Нарушить экологию

  • автор:

В зависимости от характера и степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на проступки, деликты (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые) и преступления. За их совершение физические лица подлежат соответственно дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной ответственности, а юридические лица — административной и гражданско-правовой ответственности.

При этом, следует иметь в виду, что наиболее распространенный вид ответственности за нарушение природоохранного законодательства – административная.

Дисциплинарной ответственности подлежат работники юридических лиц за совершенные ими при исполнении своих трудовых или должностных обязанностей экологические нарушения.

Административная ответственность наступает лишь за такие экологические правонарушения, которые образуют состав конкретного административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), который в свою очередь содержит 40 норм (статьи 8.1 — 8.40), устанавливающих ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Так, например, ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических и должностных лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Хотелось бы обратить внимание, что типичными нарушениями выявляемыми органами прокуратуры района является захламление прилегающей к организации территории выброшенными твердыми коммунальными и офисными отходами (упаковка из-под продуктов, документы), отсутствуем экологической документации (договоров на вывоз мусора, паспортов отходов).

Гражданско-правовая ответственность также является эффективным механизмом охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. При рассмотрении гражданских дел этой категории главной задачей является обеспечение принципа полного возмещения причиненного вреда, учет экологического вреда природе, здоровью человека, взыскание вреда, причиненного правомерными действиями.

Уголовная ответственность установлена за совершение экологических правонарушений наивысшей общественной опасности и предусмотрена главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) (ст. 246-262).

Например, ст. 246 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия ст. 256 УК РФ незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, при этом санкции, указанных статей предусматривают различные виды наказаний от штрафов до лишения свободы.

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за нарушение требований водного законодательства

Сложившийся уровень антропогенного воздействия на водные объекты Приморского края является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озер, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.

Основными источниками загрязненных сточных вод являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и агропромышленного комплекса, на долю которых приходится порядка 90% общего объема сброса загрязненных сточных вод.

Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод, прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков промышленных предприятий.

Высокую степень воздействия на водные объекты оказывает рассредоточенный сток с сельскохозяйственных и селитебных территорий, площадей, занятых отвалами и отходами промышленного производства.

В целях недопущения нарушения водного законодательства и загрязнения водных объектов законодатель предусмотрел и дифференцировал меры принуждения, каковыми являются административные, уголовно-правовые наказания, сочетая их с мерами гражданско-правового характера.

Так, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение преступных деяний, непосредственно посягающих на водные объекты: статья 250 (загрязнение вод), статья 252 (загрязнение морской среды) УК РФ.

Так, статьей 250 УК РФ установлено, что загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Предметом преступлений в анализируемой сфере могут выступать и объекты водоснабжения. При этом водоснабжение согласно Водному кодексу РФ является элементом систем жизнеобеспечения и представляет собой подачу поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах (например, статьи 215.1 «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения»; статья 215.2 «Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения»).

В целом, Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за широкий спектр уголовно-наказуемых деяний, так или иначе связанных с оказанием негативного антропогенного воздействия на водные объекты: нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (статья 248 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 253 УК РФ), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 257 УК РФ).

Не менее полноценно урегулирована административная ответственность за совершение нарушений требований водного законодательства.

Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (статья 6.5 КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (статья 7.6 КоАП РФ), повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения (статья 7.7 КоАП РФ), самовольная уступка права пользования водным объектом (статья 7.10 КоАП РФ), самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (статья 7.20 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (статья 8.12 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13 КоАП РФ), нарушение правил водопользования (статья 8.14 КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15 КоАП РФ), нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии (статья 8.17 КоАП РФ), нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 8.19 КоАП РФ).

Ответственность за совершение приведенных административных правонарушений также дифференцирована и может выражаться в виде наложения административных штрафов либо административного приостановления деятельности юридического лица, допустившего нарушение закона.

Так, частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом следует отметить, что привлечение к административной или уголовной ответственности не освобождает виновное лицо от возмещения причиненного им вреда водным объектам в полном объеме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *