Нарушения по 44 ФЗ

  • автор:

4 июня 2018 года Томское УФАС России наложило штраф в размере 15 000 рублей на должностное лицо МБДОУ «Чажемтовский детский сад» за нарушение сроков размещения информации в Единой информационной системе сведений об исполнении контракта.

4 сентября 2017 года между МБДОУ «Чажемтовский детский сад» и ООО «Профиль» заключен гражданско-правовой договор на общую сумму 1 380 000 рублей. ООО «Профиль» обязалось выполнить работы по ремонту помещений МБДОУ «Чажемтовский детский сад» для открытия новой группы в течение 90 дней с момента заключения договора.

В результате работы по ремонту помещений детского сада были выполнены 4 декабря 2017 года и оплачены заказчиком 18 декабря. Однако соответствующая информация об исполнении контракта размещена заказчиком лишь 6 апреля 2018 года, то есть позднее 7 рабочих дней со дня оплаты работ исполнителя.

За данное нарушение должностное лицо МБДОУ «Чажемтовский детский сад» привлечено к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для справки:

Статьей 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен, порядок исполнения контракта, в том числе порядок оплаты выполненных работ, а также отчета об исполнении контракта. Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 течение 7 рабочих дней со дня оплаты обязательств по контракту размесить информацию в Единой информационной системе (ЕИС).

В силу ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.

Закупки проводятся с целью обеспечения государственных организаций (включая муниципальные) необходимыми товарами и услугами. Законодательное регулирование гарантирует получение предмета торга с наиболее выгодной ценой, качеством, скоростью поставки. Ежегодно обновляется и дополняется законодательная база, позволяющая эффективно защищать интересы всех участников и предотвращать возможные правонарушения в этой сфере.

Содержание

Типы правонарушений

Различают 4 основных типа преступлений, прямо или косвенно касающихся процедуры проведения торгов.

  1. Коррупционные правонарушения. Должностное лицо получает часть стоимости государственного контракта в обмен на предоставление условий, гарантирующих победу нужной организации.
  2. Вымогательство. Потерпевшими выступают как заказчики, так и добросовестные поставщики. Нарушитель грозится сорвать закупку, используя систему обжалования.
  3. Расходование средств, идущее вразрез с целями ТЗ. В эту категорию попадают: приобретение имущества с целью последующей перепродажи, использование предмета закупки в личных целях, покрытие расходов, не предусмотренных статьями соответствующего бюджета и т.п.
  4. Фальсификация документов. Подобное нарушение чаще всего допускают поставщики. Участники предоставляют заведомо ложные сертификаты или лицензии, дающие им право участвовать в торгах.

К нарушителям применяется административная и уголовная ответственность.

Признаки коррупционного правонарушения

Используя служебное полномочие, представитель заказчика может умышленно нарушить государственные интересы для получения личной выгоды. Преступное деяние использует широкий спектр инструментов:

  • Выставление необоснованной цены. Около 40% коррупционных преступлений в сфере закупок связано с завышением цены контракта. Сильно заниженная стоимость может сигнализировать о том, что работы по данному заказу проводиться не будут. Участники, состоящие в преступном сговоре, получают и делят между собой государственные средства.
  • Заложение нереального времени для выполнения работы. Схема используется, когда нужная компания уже приступила к выполнению заказа. Остальные участники отсеиваются в связи с невозможностью уложиться во время, отведенное техническим заданием.
  • Запрос от участников подтверждающих документов, которые не нужны. Это могут быть сертификаты на продукцию или лицензии на оказание услуг.
  • Объединение нескольких принципиально различающихся лотов в один. Отсев участников связан с невозможностью большинства организаций одновременно предоставить разные виды услуг или поставить не связанные одной номенклатурой товары.
  • Составление размытого технического задания. Из условий не ясно, какими характеристиками должен обладать предмет закупки.
  • Закупка необоснованного товара или услуги. Трата государственных средств на приобретение предметов роскоши или других товаров, не соответствующих должностному статусу заказчика.
  • Установление неудобной схемы оплаты заказа. Одной из разновидностей этого инструмента является длительная отсрочка оплаты.
  • Фальсификация данных в ЕИС. В том числе внесение данных с использованием латиницы.
  • Отклонение заявки неугодного исполнителя под вымышленным предлогом. Чаще всего основанием для отказа нарушители называют неполный комплект документов, предоставленных участником торгов.

Часто схемы формально не нарушают законодательство, но приводят к серьезному ущербу и торможению экономического развития.

Субъекты правонарушений

К ним относятся:

  • должностные и уполномоченные лица;
  • представители закупочной комиссии;
  • эксперты;
  • лица, ответственные за осуществление договора;
  • члены приемной комиссии;
  • лица, обеспечивающие проведение электронных торгов;
  • представители банка.

В отношении этих субъектов правонарушений применяются административные и уголовные наказания:

  • штраф,
  • принудительные или исправительные работы,
  • запрет на ведение конкретной деятельности или на возможность занимать определенные государственные посты,
  • лишение свободы.

Что именно применяется в отношении нарушителя, зависит от степени его вины, размера причиненного ущерба.

Оценка нарушений в сфере закупок

Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:

  1. Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
  2. Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
  3. Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.

Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.

Размер штрафов определяет КоАП.

Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ)

Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см. таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки.

Таблица 1. Величина штрафа.

Административная ответственность применительно к 44-ФЗ

Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см. табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения.

Таблица 2. Штрафы.

Наименование правонарушения Сумма штрафа, тыс. рублей Субъект правонарушения Статья КоАП
Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч. для оборонного заказа) От 30 до 100 Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО) ч. 1, 2, 4 ст.7.29
Неверное определение цены контракта От 30 до 50 ДЛ ч. 1, 2 ст.7.29.1
Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов) От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр. лица Участник-победитель ч. 1, 2 ст.7.29.2
Нарушения при планировании закупок От 5 до 50 ДЛ, УО ч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3
Неверный порядок проведения торгов От 3 до 500 ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадки ст.7.30
Неверное оформление реестра От 20 до 50 ДЛ, УО, представитель ФАС ст.7.31
Нарушение порядка денежного оборота От 5 до 250 ДЛ, УО, оператор электронной площадки ст.7.31.1
Неверный порядок заключения контракта От 5 до 300 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 1, 3 ст.7.32
Нарушение порядка изменения условий контракта (в т.ч. по оборонному заказу) От 20 до 500 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 4, 4.1, 6 ст.7.32
Нарушение порядка оплаты поставки, в том числе при закупке для обеспечения оборонного заказа От 30 до 50 ДЛ ст. 7.32.1 ст. 7.32.5
Выдача фальсифицированного экспертного заключения От 30 до 50
От 100 до 150
Член экспертной комиссии Экспертная организация ст. 7.32.6
Нарушение проведения закупок, связанных с энергетической сферой От 30 до 100 ДЛ ч. 11 ст.9.16
Неверные характеристики предмета закупки по оборонному заказу От 40 до 1000 Участник-победитель ст.14.49
Нарушение условий контракта по оборонному заказу От 30 до 100 ДЛ, участник-победитель ч. 1, 2, 2.1, 3 ст.14.55
Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей, необходимых для применения предмета закупки От 30 до 1000 ДЛ ст.14.55.1
Нарушение применения бюджетных инвестиций, субсидий От 10 до 50 ДЛ ст.15.1 ч.2 ст.15.15.4 ч.2 ст.15.15.5
Невыполнение государственного задания От 0,1 до 30 ДЛ ч.1, 2 ст.15.15.5-1
Неверный порядок принятия бюджетных обязательств От 20 до 50 ДЛ ст.15.15.10
Нарушение правил ведения финансово-хозяйственной деятельности От 30 до 1000 ДЛ, участник-победитель ч.1, 2 ст.15.37
Нарушение правил проведения банковских операций, касающихся оборонного заказа От 100 до 1000 Представитель банка ст.15.40
Вмешательство в работу контролирующего органа От 20 до 500 ДЛ ст.19.4.2
Нарушение предписаний контролирующих органов От 20 до 500 ДЛ, УО, специализированная организация, член ЗК, оператор закупочной площадки ч.7, 7.1, 7.3, 20 ст.19.5
Непредставление информации От 0,3 до 500 ДЛ ст.19.7 ч.1, 2 ст.19.7.2

Когда наступает уголовная ответственность

До 4 мая 2018 к нарушениям в процессе проведения торгов применялись общие статьи УК РФ. Мошеннические действия регулировались 159 ст., при обнаружении коррупционного преступления использовались статьи 204, 285, 286, 290. Ущемление прав участников подходило под ст. 169. Расход бюджета, не обусловленный целями технического задания, попадал под ст. 285.1. Ответственность за предоставление поддельных документов наступала по 327 ст.

По Закону № 99 РФ от 23.04.2018 к нарушителям в сфере закупок стали применяться дополнительно ст. 200.4 (превышение полномочий), 200.5 (взяточничество) и 200.6 (подделка документов).

Ответственность за коррупцию и вымогательство

Коррупционные правонарушения делят на три основные категории:

  • использование должностных полномочий в личных целях;
  • получение взятки;
  • подкуп должностного лица.

Наказание за превышение полномочий зависит от размера причиненного вреда. Принято различать крупный ущерб (2,25-9 млн. рублей) и особо крупный (свыше 9 млн.). Ответственность, наступающая при осуществлении подобных правонарушений, приведена в таблице 3. Дополнительно суд может вынести запрет на выполнение определенных работ и на возможность занимать определенный пост сроком до 3 лет.

Таблица 3. Наказания за злоупотребление должностным положением (ст.200.4 ч.1,2 УК РФ).

Наказания за получение подкупа представлены в таблице 4 и могут быть дополнены запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком от 3 до 7 лет.

Таблица 4. Наказания за получение подкупа (ч.4,5,6 ст.200.5 УК РФ).

Лицо, подкупившее заказчика, также несет ответственность в зависимости от суммы подкупа и наличия отягчающих обстоятельств (см. таблицу 5). Суд оправдает сознательного гражданина, активно помогавшего следствию или самостоятельно заявившего о преступлении. Ответственность также снимается с лица, совершившего подкуп под давлением вымогающей стороны.

Таблица 5. Наказания для лиц, совершивших подкуп (ч.1, 2, 3 ст.200.5 УК).

Ответственность за нецелевое расходование средств

Выделение средств на проведение торгов осуществляется государством с указанием конкретного направления их использования. Если расходы вышли за рамки предписанных направлений, они признаются нецелевыми.

При совершении правонарушения, ущерб от которого составил свыше 1,5 млн. рублей, наступает уголовная ответственность. Величина наказания в зависимости от объема расходованных средств представлена в таблице 6. Ответственность в виде штрафа и ареста может дополняться запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком до 3 лет.

Таблица 6. Наказание за нецелевую трату средств (ст. 285.1 УК).

Ответственность за фальсификацию документов

Фальсификация экспертных документов попадает под статью 200.6 УК РФ (выдача несправедливого заключения в области закупок товаров, работ, услуг). Предусмотренное наказание – в таблице 7. Дополнительно виновному лицу могут запретить вести определенную деятельность или занимать ответственные посты в течение 3-5 лет.

Таблица 7. Виды наказаний.

Наиболее распространенные правонарушения в сфере закупок

Согласно статистике ФАС, чаще всего заказчики нарушают законодательство, ограничивая число участников. В техническом задании прописываются конкретные требования к характеристикам предмета закупки: химический состав, результаты технологического процесса изготовления или испытания товара. ТЗ не должно ограничивать возможности по выбору методов и способов производства товаров или выполнения услуг.

Другой ошибкой является объединение в один лот товаров, обладающих принципиальными отличиями, или услуг, требующих определенной лицензии, и работ, которые можно провести без разрешительной документации. Неправомерность таких объединений подтверждалась в Верховном суде РФ.

Замыкает тройку лидеров ограничение на привлечение субподрядчиков. Участник-победитель закупки не должен лишаться права вести хозяйственную деятельность по своему усмотрению и привлекать сторонних исполнителей. Также он не обязан согласовывать субподрядчиков с заказчиком.

Разрешение споров в сфере закупки

Любой участник вправе призвать к ответственности других лиц, нарушивших его права в процессе проведения торгов. Жалоба подается в контрольный орган или в судебную инстанцию в течение 5 дней после публикации в системе ЕИС протоколов рассмотрения заявок.

Участники вправе обратиться с заявлением о возмещении убытков и обжаловать

  • действия и бездействия заказчиков;
  • способ заключения контракта;
  • принуждение заключить договор либо внести изменения, расторгнуть.

Не рассматриваются жалобы, связанные с оценкой заявок, окончательными предложениями, квалификацией участников закупки.

Подача заявления в контрольный орган не исключает возможности продублировать жалобу в судебную инстанцию. В роли контрольного органа могут выступать:

  • территориальный орган ФАС – рассматривает обращения, связанные с проведением федеральных закупок и закупок по государственному заказу в области обороны;
  • орган исполнительной власти, действующий в регионе проведения закупки и определенный нормативно-правовыми актами;
  • орган местного самоуправления.

Разрешение споров осуществляется в 5 основных этапов:

  1. Изучение федеральных законов и сбор доказательной базы.
  2. Подготовка жалобы в письменном виде и определение места и способа ее подачи.
  3. Передача жалобы в контрольный орган и направление копии заказчику.
  4. Ожидание официального ответа.
  5. Обращение с требованием исполнения предписания к заказчику либо обжалование в судебном порядке решения, принятого контрольным органом.

В жалобе должна быть отражена конкретная просьба. Помимо предписания, обязательного для исполнения заказчиком, участник вправе попросить приостановить процедуру определения победителя, отменить результаты торгов, проверить деятельность организации.

Последние изменения в законодательстве, регулирующем сферу закупок, направлены на увеличение степени ответственности участников торгов. Во избежание совершения правонарушений в этой сфере следует внимательно ознакомиться с действующими законами и положениями, информативными сообщениями от ФАС. Учесть все нюансы и аспекты деятельности в сфере закупок помогут специалисты.

3 Просмотров

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
  2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.

до 3 млн

От 3 до 50 млн

От 50 до 100 млн

От 100 до 500 млн

От 500 млн до 1 млрд

От 1 до 2 млрд

От 2 до 5 млрд

От 5 до 10 млрд

От 10 млрд

Штраф, %

0,5

0,4

0,3

0,25

0,2

0,1

ВНИМАНИЕ

Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб.

До 3 млн

От 3 до 50 млн

От 50 до 100 млн

От 100 млн

Штраф, руб

1 000

5 000

10 000

100 000

ВАЖНО

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ

Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

СПРАВКА

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса

Ответственность заказчиков по 44-ФЗ

В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:

Цена контракта, руб.

До 3 млн руб.

От 3 до 50 млн руб.

От 50 до 100 млн руб.

От 100 млн руб.

Штраф, руб

1 000

5 000

10 000

100 000

Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.

Административная ответственность по КоАП

В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

Статья КоАП

Вид нарушения

Сумма штрафа

ч.1 ст.7.29

Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ

30 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.29

Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ

50 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.29.3

Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)

10 000 руб. — на должностное лицо

ч.3 ст.7.29

Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено

30 000 руб. — должностное лицо

ч.1.4 ст.7.30

Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований

15 000 руб. — на должностное лицо;

50 000 руб. — на юрлицо

ч.3 ст.7.30

В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ

50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо

ч.4 ст.7.30

Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • требования к участникам закупки;
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
  • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

ч.4.1 ст.7.30

В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.

ч.4.2 ст.7.30

Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ

3 000 руб. — на должностное лицо

ч.2.1 ст.7.30

Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями

10 000 руб. — на должностное лицо

ч.7 ст.7.30

Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:

ч.13 ст.7.30

Не более чем на 2 рабочих дня

3 000 руб. — на должностное лицо

ч.14 ст.7.30

более чем на два рабочих дня

30 000 руб. — на должностное лицо

Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:

ч.1 ст. 7.31.1

Не более, чем на 3 рабочих дня

5 000 руб. — на должностное лицо;

30 000 руб. — на юрлицо

ч.2 ст. 7.31.1 1

более, чем на 3 рабочих дня

15 000 руб. — на должностное лицо;

90 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

ч.1 ст.7.32

При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.

1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо;

1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо

ч.2 ст.7.32

Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

ч.3 ст.7.32

Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.

50 000 руб. — на должностное лицо

ч.4 ст.7.32

Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.

20 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

ч.5 ст.7.32

Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

ч.6 ст. 7.32

Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта

50 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

ч.7 ст.7.32

Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.

5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП;

От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо;

ч.9 ст.7.32

Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.

20 000 руб. — на должностное лицо

ч.10 ст. 7.32

Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.

20 000-50 000 руб. — на должностное лицо

ч.1 ст.7.32.5

Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса

30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.32.5

Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

дисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

ч.1 ст.7.31

В РНП включена заведомо недостоверная информация

50 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.31

Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.

20 000 руб. — на должностное лицо

Закупки у СМП и СОНКО

ч.11 ст.7.30

Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Невыполнение в срок законного предписания

ч.7 ст.19.5

Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок

50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии;

500 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

ч.1 ст.19.7.2

Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация.

15 000 руб. — на должностное лицо;

100 000 руб. — на юрлицо

Пройти обучение и получить диплом специалиста по управлению государственными и муниципальными закупками

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Новые нормы уголовного законодательства представлены следующими статьями:

1. Статья 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальное наказание:

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

2. Статья 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Максимальная ответственность лица, подкупившего заказчика:

  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового).

Наказание представителей заказчика за подкуп поставщика:

  • штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового).

Кроме того, в сфере закупок уголовная ответственность может грозить не за нарушение положений закона № 44-ФЗ, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и иные подобные правонарушения.

Как регулируются штрафы в госзакупках

При ведении закупочной деятельности организация-заказчик допустить нарушения в сферах:

  • планирование (за план закупок и план-график);
  • выбор способа и непосредственно процедура определения поставщика, подрядчика, исполнителя;
  • заключение контракта;
  • исполнение контракта.
  • члены закупочной комиссии;
  • контрактные управляющие;
  • работники контрактной службы.

Административную ответственность в равной мере несут и юридические лица (ч. 1 ст. 2.10 КоАП).

ВАЖНО! Срок давности по таким правонарушениям составляет один год.

Объектом административных правонарушений в области госзакупок выступают отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд за счет средств бюджетов соответствующих уровней, поэтому ко всем выявленным нарушениям применяются меры АО, согласно действующим КоАП.

ФАС установил, что на основании ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности в соответствии с законом, действовавшим во время совершения того или иного правонарушения вне зависимости от времени его выявления.

Нарушения в области планирования закупок

Порядок контроля в сфере планирования организаций, выступающих в роли заказчика, определяется ч. 5 ст. 99 44-ФЗ и регламентируется ПП РФ № 1367 от 12.12.2015.

Надзор за закупочной деятельностью заказчиков ведут ФАС, Минфин, Федеральное казначейство (по регионам — ТОФК), организации внебюджетных фондов. Уполномоченные органы регулярно проводят мониторинг размещенных в Единой информационной системе сведений и осуществляют анализ целесообразности, обоснованности и эффективности проводимых учреждениями процедур госзаказа (ч. 1 ст. 97 44-ФЗ).

Чтобы избежать штрафа за план закупок и за план-график, ответственные лица организации-заказчика должны следить не только за корректностью составления документов планирования, но и за соблюдением регламентированных сроков их размещения. Более того, изменения и дополнения, вносимые в плановую документацию, должны оперативно отражаться и публиковаться в Единой информационной системе.

ВАЖНО! Если в ПЗ или ПГ включены заказы, несоответствующие целям и требованиям действующего законодательства, ждите штраф до 50 000 рублей.

Плановая документация в обязательном порядке публикуетя в ЕИС в течение 10 рабочих дней с момента согласования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или с момента доведения лимитов. Штраф за несвоевременное размещение плана закупок или плана-графика (в том числе и за несвоевременно вносимые корректировки) составляет от 5000 до 30 000 рублей. Если документы планирования не были размещены, тогда взыскание возрастет до 50 000 рублей для должностных лиц и до полумиллиона — для юридических лиц. Если же нарушен порядок размещения этих документов или требования к ним, то должностное лицо ожидают санкции в размере 15 000 рублей, юридическое — 50 000 рублей.

ВАЖНО! Ответственность заказчика наступает и в случае несвоевременного размещения либо неразмещения сведений о закупках, публикация которых предусмотрена 223 ФЗ. Неопубликованная в ЕИС информация о закупочной деятельности повлечет за собой штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а на юридических — от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ). За нарушение сроков размещения ПЗ по 223 ФЗ оштрафуют на сумму от 2 000 до 5 000, для организаций — от 10 000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Размеры штрафов за план-график по 44 ФЗ

Собрали в таблице штрафов 44 ФЗ 2020 года, сколько придется заплатить за нарушения.

Нарушения в плане закупок или плане-графике Основание по КоАП РФ Штраф на ответственное должностное лицо, руб.
Объект или объекты закупки, указанные заказчиком в плановой документации, не соответствуют целям осуществления госзаказов и требованиям Федеральной контрактной системы и иных нормативно-правовых актов к закупаемой продукции или нормативным затратам; НМЦК заказов (в том числе и у единственного поставщика), внесенная в план-график, не обоснована или обоснована некорректно, без учета требований Федерального закона о ФКС и иных нормативов, принятых в Российской Федерации относительно закупочной деятельности ч. 1 ст. 7.29.3 30 000,00-50 000,00
Порядок или форма обоснования начальной максимальной цены и обоснование объекта закупки не соответствуют установленному законом регламенту (исключением является описание объекта закупки) ч. 2 ст. 7.29.3 10 000,00
План закупок или план-график, и изменения к ним утверждены с нарушением установленного 44-ФЗ срока; аналогична ситуация и с несоблюдением срока размещения в ЕИС плановой документации и изменений к ней — заказчика ожидает штраф за несвоевременное размещение ч. 4 ст. 7.29.3 5000,00-30 000,00

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Замена товара ненадлежащего качества не освобождает поставщика от оплаты штрафа

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязывает заказчиков направлять требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта. При этом ни каких исключений не делает. Вместе с тем, не все заказчики направляют требование об уплате штрафов поставщикам(подрядчикам, исполнителям), которые смогли исправиться, выполнив свои обязательства должным образом

описание объекта закупки;

основное назначение и обоснование;

характеристики, параметры;

требования к качеству;

указания на количество и объем;

гарантийные требования;

сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Как показала судебная практика прощать даже в случае исправления не всегда стоит.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа вынес решение от 13.07.2018 по делу N А43-25104/2017 в котором поддержал позицию заказчика, который, несмотря на то, что поставщик заменил некачественный товар, выставил ему требование об оплате штрафа.

Важно учесть, что замена товара была произведена поставщиком по окончании срока исполнения обязательств по поставке товара. Логично предположить, что замена товара в пределах срока поставки предусмотренного контрактом штрафом наказываться не должна. Данную позицию высказало Минэкономразвития России в письме от 05.06.2015 N Д28и-1611: в случае замены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) некачественного товара по претензии, направленной заказчиком, на товар надлежащего качества, а также приемки и оплаты такого товара заказчиком (в рамках срока исполнения контракта) основания для взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) штрафа за ненадлежащее исполнение контракта отсутствуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *