Норма резервов

  • автор:

Обязательные резервы коммерческих банков

Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Когда физическое или юридическое лицо вносит денежные средства в банк, определенный процент от этой суммы должен быть переведен на специальный счет в ЦБ в качестве резерва и сохраняться там до тех пор, пока деньги не будут выведены из банка.

Обязательное резервирование решает две задачи.

Во-первых, финансовые учреждения имеют право использовать денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, для предоставления кредитов. Из суммы резервов центробанки предоставляют займы для поддержания ликвидности, то есть они используются в случае, если потребуется срочный возврат денег.

Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора. При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики.

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)», определяет ЦБ.

Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.

При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:

— денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;

— облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;

— обязательства, выраженные в неденежной форме (например, в драгоценных металлах или заем ценных бумаг);

— обязательства перед другими кредитными организациями.

Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.

Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.

Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.

Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.

На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.

Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.

Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов

Позитивные тенденции, сложившиеся в реальном секторе экономики, увеличение реальных доходов населения, восстановление его доверия к банковскому сектору способствовали росту ресурсной базы кредитных организаций в послекризисный период.

Как уже было сказано выше, доверие населения к банковскому сектору, подорванное кризисом 1998 года, постепенно восстанавливается (таблица 2).

Среди факторов недоверия, имеющих наибольшее значение для частных вкладчиков и препятствующих формированию их позитивных взаимоотношений с банками, на современном этапе выделяют: опасения, связанные с государственной политикой в кредитной сфере; уверенность в экономической нестабильности государства.

Опасения корпоративных вкладчиков несколько иные: боязнь внезапной потери средств; уверенность в несовершенстве и непредсказуемости кредитной политики банка; недоверие к банковским менеджерам и чиновникам.

Анализируя российский рынок депозитов, можно выявить тенденцию снижения доли депозитов юридических лиц в совокупных пассивах банковского сектора, а в отношении вкладов граждан наблюдается обратная ситуация – их доля напротяжении 2000 – 2002 годов неуклонно растет

Несмотря на тенденцию к дедолларизации балансов, валютный сегмент рынка депозитов юридических лиц остается более емким, чем рублевый.

Как правило, по срочным и сберегательным депозитам устанавливается относительно более высокая норма резервов. Расчет минимальных резервных требований осуществляется на месячной и квартальной базе, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определенного периода можно точно определить среднюю величину вкладов

На счетах депо отражаются депозитарные операции с эмиссионными ценными бумагами- акциями, облигациями, а также с иными видами ценных бумаг, являющимися эмиссионными, переданными кредитной организации ее клиентами для хранения или учета, осуществления доверительного управления, брокерских и иных операций.

Минимальные резервы в фонде обязательного резервирования устанавливаются для обеспечения обязательств банков по депозитам;

Траст-отделы выполняют функцию депозитария – хранения акций, по которым акционеры передали право голосования уполномоченным представителям (так называемый голосующий траст)

3.3 Кредитная политика – это определение направлений деятельности банка в области кредитно-инвестиционных операций и разработка процедур кредитования, обеспечивающих снижение рисков.

Сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций (активных), то есть в умении свести к минимуму кредитный риск. Таким образом, кредитная политика – это определение того уровня риска, который может взять на себя банк.

Кредитная политика — звучное название, подразумевающее под собой всего лишь ответ на три простых вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много? Основной же критерий эффективности кредитной политики (для фирмы)- это рост доходности по основной деятельности компании, либо в следствие увеличения объемов продаж, либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).

В среднем по промышленности дебиторская задолженность занимает более 50% от суммы оборотных средств..

Кредитная политика — это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием кредитов, предоставляемых банком.

Кредитная политика компании в числе прочего может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности.

Финансирование товарного кредита возможно различными способами: за счет собственных средств, банковского кредита, товарного кредита собственного поставщика. Кроме того в Латвии получил распространение факторинг.Факторинг – это комплекс услуг, предоставляемых поставщикам и производителям товаров (услуг) по финансированию и управлению дебиторской задолженностью. Основные участники сделки по факторингу:

— Фактор (Банк)

— Поставщик/Производитель товаров (Клиент)

— Покупатель товаров, работающий на условиях отсрочки платежа (Дебитор)

Услуги включают:

Финансирование поставщика — Банк выплачивает до 90% от суммы поставки в адрес покупателей, находящихся в любой точке России

Учет дебиторской задолженности — вы получаете полную информацию о состоянии дебиторской задолженности уступленной Банку

Управление дебиторской задолженностью — оценка и мониторинг благонадежности и платежной дисциплины Ваших покупателей, оперативный пересмотр лимитов финансирования, обеспечение своевременного поступления денежных средств от покупателей

Предоставление дополнительной отсрочки — позволяет Вам пользоваться денежными средствами по факторингу не только в период действия отсрочки платежа, но и в дополнительный период ожидания, предоставляемый Банком без взимания дополнительных комиссий.

Преимущества факторинговых услуг:

Финансирование без залога и поручительств

Нецелевое назначение денежных средств

Деньги за товар в день отгрузки

Оплата комиссии по факту использования денежных средств

Ускорение оборачиваемости капитала

Повышение доходности

Улучшение структуры баланса

Ваше конкурентное преимущество на рынке!

Факторинг в ОАО Банк «Петрокоммерц» это:

Низкая стоимость – от 7%

Суть услуги, заключается в предоставлении Клиенту финансирования (до 100% от суммы поставленного товара) под уступку права требования к Дебитору за отгруженный товар в пользу Фактора, в день подачи товарно-транспортных документов в Банк (надлежащим образом заверенные копии).

Договор о факторинговом обслуживании является двусторонним, и заключается между Поставщиком товаров (Клиент) и Банком (Фактор).

Продавец должен предоставить в Банк за подписью Покупателя (Дебитора) Уведомление (по форме Банка), согласно которому, все оплаты за отгруженный товар будут осуществляться на счет Банка.

Этапы факторинговой сделки выглядят следующим образом:

Продавец (Клиент) отгружает товар Покупателю (Дебитору) на условиях отсрочки платежа;

Товарно-транспортные документы (заверенные копии) на отгруженный товар передаются в Банк вместе с реестром финансирования;

Банк, на основании полученных документов, осуществляет выплату финансирования Клиенту, в размере 90 % от суммы уступленных требований;

По окончанию периода отсрочки платежа (согласно договору поставки между Продавцом и Покупателем), Дебитор перечисляет денежные средства (в размере 100 %), за полученный ранее товар на счет Банка;

Банк, из полученных средств (100 %), производит удержание суммы выплаченного финансирования (90 %) и причитающихся Банку комиссий (согласно условиям Генерального договора по факторингу);

Образовавшийся остаток денежных средств, перечисляется на расчетный счет Клиента.

ФОРФЕЙТИНГ, форфетирование (от франц. a forfai — целиком, общей суммой) — кредитование экспорта путем покупки коммерческих векселей без оборота на продавца. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Операция форфейтинга аналогична операции факторинга.

Кредитная политика может быть основана как на формальных, так и не формальных критериях:

1. Кредитная и платежная история клиентов.

2. Платежеспособность;

3. Текущий анализ и перспективная оценка финансовой стабильности покупателей.

Осторожность при выборе кредитной политики предприятия обусловлена тем, что ведение предпринимательской деятельности в нынешних условиях сопряжено с сохраняющейся экономической нестабильностью, многочисленными коммерческими рисками.

К общим функциям кредитной политики банка относятся:

1. Коммерческая функция заключается в получении банком прибыли от проведения различных операций, в частности, кредитных.

2. Стимулирующая функция заключается в стимулировании аккумуляции временно свободных денежных средств в банки и их рациональное использование. Стимулом для клиента банка воздержаться на определенный срок от текущего потребления является возможность получить дополнительный доход на средства, помещенные в банк на депозит, а возможность получить в банке ссуду имеет важное значение для покрытия временной потребности в дополнительных средствах, при этом стимулом для погашения задолженности в максимально короткие сроки является необходимость уплаты процентов банку за пользование ссудой. Для банка стимулирующая функция кредитной политики проявляется в том, что банки стремятся привлечь наиболее дешевые ресурсы на рынке на относительно длительный срок и разместить их с максимальной выгодой.

3. Контрольная функция проявляется в том, что кредитная политика позволяет контролировать процесс привлечения и использования кредитных ресурсов банками и их клиентами с учетом приоритетов, определенных в кредитной политике конкретного банка.

4. Специфическая функция кредитной политики всего одна, но очень важная. Это функция оптимизации кредитного процесса. Действие данной функции направлено на достижение цели банковской политики.

При формировании кредитной политики банку следует тщательно проанализировать следующие факторы:

• наличие собственного капитала (чем больше капитал, тем более длительные и рискованные кредиты может предоставить банк);

• степень рискованности и прибыльности различных видов кредитов;

• стабильность депозитов (банк вправе предоставлять кредиты после того, как образованы достаточные первичные и вторичные резервы. Учет стабильности депозитов важен в случае непредсказуемых колебаний спроса, если вдруг все вкладчики захотят ликвидировать свои депозиты);

• состояние экономики страны в целом, т.к. экономические спады и подъемы способствуют более резким колебаниям общей массы кредитных ресурсов и процентных ставок по кредитам;

• денежно-кредитная и фискальная политика правительства, сокращающая или расширяющая кредитные возможности банков;

• квалификация и опыт банковского персонала (от него зависит разнообразие направлений и эффективность кредитной политики банка).

Разработка и проведение банком кредитной политики должны быть направлены на достижение следующих целей:

— допускать только такой характер риска, который позволяет создавать активы высокого качества и обеспечивать постоянный целевой уровень доходности;

— создать высокопрофессиональный коллектив кредитных работников, обеспечивающих высокое качество кредитного портфеля банка;

— предоставлять ссуды на финансирование экономически перспективных, рентабельных проектов, соответствующих стратегическим целям банка;

— способствовать развитию долгосрочных отношений с клиентами, приносящими доход:

— избегать использования высококонкурентных, но неоправданных методов кредитования.

Основой кредитной политики должны стать два главных принципа: надежность и доходность размещения средств. Проводимая банком консервативная кредитная политика и опыт работы на рынке кредитных услуг позволят банку совместить увеличение кредитного портфеля с высоким уровнем его надежности.(агрессивная, умеренная политика).

Одними из приоритетных направлений в работе банка становятся кредитование и лизинг. Сегодня растет интерес кредитования, направленный на развитие производства. Большинство кредитов выдается на приобретение нового оборудования, строительство объектов промышленности и инфраструктуры.

Банки должны способствовать подъему отечественной экономики и вносить свой вклад в реструктуризацию промышленности, финансовое оздоровление предприятий и ликвидацию негативных последствий кризиса неплатежей. С учетом этого основными направлениями кредитования банка должны стать:

-предоставление кредитов в оборотные средства крупных промышленных предприятий;

-кредитование предприятий и организаций для реализации конкретных коммерческих проектов;

-кредитование организаций-нерезидентов в валюте;

-кредитование населения;

-кредитование банков.

Способы обеспечения возврата кредита:

Банковское законодательство Р. Ф. Предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться под различные формы обеспечения кредита. Предоставляемые банком кредиты обеспечиваются залогом имущества, ценных бумаг, гарантиями, поручительствами.

В качестве обеспечения возврата кредита заемщик (физическое лицо) должен представить:

— поручительство одного и более граждан (зависит от суммы кредита), имеющих постоянный источник дохода с указанием солидарной ответственности с заемщиком, иногда поручителем являются органы местной власти и управления или органы местной администрации либо организация, где работает заемщик;

— договор залога.

Размер обеспечения возврата кредита должен быть не менее суммы основного долга и причитающихся за пользование кредитом процентов, а окончание срока действия гарантии на 6 месяцев позже установленного договором срока погашения кредита. Предоставление заемщиком имущества и имущественных прав в залог банку оформляется отдельным договором о залоге. В дополнение к договору прилагается залоговое обязательство.

Банк принимает в качестве обеспечения возвратности кредита в залог имущество заемщика, принадлежащее ему на правах собственности.

Основные фонды принимаются в залог лишь в случае, когда заемщик в соответствии с действующим законодательством и собственными уставными документами отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В случае краткосрочного кредитования под залог ценных бумаг имеется ряд существенных особенностей. Сбербанк предоставляет кредиты под залог таких ценных бумаг, как казначейские обязательства и сертификаты Сберегательного банка. Сумма залога должна соответствовать сумме кредита с учетом процентов за кредит. Отличаем техники оформления ссуды под залог является договор залога ценных бумаг. В договоре перечисляются ценные бумаги, переданные под залог. Владелец ценных бумаг дает обязательство в случае неуплаты в течении 6 месяцев сумм срочных платежей обратить ценные бумаги в погашение кредита, а также проценты по нему.

Только после окончания кредитного договора и договора залога ценных бумаг клиент получает кредит. При этом клиент получает кредит только в размере 75% от стоимости ценных бумаг.

Предоставленные банком кредиты могут быть обеспечены залогом ценных бумаг: высоко ликвидными акциями и облигациями АО, депозитарными сертификатами коммерческих банков, облигациями и векселями государственных органов власти и муниципалитетов с превышением залога не менее чем в 1,5 раза.

Кроме того, кредит может быть обеспечен средствами депозитного счета (в том числе в иностранной валюте), открытого в банке.

Сумма на счете должна быть достаточна для удовлетворения банком требований по выданному кредиту.

Средства депозитного счета в иностранной валюте пересчитываются на день заключения кредитного договора по курсу иностранных валют к рублю Р.Ф. котируемому Ц.Б. Р.Ф. на договорной основе с владельцем счета.

В качестве кредитного обеспечения заемщик может пользоваться одной или сразу несколькими формами, что закрепляется в кредитном договоре. Обеспечительные обязательства по возрасту кредита оформляется вместе с кредитным договором и является обязательным приложением к нему.

Сам по себе залог имущества (движимого и недвижимого) означает, что кредитор – залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. В силу залога кредитор имеет право в случае неисполнения должником – залогодателем, обеспеченного залогом обязательства, получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения.

Договор поручительства. Поручительствосоздает для кредитора большую вероятность реального удовлетворения его требования к должнику по обеспеченному поручительством обязательству в случае его невыполнения, так как при поручительстве ответственность за неисполнение обязательств наряду с должником несет и поручитель. Заемщик и поручитель отвечает перед кредитором как солидарные должники.

Кредиты под гарантию выдаются ссудозаемщикам лишь в том случае, если гарант является платежеспособным лицом.

Основные направления обеспечения возвратности кредита коммерческих банков.

Залог – способ обеспечения обязательства, при котором залогодержатель приобретает право, в случае неисполнения должником обязательства, получить удовлетворение за счет заложенного имущества, преимущественно перед другими кредиторами, за изъятиями, предусмотренными законом.

Ипотечный кредит – это долгосрочная ссуда, предоставленная банками под залог недвижимости. Рыночная экономика предполагает широкое использование этого кредита. В классическом понимании ипотека – это не только выдача кредита, но и способ привлечения ресурсов, связанных с эмиссией ценных бумаг – закладных и облигаций.

Объектами ипотечного кредитования являются:

земельные участки;

жилые помещения – квартиры, дома, коттеджи, дачи и другие здания и сооружения предприятий, занятых в социальной сфере;

офисные помещения, торговые центры, отдельные магазины, рестораны и другие объекты сервисного обслуживания коммерческой деятельности;

производственные помещения – склады, заводские здания и научно-исследовательские институты, объекты энергетики, гаражи, другие сооружения производственного назначения.

Процесс ипотечного кредитования можно представить в двух видах:

-кредитование строительства жилья;

-долгосрочное кредитование покупки жилья населением.

Предметом заклада могут быть облигации, акции, сертификаты, векселя и другие ценные бумаги в форме абсолютных документов, реализуемых через учреждения Сбербанка, котирующиеся на фондовых биржах или выпущенных эмитентами, финансовая солидность и надежность которых не вызывает сомнений.

Эти ценные бумаги должны принадлежать заемщику на праве собственности. Только в этом случае, в соответствии с действующим законодательством РФ, ценные бумаги могут быть отчуждены в пользу Сбербанка, в случае неисполнения заемщиком обязательств.

Уступка требований и передача прав собственности (залог прав)

С целью ликвидации просроченной и безнадежной ко взысканию задолженности по выданным межбанковским кредитам, эта задолженность может быть переоформлена в задолженность предприятий (банков), являющихся ссудозаемщиками банка – должника. Такая операция оформляется договором цессии (уступки требования), в котором подробно оговариваются условия зачета.

Уступка (цессия) – это документ заемщика (цедента), в котором он уступает свое требование (дебиторскую задолженность) кредитору (банку) в качестве обеспечения возврата кредита.

Средством обеспечения возвратности банковской ссуды может быть также гарантия в виде поручительства. По общему правилу лицо, выступившее в роли гаранта (поручителя) сделки, обязуется перед кредитором (банком) выполнить обязательства заемщика, если последний не смог погасить свой долг по данной сделке. Банки прибегают к форме поручительства в двух случаях, имея в виду при этом две разные цели:

— когда сами выступают Гарантом, обычно по обязательствам других банков, чтобы заработать комиссионные;

— когда принимают поручительства по обязательствам своих заемщиков, включая поручительства других банков, чтобы обеспечить возврат выдаваемых ими кредитов.

Резерв на возможные потери по ссудам создается в обязательном порядке всеми банками, небанковскими кредитными организациями, а также их филиалами по ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной, по всем группам риска.

Перспективы развития в нашей стране различных форм обеспечения возвратности кредита, применяемых в зарубежной практике, необходимо связывать с оценкой риска, который содержит каждая из них.

3.4 НАДЕЖНОСТЬ БАНКА — способность банка выполнять взятые обязательства. Степень надежности банка обычно рассчитывается рейтинговыми агентствами путем интегрирования разными способами показателей ликвидности, кредитоспособности, платежеспособности и др. Между тем на надежность банков огромное влияние оказыает менеджмент, т. е. субъективный фактор.

В банковской литературе чаще всего используется термин «надежность». Под этим термином понимается комплексная характеристика текущего финансово-экономического состояния банка и его перспектив на обозримое будущее, полученная на базе анализа его официальной и публикуемой отчетности. Такая оценка банка обычно дается в баллах ,могут сопоставляться с нормативными уровнями соответствующих показателей При этом могут учитываться разные наборы показателей.- показатели достаточности капитала, качества активов, ликвидности, качества управления, доходности.

Следует иметь в виду неотъемлемые сложности, связанные с таким пониманием надежности банка, делающие эту оценку во многом условной.

Во-первых, такая оценка должна быть интегральной, учитывающей самые разные стороны функционирования банка.

Во-вторых, не всем показателям деятельности банка можно дать строгую количественную оценку. В первую очередь это касается качества управления.

В-третьих, много вопросов всегда связано с полнотой, достоверностью и сопоставимостью представляемой банками информации.

В-пятых, не может не быть произвольным также набор показателей, которым придается критериальное значение.

Понятие «надежность банка» отражает как бы взгляд на него извне, прежде всего со стороны клиентуры. Взгляд самих банков на собственную надежность и способы ее обеспечения лучше всего выражается понятием «устойчивость».

В Законе о банках (ст. 24 и 25) указаны следующие способы обеспечения банком своей финансовой надежности:создание собственных резервов (фондов); классификация активов с выделением сомнительных и безнадежных долгов и создание резервов (фондов) на покрытие возможных убытков; соблюдение обязательных экономических нормативов; организация внутреннего контроля; выполнение норматива обязательных резервов, депонируемых в ЦБ.

Это правильные рекомендации, но их недостаточно. Для любого банка, прошедшего первоначальный этап своего развития, главными становятся задачи:

• освоения всего спектра банковских операций;

• развития системы корреспондентских отношений;

• перехода к активному использованию привлеченных средств;

• постоянной готовности правильно реагировать на изменения ситуации. Последнее можно считать важнейшим свидетельством того, что у банка хороший потенциал устойчивости.

Важнейшей чертой экономического содержания устойчивости является соответствие стратегии (политики) банка объективным характеры стимулам реальной среды, в которой ему приходится работать, и соответствие текущих параметров деятельности банка его собственным стратегическим целям.

Другими словами, «устойчивостьбанка» выражает состояние банка в условиях реальной экономической и социальной среды и во многом определяется стабильностью последней. Если перевести это на язык практических действий, под экономической устойчивостью банка понимается достижение им равновесного состояния на каждый конкретный момент времени за счет саморегулирования собственной деятельности, адаптации к внешним и внутренним условиям функционирования. Это качество банка включает в себя:

• адекватную оценку банком состояния и тенденций экономики в целом и ее отдельных секторов;

• умение вовремя уточнить или пересмотреть свою стратегию развития, политику и реализующие ее необходимые конкретные меры;

• способность вовремя и точно определить наиболее соответствующие текущему моменту основные направления своей специализации (наиболее прибыльные и наименее рисковые операции);

• способность своевременно и на качественном уровне осваивать новые финансовые инструменты;

• понимание необходимости и возможность использовать более совершенные технические средства, обеспечивающие проведение банковских операций;

• способность своевременно перегруппировать кадры в соответствии с принятой банком политикой, изменить, если надо, его организационные структуры.

Коэффициент усреднения обязательных резервов — это…

Коэффициент усреднения обязательных резервов — это показатель, имеющий значимость для кредитных организаций, в качестве одной из обязанностей для которых установлена необходимость создания резерва в Банке России (ЦБ РФ). Рассмотрим, какие документы регулируют вопросы, имеющие отношение к этому коэффициенту, какова его величина и как он применяется.

Зачем кредитной организации резерв

Законодательные основы резервирования

Принципы формирования резерва

Коэффициент усреднения: зачем и для кого

Как устанавливают величину коэффициента

Итоги

Зачем кредитной организации резерв

Обязанность кредитных организаций по созданию резервов (фондов) закреплена в ст. 24 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1. Здесь же указана цель их формирования: резервы служат одним из инструментов обеспечения финансовой надежности кредитной организации.

  • разработка процедуры формирования резерва;
  • установление его минимального размера;
  • определение порядка использования.

О том, как банки оценивают своих клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Законодательные основы резервирования

Необходимую информацию для работы кредитных организаций с обязательными резервами содержат:

  • закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ст. 38), возлагающий основные функции по установлению необходимых для резервирования процедур на Совет директоров ЦБ РФ и определяющий основные принципы резервирования;
  • положение ЦБ РФ «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 01.12.2015 № 507-П, детально описывающее процедуру создания резервов и поддержания их объемов, а также иные вопросы, относящиеся к обязательным резервам;
  • положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 16.07.2012 № 385-П, определяющее перечень счетов бухучета, остатки на которых задействуются для расчета объема резервируемых обязательств;
  • письмо ЦБ РФ «Об отражении в бухгалтерском учете кредитной организации операций по депонированию обязательных резервов в Банке России» от 11.08.2010 № 113-Т, разъясняющее порядок учета операций, проводимых в кредитной организации в отношении созданного резерва;
  • указания ЦБ РФ об установлении (изменении) числовых показателей (резервных требований), существенных для расчета размера образуемого резерва.

К числу одного из таких числовых показателей, устанавливаемых ЦБ РФ, относится и коэффициент усреднения.

Принципы формирования резерва

В число общих принципов, которыми кредитные организации руководствуются при образовании резервов, входят:

  • обязательность наличия резервов у всех кредитных организаций на всем протяжении их существования;
  • формирование резервов в отношении обязательств, имеющихся как перед юридическими, так и перед физлицами, в т. ч. перед иностранными;
  • возможность исключения из перечня обязательств, в отношении которых создаются резервы:
    • со сроком погашения более 3 лет;
    • выраженных в неденежной форме;
    • между обособленными подразделениями;
    • перед иными кредитными организациями, международной финансовой организацией, созданной при участии РФ, Внешэкономбанком, ЦБ РФ, Агентством по страхованию вкладов, перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями;
    • необходимость формирования резервов в валюте обязательств, т. е. как в российских рублях, так и в инвалюте;
    • создание резервов на счетах, открытых в ЦБ РФ.

Однако вариантов создания резервов существует два (п. 1.3 положения ЦБ РФ от 01.12.2015 № 507-П):

  1. На особых счетах, открытых в ЦБ РФ специально для хранения средств созданного резерва. Величина такого резерва определяется посредством применения установленных ЦБ РФ нормативов к среднему объему обязательств, в отношении которых осуществляется резервирование. Размер обязательств берется за отчетный период (обычно равный месяцу). Резерв уменьшается на остаток имеющихся в кассе организации наличных денег в российских рублях, но не больше чем на 25% (п. 3.5 положения ЦБ РФ от 01.12.2015 № 507-П).
  2. Путем поддержания на корреспондентских счетах, имеющихся у организации в ЦБ РФ, усредненной величины обязательного резерва на протяжении отчетного периода. Объем такого резерва рассчитывают, применяя к нормативному значению резерва коэффициент, называемый коэффициентом усреднения. Размер коэффициента устанавливается в пределах от 0 до 1 (ст. 38 закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ), т. е. он является понижающим. Отсутствие обязанности перечисления средств на особый счет (т. е. их извлечения из оборота) позволяет организации, по существу, полноценно использовать все имеющиеся у нее средства, контролируя лишь величину остатка на счетах в ЦБ РФ. Поэтому право на усреднение получает не каждая из кредитных организаций. Невыполнение обязанности по поддержанию уровня остатков на счетах приводит к доначислению суммы резерва до объема, рассчитанного по нормативу.

Выбранный способ создания утверждается в ЦБ РФ на основании представленного ему расчета резерва (после проверки кредитной организации на соответствие необходимым требованиям, если выбран вариант усреднения).

О том, по каким правилам создают резервы по обязательствам организации, не относящиеся к кредитным, читайте в статье «Резерв по сомнительным долгам дебиторской задолженности».

Коэффициент усреднения: зачем и для кого

Таким образом, коэффициент усреднения обязательных резервов — это показатель, позволяющий снизить объем обязательного резерва той кредитной организации, которой доступен способ создания такого резерва без осуществления обязательных отчислений на особые счета, открываемые в ЦБ РФ.

Вправе воспользоваться таким способом резервирования кредитная организация, которая (п. 5.2 положения ЦБ РФ от 01.12.2015 № 507-П):

  • по своим экономическим показателям классифицируется как относительно благополучная;
  • не имеет неоплаченных долгов по резерву или штрафов за невыполнение требований по созданию и поддержанию резерва;
  • имеет не больше чем одно неисполнение обязанности по поддержанию уровня остатков на корреспондентских счетах;
  • не имеет обязательств перед ЦБ РФ, характеризующихся как просроченные.

Как устанавливают величину коэффициента

Оба показателя, влияющие на размер создаваемого резерва (норматив и коэффициент усреднения), устанавливает ЦБ РФ документами, издаваемыми с регулярностью, обусловленной изменением текущей экономической ситуации в стране. Последним таким документом является указание ЦБ РФ от 27.06.2016 № 4052-У. Действие его началось с отчетного периода, определяемого как «1 августа — 1 сентября 2016 года».

Нормативы обязательных резервов, указанные в нем, дифференцируются по видам лиц, перед которыми имеются обязательства, и видам валюты, в которой эти обязательства существуют (российский рубль или инвалюта). Значения нормативов составляют 5, 6 и 7%.

Коэффициенты усреднения, приведенные в указании ЦБ РФ от 27.06.2016 № 4052-У, сохраняют свою величину с сентября 2015 года, несмотря на издание в имеющемся промежутке времени нескольких аналогичных документов, опубликованных в связи с корректировкой в сторону увеличения значения норматива. Величина коэффициента усреднения составляет:

  • 0,8 — для банков;
  • 1 — для небанковских кредитных организаций.

Итоги

За кредитными организациями законодательно закреплена обязанность создания резервов в отношении имеющихся у них краткосрочных (до 3 лет) обязательств. Способов создания такого резерва существует два: накопление средств на особом счете в ЦБ РФ и поддержание определенного уровня остатков на корреспондентских счетах кредитной организации. Второй способ для расчета объема обязательного резерва требует применения коэффициента усреднения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Норма обязательных резервов банка

Чтобы работать без претензий со стороны ЦБ, каждый банк обязан соблюдать установленные правила и нормы. Одной из таких норм является норма обязательных резервов (НОР). Ее введение стало основным инструментом денежно-кредитной политики и гарантом исполнения обязательств банка перед своими клиентами, даже, если финансовое положение банка пошатнулось.

Резерв позволяет ЦБ страховать депозиты вкладчиков. Также НОР влияет на объемы выдаваемых кредитов, общую инфляцию нацвалюты и выпуск долговых безналичных денег. Даже самое малое увеличение нормы резерва может привести к большому падению активности банка. Нормы резервов ЦБ старается держать на одном уровне, иначе изменения болезненно сказываются на кредитном учреждении. При повышении нормы банк вынужден искать дополнительные деньги, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Деньги берутся из двух источников: кредиты ЦБ и продажа собственных акций. Оба способа снижают ликвидность. Если норматив понижается, то у банка освобождаются свободные средства, которые идут на погашение текущей задолженности и повышение ликвидности.

Что такое норма обязательных резервов банка?

НОР – это установленная законом норма обязательств кредитной организации по привлекаемым вкладам, которая должна быть передана на хранение в ЦБ. Она может храниться в виде депозита или в наличном виде. Также она является гарантийным фондом, за счет которого обязательства перед клиентами будут исполнены в полном объеме.

ЦБ используется НОР для регулирования деятельности всех банков. На текущий момент величина НОР составляет 4,25%. При проведении кредитно-денежной политики, ЦБ используется основной инструмент – изменение НОР. С его помощью регулируются объемы беспроцентных депозитов, находящихся на особых счетах национального банка.

НОР устанавливается в виде процента от суммы вкладов банка. В зависимости от типа вклада, может изменяться его величина прямо пропорционально ликвидности. Чем крупнее банк, тем больше будет для него норма.

Решение повышать НОР может приниматься ЦБ с целью уменьшения предложения денег и сдерживания инфляционных процессов. Уменьшение НОР вводится для активизации экономического роста и усиления кредитной активности. Часть суммы, которую банк передавал в ЦБ, после снижения НОР, банк может направлять на кредитование, что принесет дополнительный доход.

Стоит отметить, что ЦБ редко применяет инструмент изменения НОР, поскольку это является мощным воздействие на российскую банковскую систему, которая итак находится в шатком положении. Необдуманные решения по изменению НОР в ту или иную сторону может дать «эффект апокалипсиса».

Влияние нормы обязательных резервов на кредитную политику.

Многие представляют работу банков так: банк получает вклад под один процент и выдает его в кредит под повышенный. Разница в процентах – это и есть доход банка. На самом деле это не совсем так.

Часть денег с депозита банк передает на хранение в ЦБ. Так, есл НОР составляет 5%, то с 1 млн.р. 50 тыс.р. уходят на резерв. Оставшиеся средства банк уже может выдавать под проценты в виде кредитов Это и объясняет отличие между кредитными и депозитными ставками. По факту все средства банка находятся в постоянном обороте.

Если случится ситуация, что большинство вкладчиков придет за своими деньгами, то в банк может попасть в сложную ситуацию. Свободных средств в банке в большом объеме нет. По условиям, вкладчики могут требовать свои деньги в любой момент. Услышав, что банк отказывается выдавать деньги, это вызовет волну негодований и подозрений касательно благонадежности банка. Остальные вкладчики побегут снимать деньги со всех счетов, что подшатнет устойчивость банков. Это приведет к дестабилизации банковской системы, т.к. она работает «будущие» деньги.

Чтобы такого избежать или хотя бы минимизировать, была введена норма обязательных резервов – та часть денег, которая передается на хранение в ЦБ. При наличии критической ситуации (нашествии вкладчиков), ЦБ быстро вливает резерв в банк. Как только все желающие получили свои средства и ситуация успокоилась, банк продолжает жить по своему сценарию: принимает средства на депозит, отчисляет на резерв ЦБ, выдает кредиты, получает обратно сумму с процентами.

Таким образом, все полученные средства банк не может выдавать в виде кредитов. Чтобы компенсировать резерв и получить доход, ставка по кредиту значительно превосходит ставку по депозиту.

Как рассчитывается НОР?

Резервы образуют неприкосновенный запас денег, которые банк не имеет права использовать в своих целях.

НОР = обязательные резервы банка/обязательства по бессрочным вкладам

Если норма обязательных резервов составляет 5%, а банк принял вкладов на 10 млн.р., то на резерв он обязан отправить 500 т.р.

Пример расчета НОР можно посмотреть на рисунке:

Путем изменения НОР ЦБ влияет на кредитоспособность банка. Уменьшив норматив, ЦБ позволяет банку больше денег отдавать в кредиты и получать больше прибыли.

Снижение НОР еще называют «политикой дешевых денег». Она нужна для увеличения объема кредитных денег, стимулирования расходов населения, сокращения безработицы.

Увеличение НОР является частью «политики дорогих денег». Она сокращает возможности банка по выдаче кредитов. Это, в свою очередь, ограничивает объемы денег в обороте и снижает инфляцию.

Обязательства по формированию резервов образуются у банка с момента получения лицензии. Резервы хранятся в ЦБ на беспроцентных счетах. В случае ликвидации банка, резервы передаются специальной комиссии, которая занимается ликвидацией кредитной организации. От резервирования освобождаются деньги, привлеченные от ЮЛ на срок от 3 лет, облигации со сроком погашения от 3 лет, обязательства в неденежной форме (ценные бумаги, металлы), обязательства перед кредитными организациями.

При невнесении резервов в установленный срок, ЦБ имеет право списывать недовзнос с корсчета банка. Кроме этого, согласно ст.38 ФЗ №86 от 10.07.2002 г. ЦБ применяет штраф за нарушение размере не более удвоенной ставки рефинасирования от суммы взноса.

Как размер НОР будет опасным для банка?

Увеличение НОР может негативно сказаться на положении банка. Повышение означает, что банк должен в короткие сроки увеличить долю резервов на своем счету в ЦБ. Изъять деньги из оборота невозможно. Сроки возврата выданных кредитов растягиваются на несколько лет. Норматив не может быть изменен единовременно более, чем на 5 п.п. Учитывая огромные вкладные портфели, даже такое изменение может составлять солидную величину в денежном эквиваленте. Достать в моменте сотни миллионов рублей не под силу даже самому стабильному банку.

Изменяя НОР, ЦБ держит ликвидность банка на минимально возможном уровне. Однако, это может сказаться на общем положение банка. Учитывая его сложную структуру, быстро перестроится на новые условия практически невозможно. Ликвидность начинает быстро падать, что приводит к нарушению остальных показателей. В сложной экономической ситуации это может привести к краху. Повышение НОР на максимум 5% может привести к банкротству банка в виду невозможности исполнения требований ЦБ.

Автор статьи Дмитрий Тачков Привет, я автор этой статьи. Имею высшее образование. Специалист по финансам и банкам. Более 3-х лет работал в коммерческих банках РФ. Пишу про финансы более 5 лет. Всегда в теме по лучшим вкладам и картам. Делаю выгодные вклады и получаю высокий кешбек по картам. Поставьте пожалуйста оценку моей статье, это поможет улучшить ее. Написано статей 761 Бесполезно 0 Занятно 5 Помогло 3

Норма обязательных резервов банка и их международные нормативы

Минимальные резервные требования являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования и позволяют центральным банкам путем влияния на ликвидность банковской системы контролировать выполнение своей операционной цели (процентной ставки), содействуя тем самым достижению конечной цели монетарной политики. Несмотря на то, что за последние десятилетия значимость резервных требований в регулировании ликвидности банковских систем развитых государств существенно ослабла, в странах с переходной экономикой они остаются весьма востребованными.

Проанализируем современные подходы к организации системы обязательного резервирования в ведущих центральных банках мира.

Европейский монетарный союз (ЕМС).

Центральным банком Европейского монетарного союза является Европейский центральный банк (ЕЦБ). Начиная с 1 января 1999 г. он осуществляет эмиссию евро и отвечает за проведение монетарной политики в странах зоны евро.

В состав институтов — субъектов резервных требований в европейской системе входят кредитные организации, учрежденные на территории стран — участниц Европейского союза (ЕС), а также расположенные на данной территории филиалы кредитных организаций, организованные вне ЕС, и учреждения электронных денег. Вместе с тем филиалы европейских кредитных организаций, расположенные вне пространства Европы, а также кредитные организации, решающие особые задачи и находящиеся в стадии реорганизации, освобождены от обязательного резервирования.

Обязательства, входящие в базу резервирования, норматив отчислений по которым положительный и составляет в настоящее время 2%, охватывают депозиты овернайт, депозиты на срок до двух лет, а также условные депозиты на срок до двух лет, ценные бумаги денежного рынка, долговые ценные бумаги со сроком погашения до двух лет. Обязательства, по которым установлен нулевой норматив, включают: срочные депозиты на срок более двух лет; условные депозиты на срок более двух лет; долговые ценные бумаги со сроком погашения более двух лет; сделки РЕПО. Из базы резервирования исключаются межбанковские депозиты, а также обязательства банков перед ЕЦБ и национальными центральными банками.

Норматив резервных отчислений устанавливает ЕЦБ, однако в пределах максимально допустимого лимита, определяемого законодательным образом. Об изменении норматива резервных требований ЕЦБ объявляет заранее и приурочивает это к ближайшему заседанию Комитета по монетарной политике.

Величина минимальных резервов, которая должна поддерживаться кредитной организацией, рассчитывается по данным баланса банка, как произведение базы резервирования и нормы минимальных резервов. Рассчитанный размер резервных требований уменьшится на сумму единовременного вычета, равную 100 ООО евро. Как правило, вычеты используются с целью облегчения нагрузки на мелкие банки.

База резервирования рассчитывается крупными банками ежемесячно (по данным баланса на конец месяца). Мелкие банки пересчитывают базу резервирования ежеквартально (в конце квартала). Начало периода поддержания резервов совпадает с днем проведения основных операций рефинансирования после дня заседания Совета управляющих ЕЦБ, на котором рассматриваются вопросы монетарной политики. График таких заседаний объявляется заранее. Период поддержания резервов заканчивается за день до проведения основных операций рефинансирования, осуществляемых после очередного заседания Совета управляющих ЕЦБ. Заседания проводятся двенадцать раз в год, а промежуток между ними варьируется от трех до пяти недель, поэтому продолжительность периода поддержания резервов может составлять от трех до пяти недель, но в среднем за год он равен одному месяцу.

Лаг между периодом расчета и периодом поддержания резервов составляет примерно 1 /2 месяца для крупных банков и 272 месяца — для мелких. Например, для базы резервирования, рассчитанной поданным баланса за 30 сентября 2008 г., период поддержания резервных требований начался 12 ноября 2008 г. (для крупных банков) и 4 декабря 2008 г. (для мелких). Поддержание минимальных резервов производится по правилу усреднения.

Особенностью системы обязательного резервирования ЕЦБ является платность: на минимальные резервы начисляются проценты, которые рассчитываются исходя из средневзвешенного значения ставки отсечения по основным операциям рефинансирования за период поддержания минимальных резервов. По суммам, депонированным сверх нормы, проценты не начисляются.

По отношению к банкам, в случае полного или частичного невыполнения резервных требований, применяются санкции: штраф в размере недостающей суммы, умноженной на ставку, которая на 2,5 процентного пункта выше предельной ставки рефинансирования; штраф в размере недостающей суммы, умноженной на удвоенную предельную ставку рефинансирования; предписание поддерживать в ЕЦБ или в национальном центральном банке беспроцентные вклады в размере, троекратно превышающем недостающие суммы.

В соответствии с европейской системой формой хранения обязательных резервов являются активы в виде денежных средств на счетах, открытых в ЕЦБ или национальных центральных банках.

Выполнение минимальных резервных требований на усредняемой основе помогает банкам зоны евро управлять ликвидностью, а ЕЦБ — регулировать ликвидность банковской системы в целом и сглаживать колебания ставки межбанковского рынка овернайт. Происходит это следующим образом.

  1. В начале периода резервирования ЕЦБ точно знает, сколько денег нужно банковской системе для выполнения резервных требований, поэтому в этот период относительно удобно снабжать банки ликвидностью и избегать значительных колебаний ставки овернайт.
  2. В первой половине периода резервирования особенно важно, что фактические резервы рассчитываются как среднее значение. Если ЕЦБ предлагает слишком много ликвидности в начале периода, банки будут реагировать поддержанием больших резервов для выполнения резервных требований. Таким образом, в первой половине периода резервирования избыток ликвидности не обязательно приводит к давлению на денежном рынке.
  3. Во второй половине периода резервирования управление денежным рынком становится более сложным. А поскольку на избыток резервных требований проценты не начисляются, банки стараются выполнить их точно. Соответственно, совокупный избыток ликвидности приведет к тому, что ставка овернайт будет ниже ставки по сделкам РЕПО1. Если ЕЦБ стремится избежать колебаний ставки овернайт, он должен очень точно прогнозировать потребности банковской системы в ликвидности. Волатильность ставки овернайт в конце периода резервирования свидетельствует об ошибках прогнозирования.

Таким образом. Европейская система минимальных резервных требований содействует, во-первых, стабилизации ставки овернайт — у банков повышаются стимулы предоставлять межбанковские кредиты, когда ставка овернайт выше ставки процентного вознаграждения по резервным требованиям, и хранить деньги в резервах, когда ставка овернайт ниже ставки процентного вознаграждения по обязательным резервам; во-вторых, она улучшает трансмиссию сигналов монетарной политики от таргетируемой ставки к рыночным ставкам.

Соединенные Штаты Америки.

В этой стране резервные требования налагаются на все депозитные учреждения и финансовые организации, у которых имеются обязательства, входящие в базу резервирования. Субъектами резервных требований выступают также американские филиалы и представительства иностранных банков, если они являются частью или аффилированы с иностранным банком с совокупными консолидированными активами более 1 млрд. долл. США. Таким образом, требования обязательного резервирования распространяются на банковские и небанковские кредитно-финансовые организации различного типа независимо от их членства в Федеральной резервной системе США (ФРС).

База резервирования зависит от типа депозита и размера обязательств депозитных учреждений. В настоящее время объектами резервных требований являются переводные депозиты. Для срочных и сберегательных депозитов, а также обязательств в европейских валютах норма резервных требований с конца 1990 г. равна нулю. Из базы резервирования вычитается чистая величина депозитов до востребования других депозитных учреждений (обязательства минус требования).

Нормативы резервных требований дифференцированы по прогрессивному принципу: в зависимости от объема переводных депозитов, что положительно сказывается на мелких банках. Пороговые значения объемов привлечения депозитными учреждениями переводных депозитов пересматриваются ежегодно Федеральным резервным банком США (ФРБ) путем их индексации на темпы роста обязательств, подлежащих резервированию, и остатков средств на корреспондентских счетах депозитных учреждений, открытых в ФРБ. С января 2010 г. для всех депозитных учреждений установлены нормы резервирования от переводных депозитов: 0% — на объем до 10,7 млн. долл. США; 3% — на объем свыше 10,7 и до 55,2 млн. долл. США; 10% — на депозиты объемом более 55,2 млн. долл. США.

Расчетный период и период поддержания резервных требований в США зависят от размера депозитного учреждения и частоты предоставляемой в ФРБ отчетности. Чем крупнее учреждение, тем чаще и более детальные отчеты оно должно представлять в центральный банк. Крупные учреждения отчитываются еженедельно, а мелкие — ежеквартально. Американские филиалы и представительства иностранных банков, независимо от размера обязательств, отчитываются перед ФРБ еженедельно. Для учреждений, представляющих отчетность в ФРБ на еженедельной основе, расчетный период охватывает четырнадцать дней и длится со вторника по следующий за ним второй понедельник. Для учреждений, направляющих отчетность в ФРБ ежеквартально, расчетный период составляет семь дней, начиная с третьего вторника марта, июня, сентября и декабря, и заканчивается следующим за ним понедельником.

Период поддержания резервных требований для еженедельно отчитывающихся американских учреждений составляет четырнадцать дней и наступает с лагом в тридцать дней от начала расчетного периода (начинается с пятого четверга после первого дня соответствующего расчетного периода и заканчивается второй средой с начала периода поддержания резервных требований). Для ежеквартально отчитывающихся учреждений период поддержания резервных требований равен семи дням. Это означает, что для каждого расчетного периода будет двенадцать — четырнадцать последовательных периодов поддержания минимальных резервных требований (пока не наступит первый период, привязанный к новому расчетному периоду).

Таким образом, первый период поддержания резервных требований также начинается с лагом в тридцать дней от начала соответствующего расчетного периода (то есть с пятого четверга после первого дня расчетного периода), но заканчивается в следующую среду.

Резервные требования могут выполняться в форме денежной наличности, находящейся в кассе и хранилище банка, и в форме остатка на депозитном счете в ФРБ. Если банк является членом ФРС, он должен хранить депозит непосредственно в ФРБ, а если не является членом ФРС, он вправе хранить депозит либо в ФРБ, либо в другом депозитном учреждении, которое имеет соответствующий счет в ФРБ.

В США поддержание резервных требований осуществляется также на усредняемой основе, поэтому банки могут сглаживать излишки и дефицит краткосрочной ликвидности путем регулирования обязательных резервов. Но этот механизм не так резко выражен, как в Европе. Во-первых, из-за более короткого периода резервирования, и, во-вторых, поскольку денежная наличность в банке может использоваться для формирования обязательных резервов. В настоящее время обязательные резервы почти на 90% состоят из наличности. ФРБ, чтобы повысить гибкость управления ликвидностью, разрешает банкам при выполнении своих резервных требований наряду с использованием механизма усреднения также осуществлять переносы резервных требований, то есть засчитывать часть избытка или дефицита резервов текущего периода в следующем периоде поддержания резервных требований. Сумма отсрочки не может превышать 50 тыс. долл. США, или 4% от суммы резервных требований.

С октября 2008 г. для устранения неявного налога, взимаемого посредством минимальных резервных требований, ФРБ начал выплачивать депозитным учреждениям проценты по обязательным резервам. В настоящее время (с июля 2009 г.) ставка процентного вознаграждения составляет 0,25%.

К депозитным учреждениям за нарушение резервных требований применяются штрафные санкции. Если резервные требования оказались ниже установленного значения, депозитные учреждения обязаны уплатить пеню в размере ставки по первичным кредитам центрального банка, действующей в первый день месяца выявленного дефицита резервов и умноженной на среднедневную величину этого дефицита. Иными словами, пеня равна ставке овернайт плюс два процентных пункта, поскольку ставка по первичным кредитам привязана к ставке овернайт и превышает ее на один процентный пункт.

Таким образом, американская система минимальных резервных требований существенно отличается от европейской. Из-за более короткого периода резервирования, а также из-за наличия возможности формирования резервов в виде наличности резервные требования в США менее значимы для целей сглаживания колебаний межбанковской процентной ставки овернайт.

Великобритания.

В данном государстве участие банков в системе резервирования является добровольным. Банки-участники самостоятельно определяют для себя целевую неотрицательную по значению величину резервных требований как минимум за два дня до начала каждого периода поддержания резервных требований. Их сумма должна быть равна установленному лимиту и кратна 10 млн. фунтов стерлингов. Лимит пересматривается два раза в год — в мае и ноябре, начинает действовать с июня и декабря соответственно. Он устанавливается не ниже 2,5 млрд. фунтов стерлингов, или в размере 5% от средней величины базы резервирования за шесть месяцев (то есть до апреля или октября).

База резервирования формируется из обязательств банков, номинированных в национальной валюте, за исключением обязательств перед Банком Англии по депозитам и сделкам РЕПО.

Продолжительность периода поддержания резервных требований составляет примерно один месяц, а его начало привязывается к дате заседания Комитета по монетарной политике и заканчивается за день до проведения его следующего заседания — как правило, вторник и среда соответственно. Таким образом, период поддержания резервных требований длится четыре или пять недель.

Резервы хранятся на корреспондентских или специальных счетах банков, открытых в Банке Англии. В течение дня величина резервных требований может свободно колебаться в зависимости от потребностей банков в ликвидности для осуществления расчетов. Однако чтобы избежать штрафных санкций, среднее за день значение резервов не должно отклоняться на плюс/минус 1% от целевого значения. На среднее за месяц значение резерва (но в пределах целевого значения) начисляется процентный доход, рассчитанный по официальной ставке Банка Англии. За превышение заявленной цели процент не выплачивается. Если среднее значение резервных требований оказалось ниже целевого значения, процент на эту разницу также не начисляется.

Таким образом, в Великобритании резервные требования не используются Банком Англии для целей монетарной политики, а служат дополнительным источником дохода для банков.

Япония.

Субъектами резервных требований в этой стране являются все депозитные учреждения. База резервирования охватывает следующие обязательства банков: депозиты резидентов в национальной и иностранной валютах; облигации банков, номинированные в национальной валюте; средства в доверительном управлении; обязательства перед нерезидентами в национальной валюте и другие.

По сравнению с другими государствами структура нормирования резервных требований в Японии более сложная. Например, для Норинчукин банка (Norinchukin Вапкг) норматив установлен ниже, чем для других японских банков. Кроме того, значение нормы резервирования зависит от типа, размера, валюты обязательств, а также признака резидентства владельца депозита. Однако в целом нормы резервирования очень низкие и варьируются в пределах от 0,05 до 1,3%.

Банк Японии использует прогрессивную систему нормативов: чем больше сумма привлеченных банком депозитов, тем выше норматив отчислений в фонд обязательных резервов. Например, по депозитам, номинированным в иенах, установлены следующие нормативы.

Расчетный период равен одному месяцу, начинается с первого числа календарного месяца и заканчивается последним днем этого месяца. Период поддержания резервных требований начинается с 16-го числа месяца, следующего за расчетным, и заканчивается 15-го числа следующего месяца. Таким образом, лаг между началом расчетного периода и началом периода поддержания резервных требований составляет 1 /г месяца.

Обязательные резервы должны храниться на корреспондентском счете и/или на специальных счетах, открытых в центральном банке. Банк Японии не выплачивает процентный доход по обязательным резервам с начала использования системы минимальных резервных требований (1957 г.).

Банки за нарушение резервных требований уплачивают пеню по ставке, равной официальной учетной ставке плюс 3,75 процентного пункта, и эта пеня уплачивается правительству через центральный банк.

В Японии, как и в США, минимальные резервные требования малозначимы для цели стабилизации ставки овернайт.

Далее проанализируем опыт центральных банков стран с переходной экономикой по использованию системы обязательного резервирования для целей денежно-кредитной политики.

Российская Федерация.

В Российской Федерации регулирование Фонда обязательного резервирования служит одним из наиболее действенных инструментов денежно-кредитной политики, особенно в периоды кризисных ситуаций. Когда в 1997 г. мир столкнулся с финансовым кризисом в государствах Восточно-азиатского региона и иностранные инвесторы начали переводить свой капитал не только из этих стран, но и из других государств с высоким риском вложений для нерезидентов, это привело к массовому оттоку денежных средств с рынка государственных краткосрочных облигаций в России. Нерезиденты стали активно продавать свои ценные бумаги, а полученные рублевые средства переводить в иностранную валюту.

Как следствие этого, увеличился спрос на иностранную валюту и вырос курс доллара США на валютном рынке. В то время колебания курса доллара США были ограничены валютным коридором и Центральный банк Российской Федерации не имел права до-пустить выхода курса американской валюты за установленные им пределы. Это привело к валютным интервенциям со стороны Банка России, что, в свою очередь, резко снизило объем золотовалютных резервов.

Для снижения рублевого спроса на валюту Банк России увеличил норму обязательного резервирования по валютным обязательствам с 6 до 9%, что помогло предотвратить обвал курса рубля в ноябре 1997 г. и стабилизировать ситуацию на валютном рынке.

Выходу из кризиса неплатежей в России, возникшего в 1998 г. в результате приостановки работы некоторых кредитных учреждений, отчасти поспособствовало разрешение Банка России использовать коммерческим банкам в расчетах средства обязательных резервов. После кризиса усилия центрального банка направлялись на поддержание ликвидности банковского сектора и восстановление платежной системы. В этих целях постепенно снижались нормативы обязательного резервирования. С 1 сентября 1998 г. резервные требования были дифференцированы в зависимости от доли вложений в государственные ценные бумаги, а с 1 декабря 1998 г. — снижены с 10 до 5%.

Дополнительно Банк России провел поэтапную операцию по «расшивке» клиентских неплатежей банков. При каждом сеансе многостороннего клиринга по взаимозачетам банки могли воспользоваться до 30% средств Фонда обязательных резервов. В общей сложности банки изъяли из него более 5 млрд. руб. (1,1% денежной массы). Одновременно банки лишились льгот на формирование обязательных резервов по обязательствам в иностранной валюте — Банк России восстановил требование формирования резерва по официальному текущему курсу, тогда как ранее разрешалось пересчитывать резервную сумму по курсу до кризиса.

В 2008 г. Банк России четырежды повышал нормативы обязательных резервов в целях снижения темпов прироста денежного предложения и обеспечения условий для замедления инфляции, но в условиях назревающего кризиса 17 сентября 2008 г. было принято решение о радикальном снижении резервных требований.

Период формирования резервных активов составляет четырнадцать календарных дней, начинается с первого четверга недели, в которой начинается период определения минимальных резервных требований, и заканчивается в среду недели, в которой заканчивается период определения минимальных резервных требований. Период определения минимальных резервных требований составляет четырнадцать календарных дней, начинается с первого вторника недели и заканчивается последним понедельником четырнадцатидневного периода определения минимальных резервных требований.

Казахстан

Банки выполняют резервные требования на усредняемой основе, размещая их в виде наличных денег в своей кассе в национальной и свободно конвертируемой валютах, а также на корреспондентских счетах в Национальном банке Казахстана в национальной и свободно конвертируемой валютах (резервные активы). В случае неоднократного нарушения каким-либо банком нормативов минимальных резервных требований Национальный банк Казахстана применяет к нему ограниченные меры воздействия или санкции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Анализ денежно-кредитной политики Национального банка Ка-захстана за период с 2000 г. по 2008 г. показал, что по мере замедления инфляционных процессов (с 2000 г. по 2003 г. темпы роста по-требительских цен снизились с 9,8 до 6,8%) и при относительно ста-бильной ситуации в банковском секторе банк осуществлял постепенное смягчение монетарной политики, в том числе путем уменьшения минимальных резервных требований (норматив был снижен с 10 до 6%). В 2004 г. в условиях неснижения уровня инфляции мягкая процентная политика и политика минимальных резервных требований сменились нейтральной политикой. Официальная ставка рефинансирования и норматив минимальных резервных требований поддерживались на уровне конца 2003 г. (то есть 7 и 6 % соответственно).

Национальным банком Казахстана 20 июля 2007 г. с целью ужесточения денежно-кредитной политики было принято решение об увеличении минимальных резервных требований. Несмотря на то, что по внутренним обязательствам норматив снизился на один процентный пункт, до уровня 5%, по иным обязательствам он повысился на два процентных пункта, до уровня 10%, и ожидалось, что совокупный эффект от этих изменений проявится в увеличении общего объема обязательных резервов банков. В соответствии с действующим законодательством новые нормативы минимальных резервных требований должны были вступить в действие с 29 августа 2007 г. Однако в связи с изменением ситуации во втором полугодии 2007 г., когда в результате нестабильности на мировых финансовых рынках возникли проблемы с краткосрочной ликвидностью, Национальный банк Казахстана принял решение о переносе сроков введения в действие новых нормативов на 9 октября 2007 г., а затем — на 15 января 2008 г. Позже (24 декабря 2007 г.) срок введения в действие новых нормативов минимальных резервных требований был перенесен с 15 января на 1 июля 2008 г. ввиду сохранявшегося недостатка «свободной» ликвидности.

В действительности с 29 июля 2008 г. был снижен только норматив минимальных резервных требований по внутренним обязательствам (то есть фактически произошло смягчение резервных требований вместо предполагавшегося изначально их ужесточения). Кроме того, в августе 2007 г. Национальный банк Казахстана внес изменения в Правила о минимальных резервных требованиях. Они были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов. В частности, из базы резервирования исключались субординированные облигации со сроком до и свыше пяти лет, субординированный долг банков до и свыше 5 лет, бессрочные облигации; сокращался размер обязательств банков на сумму всех операций РЕПО как с резидентами, так и нерезидентами; в состав резервных активов включалась наличная иностранная валюта, находящаяся в кассе банка.

В результате смягчения механизма обязательного резервирования за период с октября 2007 г. по октябрь 2008 г. банки смогли высвободить 151 млрд. тенге (почти 3% денежной массы). Последние изменения в системе минимальных резервных требований были сделаны в ноябре 2008 г. и марте 2009 г., вследствие которых нормативы снизились с 5 до 1,5% по внутренним обязательствам и с 7 до 2,5% — по иным обязательствам.

Таким образом, в Республике Казахстан в период с 2000 г. по 2008 г. минимальные резервные требования достаточно активно использовались центральным банком данного государства для регулирования денежно-кредитных параметров. При этом политика минимальных резервных требований осуществлялась не только посредством регулирования нормативов, но и путем изменения базы резервных обязательств и структуры резервных активов.

Республика Молдова.

Банки этой страны поддерживают обязательные резервы раздельно в молдавских леях и в иностранной валюте (доллары США и евро) на счетах в Национальном банке Молдовы. Резервирование от привлеченных средств в молдавских леях и в неконвертируемой валюте осуществляется путем поддержания денежных средств в молдавских леях на корреспондентских счетах банков в Национальном банке Молдовы на усредняемой основе, а от привлеченных средств в свободно конвертируемой валюте — в этой валюте на счетах обязательных резервов в центральном банке.

Для обязательных резервов в молдавских леях периоды расчета привлеченных средств установлены с 6-го по 20-е число текущего месяца и с 21-го числа текущего месяца по 5-е число следующего месяца. Периоды поддержания обязательных резервов длятся с 21-го числа текущего месяца по 5-е число следующего месяца и с 6-го по 20-е число следующего месяца соответственно.

Для обязательных резервов в иностранной валюте установлены аналогичные периоды расчета привлеченных средств, как для средств в национальной валюте, а пополнение счетов обязательных резервов в долларах США и евро осуществляется соответственно периодам наблюдения — не позднее 27-го числа текущего месяца и не позже 12-го числа следующего месяца.

Интересен опыт Национального банка Молдовы по использованию системы обязательного резервирования для целей денежно-кредитной политики в 2008 г. Когда первая половина года характеризовалась интенсификацией инфляционных процессов в данном государстве (прирост индекса потребительских цен в мае по отношению к маю 2007 г. составил 16,9% при цели на 2008 г. — 10%), центральный банк страны для изменения тренда инфляции трижды повышал базисную ставку — с 13,5 до 18,5%. В то же время в поддержку главного денежного инструмента — базисной ставки (для смягчения инфляционных ожиданий и переориентации населения с текущего потребления на экономию) Национальный банк Молдовы использовал также норму обязательных резервов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *