Ненормативные акты

  • автор:

В нынешнем законодательстве РФ существует 20 кодексов. Каждый из них содержит систематизированные нормы одной или нескольких отраслей права. Самые известные кодексы:

  • Уголовный;
  • Трудовой;
  • Гражданский;
  • Налоговый.

Есть и другие законодательные акты, с которыми рядовым гражданам приходится сталкиваться не часто. Например, Градостроительный, Лесной или Бюджетный кодекс (подробнее о нем – на сайте).

Изменения в кодексе – хорошо или плохо?

Казалось бы: все упорядочено, «разложено по полочкам». Живи и работай, руководствуясь имеющимися нормами. А нет, российское законодательство вряд ли можно считать стабильным. Изменения в кодексы вносятся постоянно. Большая часть из них вызвана объективными причинами и является естественным процессом. Например, последнее изменение в Водный кодекс РФ было внесено в 2015 году. Оно касалось порядка принятия решения о предоставлении в пользование водного объекта или его части (детали – по ссылке nalogcodex.ru/vk-rf/).

Среди других относительной стабильностью может «похвастаться» только Семейный кодекс. Он переписывается «только» раз в полтора года. А вот одни из самых важных норм, которые собраны в Налоговом кодексе или том, что касается административных правонарушений, меняются примерно 20 раз в год, то есть каждые 18 дней. Уследить за ними очень сложно, но таковы реалии времени.

Кодекс или федеральный закон: что выше по силе?

Этот вопрос довольно непростой и вызывает много противоречий. В соответствии с Конституцией РФ кодексы и федеральные законы наделены равной юридической силой. Ни те, ни другие приоритетов не имеют. Закон – это нормативный акт, принятый после обсуждения в Госдуме, Совете Федераций и подписанный главой государства. Обнародованный и получивший юридическую силу, он дополняет уже существующие нормативы. Кодекс представляет собой сборник федеральных законов. Это как бы делает их более значимыми. К тому же во многих юридических справочниках при анализе законодательной базы на первом месте стоит Конституция. Затем идут кодексы. И только потом – федеральные законы.

То есть получается, что по своей силе кодексы являются более значимыми. Это вызвало столько противоречий, что Конституционный суд был вынужден вынести множество определений, которые уравнивали бы данные понятия. После этого можно смело говорить о равной юридической силе федерального закона и кодекса. Главное, чтобы первый не противоречил второму.

УДК 340.1

Е.В. РЯБОВ,

аспирант

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

СООТНОШЕНИЕ ТЕРМИНОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ» И «ПРАВОВОЙ АКТ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

В статье выявляется соотношение терминов «юридический акт» и «правовой акт». Показано, что указанные термины в отечественной юриспруденции используются для обозначения разных явлений правовой действительности и несут каждый в отдельности самостоятельную смысловую нагрузку. В целях повышения качества терминологического оборота в отечественной юриспруденции предлагается разграничить вышеуказанные термины и использовать каждый из них исключительно при обозначении тех явлений правовой действительности, сущность которых они отражают.

Ключевые слова: корпоративное право; правовые акты; корпоративное регулирование.

В настоящее время широкое употребление терминов «правовой акт» и «юридический акт» перестало быть «прерогативой» специальной юридической литературы, поэтому указанные термины встречаются в научных статьях различной отраслевой принадлежности. Данный факт свидетельствует о возрастании роли юриспруденции в российском обществе, широком внедрении в оборот многих юридических терминов, в том числе таких, как «юридический акт» и «правовой акт». Однако по сей день нет ясности и определенности относительно значения данных терминов, их соотношения друг с другом. Российское законодательство легальных определений данным терминам не дает, а юридическая наука по поставленному вопросу еще не пришла к единому мнению. В настоящей статье мы на основании анализа уже существующих в указанной области точек зрения ученых-правоведов и собственных умозаключений дадим определения указанным терминам, определим их соотношение.

Термин «соотношение» определяется в литературе как «взаимное отношение, взаимная связь, зависимость различных величин, предметов, явлений» , «взаимная связь между чем-нибудь, отношение» .

Очевидно, что термины «юридический акт» и «правовой акт» являются производными от родового понятия «акт». Таким образом, прежде чем рассуждать об их значении и соотношении, необходимо определиться, что же являет собой термин «акт».

В литературе термин «акт» определяется как:

1) (лат. «actus» — действие) поступок, действие ;

2) (лат. «actum» — документ) официальный документ ;

3) документ, удостоверяющий что-нибудь ;

4) единичное действие, поступок ;

5) закон, указ государственных органов или постановление общественных организаций ;

6) официальный документ , имеющий юридическую силу ;

7) решение, действие или документ, имеющие юридическое значение ;

Так, термином «акт» обозначают либо действие, либо документ. Примечательно, что в теории права правомерные действия как разновидность юридических фактов именуются «юридическими актами» , а официальные документы, влекущие какие-либо юридические последствия — «правовыми актами» . Отсюда возникает вопрос: как соотносятся друг с другом понятия «акт», «юридический факт», «юридический акт» и «правовой акт». Для получения ответа на него определим следующие понятия.

Юридический факт (англ. juridical facts) — предусмотренное в законе обстоятельство, которое является основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений .

Л.В. Тихомирова и М.Ю. Тихомиров все юридические факты делят на две группы: события и действия. Действия — жизненные факты, которые являются волеизъявлениями (т.е. результатом сознательной деятельности) людей. Они, в свою очередь, делятся на правомерные (соответствующие предписаниям правовых норм) и неправомерные (противоречащие закону, яв-

ляющиеся правонарушениями) действия. Среди правомерных действий важное место занимает юридическое действие (акт): акты применения права, разного рода сделки, а также заявления и жалобы (например, заявление о назначении пенсии, кассационная жалоба) .

Правомерные действия (как разновидность юридических фактов-действий), совершаемые с намерением достичь определенного правового результата В.М. Сырых также именует юридическими актами. Он указывает, что юридические акты имеют место, когда государственный орган принимает акт применения нормы права, организации заключают договор аренды, суд выносит приговор по уголовному делу. Специфика юридических актов состоит в том, что субъект получает объективированный результат, на достижение которого была направлена его воля. Юридические акты составляют большую часть правомерных действий, осуществляемых в сфере отдельных отраслей права. Это, в частности, акты административного управления, гражданско-правовые сделки, судебные решения, действия субъектов трудового, семейного и других отраслей права .

М.Н. Марченко также разделяет все правомерные действия на юридические акты и юридические поступки. Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются с целью порождения определенных юридических последствий. Некоторые из них имеют властный характер. Таковы, например, акты исполнительных органов государственной власти, акты администрации предприятия или учреждения, судебные решения и определения. Многие же юридические акты не имеют властного характера. Эти акты называются сделками. Таковы, например, гражданско-правовые сделки купли-продажи, найма, дарения и др. .

Так, среди правомерных деяний как разновидности юридических фактов выделяются акты применения права (решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу и др.), сделки и соглашения (договор аренды, купли-продажи и др.), а также заявления и жалобы (исковое заявление в суд, кассационная жалоба, заявление о приеме в вуз и др.) .

Хотя вышеизложенные точки зрения в какой-то мере проливают свет на содержание термина

«юридический акт», определяя его как разновидность юридических фактов-действий, однако своей конкретизацией вводят исследователя в еще большее заблуждение, указывая, что, к примеру, юридическими актами являются гражданско-правовые договоры, приговоры (постановления) суда, т. е. конкретные официальные документы. Получается, что в данном случае одним и тем же термином «юридический акт» охватываются два явления юридической действительности — юридический факт-действие, являющееся основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношений и официальные (юридические) документы, создающие определенные правовые последствия и, как правило, оформляющие результаты вышеуказанных действий.

Резонность описанных выше предположений усиливает следующее определение. Юридический акт: 1) составленный в предусмотренном законом порядке официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Юридический акт может содержать общенормативные и индивидуальные предписания; 2) такое правомерное действие, которое специально совершается субъектом права с целью создания, изменения и прекращения определенных правоотношений .

В связи с вышеизложенным остается непонятным: юридический акт — это действие или документ, являющийся результатом такого действия (документарным оформлением действия).

Примечательно, что Большая юридическая энциклопедия приводит следующий перечень видов актов:

1) акт генеральный — документ, по которому производится приемка грузов портом судна ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) акт инкорпорирования — разрешение правительственного ведомства на создание корпорации ;

3) акт коммерческий — официальный документ, который составляется при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза ;

4) акт о суброгации — документ о передаче страхователем своих прав на взыскание ущерба с третьих лиц страховщику после уплаты страховщиком страхователю страхового возмещения ;

5) акт ревизии — документ, которым оформляются результаты обследования хозяйственно-финансовой деятельности объединения или предприятия ;

6) акт юридический — документ, издаваемый государственным органом, который содержит общенормативные или индивидуально определенные предписания; также документы, составленные в законодательном порядке и порождающие правовые последствия .

Исходя из вышеизложенного, отметим, что термином «акт» обозначаются официальные документы, причем термин «акт юридический» определяется как «документ, порождающий правовые последствия». В связи с этим интерес представляют также следующие определения понятия «юридический акт».

Юридический акт — официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Юридические акты подразделяются на нормативные акты, т.е. юридические акты, содержащие нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений и индивидуальные (ненормативные) акты, которые порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы .

Юридический акт — это официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия .

Акт юридический — документ, издаваемый государственным органом и содержащий общенормативные или индивидуальные предписания, также документы, составленные в предусмотренном законом порядке и порождающие определенные правовые последствия .

Акт юридический — акт, издаваемый государственным органом, должностным лицом или по поручению государства общественной организацией в пределах их компетенции и содержащий обязательные к исполнению предписания — общенормативные или индивидуально-определенные. Акт юридический издается в установленной законом форме и называется в зависимости оттого, каким органом он издан: закон, постановление, приказ, инструкция, приговор, распоряжение и др. Актом юридическим также называют различные документы, составленные в предусмотренном

законом порядке и порождающие определенные правовые последствия (например, акт о несчастном случае на производстве, административный протокол и др.) .

Таким образом, в отечественной юриспруденции термин «юридический акт» используется при обозначении правомерных действий как вида юридических фактов, а также при обозначении официальных документов, влекущих определенные правовые последствия (договор купли-продажи, постановление суда, закон, указ и проч.), причем результатом юридического акта как действия, как правило, является издание юридического акта как документа.

Довольно показательно в связи с этим мнение М.М. Карабекова о том, что «многие правовые акты по своей природе являются юридическими фактами, способствующими изменениям в правовой жизни…» ; «правовыми актами» можно считать: 1) юридические документы, воплощающие регулятивную силу права; 2) юридически значимые действия . «Иными словами, — пишет М.М. Карабеков, — акты-действия являются «сопутствующими» правовыми инструментами в механизме правового регулирования по отношению к актам-документам» .

По мнению А.В. Малько, «правовой акт может быть выражен не только в виде документа, но также в устной и невербальной форме. Отдельные разновидности сделок, распоряжения и приказы должностных лиц, действия регулировщика выступают в качестве примеров последних» .

В связи с вышеизложенным считаем, что в науке имеет место проблема соотнесения терминов «юридический акт» и «правовой акт» как тождественных .

Так, в юридической литературе термин «правовой акт» определяется как:

— издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на упорядочение взаимоотно-

шений людей, органов, организаций в процессе производства, в политической сфере, экологии и т.д. ;

— документ, издаваемый государственным органом и содержащий общенормативные или индивидуальные предписания ;

— надлежащим образом (словесно-документально) оформленное внешнее выражение воли компетентных субъектов (государства, его органов, отдельных лиц и т.д.), выступающее в качестве носителя содержательных элементов правовой системы — юридических норм, право-положений практики, индивидуальных предписаний, автономных решений лиц ;

— волеизъявление управомоченного субъекта права, регулирующее общественные отношения путем установления (изменения, отмены) норм права, а также установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, результаты которых в виде велений, обращений, соглашений и т.п. в установленном законом случаях фиксируются в документарной форме (акте-документе) ;

— документально оформленная в установленном порядке совокупность юридических предписаний, выражающая волю субъекта (субъектов) права, направленная на регулирование общественных отношений и влекущая определенные юридические и иные социальные последствия ;

— письменный документ, выражающий волю управомоченного субъекта права и направленный на регулирование общественных отношений ;

— официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомочен-ным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений .

Из приведенных определений следует, что под термином «правовой акт» многие ученые-правоведы понимают официальный документ, изданный (совершенный) субъектом права, влекущий некоторые правовые последствия.

Так, Е.Ю. Терюкова считает, что очень распространено определение понятия «правовой

акт» через понятие «документ» . Р.А. Ижокин отмечает, что, являясь официальным актом-документом, любой правовой акт закрепляет результаты той или иной юридической практики (правотворческой, интерпретационной, правоприменительной, судебной и т.д.) и служит внешней формой выражения и бытия юридических предписаний .

Таким образом, приходим к выводу, что в отечественной правовой доктрине правовой акт как явление, представляющее собой документально закрепленный результат волеизъявления того или иного субъекта права, все же отделяется от юридического акта как разновидности юридических фактов. Справедливости ради необходимо отметить, что еще Н.Г. Александров разграничивал «акты-действия» и «акты-документы». Под «действием» он понимал вынесение соответствующим государственным органом правоприменительного решения, а объективированным выражением этого решения он считал «акт-документ» (собственно «правовой акт» — Е.В.) . Данный подход к пониманию обсуждаемой в настоящей статье терминологии нам кажется абсолютно оправданным в связи со следующим.

Юридический акт представляет собой правомерное действие (волеизъявление) субъекта права, являющееся предпосылкой для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Данное положение является общепризнанным в отечественной теории права. В результате акта-действия, например, подписания (заключения) договора, возникает, как правило, документ (договор в данном случае), содержащий изложенную в словесной форме волю субъектов права, а также иные условия, являющиеся средством достижения такой воли. Так, например, при совершении сотрудником правоохранительных органов действий по составлению протокола результатом таких действий (юридического акта) является сам протокол (правовой акт). При совершении судом действий по вынесению решения по конкретному делу результатом действий по осуществлению правосудия является судебное постановление (правовой акт) и т.п. Что касается действий по заключению устных договоров, действий по регулированию сотрудником правоохранительных органов дорожного движения, осуществления командиром роты действий по руководству личным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составом посредством подачи устных распоряжений и т.п., то в результате указанных действий, по нашему мнению, правового акта не возникает.

В связи с этим крайне интересна точка зрения Е.Ю. Терюковой, которая считает, что для того, чтобы стать правовым актом, действие должно быть совершено в установленной для конкретного акта форме, должен появиться определенный материальный результат, имеющий установленную форму с соблюдением требования о виде акта, который может быть издан конкретным субъектом с указанием необходимых сведений о месте и времени принятия акта, иных реквизитов и т.п. Без появления такого определенного материального результата действие не станет правовым актом, не будет иметь логического завершения в определенной форме. Незаконченное действие — все равно, что несовершенное, оно не влечет никаких последствий, соответственно не может быть неполноценного правового акта, не выраженного в установленной форме, поскольку он — все равно, что несуществующий. Именно в форме, «венчающей» правовой акт, мы находим неразрывную связь акта-действия и акта — его результата .

Интересна также в связи с этим точка зрения И.В. Дементьева, который отмечает, что «когда говорят «индивидуальный правовой акт», то подразумевают письменный документ, оформляющий юридически властное волеизъявление полномочного субъекта публичной власти, адресованное определенному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение правовых последствий» . Само определение индивидуального правового акта в данном случае, по нашему мнению, не совсем корректно, однако ключевым моментом здесь является определение рода определяемого понятия, коим является понятие «письменный документ».

Мы считаем, что «правовым актом» необходимо именовать официальный документ, которым оформляется внешнее выражение воли компетентных субъектов права, представляющий собой индивидуальный правовой акт (правовой акт, содержащий индивидуальные предписания), в случае, если имеет место выражение воли субъекта (субъектов) права, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений (в результате совершения юридического акта), или

нормативный правовой акт, в случае, если имеет место выражение воли субъекта права в сфере правотворчества (в результате реализации таким субъектом специально предоставленных законом соответствующих полномочий). Необходимо отметить в связи с этим, что нормативно-правовой акт не может являться результатом совершения субъектом права юридического акта, поскольку для создания нормативно-правового акта необходима реализация субъектом специальных властных полномочий, которая не является действием в смысле юридического факта (не создает, не прекращает, не изменяет правоотношения, а устанавливает правовые нормы).

Так, в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (ныне утратившего силу) указывалось, что «под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указывается, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (аналогичный законодательный

акт, кстати, отсутствует в Российской Федерации) определяет понятие «нормативный правовой акт» как «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение».

Из вышеприведенных легальных и доктри-нальных определений понятий «нормативный правовой акт» и «индивидуальный правовой акт» следует, что данные понятия определяются в отечественном и зарубежном правопорядках через понятие «документ».

В связи с вышеизложенным считаем, что при всей семантической тождественности терминов «юридический» и «правовой» в отечественной юриспруденции сложилась ситуация, при которой наиболее целесообразно термин «юридический акт» употреблять исключительно при обозначении правомерных действий как разновидности юридических фактов (к примеру, заключение брака, договора и проч.), а термин «правовой акт» употреблять исключительно при обозначении официального юридического документа (постановление суда, закон, договор), составленного (изданного) в соответствии с законодательными требованиями и влекущего соответствующие правовые последствия. Во всяком случае данный подход устраняет неопределенность в отношении трактовки понятия «юридический акт», возникающую при рассмотрении указанного понятия в свете традиционного учения о юридических фактах (а именно, учения о юридических актах как разновидности юридических фактов, являющихся правомерными действиями субъектов права).

Таким образом, при устоявшемся в отечественной правовой доктрине взгляде на юридические акты как на правомерные действия субъектов права (разновидность юридических фактов), а на правовые акты как на официальные документы считаем полезным разграничить понятия «юридический акт» и «правовой акт», определив их следующим образом. Юридический акт — это правомерное действие субъекта права, порождающее, изменяющее или прекращающее то или

иное правоотношение. Правовой акт — это результат совершения субъектом (субъектами) права юридического акта или реализации специально уполномоченным субъектом правотворческих функций, выраженный в форме официального юридического документа, составленный (изданный) в соответствии с требованиями законодательства и порождающий правовые последствия.

Изложенный в настоящей статье подход к определению вышеназванных терминов, по нашему мнению, отвечает отечественным научным традициям в плане восприятия юридического акта как действия и правового акта как документа и позволяет избежать неясности при изложении научных точек зрения.

Список литературы

1. Словарь русского языка. — Т. 4. — М.: Русский язык, 1998.

2. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1990.

3. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. — М.: ИНФРА-М, 1998.

4. Большой юридический энциклопедический словарь. -М.: Книжный мир, 2007.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. — 22-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1990.

6. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.

7. Словарь иностранных слов / под. ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. — М., 1954.

8. Большая юридическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2005.

9. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 1997.

10. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. — Изд. 5-е, доп. и перераб. / под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 2001.

11. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. — 4-е изд., стер. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

12. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.

13. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головастикова, Ю.А. Дмитриев, А.Х. Саидов. — М.: Юрайт-Издат, 2007.

14. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буя-нова (и др.); отв. ред. М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби; Проспект, 2007.

15. Тихомиров Ю.А., Костелевская И.В. Правовые акты: учеб.-метод. и справочное пособие. — М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Кивленок Т. В. Смешанные правовые акты. — Владимир, 2007.

17. Российская юридическая энциклопедия. — М., 1990.

18. Большой юридический словарь. — М., 2000.

19. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.

20. Закон: создание и толкование / под ред. А.С. Пигол-кина. — М., 1998.

21. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1970.

24. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: дис. . д-ра юрид. наук. -Ростов-н/Д, 2004.

25. Российская юридическая энциклопедия. — М., 1990.

26. Большой юридический словарь. — М., 2000.

27. Алексеев С.С. Общая теория права: курс в 2-х т. -М., 1982. — Т.2.

28. Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вестник МГУ Сер.11: Право. — 1998. — № 5.

29. Тихомиров Ю.А., Костелевская И.В. Правовые акты: учеб.-метод. и справочное пособие. — М., 1999.

30. Терюкова Е.Ю. Правовые акты в процессе осуществления конституционного правосудия: дис. … канд. юрид. наук. — М., 1999.

31. Ижокин Р. А. Нетипичные правовые акты в регулировании личных отношений: дис. … канд. юрид. наук. -Владимир, 2008.

32. Александров Н. Г. Применение норм советского социалистического права. — М., 1958.

33. Дементьев И.В. Индивидуальные налогово-правовые акты: дис. … канд. юрид. наук. — Воронеж, 2005.

В редакцию материал поступил 14.03.12

Информация об авторе

Рябов Евгений Викторович, аспирант кафедры гражданского права и процесса, Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: 89510681956@mail.ru

YE.V. RYABOV,

Post-graduate student

1. Slovar’ russkogo yazyka (Dictionary of the Russian language). T. 4. Moscow: Russkii yazyk, 1998.

2. Slovar’ russkogo yazyka (Dictionary of the Russian language). Moscow: Russkii yazyk, 1990.

3. Bol’shoiyuridicheskii slovar’ (Large juridical dictionary). Moscow: INFRA-M, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ozhegov S.I. Slovar’ russkogo yazyka (Dictionary of the Russian language). Moscow: Russkii yazyk, 1990.

6. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar’ (Soviet encyclopedic dictionary). Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1990.

7. Slovar’ inostrannykh slov (Dictionary of foreign words). Moscow, 1954.

8. Bol’shayayuridicheskaya entsiklopediya (Large juridical encyclopedia). Moscow: Eksmo, 2005.

9. Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Yu. Yuridicheskaya entsiklopediya (Juridical encyclopedia). Moscow, 1997.

10. Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Yu. Yuridicheskaya entsiklopediya (Juridical encyclopedia). Moscow, 2001.

11. Syrykh V.M. Teoriyagosudarstva iprava (Theory of state and law). Moscow: ZAO Yustitsinform, 2005.

12. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). Moscow: Prospekt, 2009.

15. Tikhomirov Yu.A., Kostelevskaya I.V. Pravovye akty (Legal acts). Moscow, 1999.

16. Kivlenok T.V. Smeshannye pravovye akty (Compound legal acts). Vladimir, 2007.

17. Rossiiskaya yuridicheskaya entsiklopediya (Russian juridical encyclopedia). Moscow, 1990.

18. Bol’shoi yuridicheskii slovar’ (Large juridical dictionary). Moscow, 2000.

19. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). Moscow: Prospekt, 2009.

20. Zakon: sozdanie i tolkovanie (Law: creation and interpretation). Moscow, 1998.

21. Bol’shaya sovetskaya entsiklopediya (Large Soviet Encyclopedia). Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1970.

25. Rossiiskayayuridicheskaya entsiklopediya (Russian juridical encyclopedia). Moscow, 1990.

26. Bol’shoi yuridicheskii slovar’ (Large juridical dictionary). Moscow, 2000.

27. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava (General theory of law). T.2. Moscow, 1982 T.2.

28. Vasil’ev R.F. Oponyatiipravovogo akta (On the notion of legal act), VestnikMGU. Ser.11: Pravo,1998, No. 5.

29. Tikhomirov Yu.A., Kostelevskaya I.V. Pravovye akty (Legal acts). Moscow, 1999.

33. Dement’ev I.V. Individual’nye nalogovo-pravovye akty (Individual taxation-legal acts). Voronezh, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

ПИШ1Е .

В учебном пособии рассматриваются основные вопросы становления и развития российской цивилизации. В контексте развития мировых цивилизаций отражены основные этапы исторического, социально-политического, экономического, культурного развития цивилизации народов, населяющих нашу страну. Также в пособии представлены наиболее крупные достижения российской цивилизации и ее вклад в мировую культуру, исследованы основные аспекты взаимосвязи российской цивилизации с цивилизациями других народов. Большое внимание уделено анализу основных проблем российского общества.

Предназначено для школьников старших классов общеобразовательных школ, студентов средних профессиональных учебных заведений, а также для всех интересующихся проблемами российской цивилизации.

ИСКЛЮЧЕНИЯ В ПРАВЕ: СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

Суменков С.Ю., к.ю.н., доцент, докторант Саратовской государственной академии права

Пензенский государственный университет

Аннотация: В статье анализируется сущность такого явления как исключения из общих правил в сфере правового регулирования. Автор подчеркивает, что наличие исключений объясняется прежде всего необходимостью более эффективного регулирования общественных отношений. Используя только единые правила объективно невозможно учитывать многообразные жизненные ситуации, исключительные случаи, особые обстоятельства. Вместе с тем исключения не должны подрывать правила, вести к их нарушению. Следовательно, изучение юридической природы исключений в праве — важное и перспективное направление научного исследования.

Ключевые слова: сущность, юридическая природа, право, исключение, правило.

Исключение в самом общем смысле понимается как подходящее под общее правило отступление от него1.

Взаимосвязь правил и исключений из них обусловлена многообразием реалий политического, экономического, социального, культурного и даже бытового характера. Сущность человеческого общежития требует как точно установленных правил, так и возможности исключений из них. Здесь срабатывает общеизвестный кибернетический закон «необходимого разнообразия жизни»2.

Особенность социального управления состоит в обязательном сочетании общих методов и средств воздействия со строго дифференцированным подходом. Поэтому нельзя осуществлять руководство обществом, как совокупности макро и микрогрупп, индивидов, наделённых собственными интересами, используя только правила, направленные на ограничение этих интересов.

Диалектическое единство правил и исключений более чем актуально для правовой сферы. «Категория правовой системы настолько широка, насколько широка отражаемая ею правовая действительность, то есть правовая жизнь, которая складывается и функционирует в государстве»3. Главное содержание правовой жизни составляют многочисленные и бесконечно разнообразные связи и отношения между субъектами. Эти отношения складываются на всех уровнях и стадиях, как по горизонтали, так и по вертикали, начиная с законодательного процесса и заканчивая реализацией

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 206.

2 См.: Эшби Р. У. Введениев кибернетику. М., 1959. С. 293-294, 303.

3 Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов,

2003. С. 115.

(соблюдением, исполнением, использованием и применением) конкретной юридической нормы.

В механизме правового регулирования юридические нормы устанавливают общие начала, исходные положения и направления воздействия права на общественные отношения. Тем самым, они выступают в качестве основных, главных правил, определяющих как реализацию данного механизма, так и устойчивость всей правой системы в целом.

Между тем, всякое правовое правило предполагает возможность исключения из него. Подобный дуализм обусловлен самой природой права, которое «выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни»4. Право, будучи одним из инструментов политического руководства обществом, не может игнорировать неоднородность и особенности положения определённых групп населения, иначе из действенного регулятора общественных отношений, оно рискует превратиться в аморфную, реально не действующую и даже тормозящую общественное развитие систему юридических норм.

Проблема правового регулирования заключается в объективной невозможности его осуществления посредством установления единых эталонов поведения. Правила, как предписания обобщенного характера не в состоянии учитывать разнообразие жизненных ситуаций, неоднородность субъектов, сложный характер их взаимосвязей.

При этом необходимо отметить то, хотя исключения и выступают в качестве отклонений от единых типизированных правил нормативного регулирования, они не направлены против правил, не нарушают их, а напротив подпадают под них, соотносятся с ними как часть и целое. Именно поэтому правовые исключения, равно как и правила, являются предписаниями государства и существуют в виде объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных нормативных юридических документах.

Важнейшей характеристикой юридических исключений служит то, что они находят свое отражение в нормах права. Только в этом случае, юридические исключения позволяют праву как регулирующей системе более точно рассчитать силу воздействия и место ее приложения (имеются ввиду те или иные общественные отношения), делая праворегулирующий процесс более продуманным и целена-правленным)5.

4 Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 59.

5 См.: Морозова И.С. Синергетическая детерминация юридических исключений // Современное право. 2007. № 1. С. 65.

Палитра правовых норм, содержащих различного рода исключения, достаточно широко представлена в отраслях российского права6.

Так, например, ст. 310 ГК РФ определяет, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

К таким случаям можно отнести обстоятельства, предусмотренные ч. 3 ст. 44 ФЗ РФ от 7 июля 2003 г. «О связи» (с изм. и доп.)7, согласно которой в случае неустранения пользователем услуг связи определенных нарушений течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи.

Часть 1 ст. 9 ФЗ РФ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ8 также предусматривает целый ряд обстоятельств, относящихся к вышеуказанным исключениям: неисполнения застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства в установленный договором срок; неисполнения застройщиком оговоренных в законе обязанностей; существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства; нарушения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 3 статьи 15.1 настоящего закона; в иных установленных федеральным законом или договором случаях.

Достаточно интересное исключение из положения о презумпции невиновности содержит ст. 1.5 КоАП РФ, в соответствии с примечание к которой, положения о презумпции невиновности не распространяются на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 («Административные правонарушения в области дорожного движения» ст. 12.1-12.37), в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Семейный кодекс РФ (ст. 21) предусматривает исключения из правила о необходимости расторжения брака в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей. Такие исключения закреплены в ч. 2 ст. 19 Семейного кодекса и к ним. В частности, относятся случаи,

7 Российская газета. 2008. 7 мая.

8 Там же. 2004. 31 дек.

когда один из супругов: признан судом безвестно отсутствующим либо недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Таможенного кодекса РФ, таможенные органы обеспечивают доступ к информации о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела, в том числе с использованием информационных технологий, за исключением случаев, когда предварительное уведомление о подготавливаемых правовых актах будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности.

Кодекс торгового мореплавания РФ допускает право капитана судна в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. При этом судовладелец должен возместить стоимость проданного груза его владельцу. Однако из этого правила есть исключение — выплата не производится в случае, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза (ч. 2 ст. 72 КТМ РФ).

Примеров нормативно закреплённых исключений из общих правил можно приводить до бесконечности много. Их огромное количество позволяет констатировать то, что в механизме правового регулирования реально сложился и действует специфический технико-юридический режим, который С. С. Алексеев определяет как «режим исключений»9. В него входят, «во-первых, общее правило («все») и во вторых, исключения из него, чаще всего перечень исключений»10.

Присутствие исключений в праве, позволяет последнему, как государственно-властному регулятору, быть высокочувствительным к природе регулируемых им объектов. Посредством исключений достигается соответствие между правом и подлинными условиями социальной среды.

В данной связи стоит согласиться с Т.В. Кашани-ной, рассматривающей исключения «как право-

9 Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 172.

10 Там же.

творческий прием, позволяющий придать некоторую гибкость и приспособляемость жесткой правовой регламентации»11.

Поэтому государство вынуждено использовать не только нормативные правила, но и исключения из них.

Таким образом, как правила, так и исключения, являются выразителями воли государства, которую оно закрепляет в праве. Исключения, тем самым, выступают в качестве нормативного выражения законных интересов, т.е. взаимообусловленных интересов личности, общества и государства12.

Исключения выступают в качестве необходимого компонента права, адекватного его сущности и форме. Исключения из общих правил — это объективная закономерность; их наличие — беспристрастная правовая действительность; закон существования и развития права.

Всестороннее познание законов общественного развития, максимально полный характер информации о базовых чертах субъектов и характере складывающихся между ними отношений позволяет сформулировать и внедрить в практику максимально эффективные правовые нормы13.

Подобная эффективность может быть достигнута, если нормы права представляют собой не только унифицированные стандарты, правила-поведения, но и содержат исключения из них.

При этом надо признать, что исключения имеют более «загадочную» природу, нежели правила. Действительно, исключение — необычное, особое даже уникальное правовое разрешение нестандартной жизненной ситуации.

Особенностью исключений в праве служит то, что они могут реально выполнять свое предназначение — регулировать общественные отношения, только тогда, когда они облечены в правовую форму; прежде всего закреплены в нормах права. Но процесс правотворчества во многом субъективен, зависит от многих конъюнктурных факторов. Право создается людьми и не может существовать отдельно от них. В.П. Малахов правильно отмечает, что «надо воспринимать правовую реальность как опредме-ченность душевных, физических и духовных сил человека, как то, что сродни человеку, подвластно ему и потому только становящееся вполне понят-

ным»14.

Поэтому в праве неизбежно присутствует элемент субъективизма, зависимость от воли субъекта правотворчества.

11 Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007. С. 194.

12 См. подробно о понятии «законный интерес»: Малько А.В., Субочев В. В. Законные интересы как правовая категория

13 См.: Пряхина Т.М. Конституционная доктрина современной России. Саратов, 2002. С. 9.

14 Малахов В.П. Философия права. М., 2002. С. 6.

Сущность исключений, тем самым, заключается в сочетании объективных и субъективных факторов.

Учет исключений их правил, их нормативное закрепление позволяют максимально увеличить эффективность правового регулирования и минимизировать разрыв между действующим законодательством и подлинным состоянием общественных отношений.

Таким образом, подводя итог, всему вышесказанному, можно предложить следующее определение понятия «исключения в праве».

Исключения в праве — это допускаемые правовыми нормами и закрепленные в них, отличные от общеустановленных правил, положения, реализуемые уполномоченными на то субъектами при определенных условиях.

Сущность и юридическая природа исключений из правил в сфере правового регулирования должны подвергаться дальнейшему теоретическому осмыслению и научному изучению.

Рецензия

В статье рассматривается важная и актуальная проблематика — наличие исключений из общеустановленных правил в сфере права. Исключения из правил являются интересным феноменом, занимающим особое место реальной действительности и потому нуждающимся в глубоком теоретическом осмыслении.

Автор отмечает, что исключения в праве — это допускаемые правовыми нормами и закрепленные в них, отличные от общеустановленных правил, положения, реализуемые уполномоченными на то субъектами при определенных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исключения выступают в качестве необходимого компонента права, адекватного его сущности и форме. Поэтому они находят закрепление в нормах права и не могут искажать как их внутреннего смысла, так и нарушать их внешние, строго определенные предписания. Именно посредством исключений из общих правил государство, оценивая реальное состояние общественных отношений, устанавливает преимущества либо ограничения, дополнения либо изъятия.

Исключения из правил при всей своей внутренней противоречивости не нарушают правила; они облечены в правовую форму и выражены в юридической норме. Именно это позволяет отличать правовые исключения от правонарушения.

Палитра правовых норм, содержащих различного рода исключения, достаточно широко представлена в отраслях российского права. Подобное лишний раз подтверждает, что исключения не только существуют, но и реально действуют в российской правовой жизни.

Игнорирование исключений, отрицание их приводит лишь к дополнительным проблемам и трудностям.

В этой связи моно констатировать, что статья С.Ю. Су-менкова, посвящена интереснейшему феномену правового регулирования — исключениям из общеобязательных правил. Природа исключений во многом более загадочна, чем природа правил, в ней находят свое отражение казуальные отношения в праве.

Сущность правовых исключений, их определение, признаки и юридическая природа должны подвергаться тщательному научному исследованию, особенно в контексте признания того факта, что не бывает правил без исключений, в том числе и в правовой сфере.

В этой связи стоит признать бесспорную научную ценность представленной статьи и рекомендовать опубликование статьи С.Ю. Суменкова «Исключения в праве: сущность и юридическая природа» в журнале «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ» в российском законодательстве».

Рецензент: Директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, А.В. Малько доктор юридических наук, профессор

Рецензия

Исследование проблематики юридических исключений представляется перспективным направлением юридической науки. К сожалению, определенной догмой стало то, что право воспринимается (по крайней мере в нормативном его понимании) как совокупность единых для всех правил. Однако объективно невозможно регулировать разнообразные и многочисленные общественные отношения, различные уникальные ситуации, исключительные случаи и особые обстоятельства, в том числе связанные с личностью субъектов правоотношений, посредством унифицированных общих для всех стандартов. Само разнообразие жизни детерминирует необходимость исключений из правил и нормативного их оформления.

Поэтому статья С.Ю. Суменкова вызывает интерес, в частности в той части, где он описывает сущность исключений из правил, соотношение данных понятий между собой, определяет критерии допустимости исключений.

Автор верно подчеркивает, что исключения при своей внешней противоречивости по отношению к правилам, всё же внутренне соответствуют им. Исключения в праве, можно лишь тогда считать элементом механизма правового регулирования, когда они получают свое внешнее выражение в юридических нормах. Только в этом случае, юридические исключения позволяют праву как регулирующей системе более точно рассчитать силу воздействия и место ее приложения (имеются ввиду те или иные общественные отношения), делая праворегулирующий процесс более продуманным и целенаправленным).

Особо надо отметить удачный стиль статьи, сочетающий теоретические изыскания автора с практическими примерами; глубокую проработанность материала; наличие собственных обоснованных выводов.

Таким образом, представленная на рецензию статья С.Ю. Суменкова «Исключения в праве: сущность и юридическая природа» представляет собой добротное, актуальное научное исследование, которое безусловно рекомендуется для опубликования в журнале.

Рецензент: декан юридического факультета Пензенского государственного университета доктор юридических наук, профессор, В.В. Гошуляк член Редакционного совета журнала «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ» в российском законодательстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *