Направления совершенствования государственной службы

  • автор:

Abstract

Date of acceptance for printing: 12.11.17

УДК 355.6

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

О.А. Онофрийчук, Земляной В.А. Московский политехнический университет

Аннотация

Государственная служба направлена на обеспечение эффективного функционирования государства. В настоящее время система государственной гражданской службы характеризуется множеством проблем, что значительно тормозит её развитие. В рамках статьи рассмотрены некоторые варианты решения выявленных проблем.

Ключевые слова:

государственная служба; эффективность государственной службы; кадровая политика; коррупция; совершенствование государственной службы. История статьи:

Дата поступления в редакцию 25.10.17 Дата принятия к печати 28.10.17

В современном мире происходят динамичные изменения, касающиеся многих сторон социальной, экономической, политической, культурной жизни. Масштабные изменения затронули и систему государственного управления России, как, впрочем, и подавляющего большинства стран. Преобразования стали определенного рода неотъемлемым «элементом жизни», для устранения препятствии нормального функционирования госслужбы.

В настоящее время требуется повышение эффективности государственной службы для развития государственного общества и укрепления государства.

Актуальность данной темы обусловлена настоящим состоянием государственной гражданской службы, нуждающейся в ликвидации недостатков.

Следует отметить, что проблемы существуют как на законодательном уровне, так и в системе государственной службы. Проявляются недочеты, которые препятствуют развитию гражданской службы. Поэтому стоит уделять особое внимание данным проблемам, выявлять причины и пути их решения.

Мониторинг различных исследований выявил, что невозможно выработать какой-либо один путь усовершенствования системы. Экономическое состояние постоянно меняется, поэтому усовершенствование в данной системе это обязательный процесс.

В рамках данной статьи рассмотрим наиболее значимые проблемы, которыми являются коррупция, мошенничество и низкий профессиональный уровень государственных служащих.

Высокий рост коррупции в большинстве органов власти, оправдывается экономическим кризисом в стране, а также недовольство госслужащих своей заработной платой.

По данным исследований Transparency International Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции — 2016 (ИВК-2016). Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран.

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) — ежегодный составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Индекс составляется международной организацией Transparency International на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах.

Индекс рассчитан на основании данных за последние два года, собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов.

Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 — с самым низким. Россия участвует в исследовании с 1996 года. Результаты за последние 5 лет представлены в таблице 1.

Таблица 1

Индекс восприятия коррупции в Российской Федерации, 2012-2016 гг.

Год Место в рейтинге

2012 133/176

2013 127/177

2014 136/175

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 119/168

2016 131/176

На значение индекса, конечно же, влияет не только поведение государственных служащих, а в первую очередь — политические значимые фигуры, обладающие властными полномочиями, руководители государственных органов, высшие должностные лица, чьи коррупционные преступления получают широкую огласку.

Большое значение должно придаваться антикоррупционной политике, которая должна осуществляется комплексом мероприятий:

— участие независимых экспертов в работе конкурсных и аттестационных комиссий;

— реализация механизмов проверки к соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих;

— доработки механизма представления государственными служащими сведений об их доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов их семьи (супруга (супруги) и несовершеннолетних детей);

— введения антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции.

Следующая проблема, значительно препятствующая развитию положительного отношения к госслужбе, как со стороны общества, так и со стороны самих государственных служащих — высокий уровень мошенничества, преступности.

Наиболее важной проблемой является недостаточность высокого профессионализма, квалифицированности и добросовестности сотрудников госслужб. Ввиду невысокого уровня материального обеспечения государственных гражданских служащих, привлечение высокопрофессиональных специалистов является не эффективным.

Данную задачу можно разрешить сокращением численности госслужащих и увеличением их денежного содержания, установление дополнительных гарантий и льгот. Для этого нужно провести обязательную аттестацию гражданских служащих.

Данный метод успешно применялся в системе органов внутренних дел. Кадровая политика государственной гражданской службы Российской Федерации оснащена соответствующими кадровыми технологиями, закреплёнными федеральными законами, указами.

Правовые нормативные акты закрепляют порядок замещения вакантных должностей для прохождения государственной службы.

Применение комплексного подхода к стимулированию труда государственных гражданских служащих, усиление их социальной, материальной и правовой защищенности, в том числе и посредством уточнения миссии и основных целей государственной службы, формулировка более четких требований к поведению государственных служащих, увязка этих требований с мерами правовой ответственности за их нарушение. Все это будет способствовать росту порядка и дисциплины, а, следовательно, и престижа государственной службы в обществе, дальнейшему привлечению на государственную службу высоконравственных и высокопрофессиональных кадров.

На законодательном уровне существует:

— проблема обеспечения функционирования государственной службы — наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

— не разработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

— низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества и т.п.

На сегодняшний день государственная служба в России существует и выполняет свои функции, но выполняет не в полной мере, недостаточно эффективно. Государственные служащие испытывают неуверенность, так как имеется множество неуточненных, противоречивых моментов в законодательстве.

На сегодняшний день Российская Федерация обладает широкими возможностями в решении масштабных, общенациональных задач, поэтому необходимо ставить долгосрочные цели, в том числе это касается и реформирования государственной гражданской службы.

Рассмотрим основные направления совершенствования государственной службы Российской Федерации являются:

— создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы РФ;

— разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере госслужбы в целях оптимизации состава государственных служащих;

— выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих;

— внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих;

— формирование системы управления государственной службой РФ.

На официальном сайте правовой информации Правительства РФ опубликован указ президента Российской Федерации о федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации на 2015—2018 годы, и плане мероприятий по развитию государственной службы на 2015—2018 годы.

Согласно указу главы государства, к основным направлениям развития государственной службы отнесены совершенствование управления кадровым составом и повышение качества его формирования, совершенствование системы профессионального развития госслужащих, повышение престижа гражданской службы, а также совершенствование антикоррупционных механизмов.

Таким образом, в настоящее время присутствуют некоторые проблемы, мешающие развитию государственной гражданской службы, однако в стране принимаются и будут приниматься меры по усовершенствованию данной системы.

Реализация указанных предложений способствует совершенствованию государственной службы в соответствии с требованиями, определенными нормативными правовыми актами о государственной службе, созданию условий для повышения престижа государственной службы Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно учитывать вышеуказанные меры, но необходимо подбирать динамичные меры в постоянно меняющихся условиях функционирования государственной гражданской и муниципальной службы.

Следовательно, для совершенствования системы государственной гражданской службы в Российской Федерации необходимо постоянно анализировать процессы, происходящие в системе государственного управления, на фоне политических, административных и иных процессов, быстрое реагирование на новые жесткие реалии, умение подстраиваться под них путем переформатирования деятельности государственных гражданских служащих.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016—2018 годы»

3. Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. — Воронеж, 2013. С.254.

4. Добролюбова Е.И., Александров О.В. Стратегическое управление кадровыми ресурсами на государственной службе как инструмент оптимизации их численности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. №1.

5. Куракин А.В. Госуарственная служба и коррупция. М.,2014

6. Информационное агентство России ТАСС// http://tass.ru/politika/3530220

8. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Необходимость модернизации государственной службы в Российской Федерации. «Микроэкономика», всероссийский научно-практический журнал ОАО «Институт микроэкономики» № 2, 2014

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Онофрийчук О.А., Земляной В.А. Пути совершенствования системы государственной гражданской службы. — Системные технологии. — 2017. — № 25. — С. 32—35.

WAYS TO IMPROVE THE STATE CIVIL SERVICE SYSTEM Onofriichuk O.A., Zemlyanoi V.A., Moscow Polytechnic University

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *