Некрасова Ирина Павловна цниимаш биография

  • автор:

Биография

Ирина Асмус являлась разносторонней артисткой — работала как в цирке и театре, так в кино и на телевидении. Озорная и веселая клоунесса была известна советским зрителям всех возрастов как Ириска. Несмотря на то, что в ее биографии было немало трудностей, женщина не прекращала радовать аудиторию до конца своих дней.

Детство и юность

Асмус Ирина Павловна появилась на свет перед началом Великой Отечественной войны — 28 апреля 1941 года в Ленинграде. Она еще в молодости мечтала о работе, связанной с перевоплощением в разные образы, однако не могла решить, какая площадка ей ближе — съемочная, цирковая или театральная. К тому же из-за постоянных переездов вместе с семьей она не могла ходить в один кружок длительное время.

Ирина Асмус в молодости (кадр из фильма «Новые похождения кота в сапогах»)

Завершив учебу в школе, Ирина сдала вступительные экзамены в хореографическое училище Большого театра, но ее маленький рост и вес стали препятствием в этом начинании.

На дворе стояла середина 50-х годов, советский цирк набирал большую популярность. Исходя из этого, артистичная девушка приняла решение покорить иную приемную комиссию, исполнив песню и танец. Так Асмус и стала студенткой Государственного училища эстрадного и циркового искусства.

Цирк и телевидение

В 1958-м на советские экраны вышла телевизионная сказка «Новые похождения кота в сапогах», в которой Ирина исполнила эпизодическую роль. Этот проект положил начало фильмографии юной актрисы.

Окончив училище, девушка поступила в цирк. Она не боялась прыгать на скакалке, взбираться под купол, ходить по канату и кататься на мотоцикле. Особенно удачно Ирине удавались выступления в жанре эквилибристика. К сожалению, во время одной из тренировок Асмус получила травму, после которой врачи сообщили ей о необходимости отказаться от выступлений.

Ирина Асмус и Николай Боярский (кадр из фильма «12 стульев»)

Девушка расстроилась, но грустила недолго — она решила испытать свои силы в театральном искусстве, поступив в ленинградскую студию Театра юного зрителя. Благодаря внешним данным ее амплуа было понятно сразу — Ирина играла в основном юношей и подростков. Однако вскоре стало ясно, что ученица может справиться не только с травести-жанром, но и с трагическими и комедийными ролями.

Позже Асмус пригласили в театр имени Комиссаржевской, где девушка приняла участие в таких постановках, как «Принц и нищий», «Золушка», «Ромео и Джульетта». Местные печатные издания начали публиковать фото с восходящей звездой и называть ее ведущей актрисой. При этом Ирина никак не могла забыть арену цирка. Она наловчилась совмещать две работы — в театре на время новогодних и детских праздников, а также в цирке на Фонтанке, куда девушка отпрашивалась после окончания основной деятельности.

Ирина Асмус и Нина Шаролапова (кадр из фильма «Старая крепость»)

На представлениях Асмус перевоплощалась в Незнайку, старуху Шапокляк, Вольку из «Старика Хоттабыча». Дети из зрительного зала тогда представить не могли, что скоро она станет их любимой телевизионной клоунессой. Игра в театре не могла полностью удовлетворить артистку, она не переставая думала о манеже. Арена так влекла ее, что девушка сделала роковой выбор — оставила театральные подмостки и вернулась к постоянной загруженности в цирке.

В 1977 году на советские экраны вышла детская передача «АБВГДейка», которая была направлена на то, чтобы обучить детей алфавиту. Каждый выпуск посвящен отдельной букве, которую зрители учили вместе с клоунами. Асмус играла героиню по имени Ириска, которая выглядела как Пеппи Длинныйчулок: две торчащие в разные стороны рыжие косички, озорная кепка, мешковатый комбинезон и задорные веснушки. Любимцами зрителей стали клоуны Клепа и Ириска.

Ириска Ирина Асмус

Опубликовано Boris Vlasov Суббота, 29 декабря 2018 г. Ирина Асмус на арене цирка

Впоследствии «АБВГДейка» завоевала всесоюзную известность, а слава ведущих затмила даже популярность киноартистов. Таким образом, 37-летняя Ирина обрела славу и любовь аудитории. К сожалению, современные зрители мало знакомы с творчеством женщины, сейчас она ассоциируется в основном со своей однофамилицей — подающей большие надежды актрисой Кристиной Асмус, хотя на самом деле между ними никакого родства нет. Их фамилия относится к немецкой национальности.

Вместе с деятельностью в телепередаче клоунесса продолжала работать в цирке. Это продолжалось 8 лет, до тех пор, пока в 1986-м не набрали новый ведущих популярной программы.

Ирина Асмус в образе Ириски и Сергей Балабанов в образе Клепы (кадр из передачи «АБВГДейка»)

Клоун-женщина — действительно редкое явление. Быть смешным и не вызывать к себе жалость — не самая простая работа, но Ирине Асмус это удавалось с легкостью. Она, выступая практически без грима, не разрывая свою одежду и не кувыркаясь, как это делают другие профессионалы, веселила аудиторию, но не унижала себя. Образ на арене соответствовал тому, что был в «АБВГДейке». Все свои цирковые представления женщина придумывала сама.

Один из успешных номеров высмеивал обыденность советских представительниц слабого пола, которые нагружали себя покупками после работы и больше не выглядели так хрупко и нежно, как утром, только выйдя из дома. Ирина представала на арене в образе элегантной танцующей дамы, которая с каждым взваленным на себя пакетом или сумкой теряла ухоженный внешний вид — ее одежда начинала рваться, волосы — растрепываться.

Ирина Асмус — «Песня Ириски»

Клоунессе удавалось быть одновременно самой собой и каждым из присутствующих в зале людей. По этой причине аудитория так любила Ириску и часто бросали на арену цветы и конфеты прямо во время выступления.

В образе клоуна Асмус не останавливалась, она мечтала совершать полеты под самый купол цирка. В ее творческом репертуаре появился номер, в который входили элементы эквилибристики. Он получил название «Танец на абажуре» и подразумевал под собой финальный прыжок головой вниз, совершенный с помощью машинки вращения. Впоследствии он и стал причиной смерти талантливой клоунессы.

Личная жизнь

О личной жизни Асмус известно не так много. Талантливая женщина состояла в официальном браке 3 раза. Ее первым мужем стал актер кино и театра Александр Хочинский, который получил известность после выхода фильма «Бумбараш». Вторым избранником был инспектор манежа, который отвечал за судьбоносный трюк, приведший к падению Ирины, а третьим — цирковой артист Михаил Сычев, за которого Асмус вышла замуж в 1967-м.

Михаил Сычев и Ирина Асмус с сыном Андреем / Красота мира

У актрисы есть сын по имени Андрей, который занимается операторской деятельностью на различных мероприятиях и живет в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что у него отчество Михайлович, Сычев не является его родным отцом. Когда Андрею было 19 лет, он отправился на службу в город Гомель, в котором и погибла его мать. Возможно, именно из-за желания увидеть ребенка советская артистка выступала в белорусском цирке, где и произошла трагедия.

Смерть

Когда на дворе стоял 1986 год, Ириска достигла сумасшедшей популярности благодаря участию в телепередаче и своим репризам. В это время она добилась поездки в Белоруссию, где 15 марта выступала на арене гомельского цирка.

Документальный фильм «Под куполом цирка Смертельный номер»

В момент исполнения «Танца на абажуре» машинка вращения сломалась, и 44-летняя Ирина Асмус скончалась на глазах у переполненного зрительного зала. Последнее возвращение в цирк для женщины стало роковым.

Похороны известной артистки прошли в Санкт-Петербурге, ее могила расположена на Большеохтинском кладбище. Впоследствии о жизни, творчестве и гибели Ириски сняли документальный фильм «Смертельный номер».

Фильмография

  • 1958 — «Новые похождения Кота в сапогах»
  • 1966 — «12 стульев»
  • 1966 — «Элиза Дулиттл»
  • 1973 — «Старая крепость»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *