Нервно психическое

  • автор:

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, танцы, музыка и др.

Примерные способы профилактики психического напряжения усталости:

  1. Обращать внимание на свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
  2. Плавать, танцевать, прогуливаться или просто сидеть на скамейке в парке.
  3. Побаловать себя сладеньким или пораньше лечь спать.
  4. Заняться физкультурой, уборкой.
  5. Включить успокаивающую музыку, ту, которую вы любите.
  6. Почитать любимую книгу или стихотворение.
  7. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по учебе.
  8. Принять горячую ванну.
  9. Превратить ситуацию неуспеха в шутку и смеяться.
  10. Написать свои отрицательные эмоции на листе бумаги.
  11. Нарисовать на листе бумаги рисунок, который наиболее подходит твоему плохому состоянию. Порвать этот листок, сжечь или выбросить.
  12. Взять подушку и побить ее.

Это хорошие способы справляться с напряжением и усталостью, но согласитесь, что мы не всегда можем использовать их на работе или учебе. Здесь помогут другие способы. Сейчас мы их рассмотрим.

Способы снятия нервно-психического напряжения и усталости:

  1. способ управления дыханием 2. способ управления мышечными зажимами (релаксация) 3. способ, связанный с воздействием слова (самопрограммирование)
  2. способ самоодобрения (самопоощрения)
  3. способ снятия напряжения самоприказом (аутогенная тренировка)
  4. способ концентрации
  5. способы, связанные с использованием образов (Визуализация)

Способ управления дыханием:

Нет такого органа в нашем теле, который не нуждался бы в дыхании. Поэтому дыхательная гимнастика оздоравливает все системы организма: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную.

Упражнение 1. «Дыхание»

Упражнение 2. «Свеча»

Представьте, что перед Вами стоит большая свеча. Сделайте вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. Еще раз. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Еще раз.

Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом

Упражнение 3. «Замок»

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Сделать вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение 4. «Ха-дыхание»

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания (3 секунды). Выдох – корпус резко наклоняется вперед, руки сбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «ха!».

Упражнение 5. «Яблоки»

Стоя. Представьте, что пред каждым из Вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки весят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоко, потянитесь правой рукой как можно выше за ним, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь сорвите яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в корзину, стоящую на земле. Медленно выдохните на счет 1,2, 3,4.

Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом

Упражнение 6. «Отдых»

Исходное положение – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабить шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение 7. «Передышка»

Обычно, когда мы бываем расстроены, мы начинаем невольно задерживать дыхание. И высвобождение дыхания является одним из способов расслабления.

Представьте, что у Вашего носа находится пушинка, которую нельзя колыхать. В течение 2 минут дышите медленно, спокойно и глубоко, чтобы пушинка не улетела. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Вот такие простые дыхательные упражнения Вы можете использовать как для успокоения, так и для придания тонуса организму.

Способ управления мышечными зажимами (релаксация):

Нервно-мышечная релаксация – это система специальных упражнений для расслабления различных групп мышц. Целью этой тренировки является снятие мышечного тонуса, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страх, тревожность. Уменьшив или предотвратив тонус мышц, можно снять стрессовые состояния, головную боль, нормализовать эмоциональный фон.

Упражнение 8. «Релакс для тела»

Система релаксационных упражнений предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение 5 секунд, которые повторяют дважды. Однако, если вы чувствуете остаточное напряжение, то можно досчитать количество сокращений мышечных групп до 7 раз.

Сделаем упражнение на лицевую области. Начнем со рта.

  1. улыбнитесь настолько широко, насколько это возможно. Это должна быть «улыбка до ушей». Улыбнитесь широко! Задержите! И расслабьтесь.

Теперь повторим это упражнение. Широкая улыбка! Широчайшая улыбка! Задержите! И расслабьтесь.

  1. Для расслабления противоположной группы мышц сожмите губы вместе, будто вы хотите поцеловать кого-то. Готовы? Начали! Сомкните губы вместе! Очень сильно сожмите их! Еще! Сильнее! Расслабьтесь.

Повторим это упражнение.

  1. Теперь перейдем к глазам. Надо очень крепко закрыть глаза. Представьте, что в ваши глаза попал шампунь. Готовы? Начали! Зажмурьте глаза!

Расслабьтесь. Повторим это упражнение.

Максимально высоко поднимите брови! Так высоко, насколько это возможно! Задержите!

Напишите свое имя глазами в воздухе.

Расслабьтесь. Повторим это упражнение. Пауза 10 секунд.

Перейдем к плечам:

Мы несем на наших плечах большой груз напряжения и стресса. Давайте снимем это напряжение.

Поднимите правое плечо к правой мочке уха. Голова не наклоняется! Задержите на 5 секунд. Расслабитесь (3 секунды). Теперь левое плечо к левой мочке уха. Повторить 3 раза.

Подбородок поднимите вверх и напишите им в воздухе следующие цифры:

1, отдохнули 5 секунд. Далее: 3, 7, 8, 10.

Потянуться. Вначале правую руку – в сторону, задержать на 5 секунд, затем расслабить ее и опустить вниз. Далее то же самое – влево. Теперь обе руки потянуть вперед. Задержать, сбросить.

Кисти рук:

Растопырьте пальцы рук как можно шире, задержите на 5 секунд. Расслабьте. Повторить 3 раза. Одновременно обе руки сжать в кулаки. Представьте, что вы выдавливаете себе сок лимона. Давите как можно сильнее в течение 5 секунд. Расслабьте. Повторить 3 раза.

Живот:

Представьте, что Вы собираетесь пролезть через узкий забор, ограждение. Но животик мешает. Втяните животик в себя и задержите на 5 секунд. Расслабьте его. Повторить 2 раза.

Бедра и живот:

Теперь сосредоточим внимание на мышцах бедер.

Вытяните перед собой прямо обе ноги. Задержите на 7 сек., потом расслабьте ноги на 3 секунды. Повторите 2 раза.

Теперь представьте, что вы на пляже и зарываете пятки в песок. Только сейчас вы будите упираться пятками в пол как можно сильнее в течение 5 сек., перерыв на 3 сек. и повторить 2 раза.

Нижняя часть ног:

Оставьте обе пятки на полу, а пальцы поднимайте как можно выше, стараясь достать ими до потолка. Давайте попробуем.

Готовы? Начали! Поднимите пальцы! Выше! Задержите их! И расслабьтесь.

Теперь давайте повторим это упражнение. Готовы? Начали! Поднимите пальцы ног высоко! Выше! Выше! Задержите! Расслабьтесь.

Потом поднимите пятки высоко, высоко! Задержите на 5 секунд. Обратная связь:

Теперь сядьте на стул как можно удобнее и посидите в течение 1 минуты, почувствуйте, в каком органе тела у Вас осталось напряжение или его нет.

Обсуждение:

Какой это орган? (опрос)

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

  • дышите глубоко и медленно;
  • пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
  • постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
  • прочувствуйте это напряжение;
  • резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;
  • сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы – удивления, радости и др.).

Активная релаксация – мощное средство, позволяющее полностью расслабиться и обрести душевное равновесие.

Однако релаксация – это навык, и, как всякий навык, он требует упорной тренировки. Ошибка большинства людей, начинающих заниматься релаксацией, состоит в том, что они стремятся быстро устранить сильное напряжение. А для достижения успеха нужны практика и терпение.

15 минут в день стоит потратить на занятие активной релаксацией для общего хорошего самочувствия.

Психическая напряженность — Психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи и негативно влияющее на деятельность (разрущающее деятельность). Психическая напряженность оказывает понижающее влияние на устойчивость психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности.

Психической напряженности свойственны:

— дезорганизация психической деятельности

— существенные отклонения в психомоторике

— глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках

— ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта

— жалобы на нарушение деятельности соматических органов

— отрицательный эмоциональный фон и падение настроения

— ощущение тревоги, беспокойства, неуверенности

— острое ожидание неудачи

— ухудшение восприятия и внимания

— ухудшение мышления, снижение умственной работоспособности

— низкая помехоустойчивость, отвлекаемость

— снижение объема кратковременной и оперативной памяти

— ригидность поведения, склонность к шаблонам

Психическая напряженность бывает трех видов:

1. Тормозная. В первую очередь наблюдается замедление интеллектуальных операций, снижение качеств внимания, затруднения формирования новых навыков, общая негибкость поведения.

2. Импульсивная. В первую очередь проявляется увеличение количества ошибок при сохранении или даже увеличении темпа работы, склонность к малоосмысленным, импульсивным действиям.

3. Генерализованная. Сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация, снижение темпа работы и нарастание количества ошибок.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов, они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

10 дней жизни — удерживает в поле зрения движущийся предмет, Вздрагивает и мигает при резком звуке

18 – 20 день жизни — Удерживает в поле зрения неподвижный предмет

1 месяц — Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета. Прислушивается к звуку, к голосу взрослого. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяц — Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м). поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Всегда отвечает улыбкой на разговор взрослого. Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 сек.) Произносит отдельные звуки

3 месяца – длительное сосредоточение взягляда на предмете. В ответ на общение отвечает улыбкой, оживленным движением рук, ног, зввуками. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении

4 месяца – узнает маму. Захватывает и рассматривает внимательно игрушки. Более продолжительно лежит на животе опираясь на предплечья. Появляется длительное гуление. Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления. Первыйф переворот со спины на живот

5 месяцев – отличает чужих от близких. Узнает голос родного человека. Берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке. Певучее гуление. Ест из ложки. Переворачивается с живота на спину и со спины жа живот

6 месяцев – активно переворачивается со спины на живот и с живота на спину, приподнимает таз. Может ползать по пластунски. Начало лепета.

7 месяцев – игрушки перекладывает из руки в руку. Хорошо ползает в разных направлениях, на вопрос где взглядом находит предемет о котором спрашивают. Подолгк лепечет. Появляются первые слоги.

8 месяцев – сам садится, сидит, ложится, встает у опоры, может передвигаться вдоль опоры. Повторяет заранее заученные простые действия («ладушки, дай ручку»). Произносит отчетливо отдельные слоги

9 месяцев – подрожает взрослому, повторяет за ним слоги, активное ходит вдоль опоры. Осознанно ишрает с игрушками

10 месяцев – может выполнять простые просьбы (возьми игрушку)

11 месяцев – может складывать пирамидку, стоит без опоры. Произносит первые простые слова.

12 месяцев – ребенок пытается самостоятельно ходить. Знает 5-10 простых слов

Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога

Термином «психическая напряженность» обозначаются состояния человека, возникающие в усложненных условиях деятельности. Классификация психических состояний по уровню напряженности отражает взаимоотношения между условиями деятельности и психическими состояниями, с одной стороны, и психическими состояниями и успешностью деятельности — с другой.

Умеренная психическая напряженность соответствует комфортным условиям деятельности, работе в оптимальном режиме. Обычно в этом случае имеет место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых ошибок, срывов и других аномалий. Со стороны психики умеренное психическое напряжение характеризуется повышенной активностью, хорошим самочувствием, мотивированностью на достижение высоких результатов. Повышенная психическая напряженность сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных, стрессогенных условиях.

Наиболее часто выделяются четыре формы; поведения в экстремальных условиях деятельности:

1. Напряженный тип поведения. Он проявляется общей заторможенностью, скованностью, напряженностью и импульсивностью движений. На соревнованиях спортсмены с таким типом поведения судорожно сжимают спортивные снаряды, кусают губы, их внимание приковано к табло или индикаторам, на неожиданные или эмоционально значимые факторы реагируют сильно и чрезвычайно импульсивно.

2. Тормозный тип поведения. Характеризуется почти полной заторможенностью действий, возникающих под влиянием необычных, ответственных и эмоциональных ситуаций.

3. «Трусливый» тип поведения. Психическая напряженность может так отразиться в сознании человека, что вынудит его отка-3 заться от выполнения своих функций. Чаше всего в этих случаях! наблюдаются апатия, пассивность, стремление оградить себя от : всякого вмешательства в ход событий. Спортсмен на соревнова-‘ ниях испытывает затруднения в организации своего поведения, подоЛгу находится в застывшей позе, пытается оттянуть время.’ В таком поведении проявляют себя эмоции страха, в результате’ чего доминирует инстинкт самосохранения.

4. Прогрессивный тип поведения. Воздействие экстремальных обстоятельств далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность деятельности. Существует такая категория людей, которая в экстремальных условиях достигает наибольшей, эффективности деятельности. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется оптимизмом, боевым задором, повышенной работоспособностью, мобилизацией физических и психических сил организма.

В связи с тем, что всякая деятельность в стрессогенной ситуа- ции обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, длительная психическая напряженность может иметь неблагоприятные последствия. Существуют типичные болезни «стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые заболевания, язва желудка, астма и др.

В серии исследований М. Фридмана и Р. Розенмана (1974) выделены два основных типа людей, различающихся по степени устойчивости к стрессу.

Тип а объдиняет людей, подверженных стрессу. Они отличаются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим весь стиль поведения и жизни. У них чаще наблюдается выраженная склонность к соревнованию, стремление к высоким достижениям, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство хронической нехватки времени и повышенная деятельность.

Тип Б объединяет лиц, устойчивых к стрессовым воздействиям, обладающих противоположными личностными качествами.

Таким образом, психическая напряженность сказывается не только на продуктивности деятельности, но и на состоянии здо-. ровья. Так, лица, подверженные воздействию стресса (тип А) болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями в 7 раз чаще, чем устойчивые к стрессу (тип Б). Поэтому снижение психической напряженности, исключение или ограничение причин возникновения стресса является важной психогигиенической задачей.

Психологи видят три основных пути профилактики психической напряженности: 1) научно обоснованный психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях; 2) воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств личности, которые позволили бы произвольно управлять психическими состояниями в процессе напряженной деятельности; 3) создание благоприятного психологического климата и оптимизация условий деятельности.

Дата публикации или обновления 02.08.2017

  • Как научиться управлять собой
  • Нервно-психическое напряжение в зависимости от его интенсивности и длительности для каждой личности может приводить либо к незначительным и кратковременным, либо к серьезным и стойким расстройствам регуляции функций организма. Эти сдвиги могут быть совершенно безвредными, физиологическими, могут находиться на границе между физиологией и патологией, а могут привести и к патологии.

    Кратковременные, приспособительные эмоциональные реакции у здоровых людей не требуют применения психотропных средств — они естественны и сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

    По мнению академика П. К. Анохина, эмоции не что иное, как приспособительные реакции, возникшие в процессе эволюции, для сохранения жизни особи и продления его рода. Эти субъективные состояния сопровождаются целым рядом объективных биохимических и физиологических изменений в нашем организме.

    Эмоции помогают быстро определить опасность, вред или пользу внутренних и внешних воздействий на организм, часто бывают двигателем поступков, плохих и хороших. Известный нейрофизиолог П. В. Симонов считает, что эмоции — как бы дополнительный инструмент для познания окружающего мира и быстрого приспособления организма к меняющимся условиям среды. Понятно, что искусственное (химическими средствами) подавление эмоциональных реакций противоречит целесообразности, совершенству и универсальности их как приспособительного механизма.

    Успехи психофармакологии не должны заслонять возможностей другой, более тонкой, естественной и физиологичной регуляции нервных процессов, осуществляемой простыми приемами аутогенной тренировки.

    Но как к этому подойти? С эволюционной точки зрения биохимические и физиологические изменения в организме, наблюдающиеся при эмоциональном напряжении, эмоциональном стрессе (выброс в кровь адреналина, повышение артериального давления, учащение сердцебиения и другие), являются результатом естественного отбора и приспособления, длившихся миллионы лет. Эти изменения имеют определенное значение для выживания организма, который, по словам английского физиолога Кэннона, «готовится к борьбе или к бегству».

    Понятно, что реакции, подготавливающие организм к «борьбе или бегству», для первобытного охотника могли иметь определенную ценность. Но можно утверждать, что они менее полезны, а иногда и прямо вредны для современного человека. Действительно, часто ли мы видим, что после эмоционального стресса культурный человек вступает в физическую борьбу или пускается в бегство, если этого не требует соответствующая ситуация? Значит, повышение артериального давления, напряжение мышц и другие сдвиги оказались неоправданными, а иногда — у больного гипертонической болезнью, например, — и просто вредными? Более того, природа человека такова, что он реагирует не только на реальную физическую или иную опасность, но и на угрозу ее.

    И даже на символы опасности. Уже одно представление об опасности приводит в движение все указанные выше физиологические механизмы. По данным шведского ученого Леннарта Леви, треть невыходов на работу по болезням оказалась связанной не с самой болезнью как реальным фактом, а лишь с представлениями о возможном заболевании.

    Как же бороться с последствиями нервных перегрузок? Можно ли регулировать эмоции, не прибегая к химическим препаратам? Известно, что при функциональных нарушениях благотворно влияют отдых, санаторно-курортные факторы, водные процедуры. Многие люди снимают эмоциональное напряжение переключением эмоций, своеобразной индивидуальной разрядкой: длительной прогулкой, спортом, охотой, рыбалкой, коллекционированием и т. д.

    Но есть возможность иной, более глубокой разрядки эмоционального напряжения.

    И не только разрядки, и даже тонкого и сознательного управления своим нервно-психическим состоянием. Эту возможность дает аутогенная тренировка. Ее популярность среди врачей обусловлена простотой лечебных приемов, эффективностью не только при нервных, но и некоторых внутренних, кожных и других болезнях.

    Под влиянием аутогенной тренировки нормализуются высшая нервная деятельность и вегетативные функции организма. При этом личность больного активно привлекается к процессу лечения, что выгодно отличает ее от методов гипнотерапии.

    В 1963 году IV Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров рекомендовал аутогенную тренировку для медицинской практики, и сейчас она используется во многих лечебных учреждениях страны.

    Все большее число людей (и очень часто без рекомендации врача) стремится к самостоятельному овладению методом с самыми различными целями — от лечебных до психогигиенических и сугубо профессиональных. И это понятно.

    Интерес к методу объясняется не только массой популярных публикаций. Овладение собственными эмоциями, тренировка памяти, концентрация внимания, создание гибкой, подвижной и устойчивой нервной деятельности, привычка к самонаблюдению и самоотчету — это именно те качества нервной системы, вырабатываемые аутогенной тренировкой, в которых нуждается каждый человек, занятый в особо сложных и напряженных профессиях.

    Очевидно также, что коррекция этим методом неблагоприятных индивидуально-психологических особенностей личности (преобладание в сложных условиях отрицательных эмоций и трудности их преодоления, эмоциональная и мышечная напряженность, заторможенность, медлительность, сниженное внимание и прочее) и чрезмерных вегето-сосудистых сдвигов (потливость, бледность, сердцебиение и т. д.) может наряду с психопрофилактикой ускорять овладение современной техникой и оказывать положительное влияние на производительность труда в сложной инженерно-психологической системе «человек — машина».

    Казалось бы, интерес к аутогенной тренировке оправдан, и ее приемы, за редкими исключениями, могут быть рекомендованы любому. Но, как говорит французская пословица, «Каждый порок есть чуточку продленная добродетель»: не намечается ли в последнее время излишнего увлечения методом?

    Аутогенная тренировка относится к системам психического самовоздействия, психофизиологической саморегуляции и разумна в своей основе. Становясь же модой, особенно при самодеятельном ее применении, она неминуемо подвергается опасности искажения и рискует утратить значительную долю своей полезности.

    Неправильно поставленная цель тренировки и неверно выполняемые упражнения могут принести вред и разочарование, хотя по своей сути аутогенная тренировка безвредна и высокоэффективна.

    Мода в медицине, точнее в самолечении, встречается не реже, чем в покрое платья, но требует гораздо большей осмотрительности. На наших глазах увлечение гимнастикой йогов сменяется буддийским комплексом «Цен», лечебное голодание — сыроядением, магнитные браслеты идут на смену «лечебным» украшениям из янтаря. Нам приходилось видеть, например, нарушения мозгового кровообращения и подвывих в шейном отделе позвоночника после выполнения одной из йоговских «асана»(стояния на голове).

    Весь наш врачебный опыт свидетельствует против такой неразумной самодеятельности. Мы убеждены, что любыми попытками самовоздействия с лечебными целями должен руководить опытный профессионал.

    Каждый ученик должен иметь наставника.

    Это утверждение относится и к такой многоцелевой системе психофизиологической саморегуляции, как аутогенная тренировка. Вот почему, рассказывая об аутогенной тренировке, мы не хотим давать рекомендации по самостоятельному практическому применению ее упражнений.

    Сразу же оговоримся: мы принципиально против написания «самоучителя самолечения» и ограничим свои задачи ознакомлением читателя с физиологическими и психологическими основами аутогенной тренировки. Что же касается практических упражнений, то они будут посвящены психогигиеническим аспектам метода. Лечебные же приемы могут быть разными в зависимости от характера расстройств. Их проведение всегда требует совместной работы врача и больного.

    Касаясь механизмов аутогенной тренировки, следует отметить, что некоторые авторы связывают сознательное регулирование высшей нервной деятельности и неуправляемых волей вегетативных процессов при этом методе с самовнушением и возникновением самогипноза. Они считают, что при аутогенной тренировке речь идет о преднамеренном самопогружении человека в состояние, близкое, но не идентичное гипнотическому, с сохранением самоконтроля и самоуправления.

    Такие представления о механизмах аутогенной тренировки, согласно нашим данным, не имеют под собой фактических оснований.

    У больных неврозами и у здоровых, если они находятся в состоянии эмоционального возбуждения, всегда напрягается мускулатура. Связь функционального состояния центральной нервной системы с тонусом и активностью мускулатуры обоснована и доказана учением классиков отечественной физиологии И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Мимика, интонация речи, пантомимика (выразительные движения тела) — внешние проявления чувств человека — объективно отражают состояние психики, движение мыслей и чувств. «Секрет» психологических опытов В. Мессинга и М. Куни и состоит, в частности, не в «чтении мыслей», а в «чтении движений», нередко незаметных для нетренированного человека.

    Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой. Известно, что мышечное напряжение является внешним выражением эмоции страха и других неприятных эмоций. Мы можем, впервые встретив человека и не расспрашивая его ни о чем, увидеть, что он чем-то огорчен, расстроен, взволнован. Его внутреннее состояние выдают напряженное, «окаменевшее» лицо, «сдавленный» голос, стесненное дыхание, «застывание», «оцепенение», «столбняк», «нервная дрожь». Все это суть выражения, показывающие напряжение мышц при отрицательных эмоциях.

    Примечательно, что релаксация (расслабление) мышц служит внешним показателем положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Доброе, открытое лицо, мягкая улыбка обусловлены расслаблением мышц лица. Вспомните выражение «смеяться до упаду». При искреннем смехе мышцы расслабляются настолько, что руки опускаются, ноги подгибаются, и человек испытывает потребность присесть или даже лечь («упасть»). Расслаблением мышц, часто сами того не сознавая, мы ежедневно пользуемся для углубления отдыха, для ускорения засыпания. Иначе говоря, мышечное расслабление готовит нервную систему к отдыху, к переходному состоянию от бодрствования ко сну. Оно отмечается также и при пробуждении после освежающего сна.

    Из житейских самонаблюдений мы можем сделать вывод, что между состоянием нервной и мышечной систем есть прямая связь: нервная система — мышцы. Но существует и механизм обратной связи: мышцы — нервная система. Стало быть, в более современных модификациях аутогенной тренировки очень важное место занимают упражнения в расслаблении мышц. Релаксация имеет двоякое физиологическое значение: во-первых, как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность; во-вторых, как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для переходного состояния от бодрствования ко сну. В механизме седативного (успокаивающего) действия расслабления мышц на нервную систему нет ничего от самовнушения или самогипноза.

    В опытах на животных было показано, что после введения препаратов, блокирующих мышечные импульсы и вызывающих расслабление мышц, развивалась сонливость, изменения биотоков мозга были такими же, как во время сна или наркоза, и даже снижались реакции животных на болевые и эмоциогенные воздействия. Отсюда и понятно успокаивающее влияние многих лекарств, обладающих периферическим миорелаксирующим действием (мепробамат, эуноктин и другие), благотворное действие теплых ванн (расслабление мышц, сонливость и ослабление эмоциональной реактивности) или же мышечное расслабление.

    С позиций физиологии высшей нервной деятельности необходимо обратить внимание еще на одну сторону тренировки саморасслабления. Произвольная релаксация мышц, удерживающаяся на протяжении некоторого отрезка времени, согласно методике занятий, сменяется их волевым напряжением. В утренние и дневные часы сеанс аутогенной тренировки заканчивают энергичными движениями, чтобы снять с себя дремотное состояние. Систематическое чередование расслабления — напряжения есть не что иное, как использование физиологических механизмов для тренировки подвижности основных нервных процессов: торможения и возбуждения. Такая тренировка имеет самостоятельное лечебное, профилактическое и гигиеническое значение. Особенно для людей инертных, с заторможенной инициативой, людей нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям.

    О других механизмах аутогенной тренировки и о подготовительных упражнениях в мышечной релаксации мы расскажем в следующей статье.

    Далее: Как научиться расслабляться с помощью аутогенной тренировки

    В начало

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *