляющие: часовая тарифная ставка персонала, занятого оказанием услуг, премиальные выплаты, приведенные к часовой тарифной ставке, отчисления в ФСЗН, страховой взнос по обязательному страхованию, накладные расходы. В сумме получаем себестоимость нормо-часа. Далее, исходя из качества услуг и конъюнктуры рынка, рассчитываем прибыль. Затем от суммы себестоимости и прибыли рассчитываем сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции и в итоге, просуммировав три составляющие (себестоимость + прибыль + сбор), получаем стоимость нормо-часа без НДС. В завершение добавляем к стоимости нормо-часа налог на добавленную стоимость (18 процентов) и налог на услуги (5 процентов — рассчитывается только для физических лиц).

— Почему стоимость нормо-часа на различных станциях серьезно отличается, порой в несколько раз?
— Разбежка действительно существует, и порой она говорит о том, насколько предприятие технологично, насколько авторитетно, как долго присутствует на рынке услуг. Скажем, начинающие сервисы обычно предлагают недорогой нормо-час. Им нужно заработать авторитет, сформировать клиентуру, поэтому вначале они закладывают минимальный процент рентабельности. Неофициальные сервисы проводят постоянный мониторинг цен на услуги станций официальных дилеров и следом за ними корректируют свои цены, предлагая свои услуги по чуть меньшей стоимости.
Если у СТО нет отбоя от клиентов, существуют очереди, то, следовательно, услуги этой станции востребованы и руководство может думать о том, чтобы увеличить стоимость нормо-часа. Если же, наоборот, число клиентов на сервисе сокращается, одним из средств их привлечения может служить снижение стоимости нормо-часа.
Нужно понимать, что привлекательность сервиса — это не только качество и стоимость работ. Насколько удобно расположена станция, ходит ли рядом общественный транспорт, хороша ли инфраструктура — может ли клиент, ожидая машину из сервиса, воспользоваться услугами кафе, банка, Интернетом, посмотреть телевизор и почитать журналы? С другой стороны, для предприятия создание таких условий — это тоже затраты, которые учитываются при формировании стоимости нормо-часа.
Наша задача — иметь оптимальный нормо-час. Мы стараемся не завышать его стоимость. Более того, для некоторых категорий клиентов делаем скидки: например, для владельцев старых машин стоимость нормо-часа ниже на 25 процентов.
Последний раз стоимость нормо-часа мы меняли в начале 2009 года, когда произошла девальвация белорусского рубля. Тогда для нас увеличилась стоимость прямых расходов сервиса, так как поставщики подняли стоимость закупаемых материалов сервиса; увеличилась стоимость обслуживания здания, и мы вынуждены были для сохранения уровня рентабельности увеличить стоимость нормо-часа.

— Некоторые дилеры для старых машин применяют повышенную стоимость нормо-часа. Как можете это прокомментировать?
— Это понятная позиция сервисов, которые хотят исключить владельцев старых машин из числа своих клиентов, потому что проведение работ здесь связано с определенными сложностями (тот же «закисший» крепеж и повышенные трудозатраты на производство любых демонтажных и монтажных работ). Именно поэтому они и применяют надбавки к стоимости нормо-часа. Мы себе такой цели не ставим, так как понимаем, что если увеличим стоимость нормо-часа для этой категории клиентов, то потеряем ее. Несмотря на то что у нас фирменный сервис и мы нацелены в первую очередь на послепродажное обслуживание автомобилей в гарантийный период, про более старые машины тоже не забываем. Так называемые второй и третий сегменты (автомобили старше трех лет) составляют более половины наших клиентов, и мы зарабатываем на этой категории более половины нашего валового дохода.

— Является ли стоимость нормо-часа показателем уровня сервиса?
— В определенном смысле да. Ориентируясь на стоимость нормо-часа, клиент может составить приблизительное мнение об уровне данной станции.
Сервисы с низкой технологией, но высокой стоимостью нормо-часа долго не живут. С другой стороны, низкая стоимость нормо-часа может быть либо у «молодых» предприятий, либо у станций, которые не владеют технологией большинства ремонтов (у них, как правило, нет опытного персонала), либо у сервисов, которые не имеют высокой репутации и вынуждены привлекать клиентов невысокой стоимостью работ. Для меня как клиента низкая стоимость услуг всегда подозрительна. Чудес не бывает: за качественную услугу нужно платить адекватные деньги.
Как производственник, я четко понимаю, какие затраты мы несем при оказании услуг автосервиса. Большой автоцентр с хорошей инфраструктурой и определенным набором дополнительных услуг для клиентов всегда предполагает наличие больших затрат для предприятия. При этом рентабельность большого предприятия будет ниже, чем рентабельность небольших сервисных станций, состав затрат которых и размеры гораздо меньше.

— За последние несколько лет стоимость нормо-часа на фирменных СТО заметно подросла. Будет ли нормо-час дорожать в дальнейшем?
— Отчасти этот рост был вызван девальвацией национальной валюты — это нужно учитывать… Я думаю, что в будущем рост возможен, но он будет незначительным. А в ближайшей перспективе вряд ли фирменные сервисы будут использовать у себя политику повышения цен. Скорее, наоборот: в следующем году будет наблюдаться некоторое снижение стоимости нормо-часа для определенной категории клиентов. Это будет вызвано складывающейся для фирменных сервисов конъюнктурой рынка и обостряющейся в период кризиса борьбой за клиента.

Иван КРИШКЕВИЧ, фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

Типовые укрупненные нормы времени на работы по ремонту станков с числовым программным управлением (по видам ремонта)

ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР
ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

Типовые укрупненные нормы времени на работы по ремонту станков с числовым программным управлением (по видам ремонта)

Сборник содержит типовые укрупненные нормы времени на капитальный, средний и текущий ремонты механической части станков, нормы времени на капитальный ремонт электрической и гидравлической части станков, нормы времени на замену блоков систем станков с числовым программным управлением, а также нормы времени на ремонт плат УЧПУ и электроприводов.
Типовые укрупненные нормы времени разработаны Государственным проектно-конструкторским и технологическим институтом по модернизации, автоматизации, ремонту металлорежущих станков и техническому обслуживанию металлообрабатывающего оборудования с программным управлением (ГПКТИ «Станкосервис») и предприятиями Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР совместно с Центральным бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам при участии нормативно-исследовательских организаций и предприятий Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, Министерства оборонной промышленности СССР, Министерства общего машиностроения СССР, Министерства промышленности средств связи СССР, Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР, Министерства сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР, Министерства судостроительной промышленности СССР.
Типовые укрупненные нормы времени утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 13 января 1988 года N 10/2-21.
Срок действия типовых укрупненных норм времени установлен до 1994 года.
Типовые укрупненные нормы времени рекомендованы для применения в условиях цехов и мастерских предприятий (организаций), объединений (комбинатов) всех отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности.
В конце сборника помещен бланк отзыва, который заполняется предприятием (организацией) и направляется в адрес ЦБНТ (109028, Москва, ул.Солянка, д.3).
Обеспечение межотраслевыми материалами по труду осуществляется по «Книготорговому бюллетеню» или «Аннотированному тематическому плану выпуска литературы» издательства «Экономика» через книготорговую сеть на местах по заявкам предприятий и организаций.

1. Общая часть

1.1. Типовые укрупненные нормы времени на работы по ремонту станков с числовым программным управлением (ЧПУ) (по видам ремонта) рекомендованы для применения в условиях ремонтно-механических цехов и мастерских предприятий отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности.
Типовые укрупненные нормы времени предназначены для нормирования труда слесарей-ремонтников, электромонтеров по ремонту электрооборудования, маляров, инженеров-электроников, занятых на работах по ремонту станков с ЧПУ при сдельной системе оплаты труда, установлении нормированных заданий, и вводятся в действие администрацией предприятия после согласования с комитетом профсоюза.

1.2. Типовые укрупненные нормы времени могут быть использованы при расчете комплексных норм при внедрении бригадной формы организации труда в соответствии с Методическими рекомендациями по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования (М.: Экономика, 1987).
Особенно эффективно типовые укрупненные нормы времени могут быть применены при сдельной системе оплаты труда ремонтных рабочих, позволяя дать возможность определять и устанавливать нормативный (оптимальный рассчитанный по нормам) объем ремонтных работ на бригаду.

1.3. Настоящий сборник содержит нормы времени на капитальный, средний и текущий ремонты механической части станков, нормы времени на капитальный ремонт электрической и гидравлической части станков, нормы времени на замену блоков систем станков с ЧПУ, а также нормы времени на ремонт плат устройства системы числового программного управления (УЧПУ) и электроприводов (приложение 1) следующих моделей станков:
токарно-винторезные:
1А616Ф3, 1А616Ф302, 16Б16Т1 типовой представитель — 1А616Ф3;
16К30Ф3, 16К30Ф323, 16К30Ф333, 16К30Ф335, 16К30Ф353 типовой представитель — 16К30Ф3;
1М63Ф3, 1М63Ф3-01 типовой представитель — 1М63Ф3;
16К20Ф3, 16К20Ф3С19, 16К20Ф3С32, 16К20Ф3С13, 16К20Ф3С5, 16К20Ф3С2
типовой представитель — 16К20Ф3;

сверлильные:
2Р118Ф2, 2Н123Ф2 типовой представитель — 2Р118Ф2;
2Р135Ф2, 2Р135Ф2-1 типовой представитель — 2Р135Ф2;
круглошлифовальные:
3М151Ф2, 3М152Ф2;
плоскошлифовальные:
3Е711ВФ3, 3Е711ВФ1, 3Е711АФ1 типовой представитель — 3Е711ВФ3;
3Е721ВФ3, 3Е721ВФ-1 типовой представитель — 3Е721ВФ3;
вертикально-фрезерные:
6Р11Ф3, 6Р11МФ3-1, 6Р11Ф3-1 типовой представитель — 6Р11Ф3;
6520Ф3, 6520Ф3-36 типовой представитель — 6520Ф3;
6Р13Ф3, 6Р13РФ3, 6Р13Ф3-37 типовой представитель — 6Р13Ф3.
В табл.1 приводится типовой состав работ по видам ремонта.

Таблица 1

Типовой состав работ в зависимости от вида ремонта

Вид ремонта

Состав работ

Капитальный ремонт

Проверка на точность перед разборкой; измерение износа трущихся поверхностей перед ремонтом базовых деталей; полная разборка станка и всех его сборочных единиц, промывка, протирка и их осмотр; дефектация деталей и узлов станка; замена и восстановление изношенных деталей; ремонт системы смазки, охлаждения, гидравлики и электрики; шлифование или шабрение всех направляющих плоскостей; ремонт или замена оградительных устройств, установленных в соответствии с правилами техники безопасности и устройств для защиты направляющих поверхностей станка от стружки и абразивной пыли; сборка всех сборочных единиц станка, проверка правильности их взаимодействия; шпаклевка и окраска всех внутренних и наружных поверхностей станка; обкатка на холостом ходу на всех скоростях и подачах; проверка на шум, точность и испытание под нагрузкой.

Средний ремонт

Частичная разборка станка; промывка; протирка; осмотр деталей разобранных сборочных единиц и очистка от грязи неразобранных; уточнение предварительно составленной ведомости дефектов; замена или восстановление изношенных сборочных единиц и деталей; проверка и зачистка неизношенных деталей, оставляемых в механизмах станка, ремонт насосов и систем смазки, охлаждения и гидравлики; контрольное шабрение или шлифование нуждающихся в ремонте направляющих поверхностей, если их износ превышает допустимый; ремонт или замена оградительных устройств для защиты отработанных поверхностей станка от стружки и абразивной пыли; сборка отремонтированных сборочных единиц; проверка правильности взаимодействия всех механизмов станка; окраска наружных нерабочих поверхностей станка; обкатка станка на всех скоростях и подачах; проверка на шум и точность.

Текущий ремонт

Частичная разборка станка; подетальная разборка двух-трех сборочных единиц, подверженных наибольшему износу и загрязнению; вскрытие крышек и люков для внутреннего осмотра и промывки остальных узлов, протирка всего станка; осмотр, промывка деталей разобранных узлов, базовых плоскостей и направляющих; составление и уточнение предварительно составленной ведомости дефектов и выявление деталей, требующих замены или ремонта при ближайшем плановом ремонте с записью в предварительной ведомости дефектов; проверка правильности работы и регулирование механизма станка; замена изношенных деталей; добавление фрикционных дисков; пришабривание конусов фрикционов; регулирование фрикционных муфт и тормозов; зачистка задиров, царапин, забоин, заусенцев на трущихся поверхностях станка; регулирование элементов гидросистемы и ремонт смазочных устройств, замена масла; проверка и ремонт системы охлаждения; устранение утечки жидкости, подтекания кранов; текущий ремонт насосов и арматуры; ремонт и замена оградительных устройств, установленных в соответствии с правилами техники безопасности, и устройств для защиты обработанных поверхностей станка от стружки и абразивной пыли; проверка точности станка, подвергаемого профилактической проверке точности.

1.4. В основу разработки норм времени положены:
типовые технологические процессы ремонта станков с ЧПУ, разработанные Государственным проектно-конструкторским и технологическим институтом по модернизации, автоматизации, ремонту металлорежущих станков и технологическому обслуживанию металлообрабатывающего оборудования с программным управлением (ГПКТИ «Станкосервис»), ГУ «Главстанкоремналадка» Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности;
результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию;
результаты изучения затрат рабочего времени по фотохронометражным наблюдениям и фотографиям рабочего дня;
Общемашиностроительные нормативы времени на слесарные работы по ремонту оборудования (М.: Экономика, 1988);
Общемашиностроительные нормативы времени на лакокрасочные покрытия (М.: Экономика, 1989).

1.5. Нормы времени указаны в человеко-часах и рассчитаны по формуле

,

где — норма времени на операцию; — коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени:

,

где — подготовительно-заключительное время на выполненный объем работ; — время на обслуживание рабочего места; — время на отдых и личные потребности;
, , — приняты в % от оперативного времени: — 4%; — 4,5%; — 5,5% и определены в соответствии с Общемашиностроительными нормативами вспомогательного времени, на обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительного времени;
— оперативное время, затрачиваемое на выполнение опера

ции.

1.6. Разряды работ в настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел: «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31.01.85 N 31/3-30; выпуск 2, разделы: «Слесарные и слесарно-сборочные работы», «Металлопокрытия и окраска», утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 16.01.85 N 17/2-54. Наименование должности инженера-электроника (раздел 3) указано в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, выпуск 1, раздел «Специалисты», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 27 марта 1986 года N 102/6-142.

1.7. Выполнение работ рабочими не тех разрядов, которые указаны в настоящем сборнике, а также недостатки в организации труда и производства не могут служить основанием для каких-либо изменений типовых укрупненных норм времени.

1.8. В сборнике приведены укрупненные типовые нормы времени по видам ремонта, которые следует использовать в том случае, если выполняется весь объем работ по капитальному, среднему и текущему ремонтам.

1.9. На работы, не предусмотренные сборником, методом технического нормирования устанавливаются местные нормы времени по аналогии с типовыми.

1.10. До введения типовых укрупненных норм времени необходимо привести организационно-технические условия в ремонтно-механических цехах, на производственных участках и в мастерских в соответствие с запроектированными в сборнике и проинструктировать рабочих.

1.11. Если на предприятии действуют более прогрессивные нормы времени, настоящий сборник не является основанием для их изменения.

2. Организация труда

2.1. Работы по ремонту станков с ЧПУ выполняются специализированными бригадами. В целях повышения качества и ответственности за проведение ремонта оборудование закрепляется за каждой ремонтной бригадой. Как правило, закрепление оборудования за бригадами производится по производственным участкам или пролетам. В отдельных случаях при производственной необходимости оборудование может быть закреплено за бригадами по признаку его однотипности (токарно-винторезные станки с ЧПУ, сверлильные станки с ЧПУ, вертикально-фрезерные станки с ЧПУ, плоскошлифовальные станки с ЧПУ, круглошлифовальные станки с ЧПУ).

2.2. Планирование объема ремонтных работ закрепленного за бригадами оборудования производят на основании годового графика планово-предупредительного ремонта (ППР). Основой для определения численности бригад является плановый объем работ по трудоемкости, приходящейся на бригаду. Трудоемкость рассчитывается на основе межотраслевых, отраслевых и данных нормативных материалов по труду.

2.3. Нормами времени предусматривается выполнение операций на рабочих участках, оснащенных стендами, подъемно-транспортными средствами, соответствующими инструментами и приспособлениями. Перемещение деталей, узлов, материалов, инструментов и приспособлений на рабочих местах допускается на расстояние до 30 м и входит в обязанности ремонтников, занятых ремонтом оборудования. Транспортировка станков с ЧПУ в сборе на рабочее место слесарей-ремонтников осуществляется бригадой такелажников.

2.4. Ремонт станков с ЧПУ осуществляется по технологической схеме, представленной на рис.1.

2.5. Организация рабочего места определяется наличием и размещением необходимого оборудования, приспособлений и инструмента. На рис.2 предлагается типовая планировка участка ремонта станков с ЧПУ, которая обеспечит наиболее экономное использование производственных площадей, сокращение расстояний переходов рабочих и транспортировки материалов за счет рационального расположения оборудования и оргтехоснастки.

Рис.1. Общая схема технологического процесса ремонта ставков с ЧПУ

Рис.2. Типовая планировка рабочего места слесарей по ремонту и межремонтному обслуживанию оборудования:

Рис.3. Рабочее место слесаря-ремонтника по разборке станков на узлы:

Рис.4. Планировка рабочего места слесаря-ремонтника по разборке узлов станка:

Рис.5. Планировка рабочего места дефектовщика:

2.6. В целях повышения качества ремонтного оборудования и применения передовых методов и приемов труда предусмотрена специализация рабочих мест на участке. Приведенные планировки (рис.2, 3, 4, 5, 6) разработаны на основе следующих исходных данных технологического процесса:
состава и габаритов оборудования оснастки;
габаритов предметов труда и их количества;
предлагаемой системы обслуживания рабочих мест;
норм безопасности труда и санитарной гигиены.

2.7. Все виды слесарных работ при ремонте станков с ЧПУ выполняются на рабочем месте постоянными исполнителями. Для снятия и установки деталей и узлов станков свыше 30 кг используется кран-балка. Снятие и установка узлов станка весом свыше 1 т производятся с помощью крана, установленного в цехе. Выбор типовых конструкций оргоснастки производится согласно анализу организации рабочих мест с учетом обеспечения благоприятных условий труда на рабочих местах. При выборе оргоснастки из числа рекомендуемой учитывают конкретные условия производства при ремонте станков с ЧПУ.

2.8. В производственном процессе ремонта особое место занимает дефектация узлов и деталей и составление на ее основе ведомости дефектов. Ведомость дефектов является основным исполнительным технологическим документом, на основании которого определяется потребность в запасных деталях, а также степень пригодности деталей и узлов и объем ремонтных работ. На основании ведомости дефектов определяется необходимость и своевременность получения или изготовления запасных деталей и узлов, заменяющих изношенные, снабжения инструментами и приспособлениями, а также материалами и комплектующими изделиями.
Организация труда на рабочих местах должна удовлетворять требованиям охраны труда, техники безопасности и правилам промышленной санитарии и гигиены.
Одним из необходимых условий высокопроизводительного труда и сохранения здоровья работающих является обеспечение чистоты воздуха и нормальных санитарно-гигиенических условий в рабочих помещениях. В воздухе рабочей зоны производственных помещений ремонтно-механических цехов и мастерских могут находиться предельно допустимые концентрации вредных веществ. Поэтому все закрытые помещения ремонтно-механических цехов и мастерских должны иметь возможность естественного проветривания, а там, где производятся сварочные работы или в воздухе содержатся испарения масел, нефтепродуктов и растворов моечной установки, должна быть предусмотрена вентиляция с воздухообменом 1-10 раз в час в зависимости от объема помещения. Немаловажное значение для производственного процесса имеет освещенность рабочих мест. Высокую рассеянность света, благоприятную для нормальных условий труда, создает естественное освещение (окна в наружных стенах). Кроме того, при ремонте оборудования используется комбинированное освещение. Светильники располагаются так, чтобы луч лампы хорошо освещал рабочее место, но не отражался в глаза рабочему. Для освещения отдельных узлов и деталей применяют ручные переносные светильники или поворотные светильники на кронштейнах. Светильники имеют арматуру, предохраняющую глаза рабочих от ослепления, а сами светильники — от механических повреждений. Освещенность производственных помещений и рабочих мест при люминесцентном освещении должна быть не менее 200 лк.

Рис.7. Подставка для корпусных деталей СД 3738-05

Подставки стыкуются по длине и ширине.

Грузоподъемность, кг

2000

Габариты, мм:

длина

ширина

высота

Масса, кг

Рис.8. Стул подъемно-поворотный С 3741-01

Угол поворота сиденья, град

Высота подъема сиденья, мм

Высота подъема спинки, мм

Угол наклона, град

Масса, кг

Рис.9. Стол сборщика СД 3702.09А

Предназначен для разборки узлов и изделий.

Грузоподъемность, кг

Габариты, мм:

длина

ширина

высота

Масса, кг

Рис.10. Стеллаж-подставка СД 3702.10A

Предназначен для хранения деталей, узлов и приспособлений массой до 2000 кг.

Габариты, мм:

длина

ширина

высота

Масса, кг

Рис.11. Решетка под ноги рабочему С 3794.01

Рис.12. Рабочее место по диагностике и ремонту плат УЧПУ электроприводов. Стол электромонтажный С 37003

3. Оборудование и техоснастка

Оборудование, приспособление, инструмент

Тип, модель, ГОСТ

Примечание

Оргоснасткс

Верстак слесарный

СД 3701-07А

Конструкция инструмента «Оргстанкинпром»

Инструментальный шкаф

С 3722-21

То же

Стул

С 3741-01

«

Стол приемный

СД 3725-01

«

Стеллаж

С 3722-32

«

Стол для сборки узлов

СД 3702-09

«

Передвижной верстак

СМ 52200-00

«

Оборудование

Кран-балка

НКМ-203

Грузоподъемность 1 т

Ванна моечная

НМ-8402

Стенд для испытания пневмогидроаппаратуры

Нестандартный

Ванна для нагрева

Нестандартная

Кран мостовой электрический

Имеющийся в цехе

Наждачное точило

3Б634

Электрический металлизатор

ЭМ-14

Чертежи разработаны ВНИИ-автогенмашем

Электросверлильная машина

С-480

Приспособления

Приспособление для выпрессовки

ПН-4-00

Калькодержатель «Сибгипроэнергопром»

Тиски слесарные

ГОСТ 4045-75

Струбцины

МН 486-80

Чалочное приспособление

Нестандартное

То же

Специальное приспособление

Нестандартное

«

Патрон

ГОСТ 2675-80

ГОСТ 8255-86

Люнет

СМ 47236

Хомутик

ГОСТ 2578-70

ГОСТ 8742-75

Плита магнитная

ПМ-21

Инструмент режущий, слесарно-
сборочный вспомогательный

Шабер специальный

Нестандартный

Напильники

ГОСТ 1465-80

Сверла спиральные

ГОСТ 10902-77

Зубила слесарные

ГОСТ 7211-86

Метчики

ГОСТ 3266-81

Воротки

ГОСТ 22401-83

Молотки слесарные

ГОСТ 2310-77

Шплинтовыдергиватель

МН-537-60

Комплект ключей

ГОСТ 2839-80

Плоскогубцы

ГОСТ 7236-86

Круглогубцы

ГОСТ 7283-86

Отвертки слесарно-монтажные

ГОСТ 17199-71

Кернеры

ГОСТ 7213-72

Надфили

ГОСТ 1513-77Е

Набор оправок

С-7853

Станок ножовочный ручной

МН 524-60

Полотна ножовочные

ГОСТ СС45-68

Выколотка

С 7851

Оправки специальные

Нестандартные

Зенкеры

ГОСТ 1677-75

Измерительный инструмент и приборы

Уровень рамный

ГОСТ 9392-75

Индикатор

ГОСТ 577-68

Микрометр

ГОСТ 4381-80

Набор щупов N 1

ГОСТ 882-75

Штангенциркуль

ГОСТ 166-80

Динамометр

ГОСТ 13837-79

Штангенрейсмус

ГОСТ 164-80

Шумомер

ГОСТ 17187-81

Калибры

ГОСТ 2848-75

ГОСТ 2849-77

Оправка цилиндрическая

МК-150

МК-153

Примечание. Наряду с указанными допускается применение других типов оборудования, приспособлений, инструмента.

Техоснастка и инструмент по диагностике и ремонту плат УЧПУ и электроприводов

Наименование техоснастки и инструмента

Тип, модель

Примечание

Стол электромонтажника

С 37003

Калькодержатель «Оргстанкинпром»

Паяльник электрический

6V; 12V;

24V; 36V

Осциллограф

С 1-70

Цифровой вольтметр

В 7-27

Частотомер цифровой

Ч 3-57

Набор электромонтажного инструмента (пинцет, бокорез, кусачки, пассатижи, отвертки)

Испытатель цифровых микросхем

Л 2-60

Испытатель линейных и интегральных микросхем

Л 2-47

Измеритель параметров транзисторов

Л 2-42

Источник постоянного тока

Б 5-30

4. Нормативная часть

4.1. Ремонт токарно-винторезных станков с ЧПУ

Капитальный ремонт. Разборка станка на узлы

КАРТА 1

Наименование

Разряд

Модель станка-представителя

операции

работы

1А616Ф3

16К30Ф3

1М63Ф3

16К20Ф3

Нормы времени на выполняемый объем работ, чел./ч

Подготовка станка к ремонту

3,80

5,70

5,90

6,30

Демонтаж системы охлаждения

0,80

1,20

1,25

1,35

Демонтаж ограждений

1,20

1,90

2,00

2,15

Демонтаж системы смазки

1,50

2,30

2,40

2,60

Демонтаж шпиндельной бабки

0,80

1,15

1,20

1,30

Демонтаж задней бабки

0,70

1,05

1,10

1,20

Демонтаж автоматической коробки скоростей

0,90

1,20

1,25

1,35

Демонтаж механизма поперечного перемещения

0,80

1,10

1,15

1,25

Демонтаж механизма продольного перемещения

0,80

1,20

1,25

1,35

Демонтаж станины

1,10

1,60

1,65

1,80

Капитальный ремонт. Разборка узлов станка

КАРТА 2

Лист 1

Модель станка-представителя

Наименование операции

Разряд
работы

1А616Ф3

16К30Ф3

1М63Ф3

16К20Ф3

Что такое норма-час?

Норма-час – это единица времени выполнения работ по ремонту и обслуживанию автомобиля. Существуют специальные нормативы проведения работ по каждой модели автомобиля. В этих нормативах прописаны все возможные операции и сколько норма-часов должна каждая операция продолжаться.

Нормативы определяются следующим образом: квалифицированный механик, используя профессиональный инструмент, выполняет работу, по существующему регламенту на новом чистом автомобиле определённой марки. По окончании работы становится известно необходимое время на данную операцию.

По сути, такими образом измеряется трудоемкость работы. В результате завод изготовитель делает вывод, что такая-то операция на таком-то автомобиле должна занимать столько-то времени. Это норматив. В реальной жизни фактическое время проведения операции может отличаться от нормативного. Например, если гайка приржавела или на болте сорвана резьба, то фактическое время проведения работ может быть больше указанного в дилерской программе.

Может быть и наоборот, когда работа отлажена и используется спец. инструмент, который позволяет выполнять операцию быстрее, чем положено. Как правило, понятие норма-часа в своей работе используют дилеры и некоторые крупные автоцентры, которым доступны дилерские сервисные программы.

Исходя из стоимости норма-часа, рассчитывается конечная цена той или иной операции для клиента.

ОЦЕНИТЕ ПОЛЕЗНОСТЬ ДАННОЙ СТРАНИЦЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *