Налоговый статус юридического лица

  • автор:

Налоговый резидент

Налоговый резидент – любое лицо, которое по законодательству государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия.

Для налоговых резидентов своей страны, государства устанавливают одни правила налогообложения, а для нерезидентов несколько иные.

В Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица и организации.

Налоговый резидент РФ — физическое лицо

В целях исчисления налога с доходов физических лиц налоговые резиденты — это граждане, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Если гражданин выехал за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья, то период его нахождения в РФ не прерывается.

Также независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Отсчет 183 дней начинается с даты пересечения границы РФ.

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ. Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др. При этом, наличие или отсутствие у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ.

Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства.

В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Налоговое законодательство РФ не устанавливает каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения гражданина в РФ и не предусматривает специального порядка определения его налогового статуса.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение граждан на территории РФ, являются:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;

  • копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

  • данные миграционных карт;

  • документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Статус налогового резидента РФ для целей уплаты НДФЛ

Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.

В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.

Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.

В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.

Налоговый резидент РФ — организация

Для целей уплаты налога на прибыль налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

  1. российские организации;

  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

  3. иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

При этом, российскими организациями признаются — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранными организациями признаются — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

При этом налоговые резиденты — организации исчисляют налог на прибыль исходя из прибыли, полученной не только на территории России, но и в иностранных государствах.

Налоговый статус юридических лиц  
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО СТАТУСА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА  
Налоговый статус юридического лица может зависеть от  
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все предприятия и организации, вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т. д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность, и на которых в соответствии в налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.  
В случае, если стороной соглашения является объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, доход, полученный каждой организацией, являющейся участником указанного объединения, определяется пропорционально доле соответствующего участника в общем доходе такого объединения за отчетный (налоговый) период.  
В случае, если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях соглашения, подлежат все организации, входящие в состав указанного объединения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.  
Наиболее характерен процесс П.н. для сферы обращения, где П.н. осуществляется путем включения налогов в цены реализуемых товаров (работ, услуг). Например, плательщиками НДС согласно налоговому законодательству РФ являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (услуги). Однако фактически налоговое бремя по данному налогу ложится на пользователей производимых указанными предприятиями товаров (работ, услуг). Подобные процессы происходят и при уплате акцизов, налогов с оборотов, налога с продаж и пр.  
Организации и граждане при использовании судебного порядка защиты своих прав в налоговых правоотношениях (как публичных правоотношениях) согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ (ст. 4, 26, 29)1 вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд. К организациям и гражданам в данном случае АПК РФ относит организации, как имеющие, так и не имеющие статуса юридического лица, а также граждан, имеющих и не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, с учетом подведомственности арбитражному суду дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.  
Таким образом, с 1 января 2002 года (даты вступления в силу главы 24 Налогового кодекса РФ) главы члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются плательщиками ЕСН в порядке, определенном для индивидуальных предпринимателей, в не зависимости от наличия у них статуса юридического лица. Возникает противоречие.  
Термин постоянное представительство применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Дочерние компании инофирм рассматриваются как независимые юридические лица и, следовательно, являются самостоятельными налогоплательщиками.  
Презумпция добросовестности проявляется и при оценке существа заключенных налогоплательщиком сделок, характера деятельности налогоплательщика. Уклонения от уплаты налогов нередко совершаются через придание тем или иным сделкам и операциям такого внешнего вида , который приводит к снижению или освобождению от налоговых обязательств. В таком случае подлежит оценивать существо отношений, а не их форму. Однако не исключены злоупотребления правом оценивать существо сделок или непрофессиональные подходы к этой проблеме. Чтобы ограничить такие проявления и учитывая, что налогоплательщик по общему правилу поступает добросовестно, НК РФ устанавливает, что налоговые органы не могут в бесспорном порядке взыскивать доначисленные суммы налогов, если доначисление сделано в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика (ст. 45 части первой НК РФ). Только суд вправе признать сделку притворной или мнимой и определить последствия, в том числе налоговые.  
Представляется, что наиболее правильным был бы компромиссный подход. Основной смысл перечисленных суверенных прав заключается в возможности государства извлекать для себя материальные блага именно от разведки, разработки и сохранения природных ресурсов данных территорий. Следовательно, государство вправе предоставлять эти природные ресурсы в пользование иностранным государствам, юридическим и физическим лицам за плату и иным образом извлекать выгоду от использования этих территорий. Поэтому при отсутствии специального международного соглашения государство не вправе использовать данные территории для определения налогового статуса находящихся на них лиц, но вправе взимать с пользователей природных ресурсов те налоги, которые, по сути, носят характер встречного предоставления за использование природных ресурсов (арендная плата за использование государственной собственности). В Российской Федерации такими  
Институт постоянного представительства используется исключительно для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Наличие или отсутствие аккредитации иностранного юридического лица для целей налогообложения значения не имеет.  
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ О бухгалтерском учете , все предприятия независимо от организационно-правового статуса и формы собственности обязаны осуществлять бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в установленном объеме учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также соответствующим государственным органам. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны предъявлять налоговым службам декларации о доходах и расходах, которые невозможно правильно составить без ведения бухгалтерского учета по установленной методологии.  
Решение вопроса о праве государства взимать налог с дохода иностранного юридического лица в РФ зависит от характера деятельности (в том числе от вида и постоянства деятельности этого лица на территории РФ). При оценке характера деятельности используется концепция постоянного представительства. Понятие постоянного представительства применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Постоянным представительством могут быть филиал, представительский офис иностранного юридического лица, а также любое место осуществления деятельности этого лица. Постоянное представительство возникает при условии одновременного соблюдения нескольких общих условий наличия места деятельности, постоя -ства места деятельности и осуществления регулярных операций через место деятельности. Например, под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются бю-  
Действующие соглашения по вопросам налогообложения позволяют определить налоговый статус иностранных или российских юридических и физических лиц, осуществляющих разрешенную в установленном порядке деятельность.  
Термин постоянное представительство применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица или его агента и не имеет организационно-правового значения. Постоянным представительством может быть признан филиал иностранного юридического лица, представительство, любое иное место осуществления деятельности в зависимости от того, подпадает ли такая деятельность иностранного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения под определение постоянного представительства .  
Для отделений иностранных юридических лиц, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства, либо в случае, когда налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в России не будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме.  
Указанные выше нормы п. 1 запрещают налоговым органам во внесудебном порядке взыскивать с налогоплательщиков недоимки, если основанием доначисления соответствующих сумм явилось изменение налоговым органом юридической квалификации заключенных налогоплательщиком сделок, а также статуса и характера деятельности налогоплательщика. В этих случаях налоговому органу придется обращаться в суд с требованием о взыскании с налогоплательщика — юридического лица дополнительно начисленных по приведенным основаниям сумм налога.  
С введением в действие части первой Кодекса филиалы и представительства российских юридических лиц утрачивают статус налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов, которым они обладали в соответствии с действовавшим до 1 января 1999 г. законодательством об уплате отдельных налогов или сборов. Филиалы и представительства иностранных и международных организаций продолжают оставаться участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. ст. 19 части первой Кодекса).  
При организации бизнес-инкубатора следует обратить особое внимание на обеспечение организационно-правового статуса взаимоотношений инкубатора с инкубируемыми фирмами как в процессе их функционирования в инкубаторе, так и после оставления ими последнего. Данное положение особенно актуально в силу того, что инкубируемые фирмы с самого начала их функционирования в инкубаторе являются юридическими лицами, а также по причине недостаточного развития системы правового обеспечения хозяйственной деятельности, что свойственно становлению рыночной российской экономики. Необходим четкий учет действующих налоговых, антимонопольных и иных правовых актов. В процессе этого должен быть разработан типовой договор между бизнес-инкубатором и инкубируемой фирмой.  
В случае, когда налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в РФ не будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме.  
Термин постоянное представительство применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения.  
Для юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, основной категорией для определения порядка налогового статуса лица является постоянное деловое учреждение .  
Для юридических лиц статус резидента обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогичных критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа неограниченной налоговой ответственности , в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь ограниченная налоговая ответственность они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источником в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран. Разрешение спорных ситуаций осуществляется на основе норм внутреннего права каждой из стран или путем применения соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Понятие резидент , применяемое в гражданском праве, торговом праве, валютном законодательстве и др., по своему содержанию может не совпадать с его значением в налоговом законодательстве даже в пределах одной страны.  
РЕЗИДЕНТ (НЕРЕЗИДЕНТ) НАЛОГОВЫЙ — субъект налогообложения. Определяется принципом постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты), и лиц, не имеющих в нем постоянного пребывания (нерезиденты). Отнесение налогоплательщика к той или иной категории устанавливает его налоговый статус, определяет налоговую обязанность (полную или неполную соответственно), а также иные различия в налогообложении (порядок декларирования и уплаты налога и др.). Для налогоплательщиков — юридических и физических лиц существуют различные правила определения резидентства.  
Основой для определения резидентства юридических лиц являются следующие тесты или их комбинации тест инкорпорации — лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано) тест юридического адреса — лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в ней свой юридический адрес тест места осуществления центрального управления и контроля — лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство компанией и контроль за ее деятельностью тест места осуществления текущего управления компанией — лицо признается резидентом в стране, если на ее территории находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью (исполнительная дирекция) тест деловой цели — лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны (см. Налоговый статус).  
РЕЗИДЕНТ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ — лицо (юридическое или физическое), имеющее постоянное местопребывание в данной стране. Физическое лицо рассматривается как резидент страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом году, имеет там центр своих жизненных и деловых интересов , или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством этой страны. Для юридических лиц статус резидента обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления , других аналогичных критериев.  
Аудитор по статусу — независимый эксперт, то есть он самостоятелен и осуществляет свою деятельность под собственную ответственность. Он может работать самостоятельно, имея именную личную (на физическое лицо) лицензию и зарегистрировавшись в налоговом органе как предприниматель а может осуществлять свою деятельность от независимой аудиторской фирмы (юридического лица), имеющей лицензию на фирму. При этом сам аудитор, имея личную лицензию, обязан иметь квалифицированный аттестат желательно, чтобы аудитор имел опыт работы по финансово-хозяйственной деятельности не менее 10—15 лет. За рубежом хороший аудитор предполагается в возрасте от 40 лет, но не старше 60 лет.  
Организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ. К этой группе относятся как коммерческие, так и некоммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением бюджетных учреждений и организаций. В рассматриваемом Законе в качестве плательщиков налога перечислены также филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций. Однако с момента введения в действие части первой НК РФ такие подразделения юридических лиц утратили статус самостоятельных налогоплательщиков, и теперь они могут участвовать в налоговых правоотношениях только от имени создавшего их юридического лица. Закрепляется специальный механизм расчета и уплаты налога на имущество предприятий юридическими лицами, имеющими в своей структуре филиалы и другие аналогичные подразделения.  
Все указанные операции осуществляют физические и юридические лица, имеющие статус резидента либо нерезидента в соответствии с Законом РФ О валютном регулировании и валютном контроле . Важно заметить, что статус валютного резидента отличается от статуса налогового резидента. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона резиденты — это  
Суд признал неправомерным привлечение к налоговой ответственности за нарушение Закона РФ О налоге на добавленную стоимость администрации муниципального образования, учредившей образовательное муниципальное учреждение. Управлением образования администрации Хорошевского муниципального округа г. Москвы были предъявлены требования к налоговой инспекции по Хорошевскому району г. Москвы о признании недействительным ее решения в части применения санкций по НДС. При этом установленные актом документальной проверки нарушения в определении налогооблагаемой базы были допущены муниципальными учреждениями, каждое из которых является юридическим лицом, прошедшим государственную регистрацию в установленном порядке. Учитывая, что все указанные в акте проверки учреждения являлись плательщиками НДС, поскольку имели статус юридических лиц, а к ответственности за нарушения налогового законодательства привлекаются налогоплательщики, суд признал неправомерным привлечение к налоговой ответственности Управление образования, являющегося учредителем проверяемых учреждений (решение от 10 марта 1999г.).  
Ст. 37 НК РФ устанавливает правило, в соответствии с которым органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действие (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Как представляется, во введении такой нормы в Налоговый кодекс не было необходимости. Формулировка п. 1 ст. 37 НК РФ практически дословно повторяет формулировку ст. 16 ГК РФ, что вполне естественно, так как отношения, возникающие при причинении вреда (убытков) имуществу, или личности гражданина, или имуществу юридического лица, являются гражданско-правовыми и представляют собой не что иное, как обязательства вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ весьма полно урегулировал различные аспекты деликтных обязательств и нет необходимости в подобной законодательной тавтологии. Не было необходимости и в отдельном указании на ответственность органов налоговой полиции вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей, так как ст. 14 Закона РФ от 24.06.1993 г. указывает, что представителем государственной власти сотрудник органа налоговой полиции является лишь при исполнении служебных обязанностей. Следовательно, в случаях, когда сотрудник органов налоговой полиции находится не при исполнении своих служебных обязанностей (к сожалению, этот момент не определяется ни в Законе, ни в Положении и можно исходить лишь из аналогии с сотрудниками милиции или военнослужащими) и причиняет какой-либо вред гражданину либо юридическому лицу, возникает деликтное обязательство, должником по которому является уже не сотрудник органа налоговой полиции, а конкретное физическое лицо, которое несет самостоятельную ответственность. Если же сотрудник органа налоговой полиции находится при исполнении служебных обязанностей, то в силу ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. То есть все положения ст. 37 НК РФ уже содержатся в действующем законодательстве. Единственным обстоятельством, которое позволяет примириться с подобным шагом законодателя, является то, что при применении положений ГК РФ в ряде случаев могла бы возникнуть проблема применительно к местным органам налоговой полиции (см. комментарий к ст. 36 НК РФ). Как указал Высший арбитражный суд РФ в информационном письме от 7 июня 1995 г. № С1-7/ОП-314, местный орган налоговой полиции может быть не наделен статусом юридического лица. Правоспособность местных органов налоговой полиции в отношениях, складывающихся  
РЕЗИДЕНТ (лат. residens — сидящий, остающийся на месте) — 1) в налоговом праве лицо (юридическое или физическое), постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Физическое лицо рассматривается как Р. страны, если проживает в ней более 6 мес. в данном налоговом году, имеет там центр своих жизненных и деловых интересов , или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством этой страны. Для юридических лиц статус Р. обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления , других аналогичных критериев 2) дипломатическое или иное официальное представительство Российской Федерации за ее пределами 3) предприятие или организация, не являющееся юридическим лицом, созданное в соответствии с действующим законодательством, с местонахождением на территории Российской Федерации.  
Тысячи договоров такого типа заключены за долгие годы. Главное в них — закрепление правовых принципов и определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это — режим наибольшего благоприятствования, национальный, преференциальный режим, принципы недискриминации, взаимной выгоды. Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдик-ционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет — торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.п.).  

Как указывается статус налогоплательщика

Показатель статуса налогоплательщика — это информация в виде двузначного кода, который проставляется в различных налоговых документах. Цифры информируют налоговую о том, какое лицо и какие перечисления оно осуществляет в бюджет. В статье рассказано об этом значении и приведены основные показатели статуса налогоплательщика.

Иногда бухгалтеры путают два звучащих похоже понятия: «правовой статус налогоплательщиков» и «показатель статуса налогоплательщика». Первый не имеет никакого отношения к заполнению платежного поручения. Второй же — это установленный российским законодательством двузначный код для заполнения платежного поручения, налоговой декларации и другой документации, который содержит информацию для налоговой о плательщике налога. То есть это данные о плательщике в бюджет.

Значение в платежке

Для верного зачисления в бюджет необходимо правильно указать значение в соответствующем поле. Если специалистом или бухгалтером будут допущены ошибки, Казначейство обозначит платеж как «невыясненный», что не поспособствует своевременному исполнению денежного обязательства, так как на уточнение данных платежки уйдет время.

Всего значений, в соответствии с нормативной документацией, 28. Основными являются:

  • 01 — организация перечисляет обязательные сборы;
  • 02 — компании и ИП платят как агенты;
  • 08 — взносы на травматизм;
  • 09 — ИП исполняет обязанности перед контролирующим органом;
  • 10 — занимающиеся частной практикой;
  • 11 — адвокаты;
  • 12 — главы крестьянского хозяйства;
  • 13 — физлица.

14 пункт на настоящий момент исключен.

Где взять данные для точного заполнения платежного поручения в поле 101? Все значения указаны в Приложении № 5 к Приказу Министерства РФ от 12.11.2013 № 107н. Последние изменения в него были внесены 05.04.2017, часть из которых вступила в силу с 02.10.2017. Этим документом и следует руководствоваться при заполнении бланка платежного поручения. Далее приведем примеры наиболее распространенных значений на практике.

Где указывать статус налогоплательщика в платежке

Предусмотренное нормативным актом значение вносится в 101 поле, которое находится в правом верхнем углу бланка рядом с графой «Вид платежа». Найти эту позицию достаточно просто, хотя бланк не содержит ее отдельного наименования.

Подробнее о заполнении платежки можно прочитать в статье на нашем портале.

Правила указания информации

Остановимся подробнее на содержании двузначных кодов, которые чаще всего применяются плательщиками. Таблица поможет разобраться, как определить статус налогоплательщика.

Показатель

Значение

Статус налогоплательщика 1

Таким образом обозначается плательщик — юридическое лицо в части уплаты сборов, налогов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых органами налоговой инспекции.

Примечание: иначе говоря, так обозначается исполнение денежной повинности в виде сборов, страховых взносов юридическим лицом — фирмой или организацией.

Статус налогоплательщика 02

По этим цифрам Казначейство определяет налоговых агентов (которыми могут быть как организации, компании, так и индивидуальные предприниматели).

Примечание: например, этот код применяется при перечислении НДФЛ за сотрудников.

Агенту следует обратить внимание на особенности уплаты таких взносов.

Статус налогоплательщика 08

Этот код используется при перечислении взносов на травматизм, которые не переданы в администрирование ФНС РФ, в отличие от всех других страховых взносов.

Статус налогоплательщика 09

Исполнение обязанности ИП по перечислению платежей, администрированием которых занимается ФНС РФ.

Уточнение данных в платежке, если это будет нужно, производится в соответствии с нормами ст. 45 Налогового кодекса РФ.

Исправление ошибок

При обнаружении ошибок нужно составить заявление об уточнении платежа и направить его в соответствующий орган, приложив копию ошибочного документа.

Особенно внимательными нужно быть при заполнении платежек на перечисление НДС и НДФЛ, так как в случае ошибок могут возникнуть недоимки, а значит — пени и штрафы.

Статус налогоплательщика в справке 2-НДФЛ

Справки 2-НДФЛ ежегодно заполняют налоговые агенты в отношении физических лиц, получивших от них доход. Какой необходимо ставить статус в каждом конкретном случае?

В 2020 году форма справки применяется новая, таким образом, за 2018 год до 1 марта или 1 апреля (в зависимости от того, был удержан НДФЛ работодателем или нет в соответствии со ст. 230 НК РФ) необходимо было сдать отчетность на бланке, утвержденном Приказом ФНС России 02.10.2018. Форма справки меняется достаточно часто, будут ли внесены в бланк изменения на следующий год, неизвестно, этот вопрос пока ФНС не обсуждался, разъяснений на этот счет от надзорного органа также пока не поступало. Скорее всего, ждать поправок пока не стоит, утверждение новой формы было связано с внесением изменений в НК РФ.

Приказом также утвержден порядок заполнения справки, которого нужно придерживаться. Поле со статусом заполняется обязательно и в полном соответствии с установленным порядком.

В действующей в настоящий момент форме утверждено 6 статусов:

  • 1 — указывается в том случае, если физическое лицо по состоянию на 31 декабря отчетного года является резидентом РФ (кроме лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории России основании патента). Налоговым резидентом РФ является такое физлицо, которое находится на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев, причем следующих подряд. Этот период не прерывается на краткосрочные выезды из страны в целях лечения или получения образования. Краткосрочными считаются выезды из страны на срок не более 6 месяцев. Данные правила установлены ст. 207 НК РФ;
  • 2 — указывается при заполнении бланка в отношении физлица, не являющегося на 31 декабря отчетного года, в соответствии с принципами, изложенными выше, налоговым резидентом Российской Федерации;
  • 3 — применим к нерезиденту РФ, являющемуся высококвалифицированным специалистом;
  • 4 — ставится в соответствующем поле справки, если предприятие — налоговый агент выплачивало доход нерезиденту РФ, являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (член экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ);
  • 5 — используется, если налоговый агент в отчетном году выплатил доход иностранному гражданину или лицу без гражданства, в официальном порядке признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации и не являющегося при этом налоговым резидентом РФ;
  • 6 — указывается при заполнении справки в отношении гражданина-иностранца, осуществляющего трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента.

В специальных программах для ведения бухгалтерского учета обновление информации производится автоматически, кроме того, при их помощи можно заполнить справку 2-НДФЛ онлайн.

Особенности понятия налогоплательщик

В число участников отношений, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, включены предприятия и физические лица. Они признаются налогоплательщиками.

Замечание 1

Понятие «налогоплательщик» можно отнести к специфической категории законодательства о налогах и сборах. Оно применяется исключительно в значении, которое определяет та или иная статья Налогового Кодекса. Специфичность понятия определяет статья 11, в соответствии с которой категория «налогоплательщик» представляет собой понятие, используемое только в налоговом праве. Другим правовым отраслям или законодательству термин можно использовать только в значении, обозначенном в НК РФ.

Налогоплательщиком и плательщиком сборов должны быть признаны организации и физические лица. Именно на них НК РФ возлагает обязанность уплаты соответствующих налогов или сборов.

Важнейший критерий отнесения физических лиц или предприятий к субъектам налогового права представляет собой потенциально возможную обязанность уплаты причитающихся налогов. Физические лица и предприятия способны приобрести правовой налоговый статус, когда возникает предполагаемая возможность вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием), которые касаются уплаты устанавливаемых сборов и налогов. Налогоплательщики как субъекты налогового права характеризуются потенциальной возможностью становиться участниками соответствующих правоотношений, которые касаются установления, введения и взимания налогов, налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальную обязанность налогоплательщика уплачивать определенный сбор или налог возлагают на физическое лицо или предприятие с момента, когда возникают обстоятельства, установленные законом о налогах и сборах и предусматривающие уплату налога. Обстоятельства, которые возникают и влекут уплату суммы налога или сбора, являются юридическим фактом, на основе которого субъекты в налоговом праве приобретают статус участников налоговых правоотношений.

Замечание 2

Полный список субъектов, которые обязаны осуществлять платежи в доход страны, установлен во 2 части НК или прочими федеральными законами в отдельности по каждому налогу (сбору).

Классификация налогоплательщиков и их особенности

В качестве субъектов налогового права налогоплательщики классифицируются на:

  • организации (предприятия, учреждения);
  • физические лица.

Налоговое право соотносит понятие «организация» с категорией «юридическое лицо». Для того, чтобы реализовать предписания НК организации делят на два вида:

  • российские организации, то есть юридические лица, которые образуются в соответствии с законодательством нашей страны;
  • иностранные организации, то есть зарубежные юридические лица, предприятия и прочие корпоративные образования, которые наделены гражданской правоспособностью и их создание соответствует законодательству иностранного государства, международные компании, включая их филиалы и представительства, сформированные на территории России.

В число налогоплательщиков-организаций включены филиалы и иные обособленные подразделения зарубежных фирм, которые располагаются на территории нашей страны. Это возможно при условии, что налоговое законодательство возлагает на них обязанность по уплате конкретных налогов.

Филиалы и прочие обособленные подразделения отечественных предприятий нельзя считать самостоятельными налогоплательщиками. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 НК РФ они лишь исполняют налоговые обязанности головных организаций в местах своего расположения.

Замечание 3

В число налогоплательщиков-организаций входит особый субъект в виде консолидированной группы налогоплательщиков. Она представляет собой добровольное объединение налогоплательщиков, которое формируется с помощью договора для расчета и уплаты данного налога на прибыль, учитывая совокупный финансовый результат их хозяйственной деятельности.

Налогоплательщики-физические лица включают граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. На правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов не должен оказывать влияние возраст налогоплательщика, так как обязанность уплачивать налог возникает во время приобретения объекта налогообложения.

Среди этой категории налогоплательщиков принято выделять особенные категории субъектов, включая индивидуальных предпринимателей (ИП) и налоговых резидентов РФ.

В число индивидуальных предпринимателей включены физические лица, которые в установленном порядке прошли регистрацию и ведут предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В эту же группу законодательство включает частных нотариусов, детективов и охранников.

Любой индивидуальный предприниматель приобретает правовой статус налогоплательщика вне зависимости от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя.

Замечание 4

Пункт 2 статьи 11 НК РФ гласит, что физическое лицо, которое ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не регистрируется как индивидуальный предприниматель, исполняя налоговые обязанности, не вправе ссылаться на то, что не может являться индивидуальным предпринимателем.

Налоговыми резидентами РФ могут признаваться физические лица, которые фактически находятся на территории нашей страны не менее 183 дней на протяжении последующих 12 месяцев подряд. Время нахождения таких лиц в нашей стране не должно прерываться на периоды его выезда за пределы государства для краткосрочного (менее полугода) обучения или лечения.

Вне зависимости от фактического времени нахождения в нашей стране ее налоговыми резидентами должны быть признаны российские военнослужащие, которые проходят службу за рубежом, а также работники органов государственной власти и местного самоуправления, лица, направленные в командировку по работе за пределы РФ.

В качестве основы правового статуса налогоплательщика используется налоговая правосубъектность, которую предусматривают нормы налогового права. Она проявляется в возможности (способности) являться субъектом налогового права. В свой состав налоговая правосубъектность включает правоспособность и дееспособность.

Определение 1

Налоговая правоспособность представляет собой предусмотренную нормами налогового права возможность обладать правами и нести обязанности, касающиеся объектов налоговых правоотношений. Налоговая правоспособность проявляется в виде юридической характеристики лица, предоставляя ему возможность становиться участником налоговых правоотношений.

Содержанием налоговой правоспособности включает установленные действующим законодательством права и обязанности.

Определение 2

Налоговая дееспособность является предусмотренной нормами налогового права способностью лиц с помощью своих действий приобретать и реализовать принадлежащие им права и выполнять возлагаемые на них обязанности.

Оба понятия тесно связаны между собой, дополняя друг друга. Первое из них формируется с момента возникновения (рождение ребенка, вступление в наследство и др.), второе формируется в момент достижения определенного условия (регистрация как предпринимателя, достижение возраста и др.). В некоторых случаях возникновение правоспособности и дееспособности может совпадать.

Пример 1

Одновременно с регистрацией устава предприятия, появляются обязанности по постановке юридического лица на учет в налоговый орган и по представлению отчетности о его работе. Если же предприятие уклоняется от выполнения возложенных обязанностей, то в силу вступают меры принуждения со стороны государства.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик является особым (специальным) правовым статусом лица. Закон возлагает на него обязанность уплатить налоги и (или) сборы, при этом в качестве обязательных элементов правового статуса налогоплательщика выступают общие обязанности и права, одинаковые для физических и юридических лиц. Они регулируются нормами налогового законодательства и предусматривают ответственность, наступающую за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Обязанности и права российских налогоплательщиков и плательщиков сборов рассматривают статьи 21 – 24 НК РФ. Они отражают позицию физических или юридических лиц в отношении государства. На практике реализация правового статуса налогоплательщиков осуществляется при их вступлении в определенные правоотношения.

Права налогоплательщиков, в первую очередь, предусматривают право на получение от налоговых органов письменного разъяснения и пояснения, касающихся вопросов использования налогового законодательства, нормативных документов.

Замечание 5

Также налогоплательщики вправе получать от них бесплатно информацию о действующих обязательных платежах, обязанностях и правах налоговых органов, должностных лиц и налогоплательщиков.

При проведении налоговыми органами камеральных и выездных проверок налогоплательщики обладают существенными полномочиями в области защиты своих прав и законных интересов. Они включают: представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений, касающихся исчисления и уплаты налогов, включая акты налоговых проверок; присутствие при осуществлении выездных налоговых проверок; получение копий акта налоговой проверки и решения налогового органа, включая требования уплатить налог.

Существенное полномочие налогоплательщика включает право на обжалование актов налоговых органов, обжалование действий (бездействия) определенных должностных лиц. Жалобу необходимо подавать в суд или вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов, при этом обращение в один орган не должно исключать возможность подать жалобу и в другой. Предприятия и граждане-предприниматели могут подавать заявления в арбитражный суд, физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, подают заявления в суды общей юрисдикции.

В отечественном законодательстве впервые появляется право налогоплательщиков, касающееся требования от должностных лиц налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, когда они совершают действия в отношении налогоплательщиков. Они вправе не выполнять неправомерные акты и требования со стороны налоговых органов (должностных лиц) и могут требовать соблюдения налоговой тайны.

Замечание 6

Важным для российских условий для налогоплательщика является право обращаться с требованиями и получать возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, которые причинены их незаконными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа.

Если в наличии существуют основания, оговоренные в законодательстве, то налогоплательщик имеет право использовать определенные налоговые льготы.

Права налогоплательщиков, которые рассматривает НК РФ, перечислены не полностью и не ограничиваются НК РФ и прочими законодательными актами. Так, налоговые законы субъекта РФ предоставляют налогоплательщикам и другие права.

Вид и мера возможного поведения субъектов налогового права представляют собой субъективное налоговое право, которому всегда противопоставляется субъективная обязанность, требуемые вид и мера должного поведения. По этой причине субъекты налогового права наделены определенными обязанностями, перечень которых рассматривает 23 статья НК РФ. Рассмотрим классификацию прав налогоплательщиков.

В соответствии с юридическими фактами, которые лежат в основе возникновения обязанностей, рассматривают обязанности, которые:

  • вытекают из факта наличия объектов налогообложения;
  • не зависят от наличия объекта налогообложения.

В число обязанностей первой группы необходимо включить обязанность:

  • уплаты законно установленных налогов (проявляется с момента вступления в законную силу нормативных актов или правовых норм, которые предусматривают уплату определенного налога);
  • ведения в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • представления в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций по налогам, которые они должны уплатить;
  • представления налоговым органам и их должностным лицам документов, которые требуются для расчета и уплаты налогов;
  • выполнения законных требований налогового органа, касающихся устранения выявленных нарушений закона о налогах и сборах;
  • не препятствовать законной работе должностных лиц налогового органа, которые исполняют свои служебные обязанности;
  • обеспечения в течение 4 лет сохранности сведений бухгалтерского учета и прочей документации, которая необходима для расчета и уплаты налогов, включая документы, которые подтверждают полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Юридические лица должны хранить документы, посредством которых подтверждаются произведенные расходы.

Обязанности, которые не зависят от факта наличия объекта налогообложения, включают:

  • постановку на учет в налоговом органе;
  • предоставление налоговым органам требуемых сведений и документации.

В соответствии с императивностью возложения обязанности делятся на те, которые прямо предусмотрены налоговым законодательством и те, которые требуют особого указания в отношении налогоплательщика.

Большая часть обязанностей прямо фиксирует НК РФ, они включены в систему общего правового статуса налогоплательщика, не требуя специальных механизмов ввода в действие. Сюда можно включить обязанность по уплате налоговых платежей, которые установило законодательство. Наряду с этим возложение на плательщиков налогов и сборов соответствующих обязанностей возможно лишь по причине указания на это посредством определенного нормативного акта права. К подобным обязанностям относят ведение учета собственных расходов и доходов, налогооблагаемых объектов, предоставление в налоговую по месту учета налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности (регламентировано ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете») и др.

Обязанности могут принадлежать общему или специальному статусу. В этом случае их классификация выглядит следующим образом:

  • общие для любого типа плательщика налога;
  • специальные, возложенные на выбранные субъекты налогового права.

В число общих обязанностей включены те обязанности, которые определяет п. 1 ст. 23 НК. Рассмотрению специальных обязанностей посвящен п. 2 ст. 23 НК, в зависимости от которых налогоплательщики в лице ИП и организаций кроме того, что выполняют общие обязанности, должны сообщать в налоговую по месту своего учета следующую информацию:

  • открытие (закрытие) счета в коммерческом банке;
  • участие в российских или зарубежных организациях;
  • формирование, процесс реорганизации, ликвидация обособленных подразделений, которые созданы на территории нашего государства;
  • прекращение деятельности или принятие решения об этом, включая объявление о банкротстве, ликвидации или реорганизации;
  • изменение местонахождения.

Замечание 7

В статье 23 установлен перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов), который не считается исчерпывающим. Они могут нести и другие обязанности, которые установили федеральные законы.

Если налогоплательщик не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязанности, которые на него возложены, то это образует соответствующий состав налоговых правонарушений.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Статус Компании или ИП

Статусы, которые может иметь юридическое лицо:

  • • действующее;
  • • исключен из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 №129-ФЗ (юридическое лицо в течение 12 месяцев не представляло отчетности и не осуществляло операций по банковским счетам);
  • • ликвидировано;
  • • ликвидировано вследствие банкротства;
  • • ликвидировано по решению суда;
  • • некоммерческая организация ликвидирована по решению суда;
  • • находится в стадии ликвидации;
  • • находится в процессе реорганизации в форме слияния;
  • • находится в процессе реорганизации в форме преобразования;
  • • находится в процессе реорганизации в форме присоединения (прекращает деятельность после реорганизации);
  • • находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других ЮЛ;
  • • находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому ЮЛ;
  • • прекратило деятельность в связи с приобретением главы КФХ статуса ИП;
  • • прекратило деятельность при присоединении;
  • • прекратило деятельность при преобразовании;
  • • прекратило деятельность при слиянии;
  • • принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ;
  • • регистрация признана недействительной по решению суда;
  • • регдело передано в другой регорган.

Статусы индивидуального предпринимателя (может иметь только один из перечисленных ниже статусов):

  • • действующее;
  • • индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения;
  • • утратил государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя на основании ст.3 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»” от 23.06.2003 №76-ФЗ;
  • • крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность на основании единогласного решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

* Данные ЕГРЮЛ/ЕГРИП являются открытыми и предоставляются на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, а именно сведения о документах, удостоверяющих личность физического лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *