Направления семейной политики

  • автор:

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об Основных направлениях государственной семейной политики (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002 г. N 1129) В целях формирования идеологии государственной семейной политики в современных социально-экономических условиях п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной семейной политики. 2. Правительству Российской Федерации учитывать Основные направления государственной семейной политики при разработке и проведении социально-экономической политики в Российской Федерации. Считать главными направлениями государственной семейной политики: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать региональные программы семейной политики с учетом Основных направлений государственной семейной политики, а также обеспечивать приоритетное финансирование этих программ. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 14 мая 1996 года N 712 ________________ УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712 Основные направления государственной семейной политики (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002 г. N 1129) I. Введение 1. Основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из: непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях. 2. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. 3. Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, — 67 процентов семей. Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента. Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи — 13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка. 4. Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица. 5. Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. 6. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране. В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем. Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально-экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период. Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства. 7. Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций. II. Цель государственной семейной политики 8. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. III. Основные принципы государственной семейной политики 9. Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки. 10. Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. 11. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития. 12. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности. 13. Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 14. Партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями. 15. Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами. 16. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе. 17. Преемственность и стабильность мер государственной семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование. IV. Основные направления государственной семейной политики 18. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая: а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей; б) усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд; в) поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства; г) обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; д) обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям; е) учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений; ж) дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента. Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов. Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов. Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне; з) повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов; заключение с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, государствами ближнего зарубежья и другими государствами договоров, предусматривающих выполнение гражданами этих государств и гражданами Российской Федерации обязанностей по содержанию детей; и) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов; к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма. 19. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая: а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери; б) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002 г. N 1129) в) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому; г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам; д) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату; е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью. 20. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе: а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания; б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет; в) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных; г) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками; д) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство; е) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем. 21. Усиление помощи семье в воспитании детей путем: а) государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений; б) распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек; в) запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости; г) государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних; е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия); ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. V. Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики 22. Для обеспечения постоянно действующего механизма управления необходимо укрепить или создать в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики (в пределах их компетенции). 23. Обеспечивать государственную поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи. 24. Обеспечивать своевременную и полную реализацию всех федеральных и региональных социальных целевых программ, в том числе федеральной программы «Дети России», имеющей статус президентской. 25. Создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики. Рассмотреть возможность финансирования в перспективе из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов мер государственной семейной политики, определенных в качестве федеральных социальных гарантий. Активно привлекать внебюджетные средства, в том числе средства частных и благотворительных фондов, страховых фондов. 26. Провести экспертизу законодательства Российской Федерации, разработать предложения по обеспечению его соответствия изложенным в Основных направлениях государственной семейной политики принципам</p>

Л. В. Чхутиашвили*

Основные направления реализации новой семейной политики государства

Аннотация. Преодоление демографического кризиса, предотвращение его катастрофических по масштабам последствий возможно только в рамках новой семейной политики Российской Федерации, направленной на укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и сохранение семейной культуры. Развитие и совершенствование семейного законодательства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций, гармонизации прав личности и потребностей российского общества. Развитие и совершенствование мероприятий по поддержке семьи, материнства и детства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций и обеспечения здоровья ее членов, развития личности и реализации личных интересов каждого члена российского общества. Семья — важнейший инструмент общества. Только так государство обеспечит социальную безопасность семьи, ее благополучие, условия для выполнения социально значимых функций. Концепция развития семейного законодательства Российской Федерации, на наш взгляд, учитывает тенденции и запросы современного российского общества, восполняет имеющиеся пробелы, устраняет противоречия между Семейным кодексом РФ и другими актами действующего законодательства.

Ключевые слова: государство, законодательство семейное, интерес, институт семьи, развитие, механизм, направления, общество, семья, семейная политика, совершенствование.

001: 10.17803/1994-1471.2017.78.5.046-049

Механизмы, обеспечивающие правовые гарантии суверенитета семьи, баланс семейных и общественных интересов, создаются государством. В первую очередь речь идет о развитии и совершенствовании семейного законодательства, которое позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций, гармонизации прав личности и потребностей российского общества.

Реализация институциональных прав и интересов семей в процессе их жизнедеятельности, защиты социально уязвимых семей и всестороннего развития несовершеннолетних

детей не может быть достигнута без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов и повышение уровня жизни российских семей. В качестве обязательного объекта государственной политики выступает семья, а благополучие семьи является приоритетным критерием оценки социальных преобразований.

Важнейшей предпосылкой реформирования семейной политики Российской Федерации, на наш взгляд, является осознание тесной взаимосвязи между семейной политикой государства и характером социально-демографических процессов в современном обществе.

© Чхутиашвили Л. В., 2017

* ЧхутиашвилиЛела Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) lvch2016@mail.ru

109451, Россия, г. Москва, ул. Братиславская, д. 19

В основу современной государственной семейной политики Российской Федерации должны быть положены следующие принципы:

— укрепление и развитие института семьи как фундаментальной основы российского общества, а семейной политики — как самостоятельного направления государственной политики;

— единство государственной семейной политики и ее комплексный характер;

— признание прожиточного минимума как основного критерия для принятия решения о мерах поддержки семей с детьми;

— дифференцированный подход к определению системы мер государственной поддержки семьи, материнства и детства;

— учет реальных проблем семей с детьми и защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью и развитию. Однако сегодня отсутствует единая государственная семейная политика, причинами чего являются:

— низкая эффективность применяемых мер государственной поддержки;

— очевидная бедность семей с детьми и обострение социального неравенства семей с детьми;

— неразвитая сеть социальных услуг семьям с детьми и дефицит мест в детских садах;

— кризис института семьи и семейных ценностей, рост семейного неблагополучия;

— детская и подростковая духовно-нравственная деформация.

Кроме того, развитие институтов семьи и детства тормозит отсталость семейного законодательства. Поэтому важно создать благоприятные условия для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Качественно новая семейная политика должна быть основана на принципах эффективного взаимодействия государства с институтом семьи, как подчеркнуто в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года1, и разрешать стоящие перед обществом задачи социально-экономического и демографического развития.

Для этого, на наш взгляд, необходимо решать следующие задачи:

— укреплять институт семьи как рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, максимально используя трудовой и творческий потенциал семьи;

— совершенствовать систему социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми, развивая систему учреждений по поддержке семьи и детей;

— обеспечивать семьям возможности для стабильного функционирования и полного выполнения своих функций, создавая благоприятные условия для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;

— повышать роль государства в создании условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей, создавая условия для роста воспитательного и духовно-нравственного потенциала семьи;

— формировать позитивное общественное мнение, повышая престиж многодетной и социально благополучной семьи в обществе. Новая государственная семейная политика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российской Федерации должна быть переориентирована на создание условий для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с заботой и воспитанием детей, заботой о нетрудоспособных родителях. Семья и государство должны стать партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие семьи и государства в целом. Кроме того, необходимо усилить меры государственной поддержки многодетных семей, стимулировать семейное благополучие, уменьшить бедность семей, имеющих детей, обеспечить семьи качественным и доступным жильем, преодолеть дефицит мест в детских садах, создать комфортную среду для семей с детьми. Государство должно взять на себя расходы по организации семейного досуга, занятий детей в спортивных секциях, художественных кружках или музыкальных школах. Должна сформироваться система конкурсов для получения семьям доступа к качественному образованию в любых формах.

1 Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года».

Таким образом, насущной потребностью сегодня становятся систематизация направлений семейной политики на основе трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей и интересов, нацеленных на улучшение положения семьи.

Преодоление демографического кризиса, предотвращение его катастрофических последствий возможно сегодня только в рамках новой семейной политики Российской Федерации, направленной на укрепление семьи, возрождение семейных ценностей и сохранение семейной культуры.

Для реализации новой семейной политики государства, на наш взгляд, важно:

1) объединить усилия государственных органов власти, педагогов, врачей, родителей и детей для укрепления семьи, становления, развития и проведения в жизнь семейных культурных традиций и ценностей;

2) создать условия для укрепления авторитета и поддержки институтов семьи, семейных ценностей, активного участия семьи в воспитательном процессе образовательных учреждений;

3) государственным органам власти и общественным организациям — работать над моделированием приоритетности духовных

и нравственных ценностей, культуры, здорового образа жизни в семье;

4) принять комплекс мер по воспитанию у детей и подростков уважительного отношения к семье как к базовой ценности общества;

5) пропагандировать семейные ценности, предоставлять льготы общественным организациям, участвующим в возрождении семейных традиций.

Развитие и совершенствование мероприятий по поддержке семьи, материнства и детства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций и обеспечения здоровья ее членов, развития личности и реализации личных интересов каждого члена российского общества. Только рассматривая семью как важнейший инструмент общества, государство обеспечит социальную безопасность семьи, ее благополучие, условия для выполнения социально значимых функций.

Концепция развития семейного законодательства Российской Федерации, на наш взгляд, учитывает тенденции и запросы современного российского общества, восполняет имеющиеся пробелы, устраняет противоречия между СК РФ и другими актами действующего законодательства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Афанасьева Т. М. Семья. — М. : Просвещение, 2002. — 225 с.

2. Семья и личность / под ред. профессора Е. И. Сермяжко. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2003. — 101 с.

3 . Стариков Н. Концепция семейной политики // URL: http://nstarikov.livejournal.com/607672.html (дата

обращения: 09.01.2017).

4 . Цветков В. А. Концепции развития семейного законодательства // Вестник Омского юридического

института. — 2011. — № 4 (17). — С. 90—93.

5 . ЭфтимовичЛ. Е. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики // Ана-

литический вестник Совета Федерации РФ. — 2002. — № 11 (167). — 71 с.

Материал поступил в редакцию 15 марта 2017 г.

MAIN DIRECTIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE STATE NEW FAMILY POLICY

CHKHUTIASHVILI Lela Vasilevna — PhD, Associate Professor, Associate Professor of Philosophical and

Social-Economic Disciplines of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

109451, Russia, Moscow, ul. Bratislavskaya, d. 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Afanas’eva T. M. Sem’ja. — M. : Prosveshhenie, 2002. — 225 s.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *