Нерегулируемый тариф

  • автор:

Тарифы для населения

Тарифы с 1 января 2020г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 2013 г. N 1166

(Извлечения в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2019 года № 933.)

В соответствии с указами Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» и от 5 декабря 2013 г. № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить для населения субсидируемые государством:

1.2. тарифы на коммунальные услуги в следующих размерах:

на электрическую энергию согласно приложению 2;

на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения:

с 1 января по 31 мая включительно — 18,4831 белорусского рубля за 1 Гкал;

с 1 июня по 31 декабря включительно – 20,6216 белорусского рубля за 1 Гкал.

2. Установить для населения тарифы (цены) на коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, согласно приложению 3.

Премьер-министр Республики Беларусь С.Румас

Приложение 2

к постановлению

Совета Министров

Республики Беларусь

30.12.2013 № 1166

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

28.12.2019 № 933)

ТАРИФЫ на электрическую энергию

Назначение потребляемой электрической энергии Тариф, белорусских рублей за 1 кВт·ч
1. Электрическая энергия в жилых домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке электрическими плитами, за исключением указанной в пунктах 2–4 настоящего приложения:
1.1. одноставочный тариф 0,1616
1.2. дифференцированный тариф по двум временным периодам:
минимальных нагрузок (с 22.00 до 17.00) 0,1131
максимальных нагрузок (с 17.00 до 22.00) 0,3232
1.3. дифференцированный тариф по трем временным периодам:
минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00) 0,097
максимальных нагрузок (с 17.00 до 23.00) 0,2909
остальное время суток 0,1131
2. Электрическая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения с присоединенной (суммарной) мощностью электронагревательного оборудования более 5 кВт, за исключением указанной в пунктах 3 и 4 настоящего приложения:
дифференцированный тариф по двум временным периодам:
минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00) 0,1109
остальное время суток 0,2059
3. Электрическая энергия при условии ее использования в том числе для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения и оборудованных в установленном порядке электрическими плитами, при отсутствии отдельного (дополнительного) прибора индивидуального учета расхода электрической энергии для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения:
3.1. с 1 января по 31 мая включительно:
3.1.1. одноставочный тариф 0,0809
3.1.2. дифференцированный тариф по двум временным периодам:
минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00) 0,0566
остальное время суток 0,1052
3.2. с 1 июня по 31 декабря включительно:
3.2.1. одноставочный тариф 0,0834
3.2.2. дифференцированный тариф по двум временным периодам:
минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00) 0,0584
остальное время суток 0,1084
4. Электрическая энергия для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения, при наличии отдельного (дополнительного) прибора индивидуального учета расхода электрической энергии для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения:
4.1. с 1 января по 31 мая включительно 0,0335
4.2. с 1 июня по 31 декабря включительно 0,0374
5. Электрическая энергия, за исключением указанной в пунктах 1–4 настоящего приложения:
5.1. одноставочный тариф 0,1901
5.2. дифференцированный тариф по двум временным периодам:
минимальных нагрузок (с 22.00 до 17.00) 0,1331
максимальных нагрузок (с 17.00 до 22.00) 0,3802
5.3. дифференцированный тариф по трем временным периодам:
минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00) 0,1141
максимальных нагрузок (с 17.00 до 23.00) 0,3422
остальное время суток 0,1331

Приложение 3

к постановлению

Совета Министров

Республики Беларусь

30.12.2013 № 1166

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

28.12.2019 № 933)

ТАРИФЫ (ЦЕНЫ) на коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание

Единица измерения Тариф, белорусских рублей
1. Тепловая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения 1 Гкал 92,25
4. Электрическая энергия:
4.1. одноставочный тариф (в том числе в части использования электрической энергии для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения) 1 кВт·ч 0,2090
4.2. дифференцированный тариф по двум временным периодам:
минимальных нагрузок (с 22.00 до 17.00) « 0,1463
максимальных нагрузок (с 17.00 до 22.00) « 0,4180
4.3. дифференцированный тариф по трем временным периодам:
минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00) « 0,1254
максимальных нагрузок (с 17.00 до 23.00) « 0,3762
остальное время суток « 0,1463

Тарифы с 1 июля 2019г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 2013 г. N 1166

(в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01 июля 2019 года №442)

В соответствии с указами Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» и от 5 декабря 2013 г. N 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить для населения субсидируемые государством:

1.2. тарифы на коммунальные услуги в следующих размерах:

на электрическую энергию согласно приложению 2;

на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения:

с 1 января по 31 мая включительно — 16,9259 белорусского рубля за 1 Гкал;

с 1 июня по 31 декабря включительно — 18,4831 белорусского рубля за 1 Гкал.

2. Установить для населения тарифы (цены) на коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, согласно приложению 3.

Премьер-министр Республики Беларусь С.Румас

Приложение 2

к постановлению

Совета Министров

Республики Беларусь

30.12.2013 N 1166

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

01.07.2019 N 442)

ТАРИФЫ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ

Назначение потребляемой электрической энергии

Тариф, белорусских рублей за 1 кВт·ч

1. Электрическая энергия в жилых домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке электрическими плитами, за исключением указанной в пунктах 2–4 настоящего приложения:

1.1. одноставочный тариф

0,1484

1.2. дифференцированный тариф по двум временным периодам:

минимальных нагрузок (с 22.00 до 17.00)

0,1039

максимальных нагрузок (с 17.00 до 22.00)

0,2968

1.3. дифференцированный тариф по трем временным периодам:

минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00)

0,0890

максимальных нагрузок (с 17.00 до 23.00)

0,2671

остальное время суток

0,1039

2. Электрическая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения с присоединенной (суммарной) мощностью электронагревательного оборудования более 5 кВт, за исключением указанной в пунктах 3 и 4 настоящего приложения:

дифференцированный тариф по двум временным периодам:

минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00)

0,1019

остальное время суток

0,1892

3. Электрическая энергия при условии ее использования в том числе для нужд отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения и оборудованных в установленном порядке электрическими плитами, при отсутствии отдельного (дополнительного) прибора индивидуального учета расхода электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения

0,0761

4. Электрическая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения, при наличии отдельного (дополнительного) прибора индивидуального учета расхода электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения

0,0335

5. Электрическая энергия, за исключением указанной в пунктах 1–4 настоящего приложения:

5.1. одноставочный тариф

0,1746

5.2. дифференцированный тариф по двум временным периодам:

минимальных нагрузок (с 22.00 до 17.00)

0,1222

максимальных нагрузок (с 17.00 до 22.00)

0,3492

5.3. дифференцированный тариф по трем временным периодам:

минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00)

0,1048

максимальных нагрузок (с 17.00 до 23.00)

0,3143

остальное время суток

0,1222

Приложение 3

к постановлению

Совета Министров

Республики Беларусь

30.12.2013 N 1166

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

01.07.2019 N 442)

ТАРИФЫ (ЦЕНЫ) НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОЛНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ ЗАТРАТ НА ИХ ОКАЗАНИЕ

Единица измерения

Тариф, белорусских рублей

1. Тепловая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения

1 Гкал

88,99

4. Электрическая энергия:

4.1. одноставочный тариф (в том числе в части использования электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения)

1 кВт·ч

0,1921

4.2. дифференцированный тариф по двум временным периодам:

минимальных нагрузок (с 22.00 до 17.00)

«

0,1345

максимальных нагрузок (с 17.00 до 22.00)

«

0,3842

4.3. дифференцированный тариф по трем временным периодам:

минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00)

«

0,1153

максимальных нагрузок (с 17.00 до 23.00)

«

0,3458

остальное время суток

«

0,1345

Администрация Саратова планирует частично отказаться от регулируемых тарифов на услуги общественного транспорта. На прошлой неделе были утверждены критерии отбора перевозчиков, а сейчас завершается работа над документом, в котором будут прописаны требования к нерегулируемым тарифам. В некоторых районах Саратовской области уже действуют маршруты с нерегулируемыми тарифами, пока на стоимости проезда это не отразилось. Эксперты считают, что это лишь упрощает процедуру повышения цен, но сам тариф все равно будет согласовываться с властями.

Мэрия Саратова готовит пакет нормативных актов, которые позволят ввести в городе маршруты общественного транспорта с нерегулируемыми тарифами. На прошлой неделе глава города Валерий Сараев подписал постановление «Об установлении шкалы для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории МО «Город Саратов» по нерегулируемым тарифам». В приложении к документу перечислены критерии, которым должны соответствовать перевозчики, претендующие на маршрут с нерегулируемым тарифом. В их числе — количество ДТП с участием транспорта юрлица, опыт работы, срок эксплуатации и характеристики транспортных средств, оснащенность автоинформаторами, внутрисалонными табло с бегущей строкой, кондиционерами, а также приспособлениями для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций.

В мэрии не смогли уточнить, когда появятся маршруты с нерегулируемыми тарифами и сколько их будет. «Сейчас прорабатывается постановление об утверждении требований к нерегулируемым тарифам, где все это будет прописано», — сообщили в пресс-службе горадминистрации со ссылкой на специалистов городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта.

В комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области сообщили, что законом предусмотрено, что маршруты общественного пассажирского транспорта могут быть как с регулируемыми, так и нерегулируемыми тарифами. Полномочия по установке регулируемых тарифов для муниципальных маршрутов общественного транспорта — у муниципалитета, для межмуниципальных — у комитета госрегулирования тарифов региона. «Нерегулируемые тарифы устанавливаются перевозчиком. Никто не вправе указывать ему», — сообщили в комитете.

В некоторых районах Саратовской области уже действуют маршруты с нерегулируемыми тарифами. В региональном минтрансе до конца рабочего дня не успели предоставить информацию о том, какие именно это районы и сколько там таких маршрутов. «У нас выборы, все загружены», — объяснили в пресс-службе.

В некоторых районах Саратовской области, например, в Энгельсском, уже действуют маршруты с нерегулируемыми тарифами

Маршруты с нерегулируемыми тарифами действуют в Энгельсском районе. Администрация района в декабре 2016 года приняла постановление, утвердив требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам. В марте 2017 года администрации внесла изменения в План развития регулярных перевозок транспортом общего пользования на территории района. Согласно приложенной таблице, в районе есть 37 маршрутов с нерегулируемыми тарифами, еще 12 планируется перевести с регулируемого на нерегулируемый в третьем квартале 2017 года, а регулируемый тариф сохраняется для двух троллейбусных маршрутов: № 8 «пл. Ленина — ЗАО «Тролза”» и № 14 «пл. Ленина — ЗМК».

Начальник отдела транспорта и связи районного комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Вячеслав Комаров сообщил, что на данный момент все маршруты в районе, за исключением двух троллейбусных, используют нерегулируемый тариф. По его словам, для льготников нет разницы, каким из маршрутов пользоваться. Господин Комаров не стал отвечать на вопрос о том, кто устанавливает тарифы на перевозку на маршрутах с нерегулируемым тарифом и попросил прислать официальный запрос. До конца рабочего дня редакция не получила ответа на него.

Представитель одного из транспортных предприятий Энгельса, пожелавший не называть своего имени, сообщил «Ъ», что отличие нерегулируемого тарифа в том, что в этом случае бюджет не компенсирует перевозчику разницу между установленным тарифом и реальной стоимостью перевозки. В то же время, отметил собеседник, энгельсским перевозчикам «рекомендовано возить по ценам, которые устанавливает центральная диспетчерская служба района», и «какой раньше был тариф, такой и остался».

Саратовский общественник Денис Жабкин считает, что введение нерегулируемых тарифов на некоторых маршрутах упростит жизнь и городской администрации, и перевозчикам. «Администрации выгодно все перевести на нерегулируемый тариф, так как тогда не придется каждый раз обосновывать необходимость повышения тарифов перед общественностью. Вся ответственность ляжет на перевозчиков. А перевозчикам не придется согласовывать повышение цен с администрацией, — сказал он. — Я не думаю, что сразу после проведения конкурса на перевозку по маршрутам с нерегулируемыми тарифами цены на проезд повысятся. Ведь остается «Саратовгорэлектротранс», для которого тарифы устанавливает мэрия. То есть сохраняется конкуренция. Я полагаю, что все равно перевозчики будут согласовывать тарифы с горадминистрацией и повышение будет происходить одновременно для автобусов и электротранспорта».

Ася Сафиуллина

В России действует двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный.

Оптовый рынок электроэнергии

На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара – электроэнергию и мощность.

Оптовый рынок действует на территории большей части страны и разделен на две слабо связанные между собой «ценовые» зоны – в первую входит Европейская часть России и Урал, во вторую – Сибирь.

Регионы Дальнего Востока, Калининградской и Архангельской областей, Республики Коми относятся к так называемым «неценовым зонам». В этих регионах по технологическим причинам (изолированность от единой энергосистемы России) организация конкурентного рынка в настоящее время невозможна.

Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку и будьте в курсе всех событий в отрасли

Подписаться

Торговля мощностью осуществляется в отдельном секторе оптового рынка – на рынке мощности. Мощность — особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке на конкурентных условиях электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

Продажа мощности позволяет производителям электроэнергии получать необходимые средства для обеспечения надежного функционирования существующих генерирующих мощностей и строительства новых объектов генерации, а потребителям электроэнергии – осуществлять перспективное планирование своей инвестиционной, финансовой и производственной деятельности в соответствии с обязательствами поставщиков. Кроме того гарантированное наличие оплаченного резерва мощности минимизирует вероятность значительного подъема цен в период максимальных нагрузок, а так же снижает риск перерывов в энергоснабжении.

Также мы разработали обучающий семинар на тему: Расчёт стоимости электроэнергии на ОРЭ, все подробности доступны по:

Розничный рынок электроэнергии

На розничном рынке гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.

Гарантирующий поставщик – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер – это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.

Прочие, не снабжающие население, энергосбытовые компании могут заключать договоры с потребителями на любых условиях, в том числе в части установления цен на электроэнергию.

На розничном рынке возможна как покупка по двум тарифам на электроэнергию и мощность (двуставочный тариф), так и покупка по единому тарифу на электроэнергию с учетом цены мощности (одноставочный тариф).

Законодательная база регулирования рынка электроэнергии

К настоящему моменту сформирована обширная нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности. Она включает в себя 8 федеральных законов, 46 постановлений Правительства России, распоряжения и приказы федеральных органов исполнительной власти (Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам и т.д.). К числу основных нормативных актов относятся:

  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

Цены и тарифы

Либерализация оптового рынка

Либерализация энергорынка РФ — это переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. До 2011 года в условиях переходного периода реформирования электроэнергетики часть электроэнергии и мощности приобреталась на оптовом рынке по регулируемому тарифу в рамках регулируемых двусторонних договоров, часть – по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем рынке и по результатам конкурентного отбора мощности.

В соответствии с законами «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», а также Постановлением Правительства №205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» с 2007 года осуществлялось обязательное снижение объемов регулируемых договоров (РД) на энергорынке два раза в год.

С 1 января 2011 года либерализация достигла 100%.

Либерализация розничного рынка

Цены оптового рынка транслируются на розничный рынок. Таким образом, либерализация оптового и розничного рынка проводилась синхронно.

Нерегулируемые цены на электроэнергию

В рамках нерегулируемого сектора действует три самостоятельных рынка электроэнергии:

  • Свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем электроэнергии. Условия СДД, включая цены и сроки поставки, определяются договоренностями контрагентов;
  • Рынок на сутки вперед (РСВ) функционирует в форме поддерживаемого коммерческим оператором (ОАО «АТС») аукциона, на котором сводятся заявки на покупку и продажу электроэнергии на следующие сутки для формирования планового производства и потребления электроэнергии. Цена РСВ определяется по максимальной удовлетворенной заявке на продажу электроэнергии;
  • Балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления. Объемы и цены поставки определяются в результате отбора заявок поставщиков Системным оператором (ОАО «СО ЕЭС»).

Рынок на сутки вперед и балансирующий рынок необходимы для более точного планирования потребления и производства электроэнергии, чего невозможно добиться в рамках долгосрочных двусторонних договоров.

Рынок мощности

При определении стоимости мощности используется процедура конкурентного отбора мощности (КОМ).

По каждому объекту генерации инвестор или владелец подают заявки, в которых указывают ежемесячную плату за мощность (в руб./Мвт) и величину поставляемой мощности. В КОМ отбираются все объекты генерации учтенные ФСТ России в прогнозном балансе. Дополнительно в рамках отдельной системы договоров все покупатели оплачивают мощность гидро- и атомных электростанций.

На рынке мощности возможно заключение двусторонних договоров на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ) между поставщиками и потребителями мощности.

Финансовые требования поставщиков оптового рынка формируются ежемесячно, транслируются в розницу и должны быть оплачены энергосбытовой компании конечным потребителем.

Регулируемые цены (тарифы)

До 2011 года поставка части электроэнергии осуществлялась по регулируемым ценам в рамках регулируемых договоров.

Также по регулируемому тарифу электроэнергия отпускается покупателям в неценовых зонах.

Тарифы сетевых организаций, системного и коммерческого оператора, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика подлежат государственному регулированию.

Поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.

Формирование цен для потребителей

Уровень свободных цен на генерацию для каждого гарантирующего поставщика на каждый месяц рассчитывает коммерческий оператор (ОАО «АТС»). Эти данные публикуются на его сайте. При этом рассчитывается целый пакет цен для розничных покупателей: одноставочный тариф (на электроэнергию с учетом мощности), двуставочный тариф (раздельная оплата электроэнергии и мощности), зонный тариф (цена, дифференцируемая по времени суток – ночная, полупиковая, пиковая), цены для потребителей с почасовым учетом электроэнергии (с установлением цены на каждый час суток). Отдельно рассчитываются цены для оплаты отклонений от запланированных объемов потребления.

Предельные (конечные) уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период и доводятся до сведения покупателей организацией, поставляющей электрическую энергию.

Таким образом, конечная цена единицы электроэнергии может варьироваться в широких пределах не только в разных регионах, но и для различных потребителей одного гарантирующего поставщика, в зависимости от варианта тарифа используемого потребителем для расчетов стоимости потребленной электроэнергии, точности планирования и режима потребления электроэнергии.

В соответствии с принципами трансляции цен оптового рынка на розничный, конечные потребители (за исключением населения) по итогам расчетного периода получают счет, в котором отражена стоимость электроэнергии и мощности, поставленной по свободным ценам.

Кроме стоимости электроэнергии и мощности по свободным ценам, конечный потребитель оплачивает:

— услуги инфраструктурных организаций – субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающих функционирование его технологической инфраструктуры (системный оператор) и коммерческой инфраструктуры (коммерческий оператор),

— услуги по передаче электрической энергии (ФСК и распределительные сетевые компании),

— сбытовую надбавку– плату за услуги гарантирующего поставщика,

— покупку электроэнергии у генерирующих компаний розничного рынка (при необходимости).

Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен

В различных регионах России сложилась разная ситуация с динамикой и уровнем свободных цен, но можно выделить общие характерные факторы, влияющие на формирование цен для конечных потребителей.

Снижение потребления

Одним из основных факторов является снижение потребления и, как следствие, распределение мощности на уменьшающееся потребление.

Сбытовые компании по действующей модели рынка, помимо покупки электрической энергии, обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включенную в баланс ФСТ и прошедшую конкурентный отбор, проводимый Системным оператором. Объем этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате, при снижении потребления средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учетом мощности увеличиваются, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными и распределяются на сокращающееся количество единиц потребленной электроэнергии. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии (мощности) в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к разному уровню роста цены на мощность в различных регионах.

Тем не менее, результаты в разных регионах могут сильно отличаться в зависимости от динамики электропотребления: может произойти как снижение, так и значительный рост розничных цен.

Цена электроэнергии на оптовом рынке

Свое влияние на формирование розничных цен оказывает и цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

Цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу, не увеличивается с ростом объемов электроэнергии (мощности), продаваемой по свободным ценам. На цены рынка «на сутки вперед» могут, и будут оказывать влияние другие факторы: цена на топливо (в частности на газ), выбор состава включенного оборудования, ремонтная компания, климатические факторы и др.

Цена мощности на оптовом рынке

Таким же фактором, влияющим на формирование стоимости, является и цена мощности на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

Соотношение затрат на оплату мощности в общем объеме затрат на единицу электроэнергии (на оптовом рынке) составляет для различных энергосбытовых организаций от 30 до 80%, а в среднем по рынку составляет 43%.

На стоимость мощности, покупаемой энергосбытовыми организациями на оптовом рынке, оказывают влияние цены заключенных ими с поставщиками свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также цена, определенная по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ) на объемы, не покрытые свободными договорами. В настоящее время около половины покупаемой энергосбытовыми организациями величины мощности приобретается по свободным двусторонним договорам.

Увеличение доли двусторонних договоров приводит к тому, что в первую очередь, покупателям выгодно заключать договоры с генераторами, тариф на мощность которых ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Такие договоры, как правило, заключаются по цене выше тарифа данного генератора, но ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Это приводит к росту суммарной стоимости мощности в целом по рынку. С точки зрения экономики энергосбытовые компании поступают правильно, так как они пытаются минимизировать затраты на мощность в рамках действующих Правил оптового рынка.

Механизм формирования тарифов

Еще один фактор, влияющий на розничные цены, связан с механизмом формирования тарифа. Регулируемые цены на электроэнергию устанавливают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов федерации, в Калужской области — это региональное министерство конкуретной политики и тарифов. Тариф для конечных потребителей складывается из услуг транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги.

Существенный вклад в изменение цены на электроэнергию вносит стоимость услуг на передачу электроэнергии, особенно учитывая ее долю в общей величине конечного тарифа. Стоит отметить, что либерализация не оказывает влияния на стоимость услуг на передачу. На рост стоимости данной услуги влияет требование сетевых компаний (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861) оплачивать их услуги без учета снижения потребления, а также введение новой методологии тарифообразования на услуги сетевых компаний (RAB). Из-за изменения методики рост стоимости услуг на передачу может составить порядка 50%.

Стоимость услуг инфраструктурных организаций и сбытовая надбавка не оказывают значимого влияния на изменение розничных цен для конечных потребителей с изменением доли либерализации в июле 2009 года.

  1. Для населения и приравненных к нему категорий потребителей

Регулируемые цены устанавливаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год. Федеральная антимонопольная служба устанавливает предельные минимальные и максимальные уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Предельные минимальные и (или) максимальные уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми (энергоснабжающими), к числу потребителей которых относится население и (или) приравненные к нему категории потребителей, устанавливаются исходя из полных объемов потребления электрической энергии (мощности), утвержденных при формировании сводного прогнозного баланса.

В рамках предельных уровней тарифов региональные службы по тарифам субъектов Российской Федерации устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненным к ним категориям потребителей.

  1. Для прочих потребителей:

А) Неценовые зоны оптового рынка

Регулируемые цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей (далее — конечные регулируемые цены), за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по следующим ценовым категориям:

первая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;

вторая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;

третья ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;

четвертая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении;

пятая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;

шестая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.

Конечные регулируемые цены дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также по группам (подгруппам) потребителей, предусмотренным дифференциацией сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Потребители (покупатели в отношении таких потребителей) осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно, посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации и имеют право выбрать:

  • потребители c максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт — первую – шестую ценовую категорию;
  • потребители c максимальной мощностью энергопринимающих устройств не менее 670 кВт – четвертую или шестую ценовую категорию.

При этом выбранная потребителями ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Изменение ценовой категории осуществляется путем направления уведомления гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода, с которого предполагается изменить ценовую категорию. Гарантирующий поставщик обязан производить расчеты по ценовой категории, указанной в уведомлении об изменении ценовой категории, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором потребитель (покупатель) направил соответствующее уведомление.

Потребитель, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не менее 670 кВт выбирает между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом указанный потребитель имеет право выбрать четвертую ценовую категорию вне зависимости от оборудования его энергопринимающего устройства приборами учета, шестую ценовую категорию — если энергопринимающие устройства, в отношении которого приобретается электрическая энергия (мощность), оборудовано приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. При этом в случае отсутствия уведомления о выборе четвертой или шестой ценовых категорий для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанного потребителя применяется четвертая ценовая категория.

Б) Технологически изолированные территориальные энергетические системы (ТИЭС) и территории, не связанные с ЕЭС России и ТИЭС

Регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, расположенных в территориально изолированных технологических системах, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах:

  • одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
  • одноставочная, дифференцированная по 2 и 3 зонам суток времени цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
  • трехставочная цена (тариф), включающая в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии, ставку за 1 киловатт мощности, оплачиваемой потребителем в расчетный период в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, ставку за 1 киловатт мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.

Интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются Федеральной антимонопольной службой.

Расчет трехставочной и одноставочной цены (тарифа) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Потребители, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов цены (тарифа), уведомив об этом организацию, поставляющую им электрическую энергию (мощность), не позднее одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). Применение этого варианта цены осуществляется с даты, указанной в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон или настоящим документом.

Потребители (покупатели в отношении указанных потребителей) вправе выбрать в течение периода регулирования трехставочный тариф при наличии приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток, при условии уведомления организации, поставляющей ему электрическую энергию, за 10 рабочих дней до начала расчетного периода.

Потребители (покупатели в отношении указанных потребителей), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, в расчетах за электрическую энергию применяют только трехставочную цену (тариф) вне зависимости от наличия приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток. В случае отсутствия указанных приборов учета величина мощности, подлежащей оплате, определяется в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.

В технологически изолированных территориальных энергетических системах по решению регулирующего органа трехставочная цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, может не устанавливаться.

Потребители (покупатели) на розничных рынках электрической энергии на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в случае, если регулирующим органом не установлена трехставочная цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), выбирают вариант цены (тарифа) из 2 следующих вариантов:

  • одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
  • одноставочная, дифференцированная по 2 и 3 зонам суток времени цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности.

В) Ценовые зоны оптового рынка

На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощность) по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с Основными положениями.

Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации продают электрическую энергию (мощность) по свободным нерегулируемым ценам.

Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках продают электрическую энергию (мощность) по свободным нерегулируемым ценам, за исключением случаев продажи электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику.

Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:

  • первая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;
  • вторая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;
  • третья ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляется почасовой учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в одноставочном выражении;
  • четвертая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляется почасовой учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в двухставочном выражении;
  • пятая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляются почасовое планирование и учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в одноставочном выражении;
  • шестая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляются почасовое планирование и учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в двухставочном выражении.

Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) дифференцируются в зависимости от уровня напряжения и величины максимальной мощности принадлежащих потребителю энергопринимающих устройств в соответствии с дифференциацией тарифов на услуги по передаче и сбытовых надбавок ГП, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Значения предельных уровней нерегулируемых цен публикуются гарантирующими поставщиками на их официальных сайтах в сети Интернет или в официальном печатном издании не позднее чем через 15 дней после окончания расчетного периода.

Для определения и применения гарантирующим поставщиком предельных уровней нерегулируемых цен коммерческий оператор оптового рынка публикует на своем официальном сайте в сети «Интернет» следующие составляющие предельных уровней нерегулируемых цен и параметры, используемые для расчета:

  • фактический объем потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке за соответствующий расчетный период;
  • объем фактического пикового потребления гарантирующего поставщика на оптовом рынке за соответствующий расчетный период;
  • коэффициент оплаты мощности для соответствующей зоны суток расчетного периода;
  • средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая за соответствующий расчетный период по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы;
  • дифференцированная по зонам суток расчетного периода средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке;
  • дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед;
  • дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентных отборов ценовых заявок на сутки вперед и для балансирования системы;
  • дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в отношении объема превышения фактического потребления над плановым;
  • дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в отношении объема превышения планового потребления над фактическим;
  • приходящаяся на единицу электрической энергии величина разницы предварительных требований и обязательств, рассчитанных на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед;
  • приходящаяся на единицу электрической энергии величина разницы предварительных требований и обязательств, рассчитанных на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы;
  • средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке.

Потребители (покупатели в отношении таких потребителей) осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации и имеют право выбрать:

  • c максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт первую – шестую ценовую категорию.
  • c максимальной мощностью энергопринимающих устройств не менее 670 кВт третью – шестую ценовую категорию. До 1 июля 2013г. данная категория потребителей имела право выбрать также первую – вторую ценовую категорию.

При этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность) начиная с 1 июля 2013 г. в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт применяется третья или четвертая ценовая категория.

Изменение ценовой категории осуществляется путем направления уведомления гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода, с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменение уже выбранного на текущий период регулирования варианта расчета за услуги по передаче не допускается, если иное не предусмотрено Основными положениями и Основами ценообразования.

Гарантирующий поставщик обязан производить расчеты по ценовой категории, указанной в уведомлении об изменении ценовой категории, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором потребитель (покупатель) направил соответствующее уведомление, но не ранее:

  • даты, когда были допущены в эксплуатацию приборы учета, позволяющие измерять объемы потребления электрической энергии по зонам суток (переход ко второй ценовой категории);
  • даты, когда были допущены в эксплуатацию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии (переход к третьей — шестой ценовым категориям).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *