Налоговый кодекс РФ ст 119

  • автор:

Штраф за несдачу декларации 3-НДФЛ или нарушение сроков ее сдачи — это санкция, применяемая к нарушителям Налогового кодекса РФ, который требует предоставить отчет о полученных доходах в указанный срок.

В случае неисполнения обязанности по раскрытию, декларированию сумм своих доходов ответственность наступает на основании статей Налогового кодекса РФ. А Кодекс об административных правонарушениях определяет размер штрафных санкций: он установил не только ответственность за непредоставление декларации о доходах 3-НДФЛ, но и санкции за нарушение сроков предоставления этого документа.

Кто подает

Такую отчетную форму обязаны подать физические лица, получившие доходы от вышеперечисленных источников, являющиеся резидентами РФ (постоянно проживающими на ее территории лицами). Также налогоплательщиками являются и нерезиденты, получающие средства, выгоду от источников, находящихся в стране. Такая отчетность подается гражданами в целях получения налогового вычета. И не следует забывать об индивидуальных предпринимателях, адвокатах, нотариусах, главах фермерских хозяйств, для которых сдача этой формы обязательна, вне зависимости от того, получали они доход в истекшем году или нет.

Что представляет собой 3-НДФЛ

Чаще всего за доходы физических лиц отчитываются их работодатели. Но существуют случаи, когда граждане должны сформировать 3-НДФЛ самостоятельно.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, этот отчетный документ подается в следующих случаях:

  • при получении дохода от продажи, реализации имущества. Необходимо отчитываться не только о продаже недвижимости, находившейся в собственности менее установленного НК РФ срока, но и о реализации других вещей, например, штраф за неподачу декларации о продаже автомобиля возможен, если продано ТС, находившееся менее 3 лет в собственности, и не исполнена обязанность по заполнению отчетных форм;
  • реализация имущественных прав (заключены договор цессии, сделка по переуступке прав требования);
  • гражданином получен дар в виде недвижимости, автомобилей, акций от других граждан, не являющихся близкими родственниками;
  • при получении вознаграждений по договорам, в том числе договорам ГПХ от лиц, не являющихся по законодательству налоговыми агентами;
  • при получении выигрышей;
  • при получении доходов от источников, находящихся или расположенных за границей Российской Федерации.

Если в указанных случаях отчет не подан, ответственность за непредоставление налоговой декларации 3-НДФЛ наступает неизбежно.

Когда и куда предоставлять

Отчетный бланк предоставляется в инспекцию по месту учета гражданина. Сделать это необходимо в срок до 30 апреля, в противном случае штраф за несвоевременную сдачу декларации 3-НДФЛ назначается даже при незначительной просрочке. Лица, формирующие отчетность в целях получения предусмотренного законом Российской Федерации вычета, сдают ее в течение всего календарного года, на них это правило не распространяется.

Подробнее о том, что будет, если не подать декларацию, или нарушить установленные законом сроки.

Ответственность за непредоставление 3-НДФЛ

В случае нарушения сроков или несдачи грозит штраф за несвоевременную подачу декларации 3-НДФЛ в установленном ст. 199 НК РФ размере. Штраф по этой статье берется и в случае неисполнения обязанности по подаче формы и в случае просрочки, то есть нарушения правила о сроках предоставления бланка. Таким образом, эти правонарушения законодателем приравниваются друг к другу. Штраф за просрочку подачи декларации 3-НДФЛ взыскивается пропорционально просроченному времени подачи налоговой отчетности. При неуплате налогов — в размере, установленном ст. 122 НК РФ.

Штраф за несвоевременное предоставление декларации 3-НДФЛ Штраф за неуплату налогов
5% от неуплаченной суммы по отчетной форме 20% от такой суммы

В случае непредоставления формы штрафная сумма взыскивается за каждый полный или неполный месяц в пределах 30%, но не менее 1000 рублей.

С 1 января 2014 г. ст. 119 НК РФ, предусматривающая ответственность за непредставление налоговой декларации, действует в новой редакции. В письме от 29.01.2014 № 03-02-07/1/3242 Минфин России рассказал, в каком порядке налоговые органы должны привлекать налогоплательщиков к ответственности по указанной норме НК РФ за нарушение сроков сдачи деклараций за 2013 г.

До 1 января 2014 г. п. 1 ст. 119 НК РФ звучал так: «Непредставление ­налогоплательщиком в установ­ленный законодательством о налогах и ­сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.».

Как видите, в ней не говорилось, на какую дату следует определять сумму недоимки для расчета штрафа. У чиновников было различное мнение на этот счет.

Минфин России считал, что размер недоимки должен определяться на дату уплаты налога, установленную законодательством о налогах и сборах (письмо Минфина России от 29.04.2011 № 03-02-08/48). У налоговиков была более выгодная для налогоплательщиков позиция. В пункте 2 письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@ они разъяснили, что сумма недоимки определяется на дату вынесения решения о привлечении к ответственности по ст. 119 НК РФ. И если к этому моменту сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основании декларации, внесена в бюджет, то санкция в данном случае будет минимальной — 1000 руб.

Пленум ВАС РФ в п. 18 постановления от 30.07.2013 № 57 дал указание судам, что при применении ст. 119 НК РФ размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

С 1 января 2014 г. п. 1 ст. 119 НК РФ действует в новой редакции. В ней теперь установлена дата, на которую следует определять сумму недоимки для расчета штрафа — день, установленный для уплаты соответствующего налога законодательством о налогах и сборах. Эти изменения были внесены в ст. 119 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ).

Но на основании какой редакции ст. 119 НК РФ будет рассчитываться штраф за непредставление налоговой декларации за 2013 г.? Ведь несмотря на то что она подается в налоговую инспекцию в 2014 г., суммы налога, подлежащие уплате на ее основании, относятся к 2013 г.

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства сообщили следующее. На основании п. 3 ст. 24 Закона № 134-ФЗ изменения, внесенные в п. 1 ст. 119 НК РФ, вступили в силу с 1 января 2014 г. Законом № 134-ФЗ не преду­смотрено придание обратной силы новой редакции п. 1 ст. 119 НК РФ. И поскольку обязанность по представлению в налоговый орган декларации за 2013 г. возникает в 2014 г., в случае ее непредставления в установленный срок применяется ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 119 НК РФ в редакции Закона № 134-ФЗ.

Новая редакция Ст. 119 НК РФ

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Комментарий к Статье 119 НК РФ

Обязанность представления налоговой декларации установлена ст. 80 НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

Налоговый кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, а также других документов. При этом нарушаются требования: ст. ст. 80, 81 НК РФ (посвященные налоговым декларациям, порядку ее представления и изменения), ст. ст. 88, 93 НК РФ, ряда других норм (о представлении документов по требованию налогового органа). Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.

В чем заключается опасность данного деяния? Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (их законными представителями), подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений (чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения и т.д.).

Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренную п. п. 1, 2 комментируемой статьи, отражают следующие моменты:

а) ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных налоговых правонарушения:

— нарушение установленного срока представления налоговой декларации;

— непредставление налоговой декларации в сроки, упомянутые в п. 2 комментируемой статьи 119 НК РФ.

Именно объективной стороной упомянутые выше налоговые правонарушения отличаются друг от друга;

б) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, на бланке установленной формы (лично или посредством почтового отправления) (п. п. 1 — 3 ст. 80 НК РФ);

в) срок представления налоговой декларации по каждому виду налога устанавливается тем или иным актом законодательства о налогах (например, налоговая декларация по подоходному налогу с физического лица должна быть представлена не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в течение которого физическое лицо получило подлежащий декларированию совокупный доход и т.д.);

г) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета. При этом следует иметь в виду, что:

— организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а если в нее входят филиалы и иные обособленные подразделения на территории РФ или в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество (включая транспортные средства), — по месту нахождения каждого подразделения (недвижимого имущества);

— индивидуальные предприниматели и приравненные к ним (для целей налогообложения) лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства;

— другие физические лица ставятся на учет по месту их жительства самими налоговыми органами в соответствии с правилами ст. 83 НК РФ;

— любые физические лица, имеющие подлежащие налогообложению объекты недвижимости и транспортные средства, подлежат также налоговому учету по месту нахождения упомянутого объекта (ст. ст. 83 — 85 НК РФ);

д) упомянутый в п. 2 комментируемой статьи срок (180 дней) исчисляется в календарных днях. Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах дня представления налоговой декларации потому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами статьи 6.1 НК РФ;

е) налоговое правонарушение, указанное в комментируемой статье, в основном совершается в форме бездействия: виновный или не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации, или пропускает срок, указанный в п. 2 комментируемой статьи.

Данное налоговое правонарушение нужно отличать от нарушения правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

Правильному применению комментируемой статьи будет способствовать учет позиций Конституционного Суда (по вопросу о соответствии ст. 119 НК РФ Конституции РФ), изложенной в Определениях N 291-О и N 316-О.

Субъектами налоговых правонарушений, указанных в п. п. 1, 2 комментируемой статьи, являются налогоплательщики — организации и физические лица:

а) ни налоговые агенты, ни иные лица не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного п. п. 1, 2 ст. 119 НК РФ;

б) ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного в УК РФ;

в) привлечение организации к ответственности по ст. 119 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Так, в соответствии со ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций в размере от 3 до 5 МРОТ;

г) привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ не освобождает от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Анализируя субъективную сторону деяний, которым посвящена комментируемая статья, следует учесть, что она может выражаться как умышленно, так и по неосторожности.

Перечислим санкции за деяния, предусмотренные в комментируемой статье:

а) налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога (а не от суммы полученного дохода), подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации. При этом штраф взыскивается:

— за каждый полный месяц, прошедший со дня, когда налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию (отсчет начинается со дня, следующего за указанным днем);

— за каждый неполный месяц (если отсчет начинается не с начала месяца);

— в размере, не превышающем 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, срок представления которой нарушен (но не менее 100 руб.);

б) деяние, предусмотренное п. 2 ст. 116 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере:

30% суммы налога, подлежащей уплате на основе не представленной в течение 180 дней налоговой декларации;

10% суммы налога, подлежащей уплате на основе упомянутой декларации (начиная с 181-го дня непредставления).

При этом уплата штрафов осуществляется за каждый полный, каждый неполный месяц;

в) штрафы, предусмотренные комментируемой статьей, не поглощают друг друга.

Размеры налоговых санкций, предусмотренных ст. 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами ст. ст. 112, 114 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 119 Кодекса устанавливает налоговую ответственность налогоплательщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение закрепленной подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 23 Кодекса).

Налоговая декларация, как определено в п. 1 ст. 80 Кодекса, представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Порядок представления налоговой декларации в налоговый орган установлен ст. 80 Кодекса (см. комментарий к ст. 80 Кодекса).

На конкретном примере в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 Кодекса) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Как указано в примере, ответчик, являясь плательщиком определенных видов налогов, обязан был представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

МНС России в письме от 22 января 2002 г. N СА-6-04/60 «О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями» <*> разъяснило, что в ст. 227, 229 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса, а также в подп. 4 п. 1 ст. 23 Кодекса установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) декларацию по налогу на доходы физических лиц независимо от наличия у них объекта налогообложения. Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок, по мнению МНС России, является основанием для привлечения к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 Кодекса.

———————————
<*> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2002. N 3.

Президиум ВАС России в п. 13 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, на конкретном примере указал, что уплата суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, предусмотренной ст. 119 Кодекса.

По мнению МНС РФ, выраженному в письме от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@ «О привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиков единого социального налога» <*>, за непредставление в соответствии с п. 3 ст. 243 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Кодекса расчета авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщика-работодателя налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса. На случай формирования противоположной судебной практики МНС России считает, что такие налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

———————————
<*> Экономика и жизнь. 2002. N 34.

Однако в п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, на конкретном примере разъяснено, что предусмотренный ст. 119 Кодекса штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.

С учетом приведенного разъяснения, данного в п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, МНС России в письме от 8 декабря 2003 г. N 14-3-04/3243-4-ау387 «О применении ответственности, предусмотренной ст. 119 НК» <*> выразило мнение о том, что налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, установленной ст. 119 Кодекса, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

———————————
<*> Налогообложение. 2004. N 1.

В качестве обоснования МНС России привело следующее:

статьи 287 — 289 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Кодекса содержат положения, устанавливающие обязанность налогоплательщиков и сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций за соответствующий отчетный период;

пунктом 1 ст. 289 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей Кодекса.

Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение сроков представления налоговой декларации предусмотрена ст. 15.5 КоАП: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.

Уголовная ответственность граждан-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, установлена в ст. 198 УК, уголовная ответственность руководителей, главных бухгалтеров и иных работников организаций-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления налоговой декларации, — в ст. 199 УК РФ.

В пункте 37 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что поскольку Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Кодекса срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (см. комментарий к ст. 115 Кодекса). С учетом данного разъяснения МНС России в письме от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушения налогового законодательства» <*> указало, что моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной ст. 119 Кодекса, следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

———————————
<*> Нормативные акты для бухгалтера. 2001. N 18.

2. В пункте 2 ст. 119 Кодекса предусмотрен квалифицированный состав налогового правонарушения, связанного с непредставлением налоговой декларации.

Квалифицирующим признаком является непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока.

МНС России в указанном выше письме от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 обращало внимание налоговых органов на то, что одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 и 2 ст. 119 Кодекса является неправомерным.

Следует отметить, что санкция п. 2 ст. 119 Кодекса не предусматривает в отличие от п. 1 комментируемой статьи нижний предел штрафа. Соответственно, при представлении в налоговый орган налоговой декларации, по которой налог, не причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 комментируемой статьи, не применяется. Такая позиция выражена, в частности, в письме МНС России от 4 июля 2001 г. N 14-3-04/1279-Т890 <*>.

———————————
<*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 12.

3. Пункт 3 ст. 119 Кодекса в первоначальной ред. устанавливал налоговую ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу и за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ п. 3 из комментируемой статьи исключен, а налоговая ответственность за указанные нарушения установлена ст. 129.1 и 126 Кодекса соответственно.

Размеры штрафов за опоздание с 3-НДФЛ

Сумма штрафа за несвоевременную сдачу декларации 3-НДФЛ зависит от величины налога к уплате (ст. 119 НК РФ):

  • НДФЛ = 0 (налог к уплате отсутствует) — опоздание с нулевым отчетом наказывается штрафом в сумме 1 000 руб. (ст. 119 НК РФ);
  • НДФЛ > 0 — штраф 5% от суммы налога (за каждый месяц просрочки со сдачей 3-НДФЛ), но не более 30% от общей суммы и не менее 1 000 руб.

Пример 1

Соболев А. А. в 2019 году нашел покупателя на свой побывавший в ДТП мотоцикл, приобретенный за 179 000 руб. По условиям договора купли-продажи стоимость продажи составила 95 000 руб. Мотоцикл был собственностью Соболева А. А. 1,5 года.

Сумма НДФЛ с полученного от продажи имущества дохода равна 0 (доход от продажи меньше расхода на покупку).

Соболев А. А. отчет по форме 3-НДФЛ своевременно не подал. Инспекторы оштрафовали его на 1 000 руб.

Пример 2

Григорьева Н. Е. сдавала в аренду однокомнатную квартиру в 2019 году и получала ежемесячный доход в сумме 12 000 руб. (годовой доход 144 000 руб., НДФЛ = 18 720 руб.). В 2020 году она представила налоговикам декларацию 3-НДФЛ позже положенного срока на 2,5 мес., хотя налог уплатила вовремя.

Налоговики рассчитали сумму наказания за это нарушение:

18 720 руб. × 5% × 3 мес.= 2 808 руб.,

где 3 мес. — число полных (2) и неполных (1) месяцев несвоевременности сдачи 3-НДФЛ.

Наложить штраф инспекторы вправе только в том случае, если в соответствии с НК РФ налогоплательщик обязан представить налоговикам 3-НДФЛ. Кто попадает в данную категорию, см. далее.

Кого нельзя наказать за опоздание с 3-НДФЛ

Полный список физлиц, обязанных подавать 3-НДФЛ, приведен в ст. 228 НК РФ. В эту категорию попали:

  • самостоятельно рассчитывающие НДФЛ граждане (ИП на ОСНО, адвокаты, нотариусы и др.);
  • получившие облагаемый НДФЛ дополнительный доход (выигрыш в лотерею, от сдачи жилья в аренду, от продажи машины и др.);
  • получившие за пределами РФ доход налоговые резиденты.

Как ИП заполнить и сдать декларацию детально объяснили эксперты КонсультантПлюс:

Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Детализацию списка лиц, обязанных подавать в инспекцию отчет по форме 3-НДФЛ, см. в материале «Кто заполняет и подает декларацию 3-НДФЛ».

Наложить штраф за несвоевременное представление 3-НДФЛ инспекторы не вправе, если физлицо подает декларацию с целью получения налоговых вычетов, не декларируя при этом никаких доходов. Для таких ситуаций срок отчетности не регламентируется.

Не попадают под наказание и те физлица, которые в соответствии с НК РФ не обязаны оформлять 3-НДФЛ, хотя и в истекшем налоговом периоде получали доходы:

  • исключительно в форме зарплаты (при этом о полученных работником суммах работодатель отчитался в налоговый орган);
  • от продажи собственного имущества, которым владели более 3 лет, а по недвижимости, приобретенной после 01.01.2016, — более 5 лет (ст. 217.1 и п. 17.1 ст. 217 НК РФ).

Полезную информацию для сдачи 3-НДФЛ без штрафов см. в рубрике «НДФЛ в 2019–2020 годах — изменения, формы, особенности».

Итоги

Штраф за опоздание с 3-НДФЛ зависит от суммы налога к уплате, отраженной в «опоздавшей» декларации. Составляет он 5% от суммы налога за каждый месяц опоздания со сдачей 3-НДФЛ, но не более 30% от суммы НДФЛ.

Минимальный штраф в размере 1 000 руб. может быть наложен за опоздание с 3-НДФЛ, если, по данным декларации, налог к уплате в бюджет отсутствует.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

12 июля 2020 Пригодится для: Предприниматели

340 грн — штраф за неподачу или несвоевременную подачу отчётности, применяется и к отчётности, которую не подали до 23 мая.

За неподанные ранее декларации будут штрафовать по новым штрафам

Налоговики напомнили, что штраф за неподачу или несвоевременную подачу отчётности увеличился до 340 грн (было 170 грн за отчёт). При повторном за год нарушении — 1020 грн (новые штрафы по ЗУ № 466).

Обратной силы данное нововведение не имеет, и если налогоплательщик до 23 мая не подал отчётность или подал с нарушением сроков, то при вынесении налогового уведомления-решения после 23.05.2020 г. применяются штрафы, действующие на день принятия решения (консультация в ЗІР, подкатегория 132.01).

Больничные ФЛП облагаются НДФЛ. Налоговый агент — Фонд соцстраха

Налоговики напомнили: выплаты по больничным ФЛП (в т. ч. по уходу за больным ребёнком) от Фонда соцстраха облагаются НДФЛ и военным сбором, а Фонд является налоговым агентом.

Больничный предпринимателя

Если ФЛП получает доходы не от предпринимательской деятельности, они облагаются по правилам, установленным для физлиц (п. 177.6 НКУ). Это касается и пособия по временной нетрудоспособности.

В доход ФЛП-единщика не включаются средства целевого назначения от фондов соцстрахования (пп. 4 п. 292.11 НКУ).

Электронную первичку хранят как и бумажную

Налоговики напомнили, что плательщик вправе определить удобный формат организации учёта деятельности. Хотя большая часть требований установлена к бумажной форме документов.

Но независимо от формата бумажные или электронные документы должны храниться не менее 1095 дней.

Информация в электронных документах должна быть доступной для дальнейшего использования. И должна быть возможность восстановить электронный документ в том формате, в котором он был создан, отправлен или получен.

Также надо хранить информацию, дающую возможность установить происхождение и назначение электронного документа, а также дату и время его отправки или получения (консультация в ЗІР, подкатегория 129.03).

9% НДФЛ и 5% ЕСВ для айти-работников

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 3799, которым предлагается облагать по ставке 9% НДФЛ доходы работников — специалистов в области инженерного и инжинирингового дела и применять ставку 5% ЕСВ к их зарплате.

У субъекта индустрии инжиниринга и инженерного дела:

  • не менее 70% доходов должно быть от деятельности, которая относится к индустрии инжиниринга и инженерного дела;
  • не менее 100 сотрудников — профессионалов в области инженерного дела (должности которых соответствуют подклассу 2149 «Профессионалы в других областях инженерного дела» в соответствии с классификатором профессий ДК 003: 2010) и пр.

Ставка НДФЛ 9% применяется к зарплате и другим доходам, которые выплачивают сотрудникам на должностях подкласса 2149 по классификатору профессий ДК 003: 2010. Доходы других работников облагаются на общих основаниях.

Налог с месячного дохода по ставке 9% не может быть меньше размера налога, исчисленного по ставке 18% с двукратного размера минимальной зарплаты (в 2020 году — 4723 грн × 2 × 18% = 1700,28 грн).

Ставка 5% ЕСВ действует на период до 1 января 2025 года. При этом взнос не может быть меньше ЕСВ по ставке 22% с двух минималок (в 2020 году — 2078,12 грн) и больше ЕСВ, рассчитываемого по ставке 22% от максимальной базы начисления, а это 15 минималок (в 2020 году — 15585,9 грн). То есть ЕСВ по ставке 5% применяется к зарплатам от 9 до 66 минималок (в 2020 году — от 42,5 тыс. до 312 тыс. грн).

Регистрационные формы для программных РРО

С 1 августа программные РРО будут доступны для использования на бесплатной основе. Регистрационные формы для программных РРО:

  1. Заявление о регистрации программного РРО — J/F 1316602 (форма № 1-ПРРО).
  2. Уведомление об обнаружении неисправностей программного РРО — J/F 1316701 (форма № 2-ПРРО).
  3. Уведомление об открытии смены программным РРО — J/F 1316801 (форма № 3-ПРРО).
  4. Уведомление о проведении расчётных операций в период отсутствия связи между программным РРО и фискальным сервером — J/F 1316901 (форма № 4-ПРРО).
  5. Уведомление о предоставлении информации относительно квалифицированного сертификата открытого ключа (для сообщений относительно сертификатов открытых ключей, которые применяются в ПРРО) — J/F 1391801.

Гоструда напомнила: стажировка тоже требует оформления трудовых отношений

Гоструда напомнила: приём на стажировку человека без оформления трудовых отношений — нарушение трудового законодательства, а штраф за это — 10 минималок, 47230 грн.

Инспекторы Гоструда Ровенской области проверили один из ТРЦ и выяснили, что вновь обрела популярность такая неофициальная форма занятости, как стажировка. Они обнаружили 13 человек на «стажировке» без оформления трудовых отношений. Специалисты Управления подчеркнули необходимость оперативного устранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *