НК РФ 75

  • автор:

Где говорится, что в период пандемии можно не платить пени по налогам и ФСС.

Сообщаю Вам следующее:

Налоговым органам и ФСС РФ продлили сроки направления требований об уплате налогов (сборов, страховых взносов, пеней и штрафов), а также сроки принятия решений об их взыскании на шесть месяцев, основание п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов».

Полагаем, что в ближайшее время не будут принудительно взыскиваться долги по налогам и взносам. В любом случае ФНС России запретила налоговым органам взыскивать задолженность до 1 июля 2020 г.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Готовое решение КонсультантПлюс, 22.06.2020

Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)

Для поддержки бизнеса принято много мер, которые рассчитаны как на 2020 г., так и на более долгий срок.

Оперативные меры приняло Правительство РФ. Они позволят многим организациям и ИП освободиться на время от проверок, позже заплатить налоги и страховые взносы, сдать отчетность и др.

Больше всего мер предусмотрено для малого и среднего бизнеса, занятого в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19. Но есть и послабления для всех.

Некоторые меры также могут вводить органы власти регионов РФ.

К долгосрочным мерам можно отнести введение с 1 апреля 2020 г. пониженных тарифов по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ для среднего и малого бизнеса.

Отдельные налоговые послабления предусмотрены для медицинских организаций и их сотрудников.

  1. Оперативные меры поддержки для всех

Для таких плательщиков:

  • продлены сроки подачи налоговых деклараций и расчетов, а также бухгалтерской отчетности;
  • продлены сроки представления документов и пояснений по требованиям налоговых инспекций и ФСС РФ;
  • продлены сроки подачи заявлений о налоговом мониторинге за 2021 г.;
  • введен мораторий на проведение выездных проверок и проверок по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • введен мораторий на приостановление операций по счетам;
  • больше компаний могут вносить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. Это связано с увеличением с 15 млн до 25 млн руб. лимита среднеквартальной суммы доходов от реализации, определяемого за предыдущие четыре квартала (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Например, если во II, III и IV кварталах 2019 г. и I квартале 2020 г. ваши доходы от реализации не превысили в среднем 25 млн руб. за каждый квартал, вы переходите на уплату только квартальных авансовых платежей. Поэтому вам не надо указывать в декларации за I квартал 2020 г. ежемесячные авансовые платежи на II квартал. Если вы их отразили, вы можете подать уточненную декларацию за I квартал 2020 г., исключив из нее эти платежи. В частности, в подразделе 1.2 разд. 1 этой декларации нужно поставить нули в строках 120 — 140 и 220 — 240 (Письмо ФНС России от 13.05.2020 N СД-4-3/7843@);

  • предусмотрена возможность перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в течение отчетного (налогового) периода на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли до окончания 2020 г.;
  • установлена возможность не учитывать для целей налогообложения доход от списания задолженности по кредитам (включая проценты по ним), полученным на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости. Такой доход не учитывается, если кредит получен в 2020 г. и кредитной организации предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке (п. 62.2 ст. 217, пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • инспекции и ФСС РФ временно не будут штрафовать по ст. 126 НК РФ и ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ за не представленные вовремя документы и сведения;
  • инспекции и ФСС РФ пока не будут принудительно взыскивать с вас задолженность по налогам (взносам, пеням и штрафам). Предельные сроки направления требований об уплате и вынесения решений о взыскании им продлили на шесть месяцев.

Некоторые меры также могут вводиться на региональном (местном) уровне. В частности, возможны следующие меры (Информация ФНС России):

  • продление в 2020 г. сроков уплаты налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов (авансовых платежей по ним) по сравнению со сроками, предусмотренными Правительством РФ;
  • оказание компаниям и ИП — собственникам недвижимости, предоставившим отсрочку по аренде, мер поддержки по уплате налогов на имущество организаций, имущество физических лиц и земельного налога по данной недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка;
  • дополнительные налоговые льготы по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество организаций, в том числе собственникам недвижимости, снизившим арендную плату и предоставившим отсрочку оплаты аренды.

Например, некоторые регионы предоставили дополнительные льготы по транспортному налогу индивидуальным предпринимателям. Для получения льготы обращаться в инспекцию необязательно — она предоставляется автоматически на основании информации, которая есть у налогового органа. В то же время ИП может и сам обратиться в инспекцию с заявлением о предоставлении льготы (Информация ФНС России).

1.7. Освобождение от штрафов за не представленные в срок документы и сведения

Если в период с 1 марта по 30 июня 2020 г. вы нарушите срок представления документов или сведений, ответственность по которым предусмотрена ст. 126 НК РФ и ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ, то штрафовать вас за это не будут (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

За непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках ответственность по ст. 129.4 НК РФ применяется как обычно. Временная отмена или снижение штрафа за данное нарушение не предусмотрены (см. Письмо Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/3/34068).

1.8. Приостановление взыскания налогов, страховых взносов, а также пеней и штрафов

Налоговым органам и ФСС РФ продлили сроки направления требований об уплате налогов (сборов, страховых взносов, пеней и штрафов), а также сроки принятия решений об их взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Поэтому полагаем, что в ближайшее время они не будут принудительно взыскивать с вас долги по налогам и взносам.

В любом случае ФНС России запретила налоговым органам взыскивать задолженность до 1 июля 2020 г. Исключение сделано для ситуаций, когда возможны сокрытие активов и (или) иные действия налогоплательщика, препятствующие взысканию. Кроме того, приостановление не применяется в отношении лиц, которые отказались от моратория на возбуждение дел о банкротстве в соответствии со ст. 9.1 Закона о банкротстве. В указанных исключительных случаях инспекция может взыскать задолженность в этот период, согласовав действия с руководителем вышестоящего налогового органа (Письмо ФНС России от 26.05.2020 N ЕД-20-8/71@).

  1. Меры поддержки по страховым взносам

Одной из мер является введение пониженных тарифов по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ для организаций, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса (п. 9 ст. 2, ст. ст. 4 — 6, ч. 2, 6 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ).

Пониженные тарифы применяются только к той части выплат, которая в каждом месяце превышает МРОТ. Величина МРОТ является фиксированной и не зависит от «северных» коэффициентов и надбавок (Информация ФНС России).

По общему правилу эта мера применяется начиная с исчисления страховых взносов за апрель 2020 г. Некоторым категориям плательщиков предоставлено еще большее послабление. Страховые взносы с выплат физлицам за апрель, май, июнь 2020 г. они рассчитывают по нулевым тарифам (ст. 3 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ). Если у таких плательщиков есть статус СМСП, с выплат за июль 2020 г. и последующие месяцы они исчисляют страховые взносы по пониженным тарифам, предусмотренным п. 9 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ.

По уплате страховых взносов действуют и другие меры поддержки:

  • продление сроков уплаты страховых взносов на ОПС, ОМС и по ВНиМ, а также взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. На это могут рассчитывать только организации (ИП), которые на 1 марта 2020 г. относились к субъектам малого или среднего бизнеса и заняты в сферах, наиболее пострадавших от коронавируса, либо организации, которые включены в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и получают меры поддержки в связи с коронавирусом (пп. «а», «б», «в» п. 1, п. п. 1(2), 2 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, Информация ФНС России, Информация ФСС РФ от 04.06.2020);
  • возможность вносить указанные страховые взносы по частям: на протяжении 12 месяцев равными частями. Это касается тех организаций (ИП), для которых срок их уплаты продлен (п. 1(1) Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, Информация ФНС России, Информация ФСС РФ от 04.06.2020);
  • отсрочка или рассрочка по страховым взносам. Претендовать на нее могут организации и ИП из наиболее пострадавших от коронавируса сфер деятельности, если их деятельность поименована в специальном Перечне. Отсрочка (рассрочка) предоставляется независимо от того, включены они в реестр МСП или нет (п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, п. 1, пп. «а» п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Также для плательщиков страховых взносов предусмотрены оперативные меры поддержки, такие как продление срока подачи расчета по взносам на ОПМ, ОМС и по ВНиМ за I квартал 2020 г.

Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2) (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Документ 2

предельные сроки направления требования об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов и принятие решения о взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов увеличиваются на 6 месяцев;

предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев;

Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 30.05.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов») {КонсультантПлюс}

Новая редакция Ст. 75 НК РФ

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

для организаций:

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

1) за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;

2) за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;

3) за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Комментарий к Статье 75 НК РФ

Пеня — разновидность неустойки, применяемая в случаях просрочки исполнения договорных и иных обязательств. Наиболее широко применяется в финансовых отношениях при задержке налогов и неналоговых платежей, а также в расчетных отношениях при задержке оплаты полученных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказания услуг. По общему правилу, пеня устанавливается в виде процента от суммы (цены) просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки.

Законом N 137-ФЗ внесен ряд поправок в ст. 75 НК РФ, устанавливающих основания для уплаты пеней в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В ст. 75 НК РФ внесено два существенных изменения.

Пункт 6 ст. 75 дополнен нормой, согласно которой принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится в судебном порядке.

Напомним, что в п. 2 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплено положение, устанавливающее судебный порядок взыскания налога:

— с организации, которой открыт лицевой счет;

— в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями) с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

— с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком и характера деятельности этого налогоплательщика.

В соответствии с пп. «г» п. 52 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 75 НК РФ дополнена п. 8, в соответствии с которым не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа).

При этом положение, предусмотренное п. 8 ст. 75 НК РФ, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.

Данное изменение следует рассматривать в комплексе с изменениями, внесенными в пп. 5 п. 1 ст. 32, п. п. 1, 3 ст. 34.2, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. Подробнее весь комплекс поправок по данному вопросу рассмотрен в разд. 28 комментария.

Отметим только, что в п. 8 ст. 75 НК РФ закреплено три принципиальных положения:

— пеня не начисляется на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения им письменных разъяснений;

— разъяснение может быть адресовано не конкретному налогоплательщику, а неопределенному кругу лиц;

— установлена зависимость того, что разъяснение должно по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа.

Заметим, что редакция НК РФ, действовавшая до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, указывала, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений НК РФ, данных уполномоченным органом, в результате чего налог был исчислен неправильно, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в части взыскания штрафа, но не пени, взыскание которой в таком случае правомерно.

Такие выводы подтверждает арбитражная практика (Постановление ФАС Уральского округа от 1 декабря 2003 г. N Ф09-4060/03-АК).

Кроме этого, заметим, что в соответствии с п. 7 ст. 7 Закона N 137-ФЗ п. 8 ст. 75 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 г.

Другой комментарий к Ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 75 Кодекса определено, что пеней признается установленная комментируемой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П <*>, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

———————————
<*> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

В Определении КС России от 4 июля 2002 г. N 200-О <*> указано, что анализ ст. 75 в целом, а также других положений Кодекса приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58); в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи (п. 1 ст. 55).

———————————
<*> Вестник КС РФ. 2003. N 1.

Пленум ВАС России в п. 20 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, предписал судам исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 Кодекса. В обоснование приведенного разъяснения Пленум ВАС России привел следующее:

по смыслу п. 1 ст. 75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога;

в соответствии с положениями ст. 52 — 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, — отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период;

в силу п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

2. В соответствии с п. 2 ст. 75 Кодекса сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 11 июня 1999 г. N 41/9, в силу ст. 106, 108, 109 Кодекса вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, в связи с чем необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст. 72 и 75 Кодекса).

3. Пунктом 3 ст. 75 Кодекса установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно п. 3 комментируемой статьи не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита в соответствии с п. 3 комментируемой статьи не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Следует отметить, что согласно п. 6 ст. 64 Кодекса по ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.

4. Согласно п. 4 ст. 75 Кодекса пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. О ставке рефинансирования Банка России см. комментарий к ст. 64 Кодекса.

5. В пункте 5 ст. 75 Кодекса установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пункт 6 ст. 75 Кодекса предусматривает возможность принудительного взыскания пеней.

Правила п. 6 комментируемой статьи о принудительном взыскании пеней аналогичны правилам п. 1 ст. 45 Кодекса о принудительном взыскании налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

Принудительное взыскание пеней производится:

за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке: налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации — в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса; налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса (см. комментарии к ст. 46 и 48 Кодекса);

за счет иного имущества налогоплательщика: налогоплательщика-организации или налогового агента — организации — в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса; налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса (см. комментарии к ст. 47 и 48 Кодекса).

Как установлено п. 6 комментируемой статьи, принудительное взыскание пеней производится:

с организаций и индивидуальных предпринимателей — в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 Кодекса;

с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса.

Данные положения п. 6 комментируемой статьи приведены в ред. изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ и действующих с 1 января 2006 г. В п. 6 комментируемой статьи в ранее действовавшей ред. устанавливалось, что взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

Статья 75 НК РФ: официальный текст

Скачать статью 75 НК РФ

Ст. 75 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 75 НК РФ посвящена пеням, представляющим собой платежи компенсационного характера, уплачиваемые в бюджет в том случае, если налогоплательщиком были несвоевременно исполнены обязательства по оплате налогов, сборов, а с 2017 года – и страховых взносов. Каков же порядок начисления, выставления и установления размера этих платежей?

Каковы основания для начисления пени?

Пеня — это не мера налоговой ответственности, а выплата компенсационного характера. Компенсационный характер пени вытекает из основания, которое служит для ее начисления: несвоевременная уплата налога, сбора, страхового взноса (пп. 1 и 7 ст. 75 НК РФ). Для каждого налогового платежа существуют сроки уплаты, которые прописаны в НК РФ. Соответственно, если в указанный срок платеж не был сделан, то есть основание для начисления пени.

Начисление пени производится, начиная со дня, который непосредственно следует за днем, установленным как крайний срок для уплаты налога, и завершается с момента погашения налоговой задолженности (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Разобраться в нюансах начисления пени по налогам поможет материал «Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)?».

Субъекты РФ вправе установить возможность начисления с 01.05.2017 пени по налогу на имущество физлиц, начисляемому от кадастровой стоимости, рассчитанному за 2015 год (п. 4.1 ст. 75 НК РФ).

Как рассчитывается размер пени?

Каждый день просрочки уплаты налоговых обязательств обойдется в 1/300 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). Давайте для наглядности рассчитаем пени на конкретном примере.

ООО «Дел» не уплатило 26.09.2016 НДС за август 2016 года в размере 100 000 руб. Это значит, что с 27.09.2016 будут начисляться пени. За день их размер составит 100 000 * 10% / 300 = 33,33 руб.

С помощью материала «Онлайн-калькулятор по расчету пеней по налогам на 2015-2016 г.» вы сможете проверить правильность начисленной вам пени.

С 01.10.2017 для юрлиц сумма пеней за период, превышающий 30 календарных дней, будет рассчитываться как состоящая из 2-х частей (подп. «б» п. 12 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ):

  • за первые 30 календарных дней – по ставке 1/300;
  • за последующие дни – по ставке 1/150, т. е. исходя из ее величины, увеличенной в 2 раза.

Каков срок оплаты требования фискального органа по пеням?

Налогоплательщик обычно узнает о начисленных ему пенях из требований, которые направляет ему фискальный орган. Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ в таком требовании указывают сроки, когда должны быть погашены пени. Никаких нормативов по минимальным или максимальным срокам по погашению пеней законодательство не предусматривает.

Банк несвоевременно исполнил поручение о платеже — правомерна ли пеня?

Довольно часто просрочка налоговых платежей возникает именно по вине банковских учреждений, а не по вине плательщиков налогов. Выражается это в несвоевременном исполнении поручения на платеж банком, которое было ему выдано владельцем счета.

Пример. ООО «Креден» 25.08.2016 отправило платежное поручение в размере 65 788 руб. на оплату НДС за июль 2016 года по системе интернет-банкинга. Никаких ошибок при формировании поручения не было, денег на счете у компании также было достаточно для исполнения поручения. Но по какой-то причине банк исполнил поручение лишь 26.08.2016, в связи с чем ООО «Креден» была начислена пеня за 1 день просрочки в размере 23 руб. 03 коп.

В данной ситуации пеня начислена неправомерно, поскольку в соответствии с требованиями п. 2 ст. 45 НК РФ свою обязанность по своевременной уплате обязательств по налогам ООО «Креден» исполнило: платежное требование было направлено, денег достаточно, платеж не отклонялся банком и был передан ему в период времени, который регламентирован для приема поручений. В этой ситуации целесообразно обращаться в фискальный орган для перерасчета, а если будет отказ, то следует направить жалобу.

О том, какие реквизиты нужно указывать в платежных документах по страховым взносам в 2017 году, чтобы избежать ошибок в них, читайте в материале «Не ошибиться с уплатой взносов в 2017 году поможет таблица с КБК от налоговиков».

Начисляется ли пеня, если недоимка возникла в результате письменных разъяснений налоговой?

В п. 8 ст. 75 НК РФ сказано, что по недоимке, которая возникла на основании разъяснений (обязательно письменных) от налоговых, финансовых ведомств или прочих уполномоченных госструктур, пеня не начисляется. Перечень ведомств, которые наделены полномочиями давать разъяснения в сфере финансового или налогового законодательства, определен ст. 34.2 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 111 НК РФ такие разъяснения могут быть адресованы как непосредственно самому налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. Во втором случае подразумеваются разъяснения, которые размещены в свободном доступе в СМИ, различных справочных и правовых системах, журналах, на официальных сайтах ведомств. Только в их применении нужно быть осторожными, поскольку часто они предусматривают конкретную ситуацию, которую вы ошибочно распространяете на себя. Если полной уверенности в идентичности ситуации нет, то лучше направить самостоятельный запрос и получить адресованный вам ответ.

Начисляется ли пеня налоговым агентам?

В п. 7 ст. 75 НК РФ сказано, что пеня может быть начислена и налоговым агентам. Очень часто это правило действует в отношении агентов по НДФЛ, когда налог не был ими удержан, соответственно, и не был уплачен. Но если с неуплатой НДФЛ при его неудержании агентом взыскания самого налога не возникает, то на пени это правило не распространяется. В соответствии с положениями ст. 46 и ст. 47 НК РФ пени с агента могут быть удержаны за счет имеющихся у него денежных средств или имущества.

Рассмотрим подобную ситуацию.

Пример. ООО «Паро» выплачивало Исакову И. Р. арендную плату за использование легкового авто, при этом не удерживало из этой платы НДФЛ. Исаков И. Р. самостоятельно уплатил НДФЛ, но фискальный орган предъявил пени ООО «Паро», поскольку налог был уплачен несвоевременно.

Подробнее об ответственности налогового агента по НДФЛ читайте в статье «Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК»..

Итоги

Несвоевременное исполнение обязательств по уплате налоговых платежей приводит к начислению со стороны фискального органа компенсационных выплат (пеней). Однако не всегда их начисление правомерно, и следует понимать, что в некоторых ситуациях можно отстоять свои права и вернуть удержанные налоговиками пени.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Мы подготовили для вас видеоинструкцию по заполнению платежки на уплату пеней.

Уплата пеней платежным поручением в 2020-2021 годах

Прежде всего, напомним, что посредством пеней обеспечивается своевременность уплаты обязательных платежей. В то же время пеня — это не санкция, а обеспечительная мера.

Подробнее о пенях по налогам читайте в этой статье.

Рассчитать пени можно с помощью нашего калькулятора.

У платежного поручения на пени есть как сходства с платежкой по основному платежу (в нем ставят тот же статус плательщика, указывают те же реквизиты получателя, того же администратора доходов), так и различия. На последних остановимся подробнее.

Итак, отличие 1-е — КБК (поле 104). Для пеней по налогам всегда есть свой код бюджетной классификации, в 14–17-м разрядах которого указывается код подвида дохода — 2100. С этим кодом связано существенное изменение в заполнении платежных поручений: с 2015 года мы больше не заполняем поле 110 «Тип платежа».

Ранее при уплате пеней в нем проставляли шифр пеней ПЕ. Теперь мы оставляем это поле пустым, а то, что это именно пени, можно понять как раз из КБК.

ВАЖНО! Перечни КБК утверждает Минфин России. На 2021 и на 2020 годы они утверждены разными приказами. Подробности см. .

Основание платежа — 2-я особенность платежки на пени

2-е отличие платежки по пеням — основание платежа (поле 106). По текущим платежам мы ставим здесь ТП. По пеням же возможны следующие варианты:

  1. Мы самостоятельно посчитали пени и платим их добровольно. В этом случае основание платежа, скорее всего, будет иметь код ЗД, то есть добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования ИФНС, ведь пени мы, как правило, перечисляем не за текущий период, а за прошлые.
  2. Уплата пеней по требованию ИФНС. В этом случае основание платежа будет иметь вид ТР.
  3. Перечисление пеней на основании акта проверки. Это основание платежа АП.

Все три вышеприведенных случая подробно рассмотрены в Готовом решении от КонсультантПлюс. К каждому из них приведены образцы заполнения платежки. Посмотреть их можно, получив пробный доступ к К+ бесплатно.

Подробнее о реквизитах платежки читайте в этой статье.

Особенность 3-я — поле 107 «Налоговый период»

В зависимости от того, что послужило основанием для платежа, будет различаться и заполнение этого поля:

  • При добровольной уплате пеней (основание ЗД) здесь будет стоять 0, ведь пени не имеют периодичности уплаты, которая присуща текущим платежам. Если вы перечисляете пени за какой-то 1 конкретный период (месяц, квартал), стоит указать его, например, МС.08.2020 — пени за август 2020 года.
  • При уплате по требованию налоговиков (основание ТР) — срок, указанный в требовании.
  • При погашении пеней согласно проверочному акту (основание АП) тоже ставят 0.

О заполнении поля 107 в платежке по НДФЛ читайте .

Как указать номер и дату документа — основания уплаты пеней

Если вы платите пени самостоятельно, в полях 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» ставьте 0.

Во всех остальных случаях в поле 108 приведите номер документа — основания платежа (например, требования), при этом знак «№» не ставьте.

В поле 109 укажите:

  • дату требования ИФНС — для основания платежа ТР;
  • дату решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности — для основания АП.

Образец платежного поручения на уплату пеней в 2020-2021 годах можно посмотреть и скачать на нашем сайте:

Скачать образец платежного поручения на уплату пеней

Если пени — по взносам

Все указанные выше особенности платежек по пеням сейчас относятся и к уплате пеней по страховым взносам (кроме взносов на травматизм), ставшим с 2017 года платежами в налоговую.

О порядке оформления платежных поручений по страховым взносам узнайте из этого материала.

Однако эти изменения не коснулись взносов на страхование от несчастных случаев, и пени по ним, как и сами эти взносы, платятся по-прежнему в соцстрах. При уплате в ФСС и взносов, и пеней по ним в полях 106 «Основание платежа», 107 «Налоговый период», 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» проставляют 0 (пп. 5, 6 приложения 4 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н). А если пени платятся по требованию фонда и по акту проверки, их реквизиты приводятся в назначении платежа.

Платежное поручение на уплату пеней оформляется аналогично платежке на уплату налогов (указывается тот же статус плательщика, те же реквизиты получателя и того же администратора доходов).

Уплата пеней по видам налогов и сборов производится по отдельным КБК, в 14–17-м разрядах 14–17 которых указывается код подвида дохода — 2100. В особом порядке заполняются отдельные поля платежки на перечисление пени («Основание платежа» и «Налоговый период»).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *