Незаконная перевозка людей

  • автор:

Перевозка пассажиров различными видами транспортных средств должна осуществляться на основании разрешительной лицензии.

Чтобы получить лицензию компания – перевозчик должна иметь определенный набор транспортных средств, достаточное количество квалифицированных водителей и дополнительного персонала, а так же предоставить в контролирующую организацию набор документов, подтверждающих все основные факторы.

Существует ли ответственность за отсутствие лицензии, и какое наказание предусмотрено законами, читайте далее.

Что относится

Чтобы перевозка не считалась незаконной, требуется одновременное выполнение следующих условий:

  • организация – перевозчик обязана иметь лицензию за занятие предпринимательской деятельностью, связанной с пассажирскими перевозками. Выдачей разрешений занимается Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а точнее региональные подразделения этой организации, которые имеются в каждом областном центре РФ;

Чтобы получить лицензию компания или индивидуальный предприниматель (физическое лицо не может получить разрешение ни при каких условиях) должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными актами РФ к организациям, осуществляющим перевозки людей.

  • перевозка, осуществляемая по предварительному заказу, должна производиться на основании письменного договора фрахтования, заключенного между организатором перевозки и пассажиром. Исключение составляют легковые такси, при заказе которых договор фрахтования может заключаться в устном виде;

Приложением к договору аренды транспортного средства являются: путевой лист с указанием маршрута движения, список пассажиров, документы об оплате и так далее.

  • если перевозка является регулярной, то в дополнение к основным документам должно быть приложено согласование маршрута, выписанное Департаментом транспорта.

При согласовании маршрута с региональными властями каждому транспортному средству предоставляется номер, а водителю маршрутная карта, которая четко определяет время отправления из начальной точки маршрута, время прибытия в промежуточные пункты, указанные как остановки, время прибытия в пункт назначения.

Водителю так же предоставляется информация об опасных местах в пути следования, о размещении пунктов питания и отдыха пассажиров, о наличии заправочных станций и лечебных учреждений.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполняется, то перевозка считается незаконной.

Размеры штрафов за незаконную перевозку

Статьи за незаконную перевозку пассажиров предусматривают наложение на водителей, должностных лиц и организаторов перевозки определенные виды штрафных санкций.

Автобусом

Если организация или ИП занимаются незаконными перевозками пассажиров на маршрутах автобусами, то могут быть наложены следующие штрафные санкции:

Нарушение Штраф для водителя, руб. Штраф для ответственного (должностного) лица, руб. Штраф для организации, руб.
Отсутствие лицензии 5 000 5 000 ИП – 100 000
Юрлицо в любой форме – 400 000
Повторное нарушение, заключающееся в отсутствии лицензии 50 000 + конфискация автотранспорта 50 000 + конфискация автотранспорта ИП -100 000
Юрлицо – 400 000
Использование незарегистрированного маршрута 4 000 4 000 500 000
Выявление повторного правонарушения из пункта 3 5 000 50 000 1 000 000
Отклонение от заданного маршрута 1 000 1 000 2 000

Такси

Если нарушения выявлены при выполнении заказных перевозок автотранспортом, то:

Правонарушение/Размер штрафа, руб. Для водителя Для должностного лица Для компании
Деятельность без лицензии 5 000 5 000 Юрлицо – 400 000
ИП – 100 000
Повторное нарушение пункта 1 50 000 + Конфискация транспортного средства 50 000 + Конфискация транспортного средства Юрлицо – 400 000
ИП – 100 000
Заключение договора фрахтования в устной форме 5 000 50 000 200 000
Непредоставление договора на перевозку уполномоченным на проведение проверок лицам 5 000
Дополнительное взимание оплаты услуги с пассажиров (заказ должен быть оплачен предварительно организатором перевозки) 5 000 50 000 200 000
Допуск в автобус лиц, не указанных в представленном списке 5 000 50 000 200 000

Частным легковым авто

Для нелегальных таксистов, занимающихся извозом на легковом автомобиле, предусмотрены штрафы:

Описание правонарушения/Размер штрафных санкций, руб. Водитель Ответственное лицо Компания
Работа без разрешительного документа 5 000 5 000 ИП – 100 000
Организация – 400 000
Отсутствие в автомобиле информации, требуемой правилами перевозок 1 000 10 000 30 000
Невыдача пассажиру документа о приемке оплаты за проезд 1 000 10 000 30 000
Отсутствие на автотранспорте обязательных опознавательных знаков (фонарь оранжевого цвета, схема в виде шашечек) 3 000 10 000 50 000
Незаконная установка знаков, предусмотренных правилами 2 500 20 000 500 000
Управление автотранспортом с незаконно установленными схемами и фонарями 5 000

Морским транспортом

Незаконная перевозка людей морем может быть наказана:

Описание нарушения/Штраф, руб. Ответственные лица ИП Организации
Перевозка без разрешения 20 000 20 000 100 000
Нарушения условий, предусмотренных лицензией 75 000 75 000 200 000
Отсутствие договора фрахтования или его заключение в ненадлежащем виде 50 000 + штраф для капитана судна в размере 5 000 рублей 200 000 + штраф для капитана судна в размере 5 000 рублей 200 000 + штраф для капитана судна в размере 5 000 рублей

Каким законом регулируются наказания

Деятельность компаний – перевозчиков на территории РФ регулируется рядом законодательных актов:

  • Федеральный закон №99 (дата принятия – 04.05.2011, дата последнего изменения – 30.12.2015) о необходимости лицензирования деятельности. В соответствии с нормативным документом обязательному лицензированию подлежат пассажирские перевозки на всех видах транспортных средств;
  • деятельность легковых такси регулируется законом №69, принятым в апреле 2011 года. Документ вводит необходимость получения разрешений для таксистов, требования к легковому автотранспорту и водителям, осуществляющим перевозки людей;
  • правила перевозки людей автомобильными видами транспорта регулируются Федеральным законом №259 (Устав автотранспорта) и Постановлением Правительства №112, описывающим правила использования регулярных и заказных автобусов;
  • деятельность компаний, осуществляющих доставку пассажиров водными судами, регламентируется Кодексом мореплавания;
  • отдельные документы так же приняты для железнодорожного и воздушного транспорта;
  • описание правонарушений и размеры штрафных санкций за совершенные деяния предусматриваются различными статьями Кодекса об административных правонарушениях. Именно этого документа должны придерживаться все контролирующие органы при определении наказания за действия, совершенные правонарушителями.

Образец договора фрахтования автобуса для перевозки детей можно скачать в статье: образец договора фрахтования автобуса для перевозки детей.

О морских пассажирских перевозках .

КоАП регламентирует:

  • деятельность организаций без разрешительных документов (статья 14.1.2);
  • нарушения и наказания, предусмотренные в области перевозок легковыми такси (статья 11.14.1);
  • правонарушения, которые можно совершить в области перевозок любыми видами автотранспорта, осуществляемых по предварительному заказу (статья 11.14.2).

Документ предусматривает не только возможность наложения штрафных санкций и применение дополнительных мер, направленных на обеспечение законности деятельности компаний – перевозчиков и безопасности пассажиров.

В качестве дополнительных мер могут применяться:

  • изъятие транспортного средства, ставшего предметом совершенного правонарушения. Процедура изъятия и возможность ее применения регулируются статьей 27.10 рассматриваемого документа;
  • задержание транспортного средства (статья 27.13). Задержание производится на небольшой промежуток времени до выяснения всех обстоятельств, сопутствующих правонарушению или до полного устранения выявленных недочетов в работе или техническом состоянии транспорта;
  • ограничение деятельности или введение временного запрета на определенный вид деятельности (статья 27.16).

Каждое дополнительное наказание должно сопровождаться составлением ряда документов, основным из которых является протокол.

Возможные последствия

Незаконная перевозка сопровождается нарушением отдельных законодательных актов РФ, поэтому имеет определенные последствия, как для нарушителей, которыми являются перевозчики, так и для пассажиров.

Для владельца транспорта

Для компании, являющейся владельцем транспортного средства и занимающейся незаконной деятельностью последствия, которые наступают после выявления правонарушения, могут быть:

  • в виде штрафных санкций. Однако небольшие суммы штрафа не способны возыметь на нелегалов должного действия, так как перекрываются стоимостью предоставляемых услуг;

В Правительстве постоянно принимаются меры по легализации заказных и регулярных перевозок, которые в первую очередь основываются на повышении суммы штрафных санкций. С начала 2020 года рассматривается законопроект о повышении штрафов, но до настоящего времени судьба его пока неизвестна.

  • в виде конфискации транспорта. Такая мера уже предусмотрена КоАП и используется в полной мере;
  • в виде ограничения деятельности компании не только в области пассажирских перевозок, но в других отраслях. При выявлении правонарушения проводится комплексная проверка организации, до завершения которой будут заморожены деятельность компании и все, принадлежащие ей банковские счета.

В связи с возможными негативными последствиями можно сделать вывод, что целесообразнее оформить все документы и разрешения на пассажирские перевозки до начала деятельности.

Для пассажира

Для пассажира, пользующегося услугами незаконных перевозчиков, последствия могут наступить в виде:

  • неполучения комплексной услуги, предусмотренной договором фрахтования. Как правило, при выявлении правонарушения транспортное средство задерживается, что приводит к невозможности дальнейшего передвижения людей и доставки их в оговоренный пункт назначения;
  • задержек в доставке. Данный аспект особенно важен при использовании регулярных перевозок, совершаемых по заданному маршруту;

При заключении фиктивного договора аренды транспорта компания не несет ответственности за своевременную доставку людей в пункт назначения и доказать обратное обстоятельство в суде, с целью взыскания компенсации, будет невозможно.

  • морального и материального ущерба. Нарушение правил перевозки людей может повлечь не только наличие материального ущерба, но и причинение вреда здоровью.

Официальные перевозчики обязаны производить страхование пассажиров, что влечет выплату определенной денежной суммы при наступлении страхового случая.

Нелегальные перевозчики договоров страхования не заключают, следовательно, взыскать сумму ущерба за причинение вреда здоровью или при порче имущества пассажира невозможно.

Легализация деятельности перевозчиков одинаково выгодна и компаниям, и пассажирам. Организации могут свободно заниматься своей деятельностью, не боясь наступления негативных последствий, а пассажиры получают максимум комфорта и безопасности.

Возможна ли перевозка детей на заднем сидении мотоцикла, объясняется в статье: перевозка детей на мотоцикле.

Про пассажирские междугородние перевозки на микроавтобусе смотрите на странице.

Образец заполнения заказ-наряда на перевозку пассажиров .

Видео: Перевозка пассажиров Перевозка груза

Предыдущая статья: Образец договора фрахтования автобуса для перевозки детей Следующая статья: Должностная инструкция водителя автобуса

Сегодня на рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения.

Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 и ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии, распространив действие этой статьи и на случаи осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без разрешения.

Напомним, ч. 1 упомянутой статьи устанавливает в виде санкции за указанное правонарушение наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц – в размере 50 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – в размере 100 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – в размере 400 тыс. руб.

Такое административное наказание, по мнению разработчиков законопроекта, будет стимулировать нелегальных перевозчиков легковым такси к получению разрешения на осуществление соответствующей деятельности и к выполнению установленных для нее требований.

Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской к документу, сдерживающим фактором осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения будет являться и санкция ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, которая предусматривает, что повторное совершение указанного административного правонарушения влечет как наложение административного штрафа, так и конфискацию транспортного средства.

Нормы, регламентирующие получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, содержатся в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. 9 закона такое разрешение выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ на срок не менее пяти лет и действует только на территории данного субъекта.

Стоит отметить, что в действующей редакции ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ закреплено, что перевозка пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. руб.

Помимо этого, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если они обязательны. За такое правонарушение, согласно статье, граждан ждет штраф в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Однако, по мнению авторов законопроекта, такие санкции для физических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения, незначительны, а используемое в качестве такси транспортное средство не признается орудием производства и не подлежит конфискации.

Необходимость внесения рассматриваемых изменений их разработчики объясняют тем, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси на незаконном основании без специального разрешения, без проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а также без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств создает угрозу для жизни пассажиров.

С полным текстом законопроекта № 447293-6 «О внесении изменений в статью 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике:

Статья 11.14.1. КоАП РФ. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси

1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства –

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.

Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения:

Часть 2.1 статьи 12.3. КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, а также разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Статья 12.4. КоАП РФ. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси

Часть 2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси, —

Часть 3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

Статья 12.5. КоАП РФ. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена

Часть 4.1. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Часть 7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Контроль со стороны уполномоченного органа – Минтранса Чувашии

В случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц.

В установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.

В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.

Разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае:

1) повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в течение срока действия разрешения;

2) неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение;

3) выявления нарушения требования, предусмотренного пунктом 2 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4) совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.

Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве (аннулировании) разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений.

К правоотношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, установленных частью 16 настоящей статьи (за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции настоящего Федерального закона) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Порядок осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных частью 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяется законом субъекта Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю первого разрешения;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) проверка сведений, подтверждающих исполнение предписания, при поступлении в уполномоченный орган указанных в частях 11 и 13 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документов, содержащих такие сведения;

2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, должностных лиц уполномоченного органа, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах нарушения требований, указанных в пункте 3 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части 21 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», может быть проведена уполномоченным органом незамедлительно после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Предварительное уведомление юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 21 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не требуется.

Подробно Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно ознакомится на сайте Минтранса Чувашии в разделе «Нормативно-правовые документы» .

Согласно отечественному законодательству, перевозка пассажиров без лицензии может стать причиной наложения штрафов. Их размер зависит от нескольких факторов, включая тип транспортного средства, лицо (юридическое или физическое), а также длительность езды без соответствующей документации.

Обратите внимание! Для получения лицензии организация, специализирующаяся на перевозке людей, обязана иметь в своем автопарке несколько автомобилей, профильных водителей и обслуживающий персонал. Кроме того, в управляющие органы передается полный набор документов, являющихся доказательством соблюдения требований.

Условия законной езды

Как частная организация, так и физическое лицо обязаны соблюдать следующие требования:

  1. Перевозчик должен иметь лицензию, позволяющую вести деятельность, связанную с пассажирскими перевозками. Для оформления необходимо обратиться в профильную Федеральную службу транспортного надзора. На территории каждого региона есть филиал организации, поэтому найти его не составит труда.
  2. Перевозка, выполняемая по схеме предварительного заказа, производится только при условии составления договора фрахтования. В качестве сторон выступают пассажиры и организатор перевозки. В качестве исключения можно выделить легковые автомобили, работающие по схеме такси. В данном случае договор фрахтования заключается исключительно в устном виде.
  3. Если перевозчик планирует вести деятельность на регулярной основе, при обращении в профильную инстанцию надо подать на проверку согласование маршрута. Оно обсуждается вместе с представителями Департамента транспорта, сотрудники которого и выписывают этот документ. После успешного согласования транспортное средство получит номер, а водитель, в свою очередь, – маршрутную карту. Последняя определяет время отправления от «пункта А», время приезда в промежуточный пункт (их количество указывается в маршрутной карте), а также время приезда в конечный «пункт Б».

Водитель получает информацию о потенциально опасных местах в пути поездки, местонахождении пунктов отдыха и питания, автозаправочных комплексов и больниц.

Обратите внимание! Для перевозки пассажиров необходимо соответствовать установленным требованиям, которые предъявляются профильным законодательством Российской Федерации.

Также стоит отметить, что при лицензировании физические лица никак не смогут оформить разрешение. Гражданам необходимо обязательно получить статус индивидуального предпринимателя, чтобы в дальнейшем без проблем оказывать свои услуги.

Если, минимум, одно из указанных условий не соблюдено, это приводит к признанию перевозки незаконной. В таком случае человек понесет наказание.

Каковы последствия

Если транспортное средство зарегистрировано на компанию, которая ведет нелегальную деятельность, последняя несет ответственность в различных формах. Так, например, наиболее распространенной мерой является выписывание штрафов. Ввиду небольшой их суммы, которая регламентируется отечественными нормативными актами, нелегалы не всегда перестают работать. Полученный штраф за перевозку легко перекрыть ценой предоставляемых услуг.

Государственное правительство делает все возможное для упрощения схемы легализации регулярных и заказных перевозок, которые базируются на увеличении суммы штрафов. В 2016 году на рассмотрение попал законопроект, повышающий суммы штрафов. Тем не менее, сейчас никто не знает, когда его реализуют на практике.

Если после наложения штрафа физическое или юридическое лицо не ответило за совершенные действия, государство применяет штрафные санкции в виде конфискации автомобиля. Эта мера уже давно работает в КоАП, ее используют очень часто.

Но даже если и это не помогло, и частная организация дальше ведет неправомерную деятельность, компанию могут ограничить не только в осуществлении пассажирских перевозок, но и не позволят заниматься другими видами деятельности. Профильные органы будут проводить комплексную проверку, в рамках которой возможна временная остановка деятельности с обязательной заморозкой банковских счетов.

Пассажиры

Из-за того, что граждане не могут увидеть разницу между легальными и нелегальными перевозчиками, незаконная перевозка пассажиров для последних имеет менее тяжкие последствия. Так, например, клиент может не получить комплексную услугу, которая предусматривается в договоре фрахтования. Соответственно, люди не могут в дальнейшем передвигаться и попасть в нужное им место.

Также могут появиться задержки в доставке. Этот аспект является весьма актуальным при задействовании перевозчиков, работающих на регулярной основе, катаясь по определенному маршруту.

Пассажиры получают возможность взыскать компенсацию за причиненный материальный и моральный ущерб. При нарушении правил грузоперевозки ведение деятельности может повлечь за собой причинение вреда здоровью людей.

Обратите внимание! Заключив фиктивный договор аренды, транспортная компания не может привлекаться к ответственности за доставку людей. Соответственно, если в документе указаны пункты, согласно которым предусматривается выплата компенсации, получить ее на практике будет невозможно.

Суммы штрафов

Так какой штраф предусмотрен законодательством? Ниже предлагаем ознакомиться со списками:

  • автобусы: для физического лица – от 5 до 50 тысяч рублей, юридического – от 100 тысяч до 1 000 000 рублей;
  • такси: для физического лица – от 5 до 50 тысяч рублей, юридического – от 100 до 400 тысяч рублей;
  • частные легковушки: для физического лица – от 1 до 5 тысяч рублей, юридического – от 30 до 500 тысяч рублей;
  • морской транспорт: для физического лица – от 20 до 75 тысяч рублей, юридического – от 100 до 200 тысяч рублей.

Обратите внимание! За перевозку пассажиров без лицензии физические лица могут не только заплатить штраф, но и лишиться транспортного средства.

Выводы

Легально выполняя пассажирские перевозки, человеку не придется отвечать перед судебными инстанциями. Процедура достаточно простая, не требует много времени на выполнение. Но при этом можно оставаться спокойным.

Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

Статья Гаганова А.А. «Правовые аспекты противодействия нелегальным перевозкам пассажиров и багажа легковыми транспортными средствами. Некоторые вопросы правового регулирования перевозок легковым такси» опубликована в журнале «Административное и муниципальное право», 2015, № 3. С. 256 — 262. Ссылки на законодательство приведены по состоянию на конец 2014 года.

Борьба с нелегальным извозом в крупных городах России обусловила принятие ряда специальных нормативных правовых актов в этой сфере, в том числе внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Однако недостаточная четкость определения понятия перевозок легковым такси, отсутствие единообразной судебной практики вызывает вопросы в разграничении составов административных правонарушений в сфере транспорта (глава 11 КоАП РФ), дорожного движения (глава 12) и предпринимательской деятельности (глава 14). Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так называемый закон о такси, имеет сложную структуру и несколько предметов регулирования, что существенно затрудняет его применение.
В настоящей статье мы рассмотрим составы административных правонарушений, связанных с перевозками легковыми такси, осветим некоторые проблемы разграничения составов и привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения и предложим пути их решения.

ЗА ЧТО ОТВЕТИТ ЗАКОННЫЙ ТАКСИСТ, А ЗА ЧТО — НЕЛЕГАЛЬНЫЙ?

Административные правонарушения, предусматривающие ответственность водителей легковых такси, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, закреплены в главе 11 КоАП РФ (правонарушения на транспорте) и главе 12 КоАП РФ (правонарушения в области дорожного движения).

В главе 12 КоАП РФ предусмотрено пять статей, связанных с легковым такси. Однако из них всего две устанавливают ответственность специального субъекта — водителя легкового такси (получившего соответствующее разрешение на перевозки). Это такие составы, как управление легковым такси, не прошедшим технический осмотр (ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ), и перевозка пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ).

Вторая группа составов 12 главы предусматривает ответственность за незаконное использование знаков отличий легкового такси: незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси (ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ); незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства цветографической схемы легкового такси (ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ). Незаконными эти действия являются в случае, если на транспортное средство отсутствует разрешение на использование в качестве легкового такси. По этим двум составам штраф предусматривается как для граждан, так и для должностных лиц и юридических лиц.

Еще два состава в этой группе правонарушений предусматривают запрещение эксплуатации транспортного средства и наложение штрафа на водителя: управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси (ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ); управление транспортным средством, на котором незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси (ч. 7 ст. 12.5).

Третья группа составов (ст.12.31.1 КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (включая легковое такси): нарушение профессиональных и квалификационных требований к водителям легкового такси (штраф налагается на должностных лиц и на юридических лиц); нарушение требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; нарушение требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (штраф устанавливается как для граждан, так и для должностных лиц и юридических лиц).

В главе 11 КоАП РФ предусмотрена одна статья, касающаяся нарушения правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. 11.14.1 КоАП РФ). Данная статья введена Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ и предусматривает административную ответственность за нарушение требований к перевозкам пассажиров и багажа легковым такси, установленных названным Федеральным законом, а также Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее — Правила перевозок). В частности, административный штраф налагается на водителя, должностное лицо или юридическое лицо за следующие правонарушения: отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок; невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности; отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.

К нелегальному извозу также может быть применима статья 14.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность гражданина за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Исходя из распределения составов по главам КоАП РФ, можно предположить, что объектами правонарушений, совершаемых водителями легковых такси, могут быть: правила транспортных перевозок, безопасность дорожного движения. Водители, занимающиеся частным извозом без соответствующего разрешения, могут совершать правонарушения в сфере дорожного движения и предпринимательской деятельности.

Примечательно, что некоторые обстоятельства отражены как в главе 11, так и в главе 12 КоАП РФ. Так, требование установки опознавательного фонаря на крыше легкового такси и нанесения особой цветографической схемы на боковых поверхностях кузова легкового такси установлено Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ и Правилами перевозок. Это требование обосновывается Федеральным законом в том числе целями обеспечения безопасности пассажиров. Поэтому ответственность за нарушение данного требования установлена в главе 11 КоАП РФ в специальной статье о нарушении правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. 11.14.1): здесь имеется в виду ситуация, когда транспортное средство в соответствии с разрешением на перевозки используется в качестве легкового такси, однако не имеет обязательных опознавательных знаков.

В главе 12 данное обстоятельство рассматривается в ситуации, когда «знаки отличия» легкового такси нанесены на транспортное средство незаконно: если на транспортное средство не выдано разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа. В этом случае ответственность наступает как за незаконное нанесение цветографической схемы и установку опознавательного фонаря, так и за управление транспортным средством с незаконными «знаками отличия». Последнее действие образует самостоятельные составы правонарушения, потому что эксплуатация такого транспортного средства запрещена.

Обращает на себя внимание отсутствие в статье 11.14.1 административной ответственности за нарушение требования соответствия установленным цветовым гаммам кузова, если такое требование установлено законами субъектов Федерации. Видимо, это связано с тем, что в таких случаях ответственность может предусматриваться законом соответствующего субъекта Федерации. Можно предположить, что если законом субъекта РФ установлена обязательная цветовая гамма кузова легкового такси, то в подзаконных актах субъекта РФ (административном регламенте или порядке выдачи разрешений на осуществление перевозок) будет содержаться норма о последствиях несоблюдения данного требования (например, отказ в приеме документов на выдачу разрешения в отношении транспортных средств несоответствующего цвета). Так, Законом города Москвы от 11 июня 2008 года № 22 «О легковом такси в городе Москве» введено требование желтой цветовой гаммы кузова легкового такси (статья 2.1, введенная законом города Москвы от 22 мая 2013 года № 24). Согласно п.2.8.1 постановления Правительства Москвы от 28.06.2011 № 278-ПП «О мерах по реализации Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» несоответствие цветовой гаммы кузова транспортного средства является основаниями для отказа в приеме документов. Это означает, что в Москве вообще не может быть такси другого цвета, кроме желтого (если только разрешение на извоз не было получено до 2013 года).

В главу 12 включена статья о нарушениях требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ст. 12.31.1 КоАП РФ), которая, несомненно, распространяется на легковое такси как вид автомобильного транспорта. Требования к квалификации водителей такси, к проведению предрейсовых медицинских осмотров и проведению контроля технического состояния легковых такси перед выпуском на линию установлены Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ. Общее требование о необходимости проведения предрейсовых медицинских и технических осмотров установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20). Учитывая, что соблюдение или несоблюдение данных требований непосредственно влияет на безопасность дорожного движения, включение соответствующей статьи в главу 12 КоАП РФ обосновано.

ЕСТЬ ЛИ ЭФФЕКТ ОТ ЗАКОНА О ТАКСИ?

Как принятые правовые меры юридически способствуют или не способствуют противодействию нелегальному извозу ?

Рассмотрим введенное в нормативных правовых актах определение понятия «такси». Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, хотя неофициально и называемый законом о такси, определения понятия такси не содержит. Отсутствует определение понятия такси и в других федеральных законах. Понятие «легковое такси» закрепляется в Правилах перевозок (пункт 2), утвержденных постановлением Правительства РФ, то есть подзаконном правовом акте. Под легковым такси понимается транспортное средство категории «M1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

В Законе города Москвы от 11 июня 2008 года № 22 «О легковом такси в городе Москве» дано другое определение понятия «легковое такси»: это легковые автомобили, предназначенные для осуществления таксомоторных перевозок (часть 1 статьи 1). В соответствии с Законом таксомоторные перевозки — это деятельность по перевозке пассажиров и их багажа легковым такси. Нетрудно понять, что данные определения по существу не являются таковыми в связи с наличием логической ошибки — круга в определении.

На фоне московского определения понятия легковое такси федеральное определение выглядит более понятным и правильным. Хотя на наш взгляд, в определение понятия «такси» следовало бы включить признаки, вытекающие из семантического смысла слова «такси», а именно, применение таксы (точно установленной цены) за определенное время или расстояние поездки, либо фиксированной таксы в качестве определяющего фактора формирования стоимости поездки. Важно также то, что эта такса устанавливается перевозчиком, а не государством.

В центре определения понятия легкового такси лежит публичный договор фрахтования. Договору фрахтования посвящена статья 787 Гражданского кодекса РФ (части второй): по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Данный договор относится к договорам перевозки (глава 40 части второй Гражданского кодекса РФ). Статья 787 Гражданского кодекса РФ содержит отсылку к транспортным уставам, определяющим порядок заключения таких договоров. Такой порядок закреплен в главе 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Важной характеристикой договора фрахтования в перевозках легковым такси является его публичность. Особенности публичного договора установлены статьей 426 Гражданского кодекса РФ. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.

Именно публичность договора фрахтования отличает легковое такси от нелегального извоза. Понятно, что при перевозке пассажиров водителем, не имеющим соответствующего разрешения, тоже заключается договор, как правило, в устной форме. Однако такой водитель вправе сам решать, с кем он будет заключать договор, а кому откажет. Цена договора также определяется соглашением сторон, и любая сторона может отказаться от заключения договора, если цена не устраивает.

На некоторых интернет-сайтах даются рекомендации водителям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа без соответствующего разрешения, о том, как избежать ответственности за нелегальный извоз. В частности, предлагается заключать письменный договор аренды транспортного средства с экипажем. По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (статья 632 Гражданского кодекса РФ).

В общих чертах договор аренды транспортного средства с экипажем и договор фрахтования различаются по предмету договора. Предметом договора аренды (в том числе договора фрахтования на время транспортного средства), является предоставление определенного имущества (транспортного средства) во временное владение и пользование арендатора. Предметом договора фрахтования (перевозки), является доставка пассажиров, грузов, почты и багажа в пункт назначения. Очевидно, что главная цель пользователя услугами такси, легального или нет, — одна: доставить себя и свой багаж из пункта, А в пункт Б. Если имеет место аренда автомобиля с водителем на время (безусловно, есть и такие случаи и, соответственно, договоры), то время является существенным условием договора и оплата должна зависеть от времени. Данный вид договора также следует разграничивать с договором перевозки пассажиров и багажа по заказу, который также должен заключаться в письменной форме. Правила перевозки пассажиров и багажа по заказу установлена разделом III Правил перевозок. Ответственность за нарушение этих правил предусмотрена статьей 11.14.2 КоАП РФ.

На наш взгляд, заключение письменного договора аренды транспортного средства с экипажем при перевозке пассажиров водителем, не имеющим соответствующего разрешения, в некоторых случаях может расцениваться как притворная сделка (часть 2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ), то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку. Такая сделка ничтожна.

Так или иначе, договор фрахтования, заключаемый при перевозках пассажиров легковым такси, можно подменить перевозками по заказу, или договором аренды транспортного средства с экипажем, или другими договорными схемами. Однако по существу не публичный договор фрахтования уже не является договором перевозки, заключаемым легковым такси. Вопрос в том, какой ответственности пытаются избежать те, кто изобретает договоры для прикрытия нелегального извоза.

На первый взгляд, ответ очевиден: это ответственность, предусмотренная частью 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ. Часть 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ устанавливает штраф в размере 5000 рублей за перевозку пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе соответствующего разрешения. Размер штрафа в десять раз превышает санкции за аналогичные правонарушения, например, если водитель забыл взять лицензионную карточку, путевой лист, страховой полис, регистрационные документы на машину или даже водительское удостоверение. Более того, есть предложения по повышению размера штрафа по части 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ именно в целях противодействия незаконному извозу (см. Резолюцию Международного Евразийского форума «Такси», 8-9 августа 2013 г., г. Санкт-Петербург). И повышенный размер штрафа, и предложения по его дальнейшему увеличению для борьбы с незаконным извозом указывают на то, что законодатель считает, что эта норма должна применяться в случае перевозок пассажиров легковым транспортным средством, на которое не получено соответствующее разрешение.

Однако судебная практика идет по другому пути, и виной тому несовершенная формулировка части 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ. Так, в постановлении Верховного Суда РФ от 23.10.2013 № 18-АД13-30 состав данного правонарушения толкуется следующим образом: «Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как следует из буквального толкования данной нормы, выражается в перевозке пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе ранее полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». На этом основании Суд полагает обязательным для правильной квалификации деяния установление факта получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В случае неполучения такого разрешения, по мнению суда, деятельность по перевозке пассажиров и багажа квалифицируется по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Кроме того, здесь может быть применима также часть 1 статьи 14.1 КоАП РФ в случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Однако для привлечения к ответственности по этим статьям КоАП РФ необходимо будет доказать, что деятельность по перевозке пассажиров носит систематический характер и имеет целью извлечение прибыли (в соответствии с определением понятия предпринимательской деятельности, описанным в части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ).

КАК УЛУЧШИТЬ ЗАКОН?

Важным вопросом является достижение целей правового регулирования сферы перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Установлены существенные требования к легковым такси и повышенная ответственность за их нарушения. Возможно, некоторые требования и штрафы даже завышены. Все это, с одной стороны, обеспечивает безопасность пассажиров, которые получают больше гарантий пользоваться качественными услугами перевозки — квалифицированными водителями на исправных транспортных средствах. Но с другой стороны, это усложняет работу легальных перевозчиков и снижает ее рентабельность. Усиление государственного регулирования и контроля в сфере легкового такси уже привело к уходу с рынка многих легальных перевозчиков. Если введенные государством меры влекут за собой рост расходов перевозчиков, логично предположить, что будут расти и тарифы на перевозку легковым такси. Если при этом цены у нелегальных таксистов останутся ниже, граждане продолжат пользоваться их услугами и будут избегать легальных такси. На данный момент цели усиления правового регулирования сферы перевозок легковым такси не достигнуты (об этом говорится и в Резолюции Международного Евразийского форума «Такси», 8-9 августа 2013 г., г. Санкт-Петербург), и только мерами административной ответственности решить проблему нелегального извоза, по-видимому, не удастся.

Таким образом, экономический аспект в решении проблемы нелегального извоза нужно учитывать, и комплексно подходить к вопросу совершенствования законодательства в этой сфере.

Уже появились законодательные инициативы, предусматривающие экономические методы улучшения положения легальных такси, а также способствующие «выходу из тени» незаконных перевозчиков (например, законопроект № 564236–5). К таким мерам, в частности, относятся: уменьшение размера отчислений в пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей, налоговые льготы, внедрение системы работы в такси для физических лиц без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на основании государственного патента и другие. Некоторые из этих мер потребуют расходов из федерального бюджета.

Если же говорить о мерах, не требующих бюджетного финансирования, в том числе мерах юридико-технического характера, то для совершенствования законодательства в сфере перевозок легковым такси, а также противодействия нелегальному извозу можно предложить следующее.

1. Учитывая отсутствие комплексного и последовательного правового регулирования сферы перевозок пассажиров легковым такси, а также несовершенство структуры и содержания Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, считаем необходимым принятие нового федерального закона с четким предметом регулирования — легковым такси.

2. Необходимо закрепить понятие «легковое такси» в федеральном законе, включив в него видовые отличительные характеристики такси (принципы формирования цены договора перевозки).

3. Следует конкретизировать формулировку части 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ таким образом, чтобы она была применима к водителям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа и не получившим соответствующего разрешения.

4. Необходимо внести изменения в статью 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, предусмотрев право не только сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, но и всех должностных лиц органов внутренних дел (полиции) требовать предъявления разрешения на перевозки пассажиров легковым такси. Это было бы логично, потому что они уполномочены составлять протоколы административных правонарушений, предусмотренных частью 2.1 статьи 12.3 и статьей 14.1 КоАП РФ.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси

  1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
  2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
  3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.

Штрафы для таксистов 2015 — 2016 года предусматривают наказание за то, что в салоне автомобиля отсутствуют информация, предусмотренная правилами перевозок пассажиров, а также за то, что водитель не выдал кассовый чек пассажиру.

Часть 3 статьи 11.14, пожалуй, наиболее интересная. Теперь отсутствие на автомобиле такси специальной цветографической схемы или специального фонаря (шашечек) на крыше приведет к наложению на водителя штрафа в размере 3 000 рублей. Можно сделать вывод, что все автомобили такси теперь будут выделяться из транспортного потока, а заниматься частным извозом, не имея соответствующего разрешения, будет достаточно сложно. Кроме того вводится и штраф за нелегальное такси 2015 — 2016 года, который будет рассмотрен далее.

Статья 11.142. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

  1. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля за наличием у водителей указанных документов, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
  2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.
  3. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.
  4. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, а также разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

21.Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Отсутствие у водителя такси разрешения на осуществления деятельности по перевозке пассажиров с 1 января 2012 года будет наказываться штрафом в размере 5 000 рублей. Это и есть штраф за нелегальное такси.

2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей с конфискацией указанных устройств; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных устройств; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных устройств.

3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Считаем, что нет смысла разъяснять по отдельности каждую из статей обновленного КРФоАП. Просто хотим сказать, что если на Вашем автомобиле нанесена цветографическая схема такси и установлен фонарь такси, то это будет наказываться штрафами в размере 2 500 + 2 500 рублей для физических лиц. Если же водитель будет управлять автомобилем без лицензии и с указанными нарушениями, то штраф для таксиста составит 5 000 + 5 000 рублей.

129085, г. Москва, Звёздный бульвар, д. 21, стр. 1, офис 332/1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *