Налоговый мониторинг в России

  • автор:

Налоговый мониторинг

Обновление: 14 августа 2017 г.

С 1 января 2016 года появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Применение этой формы контроля возможно только у крупнейших организаций при соблюдении ряда условий по добровольному заявлению налогоплательщика и решению налогового органа. По данным ФНС РФ, в текущем году это 21 организация.

Особенности применения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг заключается в том, что организация предоставляет доступ налоговому органу к своему учету и налоговики контролируют в режиме реального времени налоговый учет организации. Но при этом в случае обнаружения ошибки они обязаны сообщить об этом организации.

Применять налоговый мониторинг могут далеко не все, эта возможность предоставлена крупнейшим предприятиям, которые соответствуют критериям, указанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  • общая сумма всех налогов составляет не менее 300 млн руб.;
  • доход за год не менее 3 млрд руб.;
  • активы на 31 декабря не менее 3 млрд руб.

Все эти данные учитываются за год, предшествующий году подачи заявления.

Решение о применении этой формы налогового контроля принимается организациями добровольно. Кроме соответствия критериям, необходимо подать заявление до 1 июля и необходимо, чтобы налоговый орган принял решение о применении мониторинга.

Если организация решила подавать заявление о налоговом мониторинге, то выбора налога, который будут мониторить налоговики, не предоставлено – проверяться будут все налоги, которые должна платить организация (п. 1 Письма ФНС России от 30.05.2016 N ЕД-4-15/9597@).

Мониторинг проводится за календарный год, но длится с 1 января по 1 октября следующего года (п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

При этом организация должна выполнить большую работу и сообщить налоговому органу, каким образом будет передаваться значительный объем информации, систему внутреннего контроля, а также порядок отражения в регистрах учета доходов и расходов. Все это должно быть указано в регламенте взаимодействия.
Приказом от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ утверждены формы документов, которые используются при налоговом мониторинге, в числе которых и формы запросов, и форма регламента взаимодействия – что должно быть указано.

Проведение налогового мониторинга

Контролируется деятельность организации без выезда налоговиков, они находятся на своем рабочем месте и дистанционно имеют возможность получать информацию. Самый существенный положительный момент для организации – не проводятся камеральные и выездные проверки, за небольшим исключением (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

При проведении мониторинга налоговый орган вправе истребовать пояснения при выявлении противоречий. Если в результате анализа информации и документов налоговый орган решит, что организация допустила ошибки, то он обязан вынести мотивированное мнение. Организация в случае согласия с позицией налогового органа вносит корректировки в учет и отчетность (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

В случае несогласия направляет разногласия, затем проводится взаимосогласительная процедура (ст. 105.31 НК РФ).

Также сделать запрос мотивированного мнения налогового органа можно по инициативе налогоплательщика. В общем-то, налоговый орган обязан ответить любой организации на письменный запрос согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, но конкретные хозяйственные операции, как правило, не рассматриваются. А при налоговом мониторинге запрашивается позиция налогового органа в отношении конкретного договора, при этом не только по заключенным сделкам, но и по планируемым (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), с приложением документов. Обязанностями налогового органа являются рассмотрение запроса и вынесение мотивированного мнения в течение месяца. При этом вынесенное мнение обязательно не только для налогоплательщика, но и для налогового органа.

Таким образом, мониторинг предполагает постоянный контроль, значительную подготовительную работу, но сводит на нет потери при выездных проверках, так как выявление ошибок, спорные ситуации — это обычная практика при проведении проверок. Существенные суммы не только доначисленных налогов, но и накопившихся за несколько лет пени, а также начисленные штрафы ждут организацию в том случае, если она не сможет доказать свою позицию в судебном порядке или согласится с тем, что была допущена ошибка. При мониторинге налогоплательщику сразу будет ясна позиция налогового органа, есть процедура согласования, поэтому можно точно определить размер налоговых платежей и минимизировать дополнительные потери. Тем более что выездные проверки через три года применяющим мониторинг налогоплательщикам не грозят.

Налоговый контроль в 2018 году. Что ждать налогоплательщикам?

18.04.18

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 03 (097), апрель 2018

Постоянное изменение правил игры и желание компаний сэкономить приводит к совершенствованию фискального надзора. В итоге налоговое администрирование усиливается, активнее внедряются программные средства контроля и автоматические проверки. Зачем это нужно государству и что ждать налогоплательщикам?

Реестры, которые ведет ФНС

В настоящее время ФНС осуществляет ведение нескольких реестров:

— единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
— единый госреестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
— единый реестр малого и среднего предпринимательства (МСП); в реестре указываются категории МСП (микро-, малое, среднее предприятие), сведения о производимой продукции, видах деятельности, полученных лицензиях, об участии в закупках товаров (работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц);
— единый реестр ЗАГС (с 01.01.2018 — Реестр населения или система идентификации граждан); в этот ресурс попадут базовые сведения о человеке, сформированные на основе записей актов гражданского состояния (ФИО, дата и место рождения (смерти), ИНН, СНИЛС, номер паспорта, номер водительского удостоверения; не исключено, что в ресурсе будут отражаться и другие сведения, например место жительства, обучения, работы и т. п.

На основе Указа Президента России от 15 января 2016 года № 13 новый реестр создается для:
— обеспечения органов власти и органов местного самоуправления информацией, необходимой для решения вопросов социально-экономического развития, формирования и реализации государственных и муниципальных программ и бюджетов, составления списков избирателей и иных целей госуправления, таких как организация переписей населения, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения функций, оказания социальной поддержки и др.;
— обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов органов власти и обеспечения возможности сопоставления и прослеживания изменений содержащихся в них сведений;
— обеспечения доступности гражданину сведений о нем, которые содержатся в государственных и муниципальных информационных ресурсах и на основе которых осуществляется предоставление ему государственных мер поддержки и государственных и муниципальных услуг;
— информационного обеспечения исполнения воинской и военно-транспортной обязанности граждан.

Этапы реализации

Указа На первом этапе (2017–2018 годы) предусматривается разработка законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих формирование и ведение федерального ресурса о населении, апробация подходов к формированию федерального ресурса и обмену обезличенными сведениями с федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

На втором этапе (2018– 2019 годы) планируется проектирование информационной системы ведения федерального ресурса о населении, формирование требований к защите информации.

На третьем этапе (2020– 2022 годы) предусматривается создание информационной системы ведения федерального ресурса о населении, его первоначальное наполнение, организация информационного взаимодействия с отдельными государственными информационными системами.

На четвертом этапе (2023– 2025 годы) предусматривается обеспечение информационного взаимодействия с государственными и муниципальными информационными системами.

Насколько государственные органы будут укладываться в этот план покажет время, а нам же остается только понять — зачем это нужно государству?

Цели, которые стоят перед системой:

— сокращение числа некорректных, ошибочных сведений о физических лицах в государственных и муниципальных информационных системах, содержащих информацию, необходимую для целей налогового администрирования, на 90% (в части сведений, предусмотренных к получению из федерального ресурса о населении);
— снижение трудозатрат органов государственной власти и органов местного самоуправления на обеспечение достоверности информационных ресурсов, содержащих сведения о населении, необходимые для целей налогового администрирования, ведение которых осуществляется ими, на 70%;
— снижение количества ошибочного некорректного начисления налоговых платежей, фактов мошенничества при осуществлении обязательных платежей в пользу государства на 50%;
— снижение трудозатрат на реализацию мероприятий по формированию сведений о населении, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, на 70%;
— доступность информационной системы ведения федерального ресурса о населении для осуществления информационного взаимодействия на 99,9%.

Как видно из целей, одна из поставленных задач — система контроля за мошенническим уклонением от налогов.

Предпроверочный анализ

Контролирующие функции ФНС постоянно модифицируются, но есть основы, заложенные достаточно давно. Речь идет о Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-306/333@.

Данная концепция определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор (эти критерии общедоступны и размещены на сайте ФНС). Указанные критерии являются следствием документа, который еще в 2006 году был выпущен налоговым ведомством для служебного пользования (ДСП) и включал в себя целых 189 признаков «подозрительной компании».

Интересно то, что налоговая служба под налоговыми рисками понимает в первую очередь вероятность включения той или иной компании в план выездных налоговых проверок. То есть концепция напрямую связывает визит налоговых органов в компанию с налоговыми рисками.

Продолжая работу по совершенствованию «личного кабинета налогоплательщика», ФНС заявила, что с 1 июня 2018 года возможность самостоятельного определения уровня налогового риска будет реализована через возможности личного кабинета.

Из Письма Минфина России от 21.02.2017 № 03-0207/1/10004: «Критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки. Данные критерии являются общедоступными».

Как видно из позиции финансового ведомства, налогоплательщики должны самостоятельно уточнять налоговые обязательства.

Одним из самых важных среди указанных критериев является «ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». Что такое высокий налоговый риск? Данного определения нет ни в одном нормативном документе по налогам.

Снова обратимся к разъяснениям Минфина: «При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать ряд признаков, в частности обратить внимание на отсутствие:
— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
— документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
— информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных» (Письма Минфина РФ от 13.12.2016 № 03-0207/1/74372 и от 12.09.2016 № 03-01-11/53156).

Как видно из разъяснений, данный критерий очень размыт и позволяет контролирующему органу самостоятельно определять те или иные условия деятельности компании как связанные с «высоким налоговым риском».

Несмотря на попытки налоговых органов на этапе предпроверочного анализа возложить на покупателя всю полноту ответственности за действия продавца, арбитражная практика далеко не однозначна.

Есть решения Верховного суда и в пользу налогоплательщика: «Противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность движения товара от изготовителя к налогоплательщику, но не опровергающих сам факт поступления товара налогоплательщику, равно как и факты неисполнения соответствующими участниками сделок (поставщиками первого, второго и более дальних звеньев по отношению к налогоплательщику) обязанности по уплате налогов сами по себе не могут являться основанием для возложения соответствующих негативных последствий на налогоплательщика, выступившего покупателем товаров» (Определение ВС РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015).

В проведении предпроверочного анализа налоговые органы используют более 20 различных программных комплексов, которые постоянно совершенствуются. Наиболее эффективным является комплекс АСК «НДС-3».

Он позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц и повысить его продуктивность с 10 до 100%. Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть в числе прочего уплачен ли НДС в этих цепочках. На практике это означает, что находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица станет гораздо проще. Уловив разрыв в цепочке, программа подает сигнал, который должны уже дополнительно проверить сотрудники налоговой службы.

Уже сейчас в штате у налоговиков появилось новое подразделение, насчитывающее порядка 6 тысяч аналитиков.

Чем опасен комплекс АСК «НДС-3» для налогоплательщика?

В 2018 году комплекс будет внедрен во всех субъектах страны и получит качественно новые возможности. Одна из таких — автоматическое формирование отчета, который с ноября 2017 года является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер.

Несмотря на то что раньше для возбуждения уголовного дела Следственный комитет России должен был провести доследственную проверку, запросить встречные документы у контрагента, сверить данные и сделать выводы, то сейчас этого делать не требуется.

Распечатка в руках инспектора сегодня уже является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

Поможет ли арбитражная практика?

Налоговые органы в своей работе все больше и больше функций по выявлению недобросовестных налогоплательщиков пытаются возложить на плечи самих налогоплательщиков.

И суды, к сожалению, далеко не всегда на стороне компаний: «…отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о правомерности действий инспекции по истребованию у общества документов и информации, касающихся деятельности ООО «ЭКО ФЕРМА «Климовская», поскольку последнее состояло в договорных отношениях с контрагентом общества» (Определение ВС РФ от 17 сентября 2014 года № 306-КГ14-1989).

В данной ситуации суд подтвердил правильность действий налогового органа, но ведь в данном случае нарушается принцип «коммерческой тайны». Почему поставщик должен сообщать покупателю, у кого и на каких условиях он приобрел товар?

Правда, даже решения Верховного суда не отличаются последовательностью:»Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на представление контрагентами первого звена всех необходимых документов по требованию инспекции, подтверждающих реальность сделок (получение, оприходование и оплата налогоплательщиком спорного товара) и недоказанность вовлечения компании в схему получения необоснованной налоговой выгоды.

Суды решили, что недобросовестность контрагентов второго и третьего звена не повод для признания сделки формальной» (Определение ВС №308-КГ15-18629 от 01.02.2016).

В 2017 году были внесены изменения в Налоговый кодекс, ставящие налогоплательщика в еще более затруднительное положение при доказывании необходимости и реальности тех или иных сделок (статья «Деловая цель в Налоговом кодексе», Первая полоса, № 08 (091), сентябрь 2017).

Кроме того, налоговыми органами принят ряд документов, направленных на ужесточение налогового контроля.

Налоговые проверки будут больше похожи на полицейские

Следственные органы будут предоставлять налоговикам результаты проверок, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и при условии отсутствия угрозы причинения вреда интересам оперативнослужебной деятельности раскрытием такой информации (т. е. чтобы не раскрывались способы получения информации, лица, которые ее предоставляли и т. п.). Результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) направляются в налоговый орган в форме справки с изложением информации без раскрытия способов, тактики и методики ее получения, а также видов оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых она была получена.

Такие сведения предоставляются по запросу территориальной налоговой инспекции или ФНС РФ. Результаты ОРД могут быть представлены по мотивированному запросу налогового органа при наличии данных, свидетельствующих о возможных нарушениях законодательства, влекущих уголовную ответственность. Органы МВД должны ответить в десятидневный срок со дня получения запроса из налоговой.

Налоговые органы в свою очередь 2 раза в год (20 января и 20 июля) направляют в МВД информацию о ходе и результатах использования данных ОРД со следующей информацией:
1. В сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах: о проведенных внеплановых проверках либо отсутствии оснований для них.
2. В сфере обеспечения интересов РФ в делах по банкротству:

— о суммах субсидиарной ответственности, к которым были привлечены контролирующие должника лица;
— о мерах взыскания, примененных к взаимозависимым лицам (п. 2 ст. 45 НК РФ);
— о гражданских исках, предъявленных в уголовном процессе;
— об исках в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по возмещению ущерба, причиненного бюджету РФ;
— об экспертизах финансово-хозяйственной деятельности на предмет наличия признаков преднамеренного (фиктивного банкротства).

3. В сфере регистрации юридических лиц: о проведенных проверках достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о юридических
лицах (Приказ МВД РФ и ФНС РФ от 29.05.2017 № 317/ММВ7-2/481@ «О порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности налоговому органу»).

Согласованная деятельность ФНС и Следственного комитета в доказывании умышленной неуплаты налогов.

Ответственность за умышленную неуплату налога В соответствии с п. 3 ст. 22 НК РФ умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Налоговым и следственным органам необходимо учитывать, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные. Например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Например, к налоговому правонарушению привела низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера организации, однако согласно сложившейся практике не могут быть правомерными основаниями невиновности организации личные или профессиональные обстоятельства сотрудников организации, что в итоге влечет, например, налоговую ответственность в виде штрафа размером 20% от неуплаченных сумм, предусмотренную п. 1 ст. 122 НК РФ.

Возможность возбуждения уголовного дела

Установление в ходе проверки и отражение налоговыми органами в материалах налогового контроля доказательств совершения умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) влечет не только увеличение размера штрафа согласно п. 3 ст. 122 НК РФ, но и улучшает уголовно-правовую перспективу материалов, которые направляются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, как это предусмотрено п. 3 ст. 32 НК РФ. Согласно подп. 2 п. 4 Протокола № 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3 к числу обстоятельств, позволяющих предполагать при решении вопроса о направлении материалов в следственные органы факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, относится виновность лица. Например: в подтверждение вины предпринимателя налоговым органом были представлены соответствующие доказательства:
— чеки незарегистрированных контрольно-кассовых аппаратов, авансовые отчеты за период, предшествовавший созданию организации, которая выдавалась налогоплательщиком в качестве контрагента;
— приобретение векселей у таких «контрагентов» с использованием наличных денежных средств в крупных размерах;
— указание во всех представленных предпринимателем копиях документов (договоров, актов приемапередачи векселей) руководителем «контрагента» одного физического лица, в то время как по учредительным документам и данным ЕГРЮЛ руководителем созданного общества значится другое физическое лицо;
— отсутствие до момента создания юридического лица возможности получения из официальных источников сведений о его государственной регистрации.

При этом заявленный налогоплательщиком довод о том, что им проявлена достаточная осмотрительность и осторожность в выборе контрагента (предварительное получение из официальных источников информации о его государственной регистрации), противоречит обстоятельствам дела, так как сделки по приобретению векселей у «контрагента» начались раньше, чем состоялась государственная регистрация общества. Отсутствие государственной регистрации юридического лица исключает возможность получения из официальных источников информации о его создании (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.07.2010 № 505/10).

Аналогичные выводы сделаны в определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.03.2011 № ВАС-17649/10 по делу № А26-11228/2009, от 15.03.2011 № ВАС-2817/11
по делу № А75-5416/2009. Выявление виновных лиц Учитывая норму п. 4 ст. 110 НК РФ, в первую очередь в рамках проводимых мероприятий налогового контроля подлежит обязательному исследованию вопрос о конкретных должностных лицах организации, в результате действий которых совершено налоговое правонарушение. К ним могут быть отнесены руководитель организацииналогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

Но здесь возникает вопрос: о какой отчетности идет речь? Ведь главный бухгалтер последний раз ставил свою подпись на отчетности, предоставляемой в налоговые органы, в марте 2015 года.

Написание акта налоговой проверки

Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей. При этом налоговым органам целесообразно ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса.
Практика свидетельствует, что, как правило, налоговые органы достаточно полно и детально воссоздав в акте налоговой проверки картину совершения налогового правонарушения, доходчиво и наглядно описав методологию и факты уклонения от уплаты налогов, недостаточно уделяют внимание яркой и однозначной интерпретации и словесному комментированию деяния налогоплательщика как умышленного.

В части использования терминологии налоговым органам при доказывании умысла необходимо учитывать, что обычно используемые на практике слова «недобросовестность налогоплательщика» и «непроявление должной осмотрительности» по своей сути представляют собой нейтральные по смыслу и эмоциональной «нагрузке» описательные выражения для замены других, считающихся неуместными выражений, в частности умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

Использование указанных слов не коррелирует с задачей доказывания умышленности. Более того, даже ей противоречит и может создать ложное представление о неосторожном или даже невиновном совершении налогового правонарушения.

Подобный «творческий» подход к формированию акта выездной налоговой проверки говорит об абсолютно четком векторе работы налоговых органов на увеличение собираемых налогов любыми способами.

В данном документе также приведены:
— схемы, направленные на уклонение от уплаты налогов;
— опросники для проведения допросов как руководителей компаний, так и рядовых работников.

Комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам

Еще одной «страшилкой» налоговиков в 2017 году стало создание очередной комиссии.

Ее основной целью стало увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ), несвоевременного (неполного) перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.

Какие моменты в работе предприятий будут интересовать комиссию?

1. Низкая налоговая нагрузка по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности (стр. 70 разд. 2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 Лист В декл. 3-НДФЛ). По мнению налоговиков, низкая налоговая нагрузка по НДФЛ у ИП говорит о невозможности выполнения большого объема работ (услуг) ИП самостоятельно, без привлечения наемных работников. И как следствие, фиктивности заключенных сделок или неоформление трудовых отношений с наемными работниками и неуплате страховых взносов и НДФЛ.

2. Налоговые агенты по НДФЛ:
— имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
— снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
— налогоплательщики, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

3. Налоговые агенты по страховым взносам:
— имеющие задолженность по перечислению страховых взносов, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;
— снизившие поступления страховых взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
— снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
— плательщики, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, при этом в текущем отчетном периоде применившие иные ставки тарифов.

Деятельность данной комиссии на первом этапе основана на:
— анализе отчетности;
— проведении анализа предварительно запрашиваемых в рамках ст. 86 НК РФ банковских выписок;
— составлении схемы движения денежных средств, схем ведения бизнеса;
— проведении анализа сделок, в том числе с целью выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.

На следующем этапе осуществляется оценка соответствия показателей финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Заключение

В таких, достаточно жестких условиях налогового контроля налогоплательщикам следует уделять более пристальное внимание формированию собственной налоговой политики, выбору контрагентов, документальному оформлению сделок и доказыванию реальности осуществляемой деятельности.

Един Константин Викторович,

Аккредитованный преподаватель ИПБ РФ и Палаты налоговых консультантов, член Президентского совета ИПБ РФ, член Общественного совета Министерства финансов и налоговой политики НСО

Налоговый контроль в 2018 году: новые тренды, способы защиты интересов налогоплательщика

Сессия 1.

Права налоговых органов и обязанности налогоплательщиков: новая реальность

Контроль налогоплательщиков: изменение принципов и правил игры

Концепция ФНС России в отношении отраслевого контроля: что важно понимать рынку

Автоматизация налогового администрирования: «облачное завтра» уже наступило

«Электронные» следы хозяйственных операций на контроле у налоговой: модели угроз для попадания в «красную зону» налогового контроля

СУП (система управления поведением налогоплательщиков): как она работает

Как налогоплательщику нивелировать налоговые риски

Как налоговые и правоохранительные органы выявляют и доказывают случаи умышленной неуплаты налогов

Современные способы выявления случаев неуплаты налогов

Новые технологии «слежения» за бизнесом (АСК НДС-2, АСК НД-3): как это работает

Совместные проверки налоговых и правоохранительных органов: основные цели и средства

Какие операции подвергаются атакам в первую очередь

Профилактика бизнеса: что стоит сделать уже сегодня

Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве: что нужно знать главным бухгалтерам и налоговым директорам компаний

Субсидиарная ответственность: закон о банкротстве и позиция ФНС России

Соотношение субсидиарной ответственности при банкротстве с иными видами ответственности за совершение налоговых правонарушений. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 № 39-П

В каких случаях главного бухгалтера, налогового или финансового директора признают субъектом ответственности

Оборотная сторона реорганизации и других хозяйственных операций: как не стать контролирующим лицом поневоле

Особенности доказывания статуса контролирующего должника лица. Какие обстоятельства свидетельствуют о его невиновности

Стоит ли бояться субсидиарной ответственности: краткий комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»

Сессия 2.

Практика применения ст. 54.1 НК РФ: как читают закон налоговые органы и как – налогоплательщики

Мероприятия налогового контроля: как пройти тест на искажение сведений о хозяйственной деятельности, тест на наличие деловой цели, тест фактического исполнения обязательства

Как должен работать алгоритм включения затрат в расходы и применения вычетов

Искажение сведений о хозяйственной деятельности: как его трактует ФНС России и какие факторы исследуются при доказывании умысла

Реальность хозяйственной операции и реальность исполнения контрагентом: ситуации в зоне риска налогоплательщика

Каковы критерии «хорошей» сделки и какие ситуации налоговая посчитает уклонением от уплаты налогов

Развитие практики применения ст. 54.1 НК РФ: ожидания и реальность

Что на практике исследуют налоговые органы и суды при разрешении вопроса о наличии или отсутствии факта превышения пределов осуществления прав в сфере налогообложения: правоприменительная практика после августа 2017 года

Назад в прошлое: как работает ст. 54.1 в отношении ранее совершенных сделок

«Токсичные» контрагенты: как их вычислить и как не проколоться

Политика проявления осмотрительности при работе с контрагентами: минимальные и дополнительные критерии

Сбор доказательств реальности сделки и реальности поставщика на «входе» в сделку: практические рекомендации

Как перестроить бизнес-процессы компании и организацию договорной работы в связи с новыми требованиями

Перестройка системы управления налоговыми рисками компании: что диктует ст. 54.1

Система мониторинга налоговых рисков в компании: как организовать и за чем следить в первую очередь

Как прогнозировать налоговые риски с учетом ст. 54.1 НК РФ (практические рекомендации и примеры)

Как оценивать налоговые риски по-новому. Матрица вариантов принятия решения по рискам

Как рассчитать и контролировать предельную налоговую нагрузку на бизнес

Локальные нормативно-правовые акты как инструмент защиты налогоплательщика от претензий со стороны налоговых органов

Сессия 3.

Налоговые проверки: что ожидать и на что рассчитывать налогоплательщикам

Выездная проверка: новые «игры» ФНС с налогоплательщиками

Налогоплательщик под прицелом: «домашняя работа» налоговых органов в рамках подготовки к выездной проверке

Проактивная позиция налогоплательщика: что и как следует делать обязательно и есть ли возможность избежать проверки

Распространенные способы сбора доказательств в ходе проверки: как действовать налогоплательщику

Значимость результатов проверки для компании и для бенефициаров (собственников) бизнеса: что предпринять, чтобы результаты проверки не оказались катастрофичными

TAX GR: учимся строить рабочие отношения с ИФНС во время налоговой проверки

Вертикальное и горизонтальное распределение обязанностей при контактах с ФНС / УФНС / ИФНС

Жалобы на действия налоговой инспекции: когда это работает

Процедура планирования налоговой проверки налоговым органом: возможно ли согласовать удобные сроки

Как отвечать на запросы налоговой во время проверки: практические рекомендации

Чем может помочь GR-подразделение компании

Работа со СМИ

Участие в пилотных проектах ФНС

Как провалить допрос в налоговой: «вредные советы»

Как правильно не готовиться к допросу

Как порадовать дознавателей, сообщив им больше того, что они и без вас знают

Как ухитриться попасть во все «ловушки», расставленные дознавателями

Лучшие рекомендации от налогоплательщиков, проваливших допрос

Как без вранья обеспечить максимальные доначисления по проверке и многое другое

Сессия 4.

Досудебное урегулирование налоговых споров: окно возможностей

Новый порядок возврата излишне уплаченных и взысканных налогов

Излишне уплаченные налоги: административный порядок и срок на реализацию права на возврат. Допустимые случаи его преодоления

Излишне взысканные налоги. Новая редакция ст. 79 НК РФ: что изменилось? Пределы применения имущественного требования

Особенности зачета излишне взысканных налогов: в счет будущих платежей; в счет погашения долга

О чем не рассказывают налоговые консультанты, или Альтернативные способы доказывания при защите интересов налогоплательщика (на примере реальных кейсов)

Активность налогоплательщика при формировании доказательственной базы до вынесения решения по проверке

Применение нетривиальных способов доказывания на досудебной стадии налогового спора

Обращение за разъяснениями к неналоговым государственным и муниципальным органам с целью обеспечения защиты интересов налогоплательщика

Налоги на ручном управлении: как налогоплательщику привлечь центральный аппарат ФНС на свою сторону в споре с налоговой инспекцией (на примере реальных кейсов)

В каких случаях и как ФНС вмешивается в налоговые споры

Хорошо или плохо такое вмешательство для налогоплательщика

Мировые соглашения между налогоплательщиками и налоговыми органами

Стратегия контрольной работы ФНС России на 2018 год и планы на будущее: взгляд практиков

Я часто слышу вопрос — можно ли пройти выездную налоговую проверку без потерь?

Не хочу лишний раз огорчать вас, но любой предприниматель должен понимать, что если к нему пришли из налоговой инспекции в 2017-2018 году, значит, у проверяющих уже есть подтверждённая информация о нарушениях, совершенных проверяемой организацией или ИП, и доначисления обязательно будут.

Проверки становятся результативнее

По статистике, 99% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислением налогов, штрафов и пени. И плановые показатели по сбору налогов никто не отменял.

Таким образом, вопрос нужно ставить немного иначе, не будут ли доначисления? А сколько доначислят и можно ли успешно оспорить акт налоговой по итогам проверки?

Практика последних лет показывает, что именно на стадии подготовки возражений на акт проверки можно снизить сумму налога, штрафа и пени. Ранее инспекторы «слабые» акты по проверкам в большинстве случаев сами не отменяли, боялись, что обвинят в коррупции и отдавали вопрос о признании акта налоговой проверки незаконным на откуп арбитражным судам.

Но времена изменились, собираемость налогов растет, количество выигранных инспекцией в арбитраже дел увеличивается, при том, что выездных проверок с каждым годом проводится все меньше.

2015 г. (итог)

2016 г. (итог)

Налог на прибыль

9,5%

8,5%

НДС

12%

6,6%

📌 Реклама Отключить

с 2010 по 2015 гг.

2016 г.

Налоговые проверки

— 50%

— 14,5%

2010 г.

2016 г.

Арбитражные споры (% выигрышей ФНС)

44%

80%

При этом, по итогам работы 10 месяцев 2017 года, со слов руководителя налоговой службы Михаила Мишустина, в консолидированный бюджет России поступило 14,3 трлн. рублей, что на 19 %, или на 2,3 трлн. рублей больше соответствующего периода 2016 года. В федеральный бюджет поступило 7,5 трлн. рублей, что на 1,7 трлн. рублей, или на 30% больше.

Факты говорят сами за себя, инспекторы лучше готовятся к проведению выездных проверок и просто так не приходят.

Основанием для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки является информация, полученная из отдела предпроверочного анализа, где аккумулируются следующие сведения:

I. Налоговые декларации, поданные самим проверяемым налогоплательщиком и его контрагентами, а также дополнительные документы (книги покупок и продаж, договоры, счета-фактуры и т.п.);

II. Информация, истребованная у контрагентов проверяемого лица вне рамок налоговых проверок в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ;

III. Выписки по банковским счетам налогоплательщика и его контрагентов, которые предоставляют банки (п. 2 ст. 86 НК РФ);

IV. Сведения, получаемые в автоматическом режиме (АСК «НДС-2», АИС «НАЛОГ-3»), системы выявляющие «фирмы-однодневки»;

V. Опрос или допрос бывших и действующих работников и любых физических лиц, которым могут быть известны сведения имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ);

VI. Сведения, получаемые в рамах сотрудничества с ФСБ, МВД и другими структурами.

Получив необходимую информацию, оценив уровень налоговой нагрузки, вес удельных вычетов по НДС и показатели по налогу на прибыль, руководитель инспекции (его заместитель), в которой состоит на учете налогоплательщик, принимает решение о проведении выездной налоговой проверке.

Период проведения проверки может составить три года, предшествующих году вынесения решения, а контроль правильности исчисления и уплаты налога, может быть осуществлен по всем его видам. Однако в основном проверяют НДС, налог на прибыль и НДФЛ.

📌 Реклама Отключить

Так, например если в 2018 году в отношении организации было принято соответствующее решение, проверить инспекция имеет право 2017, 2016 и 2015 года.

За эти налоговые периоды в преддверии проверки и стоит провести налоговый аудит, своего рода аналог налоговой проверки, что бы понять свои слабые места и на основании полученных данных выработать правовую позицию.

Если проверка уже началась, обратите внимание на то, что действия инспекторов ограничены нормами НК, все мероприятия налогового контроля прописаны в НК РФ.

Так, в ходе выездной проверки налоговая может осуществить следующие действия:

I. Истребовать документы у проверяемого налогоплательщика и контрагентов любых звеньев (ст. 93 и ст. 93.1 НКР);

II. Запросить выписки по счетам из банков, в которых открыты счета проверяемой организации, а также у контрагентов по всей цепочке движения денежных средств (ст. 86 НК РФ);

III. Допросы и опросы любых физических лиц (ст. 90 НК РФ);

IV. Осмотры помещений и предметов, в том числе с выемкой и инвентаризацией (ст. ст. 31, 92, 94, 98, 99 НК РФ);

V. Экспертизы подписей на первичных документах, а также финансово-экономическая оценка соответствия цен по сделкам рыночному уровню (ст. 95 НК РФ).

При проведении подобных мероприятий инспекторы довольно часто превышают данные им полномочия. Такие обстоятельства обязательно необходимо фиксировать и обжаловать их незаконные действия.

И не стоит питать иллюзий: цель любой проверки собрать достаточное количество доказательств вины налогоплательщика.

📌 Реклама Отключить

Особое внимание инспекторы акцентируют на проверке контрагентов налогоплательщика. При этом, даже если контрагент первого звена отвечает признакам добросовестной организации, то инспектор может заявить, что товара или услуги вообще не было, как и хозяйственной операции, поскольку контрагент второго или третьего звена «фирма-однодневка».

Как работает АСК «НДС 2»

Таким образом, первое, на что обращают внимание проверяющие, была ли сделка с контрагентом в реальности.

Закон также говорит, что если в налоговой и бухгалтерской отчетности мы отражаем операции, которых на самом деле не было, то уменьшить суммы налога к уплате нельзя (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Как мы упомянули выше, выявить «однодневку» налоговым органам помогает автоматическая система контроля уплаты НДС (АСК «НДС 2»).

Запросив выписки по счетам, инспекторы выстраивают схему движения денежных средств. По цепочке движения денег они выясняют, дошли ли средства до производителя или импортера товара или конечного подрядчика, выполнившего работы, оказавшего услуги.

Если конечным получателем денежных средств является «однодневка», то этот эпизод обязательно описываться в акте проверки и к нему прикладываться схема движения денежных средств.

Конечно, всегда можно сказать, что мы не знали о том, что контрагент второго и третьего звена не мог поставить товар контрагенту первого звена, проверка контрагентов вообще не входит в наши обязанности по закону (в НК РФ — нет подобных требований), но это может не сработать.

Судебная практика тому подтверждение. Так, в Определении № 305-КГ16-12622 10.11.2016 по делу № А40-173838/2015 Верховный Суд, отказывая налогоплательщику сослался на то, что все участники цепочки поставки товаров должны иметь необходимые ресурсы (офис, работников, склад и т.п.).

В данном деле претензии инспекции сводились к тому, что за нормальным контрагентом первого звена были «однодневки» и товар (хоть он существовал в реальности) не мог быть поставлен контрагентом первого звена, так как по документам он купил его у «однодневок», которые именно данный товар нигде не приобретали.

Кстати, эта позиция полностью согласуется с пп. 2 п. 2 ст. 54.1. НК РФ, в котором указано, что если лицо с которым заключен договор (поставщик, например) не могло исполнить обязательство по договору, то уменьшить налог к уплате также нельзя. За исключением случаев, когда это обязательство по сделке было передано третьему лицу в силу закона или договора, и это лицо его исполнило.

Таким образом, в случае обнаружения во время проверки такого «разрыва» в движении денежных средств, рекомендуется подтвердить добросовестность контрагента первого звена и реальность существования товара, результатов работ или услуг.

Также важно подтвердить, что именно контрагент, с которым заключен договор, выполнил взятые на себя обязательства по сделке.

И главное, помните, что готовых «коробочных» решений не существует. Готовьте сани летом и заблаговременно выстраивайте правовую позицию, а в случае если проверка уже идет, разработайте стратегию поведения, сбора и представления доказательств во время проверки и хорошо подготовьте возражения на акт и жалобу на решение в УФНС.

Общие положения о налоговом мониторинге

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Понятие и предмет налогового мониторинга

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *