Налоговый процесс

  • автор:

Исполнение налоговой обязанности происходит с выполнением определенных процессуальных действий. Создаются определенные организационные условия для простого, удобного и быстрого способа исполнения налоговой обязанности.

Как отмечает М.В. Карасева, «В материальных финансовых правоотношениях проявляются конкретные права и обязанности, а в процессуальных — порядок реализации этих прав и обязанностей» (Финансовое правоотношение. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 258).

Администрирование налогов является частью налогового процесса и представляет взаимосвязанную совокупность процессуальных действий, направленных на создание благоприятных условий и оказание мотивирующих воздействий на субъект, исполняющий налоговую обязанность, а также на обеспечение законных прав и интересов налогоплательщиков и других участников правоотношений.

Налоговый процесс — это совокупность определенных процедур и производств, устанавливаемых законами и подзаконными нормативными правовыми актами, отличающимися друг от друга тем или иным конкретным назначением и соответственно имеющими разную степень правовой регламентации.

Этапы (стадии) налогового процесса :

а) стадия инициативного (добровольного) исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности;

б) стадия налогового контроля;

в) стадия принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности;

г) стадия привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Стадию добровольного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности можно трансформировать в ряд подстадий (этапов):

— государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе;

— определения, ведения учета объектов налогообложения; ведения, составления, предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности в определенные сроки (вне зависимости от исчисления и уплаты налогов);

— добровольной уплаты денежных сумм налогов и других обязательных платежей в порядке и сроки, установленные законодательством.

Фактически же администрирование налогов включает в себя две основные стадии: добровольного исполнения обязанным субъектом налоговой обязанности и принудительного исполнения и привлечения его к налоговой ответственности. Оптимальная реализация налогового администрирования будет заключаться в ненаступлении стадии принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности и привлечения к налоговой ответственности.

НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС

Смотреть что такое «НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС» в других словарях:

  • НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД — срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость установления Н.п. обусловлена, во первых, тем, что многим объектам налогообложения (получение… … Юридическая энциклопедия

  • Налоговый аудит — Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый аудит Экологический аудит Социальный ауд … Википедия

  • НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ — (англ. tax aсcounting) – система сбора, фиксации и обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством. Н.у.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД — срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость установления Н.п. обусловлена, во первых, тем, что многим объектам налогообложения (получение… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Законодательство — (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

  • ИНДИЯ — Республика Индия, гос во на Ю. Азии, входит в состав Содружества (Commonwealth). Площ. 3281,1 тыс. км2. Нас. 460 млн. чел. (оценка 1963). Осн. национальности: хиндустанцы, бихарцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, раджастханцы,… … Советская историческая энциклопедия

  • ПОДОХОДНЫЕ НАЛОГИ — INCOME TAXESФедеральные П.н. в США постоянно взимаются с 1 марта 1913 г. После ратификации штатами в феврале 1913 г. Шестнадцатой поправки к Конституции США в октябре 1913 г. был принят первый Закон о федеральном подоходном налоге. Поправка не… … Энциклопедия банковского дела и финансов

  • Экономическая деятельность Русской православной церкви — Русская православная церковь (РПЦ) участвует в экономических отношениях. Экономическая деятельность регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о религиозных организациях. Содержание 1 История 2 Правовая база 3 Бюджет … Википедия

  • Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

  • Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

Основы государственного управления налогообложением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

№ 5 2014

УДК 336.221

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ

Мухина Евгения Ринатовна

старший преподаватель Пермский национальный исследовательский политехнический

университет, Пермь

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы изучения сущности управления налогообложением. Изучены цели и задачи управления налогами. Рассмотрены вопросы организационной системы управления налогообложением.

Ключевые слова: налоги; налогообложение; ФНС РФ; Минфин РФ; управление налогообложением.

FOUNDATIONS STATE ADMINISTRATION OF TAXATION Mukhina Evgeniya Rinatovna

senior lecturer

State national research polytechnic university of Perm, Perm

Организация управления налогообложением имеет большое значение в проведении эффективной финансовой политики. От нее зависит, прежде всего, действенность финансовых рычагов по регулированию экономических процессов в условиях рыночной экономики.

Управление налогообложением — это комплексное понятие, включающее в себя налоги как объект управления и налоги как инструмент. Управление налогообложением подразумевает целенаправленную деятельность работников финансового и налогового ап паратов по уп равл ен ию п роцессам и форм ировани я централ и -зован ны х и децентрализованных фондов, образуемых в основном за счет налогов, и контроля за этими процессами, и управление органами системы Минфина РФ, ФНС РФ.

Таким образом, управление налогообложением охватывает:

^ управление налоговыми отношениями в обществе;

^ управление контролем за сбором налогов;

^ управление финансово-налоговым аппаратом.

Деятельность финансово-налогового аппарата направлена на решение общенациональных и отдельных задач на макро- и микроуровне.

В составе общенациональных задач управления выделяют:

^ образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений,

^ установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

^ составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений. К числу отдельных специфических задач управления налогообложением относят следующее:

^ определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджетной системы,

^ разработка научно обоснованных ставок налогов, системы оценочных показателей налогооблагаемой базы;

^ осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических лиц и организаций, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В структуре объектов управления налогообложением важная роль отводится совокупности законов, регулирующих систему налоговых отношений.

Вопросы организационной системы управления налогообложением неразрывно связаны с органами государственной власти: Парламентом, аппаратом Президента РФ, Правительством РФ. Именно они определяют принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику.

Федеральное собрание РФ рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах.

Законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов вносятся в парламент при наличии заключения Правительства РФ.

Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом. В систему органов оперативного управления налогообложением входят:

^ Министерство финансов РФ;

^ Федеральная налоговая служба РФ;

^ Государственный таможенный комитет РФ;

^ Отделы по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ.

Круг решаемых задач Минфином РФ достаточно обширный:

^ совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

^ разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

^ концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

^ разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

^ обеспечение в пределах своих компетенций государственного финансового контроля;

^ осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции в области налогов: ^ разработка положений в области налоговой политики, развитие законодательства о налогах и сборах, совершенствование налоговой системы;

^ координация политики федеральных органов, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет;

^ разработка предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

^ посредническая функция, связанная с заключением договоров между РФ и иностранными государствами об устранении двойного налогообложения и пр.

Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат — налоговая служба.

В большинстве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью Министерства финансов.

В США и Великобритания к этому аппарату относится служба внутренних доходов, во Франции — Главное налоговое управление, в Гер -мании — Федеральное налоговое управление и налоговые управления земель и т. д.

Налоговые ведомства имеют огромный штат работников, например, в США — 120 тыс. человек, в Великобритании — около 100 тыс. человек, во Франции — 82,4 тыс. человек, в России — более 167 000 человек.

В России налоговые органы имеют давнюю историю.

В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями. В конце 15-го века сложились предпосылки для создания специализированных органов, ведающих сбором налогов в масштабе государства, и при князе Иване III прообраз единой налоговой службы оформился.

В 1718 году Петром I образовано учреждение камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание» и правление окладными и неокладными доходами.

Во времени Екатерины II Указом от 24.10.1780 года была учреждена экспедиция о государственных доходах, а 08.09.1802 года было создано Министерство финансов, структурным подразделением которого был департамент податей и сборов.

31.10.1918 года организованы финансовые отделы губернских и уездных комитетов Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а 26.07.21 в составе Наркомфина создано налоговое управление, которое позднее переименовали в управление по налогам и сборам.

Налоговая реформа 1930 года внесла изменения и в организацию налогового аппарата — основным звеном системы становится налоговая инспекция — структурное подразделение районных и городских финотделов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1959 году Управление по налогам и сборам переименовано в управление государственных доходов, основная оперативная работа была возложена на районные (городские) инспекции госдоходов, которые входили в состав финотдела исполкома.

В 1990 году была образована Главная налоговая инспекция Минфина СССР. В 1991-92 годах процесс создания единой централизованной системы налоговых органов РФ был завершен.

Закон РСФСР от 21.03.91. «О Государственной налоговой службе» был первым российским законом, который определял задачи и структуру государственной налоговой службы, права и обязанности налоговых органов, ответственность их должностных лиц, социальные гарантии сотрудников налоговых органов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.98. Государственная налоговая служба России с 01.01.99. преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам .

На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу России .

Правительство РФ Постановлением от 30.09.04 №506 утвердило Положение о Федеральной налоговой службе России .

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротств.

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет следующие функции:

^ контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах

и сборах;

^ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и иных обязательных платежей;

^ контроль за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС РФ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением о ФНС.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Финансирование налоговых органов производится за счет средств федерального бюджета. На работников налоговых органов распространяются общие требования, предъявляемые к государственным служащим: занятие должности проводится по результатам аттестации; должностным лицам запрещено совместительство, за исключением научной и преподавательской деятельности. Для руководящих работников и специалистов налоговых органов введены чины и форменная одежда.

1. Указ Президента РФ от 28.12.98 г.

2. Указ Президента РФ от 09.03.2004. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

3. Постановление Правительства РФ от 30.09.04 № 506.

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия.

Государственное управление налогообложением включает:

1) систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);

2) совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных органов, но и вовлечение в процесс управления всех органов законодательной и исполнительной власти — Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб.

Главными задачами государственного управления в области налоговой политики являются:

1) прогнозирование объемов налоговых поступлений на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий;

2) совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом;

3) разработка правовых основ налогообложения;

4) обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма;

5) составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в области внешнеэкономической деятельности;

6) создание системы учета и контроля за сбором налогов.

В целом государственное управление в области налоговой политики включает: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Особенности налогового планирования и прогнозирования состоят в том, что оно должно опираться на фундаментальные познания политических, экономических и юридических наук. Оно включает:

— оценку ситуации за истекший период;

— прогноз социально-экономического развития на предстоящий период и основанную на этом оценку уровня предполагаемых объемов налоговых поступлений;

— разработку концепции налогообложения;

— утверждение конкретных ставок налогов и сборов;

— утверждение бюджета по налогам.

Главной задачей налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета. При этом очень важным является определение оптимального состава государственных расходов и их соответствия общественно-необходимым потребностям, которые призвано удовлетворять государство за счет средств государственного бюджета. Это крайне трудная задача, поскольку совершенно по-разному трактуется само понятие «общественно-необходимые потребности». По-разному определяется и состав этих потребностей в разных странах.

В большинстве стран в практике налогового планирования широко используются математические модели, посредством которых устанавливаются оптимальные соотношения государственных доходов и расходов и на основании этого оценивается состав и структура применяемых в стране схем налогообложения. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования рационального налогообложения, не подрывающего основ предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование как составная часть государственного налогового управления включает методы воздействия налоговой политики на регулирование инвестиционных процессов, обновление технологии, балансирование бюджета, решение социальных задач. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д.

Значение налогового регулирования усиливалось по мере возрастания государственного вмешательства в экономику. И сегодня налоги как активные составляющие перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

И, наконец, налоговый контроль представляет собой действия, осуществляемые органами государственного контроля в процессе наблюдения за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.

Сам по себе сбор налогов требует определенных затрат. Это и расходы на содержание налоговой службы, так как налоговые службы вынуждены содержать многочисленный персонал для проверки правильности выплат. Это и затраты времени и средств плательщиков, связанные с определением причитающихся с них налоговых сумм, их перечислением в бюджет, а также на услуги налоговых консультантов. Все эти виды затрат входят в состав административных издержек налогообложения. И если они являются чрезмерными, то это существенно снижает эффективность налогообложения. Поэтому снижение затрат на осуществление налоговой политики при выработке эффективной модели налогообложения часто является не менее значимым, чем та или иная система налогообложения.

Государственное управление в сфере налогообложения включает: систему органов управления данной сферой и налоговое законодательство. Особенностью налоговой сферы является участие в управлении всех органов исполнительной и законодательной власти, а также негосударственных органов.

Основными функциями государственных органов в сфере налогообложения являются планирование, регулирование и контроль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *